Председатель открытого в 1870 году в Москве нашего Миссионерского общества митрополит Иннокентий 45 , внимательно следивший за деятельностью Ильминского и разделявший его взгляды относительно просветительных задач отечественной миссии, решился принять переводческое дело под покровительство Миссионерского общества. По поручению митрополита от имени Миссионерского общества протоиерей А. И. Ключарев, ныне архиепископ Харьковский Амвросий, вошел в сношения с казанским Братством, и по надлежащем выяснении дела Переводческая комиссия была открыта при Братстве святителя Гурия в г. Казани в 1876 году. Председателем новооткрытой комиссии был избран Н.И. Ильминский , а в постоянное руководство для нее были приняты вышеизложенные нами его принципы. В состав комиссии в качестве руководителей вошли профессора Казанской духовной академии Г.С. Саблуков , В.В. Миротворцев и потом М.А. Машанов , П.А. Юнгеров и другие лица. В качестве исполнителей являются природные инородцы: чувашин И.Я. Яковлев, татарин В. Тимофеев, черемисин Г. Яковлев, вотяки Б. Гаврилов и Кузьма Андреев, бурят Я. Чистохин, мордвины А.Ф. Юртов и М.Е. Евсеев, затем знатоки тунгусского языка прот. С. Попов, остятско-самоедского языка И.П. Григоровский, гольдские миссионеры священники братья А. и П. Протодиаконовы и многие лица из местных учителей и священников. Особенно деятельную помощь комиссии после архиепископа Казанского Антония обнаружил обер-прокурор Святейшего Синода граф Дм. А. Толстой и попечитель Казанского учебного округа П.Д. Шестаков. На нужды комиссии Миссионерское общество ассигновало ежегодно сначала четыре, а потом пять тысяч рублей. Однако, принимая во внимание грандиозность всего дела, нужно признать, что эта сумма настолько невелика, что исполненное комиссией дело можно было вести только при полном бескорыстии председателя и большинства членов, отказавшихся от назначенного им из этой суммы жалованья. Пятнадцатилетняя совершенно безмездная деятельность в комиссии Н.И. Ильминского и напечатанные им на собственные скромные средства переводы, по справедливому признанию отчетной комиссии, представляют собой его многотысячный дар просветительному делу.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Одному из членов Комиссии пришлось быть два раза в местности, где работал Кузьма Андреев – первый раз в 1882 году, второй – в 1890 году, первый раз он был встречен вотяками почти враждебно; везде он видел бритые головы, татарскую обстановку домов; во вторую поездку он был встречен радушно; во всех избах нашел образа; бритых голов совсем не было. Н.И. Ильминский считал Кузьму Андреева человеком, самим Провидением, предназначенным к миссии между вотяками, и много хлопотал, чтобы создать ему удобные для работы условия. Благодаря ходатайству попечителей Казанского Учебного Округа П.Н. Масленикова и Н.Г. Потапова и живому сочувствию, которое оказывало всегда христианскому просвещению инородцев Министерство Народного Просвещения, частная школа Кузьмы Андреева преобразована в министерское училище, под названием Центральное вотское училище в д. Карлыгане, Уржумскаго уезда, Вятской губернии. В 1891–92 году Кузьма Андреев, с личного разрешения г. Попечителя Казанского Учебного Округа, прожил летом и зимою около двух месяцев в Учительской Семинарии, и здесь, при его помощи, были приготовлены и напечатаны следующие издания: 1 . Христианское наставление Св. Тихона – 3,000 экз. 2 . Назидательное чтение – 1,200 экз. 3 . Училище благочестия – 2,400 экз. Издания эти разосланы для бесплатной раздачи в епархии Вятскую и Уфимскую. Мордовские переводы а) До образования Переводческой Комиссии Православного Миссионерского Общества Во исполнение Высочайшего повеления 1803 года были представлены в Святейший Синод следующие переводы на мордовском языке: 1 . Серапионом, архиепископом Казанским и Симбирским: церковные молитвы, символ веры , десятословие и катихизис. 2 . Амвросием, епископом Оренбургским и Уфимским, те же переводы. 3 . Епископом Нижегородским Вениамином письменный перевод катехизиса, найденный им в Семинарской библиотеке. Перевод, представленный архиепископом Серапионом, сделан был студентами низших классов Казанской Духовной Академии, “кои, как сказано в рапорте преосвященного Серапиона, чаятельно и сами порядочно мордовского разговора не знают”. Потом был проверен этот перевод священниками мордовских приходов Симбирской губернии, которые для этой цели были вызваны в Казань.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Niko...

