Неделя 23-я по Пятидесятнице. 15. Неделя 23-я по Пятидесятнице. Глас 6-й. Мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива. Начало Рождественского поста. Прп. Паисия Величковского. Прп. Гурия Шалочского. Служба мчч. Гурия, Самона и Авива не имеет праздничного знака, совершается вместе с воскресной службой Октоиха. Примечание. В первый день Рождественского поста, как, впрочем, и в некоторые другие его дни, Устав предполагает совершение аллилуйного постового богослужения, точно так же, как в Петров пост (см. примечание 15 июня). Однако в текущем году в первый день Рождественского поста постовое богослужение с «Аллилуия» не совершается (из-за совпадения этого дня с воскресеньем). Служба с «Аллилуиа» в 2021 году в период Рождественского поста полагается 19 и 26 ноября, 1, 2, 3, 7, 8, 11, 14, 15 , 16 и 18 декабря. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 6-й – 7, и мучеников, глас 4-й – 3. «Слава» – мучеников, глас 2-й: «Едес веселится...», «И ныне» – догматик, глас 6-й: «Кто Тебе не ублажит…». Вход. Прокимен дня. На литии стихира храма и Богородичные стихиры Павла Аморрейского, глас 3-й (см. на «Господи, воззвах» в воскресной службе 6-го гласа в Октоихе, без стихов). «Слава, и ныне» – его же стихира, глас тот же: «Множество согрешений...». На стиховне стихиры воскресные, глас 6-й. «Слава» – мучеников, глас 2-й: «Приидите, мучениколюбцы вси...», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «О, чудесе новаго…» . По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 6-й (дважды). «Слава» – тропарь мучеников, глас 5-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Радуйся, двере Господня...». Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные . Полиелей. «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 1-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

http://patriarchia.ru/bu/2021-11-28/

По прошествии значительного числа лет нечестивый царь Ликиний, отделившись от Константина Великого , воздвиг в Никомидии гонение на христиан. Таким поступком он нарушил договор, какой заключил с ним Константин. Отдавая замуж за Ликиния свою сестру и назначая его соучастником в управлении римским государством, Константин положил такого рода условие, чтобы Ликиний, хотя он и язычник по вере, не делал никакого притеснения христианам, но предоставил каждому жить по своей вере, так что, кому какая вера нравится, тот и держался бы ее невозбранно. Однако Ликиний, не сдержав этого договора, и воздвиг гонение в восточных странах на христиан, и множество верующих предавал смерти различными способами. В это время в вышеупомянутом городе Эдессе, в котором прежде пострадали святые мученики Гурий и Самон, жил один диакон, по имени Авив, который, ходя по всему городу из дома в дом, учил людей святой вере и убеждал быть мужественными в исповедании Христа. Своею проповедью святой Авив неверующих обращал ко Христу, а верующих увещевал жить богоугодно. Узнав о нем, градоначальник Лисаний писал царю Ликинию, донося ему об Авиве, что он весь город Эдессу наполнил христианским лжеучением; при этом спрашивал, какое относительно него будет повеление. Лисаний писал царю, собственно, для того, чтобы получить от него право на мучение христиан, ибо ему еще не было поручено делать какое-либо насилие христианам. Царь немедленно отписал ему, чтобы он предал Авива смертной казни. Получив от царя такое повеление, Лисаний приказал отыскать святого Авива, для предания на мучение. Авив жил тогда в одной части города, в неизвестном доме, вместе с матерью и родственниками своими, стараясь о распространении святой веры, которую тайно насаждал там, где не мог делать этого явно. В то время как воины по всему городу искали блаженного Авива, он, узнав об этом, вместо того чтобы скрываться, выйдя из дома, отыскивал искавших его воинов, чтобы самому отдаться им в руки. Встретив в одном месте военачальника по имени Феотекн, он сказал ему:

http://azbyka.ru/fiction/jedesskoe-chudo...

