Этот труд Н. Чернавского заслуживает всякой похвалы. Тут полная картина церковной жизни Оренбургского края. Жаль только, что сочинитель слишком снисходительно отнёсся к духовным властям доброго прежнего времени и не коснулся бытовых сторон владычного мира Оренбургской епархии. Он в приложении лишь указал известное всем, занимавшимся епархиальною историей, дело о преосвященном Иоанникии Образцове и его достойных сподвижниках 1 , но консисторские бумаги с этой стороны мало разработаны. В первой части своего труда г. Чернавский изложил историю общего положения миссионерства в Поволжском крае, когда (до 1800 г.) почти весь Оренбургский край принадлежал к Казанской епархии. Вскоре после завоевания Казани первый Казанский архиепископ Гурий был снабжён от царя Ивана Грозного наказом, коим предписывалось ему заботиться о привлечении иноверцев в христианскую веру, и с этой целию «приучать их к себе» ласкою и приветом, угощать приходящих к нему по делам татар квасом и мёдом, беседуя с ними «тихо и с умилением, а жестокостию с ними не говорити». Склонять татар рекомендовалось «любовию», крестя неверных только по их воле, «а страхом их к крещению никак не приводити». Новокрещёных предписывалось обучать законоучению у себя дома и по монастырям, крестить и тех, которые пожелают того для избежания наказания за вину, печаловаться пред воеводами и судьями за подсудимых, участвовать с судьями во всех советах и т.п. К сожалению, последующие Казанские епископы не оказывали особой ревности к миссионерству. Но и в XVII в., «правительство не стояло вчуже от миссионерского дела, для успехов которого оно распорядилось принять меры чисто гражданского характера. Так, разными указами велено было отобрать у некрещёных иноверцев крещёных людей, уничтожать татарские мечети, татар выселять особо от русских в отдельную слободу в Казани, отступников от веры сажать в тюрьму или отсылать ко владыке на смирение, русским у татар не жить. Но эти меры к желательным последствиям почти не приводили». Летописи XVIII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/o...

Некоторые из переводов о. П. Смирнова отлитографированы, другие находятся в рукописях и разбросаны по разным местам. Хотя, благодаря указанным трудам, была осуществлена возможность Богослужения на калмыцком языке, однако, ни во времена о. П. Смирнова ни после, совершения Богослужения на калмыцком языке в местах обитания калмыков не происходило. Со времени переводов о. П. Смирнова прошло немало времени, теперь сами переводы устарели и нуждаются в исправлении, так как многие места их непонятны калмыкам. Но понятно, что если бы эти переводы в свое время были введены в употребление, то, постепенно исправляемые самой жизнью, они до настоящего времени служили бы средством просвещения калмыцкого народа. После о. П. Смирнова крупным переводчиком явился А. М. Позднеев, переведший на калмыцкий язык по заказу Библейского общества весь Новый Завет . Этот перевод весьма не чужд монголизмов, по конструкции речи не отличается особенной доступностью для понимания калмыков. Его отличительная черта – буквальность, выдержанность текста. После перевода Позднеева следует указать на труды переводческой комиссии при Братстве Св. Гурия в Казани, которой издано: Огласительное поучение готовящимся ко святому крещению, Толковый Молитвослов, Молитвослов. Эти переводы напечатаны в русской графике; по замыслу они являются переводами на разговорный калмыцкий язык. Наконец, в самое последнее время в калмыцкой транскрипции на разговорном калмыцком языке напечатан перевод Св. Истории Нового Завита под заглавием «Жизнь Иисуса Христа», издание переводческой комиссии при Казанском Учебном Округе 1911 г. Рассмотрев исторически вопрос о переводческой деятельности для нужд православной миссии среди калмыков, – мы видим, что очередным вопросом переводческой функций миссионерского служения в калмыцкой степи является пересмотр некоторых прежних переводов и составление новых в тех целях, чтобы можно было при желании совершать Богослужение на калмыцком языке в видах просвещения калмыков светом христианства через жизненную силу православного Богослужения. С другой стороны, миссия нуждается в учебниках на калмыцком языке для практического проведения в жизнь системы Ильминского в видах наиболее успешного и целесообразного миссионерского воздействия через школу. Разумеется, та и другая нужды миссии могут быть удовлетворены с большим успехом особой переводческой комиссией, сорганизованной из знакомых переводческим делом лиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Stepanov...

