Писем было больше. Не уверена, что найдутся другие… Но и те, какие есть, все-таки вполне говорят о человеке, каковых все меньше и меньше… по крайней мере, среди знакомых… Архиепископ Ярославский и Ростовский МИХЕЙ (Хархаров; 6.03.1921, Петроград — 22.10.2005, Ярославль) родился в семье ремесленника. С детских лет прислуживал в Спасо-Преображенском соборе, а позже — в Александро-Невской Лавре. Прошел Великую Отечественную войну в войсках связи, награжден медалями. С мая 1946 года — послушник Троице-Сергиевой Лавры, наместником которой был архимандрит Гурий (Егоров), еще до войны ставший его духовным отцом. В 1946 году, после хиротонии своего духовного отца, вместе с ним уехал в Ташкентскую епархию, где был пострижен в монашество. С 1949 года — иеромонах. Окончил Московскую духовную семинарию (1951). В 1953 году вместе с архиепископом Гурием переехал в Саратов, где был назначен ключарем Троицкого кафедрального собора и казначеем Епархиального управления. В сентябре 1955 года последовал за владыкой Гурием на служение в Днепропетровскую епархию, затем в Минскую. При назначении последнего в 1960 году митрополитом Ленинградским и Ладожским отец Михей остался в Минске. В октябре 1963 года игумен Михей был возведен в сан архимандрита и назначен наместником Жировицкой Свято-Успенской обители. После отказа сообщать гражданским властям паспортные данные посетителей жившего в монастыре на покое архиепископа Ермогена (Голубева), отец Михей был снят с должности архимандрита и с 1969 года служил в Ярославской епархии, сначала в отдаленных приходах, с 1982 года — настоятелем Феодоровского кафедрального собора в Ярославле. 17.12.1993 года состоялась хиротония архимандрита Михея во епископа Ярославского. 25.02.1995 года он был возведен в сан архиепископа. За труды на благо Церкви архиепископ Михей был награжден шестью церковными орденами, в том числе орденом святого равноапостольного князя Владимира I степени — высшей наградой Русской Православной Церкви, а также орденом Почета. Управлял епархией до 2002 года. Последние три года жил на покое в Казанском монастыре в Ярославле, до самой кончины совершая богослужения.

http://pravoslavie.ru/47765.html

После демобилизации осенью 1945 г . Глеб поступает во МГРИ (Московский геолого-разведочный интитут), который заканчивает с красным дипломом в 1951 г . и поступает в аспирантуру. В 1945 г . он знакомится с наместником Троице-Сергиевой Лавры , архимандритом Гурием (Егоровым), который передает его для духовного руководства своему ученику, иеромонаху Иоанну, в миру Константину Николаевичу Вендланду, кандидату геолого-минералогических наук. Отец Гурий сказал: — Вы оба геологи, вот и разбирайтесь между собой. Через год отец Гурий был хиротонисан во епископа Ташкентского, и, когда у Глеба встает вопрос, куда ехать на практику, он был решен однозначно – в Среднюю Азию, чтобы иметь возможность общаться с еп. Гурием и о. Иоанном, который также переехал в Ташкент. Это определило регион профессиональных интересов и работ на многие годы, хотя с детства Глеб зачитывался описаниями путешествий полярных исследователей и мечтал работать на Севере. По окончании института Глеб, которому уже было около 30-ти лет, задумывается: правильно ли он избрал свой путь, следует ли жениться, а может быть следовало бы целиком посвятить свою жизнь Богу и принять монашество. Он пишет о своих сомнениях отцу Иоанну. В своем ответе архимандрит Иоанн отвергает возможность для Глеба принятия монашества, но допускает возможность в некотором далеком будущем пойти на церковное служение, и благословляет его на брак с Лидией Амбарцумовой, дочери его первого духовника сщмч. Владимира, с которой он был давно знаком и с которой у него сложились отношения брата и сестры. Завершая свое письмо о. Иоанн пишет: — Не бойся охватившего тебя увлечения наукой! Это благородное увлечение. И неверующие, занимаясь наукой, часто испытывают восторг перед красотою раскрывающихся перед ними горизонтов и радость от полученных результатов. Ты же можешь эти чувства (восторга и радости) возводить к Богу, Создателю. На этом пути верующий не забудет Бога. Ты боишься – не есть ли твое увлечение наукой – греховная страсть. Это увлечение может быть греховной страстью только, если ты поддашься самомнению, склонишься к чужим похвалам, сам себя будешь ставить высоко в своем мнении, одним словом, возгордишься. С учеными, особенно не очень большими, так случается часто. Но где же это не может случиться? Самомнение подстерегает нас на каждом шагу, даже если мы нечего не делаем. Поэтому нельзя тебе сказать «я не буду заниматься наукой, потому что боюсь возгордиться» — это будет неправильно. Дай Бог тебе иметь крупный успех в науке, как следует потрудиться в ней, дай Бог тебе постоянно получать радость и утешение от этого труда.

http://pravmir.ru/dorogoyu-volxvov-profe...

