Глава обновленческого раскола митрополит Евдоким (Мещерский) предпринял все возможные меры, чтобы не допустить хиротонии во епископа архимандрита Онуфрия. В декабре 1922 года Андрей Гагалюк, разыскивая своего брата архимандрита, обратился к «митрополиту» Евдокиму с просьбой сообщить что-нибудь об архимандрите Онуфрии. Евдоким был хорошо осведомлен о происходящем в православных приходах и незамедлительно ответил, что архимандрит Онуфрий находится в Кривом Роге и ведет активную проповедь против обновленческого движения в Церкви. При этом Евдоким добавил: «Если вы его брат, я вам советую послать ему сейчас же, немедленно, телеграмму с вызовом его в Москву ко мне. Если он смирится перед нами и примкнет к нашему движению, мы возведем его в сан епископа и дадим ему любую епархию. Вы должны предупредить его, что, если он не покорится нам, его ждет тюрьма и ссылка. Поспешите. Время не терпит». Телеграмма была послана, и последовал ответ: «Ничего общего с Евдокимом иметь не желаю». Спустя два года, когда брат посетил владыку Онуфрия в Харькове и речь зашла о посещении Андреем «митрополита» Евдокима, владыка, слегка пожурив брата, сказал: «Евдоким меня звал потому, что знал – скоро должна состояться моя хиротония. Как ни старались обновленцы помешать этому, я усыпил их бдительность и успел тайно выехать в Киев, где и был возведен в сан православного епископа. Они страшно обозлились и решили во что бы то ни стало погубить меня. Содержание меня в тюрьмах и ссылка – это дело их рук». 4 февраля 1923 года экзарх Украины митрополит Михаил (Ермаков) и епископ Уманский Димитрий (Вербицкий) хиротонисали прибывшего в Киев архимандрита Онуфрия во епископа Елисаветградского, викария Одесской епархии. Митрополит Михаил уведомил новохиротонисанного архиерея, что канонически он подчиняется ему и епископу Николаевскому Прокопию (Титову), назначенному управляющим Херсоно-Одесской епархией. После хиротонии епископ Онуфрий сразу же уехал в Елисаветград, а на следующий день митрополит Михаил был арестован и сослан.

http://fond.ru/kalendar/427/ippolit/

Участники совещаний духовенства Киевской губ. в авг.-сент. 1922 г. обращались к патриарху с просьбой разрешить проведение Всеукраинского Собора, аналогичные резолюции принимали благочиннические съезды Киевщины, прошедшие в 1923 г. (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 211. Л. 18-19). Стремясь укрепить церковную жизнь на Украине в условиях распространения автокефалистского и обновленческого расколов, митр. Михаил добился регистрации 7 авг. 1922 г. «Киевского церковного совета епископов, клириков и мирян» (ГА Киевской обл. Ф. 111. Оп. 1. Д. 484. Л. 204). Совет провел 2-4 сент. 1922 г. в Киеве под рук. митр. Михаила свое единственное совещание с участием ряда епископов, священников и прихожан из др. епархий, к-рые прибыли на предполагавшийся Всеукраинский Собор (см. Киевское совещание 1922 г. ). На совещании обсуждались возможность украинизации богослужения в приходах по желанию прихожан, вопросы реформирования церковноприходской жизни на принципах «соборноправности», была принята резолюция с осуждением деятельности обновленческой «Живой церкви» . После обсуждения создания автокефалистской лжеиерархии на совещании организовали комиссию по диалогу с УАПЦ во главе с еп. Димитрием (Вербицким). На заключительном заседании большинство участников выступило с пожеланием к Собору епископов всея Украины «объявить, что Украинская Церковь отныне стала на путь автокефалии, и принять меры к закреплению этой автокефалии законно-каноническим путем». На состоявшемся 5 сент. заседании синода украинских епископов были утверждены