Закрыть itemscope itemtype="" > В Казани возродили отделение «Русского собрания» В состав Совета организации вошли русские, татарин и кряшен 20.06.2014 466 Время на чтение 6 минут Число соратников Международной общественной организации «Русское собрание» (создана 6 декабря 2013 года) постоянно растет. В связи с этим встаёт вопрос формирования местных отделений в областных и республиканских центрах. 18 июня 2014 года в Казани состоялось собрание патриотической общественности, на котором был учреждена новая общественная организация Татарстана – Казанское отделение Международной общественной организации «Русское собрание». Это уже третье отделение «Русского собрания» после Перми и Твери, сообщает наш собственный корреспондент из столицы Татарстана. Собравшимся был объявлен состав совета Казанского отделения «Русского собрания», куда вошли пять человек: Владислав Юферов - председатель Казанского епархиального общества «Трезвение», Раис Сулейманов – известный в Татарстане и за его пределами политолог, исламовед, Аркадий Фокин - председатель Совета ветеранов кряшенского движения г.Казани, иерей Олег Соколов - председатель Братства святителя Гурия и историк-краевед Анатолий Елдашев. В качестве наблюдателей на собрании присутствовали политологи казанских ВУЗов, представители местных ячеек отделений всероссийских политических партий и общественных организаций, журналисты. Специально приехавший из г. Санкт-Петербурга председатель «Русского собрания» Анатолий Степанов, главный редактор информационно-аналитического портала «Русская народная линия», рассказал собравшимся о целях и задачах возглавляемой им международной общественной организации. По словам Степанова, он вместе с единомышленниками в регионах России давно вынашивал идею о создании патриотической общественной организации, не политической партии, а именно общественной организации, не ставящей своей задачей приход к власти, но намеревающейся оказывать поддержку российской власти в деле национального объединения, выработки и формулирования основ государственной идеологии. Однако к активной деятельности по учреждению собственной организации патриотов объединившихся вокруг портала «Русская народная линия» подтолкнула Валдайская речь Владимира Путина (19 сентября 2013 года), в которой Президент России недвусмысленно заявил о необходимости государственной идеологии в стране.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/06/20/v_...

31 окт. 1858 г. И. был назначен переводчиком Оренбургской пограничной комиссии. Изучение казах. языка и повседневное общение с казахами определило еще одно направление его научной и просветительской деятельности. В 1859 г. он был переведен на должность чиновника для контроля в Киргизской степи той же комиссии, с апр. по сент. того же года участвовал в экспедиции по вост. берегу Каспийского м. и в переговорах с туркменами. В 1860 г. в Казанском ун-те была воссоздана кафедра турецко-татарского языка, по инициативе ректора А. М. Бутлерова совет ун-та просил назначить на должность профессора И. 6 сент. 1861 г. приказом министра народного просвещения он был назначен исправляющим должность экстраординарного профессора, в 1863 г. утвержден в должности. В 1867-1872 гг. редактировал «Ученые записки Казанского университета». Одновременно в 1863/64 и с 1865/66 до кон. 1869/70 уч. г. И. был экстраординарным профессором татар. и араб. языков КазДА (в 1864/65 уч. г. не преподавал из-за конфликта с ректором архим. Иннокентием (Новгородовым) ). И. был уволен из академии после введения устава 1869 г. и сокращения вакансий востоковедов. В 1872 г. оставил службу в ун-те. В том же году добился от министра народного просвещения Д. А. Толстого открытия Казанской инородческой учительской семинарии (с 1884 - Казанская учительская семинария), 19 авг. утвержден ее директором, занимал эту должность до конца жизни. В 1870 г. И. был избран чл.-кор. С.-Петербургской АН, в 1875 г.- почетным членом КазДА. В 1881 г. С.-Петербургская АН предлагала ему звание академика по востоковедению, но И. отказался, т. к. звание академика требовало постоянного проживания в столице и лишало его возможности руководить Казанской инородческой учительской семинарией и заниматься миссионерской деятельностью. После тяжелой болезни скончался в своей казенной квартире. В Захарие-Елизаветинской ц. Казанской учительской семинарии его отпевал Чебоксарский еп. Никанор (Каменский). И. похоронен у правого придела ц. во имя Ярославских чудотворцев на Арском кладбище Казани, могила сохранилась и почитается верующими, особенно кряшенами и чувашами. Архив И. по поручению Гурия Казанского святителя братства систематизировал П. В. Знаменский (ныне хранится в НАРТ). Переводческая, педагогическая и миссионерская деятельность