2 декабря 1889 года пострижен в монашество, а 3 декабря в сан архимандрита. 29 янв.1890 года хиротонисан во епископа Смоленского и дорогобужского. Хиротония состоялась в С.-Петербурге. 29 янв.1896 года назначен председателем Училищного Совета при Св. Синоде и почетный член Казанской духовной академии. 13 окт.1900 года назначен епископом Новгородским и Старорусским с возведением в сан архиепископа. В 1904 году получил звание члена Св. Синода. 6 окт.1907 г. награжден крестом на клобук. 17 OKT.1910 г. уволен на покой, согласно прошению. Десятилетнее управление Новгородской епархией приобрело маститому архипастырю сердечную любовь и уважение и паствы и духовенства. Новгородское духовенство почтило архипастыря при уходе на покой, поднесением адреса, в котором, между прочим, так характеризовало своего архипастыря: «Вы обладали редким даром замечательной благожелательности и изысканной деликатности в отношениях своих к вашим подчиненным. Всякого приходящего к вам по делу, с своей нуждой и горем, вы встречали с отеческим приветом, с мудрой кротостью, лаской и внимательно выслушивали, благодаря чему всякий шел к вам безбоязненно... С первых же дней святительствования вашего в Новгороде, с вашей стороны по отношению к вашей пастве установились чисто отеческие отношения и счастливая ваша паства скоро заметила и поняла это. Она старалась отвечать вам сыновней искренностью и нелицемерной благопокорливостью. Мирно и безмятежно каждый исполнял свое дело и служение свое, не страшась за участь завтрашнего дня и, будучи уверен, что в случае надобности всегда найдет в вас твердое, мудрое и справедливое решение своего дела”. С невозмутимо покойным характером, всегдашней доступностью, ласковостью со всеми и отеческим участием к бедным и сиротам пользовался общей любовью. Скончался I-ro марта 1912 года. Труды: Речь при наречении во епископа Смоленского и Дорогобужского. «Приб. к «ЦВ» 1890, 4, стр.123. «История Церкви Александрийской до времени Афанасия Великого ». Курсовое сочинение. Рукопись Акад.библ.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

языка с общим филологическим обзором языков и наречий означенных племен по конкурсу занимал Катанов. С 1884 по 1911 г. кафедру араб. языка и обличения мухаммеданства занимал Машанов, прежде состоявший приват-доцентом по кафедре миссионерских противомусульманских предметов. С авг. 1911 г. кафедру араб. языка, истории и обличения мухаммеданства занял выпускник КазДА епархиальный противомусульманский миссионер М. Г. Иванов. Штатными практикантами татарского языка состояли: до 1895 г. кряшенский свящ. В. Т. Тимофеев, ученик Ильминского, переводчик Свящ. Писания и вероучительных книг на кряшенский язык, заведующий Центральной крещенотатарской школой в Казани, с дек. 1895 г. до 1918 г.- его ученик-кряшен свящ. Т. Е. Егоров . Сверхштатными практикантами арабского языка были татарин-мусульманин Сахиб-Гирей Ахмеров, принявший крещение с именем Павел с марта 1891 г., сириец Жузе, окончивший КазДА, также преподаватель миссионерских курсов при академии с авг. 1896 г. (с 1916 - приват-доцент Казанского ун-та по новоучрежденной кафедре мусульм. права). Все преподаватели татар. отдела много сделали для развития исламоведения, востоковедения и этнографии поволжских и азиатских народов. Кафедру истории и обличения ламайства и монг. языка с бурят. наречием занимали: Миротворцев с 1884 по сент. 1891 г., с 1876 г. член Переводческой комиссии при братстве свт. Гурия Казанского, в 1889 г. составил записку об открытии при академии 2-годичных миссионерских курсов; М. С. Нефедьев с сент. 1891 по авг. 1889 г.; свящ. И. В. Попов с авг. 1889 по авг. 1909 г.; иером. Амфилохий (Скворцов) с февр. 1910 по сент. 1918 г. Кафедру калм. наречия, общего филологического обзора и наречий монг. отдела, этнографии племен этого отдела и истории распространения христианства занимали: Нефедьев с сент. 1886 по 1893 г., архим. Иннокентий (Ястребов) в 1893-1906 гг., архим. Гурий (Степанов) с 1906 г. Практикантами калм. языка состояли: калмык Дик Бадмаев, принявший в 1888 г. крещение с именем Михаил с авг. 1884 до 1901 г.; буддист Лижди Нормаев с 1901 г.; крещеный калмык А.