С пользой потрудился иеромонах Макарий и за пределами Алтая. Мы разумеем незабвенные занятия его в Казанской крещено-татарской школе. Дело обстояло так. По распоряжению начальства в июле 1868 года он был в Казани для участия в пересмотре и издании грамматики алтайского языка 8 . Предложенная работа всецело поглотила сибирского труженика, так что ему оставалось весьма мало времени для отдыха, но и этот последний он не проводил праздно, а стал посещать казанскую инородческую школу, куда влекли его миссионерские симпатии и самый вид крещено-татарских детей, напоминавших ему таких же алтайских, с которыми он сроднился душой. К тому же казано-татарское наречие, алтайскому родственное и очень ему близкое, предоставляло много интересного материала для сравнения. Наконец, будучи знатоком церковного пения и имея тонкий вкус, отец Макарий заметил в той же школе одноголосие и другие недостатки и возгорелся желанием их исправить. С благословения старших он начал приучать мальчиков и девочек исполнять хором на родном языке молитвы «Царю Небесный», «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся», а потом и другие песнопения. Этот добрый почин способствовал тому, что в казанской школе все богослужение постепенно упрочилось на татарском языке 9 , и его охотно стали посещать взрослые крещеные татары, на которых церковные службы производили неотразимое впечатление. Таким образом, казанская инородческая школа обязана иеромонаху Макарию (Невскому) постановкой систематического обучения воспитанников церковному пению и осуществлением богослужения на татарском языке. То и другое без столь деятельного и усердного участия сибирского миссионера, по всей вероятности, надолго бы еще задержалось. Оценив труды отца Макария, Совет Братства святителя Гурия тогда же избрал его пожизненным своим членом и исходатайствовал ему в Святейшем Синоде сан игумена 10 . Полтора года провел наш авва в Казани. Здесь он прошел как бы своего рода миссионерские курсы, блестяще применив потом на практике полученные знания. За время его отсутствия алтайская паства не забывала своего наставника и с нетерпением ожидала его возвращения, горя желанием поскорей услышать проникнутое отеческой любовью пастырское слово.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

6 . Елисеев Г. 3. Жизнеописание святителя Гурия, Германа и Варсонофия, Казанских и Свияжских чудотворцев. – Казань, 1847. 7 . Можаровский А. Изложение хода миссионерского дела по просвещению казанских инородцев с 1552 по 1867 гг. – М.: Об-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1878. 8 .  Никанор (Каменский) , архиеп. Казанские первосвятители//Казанский сборник статей. – Казань, 1909. – С. 65–92. 9 .  Никанор (Каменский) , архиеп. Краткий очерк истории распространения христианства в Казанском крае в XVI и XVII вв.//Казанский сборник статей. – Казань, 1909. – С. 92–104. 10 . Хрусталёв А. Очерк распространения христианства между иноверцами Казанского края. – Казань, 1874. – (Миссионерский противомусульманский сборник; Вып. 5). Глава 5. Просвещение Сибири в XVII-XVIII вв. После падения Казанского и Астраханского ханства Сибирская Орда укреплялась бежавшими из Поволжья остатками татарских орд. В Поволжье осталась еще Ногайская Орда. Крымский хан вместе с ногайским и сибирским мечтали о совместном походе на Москву. Присягнувший на верность Москве в 1555 г. сибирский хан Эдигер был убит в 1556 г. (по другим данным – в 1562 г. или даже позже) ханом Кучумом, потомком Чингисхана, опытным и хитрым полководцем. Кучум покорил остяков