Донские калмыки и история их христианского просвещения по трудам Казанского миссионерского съезда Источник Калмыки, перекочевав в Россию, с самых уже первых пор своего существования здесь стали входить в сношение с донскими казаками, а затем, когда стали кочевать на правом берегу Волги, то начали близко подходить к Дону, и, наконец, совсем переселяться на Дон отдельными партиями. Так, в 1642 году донские казаки, услышав о переходе в каспийские степи могучего воинственного народа и о завоевании им татарских племен, отправили к ним посольство с предложением союза против крымских татар. Это и было началом сношения калмыков с донскими казаками. В 1648 г. калмыцкий отряд, переправившись через Дон, является под городом Черкасском в поисках татар. С этого времени начинается ряд договоров и присяг между донскими казаками и вождями калмыков, причем эти договоры сменяются таким же рядом измен и коварной политикой со стороны калмыков. Заключая союзы оборонительные и наступательные с казаками, давая им присяги на подданство Белому царю, калмыки в то же время часто вели тайные сношения с крымскими ханами и даже турецким султаном и никогда не упускали случая пограбить донских казаков, а в 1668 г. далее разорили один казацкий городок на реке Хопре. Во второй половине 17-го столетия, когда среди калмыков деспотически властвовал хан Аюка, достигнув апогея своего величия и власти, некоторые калмыцкие владельцы, почему-либо не поладив с этим не любившим непокорности ханом, стали удаляться на Дон для постоянного жительства и просились в казацкое сословие. В то время на Дон бежали вообще все недовольные Аюкой и преследуемые им. Так, в 1686 г. на Дон пришло до 200 калмыцких семейств, которые и были приняты в казачье сословие. В 1690 г. на Дон явились некоторые тайши со своими улусами и также были приняты в казачье сословие с правом кочевать между Доном и Донцом. Аюка, недовольный уменьшением своих подданных, принимал различные меры для возвращения ушедших калмыков обратно в Астраханские степи. Этого он достигал или оружием или через нападение и насильственный увод, или уговором к возвращению ушедших вождей, или наконец, докучливыми ходатайствами о возвращении бежавших на Дон калмыков пред русским правительством и официальными договорами с ним. Из исторических документов мы знаем, что русское правительство обязывалось по некоторым договорам действительно возвращать с Дона беглых калмыков.

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Stepanov...

Третья дата рождения Н.М.Троицкого - 1873 г. - фигурирует: на интернет-сайте Казанской городской общественной организации " Историко-просветительское благотворительное и правозащитное общество " Мемориал " в документе " Список (1) жертв политических репрессий, расстрелянных в г. Казани с 1929 по 1938 гг., впоследствии реабилитированных, составленный КГБ Республики Татарстан для регистрации в установленном законом порядке администрацией Архангельского кладбища г.[орода] Казани и переданный ей 30 октября 1998 года " , на интернет-сайте ПСТГУ, а также построенных на информации из них моих ранних публикациях. Однако, как выяснилось в последнее время, в любом случае данная дата не верна. Помимо этого на том же интернет-сайте ПСТГУ, со ссылкой на информацию дочери Н.М.Троицкого - Любови Николаевны Троицкой, содержится указание ещё на одну возможную дату его рождения - 1881 г. - И.А. 4 - Первые три из них подписаны " Николай Троицкий " , а последняя - просто " Троицкий " . - И.А. 5 - В протоколе он фигурирует как " исполнительный Совет " . - И.А. 6 - По другим сведениям, являющимся, скорее всего, ошибочными, о. Н.М.Троицкий был рукоположен во священника не 17, а 14 сентября 1906 г. - И.А. 7 - По другим сведениям, освящение храма состоялось только в 1908 г. - И.А. 8 - В протоколе допроса инициалов не указывается, но, вероятнее всего, речь идёт о Николае Ивановиче Алафузове, бывшем до революции 1917 г. директором-распорядителем алафузовских торгово-промышленных обществ. - И.А. 9 - В " Адрес-календаре Казанской губернии на 1905 г. " значится, например, что Н.М.Троицкий являлся тогда законоучителем IV-ro мужского училища (однако при этом он почему-то называется уже священником). - И.А. 10 - Данный рапорт имел гриф " Совершенно Секретно. Лично " . - И.А. 11- Священномученик Анатолий (в миру - А.Г.Грисюк) (последняя церковная должность - митрополит Одесский и Херсонский) умер в заключении в январе 1938 года. - И.А. 12 - В рапорте ошибочно значится ректором КДА. - И.А. 13 - Последняя церковная должность - архиепископ Суздальский. В 1937 году (по другим данным - в 1938 году) Гурий (в миру - А.И.Степанов), уже отбывший к тому времени многолетний срок наказания, был расстрелян в исправительно-трудовом лагере под Новосибирском. - И.А.

http://ruskline.ru/analitika/2006/11/14/...

