Деятельность Братства была прервана постановлением СНК от 24 декабря 1917 года «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение Народного комиссариата по просвещению». Литература 1 . Гурий (Карпов) , архиеп.//Православная энциклопедия. Том XIII. М.: Православная энциклопедия, 2006. С. 475–477. 2 . Открытие Православного Церковного Братства во имя Святителя Гурия при Казанском кафедральном соборе и первое общее Собрание Братства//Казанская центральная крещено-татарская школа. Материалы для истории христианского просвещения крещеных татар. Казань, 1887. С. 313–328., кандидат богословия преподаватель Казанской Духовной Семинарии докторант Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. А.В. Крестьянинов. Религиозная политика Российской империи в трудах современных зарубежных историков Роберта Круза (Robert D. Crews) и Пола Верта (Paul W. Werth) В статье анализируются концепции современных американских историков Роберта Круза (Robert D. Crews) и Пола Верта (Paul W. Werth), касающиеся религиозной политики Российской империи в XVIII – XIX вв. Особенное внимание уделяется концепциям «конфессиональное государство» и институционализация конфессиональных различий. Исследования американских историков показывают сложный процесс социального регулирования различных конфессиональных групп Российской империи посредством религиозных институтов. Ключевые слова: конфессиональное государство, институционализация конфессиональных различий, Роберт Д. Круз (Robert D. Crews), Пола Верта (Paul W. Werth), религиозная политика, Российская империя. A.V. Krestyaninov The Religious Policy of Russian Empire in the research work of contemporary foreign historians Robert D. Crews and Paul W. Werth In the article the conceptions of contemporary American historians Robert D. Crews and Paul W. Werth are analyzed, they describe religious policy in Russian Empire XVIII – XIX-th centuries. The special attention is paid to the conceptions of „Confessional State“ and „The institutionalization of confessional difference“. The research works of American historians show the difficult process of social regulation of diverse confes­sional groups in Russian Empire by religious institutions.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И. Яковлева, на полном от него иждивении, с платою от комитета по 200 руб. за каждого, где эти мальчики пробыли до августа 1890 года, когда они были переведены в хутор Плетнева и определены в местную церковно-приходскую школу с меньшим окладом за их содержание. В 1891 году они были определены в Новочеркасское духовное училище. Комитет не раз поднимал вопрос о проведении нескольких калмыцких мальчиков чрез духовно-учебные заведения, для приготовления из них лиц, годных для миссионерской деятельности между соплеменниками. В 1891 году вопрос этот был решен в положительном смысле. Своих питомцев, обучавшихся в Плетневской церковной школе Санжо Пудинова и Имомжу Абушинова, имевших 12 лет от роду и круглых сирот, комитет поместил в Новочеркасское духовное училище, а Петр Чеминов, 17 лет, из учительской семинарии переведен в Донскую духовную семинарию с особого разрешения на то Святейшего Синода. При этом указом Святейшего Синода, от 12 июня 1891 года, имеющим и до сих пор руководительное значение, предложено было первых двух просветить св. крещением до достижения 14-летнего возраста и вместе с сим дозволено правлениям семинарии и училища и впредь принимать калмыцких детей в состав учащихся, если данный опыт окажется удачным, с применением к таким воспитанникам льгот, изложенных в синодальном определении 11 марта-5 апреля 1869 года. В исполнение сего синодального указа Пудинов и Абушинов 25-го августа 1891 года были крещены священником Александром Власовым в градо-Александровской церкви и названы первый – Александром и второй Николаем. Таким образом, все пять воспитанников приюта были просвещены св. крещением. Содержание этих воспитанников в духовно-учебных заведениях комитет принял на себя и это свое обязательство исполнял до окончания ими курса. На содержание Чеминова в год комитет отпускал от 200 до 260 рублей, а на содержание Пудинова и Абушинова около 500 рублей в год. По окончании в 1898 году курса в духовной семинарии Чеминов был командирован комитетом на миссионерские курсы в Казанскую духовную академию по монгольскому отделу. Содержался он на казенной стипендии, а на проезд ему комитетом дано было 130 рублей. По окончании курса он поступил 1 июня 1900 года учителем в Платовскую церковно-приходскую школу и помогал притчу Платовской церкви в миссионерской деятельности. В 1903 году был назначен миссионером противокалмыцким и рукоположен во священники при Платовской церкви сверх штата. В декабре 1906 года Чеминов был определен священником в один из приходов в русском поселении в Донецком округе, где и ныне состоит.