и вогуличей, и, поскольку к тому времени монгольская орда почти повсеместно приняла ислам , его стали навязывать покоренным народам. В этот период в Сольвычегодске обосновались купцы и промышленники братья Строгановы, которые завели солевые варницы. Добыча и продажа соли, а также обмен и торг мехами принесли братьям огромное состояние и благоволение государя. Постепенно все Северное Приуралье превратилось во владение семьи Строгановых; осваивались земли, уральские недра, строились остроги. Поскольку отряды Кучума не только обложили данью народы по рекам Оби, Тоболу и Иртышу, но и переходили через Уральский хребет и опустошали земли Строгановых, Иван Грозный время от времени направлял военные отряды за Урал, но неудачно. Тяжелые для Российского государства войны в Ливонии и затем крестовый поход на Русь лучшего полководца Европы Стефана Батория едва не кончились трагедией. Чудом устоял Псков. При его обороне (1581) отличился отряд казаков (с р. Яик) во главе с атаманом Михаилом Черкашиным. По окончании военных действий, в которых атаман Черкашин погиб, казаки вернулись на Яик. Сюда же прибыл один из братьев Строгановых с призывом идти походом в Сибирь. Казачество разделилось во мнениях: отряд в 540 человек во главе с Ермаком 61  согласился идти на службу к Строгановым, которые обещали полностью снарядить войско. Однако большая часть казаков остались на Яике, и вскоре под их ударами пала Ногайская Орда.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

6)      Для распространения знаний об исламе и современных магометан, необходимо поддерживать и расширять существующие в России правительственные учебные заведения, в которых изучаются инородческие языки и верования инородцев мусульман. При этом я с почтением присоединяюсь к провозглашённому 22 сего июня (вторник) Преосвященным Ректором Казанской Духовной Академии, Епископом Алексием, тосту 38 за объединение учёной деятельности всех четырёх академий России, не только в отношении богословско-философских знаний, но и знакомства с современным исламом, на основании иностранных исследований, постоянно пополняющих литературу этого вопроса с разных точек зрения. 7)      Наряду с этим скромным, но многообещающим желанием, я признаю необходимость и внутренней миссии, как орудия для самообороны и для утверждения крещёных инородцев в православной вере. Представители этой миссии должны отличаться духом апостольского проповедничества и согласоваться с гуманными законоположениями современного правительства. 8)      Для обеспечения желательных успехов христианской миссии среди магометан необходимо прежде всего создать в среде инородцев атмосферу, соответствующую высокой задаче христианской миссии, а такая атмосфера может образоваться при восстановлении в православном обществе церковной дисциплины, на чём настаивали на Съезде Преосвященные Епископы, и при условии распространения среди крещёных инородцев христианских школ. 9)      Братство св. Гурия в Казани с его школами, миссионерские курсы при Казанской духовной академии, а равно и епархиальные миссионерские комитеты в епархиях с крещёнными инородцами заслуживают поэтому материальной и нравственной поддержки со стороны русского православного общества и русского правительства. 10)      Есть ещё одна могучая правительственная мера к сближению инородцев с русским народом и к закреплению русских окраин за Империей. Это – русские поселения, озабочивающие в последнее время высшие правительственные власти. – Но при этом встречаются иногда затруднения, не вытекающие из существа дела, а объясняемые отсутствием единомыслия среди чиновников разных ведомств.