Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КАЛУЖСКИЙ ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ ХРАМ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Калужский храм Иоанна Предтечи. Фото Чупринина Михаила, 2007 год Калужский храм в честь Усекновения главы Святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна , архиерейское подворье Калужской епархии Первое известие об этом храме содержится в описи 1685 года, где он описывается как деревянный. Современный храм был построен в 1735 г. на месте деревянного. В 1754 г. сильно пострадал во время пожара, который уничтожил значительную часть городских строений. Тогда почти полностью выгорело и все внутреннее убранство и иконы храма. Только храмовый образ Иоанна Крестителя был " вынесен на огороды и уцелел. А пономарь сей церкви Трифон, вбежавший в нее для взятия Евангелия, от усилившего пламени сгорел " . Храм был восстановлен в 1763 г. на средства, собранные стараниями священника Никиты Егоровича Попова и прихожан. Тогда же к нему было пристроено 2 придела — один во имя Сергия Радонежского , другой — во имя мучеников Гурия, Самона и Авива . Для внутренней отделки храма использовался искусственный мрамор разных цветов. В конце XIX в. в храме производился ремонт, в ходе которого были заново расписаны его стены, а пол покрыт паркетом. В основу росписи были положены копии с изображений в храме Христа Спасителя в Москве и во Владимирском соборе Киева . Семиярусный иконостас был переписан на новом полотне, но на старых досках по рисункам художников Васнецова, Нестерова, Маковского и Сорокина. Особо почитались прихожанами древняя икона Иоанна Предтечи и икона мучеников Гурия, Самона и Авива. Извне храм величественный, обильно орнаментированный. В основании главной его части лежит четырехугольник с многочисленными окнами. В верхней части четырехугольника по углам расположены четыре маленькие главки, скрывающие переход к ротондообразному верху, увенчанному круглым куполом. Единственная глава усеяна звездами на голубом фоне. Трехъярусная колокольня в готическом стиле построена в 1784 г. На углах первого и второго ярусов установлено по 3 колонны, только во втором они соединены стрелкой. Верхний ярус был переделан во время ремонта в 1890-х годах.

http://drevo-info.ru/articles/13296.html

7 . Того же XIV века чудотворная икона Спасителя находилась в Ипатьевской церкви на Софийской стороне на Щиркове улице 124 . Об иконе Ипатьевской записано в летописи под 1396 годом: «створися знамение от образа Владычня в святом Еупатьи, на Щеркове улице: акы вино идяще от иконы» 125 . Но где теперь эта чудотворная икона, неизвестно. 8 . Чудотворная икона Божией Матери, находившаяся в женском Лазареве монастыре, основанном до 1300 года 126 . Об этой иконе записано под 1339 годом в летописях: «в лето 6847 бысть знамение, месяца августа 13: у святого Лазаря от иконы святые Богородица, на вечерни, из обею очию яко слезы течаху, – и поставиша две вощаници; на утрияже уведавше город весь, игумени и попове с причетники, в ризах, с кресты ходиша видети» 127 . Но где теперь эта чудотворная икона, неизвестно. Известно только, что Лазарев монастырь, от которого теперь осталась одна ветхая церковь без службы, в 1761 году упразднён; штат его переведён в Зверин монастырь, куда в недавнее время поступили иконы и церк. утварь, по случаю ветхости Лазаревской Церкви. По летописи, в XIV века, именно в 1365 году упоминается о знамении от иконы Пресвятой Богородицы в церкви св. Апостол Петра и Павла на Славне 128 . Но где теперь находится эта чудотворная икона, неизвестно. 9 . К XV веку принадлежит чудотворная храмовая икона св. исповедников Христовых Гурия, Самона и Авива в церкви, устроенной в честь сих исповедников. Церковь сия примыкает к юго-западному углу Софийского собора и построена в 1411 году по случаю знамения от иконы. Об этом знамении в Новг. I-й летописи под 1410 годом сказано: «сътворися знамение в святей Софии от иконы святых мучеников Гурия и Самона и Авива, месяца декабря 21» 129 . А в Новг. III-й летописи объясняется, что знамение от иконы было о судех церковных при архиепископе Иоанне, устроившем церковь у Софии со владычня двора 130 . Из указаний летописи видно, что чудотворная икона св. исповедников, до знамения в 1411 году, стояла в Софийском соборе, но, когда писана, неизвестно. Величиной она в вышину 1 арш 5 вершков, а в ширину 1 арш. 1 вершок. На ней древнего украшения три венца сребропозлащенные с таковыми же цатами, а кругом обложена басменным золоченым серебром.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