Таким образом, Донская миссия среди калмыков должна получить специального по мероприятиям Каз. мис. съезда высшего начальника, усиленный, более продуктивный к миссионерской деятельности миссионерский комитет и большее количество в епархию лиц, научно знакомых с миссионерским делом во всех отраслях его развития. Кроме хорошо оборудованной организации управления, заведывания и руководства миссионерским делом, миссия нуждается также в хорошо подготовленных к своему делу миссионерах. Вопрос о подготовлении для Донской епархии лиц, могущих заниматься просвещением калмыков, был разрешен мис. съездом следующим образом: „В целях приготовления на места миссионеров, знающих калмыцкий язык, Съезд признал необходимым ходатайствовать пред Св. Синодом об учреждении в Донской духовной семинарии штатной кафедры калмыцкого языка и миссионерских предметов (история распространения христианства среди калмыков, ламаизм и его обличение) с полным штатным содержанием и обязательным обучением сим предметам всех воспитанников семинарии вместо латинского языка» 15 . Миссионерский съезд в Казани, признавая неотложную нужду в специальном миссионерском образовании 16 , указал также на готовый рассадник миссионеров, – Казанские миссионерские курсы, получившие образование на которых лица весьма желательны к занятию как миссионерских станов, так и приходов с инородческим населением. Он постановил: „Просить преосвященных архипастырей Астраханской, Ставропольской и Донской епархий назначать в приходы, как и в станы, соприкасающиеся с калмыцкими поселениями, лиц, получивших образование на миссионерских курсах 17 . Просить Донское епархиальное начальство назначить в приходы, расположенные в калмыцких владениях, лиц со специальным миссионерским образованием (кончивших Казанские миссионерские курсы») 18 . Что касается улучшения настоящих условий миссионерского дела в Донской епархии, то миссионерский съезд принял следующие мероприятия, предложенные Донским миссионерским комитетом: a) миссионерский стан оставить в Платовской станице, где имеется выстроенный на собранный миссионерским комитетом средства прекрасный, поместительный и благолепный храм и при нем причтовые дома, прекрасная церковная приходская школа, состоящая в ведении епархиального училищного совета, и дом для миссионера. Храм этот должен быть в ведении и заведывании миссионера, как настоятеля его, приходской же священник, проживающий в Платовской станице, должен считаться на положении второго священника. Миссионеру, по возможности в сане иеромонаха, необходимо положить жалованье 2000 р. в год, при нем должен быть помощник, с жалованьем в 600 р.: для обоих необходимо исходатайствовать у войскового начальника права на бесплатные разъезды по калмыцким селениям. При стане необходимо учредить приют для

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Stepanov...

