О древности Нерехты существует несколько известных на современном этапе исторических свидетельств. Она упоминается в духовных грамотах великих князей Василия I Дмитриевича, Василия II Васильевича, Иоанна III Васильевича и царя Иоанна IV Грозного. В 1380 году супруга великого князя Димитрия Донского Евдокия пожаловала на молитву преподобному Сергию, Радонежскому игумену , «в Нерехте село свое Федоровское с приселками и деревнями в Костромском уезде». Несколько раньше, во второй половине XIV века (1362 год), Нерехта упоминается в рукописном житии преподобного Пахомия , основавшего в трех верстах от города монастырь. Самое раннее упоминание Нерехты сохранилось в летописце Переяславля-Суздальского под 1213 годом в связи с ожесточенной междоусобной борьбой детей великого князя владимирского Всеволода III Большое Гнездо. В летописце говорится: «Того же лета (6722) пакы зача Константин рать, отъят у Гюргя Соль Великую, а Кострому пожьже, а у Ярослава отъя Нерохъть…». Первое поселение на территории современной Нерехты возникло на берегу одноименной реки, которая и подарила городу свое название. Нерехта на языке мерян значит «река в низкой болотистой местности». Меряне или меря – древнее финно-угорское племя, жившее на территории Владимирской, Ярославской, Ивановской, Московской, Вологодской и значительной части современной Костромской областей до прихода туда в IX–XI веках славян. Жителям будущего города из-за недостатка пахотных земель оставалось только занятие ремеслом. Становится очевидным, что Нерехта могла появиться только как ремесленный и торговый центр, окруженный земледельческими селами и деревнями. Особенности ландшафта (заболоченность и обилие векового леса) ограничивали земледелие первых славянских поселенцев на территории современной Нерехты. Почти все пригодные для пашни земли вокруг Нерехты были заняты соседними деревнями и селами. Только в XVI–XVII веках появились мирские приговоры об отводе нерехтчанам земли под овины для молотьбы хлеба. По всей видимости, возникновение Нерехты с самого начала было связано с соляным промыслом. Хотя первое письменное упоминание о развитии в Нерехте солеварения относится к 1423 году, соль могли добывать и в более ранее время. Развитие солеварения способствовало развитию торговли. Нерехта стала узловым пунктом на пересечении торговых путей, связывающих ее с центрами Ростово-Суздальского княжества – Ростовом, Ярославлем, Костромой, Нижним Новгородом и Владимиром. Игумен Антоний (Бутин). О древности возникновения города Нерехты