Глава третья По будням София ходила с утра на службу не в кафедральный собор, но в маленькую церковь на своей же улице, скорее даже не церковь, а часовню над гробницей с мощами святых мучеников Самона, Гурия и Авива, что было не столько удобно для нее, сколько приятно ее душе. Как и все жители Эдессы, она гордилась святыми мучениками, но не только: сама не ведая, по какой причине, она как-то особенно тепло любила их – двух мужественных и верных Христу братьев Самона и Гурия, таких дружных и любящих друг друга, и повторившего их подвиг совсем молодого диакона Авива .. Фотиния идти на литургию с Евфимией и Софией отказалась, сославшись на головную боль. Но когда, отстояв службу и причастившись, София с дочерью возвратились домой, им навстречу из дома вышли служанки, неся в обеих руках тюфяки, покрывала и корзины с посудой. Они доложили хозяйке, что Фотиния отправилась в сад и там хлопочет над устройством пристанища для архонтов-готфов, определенных к ним на постой, а они ей помогают. – С чего это она решила проявить такую заботу о варварах, не предоставив эти хлопоты Елене? – удивилась София. – На нее это не очень похоже – надо пойти взглянуть! Дом Софии был окружен высокими тенистыми деревьями, декоративными кустами и множеством цветов, преимущественно роз, а большой фруктовый сад был отделен от главного двора стеной в человеческий рост; из сада выходили две калитки: одна к дому, а другая на соседнюю улицу. Через сад протекал ручей, образуя в центре сада небольшой круглый пруд, и неподалеку, на краю дорожки, под раскидистым орехом стоял садовый домик, сложенный из грубо обтесанного камня и беленный известью, – тот самый, в котором решено было устроить готфов. Туда и направилась София в сопровождении нагруженных служанок. Фотинию она увидела перед окном домика, выходившим на ведущую к дому дорожку. Она стояла, уперев руки в бока и поджав и без того тонкие сухие губы, и сердито разглядывала окно. Перед нею стоял парнишка Саул, ее племянник, сын умершей сестры, которого она с утра до ночи гоняла, поучала и заставляла делать несложную мужскую работу по дому: прибить, починить, отнести – принести. Вот и сейчас в одной руке Саул держал переносной ящик с плотничным инструментом, а на земле перед ним лежало несколько коротких досок: похоже, Фотиния задумала забрать досками окно садового домика, выходившее в сторону большого дома.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Смоленск. Церковь иконы Божией Матери " Знамение " на Гурьевском кладбище. Гурьевская церковь Карта и ближайшие объекты В городском районе Садки на краю большого и старинного кладбища, на входе высится старая руинированная колокольня и остатки кладбищенской ограды. Раньше здесь стояла церковь в честь святых мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива. Она была построена приблизительно между 1801–1805 годами и приписана к Крестовоздвиженской церкви, которая и ныне находится на Ново-Московской улице. Этот храм был закрыт для верующих в 1940 году, вновь открыт в 1941 году (у оккупационной администрации Смоленска было такое направление деятельности по открытию церквей с целью привлечения местного населения на свою сторону – прим. авт.). Здание значительно пострадало во время боев, и было окончательно снесено в 1970-х годах. В Заднепровье, в Садках, возле кладбищенской церкви Гурия, Самона и Авива многими исследователями, например, Иваном Хозеровым, а также Николаем Ворониным и Петром Раппопортом отмечалось возможное наличие в древности каменного храма. Еще Никифор Мурзакевич писал, что близ кладбищенской Гурьевской церкви на правом берегу Днепра, на горе, есть следы Крестного монастыря, где подвизался Авраамий Смоленский. Особое внимание ему уделил С.П. Писарев. После долгих поисков исследователь нашел у юго–западного угла ограды Гурьевского кладбища майоликовые плитки, сделанные " из черной глины или речного ила " . Он отнёс их к храму Креста, который почему–то считал деревянным. Сравнивая плитки с плитками смядынского собора и отмечая лучшее качество последних, он считал их более поздними, т.е. относил убор храма Креста (как и всю постройку?) к более раннему времени. И.М. Хозеров повторил обследование и нашёл мелкие майоликовые квадратные плитки (10 х 10 и 11.5 х 11.5 см) и треугольные (с катетами 10, 11.5 см), из чего заключил, что храм был несомненно каменным. Остатков его на месте находки Хозеров не обнаружил и полагал, что на руинах храма построена существующая Гурьевская церковь.