     Чичерины построили в своем родовом имении в селе Караул Тамбовской губернии Свято-Троицкую церковь. Именно здесь прошли детские и юношеские годы наркома иностранных дел. Сохранились сведения, что в усадьбе было 38 комнат, общая площадь составляла более 1500 кв. метров. Гостиную украшали коллекции полотен русских художников. Автором проекта каретного двора был С. Баратынский, младший брат поэта Евгения Баратынского. А вот Елена Владимировна ничего не нажила. В конце жизни добрые люди записали на нее какую-то комнатушку. Но воспользоваться ею она не успела – умерла. А так 80 лет скиталась по чужим углам. Смыслом ее жизни были Бог и Церковь. Она жила «у порога в доме Божием» (Пс. 83: 11). В буквальном смысле у порога, предпочитая один день при скинии тысяче вне ее. Со своим дядей наркомом Елена Владимировна общалась. По ее словам, в последние годы у него было очень мрачное настроение. Видимо, тогда он уже был не в чести. Переживал и как-то переосмысливал произошедшее. В юности Елена хотела быть актрисой. Но Господь видит Своих. Был в жизни Лены не театр, а тюрьма и лагерь В юности Елена хотела быть актрисой и даже мечтала поступить во МХАТ. Но Господь видит Своих. Какая там актриса?! Впереди была далекая Кара-Тюба. Затем путь из Казахстана в Россию с умирающим от рака духовным отцом на руках. С учетом реалий того времени невозможно представить, как она, молодая девушка, смогла преодолеть этот путь: подводы, жара, степь, мошкара, толкотня на пристанях, где пароходы брали штурмом, задыхающийся от кашля отец Георгий… Похоронили старца в попавшемся на их пути городе Горьком (сейчас это Нижний Новгород). В 2000 году святые мощи архимандрита Георгия подняли из могилы, доставили в родной Даниловский монастырь и причислили старца к лику святых. Был в жизни Лены не театр, а тюрьма и лагерь. Большой период ее жизни связан с митрополитом Гурием (Егоровым), когда пригодились ее художественные таланты. Елена Чичерина переезжала с места на место вслед за владыкой Гурием: расписывала храмы, писала картины, была верной и преданной его помощницей.

http://pravoslavie.ru/147334.html

В 1921 году семья Вендландов вернулась в Петроград, где Костя успешно закончил школу, а затем поступил в Ленинградский горный институт на геологический факультет. Учился он блестяще. По мнению учителей, известных геологов В. А. Николаева и В. П. Лодочникова, в студенческом кругу наиболее выделялись своими способностями двое – К. Н. Вендланд и В. С. Соболев. Последний стал академиком, крупным ученым, теоретически предсказавшим возможность нахождения алмазов. Будущий Владыка, послужив геологии, избрал себе другое поприще. Однако вначале о геологии. Молодой ученый Вендланд учился, работал в Геологическом комитете, участвовал в экспедициях. Но это была видимая часть жизни. Существовала еще одна, потайная. В это время он посещал эстонско-русский православный храм в Ленинграде, где настоятелем был отец Александр Пакляр. Вместе со своими сестрами учился на Богословско-пастырских курсах, где и познакомился со своим духовным отцом – будущим митрополитом Гурием (Егоровым, 1881–1965). В конце 20х годов он совмещал учебу с обязанностями внештатного псаломщика киновии Александро-Невской Лавры, под Ленинградом. По ходатайству старосты храма за труды в киновийском храме викарий митрополита Ленинградского епископ Лужский Амвросий (Либин, умер в 1941) посвятил Константина во чтеца. Закончил Ленинградский горный институт, Константин Вендланд работал на Ключевском хромитовом руднике, был научным сотрудником Центрального научно-исследовательского геолого-разведочного института. Летом 1933 года К. Вендланд вновь встретился с архимандритом Гурием, возвратившимся к тому времени со строительства Беломорканала. Именно тогда молодым геологом было принято окончательное решение принять монашеский постриг. Обстоятельства жизни сложились следующим образом. Профессор В. А. Николаев предложил своему ученику должность ассистента кафедры петрографии в Среднеазиатском индустриальном институте. Отец Гурий одобрил это предложение, и они вдвоем поехали в Ташкент. 2 сентября 1934 года отец Гурий совершил монашеский постриг чтеца Константина Вендланда с именем Иоанн, в честь святого Иоанна Златоуста . «Мы жили, – вспоминал впоследствии Владыка Иоанн, – удивительной жизнью. С одной стороны, глубоко церковной, с другой – активно гражданской. До сих пор я считаю такое соединение самым лучшим». В 1936 году епископ Старорусский Иннокентий (Тихонов, 1889–1942) рукоположил монаха Иоанна и иеродиакона, а через несколько дней – во иеромонаха.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