http://pravenc.ru/text/1319800.html

А впрочем, будь тот же самый преосв. Григорий теперь Казанским архиереем, то, при нынешних путях и средствах сообщения, – при усовершенствованном пароходстве, при железной дороге от самого Нижнего до Петербурга и, наконец, при телеграфах на всем протяжении, – едва ли бы и он сознавал нужду, да и Правительство тоже, – по крайней мере, едва ли дало бы штатное казённое жалованье здешнему Викарию, при всей даже ограниченности последнего (в 800 р.). Правда, по мере развития деятельности здешнего Братства Святителя Гурия и в видах вообще развития миссионерства, Викарий может иметь здесь как бы специальное назначение и дело; но бывали примеры, что председательство Братства было в руках и светских лиц 54 , и дело шло – достойно и праведно сказать, – сравнительно оживленнее и благоуспешнее, в особенности по части устройства школ и самого сбора денежных средств. С другой стороны, если не самое учреждение викариатства, зато личные достоинства здешних преосв. Викариев, из коих теперь, при мне уже третий 55 , и наши взаимные отношения таковы, что дай Бог , чтобы и впредь было всегда так, для блага и успеха в деле епархиального управления. По этим достоинствам и отношениям я могу даже похвалиться, что я истинный счастливец. Первый напр. преосв. Викарий Гурий был из умудренных опытностью даже на дипломатическом поприще, равно как и на миссионерском в бытность его начальником Пекинской миссии; с ним, хотя и в один только год, я сблизился душевно. О втором, преосв. Викторине, кажется излишне всякое свидетельство, так как оно слишком ведомо и понятно было всем, кто в течении шестилетнего его викариатства знал его и видел наши между собою отношения, равно как его практичность и деятельность. О третьем Викарии, преосв. Иоанне, довольно сказать только то, что он и прежде семь лет служил при мне в Смоленске кафедр. Протоиереем и Членом Консистории» 56 . Каковы же были чувства и отношения к преосв. Антонию этих преосв. Викариев, это засвидетельствовано было ими торжественно при отъездах их из Казани.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

В следующем году здания Академии были оправлены и торжественно освящены, при чем было произнесено множество речей, пропето множество кантов и т. п. 265 . Содержание студентов заметно ухудшилось. Щи и каша сделались еще более неизменными кушаньями студентов, сюртуков не стали получать не только синтаксисты, но и философы и богословы, которые и прежде щеголяли в холодных шинелях из ярославского затрапезу, нагольных тулупах, выдававшихся на 4 года, и в лаптях, выдававшихся на лето, а зимой-в валеных сапогах, которых синтаксистам не выдавали. За бедными учениками зачислялись родительские места священнические и причетнические, число которых доходило иногда до 250. Вообще в Казанской Академии старой господствовал тот же строй и дух киевско-латинский и та же постоянная борьба из-за внешних средств, которые были во всех старых Академиях наших, начиная с Киевской, порядки которой так живо изображены многими. Недостаток средств отражался и в ходе преподавания. Имея широкую программу и мало всяких научных пособий, Академия не редко освобождалась от „урослых» учеников, не без радости уходивших на разные работы, даже в Академии (в швальню, чеботарню), „в надежде благ приходского места». Общее число учеников было около 1000, а потом оно удвоилось, при чем большая часть учеников была в низших классах, напр., в информатории до 700, а в богословии-40. Уже наставники Академии стали издавать свои учебники, как напр. первый ректор Академий Архимандрит Сильвестр 266 издал Богословие, Церковную Историю и Приточник, протоиерей Гурий Ласточкин: Историю Ветхого и Нового Завета, Священник Мироносицкий-Еврейскую грамматику, Священник А. Троянский-Татарскую Грамматику; но дни академии были сочтены. Однако, не смотря на краткое свое существование, старая Казанская Академия выпустила много своих учеников наставниками в разные Семинарии, учителями в светские заведения учебные и всего больше в разные должности священно-церковные. Между прочим многие из учеников были отправлены, по требованию правительства, в Военно-Медицинскую Академию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Как внутренняя основа всех вещей, пустота называется: сущность-пустота. Поскольку в этой основе исчезает различие пред­метов, как частностей, она называется беспредметная пустота и беспредметная сущность-пустота. Когда она остается без проявле­ния в конечных формах, тогда она в своем виде пустота. А когда она проявляется в конечных формах, тогда, несмотря на видимость и осязаемость форм конечного, все сущее бывает пу­стотой. Таким образом во всех этих пустотах различным обра­зом перевертывается одна и та же пустота («Излож. рел. учен. мон­голов». Этот рукописный труд Бобровникова в 1-й главе заклю­чает «Историческия замечания о буддизме» – 1 – 128, во II-й «Фило­софию буддийскую – 128 – 201 стр. Здесь говорится о характере буддий­ской философии, о буддийской метафизике и ее основах, о пустоте; здесь же приводится оригинальный взгляд на буддийскую теорию мирообразования. Содержанием III-eй главы намечалось «Религиозные элементы в буддизме», но эта глава не была написана, хотя в чер­новом виде набрасывалась. Заканчивается рукопись рассуждением о Праджне-Парамите. Краткие выдержки из этого труда можно ви­деть в Уч. Зап. Каз. Унив. 1865 г.). 143 Магистерская диссертация Васильева: «Дух Алтан-Гэрэла. Об основаниях буддийской философии» рукописная, защищенная в 1839 г. при Казанск. Универ.. Мы не имели возможности видеть са­мой рукописи за очевидной утратой ее. Но в архиве Университета при деле о защите диссертации нам удалось найти те основные положения, которые представляют сущность работы. Всего наме­чено 9 тезисов: 1) Всякая религия заключает в себе философские основания, 2) За основание буддизма надо принимать пустоту, как бытие отрешенное, начало и сущность всего. 3) Божество само по себе есть для буддиста тоже пустота. 4) В отношении к конечным оно представляется, как олицетворение премудрости. 5) Буддизм подавляет всякое внешнее проявление духа. 6) По его идеям фило­соф, бодисатва, просвещенный и святой – одно и тоже. 7) Космоло­гия буддизма не проистекает из его философских начал. 8) На «Улигэр-ун-Далай» должно смотреть, как на религиозную поэму. 9) В Алтан-Гэрэл можно видеть изменение чисто буддийских по­нятий под влиянием браманизма. (См. Дело Канцелярии Совета Имп. Каз. Унив. 1838 г. 82).