высказанные на Киевском совещании предложения. В Москве отрицательно отнеслись к укр. инициативам. В определении патриарха и Синода от 1 февр. 1924 г. указывалось: «Не благословляется как Святейшим Патриархом, так и Священным Синодом вводить в церковную жизнь Украины постановления и пожелания Собора епископов Украины, который состоялся в августе 1922 г.» (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 211. Л. 27-28). Впосл. укр. раскольники использовали материалы Киевского совещания, к-рое они называли «Всеукраинским собором», для подтверждения собственной позиции. Обновленцы утверждали, что на совещании митр. Михаил выступил в поддержку идей обновленчества, за автокефалию правосл. Церкви на Украине (Автокефалия Православной Украинской Церкви в совещании депутатов Киевского собора 1922 г.//Голос правосл. Украины. Х., 1925. 3. С. 3-4). При организации «лубенского» раскола Ф. И. Булдовский в заявлении от 11 нояб. 1923 г. апеллировал к «Киевскому собору 1922 года», к-рый, по утверждению Булдовского, прошел под лозунгами автокефалии, украинизации и соборноправности, но его резолюции не были реализованы.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Степаненко, настоятель Подольской Андреевской общины свящ. Г. Жевченко (2 последние общины делили храмы с приходами РПЦ). Еще одна киевская община, «Лыбедская Украинская парафия при Ильинской Безаковской церкви», своего делегата не прислала, т. к. ее регистрация была отменена и оспаривалась летом 1921 г. Ликвидотделом НКЮ УССР. В 1-м докладе председатель ВПЦР Мороз раскрыл цель своего движения, к-рая заключалась в преобразовании церковного устройства укр. правосл. приходов на почве автокефалии, соборноправности и украинизации. Одной из важнейших задач собора он назвал образование собственного епископата. Собор принял резолюцию «Про киевский епископат», в которой объявил викарных епископов К. е. Назария (Блинова), Димитрия (Вербицкого) и Василия (Богдашевского) «самочинными руководителями», запретил приходам подчиняться им, допускать к богослужениям как самих епископов, так и подчиняющихся им священников, а также поминать «каких-либо патриархов и епископов, которые не принадлежат к украинской церкви». В постановлении собора Киевщины ВПЦР признаётся как «единственный высокий правомочный, временный орган руководства делами» Украинской автокефальной Православной Церкви. Собор утвердил, что основами церковного устройства для Украины следует считать автокефалию церкви, ее отделение от гос-ва, соборноправность в церковном управлении и использование в богослужениях укр. языка, народных обрядов и обычаев. Он избрал для коллегиального управления «украинизированными» приходами Киевщины т. н. Киевскую губернскую церковную раду, в состав которой вошли 9 священников: Михаил Маляревский, Иоаким Калишевский, Конон Бей, Иаков Чулаевский, Марк Грушевский, Петр Тарнавский, Владимир Бржосновский, Жевченко, Иоанн Павловский (все они впосл. стали «уездными епископами» УАПЦ). Собор единогласно избрал митрополитом Киевским заштатного архиеп. РПЦ Парфения (Левицкого), а его заместителем - перешедшего в обновленчество еп. РПЦ Антонина (Грановского), обоих - в заочном порядке, без их согласия и желания. Кандидатами на должность «губернского епископа Киевщины» участники собора избрали 10 лиц: протоиереев Липковского, Евфимия Сецинского, Шараевского, священников Стефана Орлика, Кирилла Бережницкого, Марка Грушевского, Константина Кротевича, Андроника Руденко и П. Погорилко, а также мирянина Г. Д. Стороженко. Выборы «епископа Киевщины» планировалось провести в ходе намеченного на 14 окт. 1921 г. «Всеукраинского собора».