352 Таковы, например, многие произведения Джулио Романо, распространенные в гравюрах Маркантония. 353 Желательно – говорит он в проповеди на третий день великого Поста – желательно, чтоб в школах не читались дурные поэты, как Овидий в его Искусстве Любить, Тибулл, Катулл, Теренций, там, где он выводит разгульных женщин. Но читайте св. Иеронима и св. Августина, и другие церковные книги, или Туллия и Виргилия, и что-нибудь из св. Писания. И где вы встретите, в поэтических книгах, Юпитера, Плутона, говорите своим ученикам: дети мои, все это басни, и учите их, что един Бог управляет миром. Смотр. Marchese, Memorie dei piu insigni Pittori, Scultori e Architetti Dominicani. 1854. Часть I, гл.15. 354 Padre Burlamacchi в своем жизнеописании Савонаролы (Лукка, 1764 г.) предлагает общий перечень художественных драгоценностей, тогда невозвратно погибших. 355 Manuel d’iconographie chrtienne grecque et latine. Paris. 1845. О Русских Подлинниках см. брошюру Сахарова. 356 Полууставом, формат продолговатый, 126 л. Строев, в Каталоге Библ. Царского, относят эту рукопись к 1658 году. Но эта копия с оригинала, писанного в сказанном году. 357 На позднейшую редакцию этого Подлинника указывают внесенные в него позднейшие события; например, обретение мощей казанских Чудотворцев Гурия и Варсонофия, 4-го октября 1595 г., а именно: «Гурий архиепископ Казанский, его же мощи обретены быша в лета, 7104-е, октября в 4-й день. Сед брадою аки Власий». «Варсонофий епископ Тверский, обретены быша мощи его, в лета 7104, октября в 4-й день». Лист 22 оборот, и лист 17 обор. – На позднюю же редакцию указывает и влияние латинское: так в рукописи месяцослов назван по латинскому произношению Менологиум, а не по-византийскому Минологион, а также латинская форма Мартирологиум (в рукоп. Мартироум), Цесарь вместо Кесарь. Само выличенье (перечень, исчисление), от польск. выличиц – исчислять, дает разуметь, что латинское влияние на наш Подлинник перешло через Польшу. 358 Это же самое введение помещено в другом Подлиннике графа Уварова, рукоп. XVII в., скорописью 291). Только оно начинается, за выпуском известия о Василии Македоняне, следующими словами: «Изображение древле-греческими мудрыми и трудолюбивейшими живописцы во дни Иустиниана царя» и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Иже от Бога свыше Божественную благодать восприемь,/славне Григорие ,/и Того силою укрепляемь,/евангельски шествовати изволил еси./Отонудуже у Христа возмездие трудов приял еси, всеблаженне,/Егоже моли,//да спасет души наша. Перевод: Восприняв от Бога свыше Божественную благодать, славный Григорий, и Его силой укрепляем, ты жил в соответствии с Евангелием. Поэтому у Христа получил награду за труды, всеблаженный, Его же моли о спасении душ наших. Григорию Паламе , архиеп. Фессалонитскому, глас 8 Православию наставниче, святителем украшение,/богословцем поборниче непобедимый, Григорие чудотворче,/Солуню великая похвало, проповедниче благодати,//моли Христа Бога спастися душам нашим. Перевод: Православия учитель, святителей украшение, богословов защитник непобедимый, Григорий чудотворец , Салоник великая хвала, провозвестник благодати, моли Христа Бога о спасении душ наших. Григорию Чудотворцу, еп. Неокесарийскому, глас 8 В молитвах бодрствуя, чудес деланьми претерпевая,/тезоимение стяжал еси исправления,/но молися Христу Богу, отче Григорие ,/просветити души наша,//да не когда уснем в смерть. Перевод: В молитвах бодрствуя (от греч. γρηγορω — бодрствую) и чудеса творя, ты стал именоваться по делам своим. Но молись Христу Богу, отче Григорий, просветить души наши, да не умрем во грехах наших. Гурию, архиеп. Казанскому, глас 4 Правило веры и образ целомудрия,/учителя добрых дел/и наставника спасения даде тя Господь/новопросвещенному граду Казани,/в немже приобрел еси новыя от язык люди/и привел еси я Христови./Сего ради в память твою радостно сошедшеся,/честне празднуем святое твое успение,/ты же, отче наш, святителю Христов Гурие ,/моли Христа Бога//спастися душам нашим. Перевод: Правило веры и образ целомудрия, учителя добрых дел и наставника спасения, даровал тебя Господь новопросвещенному городу Казани, в нем же обрел ты новых людей из язычников и привел их ко Христу. Потому в день памяти твоей радостно собравшись, с почтением празднуем святое твое успение, ты же, отче наш, святитель Христов Гурий, моли Христа Бога о спасении наших душ. Ин тропарь, на перенесение мощей, глас 4

http://azbyka.ru/molitvoslov/tropari-svy...