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Несмотря на то, что оба священника подчеркнули, что в панихиде нет «никакой политики, никакого сведения счётов», в означенных сюжетах весьма остро прозвучала тема продолжающегося осквернения и разрушения храма-памятника. Так, например, один из присутствовавших на панихиде мужчин, сравнил отношение к храму-памятнику с действиями афганского движения «Талибан»: «Батюшка жалуется, - заявил он в интервью журналистке ГТРК «Татарстан» Светлане Лаврентьевой, - что по ночам приезжают и ломают кирками, ломами. Допустим, в Афганистане со статуями Будды, которые разрушили талибы, там весь мир, в принципе, стал на защиту, а здесь этот процесс идёт уже который год и на виду у городских властей, на виду у республиканских властей. Все молчат».(23) 5 ноября 2002 г. ОРК г. Казани, «Православное братство Святителя Гурия», Многонациональное движение «Согласие» и Татарстанское отделение «Социал-демократической партии Российской Федерации» направили Президенту РФ В.В. Путину и председателю Государственной Думы Федерального Собрания РФ Г.Н.Селезнёву коллективное обращение, в котором, помимо прочего, указывалось на то, что Администрация г. Казани отказывается передавать (возвращать) РПЦ храм-памятник, который «давно находится в плачевном состоянии и подвергается разрушению». 21 ноября 2002 г. председатель ОРК г. Казани А.Л.Салагаев направил письмо Президенту РТ М.Ш.Шаймиеву, в котором содержалась просьба о личной встрече. Отреагировав на неё, 27 ноября 2002 г. М.Ш.Шаймиев встретился в Казанском Кремле с представителями ОРК г. Казани и Казанского отделения «Международной славянской академии наук, искусства, культуры и образования» (КО МСАНИКиО) (Ю.А.Зимаковым, Е.В.Игнатьевым, Н.П.Кузьминой, А.Л.Салагаевым, А.К.Смирновым и М.Ю.Щегловым). Один из наиболее содержательных блоков вопросов, вынесенных на обсуждение, касался восстановления и возвращения верующим культовых объектов. Во время разговора с А.Л.Салагаевым о восстановлении храма-памятника и организации в нём «постоянных церковных служб» М.Ш.Шаймиев заявил, что «восстанавливать надо однозначно», и «это не подлежит обсуждению», связав, однако, решение данного вопроса с установкой последнего согласованного на тот момент варианта памятника «защитникам Казанского Кремля».

http://ruskline.ru/analitika/2015/13/02/...

Священный сан Число лиц Архиепископ Епископ Архимандрит Протопресвитер Митрофорный протоиерей Протоиерей Иеромонах Иеродиакон Диакон Без сана Итого: Источник: составлено автором по данным т. 3, с. 161–170] Таблица 12. Состав Первого Казанского миссионерского съезда по внешней миссии 1910 г. по должности участника, чел. Должность Число лиц Примечание Епархиальный архиерей Викарный архиерей миссионерской епархии Еп. Мамадышский (поз. 12 в списке) Викарный архиерей Из них 1 чал. – ректор КазДА (поз. 10 в списке) Архиерей на покое Настоятель Большого Успенского собора в Москве Чиновник особых поручений при Обер-Прокуроре д.с.с. Скворцов В.