http://pravenc.ru/text/389465.html

Учителями и их помощниками в количестве 16 человек в школах состоят инородцы чуваши, окончившие курс в педагогических школах специально для инородцев, исключая одного. Для замещения оставляющих по разным причинам свои места учителей Комитет имел своих стипендиатов в Симбирской учительской школе. Обучение в инородческих школах ведётся по программе церковно приходских школ и методу Н. И. Ильминского . О Миссионерских Курсах в Казани В Казани есть т. н. Миссионерские Курсы; существуют они сравнительно давно, с 1889 г., – сначала помещались при Казанской Духовной Академии, а с 1897 г. при Спасо-Преображенском монастыре. Своим возникновением названные курсы обязаны частной инициативе одного-двух лиц, близко стоявших к миссионерскому делу в России и, потому, хорошо сознававших нужду в таком учебном заведении, которое подготовляло бы практических деятелей среди многомиллионных и разноплеменных инородцев нашей необъятной родины. Инициаторы этого благого дела прекрасно также сознавали, что существующее при Казанской Духовной Академии малочисленное миссионерское отделение не в состоянии удовлетворить и сотой доли тех миссионерских нужд, которые вызываются жизнью и деятельностью многочисленных наших мусульман и язычников. Несмотря, однако, на то, что со времени возникновения курсов прошло уже довольно много времени, несмотря на то, что они являются пока единственным в России учебным заведением, подготовляющим практических деятелей для противомусульманской и противоязыческой миссии, несмотря, наконец, на то, что и церковная власть, и правительство, и даже общество начали уже сознавать государственно-церковное значение нашей внешней миссии тем не менее на курсы обращалось до сих пор мало внимания и они, по этому, находятся в таком состоянии, которое по меньшей мере нужно признать вовсе неудовлетворительным. Правда, попыток, направленных к улучшению курсов и поднятию их учебно-воспитательной части, было немало, но ни одна из них не достигла своей цели, и это не всегда по вине центральной власти...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дополнительная литература 6.  Елисеев Г. 3.  Жизнеописание святителя Гурия, Германа и Варсонофия, Казанских и Свияжских чудотворцев. — Казань, 1847. 7.  Можаровский А.  Изложение хода миссионерского дела по просвещению казанских инородцев с 1552 по 1867 гг. — М.: Об-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1878. 8.  Никанор (Каменский), архиеп.  Казанские первосвятители//Казанский сборник статей. — Казань, 1909. — С. 65—92. 9.  Никанор (Каменский), архиеп.  Краткий очерк истории распространения христианства в Казанском крае в XVI и XVII вв.//Казанский сборник статей. — Казань, 1909. — С. 92—104. 10.  Хрусталёв А.  Очерк распространения христианства между иноверцами Казанского края. — Казань, 1874. — (Миссионерский противомусульманский сборник; Вып. 5). Глава 5. Просвещение Сибири в XVII-XVIII вв. После падения Казанского и Астраханского ханства Сибирская Орда укреплялась бежавшими из Поволжья остатками татарских орд. В Поволжье осталась еще Ногайская Орда. Крымский хан вместе с ногайским и сибирским мечтали о совместном походе на Москву. Присягнувший на верность Москве в 1555 г. сибирский хан Эдигер был убит в 1556 г. (по другим данным — в 1562 г. или даже позже) ханом Кучумом, потомком Чингисхана, опытным и хитрым полководцем. Кучум покорил остяков и вогуличей, и, поскольку к тому времени монгольская орда почти повсеместно приняла ислам, его стали навязывать покоренным народам. В этот период в Сольвычегодске обосновались купцы и промышленники братья Строгановы, которые завели солевые варницы. Добыча и продажа соли, а также обмен и торг мехами принесли братьям огромное состояние и благоволение государя. Постепенно все