http://sobory.ru/article/?object=04119

Приведем еще одно место из жития свв.мм. Гурия, Самона и Авива в буквальном переводе и в изложении свят. Димитрия. У Метафраста. У свят. Димитрия. ... Но так как судьи не было они (родственники умершей) между собою решили заключить ее в гробницу, где похоронена была жена готфянина и закрыли гробницу большим камнем и поставили к ней стражей. Когда же к ней дошел запах трупа, исполненная великой скорби, отроковица сказала: «Господи Боже истины, принявший кровь твоих мучеников и исповедников, пролитую ради тебя, как живую жертву, призри на меня, которая вверила себя, ради Твоего имени и имени святых ради Тебя страдавших, мужу незнакомому и чуждому мне и теперь осуждена на это страдание; дай мне твою помощь и освободи меня от настоящей опасности. Вас же, святые Христа, которые за него претерпели бесчисленные мучения и исповедали Его живым Богом пред правителями, которых Готфянин представил матери моей поручителями за меня, прошу – сами предстаньте теперь мне помощниками в беде и не презрите той, которая посвятила себя вам». (Сурий, VI, 356, §22). ...Не обретающуся тогда игемону в дому, ин совет сотвориша беззаконний; совещаша живу Евфимию с мертвою погребсти вкупе.Открывше убо гроб мертвые, всадиша отроковицу к трупу смердящему, червьми же кипящему и гниющему, дабы тамо нуждною умерла смертию, и привалиша камень велик над гробом и стражев поставиша. Кто же изрещи может бывшую тогда отроковице той скорбь и печаль, боязнь и трепет, страх же и ужас, и рыдание, и плач. Да помыслит кто, каков страх и беда живому в гробе с смердящем трупом затворену быти: от мертвеца страх, от трупа смрад, тьма же и теснота гробная, и червня окрест, живая смерть и мука неизреченная. В той последней тесноте Евфимия сущи, возопи в горести сердца своего к Богу от гроба прилежно, якоже иногда пророк Иона от чрева китова и моляшеся, глаголющи: «Господи Боже сил, седяй на херувимех и видяй бездны. Ты видиши горесть сердца моего и тесноту в темном и смрадном сем гробе; Ты веси, яко имене ради Твоего вдана бех беззаконному Готфянину, той бо именем Твоим кленухом, поят мя. Помилуй мя убо имене ради святого Твоего. Ты мертвиши и живиши, низводиши во ад и изводиши; избави мя от смерти сия горькия, и изведи яко от ада от гроба сего, силен бо еси и мертвыя воздвигнути, кольми паче мене живую, близь же смерти сущую, можеши извести от врат смертных. Помилуй мя, о Владыко, свв. ради мученик Гурия, Самона и Авива, их же излиявше за ти крове и смерть, яко жертву чисту, приял еси. О свв. мученици, вас матери моей поручники постави враг мой; вы убо ныне мя люте исчезающую помилуйте». (Четии-Минеи, 15 ноября)