Главным тормозом для распространения христианства было магометанство и язычество. С одной стороны, жрецы, а с другой представители магометанского духовенства, пользуясь своим влиянием на массу, выказали сильнейшее противодействие проповедникам христианского учения. Да и могли ли последние сделать многое, когда масса жителей Казанского края коснела в грубом невежестве, далеком от всякого вообще просвещения, а тем более христианского. Если и были такие проповедники как св. Гурий, Варсонофий и Герман, которые и обращали тысячи неверных ко Христу, то это были личности почти исключительные. Ревнители по вере, говорит проф. Фирсов, являлись в его среде от времени до времени. Но они стоят особняком, и, как показывает история Трифона Вятского, не всегда находят поддержку со стороны других духовных в деле обращения язычников или магометан. Подвиги их были следствием их личного настроения 100 . Да и самом деле, какую поддержу, могло оказать духовенство в этом деле, когда оно находилось в условиях весьма стесненных. Оно не имело в государстве самостоятельного значения, а это уже одно много вредило успеху дела; как и прочие служилые классы, духовенство было проводником правительственных идей и предначертаний. Являясь на дело распространения христианства, оно имело соприкосновение с гражданской властью, которая учреждала над ним контроль, снабжала известными инструкциями в деле обращения неверных, так что оно по необходимости должно было сообразоваться с определением светской власти. Такие стеснительные меры, конечно, вызывали мало желающих из среды духовенства на дело самостоятельной проповеди . Во-вторых, и материальное положение духовенства было весьма незавидное. Определенного содержания оно не получало, и правительство предоставляло кормиться самому от доброхотных даяний своих прихожан. Но случалось и так, что и прихожане-то не везде платили духовенству, так что оно должно было добывать себе кусок хлеба своими собственными трудами. Постоянно занятое заботами о пропитании, приходское духовенство подчас не имело и времени подумать об обращении неверных.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Симеона Верхотурского. О своем детстве и годах учения он рассказывал так: «Дома я не учился, только с кошками играл; но, вот, пришло время отдать меня в Духовное Училище. Напекли пирогов с яблоками и отвезли. Ну что же делать! Я плачу, плачу, потом поем пирогов, потом учусь, потом опять плачу, опять поем пирогов и опять учусь; так первым и кончил; и семинарию кончил, и поступил в Казанскую Академию...» Товарищи о. Симеона и его крестная мать рассказывали про него: «Он был высокого роста, широкоплечий, темно-русый, с прекрасным голосом, легким басом, скорее красивый, очень веселый, любил бывать на вечерах, был замечательный певец и танцор.» Как мы знаем из жизнеописания старца Гавриила, в бытность его наместником Седмиозерной Пустыни, его посещали студенты Казанской Духовной Академии, которые отдавались его духовному водительству и руководству. Однажды к о. Гавриилу пришли трое друзей студентов: один из них будущий Преосвященный Стефан Вологодский (Знамеровский), затем Алексей Степанов – будущий архиепископ Гурий и Михаил Холмогоров – будущий архимандрит Симеон (все трое приняли мученическую смерть за Христа в 1937 году). Об этом посещении Владыка Стефан рассказывает так: «Батюшка старец был всегда приветливый, любил шутить и терпеть не мог сумрачных монахов. Он долго и тяжело болел; в результате этой болезни у него явилась болезненная полнота. Старец встретил студентов словом: «Вы верно думали увидеть схимника всегда плачущего и худого, а вот видите, какой я толстый и всегда веселый.» С владыками Стефаном и Гурием старец много говорил, а о. Симеона точно совсем и не видел и не задал ему ни одного вопроса, и тот тоже ничего не спрашивал... Угощал студентов чаем, предлагал устроить ночевать, но они спешили в Академию. Когда старец благословлял о. Симеона, который подошел последним, старец ему сказал: «А ты постригайся.» О. Симеон ответил: «Благословите,» и они вышли... Тут будущие Владыки, совсем ошеломленные словами старца о. Симеону, стали говорить: «как ты мог ответить: благословите, ведь ты о монашестве даже и не говорил, ведь ты любишь общество, любишь пение светское, музыку, вечера, – от кого угодно, но от тебя нельзя было этого ожидать.» О.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Sedmie...

Будет время, когда все мы – очевидцы последних земных дней нашего старца – изложим каждый, что видел и знает и на основании этого составим общее подробное сказание о смерти дорогого Батюшки. Теперь же, простите нас, мы не можем описать всего подробно, так как не успокоились еще души наши и не все еще в памяти от волнения сердца. Но, чувствуя всем существом, как в настоящее время дорого каждому духовному чаду Старца услышать хоть что-нибудь о последних вздохах его, нежно любящей всех нас души, я решаюсь, насколько могу, неподробно изобразить то, что жаждет слышать горюющее о смерти дорогого Батюшки сердце. Уже в выборе своего нового временного жительства, места вблизи коего протекали годы, годы наибольшей духовной деятельности Старца и на пользу спасения ближних, где в Семиозерной пустыни он впервые вступил на подвиг духовного старчества, где построил храм в целях специального поминовения усопших и чтения псалтири и где в свое время приготовил место и для своего упокоения по смерти, – сквозило, как будто, у старца предчувствие того, что он едет в Казань умирать. Ему были предложены многие другие места, быть может более удобные и лучшие, но он остановился на Казани, не скрывая даже при этом своего предчувствия о близкой кончине. Он говорил своим келейникам: «Поедем в Казань умирать, там меня о. Гурий схоронит, он благочестно похоронил о. Варсонофия, похоронит также и меня.» Старец приехал в Казань ночью 29 августа. По наружному виду он был несколько утомленным и нервно взволнованным, но духом, как всегда, весел и бодр. Первые дни нашей жизни в обществе дорогого Батюшки были днями духовного утешения и радования о Господе. Батюшка благодушествовал, благодушествовали и мы. Вскоре стали съезжаться казанские академические иноки: о.о. Амфилохий, Афанасий (бывший в Казани) Софроний, Иона, Викентий, окружившие Батюшку нежной преданностью и любовью. Все мы жили в одном здании и одной семьей, так что Батюшка вскоре по приезде оказался в кругу всегда особенно горячо любимых им казанских академических иноков, которые почти все были его духовными детьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Sedmie...