Северное Приуралье превратилось во владение семьи Строгановых; осваивались земли, уральские недра, строились остроги. Поскольку отряды Кучума не только обложили данью народы по рекам Оби, Тоболу и Иртышу, но и переходили через Уральский хребет и опустошали земли Строгановых, Иван Грозный время от времени направлял военные отряды за Урал, но неудачно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Опыты Переводческой Комиссии Православного Миссионерского Общества и Переводческой Комиссии при Управлении Казанского Учебного Округа показывают, что на эти языки легко переводимы, как христианско-богословские истины, так и научные. На чувашском языке, напр., имеются книги Св. Писания, богослужебные, церковно-исторические, естествознательные и пр. В виду сказанного необходимо к вышеприведённому перечню советуемых языков школьного преподавания прибавить после „татарский»: „чувашский, черемисский, вотский, киргизский, башкирский, сартский“ и другие языки крещёных инородцев Поволжья и Сибири. Н. Н. Заметка Общество христианской взаимопомощи в селе Крещеных Янасалах, Казанского уезда, открытое Братством Св. Гурия 14 апреля 1909 г., несмотря на своё кратковременное существование, оказало, по отзывам местного священника о. Р. Димитревского и жителей этого прихода – крещёных татар, весьма значительную помощь для них. В книге для записи выданных ссуд встречаются большей частью такие указания на предназначение ссуды, которые, несомненно, свидетельствуют, что деньги получались на крайнюю нужду: „на картофель и хлеб», „на семена», „на пашню», „на покупку лошади», „50 коп. на хлеб», „на достройку дома» и проч.. Размер ссуд был от 50 коп. до 10 руб. Капитал в 200 рублей, которым располагает это общество, был выдан в ссуду 65 лицам. В виду несомненной пользы таких обществ, сближающих приходского пастыря с пасомыми, весьма желательно открытие их и в других приходах епархии, где существует отступническое движение, так как, благодаря своевременной поддержке, многие инородцы-христиане избавятся от материального гнёта со стороны магометанских агитаторов, которые дают в долг только отпавшим от православия и через это вынуждают своих недостаточно обеспеченных православных единоплеменников отпадать в ислам. О. Р. Димитревский, заведующий кассой Общества, высказывал сожаление, что в настоящее время касса за недостатком средств не может оказывать помощи отступникам, которые через это, несомненно, сблизились бы с приходским священником и тогда была бы возможность ослаблять их фанатизм и располагать в пользу христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Общей участи с городом не избежала и казанская академия 10 . Академия от 9 сентября 1815 года репортовала казанской консистории: «в пожар 3-го числа сего сентября в городе Казани случившийся, в академии сгорели жилые о двух этажах железом крытые учительские покои, жилые для казеннокоштных учеников о трех этажах железом крытыя комнаты, в которых триста человек и три класса помещались, классические корпуса, зала собрания, больница, академическое правление, конюшня, севница, кухня, служительския комнаты; вся в оных как внешность, так и внутренность сгорела. Здание же фундаментальной библиотеки уцелело, и книги часть в теплой воскресенской церкви, а часть тут же в академическом подвале спасены, кроме немногих книг и всех книг продажной библиотеки, которые в другой подвал были вынесены и в оном сгорели. Книги библиотеки для чтения в обгоревшей комнате со сводами также уцелели». Наставники не мало потерпели от пожара. У префекта академии Поликарпова книг, платья, белья, разных мебельных вещей и домашней рухляди сгорело на 1500 р., у Гурия Ласточкина на 8500 р., у Петра Пластова – 300 р., Тимофея Согацкого – 1500 р., у Андрея Рудольского – 5000 р. На поправление монастырей, соборов, церквей, священно-церковнослужителей и прочих принадлежащих духовному ведомству лиц ассигновано суммы было 100,000 руб. Из этой суммы на обстройку академии назначено было 17,875 р., на поправление учителей 5215 р., на служителей 600 р., на учеников 5000 р. Сиротам и отцовским детям на поправление после пожара для уплаты за наем квартир, которые тогда были чрезвычайно дороги, выдаваемы были, смотря по классам, пособия и из доброхотного подаяния. К январю 1816 года