http://pravenc.ru/text/1684527.html

К. К. Крайний, В. Г. Пидгайко Еп. Никодим (Кротков). Фотография. 1908 г. Февральская революция 1917 г. вызвала большие перемены в жизни К. е. Значительная часть духовенства Киева стояла на консервативных позициях. 22 февр. 1917 г., после начала в Петрограде Хлебных бунтов, в Киеве прошло совещание городского духовенства под председательством Чигиринского еп. сщмч. Никодима (Кроткова), 1-го викария К. е. Участники приняли телеграмму к императрице с призывом к «разгону Думы, революционизирующей общество» (Церковь и жизнь. Пг., 1917. 5/6. С. 77). После отречения имп. св. Николая II Александровича (2 марта 1917) представители киевского духовенства во главе с еп. Никодимом предприняли попытку реабилитироваться перед новыми властями: 7-9 марта 1917 г. в Киеве прошло расширенное собрание духовенства К. е., участники которого выпустили неск. заявлений в поддержку Временного правительства, хотя и достаточно сдержанных. 18 мая 1917 г. по настоянию обер-прокурора Синода В. Н. Львова еп. Никодим как активный «старорежимник» и «черносотенец» был переведен викарием в Саратовскую епархию, несмотря на несогласие Киевского митр. Владимира (Богоявленского) и протесты киевлян. 22 июня еп. Никодим был возвращен на Чигиринское вик-ство. В марте-апр. 1917 г. среди духовенства К. е. активно проявляли себя сторонники автономии Церкви на Украине и украинизации богослужения (позднее аналогичные группы духовенства стали активно действовать в Полтавской, Волынской и Подольской епархиях). Начав с требований церковной автономии, эти круги духовенства впосл. перешли к пропаганде автокефалии. Толчком к росту этого движения стало образование 4 марта 1917 г. Украинской Центральной рады, которую возглавил М. С. Грушевский , стремившийся уменьшить церковное влияние на политические процессы. Рада пользовалась поддержкой части киевского духовенства: ее приветствовал еп. Димитрий (Вербицкий) , викарий К. е., собрание киевского духовенства под рук. еп. Никодима 15 марта 1917 г. избрало 3 делегатов в раду. В янв. 1918 г. рада учредила департамент исповеданий, главой к-рого стал Н. Н. Бессонов - бывш. Красноярский еп. Никон, снявший с себя сан и монашество. У киевских монастырей были реквизированы земли и городские владения.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

В апр. 1917 г. в трапезной палате Киево-Печерской лавры начали проходить собрания с участием как белого духовенства, так и монашествующих, на одном из к-рых было провозглашено создание Исполнительного комитета духовенства и мирян Киевской епархии. Комитет учредил должность комиссара по духовным делам, к-рым стал прот. Феодор Поспеловский. Киевский исполком духовенства и мирян стал выразителем идей независимости Украинской Церкви. Митр. Владимир отрицательно отнесся к самочинно провозглашенному комитету, но после вмешательства обер-прокурора Львова он благословил созыв в сер. апр. 1917 г. по инициативе Киевского исполкома духовенства и мирян епархиального съезда духовенства и мирян. Участники постановили назвать собрание «1-м украинским епархиальным съездом Киевщины». Большинство делегатов съезда настаивали на автономии Украины и Украинской Церкви, викарные епископы К. е. выступали на съезде за сохранение связи с Русской Церковью. Мн. делегаты предлагали провозгласить автономию или автокефалию Киевской митрополии, в юрисдикцию к-рой рекомендовалось включить все епархии с укр. населением. Съезд принял постановление о Киевском епархиальном совете при 1-м викарии К. е. из 43 чел. (21 мирянин, 9 священников, 9 диаконов и псаломщиков, 2 представителя от духовных учебных заведений, 1 монашествующий и 1 законоучитель), впосл. число членов совета уменьшилось до 37. Согласно принятому положению, Киевскому епархиальному совету принадлежали значительные права в управлении епархией. В совете была создана церковно-адм. комиссия, к-рая стала аналогом консистории, хотя последняя, с урезанными полномочиями, также продолжала существовать. Руководство съездом захватил Киевский исполком духовенства и мирян, который начал совершать назначения на приходы. Митр. Владимир отказался признать решения съезда. Вернувшись 23 апр. 1917 г. в Киев из Петрограда (14 апр. митр. Владимир был отстранен от работы в Синоде), митрополит принял делегацию епархиального съезда во главе с проф. В. В. Зеньковским , которая потребовала ввести в епархии выборность благочинных. Митрополит отказался и долгое время продолжал игнорировать решения съезда. 