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Stepanov...

Лапина, 1,5 десятины для устройства на ней кирпичного завода и разрешило подрядчику бесплатно пользоваться во всем юрте Платовской станицы, где будет удобно, камнем, песком и глиной во все время постройки. Летом 1896 года архитектор епархиальный исследовал почву и разбил место под постройку церкви на дворцовом месте под 122, в нескольких саженях от Гремучего колодца к северо-западу от последнего. А освящение места было совершено благочинным, священником Говоровым 10 декабря того же года в присутствии 500 душ православных. На месте освящения впервые в калмыцкой земле был водружен Св. Крест. Закладка храма совершена была 11-го мая 1897 года в день памяти свв. Кирилла и Мефодия, причем накануне закладки при участии 5 окольных священников, 2 диаконов и при пении учеников местной церковной школы в станице Платовской, учителем которой был миссионер Иона Левченко, совершено было всенощное бдение на месте закладки свв. Кириллу и Мефодию, а в день закладки – обедница, закладка храма и освящение воды у Гремучего колодца – с акафистом сим святым. В закладке храма принимали участие помощник окружного начальника г. Козлов, местный заседатель П. Маслов и директор народных училищ А. А. Остроумов и даже заместитель бакши калмыков Кулешов положил один кирпич при закладке, в присутствии не менее 5000 православных, прибывших из соседних приходов, многих раскольников, гелюнов и служителей местного хурула и многих калмыков. Последние с особыми любопытством присматривались ко всему совершавшемуся. Так совершилось во славу Божию и в поучение язычников это духовное торжество. При Гремучем колодце дети русских, по неимению своей школы, по необходимости обучались в калмыцких училищах, которые могли иметь вредное влияние на них в религиозном отношении при отсутствии преподавания Закона Божия, и поэтому, как только комитетом были приобретены участки земли за 103 и 104 с недостроенными на них домами, по распоряжение высокопреосвященного Афанасия, была открыта на средства епархиального училищного совета 14-го сентября 1896 года церковно-приходская школа, причем на приспособление здания было отпущено епархиальным училищным советом 600 рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Stepanov...

С 1 сентября 1891 г. калмыки получили гражданско-бытовое устройство по образцу казаков Области Войска Донского и сравнены с последними во всех своих правах. Их прежние сотни и улусы переименованы были в станицы и хутора и сами они получили название казаков, каковым званием калмыки гордятся и дорожат. В настоящее время они живут в 12 станицах: Батлаевской, Бурульской, Власовской, Граббевской, Денисовой, Иловайской, Кутенниковской, Ново-Алексеевской, Потаповской, Платовской, Чунусовской и Эркетинской и в принадлежащих к сим станицам хуторах: Беляевском, Садовском, Терновском, Атаманском, Каменском, Потаповском и Эльмотанском и т. д. С введением казачьего устройства, им предоставлено право выборного самоуправления: атаманы, помощники их, почетные станичные судьи и другие должностные лица избираются калмыками из своей среды. Воинскую повинность они несут на одинаковых с донскими казаками правах и условиях, причем, благодаря вышеупомянутому громадному запасу земель (на каждого калмыка падает удобной земли 33,75 дес., а в пай ему выдается только 15 дес.), эксплуатируемых станичным обществом путем сдачи в аренду, военное снаряжение казаков из калмыков лошадью, оружием, одеждою и прочей амуницией производится на счет станичных сумм, а не на счет каждого казака, как это делается у донцев русских. Устроив калмыков по образцу русских казаков, законодатель имел в виду приучить их к оседлой земледельческой жизни. С этой же целью, уже самими станичными обществами были составлены утвержденные войсковой администрацией приговоры о том, чтобы калмыки свои душевые наделы, или так называемые паи, ни в каком случае не сдавали в аренду, но это благодетельное постановление обратилось на практике в грубую эксплуатацию калмыков и средство наживы перекупщиков в ущерб русским поселенцам. Не имея права сдавать свои паи в аренду непосредственно лицам, обрабатывающим землю, калмыки прибегают к посредству своих сородичей-богачей и русских торговцев, коим и продают свои паи якобы за долг или под товар за 2–3 руб.

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Stepanov...