отстроены были необходимые для классов покои; в них с января открыто было в трех высших классах учение, прекратившееся после сентябрьского пожара. К августу 1817 г. частию на Высочайше пожалованную сумму 17,875 р., частию на неокладную сумму построены были и камеры для житья учащихся и помещения для остальных классов. Много потрудился при постройках пр. Амвросий Протасов с ректором Феофаном, инспектором Израилем и префектом Б. Поликарповым. Пр. Амвросий в августе 1837 г. предписывал академическому правлению: «как камеры для житья учащихся в академии, с помощию Божиею, приходят отделкою к окончанию: то академическое правление и должно заготовить для оных нужную мебель, а именно: 1-е) столы для упражнения учащихся и для сидения их удобныя стулья, 2-е) кровати, к ним тюфяки из войлоков, обтянутых доброю парусиною, одеяла или из сукна, или стеганныя, смотря по удобности, по одной подушке, 3-е) шкафы в каждой камере для книг учащихся, 4-е) вешалки для удобнаго и опрятнаго содержания платья, 5-е) удобныя места и посуду для содержания кваса и посуды для умывания их, 6-е) утиральники для утирания после умывания утренняго». Академия постепенно обзаводилась этими вещами. Столовая посуда в 1817 г. вылита была из пожертвованного в академию от монастырей и церквей олова. Средства академии: а) штатная и б) неокладная сумма

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как отмечал в опубликованной в 1908 г. статье " Крещёно-татарское торжество " преподаватель Казанской учительской семинарии Р.П.Даулей, история общины берёт своё начало ещё в 1907 г., когда " добрые люди " пожертвовали БСГ участок земли площадью 108 десятин в Мамадышском уезде, " чтобы на этой земле была основана женская община с просветительными целями " . [ 2 ] Этими добрыми людьми были княгиня Антонина Фёдоровна Ухтомская - мать епископа Андрея (уполномоченным которой являлся тот же Р.П.Даулей) и сам владыка (состоявший председателем Совета БСГ), который, вероятнее всего, в значительной мере способствовал совершению ей сего богоугодного деяния. В мае 1908 г. княгиня А.Ф.Ухтомская заявила архиепископу Казанскому и Свияжскому Никанору (Каменскому), что она, горячо сочувствуя миссионерско-просветительным целям БСГ, решила пожертвовать последнему принадлежащую ей в Мамадышском уезде при деревне Богдановке " землю в количестве 108 десятин со всеми находящимися на ней постройками на следующих условиях: на указанной земле должна быть устроена крещёно-татарская женская община с храмом во имя Пресвятыя Богородицы и с наименованием Покровская просветительная община " . При этом она особо уточняла, что: " Эта община должна служить всем христианско-просветительным целям Братства Св[ятителя] Гурия, пользоваться его попечением и отдавать Братству отчёт во всей своей жизни, но хозяйство Братства и будущей Покровской общины должно быть вполне самостоятельным " . [ 3 ] Поддержав данную инициативу, архиепископ Никанор направил соответствующее ходатайство в Святейший Правительствующий Синод (СПС), однако последний испросил дополнительных разъяснений по поводу выдвинутого княгиней А.Ф.Ухтомской условия относительно хозяйственной самостоятельности будущей общины, опасаясь, не доставит ли его принятие " возможности возникновения в будущем нежелательных обстоятельств по ведению хозяйства и управлению общиной " . 18 августа 1908 г. местный архиерей уведомил и.о. управляющего Синодальной Канцелярии о том, что хозяйство таковой предполагается " вполне разграниченным " от хозяйства БСГ и не отчуждаемым в пользу последнего: БСГ должно было осуществлять наблюдение за просветительной деятельностью общины, а её хозяйство должно было находиться под общим управлением казанского епархиального начальства. Своим указом от 29 октября 1908 г. СПС уведомил архиепископа Казанского и Свияжского Никанора о том, что не встречает препятствий к принятию БСГ жертвуемого княгиней А.Ф.Ухтомской участка земли " на указанных ею условиях " , а также, по совершению соответствующего акта, к устройству на даруемой земле " крещёно-татарской просветительной женской общины с храмом во имя Пресвятой Богородицы, с наименованием её Покровскою и с тем, чтобы хозяйство общины было самостоятельным от хозяйства Братства, состоя под надзором епархиального начальства " .