XIV в. Характерный тип лика со строгим выражением, с мелкими, жестко очерченными чертами и при этом с хорошей живописной моделировкой объема очень близок к фрескам ц. вмч. Георгия Победоносца «ту Вуну» и др. росписям этой группы. Лит.: Βαφεδης. 1900. Σ. 125, 141, 320; Τσαμσης. 1949. Σ. 115-116; Γκολομπας. 1985/1986. Σ. 320; Δρακοπολου. 1997. Σ. 24, 73; Τσιγαρδας. 1999. Σ. 219, 285-302. Церковь Трех святых посвящена мученикам Гурию, Самону и Авиву. Этот маленький однонефный храм относится к первым десятилетиям периода османского господства. От первоначальной постройки осталась алтарная часть. После 1940 г. добавлена открытая галерея с юга. В сохранившейся посвятительной надписи упомянуты дата создания росписи - 1400/01 г. и имя ктитора - «кир Феофил Панкратис». Судя по надписи и по характеру росписей, заказчиком был человек знатный и образованный, возможно связанный с Фессалоникой. Церковь Трех святых (мучеников Гурия, Самона и Авива) в Кастории. Ок. 1400/01 г. Церковь Трех святых (мучеников Гурия, Самона и Авива) в Кастории. Ок. 1400/01 г. Фрески 1400/01 г. были недавно раскрыты. В наосе сохранились фрагменты Деисуса и неск. образов святых в причудливых головных уборах, таких же как в ц. свт. Афанасия Великого «ту Музаки». В жертвеннике помещены фигуры первомч. Стефана и прп. Романа Сладкопевца. Конху главной апсиды занимает Пресв. Богородица «Платитера», ниже изображена «Служба св. отцов». В диаконнике рядом с мч. Евплом представлен свт. Григорий Палама в рост. У него темные волосы с проплешиной, довольно длинная и окладистая раздвоенная борода, голубые глаза. Это одно из наиболее ранних изображений святителя наряду с фрагментарно сохранившейся фреской в монастыре Влатадон в Фессалонике и иконой из ГМИИ в Москве. Роспись ц. Трех святых - произведение местных мастеров, продолжающих касторийскую традицию позднего XIV в., ориентированную на распространенное в Македонии антиклассическое направление. Из этой церкви происходит неск. одновременных росписи икон, хранящихся в касторийском Византийском музее (см.