Но когда дело касается проповеди веры некрещеным, когда требуется постоянная кочевая жизнь, тогда нужны и подходящие миссионеры, не связанные узами семьи, не имеющие нужды быть при очаге семьи. Обычно древняя Русь миссионерствовала через иночествующую братию. Иноки, или сами, уходя в отдаленные места для подвижнической жизни, встречались там с инородческими племенами, проповедовали им христианскую веру и приводили их в послушание Христу. Или сама верховная церковная власть направляла дружину иноков к инородческими племенами, которые строили среди инородцев монастыри, проповедовали среди инородцев православную веру и приучали крещеных к оседлости. Когда подобная иноческая дружина являлась среди инородческих племен, то, будучи в более или менее значительном числе, она сразу могла широко раскидывать свое миссионерское дело и более или менее прочно организовывать его. Затем, когда иноки привлекали к крещению достаточное количество инородцев, продолжателями их миссионерского дела являлись приходские пастыри, селившиеся среди крещеных, уже оседло живущих, и утверждали инородцев в христианской жизни. Таковы были например миссии, посылаемые в Камчатку, в Даурию, к калмыкам (Никодима Ленкевича) и друг. в 17–18 ст. В сравнительно позднейшее время, преимущественно со времени оживления миссионерской деятельности в 19 ст. после открытия Православного Миссионерского Общества, миссионерское дело среди инородцев начинает вестись преимущественно путем открытия миссионерских станов-приходов. В начале организации миссионерского дела среди той или иной группы инородцев обычно посылались к ним миссионеры и когда миссионерам удавалось привлечь некоторое количество инородцев к крещению, среди них основывался миссионерский стан. Так, напр. организовывалось миссионерское дело в Забайкалье при пр. Вениамине, так же оно в сущности организовалось и в калмыцкой степи Астраханской губ. С течением времени количество миссионерских станов увеличивалось, в станах возрастало население, часто увеличивающееся притоком русского элемента, пастырям-миссионерам приходилось уделять большую часть времени населению стана, тем более, что при станах стали открываться школы, в которых пастырь обучал детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Stepanov...

Занимая площадь земли в 575462 дес. (в том числе удобной земли 545588 дес.) калмыки главным образом живут скотоводством и отдачею земли в аренду временным русским поселенцам. Оторванные от места своей родины и переходящие с одного места на другое, в зависимости от местонахождения арендуемых земель, русские поселенцы в большинстве случаев представляют неблагонадежный элемент. – Вдали от церкви, среди чуждого им инородческого элемента проникнутый духом наживы и эксплуатации, русский элемент дает калмыкам не весьма добрый образец русской христианской культуры. Судя по количеству удобной земли, какой на каждого калмыка падает по 33,75 дес., среди калмыков должно бы было успешно процветать земледелие. Но на деле этого нет. Земледелие к калмыкам прививается очень медленно. Только незначительная часть их, не более 10–15%, занимаемся хлебопашеством. Остальные же свои фактические наделы, в количестве 15 дес. на мужскую душу, отдают в аренду при посредстве кулаков-торговцев русским поселенцам. Непривычка к земледельческому труду, природная лень, апатия и невежество главные враги благосостояния калмыков, почему среди них замечается прогрессирующее обеднение. Впрочем калмыцкие общества, в распоряжении которых находятся все, оставшиеся сверх личных по 15 дес. на душу наделов, запасные земли, эксплуатируемые путем отдачи в аренду, располагают значительными запасными капиталами. Образ жизни калмыки ведут оседлый, но живут крайне грязно и нечистоплотно. Дома их, устроенные по образцу русских (саманных) построек, поражают своим антигигиеническим состоянием, и это немудрено ибо вместе с хозяевами часто помещаются и домашние животные. Если бы калмыки не покидали летом своих домов и не проводили все время на свежем воздухе, что они неизменно делают по старой привычке к кочевому образу жизни, то они несомненно были бы обречены на постепенное вымирание. Но среди калмыков заметен, хотя и незначительный, прирост населения. В 1908 г. рождаемость среди калмыков выразилась цифрою в 997 душ, и смертность 673, следовательно, перевес рождаемости над смертностью составляет 324 души.

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Stepanov...