http://ruskline.ru/analitika/2008/04/05/...

Глава четвертая . Переход к Казанскому ученому движению. – Массовые отпадения крещеных Татар. – Неудача первых попыток к просвещению Татар. – Н. И. Ильминский , как лингвист и богослов. – Учреждение Переводческой Коммиссии 1847 года. – Переход Ильминского в 1858 г. к народно-татарскому языку. – Проверка правильности новых воззрений. – Новая система переводов. – Три требования ее и взаимодействие двоякого рода сил для ее осуществления. – Трудность осуществления и общность для всего востока России. – Ильминский, как переводчик. – Василий Тимофеев. – Первые труды в новом направлении. – Образование новой Переводческой Коммиссии 1868 года. – Поддержка Братства св. Гурия и Православного Миссионерского Общества и поощрение властей. – Ильминский, как универсальный вдохновитель и руководитель в переводческом деле. – Громадность труда и изумление пастора Матьё. Полному расцвету сибирских миссий много способствовала Казань. Здесь, в 50-х годах прошлого столетия, возникло движение, которому суждено было пересоздать все миссионерское дело русской церкви. Вовремя поддержанное в отношении материальном и нравственном Миссионерским Обществом и его президентом, митрополитом Московским Иннокентием, и в отношении ученом и административном двумя обер-Прокурорами Святейшего Синода: бывшим – графом Д.А. Толстым и настоящим – К.П. Победоносцевым , оно воспроизвело из себя ученый центр для распространения христианства и русской культуры среди инородцев не только Казанского края, но и всей России, включая сюда и Сибирь. Восстановляя начала миссионерства в духе св. Стефана Пермского, движение это шаг за шагом пошло к разработке новых порядков в деле миссии и завершилось тем, что в Казани, по компетентному выражению К. П. Победоносцева , «открылась новая эпоха миссионерства для всего русского Востока». Внешним поводом к зарождению в Казани ученого движения послужили крайне тяжелые обстоятельства. Единичные случаи отпадения среди крещеных татар Казанского края, начавшиеся с конца XVIII ст., приняли к средине XIX массовый характер.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Smirno...

Елисееве и рисует на него злую карикатуру. Елисеев был бакалавром Казанской духовной академии, написал «Историю жизни первых насадителей и распространителей Казанской церкви. Святителей Гурия, Варсонофия и Германа», но потом сделался сотрудником «Современника», писал «внутреннее обозрение» с «социалистическим оттенком» и оставил после себя капитал в 50 тысяч. В черновике семинарист–атеист Ракитин спорит с Алешей о религии и народе. Вот этот набросок: «Алеша: Да этого народ не позволит. Ракитин: Что–ж, истребить народ, сократить его, молчать его заставить. По тому что европейское просвещение выше народа..; Ракитин шел гневный от Грушеньки. Алеша молчал, а Ракитин пустился говорить: «Без религии все сделать, просвещение… Люди все гуманнее делаются. Религия дорого стоит. Ты бы хопчь Бокля прочел. А мы ее уничтожим». Черновые записи дорисовывают личность Ракитина. Это — шестидесятник, бу дущий социалист и обличитель, сторонник. Европейского «просвещения» и почитатель Вокля. Посылая в редакцию 8–ю книгу — «Митя», Достоевский сообщает Любимову, что девятая книга «Предварительное следствие» возникла у него «внезапно и неожиданно». «Первоначально, — пишет он, — я хотел лишь ограничиться одним судебным следствием уже на суде. Но, советуясь с одним прокурором, большим практиком (вероятно, А. Ф. Кони), решил осветить и ту часть судебного процесса, которая называется «предварительным следствием», со старою рутиною