http://pravenc.ru/text/1681333.html

В соборном заседании был составлен на основании собранных данных обвинительный акт, для вручения которого обвиняемому была послана особая комиссия. Обвиняемый дал письменные объяснения по всем пунктам обвинительного акта, отрицая свою виновность. Ввиду этого отрицания на следующее заседание собора был вызван сам подсудимый. Ему произведен был здесь допрос и сделана очная ставка с свидетелями, показания которых прочитаны были на соборе. При этом выяснилась необходимость нового розыска или следствия на месте, и новым следствием были действительно установлены факты виновности, и дело было найдено настолько важным, что патриарх счел нужным созвать собор из всех русских архиереев для окончательного обсуждения дела. На соборном заседании опять читался, в присутствии обвиняемого, обвинительный акт, но обвиняемый здесь вел себя уже иначе: на все пункты обвинения отвечал признанием своей вины и просьбою о снисхождении, так что тем самым постановление окончательного приговора было ускорено и облегчено. Суд над Иосифом коломенским есть наиболее совершенный процесс, который знает русская история, совершенный как по той тщательности, с которой собирался обвинительный материал и сформировывался самый состав суда, так и потому, что при розыске не прибегали к пыткам, которые во второй половине XVII в. уже входили в практику не только светских, а и духовных судов и особенно усилились в первой половине XVIII в. Но суд над епископами все-таки не был явлением повседневной жизни, а принадлежал к случаям более или менее редким. В народной же жизни имели огромное значение разные формы очищения от обвинений или поклепа, а также от неосновательного иска по делам имущественным: рота (присяга или целование креста), испытание железом, жребий; в течение нескольких столетий практиковался также судебный поединок (поле). Один новогородский архиепископ вначале XV в. предписывал вместо роты прибегать к «знамению Св. исповедников Гурия, Самона и Авива». Этот способ доказательства невинности или виновности состоял в том, что сначала служился в церкви молебен в честь мучеников Гурия, Самона и Авива, затем во время литургии священник «пишет имя Божие на хлебце», т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Соболезнуя об участи Евфимии, как обманутой девицы, отвергнутой супруги, осиротевшей матери, благовоспитанной женщины, угнетённой несносным рабством, – чувствительные сердца желали бы простить её поступок с госпожой. Но у Бога нет лицеприятия! Сколь бы велики ни были наши несчастья, они не могут оправдать преступления. Достойная жалости, Евфимия в этом случае представляет нам разительный пример: ибо Господь наказал её кратковременно, но ужасно, и если не до конца прогневался, то потому только, что ходатаями её были – сердечное раскаяние и святые мученики Гурий, Самон и Авив. Но обратимся к повести. Услышав о смерти госпожи, Евфимия поражена была смертным ужасом, беспрестанно обливалась слезами и в наказание просила себе у Бога смерти. Между тем прошло семь дней после погребения готянки – и над Евфимией начал совершаться суд Божий. Сродники и друзья умершей, собравшись вместе, начали рассуждать о её внезапной кончине и обратили мысли свои на Евфимию; все утверждали, что она умертвила госпожу свою, и несчастную обрекли на смерть. По варварскому закону, который давал господам полное право над жизнью рабов, они приговорили погребсти её живую в одном гробе с умершей. Безжалостный супруг первый возложил на неё руки. Злодеи в глухую полночь открыли склеп, бросили туда бедную жертву и, привалив камень к дверям гроба, поставили стражу. Полумёртвая Евфимия, повергшись на землю, не могла произнести ни слова; у неё недоставало голоса даже для стона и рыдания. Она могла только устремить мысли свои к Богу и привести на память святых мучеников Гурия, Самона и Авива, и совершенно лишилась чувств. Но нет столь мрачной и глубокой бездны, где бы уповающему на Бога не было спасения. Вдруг Евфимия видит перед собой страстотерпцев, поручителей её жизни и здравия. «Радуйся, дщи, и познай, где еси ныне! – вещают они. – Приспело твоё спасение; иди с миром к матери твоей». После этого угодники Господни стали невидимы, а Евфимия, как будто пробуждаясь от сна, слышит церковное пение; с изумлением видит стены храма, ей известного; узнаёт знакомые лица молящихся и уверяется, что она в Едесе, в храме и подле гробницы святых мучеников Гурия, Самона и Авива.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

25 сентября 1991 г. Калужский областной совет народных депутатов принял решение 380 о передаче храма (в числе нескольких других) Калужской епархии. В настоящее время при храме действует Местная православная религиозная организация приход в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских в г. Калуге, совершаются богослужения. 3. Церковь Иоанна Предтечи (г. Калуга, ул. Московская, 30) Храм был построен в 1735 г. на месте деревянного. В 1754 г. сильно пострадал во время пожара, который уничтожил значительную часть городских строений. Тогда почти полностью выгорело и все внутреннее убранство и иконы храма. Уцелел только образ Иоанна Крестителя. Храм был восстановлен в 1763 г. на средства, собранные стараниями священника Никиты Егоровича Попова и прихожан. Тогда же к нему было пристроено 2 придела — один во имя Сергия Радонежского, другой — во имя мучеников Гурия, Самона и Авива. Для внутренней отделки храма использовался искусственный мрамор разных цветов. В конце XIX в. в храме производился ремонт, в ходе которого были заново расписаны его стены, а пол покрыт паркетом. В основу росписи были положены копии с изображений в храме Христа Спасителя в Москве и во Владимирском соборе Киева. Семиярусный иконостас был переписан на новом полотне, но на старых досках по рисункам художников Васнецова, Нестерова, Маковского и Сорокина. Особо почитались прихожанами древняя икона Иоанна Предтечи и икона мучеников Гурия, Самона и Авива. Извне храм величественный, обильно орнаментированный. В основании главной его части лежит четырехугольник с многочисленными окнами. В верхней части четырехугольника по углам расположены четыре маленькие главки, скрывающие переход к ротондообразному верху, увенчанному круглым куполом. Единственная глава усеяна звездами на голубом фоне. Трехъярусная колокольня в готическом стиле построена в 1784 г. На углах первого и второго ярусов установлено по 3 колонны, только во втором они соединены стрелкой. Верхний ярус был переделан во время ремонта в 90-х гг. XIX в.

http://patriarchia.ru/db/text/191060.htm...