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Не случайно теперь мы знаем имена мастеров-живописцев, создавших уникальные фрески в храме Ильи Пророка. Гурий Никитин, Сила Савин, Дмитрий Семенов, Федор Игнатьев, - вот далеко не полный перечень имен этих художников. Стилистический анализ позволил современным исследователям в каждой из существующих фресок определить оригинальную творческую манеру автора, ее создавшего. Церковь Св. пророка Илии построена в 1647 году тщанием ярославских купцов Гостиной сотни Вонифатия и Иоанникия Ивановичей Скрипиных. Престолов в ней пять: Св. пророка Илии, св. муч. Гурия, Самона и Авива, преподобного Варлаама Хутынского, Новгородского чудотворца, Положения ризы Господней и Покрова Пресвятой Богородицы. В приходе ее находится 544 души муж. пола и 504 жен. пола. А. Крылов «Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии» г. Ярославль, в типографии Германа Фалька, 1861 г. Церковь Ильинская каменная, приходская. Имеет пять престолов: в главном летнем храме - во имя пророка Илии и в приделе (в алтаре) - во имя преп. Варлаама Хутынского; в зимнем храме - во имя Покрова Божией Матери и в двух холодных приделах - в честь Положения Ризы Господней и св. муч. и испов. Гурия, Самона и Авива. Храмовый праздник 20 июля, 6 ноября, 15 ноября, 1 октября и 10 июля. Построена в 1650 г. братьями Вонифатием и Иоанникием Ивановичами Скрипиными. Святыни: часть ризы Господней, присланной патриархом Иосифом I в благословение устроенному храму. Под северо-восточной частью храма часовня Печерской Божией Матери, устроенная одновременно с храмом и имеющая значение усыпальницы храмоздателей и их рода. С обеих сторон образа Божией Матери на стене изображены молящимися во весь рост святые, соименные погребенным в усыпальнице. Земли под церковью и в ограде церковной 657 кв. саж. и при двух церковных домах около 178 кв. саж. В первом доме, в двух этажах, помещается причт, а третий этаж сдается в наймы в пользу церкви; во втором доме также живут постояльцы. Церковного капитала в процентных бумагах 6163 руб.

http://sobory.ru/article/?object=00213

Слезы застлали ей глаза, а затем пролились через край, и просветленным взором увидела она трех светоносных мужей, сияющих, как солнце, — святых мучеников Гурия, Самона и Авива. Исчезла не только тьма, но и смрад, заполнявший пещеру, теперь все помещение была наполнено несказанно прекрасным, слаще роз дамасских, благоуханием, исходившим от святых угодников. Они сказали ей: — Ободрись, чадо, и не бойся: по молитвам твоим, но более по молитвам твоей матери и твоей нянюшки ты скоро получишь спасение. И сейчас же все исчезло. Свет померк, видение растаяло, осталось только неземное благоухание. Евфимия почувствовала покой в сердце и доверчивую, сонную расслабленность во всем теле. Она прилегла на холодный порог и сладко уснула. Глава семнадцатая Евфимия просыпалась медленно и постепенно. Она лежала на полу, но не на камне, а на каком-то ковре. Пахло ладаном и горящими свечами, воздух был тепел и чист. Затем она услышала тихое пение: «Святый Боже, святый Крепкий, святый Бессмертный, помилуй нас!» Она узнала Ангельскую песнь Пресвятой Троице и приоткрыла глаза. Сначала она увидела огоньки свеч и лампад, а затем белое мраморное возвышение, возле которого она и лежала. Опираясь на руки, она приподнялась и встала на колени: перед нею была рака с мощами святых мучеников Самона, Гурия и Авива. Она увидела и их самих, парящих в светлом облаке над самой их ракой. — Радуйся, дочь наша! — сказал старший из них. — Узнаешь ли ты, Евфимия, место, в котором теперь находишься? — спросил ее младший. — Да, узнаю, — прошептала Евфимия. — Скоро ты увидишь и свою мать. Расскажи ей и всем, что случилось с тобой, — сказал третий угодник. После этих слов сияние над ракой тихо угасло, как бы втянувшись внутрь нее прямо сквозь мраморную крышку. Евфимия поднялась и огляделась. Да, она была в церкви святых угодников. Она тихонько обошла раку и увидела две коленопреклоненные женские фигуры. «Матушка! Нянюшка!» — узнала она, но не стала окликать их, а тоже опустилась на колени и, заливаясь слезами, принялась возносить благодарные молитвы Господу и Его святым угодникам.

http://azbyka.ru/fiction/jedesskoe-chudo...