http://azbyka.ru/palomnik/Нерехта

О.Ю. Васильева, И.И. Кудрявцев, Л.А. Лыкова Содержание Предисловие Археографическое предисловие Раздел 1. Документы церкви 1. Обращение митрополита Московского и Коломенского Сергия (Страгородского) пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви 2. Обращение церковной общины Князь-Владимирского собора в Ленинградский Совет депутатов трудящихся (Ленсовет) о желании открыть на средства общины лазарет для раненых и больных воинов 3. Список священнослужителей и действующих храмов Русской Православной Церкви в г. Ленинграде, I составленный митрополитом Алексием (Симанским) 4. Объявление Епархиального управления о проведении богослужения в церквях г. Могилева 5. Послание Патриаршего местоблюстителя Сергия, митрополита Московского и Коломенского к верующим г. Москвы 6. Телеграмма митрополита Ленинградского Алексия И. В. Сталину о внесении Ленинградской епархией 500 000 руб. на постройку танковой колонны имени Димитрия Донского 7. Обращение Патриаршего местоблюстителя митрополита Московского и Коломенского Сергия к верующим в связи с поддержкой фашистов православными епископами Прибалтики 8. Определение Патриаршего местоблюстителя, главы Православной Церкви в СССР Сергия митрополита Московского и Коломенского «По делу митрополита Сергия Воскресенского с другими» 9. Рапорт священника Димитриевской церкви Г. Бенигсена начальнику Псковской Православной миссии освобожденных областей России протоиерею Кириллу Зайцу об открытии приюта для сирот, детского сада, церковной школы и ведении им радиопередач на религиозные темы и обращение протоиерея Кирилла Зайца к экзарху Сергию (Воскресенскому) с просьбой передать благословление прихожанам и священнику Димитриевского прихода за их начинания 10. Письмо митрополита Ленинградского и Псковского Алексия председателю исполкома Ленсовета П. С. Попкову с просьбой разрешить издание документального сборника по истории Ленинградской епархии в годы войны 11. Письмо председателя церковного совета Хомутовской церкви Щелковского района Московской области А.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Обряд коронования Русских царей, как и многое другое, перешел к нам из Византии и долгое время сохранялся со всею строгостью придворного церемониала. Помимо некоторых изменений. Сделанных в нем в XVII веке, он в главных своих чертах удержался и до настоящего времени. Царь приказывал боярам собраться во дворец, где объявлял им свою волю – венчаться венцом предков, а митрополита или патриарха просил поставить в собор необходимые для венчания принадлежности: царское место, налой и вообще велел ему «устроить чин». В назначенный день в сопровождении свиты шел в церковь и, приветствуемый со стороны клира многолетием, молился и прикладывался к иконам чудотворцев. Затем митрополит или патриарх благословлял царя и начинал служить молебен, причем окольничие приводили толпы народа в порядок и водворяли тишину в храм. После молебна царь говорил речь к митрополиту, в которой он касался положения России при предшествовавшем царствовании и просил венчать его по древнему обычаю. Первоприсутствующий иерарх отвечал царю словом, в котором большею частью повторял за царем, затем благословлял его крестом и читал молитву. После этого он возлагал на царя венец вручал ему скипетр и «яблоко» и снова читал молитву. После провозглашения клиром многолетия венчанному государю предстоятель церкви поучал царя «о полезных», говорил ему о его обязанностях по отношению к Богу, церкви и духовенству, по отношению к царской власти и подданным. Совершение чина венчания на царство впервые мы видим в самом конце XV века, во время коронования Димитрия Ивановича, несчастного внука великого князя Ивана Васильевича (4-го февраля 1498 г.), но этот обряд очень краток и описание его дошло до нас лишь в списках. 1 Затем мы имеем чин венчания царя Ивана Васильевича (16 января 1546 г.) 2 , Феодора Ивановича (30-го июня 1584 г.) 3 , Михаила Феодоровича (11-го июля 1613 г.) 4 , Алексия Михайловича, Феодора Алексеевича и т. д. Одной из необходимых принадлежностей этого чина было, как сейчас упомянуто, митрополичье и патриаршее слово, обращенное к венчанному, уже царю, которое также не подвергалось изменениям в продолжении многих лет. 5 Об этом-то «поучении» мы и намерены сделать одно не большое замечание.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Максим Грек Книга посвященная жизни и творчеству преподобного Максима Грека. Акцент делается на Максиме прежде всего как философе, при чем нетривиальном философе. Через фигуру преподобного Громов показывает свою главную тему — древнерусскую философию. Содержание книги: ВВЕДЕНИЕ Глава I. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО 1. В ИТАЛИИ И НА АФОНЕ 2. «МАКСИМ ФИЛОСОФ» В РОССИИ 3. СУДЬБА НАСЛЕДИЯ Глава II. ПРОСВЕЩЕНИЕ БРАТЬЕВ СВОИХ 1. ПЕРЕВОДЧИК И КОММЕНТАТОР 2. ПОЛЕМИСТ И ОБЛИЧИТЕЛЬ НЕВЕЖЕСТВА 3. ЕДИНСТВО ЛОГОСА И СОФИИ Глава III. НРАВСТВЕННОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ БЫТИЯ 1. ЧТО ЕСТЬ ФИЛОСОФИЯ? 2. КОРЕНЬ ЗЛА«СРЕБРОЛЮБИЕ» 3. ДИАЛЕКТИКА ДОБРА И ЗЛА Глава IV. ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ СОЦИУМА 1. КРИТИКА «НЕСТРОЕНИИ» 2. ИДЕАЛ ОБЩЕСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА 3. СМЫСЛ ИСТОРИИ Глава V. ОНТОЛОГИЯ И ГНОСЕОЛОГИЯ 1. ОБРАЗ МИРОЗДАНИЯ 2. ЧЕЛОВЕК КАК МИКРОКОСМ 3. ДУХ ИСТИНЫ ПАРАКЛИТ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЕ. ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИЗ СОЧИНЕНИЙ МАКСИМА ГРЕКА УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН ЛИТЕРАТУРА ВВЕДЕНИЕ     В марте 1553 г. молодой и полный сил царь Иван Васильевич Грозный внезапно заболевает тяжкой «огневой болезнью» (см. 96, 73, Казалось, дни его сочтены. Часть бояр присягает на верность царевичу Димитрию, наследнику престола, а князья Старицкие, близкие родственники царя, готовятся к захвату трона в случае смерти Ивана. Наступают тревожные дни, когда у постели тяжело больного государя решается вопрос о власти над великой державой, о возможных изменениях во внутренней и внешней политике России, о судьбах многих начинаний безвременно уходившего из жизни двадцатидвухлетнего энергичного правителя страны. Но кризис миновал, царь Иван Васильевич выздоравливает и в благодарность за чудесное избавление от близкой смерти, уже стоявшей у его порога, отправляется вместе с первой любимой своей женой. Анастасией и младенцем Димитрием в Кириллов монастырь за сотни верст к северу от Москвы, чтобы поклониться основателю обители Здесь и далее в скобках сначала указывается номер источника в списке литературы, помещенном в конце книги, затем курсивом номер тома, если издание многотомное, и далее страницы источника.  (Ред.)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=886...