М. (поз. 16 в списке) Благочинный инородческого округа Начальник скита иеромонах Серафим (Кузнецов) (поз. 67 в списке) Член епархиального миссионерского комитета Настоятель Касимовской миссии Начальник Киргизской миссии Епархиальный миссионер Миссионер, уездный миссионер, миссионер Киргизской миссии Секретарь Духовной консистории Секретарь братства св. Гурия Ректор духовной семинарии Профессор Духовной академии Профессор Казанского университета Плюс 1 чел. – совместитель из числа профессоров КазДА (поз. 20 в списке) Доцент Духовной академии Директор учительской семинарии Инспектор народных училищ Казанской губернии Епархиальный наблюдатель ЦПШ Уездный наблюдатель ЦПШ Заведующий миссионерской школой Заведующий второклассной ЦПШ при учительской семинарии Законоучитель духовной семинарии Законоучитель крещено-татарской школы Преподаватель духовной семинарии, епархиального училища, духовного училища Преподаватель миссионерских курсов Протоиерей Иеромонах Иеродиакон Студент Казанской Духовной академии В сане иеромонаха (поз. 66 в списке) Слушатель миссионерских курсов Книгоноша Православного Миссионерского общества Студент Петербургского университета Скворцов М.В. (поз. 169 в списке), предположительно сын Скворцова В.М. Мирянин Итого: Источник: составлено автором по данным т. 3, с. 161–170] Главной задачей Съезда определялось: «сделать смотр своим силам миссионерским, сплотить и вдохновить их – воодушевить общество любовью и рвением к святому делу спасения коснеющих во тьме язычества и греховных прелестях мусульманства» с. 5–12]. Ключевым противником православной миссии был определен исламский прозелитизм, а одними из ключевых положительных направлений – развитие Среднеазиатской миссии и решение проблем татарского народа, особенно принявших православие.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

Большое значение придавалось связи школы с родителями. Всячески поощрялись приезды в школу родственников учащихся, посещение ими занятий, богослужений в школьном храме, участие в религиозных праздниках и обрядах, других мероприятиях. В школе специально была оборудована своего рода ночлежка для приезжих, стойла для их лошадей. Заслугой школы являются её постоянные усилия по повышению роли женщины в воспитании детей. Это было продиктовано спецификой сельской жизни, когда мужчины часто отлучались из дома, и попечение детей полностью ложилось на материнские плечи. Не случайно, в школе функционировало женское отделение. Много внимания уделялось подготовке учащихся к самостоятельной жизни, к труду на сельском поприще. Помимо занятий в учебных мастерских, работы в школьном огороде, учащиеся во время летних каникул привлекались к разъяснительной работе среди своих односельчан: демонстрировали успехи в учении и овладении различными навыками, пропагандировали грамотность среди сверстников, привлекали крестьянских детей к обучению в казанской и возникших позже сельских школах Братства святителя Гурия. Причём многое из этого имело чисто миссионерскую подоплёку: учащиеся читали сельчанам священные и богослужебные книги, обучали молитвам и церковным песнопениям, под руководством учителей казанской и сельских школ принимали участие в приходской жизни. Об эффективности работы центральной школы ходили легенды. Её выпускники пополнили ряды видных государственных и общественных деятелей, выдающихся учёных и хозяйственных руководителей, крупных военачальников, известных литераторов и артистов. Есть и впечатляющие количественные показатели. За полвека школу закончили почти четыре тысячи детей. Четыреста из них стали учителями, двести пятьдесят священнослужителями. Действовавшие в начале ХХ столетия более шестидесяти кряшенских школ, пятьдесят приходов и два монастыря не имели никаких кадровых проблем. Иными словами, их потребность в кадрах была не только покрыта полностью, но и перекрыта. Кряшенские учителя и священники служили даже в школах и храмах инонациональных регионов империи.

http://ruskline.ru/analitika/2016/03/01/...