28 апр. митр. Владимир провел совещание со старым составом Киевской консистории, в связи с чем комиссар духовных дел Киевского епархиального совета прот. Феодор Поспеловский выразил митрополиту протест (ЦГИАК. Ф. 127. Оп. 953. Д. 46. Л. 3). После поездки руководителей Киевского епархиального совета (прот. Поспеловского, проф. КДА П. П. Кудрявцева, преподавателя КДС М. П. Максакова) к обер-прокурору Львову Синод издал указ, по которому епархиальный совет допускался к управлению К. е., Киевская консистория была расформирована, епархиальный совет должен был избрать новый состав консистории. 30 июня 1917 г. Киевский епархиальный совет принял решение о создании комиссии во главе с Уманским еп. Димитрием (Вербицким) для подготовки и созыва Всеукраинского церковного Собора, на что митр. Владимир впосл. дал согласие.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

В ночь со Страстной Среды на Страстной Четверг 1923 г. как архиерей, не признававший ни самосвятской т.н. «Украинской автокефальной православной церкви», ни обновленческого ВЦУ, епископ Василий был арестован вместе с митрополитом Киевским и Галицким Михаилом (Ермаковым) и епископом Уманским Димитрием (Вербицким), викарием Киевской епархии. В заключении он находился в Бутырской тюрьме Москвы. Затем владыка Василий был приговорен к ссылке, которую отбывал в с. Ижма в Зырянском крае (ныне республика Коми) с мая 1923 г. по август 1924 г. О его освобождении в числе других архиереев ходатайствовал 12 апреля 1924 г. св. Патриарх Тихон. После окончания ссылки епископ Василий вернулся в Киев и был назначен епископом Прилукским. 27 февраля (12 марта н.ст.) 1926 г. архиепископ Василий вместе с другими украинскими православными архиереями выступил против григорианского раскола, подписав обращение к митрополиту Сергию (Страгородскому) с осуждением организаторов ВВЦС (подписано: «Василий, епископ бывш. Прилукский»). В начале 1926 г. владыка Василий вновь был назначен на Каневскую кафедру и вскоре (вероятно, в 1926 г.) возведен в сан архиепископа, став одновременно первым викарием Киевской епархии. Архиепископ Василий также был награжден правом ношения креста на клобуке. Сведения о жизни и деятельности архиепископа Василия в конце 1920-х – начале 1930-х гг. крайне скудны. Известно, что он участвовал в совершении ряда епископских хиротоний. В частности, он был среди архиерев, рукополагавших архимандрита Александра (Петровского) во епископа Уманского 30 октября 1932 г. и архимандрита Вячеслава (Шкурко) – во епископа Новоград-Волынского 13 ноября 1932 г. (ЖМП 1933, с.6). Архиепископ Василий (Богдашевский) скончался 25 февраля (10 марта н.ст.) 1933 года в Киеве. Согласно некоторым сведениям, его кончина последовала в результате сильного истощения, явившегося результатом голода. Владыка Василий был погребен на кладбище Никольского мужского монастыря в Киеве. Могила не сохранилась, будучи уничтоженной вместе с постройками обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

Центральная Рада так и не смогла обеспечить финансирования КДА, банковские счета Академии в условиях революционной разрухи пропали, в результате чего ее материальное положение стало драматическим. В 1918 г. из-за систематического недоедания, граничащего с голодом, и проживания в неотапливаемых помещениях епископ Василий сильно занемог. Тем не менее, он продолжал осуществлять руководство КДА, занятия в которой возобновились после установления на Украине режима гетмана Павла Скоропадского. В условиях, когда церковную власть законного митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского) оспаривала сформированная националистически настроенными клириками т.н. «Всеукраинская Православная Церковная Рада» (ВПЦР), епископ Василий оставался на строго канонических позициях. Наряду с другим викарным архиереем Киевской митрополии – епископом Уманским Димитрием (Вербицким) он отказался от предложения раскольнической ВПЦР возглавить Киевскую митрополию вместо митрополита Владимира. 