П.В. Долгоруков Вельяминовы-Зерновы Татарский мурза Чет, находясь, в 1330 году, близ Костромы, имел видение: ему явилась Пресвятая Богородица с Предвечным Младенцем, и с предстоящими перед нею, в молении, Святым апостолом Филиппом и священно-мучеником Ипатием 340 . Чет приял святое крещение, с именем Захария, и на месте видения построил монастырь, ныне известный под названием Костромского-Ипатьевского монастыря. Сын Чета, вместе с ним приявший святое крещение с именем Александра Захарьевича, имел сына Дмитрия Александровича, по прозвищу зерно. Сей последний имел трёх сыновей: 1) Иван Дмитриевич имел также трёх сыновей: а) Фёдора Ивановича, по прозвищу сабур, родоначальника Сабуровых; б) Данила Ивановича Подольского, бывшего боярином при великом князе Василие Димитриевиче; у него, по древним родословным книгам, были: сын Михаило, и внук Дмитрий, умерший бездетным, и в) Ивана Ивановича, по прозвищу годун, родоначальник Годуновых, угасших в начале восемнадцатого века; 2) Константин Дмитриевич, по прозвищу шея, сыновей не оставил, а имел двух дочерей: старшая была за Фёдором Кутузовым; вторая за князем Александром Ростовским (родоначальником князей Щепиных); 3) Дмитрий Дмитриевич имел сына Андрея Дмитриевича, по прозвищу глаз, и внука Вениамина Андреевича, родоначальник Вельяминовых-Зерновых. отцовский ОТ ЗАХАРИИ ЧЕТЫ КОЛЕНО VI: Вениамин Андреевич КОЛЕНО VII: Фёдор Вениаминович Иван Вениаминович брех † 1506 Григорий Вениаминович стерляг КОЛЕНО VIII: Григорий Фёдорович болван Иван Фёдорович синец Андрей Фёдорович Юрий Фёдорович Дмитрий Фёдорович Тимофей Фёдорович Иван Фёдорович семой Лобан Фёдорович Михайло Фёдорович КОЛЕНО IX: Никифор Григорьевич Василий Григорьевич Иван Григорьевич деша Иван Иванович Афанасий Андреевич Иван Юрьевич Пётр Юрьевич Иван Тимофеевич бояринец Никита-Тит Иванович Андрей Иванович Иван Иванович КОЛЕНО X: Давыд Никифорович Леонтий Никифорович Фёдор Васильевич Иван Васильевич Григорий Иванович Дмитрий Иванович, окольничий † 1604 Юрий Иванович Афнасий Иванович