По одним сказаниям тогда же, а по другим позднее – уже при царе Иоанне Васильевиче Грозном, – к южной части храма, в одну линию с алтарем его, был пристроен придел во имя свв. мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива 5 , вероятно, в память покорения Новгорода «на всю волю Московского Государя»; так как подобный же находился и при Софийском Новгородском соборе (может быть, одновременно и с другим – северным приделом во имя трех Святителей вселенских). В 1554 году придворный Спасопреображенский собор, вместе с царским двором и палатами, подвергся пожару; но тогда же был возобновлен и приведен в прежнее благолепие. С переселением русских царей и двора из Москвы на жительство в новую столицу – Санкт-Петербург, придворный собор Спаса на бору пришел в запустение, так что, по свидетельству И. Кириллова, в 1727 году «сквозь кровли лес порос 6 ». А в страшный пожар 1737 года, испепеливший почти всю Москву, у храма сгорели кровля и окна, частью и самая внутренность. Хотя повелением императрицы Анны Иоанновны храм был восстановлен; но в 1767 году в нем оказались многие ветхости, которые поручено было исправить архитектору Яковлеву причем, однако ж, многое изменено в наружности и внутренности. По упразднении Сретенского собора «на сенях» в 1801 году и Крестовой церкви Похвалы Богородицы на Потешном дворе, некоторые иконы и утварь перенесены оттуда в Спасоборский храм. В 1812 году, при нашествии французов, собор Спаса еще раз подвергся ограблению и осквернению – с престолов и жертвенников сорваны одежды, с святых икон содраны серебряные украшения, в алтаре навалены кули с овсом, в главном храме мешки с зерновым хлебом, в трапезе стояли лошади, а южный-верхний придел обращен в жилье, – и опять был возобновлен; но в это время освящены были престолы только в главном храме и в южном нижнем приделе свв. мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива, а в остальных приделах, неизвестно даже когда устроенных (два верхних по углам – над западною частью главного храма), остались неосвященными 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ТВЕРСКОЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ ХРАМ ЗА ВОЛГОЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Тверской храм в честь Воскресения Христова, 2006 год. Фото Юрия Красильникова, с сайта sobory.ru Воскресенский храм расположен на левом берегу реки Волги, недалеко от памятника тверскому купцу и путешественнику Афанасию Никитину. Это единственный храм в Твери, который сочетает в себе сразу три архитектурных стиля: барокко, классицизм и ампир. В народе Воскресенская церковь более известна по наименованию одного из приделов - трех исповедников: Гурия, Самона и Авива. На этом месте предположительно с XV века находился деревянный храм в честь великомученицы Параскевы Пятницы . В 1709 году упоминаются две деревянные церкви - в честь Воскресения Христова и святых мучеников Гурия, Самона и Авива. К 1725 году деревянная Воскресенская церковь совсем обветшала, и прихожане обратились к Тверскому епископу Феофилакту (Лопатинскому) за благословением на постройку нового каменного храма. Строительство каменного храма велось с 1728 по 1731 год на средства местного купца Герасима Седова. Он торговал пенькой и хлебом в Вышнем Волочке и других городах, а также занимал должности земского бургомистра и старосты " у мирских поборов " , а в конце жизни решил пожертвовать деньги на строительство нового храма в своем приходе. В 1728 году был построен придел в честь трех исповедников (вместо бывшего в старой церкви придела святой мученицы Параскевы), который освятили 26 сентября 1728 года. В 1731 году был освящен новый храм. В 1797 - 1805 годах храм обновлялся усердием именитого горожанина Макария Блохина. Тогда же были выполнены наружные и внутренние штукатурные работы, настелены новые полы, устроен каменный (вместо деревянного) фундамент под святой престол, установлен резной золоченый иконостас с новыми образами. 6 мая 1806 года обновленный храм был освящен архимандритом Нектарием.

http://drevo-info.ru/articles/13676911.h...