1946 . Иеромонах Иоанн (Вендланд) вышел на открытое церковное служение. Вместе со своим духовным отцом архимандритом Гурием (Егоровым) принимал участие в возрождении Троице-Сергиевой Лавры. 1946, с августа . Секретарь епископа Ташкентского Гурия (Егорова). 1946–1953 . Священник Успенского собора города Ташкента. 1950 . Ко дню Святой Пасхи возведен епископом Гурием в сан архимандрита. 1953 . Отъезд из Ташкента. Настоятель Духосошественского собора в Саратове. 1956 . Завершение учебы в Ленинградской духовной академии со степенью кандидата богословия. 1957/58 . Ректор Киевской духовной семинарии и настоятель Андреевской церкви. 1958 . Начало церковно-дипломатического служения. Назначен представителем Русской Православной Церкви при Патриархе Антиохийском (Дамаск, Сирия). 1958, 28 декабря . Хиротонисан во епископа Подольского, викария Московской епархии. Чин хиротонии совершали: Святейший Патриарх Алексий (Симанский), митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) ; архиепископы: Можайский Макарий (Даев), Днепропетровский и Запорожский Гурий (Егоров); епископы: Лужский Алексий (Коноплев) и Дмитровский Пимен (Извеков). 1960, 30 июня . Назначен епископом Среднеевропейским, Экзархом Московской Патриархии в Средней Европе. 1960, 22 августа . Возведен в сан архиепископа. 1960, с 28 августа . Член Комиссии по межхристианским связям. 1962, 16 июня . Назначен в Нью-Йорк архиепископом Алеутским и Североамериканским. 1963, с 22 февраля . Экзарх Северной и Южной Америки. 1963, 25 февраля . Награжден орденом Святого равноапостольного князя Владимира 2й степени. 1963, 11 мая . Награжден правом ношения креста на клобуке. 1963, 3 августа . Возведен в сан митрополита. Во время службы за границей награжден Блаженнейшим Патриархом Антиохийским Феодосием орденом Святых первоверховных апостолов Петра и Павла; награжден Патриархом Александрийским Христофором орденом Святого апостола Марка; Блаженнейшим митрополитом Пражским и Всея Чехословакии Дорофеем – орденом Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

Учился Николай Павлович сначала в гимназии, а затем в Единой трудовой школе 5, которую закончил в 1923 году. Затем, закончив курсы стенографов, работал стенографом высшего класса до 1928 года. После смерти своего отца и при усиливающихся брожений в Церкви он уехал с матерью в Москву, где стал работать секретарем-стенографом. В 1928 году он поступил студентом на заочное астрономическое отделение Московского университета, которое ему не суждено было закончить. Будучи общительным человеком, Николай Павлович установил многочисленные знакомства с духовно близкими людьми. Осенью 1933 года по доносу обновленца его осудили на три года по 58й статье якобы за организацию религиозной молодежи. Срок он отбывал в Мариинских лагерях, а затем на БАМе. В декабре 1935 года за хорошую работу его освободили досрочно, и он стал работать топографом в Куйбышевской области. В дальнейшем, вплоть до начала войны, Николай Павлович работал топографом на строительстве гидротехнических сооружений, а во время войны – на оборонных работах. В 1945 году с Николая Павловича сняли судимость, и он вернулся в Москву. Мысль о духовной деятельности никогда не покидала Николая Павловича, и поэтому он в том же году, сдав экзамены экстерном, поступает на II курс Православного Богословского института Московской Патриархии. В 1946 году организуется Московская Духовная академия, и он зачисляется ее студентом. Одновременно, чтобы обеспечить свою семью, он работает алтарником и дворником при храме Святой Троицы, что в Нововоротниковском переулке Москвы. В 1950 году Николай Павлович окончил МДА со званием кандидата богословия и был назначен преподавателем в Саратовскую Духовную семинарию. В семинарии он ведет курс по Ветхому Завету и сближается с митрополитом (тогда архиепископом) Гурием (Егоровым) и будущим митрополитом Иоанном (Вендландом) . В 1955 году Николай Павлович был рукоположен архиепископом Гурием во диакона, а затем во иерея в Духосошественском соборе Саратова, где настоятелем служил архимандрит Иоанн (Вендланд).

http://azbyka.ru/o-smysle-zhizni-bogoslo...