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

П.В. Долгоруков Графы и дворяне Уваровы В первых годах пятнадцатого века выехал из большой Орды в Москву, к Великому Князю Василию Димитриевичу, мурза Минчак, сын мурзы Косая, и принял святого крещение с именем Симеона Косаевича. У него было четыре сына: Давыд Семёнович, родоначальник Давыдовых и угасшей фамилии Минчаковых; Злоба Семёнович, родоначальник Злобиных, Оринка Семёнович, родоначальник Оринкиных и Увар Семёнович, родоначальник Уваровых. Сын сего последнего, Кузма Уварович имел трёх сыновей: старший по прозванию Неклюд; второй по прозванию М...ок; третий по прозванию Палка; все трое получили от Иоанна Великого, около 1480 года, в новгородской земле, в Вотской ..., в погосте Введенском-Дудоревском, ... земли Новгородцев Петра Есиповича Кречетникова и Михаила Иевлевича Ль...ва. Двое Уваровых, Дмитрий Сергеевич и Никита Васильевич Воронач пожалованы поместьями в московском уезде, 2 октября 1550 года. Дмитрий Васильевич подписался, в 1571 году, в полутораста рублях в поручной записи по боярине князе Иване Фёдоровиче Мстиславском; Фёдор Владимирович был воеводою в Тетюшах в 1615 году и в Макгазее в 1623 году; Андрей Онуфриевич был воеводою в Красноярске в 1627 году; Игнатий Андреевич воеводою в Верхотурье с 1623 года по 1627 год, Пелагея Уварова была , в 1650 году, келариею Кремлёвского Вознесенского монастыря в Москве. Двадцать четыре Уваровых владели населёнными имениями в 1699 году. Петр Ильич, бригадир и помещик веневского уезда, имел двух сыновей: старший, Федор Петрович (рождение 16 августа 1769 † 20 ноября 1824), генерал от кавалерии, генерал-адъютант и всех российских орденов кавалер, командир гвардейского корпуса и член государственного совета при Императоре Александре I, был одним из храбрейших генералов и из благороднейших людей своего времени; он женат был на графине Марие Фёдоровне Зубовой, рождённой княжне Любомирской; детей не имел; младший, Дмитрий Петрович, полковник и флигель-адъютант Императора Алесандра I, потом статский советник; женат был на княжне Екатерине Васильевне Горчаковой (бывшей во 2-м браке за графом Львом Алексеевичем Перовским).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Памяти Ирины Васильевны Ватагиной Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 57, 2010 12 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 57, 2010 Значение больших личностей не всегда сразу оценимо. Для этого нужно время, особенно когда перед нами такой значительный человек, каким была Ирина Васильевна Ватагина. На её отпевании смело сказал отец Димитрий Смирнов: “Как Феофан Грек передаёт творческое наследие преподобному Андрею Рублёву, так Мария Николаевна Соколова передаёт своё наследие Ирине Васильевне”. И когда сопоставляются такие масштабы, поневоле теряешься в мгновенной оценке. Но что-то нужно сказать сразу, чтобы не ушли яркие воспоминания. Тем более, что для меня Ирина Васильевна имела особое значение, потому что именно с неё в буквальном смысле началось моё воцерковление. 1 декабря 1978 года, когда после крещения отец Александр Куликов вводил меня во Введенский алтарь Николо-Кузнецкого храма, на жертвеннике я увидел несколько икон. Это были одни из первых икон Ирины Васильевны и её ученицы Марии Львовны, написанные для Николо-Кузнецкого храма — один из двунадесятых праздников и клейма для царских врат. И отец Александр, зная, что я художник, подводит меня к этим иконам: “Ты видишь это? Ты понимаешь, ты чувствуешь, что перед тобой?”. И вот, при таком воцерковлении мне сразу начал открываться совершенно новый мир, невиданный ранее. Это было не какое-то теоретическое воцерковление. Можно долго и мудро рассказывать о том, что такое Церковь и как в ней жить, а здесь я своими глазами через плоды творчества Ирины Васильевны увидел мир иной. Это горело что-то настолько пронзительно, непохоже ни на какую другую живопись, ни на какие другие музейные экспонаты, настолько было живо и призывало как-то соприкоснуться и участвовать в этом, что невозможно забыть. Именно это прежде всего я хотел отметить — важность первых встреч при воцерковлении: как важна была встреча с Ириной Васильевной, с её опытом, с её творчеством, что и помогло моему вхождению в Церковь, в её жизнь.