Целование креста как способ принесения присяги действительно могло осуждаться. Так, в 1410 г. по случаю чудесного обнаружения воров, свершившегося у иконы святых мучеников Гурия, Самона и Авива, новгородский архиепископ Иоанн дал «благословение» и «указ» прихожанам собора святой Софии больше не целовать крест в спорных вопросах, а ходить к указанной иконе и брать от священников просфору. Приведём выдержку из текста «Благословения архиепископа Новгороцкаго Иоанна к христианом святыа Софии»: «Слышю зде, што у вас о великои и о малой гибели ходят ко кресту; ино то деете не по Божию закону. Зде нам дал Бог знамение святых исповедник – Гурья, и Самона, и Авива дьякона; ино Божиею милостию мнози правии прави бывают, а виноватии в казни. И мы к вам послали икону святых исповедник в церковь Божию; а што ходите к кресту, ино то в вас отнимаем; но ходите к знамению святых исповедник. Поп служит святую литургию, и пишет имя Божие на хлебци, и даст всем приходящим ко имени Божию; а хто изъяст хлебец со именем Божиим, тот прав бывает; а хто не снест хлебца, тот по Божию суду виноват будет; а хто не пойдет к хлебцу, тот без Божиа суда и без мирьскаго виноват будет. И о вам о нашои гибели и о вашей писано, што нами ся корыстуют, а ся грамота дала вам впрок. А вы, попове, опроче хлеба Божиа, к роте не пущаите». 643 В «Указе о проскурьнисании святым трем исповедником – Гурию, Самону и Авиву» архиепископ Иоанн уточняет, в каких случаях применялись подобные правила: «Егда у кого что будет украдено, или на кого ти будет непот». 644 Крупнейшему исследователю истории русской церкви, митрополиту Макарию, были неизвестны другие свидетельства того, чтобы подобные правила употреблялись. 645 Однако в одной из рукописей третьей четверти XVI в. записана большая подборка правил, осуждающих принесение крестного целования по разным поводам: в плену и во время посольства в чужие земли, при принесении присяги, вельможами и простыми людьми, «на криво» и «на праве». 646 Покаянные тексты служат доказательством того, что «бытовое» целование креста осуждалось церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Духа на апостолов; на стене, близ входной из предела в главный храм двери, – распятие Иисуса Христа с относящимся к событию моментом – несением креста, в сопровождении толпы народа и женщин плачущих, на противоположной стене, у южной входной двери – картина на текст: «не о всех молю, но их же дал еси мне» (Иоан. зач. 56), а под этой надписью, в кругах, св. Захария, Иоанн Предтеча и праведная Елизавета, над самой срединой храма – новозаветная Троица, окруженная девятью чинами ангелов; ближе – к западной части храма – картины на своде и под сводом и обеим стенам из пролога, относящиеся к житию св. мученика Авива и с соответствующими сюжетам подписями, а именно – под сводом: «Св. Авива начальник Феотекнон приведе к Лисанию; он же вопроси святого о роде и имени, святый же возвести: раб Христа ныне быти. Феотекнон же ово ласканием, ово прещением его от Христа отвращаше. Он же яко столп непоколебим в Христове вере прибысть, таже Лисания осуди святого, да огнем сожжен будет»; на своде же, по направлению к иконостасу – картина с подписью: «возгнетену же бывшу огню вне града, идяше мученик Авив радуяся, яко имать Богу жертва, последоваше ему мати его и сродницы, он же утешаше их, да не скорбят о нем; пришед же к огню, помолися и вниде в пламень и предаде дух свой Господу. Угасшу же огню святый мученик невредим бысть». Другие картины имеют содержанием помещенное в прологе сказание о житии двух других исповедников Гурия и Самона, а также и пострадавшего вместе с ними и положенного в одной гробнице св. Авива. Так, над входом из трапезы собора в предел написано изображение с надписью: «святии Гурий и Самон близ Едесса града во благочестии живяху, по времени же Антонин, призвав Христово стадо, веляше всем, да повинуются повелению цареву, но не восхотеху отступники быти Господа своего». У окна в западной части предела, с южной стороны его, – картина с подписью: «повеле игемон спекулатору отсещи святым мученикам Гурию, Самону и Авиву главы. Святии же мученицы, испросивше себе мало времене, в молитве реша: Боже и Отче Господа нашего Иисуса Христа приими в мире души наши и преклонив под меч святыя своя главы усечени быша».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010