29 января 1918 г. в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры епископ Василий участвовал в отпевании и погребении в Крестовоздвиженской церкви Лавры священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого, убитого безбожниками. 22 февраля 1918 г. Патриарх Тихон и Священный Синод приняли решение о назначении епископа Каневского Василия управляющим делами Киевской митрополии, однако, владыка Василий отказался принять это назначение. В работе Поместного Собора 1917–1918 гг. епископ Василий участия не принимал, однако, участвовал в работе Всеукраинского Церковного Собора, проходившего в 1918 г. в Киеве. Владыка Василий возглавлял сформированную Собором Учебную комиссию. Первая сессия Собора была краткосрочной, ее работа была прекращена в результате январского 1918 г. наступления большевиков на Киев. Но впоследствии, в период 2-й и 3-й сессий Всеукраинского Церковного Собора, епископ Василий продолжил свое участие в работе Собора. Отношения владыки Василия с гетманским режимом складывались неоднозначно. С одной стороны, он подобно большинству других иерархов противодействовал попыткам гетманского министерства исповеданий вмешиваться в церковную жизнь. С другой, нередко был вынужден идти на компромисс с властями, от которых напрямую зависело материальное обеспечение работы Духовной академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

В отношении реформы духовных семинарий комиссия предлагала выделить в отдельные мужские школы первые 4 класса, в которых должны были преподаваться общеобразовательные дисциплины. По окончании этих 4 лет обучения выпускники получали бы право поступать для продолжения обучения в светские учебные заведения. В 5-м и 6-м классах семинарий должны были преподаваться специальные богословские дисциплины. А последние два класса семинарий, в соответствии с этим проектом, надлежало выделить в пастырско-богословские школы с более сложной богословской программой. Участники III сессии Всеукраинского Церковного Собора также выразили протест против нового государственного закона Украины о церковно-приходских школах и высказались за то, чтобы целиком заново рассмотреть вопрос об их деятельности. На Соборе было признано необходимым возвысить до степени епископа ректора Киевской Духовной семинарии. В соответствии с этим решением 20–21 октября 1918 г. состоялись наречение и хиротония ректора КДС архимандрита Амвросия (Полянского) во епископа Винницкого, викария Киевской митрополии. Однако большинство разработанных Учебной комиссией материалов делегаты Собора таки и не успели рассмотреть, так как соборные заседания были прерваны государственным переворотом и приходом к власти петлюровской Директории. После того, как петлюровские власти арестовали и выслали в Галицию митрополита Антония (Храповицкого) и архиепископа Евлогия (Георгиевского), по инициативе митрополита Херсонского и Одесского Платона (Рождественского) 7–8 (20–21) декабря 1918 г. в Киеве был проведен Собор украинских православных архиереев. На нем было постановлено образовать в Киеве т.н. Контору Священного Собора епископов Украины – орган, призванный решать поточные церковные дела в перерыве между сессиями Собора епископов. Во главе Конторы был поставлен епископ Кременецкий Дионисий (Валединский), ее членами избраны епископ Каневский Василий (Богдашевский) и епископ Уманский Димитрий (Вербицкий). Однако реальным органом высшей церковной власти Контора Священного Собора епископов Украины так и не смогла стать, так как 1 января 1919 г. Директория своим декретом объявила об автокефалии Украинской Церкви, в связи с чем из приверженцев идеи автокефалии была сформирована т.н. «Украинская высшая освященная церковная рада» во главе с архиепископом Екатеринославским Агапитом (Вишневским). Впрочем, Рада вскоре также прекратила свое существование по причине наступления большевиков на Киев.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