http://pravmir.ru/pamyati-irinyi-vasilev...

Писцово. Собор Троицы Живоначальной. Троицкий собор Карта и ближайшие объекты «Каменная, с каменною колокольнею; кем и когда построена, о том сведений не сохранилось. Престолы: во славу Пресвятой Троицы, и в честь: Божией Матери, празднования явления Ее Иконы Знамение. Причта по штату положено: священник, дьячек и пономарь, и сверх штата в клире состоят: священник, диакон и пономарь. Жалованья штатному причту 168 рублей. Проценты с капитала 191 руб. поступают в пользу причта, а с капитала 95 рубл. в пользу церкви. Земли 34 десятины 59 кв. сажень. Планы и межевые книги на землю имеются. Прихожан муж. пола 758, женс. 978, дворов 182; в том числе 7 раскольников, 25 раскольниц, и 2 двора раскольнических. В приходе селений состоит 4, на пространстве 5 верст от церкви; препятствий в сообщении нет. Сайт Собора Пресвятой Троицы на www.pistsovo.narod.ru Храм Святой Троицы (недействующий). Храм существует издавна, когда и кем построен неизвестно. Сведений о времени сооружения не сохранилось. По преданию, через Писцово на Казань проезжал царь Иоанн Грозный‚ останавливался здесь и, зачерпнув дубовым ковшом студеной воды из местного колодца «остался ею весьма доволен». И будто бы‚ заложил он здесь церковь Святой Троицы. Каменный храм был заложен вместо деревянного, существовавшего здесь ранее. Царь Иоанн Васильевич во время подготовки к Казанскому походу совершил перед походом ряд паломнических поездок, во время которых посетил многие города Московской Руси и молился у мощей тех своих святых предков, на покровительство и помощь которых надеялся в этой войне. Казанский поход воспринимался русским народом как прямое продолжение дела князя Дмитрия Донского, поэтому Государь, прежде всего, совершил паломничество в Коломну, где молился о победе перед тем же образом Богоматери, который ранее был во время Куликовской битвы со св. князем Димитрием Донским. Повторяя деяние своего великого предка, пошедшего в чужую враждебную землю и одержавшего там победу над агарянами, собравшего для битвы на Куликовом поле всю Русь под знамена Москвы, Грозный Царь так же осуществляет единение всей Русской земли. Собирая войска во Владимире, Шуе, Ярославле, Муроме, Иоанн Васильевич одновременно совершал в этих городах молитвенное поклонение мощам святых князей-воинов. Когда Иван Грозный пошел окончательно брать Казань в 1552-м году, Кострома выставила особый отряд под командованием князя Серебряного, который немало отличился при штурме. Вполне возможно, что народное предание о посещении села Писцова Иоанном IV не просто красивая легенда.