Однако в целом дискуссионные статьи, помещавшиеся в СБСГ, носили выдержанный и весьма корректный, по тем временам, тон, что опровергает предъявляемые некоторыми современными татарскими историками обвинения журнала и его редактора в «оголтелой» миссионерской пропаганде. Вокруг съезда В СБСГ периодически помещались статьи, приуроченные к грядущему Казанскому миссионерскому съезду 1910 г., а также материалы о его организации и работе. К первым относились, в частности, такие публикации, как: «Про объединение миссии в Приволжье» (за подписью «Миссионер») и «Сведения о современном положении Алтайской миссии» 9 от 31 января 1910 г.), «Школьное дело среди инородцев» 25 – 26 от 15 мая 1910 г., 29 – 30 от 29 мая 1910 г.) епископа Андрея, статья «Миссионера» «Районная организация миссии среди инородцев одного языка» и отрывок из доклада касимовского миссионера, священника о. В.В.Доронкина «Магометане – хозяева и христиане – прислуга (Из истории Касимовской миссии)» 27 – 28 от 22 мая 1910 г.), «Гибель киргиз» 29 – 30 от 29 мая 1910 г.) – за подписью «Не-миссионер», «О работах Казанского Миссионерского Съезда 1910 г.» – за подписью «Русский» и «Несколько слов по поводу предстоящего инородческого Миссионерского Съезда в г. Казани» С.А.Багина 32 от 12 июня 1910 г.). При этом, как отмечалось в последней публикации, благодаря Особому совещанию по инородческим вопросам, проходившему в январе 1910 г., и Казанскому миссионерскому съезду, этот год «будет отмечен на страницах истории христианского просвещения инородцев Волжско-Камского края, как один из выдающихся годов». Желая, по-видимому, обновить в памяти участников грядущего Казанского миссионерского съезда некоторые важные моменты, епископ Андрей поместил в 27 – 28 от 22 мая 1910 г. свой старый (датированный 20 сентября 1905 г.) доклад под заголовком «В Миссионерский Съезд Казанской Епархии 1905 года», подготовленный и подписанный им совместно с преподавателем Казанской духовной академии, миссионером и историком П.К.Жузе 71 . С началом работы съезда в журнале стали помещаться выступления его участников.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Держать архиепископу у себя во дворе береженье великое от огня, поварни и хлебни поделать в земле; меду и пива в городе у себя на погребе не держать, держать на погребе у себя квас, а вино, мед и пиво держать за городом на погребе. Наместнику и воеводам говорить почаще, чтоб береженье держали от огня и от корчем великое, чтоб дети боярские и всякие люди ночью с огнем не сидели и съездов у них, ночного питья не было; да и днем бы не бражничали, по городу и в воротах держали сторожей и береженье великое. Если архиепископ узнает, что у наместника и воевод в городе не бережно или людям насилие, то говорить об этом наместнику и воеводам дважды и трижды, чтоб так не делали; если же не послушают, то писать к государю. Новому архиепископу назначено было по тому времени большое жалованье: деньгами 865 рублей да из казанской, свияжской и чебоксарской таможенной пошлины десятой деньги 155 рублей 11 алтын, кроме того, столовые припасы шли натурою, от ржи до пряных кореньев. Наказ относительно обращения татар в христианство был выполнен как нельзя лучше Гурием и двумя помощниками его – архимандритами Германом и Варсонофием, из которых первый был преемником Гурия на архиепископии казанской: несколько тысяч магометан и язычников обращены были в христианство. В Астрахани были также обращения; мы видели, что черкесские князья приезжали в Москву, крестились сами или крестили сыновей своих; к ним в горы посылались из Москвы священники для восстановления падшего там христианства. Но в то время как ревностные проповедники распространяли христианство на пустынных берегах Северного океана, новгородские владыки должны были бороться с язычеством, упорно державшимся в Воцкой пятине: в 1534 году новгородский архиепископ Макарий должен был писать в Воцкую пятину, в Чудь и во все копорские, ямские, ивангородские, корельские и ореховские уезды к тамошнему духовенству: «Здесь мне сказывали, что в ваших местах многие христиане заблудили от истинной веры, в церкви не ходят и к отцам своим духовным не приходят, молятся по скверным своим мольбищам деревьям и камням, в Петров пост многие едят скоромное, и жертву и питья жрут и пьют мерзким бесам, и призывают на свои скверные мольбища отступников арбуев чудских; мертвых своих кладут в селах по курганам и коломищам с теми же арбуями, а к церквам на погосты не возят хоронить; когда родится дитя, то они к родильницам прежде призывают арбуев, которые младенцам имена нарекают по-своему, а вас, игуменов и священников, они призывают после; на кануны свои призывают тех же арбуев, которые и арбуют скверным бесам; а вы от таких злочиний не унимаете и не наказываете учением.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010