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Stepanov...

Все они поступили в приют 21-го ноября 1880 года. В 1881 году 5-го октября поступил еще калмыченок – Бембе Донжуков Муконов, 7 лет, а 10 ноября 1883 года был принят Цыгоон Бембинов 8 лет, вышедший из приюта в мае 1884 года, по домашним обстоятельствам; в 1834 г. с 1 января по 12 мая проживал в приюте Дави Кельдиков, ушедший из приюта по болезни. Проживший в приюте 4,5 года Парамон Хараманжинов 6 октября 1385 года был уволен из приюта за весьма дурное нравственное направление, чрезвычайную лень в учении, дерзкое кощунственное отношение к православной вере и восстановление прочих воспитанников против православия, обнаружившихся в нем с тех пор, как он побывал во время каникул 1885 года на так называемом рукобитье, т. е. обряде выбора невесты для жениха (совершаемом у калмыков при наступлении мальчику 14-го года). Все попытки Комитета в течение 5 лет увеличить количество приютов и заменить ушедших новыми не приводили к благоприятным результатам Обращался Комитет за содействием и к гражданской местной власти и даже Наказному Атаману, – но все безуспешно. Калмыки с недоверием относились к приюту и детей своих не отдавали. С большим только трудом удалось смотрителю окружного училища К. И. Яковлеву найти в 1885 году для помещения в приют двух калмыцких мальчиков: Мигмера Конинова, 8 лет, имевшего бедного отца, пробывшего в приюте до 1888 года и Имомжу Басонова Абушинова, 7 л., круглого сироту. Первый поступил в мае, а второй в ноябре 1885 г. В 1886 году поступил в приют Санжа Авов Пудинов, 7 лет. Вот и все калмыцкие мальчики, поступившие в приют в течение 7 лет его существования. Немного их – всего 9, причем трое из них скоро оставили приют, не пожелав в нем жить, а один был уволен за нетерпимое поведение. В декабре 1887 года три приютских мальчика – Куберминов, Муконов и Чеминов окончили курс в окружном училище и два первые – с наградою 1-й степени. Ввиду того, что число учеников приюта, несмотря на все старания и духовного и гражданского начальства, не увеличилось, а средства, как видно из вышеприведенных данных, тратились значительные, Комитет 9-го ноября 1887 года предложил упразднить приют, не оставляя в то же время своих забот о дальнейшей судьбе принятых в приют мальчиков.