http://sobory.ru/article/?object=01693

Разрытое. Разрытовский Троицкий Покровский монастырь. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Женская община в Разрытом создана в 1900 году вдовой вице-адмирала, директора инспекторского департамента Морского министерства М.П. Голицина - Александрой Васильевной Голициной (ур. Гудович), дочерью владельца усадьбы. Определением Синода от 21-28 апреля 1904 года община обращена в монастырь. Число насельниц к 1907 году достигло 80. В здании, где они жили, располагалась школа-приют для девочек-сирот. Была устроена богадельня. Перед революцией священником в монастыре служил Димитрий Красногорский, по некоторым данным - по благословлению Иоанна Кронштадтского. В декабре 1917 года был составлен акт переписи монастырского имущества, и большую часть земель передали Разрытовской сельхозшколе. Ликвидация монастыря, как " контрреволюционного гнезда на четыре уезда Гомельской губерни " , оформлена Постановлением президиума Мглинского уисполкома от 24 июня 1921 года. От строений монастыря осталась хозяйственная постройка красного кирпича и перестроенный дом на старом цоколе. Использованы материалы книги С.П. Кизимовой и Е.М. Зубовой " По следам святых обителей " , Брянск, 1999 Основан, по определению Святейшего Синода от 5-19 июля 1900 года, вдовой генерал-адъютанта вице-адмирала, княгиней Александрой Васильевной Голицыной, пожертвовавшей капитал и земли в ее имении. Открыт 1 октября 1900 года под именем женской общины, которая по определению Святейшего Синода от 21-28 апреля 1904 года за 2116, обращена в монастырь. Закрыт в 1921 году, строения не сохранились. Населенные пункты Брянского края: энцикл. слов./[сост. О. Р. Вязьмитин]. — Изд. 2-е, доп. и испр. — Брянск: Белобережье, 2012 Село Разрытое… Здесь всё пропитано историей. В памяти этого места - вера и неверие, мечты и реальность, легенды и документы. Возникло оно небольшим восточнославянским поселением в истоке реки Воронусы еще до нашествия монголо-татар на Киевскую Русь. Старинные литературные источники свидетельствуют, что Разрытое претерпело много бед от княжеских неурядиц и монголо-татарского разорения в период феодальной раздробленности Киевской Руси.

http://sobory.ru/article/?object=39419

Сей преподобный отец наш Паисий бяше перъвее игумен, потом архимандрит 3114 во граде Галиче, во обители Божия Матере, честнаго и славнаго ея Успения 3115 , во времена благовернаго и христолюбиваго великого князя Василия Васильевича Московскаго 3116 и всеа Руссии, внуке, великаго князя Димитрия Ивановича Московскаго 3117 , иже преславну победу над нечестивым Мамаем за рекою Доном показавшаго, и при великом князе галическом Димитрие Георъгиевиче 3118 , внуке жь великого князя Димитрия Ивановича, и при сыне великого князя Василия Васильевича Московскаго, при великом князе Иоанне Васильевиче 3119 . От каковых же родителей сей преподобный родися, от велмож или от поселян, и во благочестии ли цветущих, или неверием одержимых (бяше бо в то время еще много неверных), кий же град или страна воспита его, и како прият аньгелский образ, – о сем мы писания не обретохом. Сие же вемы, яко отечество его есть на небесех: аще бо плотию и на земли живите, но духом гоняше небесная 3120 и небеснаго Иерусалима житель, согражданин ангелским ликом быти сподобися. О плотском же его рождении и воспитании и о родителех его аще нами и неведомо суть, обаче несть сие укоризна преподобному. Мы же убо елико обретохом в древних галических летописцех 3121 о сем преподобнем отце нашем Паисие и о обители его написано, сие и вашей любви предложити не обленимся. Точию о сем смиренно молим, да не отягчатся слухи ваша продолжением беседы сея, и да не зазрит сердце ваше худоумию нашему, аще что обрящете погрешено, вы убо, о, христолюбцы, съвоим благоразумием оно погрешение исправляйте, на мя же, окаяннаго, да не изрекут уста ваша слова клятвеннаго, ведяше, яко не ангел писа сие, но человек бренный и всяким мира сего страсьтем подлежащий, вместо же клятвы даруйте мне, грешнику, благословение. И в погрешениих, аще что обрящете, сподобите мя прощению, понеже и сами вси вы, о, христолюбцы, требуете от Спаса Христа благословения и прощения. Прочитающим же убо и послушающим сея повести да будет в ползу и во спасение, благодать же Божия, и мир, и милость да водворяется в сердцах ваших отъныне и до века, такожде и молитвы преподобънаго отца нашего Паисия да будут вам во благо поспешны. То уже время начата ми повесть, о нейже исперва предложих вашей любви слово.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010