Вскоре после этого красные оставили Киев, отдав его немцам. В оккупированном немцами Киеве власть перешла от Центральной рады к гетману Скоропадскому. В канун Пасхи архиепископ Евлогий получил от патриарха Тихона указ о проведении выборов митрополита на вдовствующую Киевскую кафедру. Выборы взволновали население города. Большинство киевских приходов стояло за митрополита Антония (Храповицкого) . Сторонники автокефалии и самостийники поддерживали кандидатуру епископа Димитрия (Вербицкого). В конце концов большинством голосов митрополитом Киевским и Галицким был избран преосвященный Антоний (Храповицкий) , который и возглавил борьбу за сохранение единства Украинской Церкви с Русской. Его в этом энергично поддерживал архиепископ Евлогий. 22 июля (4 августа) 1918 г. возобновились заседания Собора. Киевский Собор большинством голосов принял «Положение о Временном высшем церковном управлении Православной Церкви на Украине», утвержденное затем Всероссийским Собором. По этому «Положению», украинские епархии составили автономную церковную область во главе с киевским митрополитом. После захвата Киева петлюровцами в декабре 1918 г. были арестованы митрополит Киевский Антоний и архиепископ Волынский Евлогий. Петлюровцы передали узников в руки польских оккупантов. И только при посредничестве стран Антанты эти архиереи были освобождены и переправлены на юг России, занятый Белой армией. Петлюровская Директория объявила об отмене постановления Всероссийского Церковного Собора об автономии Украинской Церкви и о провозглашении Украинской Церкви автокефальной. Из числа сепаратистов был составлен самочинный Священный Синод во главе с архиепископом Екатеринославским Агапитом (Вишневским). Этот Синод запретил поминовение за богослужением патриарха Тихона и митрополита Антония. После прихода в Киев Красной армии украинский Синод распался; архиепископ Агапит, оказавшийся вскоре на территории, занятой Добровольческой армией, и лишенный там сана за учинение раскола, принес покаяние. Таким образом, автокефалисты на Украине остались без архиерея.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Митрополит Макарий. Полное собрание проповеднических трудов (слов, бесед, поучений, посланий, воззваний, постановлений) за время служения в архиерейском сане (1884-1913 гг.), Сергиев Посад, 1914, с. 382-383. Ливанский И., прот., Высокопреосвященнейший Макарий, митрополит Московский и о. Архимандрит Макарий Глухарев, основатели Алтайской Миссии, Орел, 1913, с. 11-12. Макарова-Мирская А.И., Апостолы Алтая. Сборник рассказов из жизни алтайских миссионеров. Харьков, 1914, репр. М., 1997. Митрополит Московский Макарий (Невский). Избранные слова, речи, беседы, поучения. М., 1996, с. 5. А. Макарова-Мирская. Апостолы Алтая (Сборник рассказов из жизни алтайских миссионеров), Харьков, 1914, (репринт: М., 1997, с.18). Божий слуга. Из записок сотрудника Алтайской миссии, священника Василия Вербицкого, — в кн. А.Макарова-Мирская. Апостолы Алтая … с. 38, 41. Монастырей тогда на Алтае не было. Только в 1879 г. был основан первый мужской Благовещенский Чолышманский монастырь. Харлампович К. В. Высокопреосвященный Макарий (Невский), Казань, 1905 . Цит по кн.: «Царю Небесному и царю земному верный…», с. 251. Арсений (Жадановский), епископ. Митрополит Макарий (Невский), — Воспоминания, М., 1995 г., с. 190. Арсений (Жадановский), епископ. Митрополит Макарий (Невский), — Воспоминания, М., 1995, с. 190. Слово при погребении Митрополита Макария. — Цит. по кн.: Арсений (Жадановский), еп. Воспоминания, М., 1995 г., с. 244. Архипастырские послания, воззвания и наставления Макария, Митрополита Московского и Коломенского, Вып. 11, с. 203. Титул несколько раз менялся: с 1905 г. — Томский и Барнаульский, с 1908 г. — Томский и Алтайский. Письмо приведено Харламповичем К. В. в очерке «Высокопреосвященный Макарий (Невский), Казань, 1905, — Цит. по кн.: «Царю Небесному и царю земному верен…», с. 257. Димитрий Беликов, прот. Высокопреосвященный Макарий, Архиепископ Томский, как проповедник. — «Прибавление к Церковным Ведомостям», 1911, N 30-32. Перепечатано в кн.: «Царю Небесному и царю земному…» с. LIV.

http://pravoslavie.ru/put/061025170209.h...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010