II. Св. жизнь святителей Христовых Гурия и Варсонофия есть прекрасный образец высокого духовного совершенства. Возьмем же для себя в день памяти их несколько уроков с тем, чтобы осуществить их в жизни, чтобы, таким образом, быть истинными чтителями священной памяти их, как Богом дарованных наставников и отцев наших, и ныне присутствующих духом с нами, как чадами их во Христе. а)  Высоты духовного совершенства и благодатных даров достигли эти святители тем, что от юности своей они презрели все плотское мудрование, вперив же ум к желаемому Христу Богу, совершили течение в посте, молитвах и бдениях , победив до конца чувственные страсти и сияя чистотою и бесстрастием (Кондак св. Гурию). Имея непреложный помысл благочестия, они в продолжение всей своей жизни с веселием шествовали по стопам Господа Спасителя путем тесным, восходя от силы в силу, и достигли в тихое пристанище жизни вечной, где лики праведных сияют. Итак, первый урок, какой преподают нам святители Казанские, есть отрешенность от всего земного, плотского, вещественного, и устремление духа и сердца к Богу и к благам вечной жизни, освящение себя Богу от юности, и всежизненный подвиг веры, в котором пребыли они, оберегая себя от всех скверн мира, от всякого и самомалейшего поползновения ко греху. К этому подвигу божественный апостол приглашает всех и каждого. Итак, если мы еще одержимы дремотою лености и небрежения о нашем спасении и бурею страстей, то прибегнем к благодатной помощи святителей Казанских, потому что Господь для того и прославляет Своих св. угодников, чтобы в их предстательстве и заступлении открыть всегда верную помощь, а в их святой жизни – высокий пример подражания. б)  Святители Христовы Гурий и Варсонофий показали пример долготерпения в скорбях, напастях и бедах, неразлучных с настоящей жизнью , в которые мы впадаем, по премудрому и всеблагому смотрению Божию, чтобы, испытанные в горниле бедствий, явились чистыми и непричастными никакой скверне греховной, украшенными новыми добродетелями терпения и мужественного упования на Бога, среди всех перемен жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

13 янв. 1932 г. Г. был арестован. Содержался в Бутырской тюрьме. Обвинялся в том, что «принял на себя руководство к[онтр]р[еволюционной] группировкой монахов в целях изменения церковной политики и направления ее в сторону активной борьбы с советской властью». 14 марта 1932 г. приговорен особым совещанием при Коллегии ОГПУ к 3 годам ИТЛ. Впосл. срок заключения был продлен. В 1938 г. (по др. данным, в 1937) арестован в лагере вблизи Новосибирска и приговорен к расстрелу. Соч.: Ветхозаветная политика//Странник. 1905. 10. С. 476-492; К вопросу о панмонголизме. Каз., 1905; Преосв. Вениамин (Пуцек-Григорович), митр. Казанский и Свияжский. Каз., 1906; Калмыки//ПБЭ. Т. 8. С. 81-109; Буддизм и христианство в их учении о спасении. Каз., 1908; Тайна христианской жизни. Серг. П., 1908; Жемчужина христианства. Каз., 1908; Философия буддизма//ПС. 1908. Янв. С. 124-134; Март. С. 336-354; 1909. Ч. 1. С. 508-513; Современные течения в ламаизме//ПС. 1909. Ч. 1. С. 773-789; О переводческой деятельности на калм. яз.: Богослужебные и религ.-нравств. переводы на калм. яз.//ПС. 1910. Ч. 2. С. 209-224; О богопознании. Каз., 1911; Православная миссия среди калмыков//ПС. 1911. Ч. 2. Июль/Авг. С. 3-87; Донские калмыки и история их христианского просвещения по трудам Казанского миссионерского съезда. СПб., 1911; Бодимур и его критический разбор. М., «Забытая жатва»: Миссионерская деятельность среди приволжских калмыков//ПС. 1915. Ч. 1. Янв. С. 3-49; Очерки по истории распространения христианства среди монгольских племен. Т. 1: Калмыки. Каз., 1915; Якутский язык в его отношении к тюркскому и монгольскому языкам. Жизненные аффиксы якутского языка, участвующие в образовании и изменении слов//Сб. трудов исследовательского об-ва «Saqa keskile». Якутск, 1927. Вып. 4. С. 75-93; 1928. Вып. 5. С. 29-60; 1936. Вып. 1. С. 71-91; Богозданный человек: Опыт правосл. теодиции жизни//БТ. 1974. Сб. 12. С. 5-72. Арх.: ГАРФ. П-50648; Ф. 8419. Оп. 1. Д. 254; Ф. 6343. Оп. 1. Д. 263. Л. 78; ЦА ФСБ. Д. Р-25200, Р-35609, Н-3677, Н-7678; НАРС(Я). Ф. 386. Оп. 1, 2.