Следует ли игуменам служить с рипидами и Трисвятое петь в алтаре? Этого святые каноны не возбранили: пусть с Дарами носят (рипиды), но осенения да не творят; в том волен епископ, если кому благословит творить и осенение и во время Трисвятого благословение руками. Должны ли игумены, стоя на своих (игуменских) местах, оканчивать пение? Если будут в мантии, да оканчивают на своих местах, а будут в ризах, да оканчивают, как и на службе. Если священник убьет на войне человека, можно ли ему потом служить? Это возбранено святыми канонами». Собор Владимирский запретил лицам неосвященным и самим диаконам освящать приносимые в церковь плоды и крупы или кутью за умерших, как делалось то прежде в пределах новгородских; запретил также непосвященным читать и петь на амвоне и повелел самим причетникам читать и петь на амвоне не иначе, как с благословения священника и в стихаре. Митрополит Киприан в послании к духовенству писал: «Вы спрашиваете меня: когда не случится диакона, а нужно многим попам петь вместе, можно ли какому-либо младшему из них диаконовать? Не прилично тому быть, ибо нет в поповстве ни младости, ни старости. А если бы было то, чтобы попу диаконовать, ино потом будет ни поп, ни диакон. И потому нельзя тому так быть: поп есть поп, а диакон — диакон. Если не случится диакона, пусть служит один поп... А на Воздвижение Честного Креста во всякой церкви, по всей земле, где живут христиане, воздвизают крест, хотя бы поп один был, на славу Честного и Животворящего Креста» . Упомянем, наконец, об одной местной церковной службе, которая установлена была в Новгороде по особенному случаю. В 1410 г. в новгородском Софийском соборе сотворилось знамение от иконы святых мучеников Гурия, Самона и Авива «о судех» или, как по другим спискам летописи, «о сосудех церковных» . Знамение, вероятно, состояло в том, что похитители сосудов церковных были каким-то чудесным образом обличены от иконы или пред иконою святых мучеников и сознались в хищении. Это и послужило поводом архиепископу Иоанну не только пристроить к Софийскому собору каменный придел во имя означенных мучеников, но и дать «благословение» и вместе «указ» христианам святой Софии, чтобы они в случаях разных покраж и пропаж обращались для обличения виновных не ко кресту или присяге, а к чудотворной иконе святых мучеников Гурия, Самона и Авива и чтобы приготовляли особую просфору, из которой за литургиею следовало вынимать четыре частицы, предназначавшиеся для указания невинных и виновных.

http://sedmitza.ru/lib/text/435909/

Церковью. Касается законодательное постановление, конечно же, и Михайловского монастыря, как его уже принято с любовью называть и в наши дни многочисленными паломников и местным населением, казачеством Краснодарского края. И прозвище «Казачьей Лавры» с прошлого века так и осталось за пустынью. В монастыре постепенно идет восстановление утраченного. Капитально реставрирован Свято-Троицкий храм, трапезная под ним. Выстроены жилой корпус для братии монастыря, храм в честь Архистратига Михаила, игуменский корпус с редчайшим для России храмом в честь прп. Александра, игумена обители Неусыпающих, в конце нынешнего лета освящен новый Успенский храм, в котором уже год как идут службы. Строятся храмы и на подворьях, и в скиту монастыря как в Адыгее, так и на территории Краснодарского края. Недалеко от монастыря в станице Сахрай создан скит Свято-Михайло-Афонской Закубанской общежительной пустыни, построен храм в честь св. Пророка и Предтечи Господня Иоанна Крестителя. Подворье Свято-Михайло-Афонской Закубанской пустыни во имя свв. мучеников Гурия, Самона и Авива расположено в пос. Хамышки. На подворье имеется главный храм в честь свв. мучеников Гурия, Самона и Авива. Храм освящен Архиепископом Майкопским и Адыгейским Пантелеймоном 01.07.2004 года. На краснодарском подворье монастыря, неподалеку от Геленджика, в пос. Береговое строится капитальный каменный храм во имя святителя и чудотворца Николая, где, кроме еженедельных и праздничных служб, молебнов святителю, раз в месяц Литургию служит иеромонах Флегонт (Токарев) на древнегреческом языке. Самое главное для восстановления монастыря – это восстановление его духовной силы и значимости для населения – самих монашествующих и жителей округи. В пустыни игуменом Герасимом (Буняевым) и братией поддерживается Богослужебный устав Святой Афонской горы. Монастырь поддерживает тесную связь с афонским русским монастырем во имя св. великомученика и целителя Пантелеимона: братия уже неоднократно посещала этот монастырь. Мечтают братия и игумен Герасим построить вновь на горе Физиабхо храм в честь Преображения Господня.