Ясно, что нет. Он и несет их с терпением, покорный священному Промыслу. Вот святой Гурий Казанский, память которого праздновалась недавно, три года страдал неисцельной болезнью пред своей смертью ! И неизбежность подчинения миру земли, в котором мы живем, и земному порядку, попущенному Богом, можно проследить не в одних болезнях, а в десятках других явлений жизни. Вот почему и пишется в речи о Промысле: такие явления жизни, такой порядок прими как неизбежность, промыслительно попущенный, и обрати его на свою пользу. И еще пишется: и для Божьего Сына не был отменен порядок жизни. Значит, не надо смешивать борьбу с грехом в себе с законами ограниченной человеческой жизни, которым мы вынуждены подчиняться. В последнем случае Промыслом попущен земной порядок, и человек подчинен ему неизбежно и должен извлечь для себя благо и из болезни, и из других явлений ограниченного мира. С точки зрения написанного решается частный вопрос: принять ли добавления занятий? Решение просто: если это занятие не нарушает основного пути, и даже если они не снижают общего настроения, в то же время, по условиям жизненной обстановки, не в Вашей воле находящейся, деньги нужны, то, понятно, без колебаний надо взять такую работу. Если же она не по силам, и если она будет отражаться на понижении настроения, то поступать обратно. Пока кончу на этом. Других Ваших больших вопросов не забыл. И о пути буду писать. С молитвой ко Господу приобретайте душевную ровность. Кто идет ко Христу, тот под Его рукой, и ему не нужно волноваться, что он забыт Господом. Отдадимся же с детской покорностью и непосредственностью Его воле. Что Вы вступили на путь принуждения себя в деятельной христианской любви, то очень хорошо. Господь – помощник. Я верю, что после первых трудных шагов будет и легче и радостнее. Читали ли Вы «Покаянный канон» в полном составе всех песней? Как Ваше мнение? И еще Вас хочу порадовать. Я как будто угадал движения Вашего сердца и Ваши мысли относительно Евангелия. С Божьей помощью, в отдельные благоприятные моменты пишу о евангельских образах. Беру их из святого Евангелия Марка. Сейчас пока исчерпал 3 первых главы, кончая стихами 4-й, посвященными Притче о сеятеле..

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Lebed...

44 Это было след. до поступления Высокопр. Филарета в Казань. Отпадения крещённых в мухамеданство тогда только что начались и были в полной силе. 48 Это было в Августе 1830 г., – но вызов не состоялся именно потому, что дело обращения инородцев – Черемис потребовало непременно пребывания преосв Кирилла на месте. 49 Указываемое расстройство состояло в следующем: один из священников донес о многочисленном (более 3 000) сборище Черемис в лесу для богомолья по своему. Поводом к этому были какие-то появившиеся сновидцы из Черемис. Донесение о сем доходило до Святейшего Синода, даже до Высочайшего воззрения. Вызванные по воле Государя Императора в С.-Петербург, сновидцы оказались невеждами и дикарями, между тем они указывали на не внимание и стеснительные действия в отношении к ним местного духовенства. Поэтому поручено было высокопреосвященному Филарету (Московскому) избрать из Московского духовенства способного священника для вразумления и научения трех сновидцев и для обращения на месте жительства их соплеменников к христианству. Сверх того, согласно с предначертаниями преосв. Кирилла, учреждены миссионеры для утверждения Черемис в Христианской Вере по Уржумскому и Яранскому уездам. Первые действия миссии обещали успех. Но в последствии не соответствовали началу, – и это дело причинило много скорби преосв. Кириллу. После сего дело утверждения Черемис в Христианской Вере поведено через приходских священников и особых миссионеров под наблюдением и руководством епархиального начальства. Следовательно, дело пошло, как велось у высокопр. Филарета. 51 В этом, как и другом письме, еще до наступления холеры, содержится очень подробное сообщение о многом, – но мы скажем об этом в своем месте. 52 Миссионерами тогда были Седмиезерской пустыни Игумен Самуил, архиерейского дома эконом Иеромонах Гурий и Раифской пустыни Игумен Амвросий. По утверждении их Св. Синодом в должности миссионеров, их велено было возвести в сан Архимандрита. 53 Профессор Казанского Университета Городчанинов, по случаю Всемилостивейшего пожалования Креста на клобук высокопреосвященному Филарету, Архиепископу Казанскому и Симбирскому, написал следующие стихи:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010