http://pravenc.ru/text/168382.html

— Не жаловался, — соглашается Александр Иванович . — Имел дом в Нью-Йорке, офис на Манхэттене, успешный бизнес. И не думал возвращаться. А тут решил в гости съездить в родные места. На месяц, не больше. Месяц прошёл, пора в Америку, да что-то мешает: какие-то дела уже затеял, родственникам помогаю… Останусь ещё на недельку. Потом ещё на недельку. Потом ещё. А потом думаю: да на что мне эти Штаты? Батюшка: — А как его убить хотели! Но его ангел хранил… — Не то чтобы убить… Наши русские бандиты приехали на промысел в Нью-Йорк и решили выкрасть какого-нибудь бизнесмена, чтобы потом выкуп получить. Выбрали меня. Стали расставлять мне всякие ловушки — и всё напрасно: никак поймать не могут. А я и не знал ни о чём: впервые услышал про этих бандитов, когда их уже поймала нью-йоркская полиция. При аресте они сами заявили: «У этого парня очень сильный ангел-хранитель: пальцем не дал до него дотронуться. Мы его ждём на одной дороге, а он в последний момент сворачивает на другую, мы его ищем там, а он вдруг оказывается здесь…» Мы едем смотреть недостроенный храм Казанской иконы. Он и недостроенный кажется красивым и величественным — просторный, двухсветный… Поднимаемся на колокольню, где уже висит колокол — древний, новгородский, найденный археологами, подаренный новому храму. Батюшка раскачивает било, и над деревней плывёт суровый, чуть глуховатый, словно из глубин русской древности доносящийся звон. Отцы-строители, сияя улыбками, слушают эту музыку, батюшка приговаривает: «Никольский храм да Казанский храм — сила! Никто деревне не страшен будет!» Стоят на колокольне три русских мужика в полном, что называется, расцвете сил… Уж какие ни есть — в чём-то, может, и немощные, в чём-то и грешные, но не о немощах и не о грехах вспоминаешь, когда на них смотришь. Некий свет свыше явственно покрывает всех троих, ведёт, даёт им силу… Погаснет свет — что с ними будет? Но не погаснет — верю, что не погаснет… …Подвёл диктофон. До сих пор об этом жалею. Отец Гурий рассказывал мне, ни много ни мало, о своей встрече с Богородицей… В редакции, расшифровывая запись беседы я с ужасом обнаружил, что на этом самом месте диктофон отказал, — из рассказа батюшки не записалось ни слова. Я попытался воспроизвести рассказ по памяти — не вышло ничего: какие-то важные детали я забыл начисто, а без них рассказ распадался, не складывался в логическое повествование… 7. Ямбургские купания

http://azbyka.ru/fiction/kniga-vstrech/?...

22. Односторонность как юридической, так и нравственной теории искупления   Иногда критики юридической теории искупления впадали в другую крайность: в искупительном подвиге Христа они видели почти исключительно этическую его сторону. Богочеловек, оказав всецелое послушание Небесному Отцу и преодолев все искушения, явил высочайший пример для подражания, показав человеку путь к достижению праведности и святости. Такая мысль характерна для сочинения профессора по кафедре нравственного богословия Московской духовной академии ?. ?. Тареева под названием «Искушения Богочеловека как единый искупительный подвиг всей земной жизни Христа» (Москва, 1892), а также для высказываний профессора Казанского университета священника Н. В. Петрова, содержащихся в его лекции «Об искушении» (Казань, 1915). Профессор священник Петров сам назвал свое понимание сущности искупления нравственной теорией искупления, противопоставив ее теории юридической. Профессор Н.Н. Глубоковский , упомянув о целом ряде русских богословских трудов, посвященных проблеме искупления, говорит: «Очевидно, что, отвергая крайности узко-конфессиональной доктрины о сатисфакции, русское богословие в общем твердо удерживает библейскую идею удовлетворения Голгофским искуплением Христовым , поскольку обратное сему понимание «не согласно ни с учением, ни с богослужебной практикой Церкви» 134 . В 1927–1931 годах находившийся в Арзамасе архиепископ Гурий (Степанов) , магистр богословия, бывший инспектор Казанской духовной академии, написал исследование «Богозданный человек: Опыт православной традиции жизни», во второй главе которого раскрывается учение об искуплении. Автор признает неудовлетворительными обе крайности, допускаемые при объяснении тайны искупления: так называемую юридическую теорию искупления и теорию, именуемую нравственной. «В юридической теории, созданной западным мышлением, воспитавшимся в узких рамках римского юридизма, дается внешнее истолкование тайны искупления… Все существенные черты этой теории построены на базе обычно практикующихся (греховных, себялюбивых) отношений между людьми и облечены в форму строгого юридизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010