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Stepanov...

Принимая меры христианского воздействия на калмыков через школу, комитет не оставлял своего стремления приобрести миссионера для калмыков и через него организовать миссионерскую деятельность в Донских калмыцких степях. Потерпев неудачу на И. В. Попове , он „в сентябре 1891 года отправляет на свои средства в Казанскую духовную академию, для поступления па двухгодичные миссионерские курсы, студента Донской духовной семинарии Иону Ив. Левченко. 21-го мая 1893 года, по окончании обучения, И. И. Левченко был определен комитетом в качестве исправляющего должность противокалмыцкого миссионера, с жалованием 800 руб. в год и с причислением его вторым псаломщиком к церкви станицы Великокняжеской. Комитет исхлопотал для него бесплатный билет для разъездов по селениям калмыков как для личного ознакомления с деятельностью калмыцкого духовенства, так и для выбора места под будущий миссионерский стан. Первый же отчет И. Левченко показал, что в лице его комитет приобрел живого и деятельного, преданного делу миссионера. Собранные им сведения о вредной эксплуатации и незаконной деятельности калмыцкого духовенства обратили на себя внимание гражданского начальства и им были приняты меры к возможному устранению замеченных миссионером ненормальностей. В 1894 году умер бакша калмыков Ахзкад Чубанов, г. Левченко просил комитет усиленно ходатайствовать пред наказным атаманом об упразднении должности бакши, как совершенно излишней для войсковой администрации по случаю преобразования калмыцких сотен в станицы, крайне обременительной в материальном отношении для калмыков и весьма вредной в миссионерском отношении. Но ходатайство это не было уважено и бакшею 21 мая 1894 года был утвержден гелюн Джембе Микулипов. Однако наказной атаман не встретил препятствий к тому, если духовное начальство само возбудит в высших сферах подобное ходатайство. Но его высокопреосвященство не признал возможным от себя возбудить такое ходатайство. В 1894 году Левченко заявил о своем желании принять монашество с рукоположением в сан иеромонаха и с утверждением в должности миссионера, но его желание, ввиду недостижения им 30 лет, не было уважено. С 1894 года Левченко, неустанно разъезжая по калмыцким кочевьям и зорко следя за деятельностью

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Stepanov...

Так бы и было, если бы русские стояли на высоте своего положения, исполняли закон Христов и жили по христиански, занимаясь хлебопашеством и сельским хозяйством. Такая жизнь русских благотворно бы влияла на калмыков и обрусение их пошло бы быстрыми шагами, а вслед за ним в сознании калмыков, сама собою невольно являлась бы мысль переменить свою веру на христианскую. Но несчастье в том, что русские люди не находятся на высоте своего положения. Всех русских, проживающих на калмыцких землях, можно разделить на две категории на лиц, живущих земледелием и ремеслами, и на лиц, ведущих праздный образ жизни и живущих на темные средства. Первые – кочевой народ, крайне бедный, и, селясь на арендуемых на года у калмыков усадебных местах, с первого же шага становятся в материальную зависимость от калмыков, а это вызывает у последних невыгодное мнение о русских. Так как юртовая земля у калмыков находится в общинном владении, то они разрешают иногородним пользоваться землей с половинной части урожая, но сделки при этом случае, обыкновенно, никогда не оформленные, ведут к беспрестанным спорам и обманам с обеих сторон. Это обстоятельство настраивает калмыков враждебно против русских и эта неприязнь переносится иногда и на веру русских. Миссионерам приходилось слушать такие замечания: „как же говорите, что ваш Бог велит вам любит друг друга и всех людей и никогда не обижать, а такой-то обманул меня, да еще и других». Русские же другой категории приобрели себе еще более невыгодное мнение в глазах калмыков: они не занимаются никаким определенным трудом, а между тем живут в селе не нуждаясь и даже лучше других трудящихся. Воровство, леность, разврат царят среди таких поселенцев. Притом все эти русские, в большинстве, народ кочевой – живут в станицах месяц, два, полгода, год, два, и затем переселяются в другие места. На место их приходят другие, не лучше, если не хуже, прежних. Такой состав русского населения замедляет желательное обрусение калмыков и переход их в христианство, и, пока он не изменится, успеха ожидать трудно.

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Stepanov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010