http://bogoslov.ru/article/2982262

Прп. Илия Муромец. Икона. 1992 г. Иконописец И. в. Сухов (ц. мучеников Гурия, Самона и Авива в Карачарове) Прп. Илия Муромец. Икона. 1992 г. Иконописец И. в. Сухов (ц. мучеников Гурия, Самона и Авива в Карачарове) И. М. представлен в композиции «Собор Киево-Печерских святых» в левой группе, за прп. Антонием Печерским, в ряду чудотворцев Ближних пещер. Наиболее ранней (кон. XVII - нач. XVIII в.) является гравюра на меди Иосифа Гочемского (монограмма I. g.; работал в тип. Почаевской Успенской лавры) из собрания Д. А. Ровинского (ГМИИ, см.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 621-623), на которой святые предстоят образу Успения Богородицы, в центре изображен собор Киево-Печерской лавры. Изображение И. М. присутствует на повторениях данной гравюры, напр. В. Белецкого 1751 г., М. Нехорошевского XVIII в., И. Кончаковского 1771, 1774 гг., Г. Проценко 1821 г. и др. (РНБ, ГМИИ; известно более 15 гравюр и ряд литографий). Как правило, святой помещен в 4-м ряду 4-м слева, с непокрытой головой или в некоторых случаях в клобуке. Представлен средовеком или старцем с окладистой бородой, с волосами на прямой пробор, в надписи нередко именуется «Муромец» - гравюры (в т. ч. с раскраской), кон. XVIII - 1-й трети XIX в., тоновые и хромолитографии 1893 и 1894 гг. мастерской Киево-Печерской лавры (ГЛМ, РГБ). На раскрашенной литографии А. Абрамова 1883 г. (ГРМ) И.- 3-й слева в 4-м ряду (Рус. мон-ри: Искусство и традиции/ГРМ. СПб., 1997. С. 169). Известны иконы, складни, эмали с изображением Собора Киево-Печерских святых XVIII-XIX вв., близкие по иконографии к эстампам. К ним относится, напр.: икона посл. трети XVIII в. (1771?, ИркОХМ - Иркутские иконы: Кат./Сост.: Т. А. Крючкова. М., 1991. С. 62. Кат. 28) - И. без клобука, с проседью; образ 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР) - с вьющимися русыми волосами и большой бородой; палехская икона 1-й пол. XIX в. (частное собрание); киевская икона XIX в. ( Хведченя. 2005. Вкл.); образ посл. четв. XIX в. (ц. Воздвижения Креста в Женеве). На иконе 2-й пол. XIX в. (частное собрание, см.: «И по плодам узнается древо...»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. святой с именем Uлiя представлен в правой части (за прп. Феодосием, но рядом с др. подвижниками Ближних пещер) в 4-м ряду 2-м от центра, в клобуке, с русой бородой. Его образ имеется на большом эмалевом образке 3-й четв. XIX в. (Нововалаамский монастырь в Финляндии).

http://pravenc.ru/text/389413.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010