и с новейшею отвлеченностью в лице молоденьких правоведов, судебных следователей и пр.». Черновик доказывает, что критику государственного суда автор задумал в широком масштабе, в духе тех обличений, которые мы находим в «Воскресенин» Толстого. В окончательном тексте сатира была очень смягчена. Кроме того, в девятой книге писатель хотел «наметить сильнее характер Мити Карама зова: он очищается сереем и совестью под грозой несчастья и ложного обвинения. Принимает душой наказание не за то, что он сделал, а за то, что он был чиж безобразен, что мог и хотел сделать преступление». Эта тема стала доминирующей в печатной редакции и заслонила собой критику судопроизводства. 8 декабря Достоевский пишет Любимову: «Опять я выхожу до крайности виноватым перед вами и перед «Русским вестником». Обещанную столь утвердительно девятую книгу Карамазовых на декабрь я не могу прислать в декабре. Причина та, что зарабо тался до болезни, что ема книги (предварительное следствие) удлинилась и усложнилась, а главное, что эта книга выходит одна из важнейших для меня в романе и требует (я вижу это) такой тщательной отделки, что если б я понатужился и скомкал, то повредил бы себе, как писателю и теперь и навеки. Да и идея моего романа слишком бы пострадала, а она мне дорога».Он работает над этой книгой целых два месяца и посылает ее в редакцию только в начале января 1880 года.

http://azbyka.ru/fiction/gogol-solovev-d...

языка с общим филологическим обзором языков и наречий означенных племен по конкурсу занимал Катанов. С 1884 по 1911 г. кафедру араб. языка и обличения мухаммеданства занимал Машанов, прежде состоявший приват-доцентом по кафедре миссионерских противомусульманских предметов. С авг. 1911 г. кафедру араб. языка, истории и обличения мухаммеданства занял выпускник КазДА епархиальный противомусульманский миссионер М. Г. Иванов. Штатными практикантами татарского языка состояли: до 1895 г. кряшенский свящ. В. Т. Тимофеев, ученик Ильминского, переводчик Свящ. Писания и вероучительных книг на кряшенский язык, заведующий Центральной крещенотатарской школой в Казани, с дек. 1895 г. до 1918 г.- его ученик-кряшен свящ. Т. Е. Егоров . Сверхштатными практикантами арабского языка были татарин-мусульманин Сахиб-Гирей Ахмеров, принявший крещение с именем Павел с марта 1891 г., сириец Жузе, окончивший КазДА, также преподаватель миссионерских курсов при академии с авг. 1896 г. (с 1916 - приват-доцент Казанского ун-та по новоучрежденной кафедре мусульм. права). Все преподаватели татар. отдела много сделали для развития исламоведения, востоковедения и этнографии поволжских и азиатских народов. Кафедру истории и обличения ламайства и монг. языка с бурят. наречием занимали: Миротворцев с 1884 по сент. 1891 г., с 1876 г. член Переводческой комиссии при братстве свт. Гурия Казанского, в 1889 г. составил записку об открытии при академии 2-годичных миссионерских курсов; М. С. Нефедьев с сент. 1891 по авг. 1889 г.; свящ. И. В. Попов с авг. 1889 по авг. 1909 г.; иером. Амфилохий (Скворцов) с февр. 1910 по сент. 1918 г. Кафедру калм. наречия, общего филологического обзора и наречий монг. отдела, этнографии племен этого отдела и истории распространения христианства занимали: Нефедьев с сент. 1886 по 1893 г., архим. Иннокентий (Ястребов) в 1893-1906 гг., архим. Гурий (Степанов) с 1906 г. Практикантами калм. языка состояли: калмык Дик Бадмаев, принявший в 1888 г. крещение с именем Михаил с авг. 1884 до 1901 г.; буддист Лижди Нормаев с 1901 г.; крещеный калмык А.

http://pravenc.ru/text/1319800.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010