Иоанн (Вендланд), митр. Ярославский и Ростовский. Фотография. 80-е гг. ХХ в. 2 сент. 1934 г. пострижен архим. Гурием в монашество с именем Иоанн в честь свт. Иоанна Златоуста. С рекомендательным письмом архиеп. Гурия И. обратился с просьбой о принятии священства к еп. Старорусскому Иннокентию (Тихонову) , которого посетил в Ст. Руссе во время служебной командировки. Был посвящен во иподиакона. 14 сент. 1936 г., во время поездки в Ст. Руссу, рукоположен еп. Иннокентием во диакона, на следующий день - во иерея. Тайно служил в домашнем храме в Ташкенте вместе с архим. Гурием, а после его отъезда в Фергану служил один, окормляя оставшуюся в Ташкенте часть общины. Преподавал петрографию и геологию в Среднеазиатском индустриальном ин-те и в Ташкентском гос. ун-те, одновременно работал в Узбекском геологическом управлении, вел геологические исследования в Ср. Азии. Неоднократно печатал статьи по геологии в институтских научных сборниках. В 1937 г. участвовал в работе 17-го Международного геологического конгресса. Во время Великой Отечественной войны руководил поисками месторождений стратегически важных цветных металлов. В 1942 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата геолого-минералогических наук на тему «Петрология вулканогенных толщ Приташкентского района». Разработал на основе собственных наблюдений концепцию строения и происхождения массивов магматических пород Зап. Тянь-Шаня, что нашло отражение в академических коллективных монографиях. Подготовил докт. диссертацию, к-рую не успел защитить. В нояб. 1945 г., считая гражданский долг исполненным, И. публично заявил о своем духовном сане. В янв. 1946 г. Ташкентский еп. Кирилл (Поспелов) назначил И. сверхштатным священником Успенского кафедрального собора в Ташкенте, уволился из индустриального ин-та, чуть позже - из геологического управления. Летом того же года принят в братию новооткрывшейся Троице-Сергиевой лавры, наместником к-рой был архим. Гурий (Егоров). С сент. 1946 г. секретарь назначенного на Ташкентскую и Среднеазиатскую кафедру еп. Гурия (Егорова). В 1950 г. И. был возведен в сан архимандрита. В марте 1953 г. назначен настоятелем саратовского собора в честь Сошествия Св. Духа, одновременно исполнял должности инспектора и духовника Саратовской ДС. В 1956 г. окончил заочный сектор Ленинградской ДА. Был удостоен степени кандидата богословия за соч. «Раскрытие догмата искупления в творениях святого Иоанна Златоуста». В 1957 г. назначен ректором Киевской ДС. В нач. 1958 г. стал представителем Московского Патриархата при Патриархе Антиохийском в Дамаске.

http://pravenc.ru/text/469464.html

Игуменией монастыря была назначена монахиня Геннадия, которая с малых лет несла послушание в Тихвинской обители и 17 лет хранила икону Богородицы в своей квартире. Несмотря на преклонный возраст, игумения много сил положила на восстановление обители и храмов. В 1946 году, по немощи, она была уволена на покой архиепископом Андреем (Комаровым), а управление монастырем было передано монахине Ксении, прибывшей в Днепропетровск из Крымской епархии. Игумения Ксения старалась улучшить состояние монастырских храмов и жизнь самого монастыря. Управляла она монастырем до зимы 1958 года (к этому времени монастырь жил уже полной жизнью) и была уволена на покой по старости и немощи архиепископом Гурием (Егоровым). Новой настоятельницей была назначена монахиня Руфина, находившаяся в обители с молодых лет, и пережившая с сестрами все события смутного времени. Весной 1959 года монахиня Руфина была возведена архиепископом Гурием в сан игумении с вручением жезла. 5 августа 1959 года, неожиданно для всех, монастырь был закрыт, в нем разместили интернат для умственно отсталых детей. Свято-Тихвинский соборный храм, пострадавший во время войны, в 1959 г. был взорван. В начале 1960-х на его месте построили здание детсада-интерната для глухонемых. Насельницы разъехались по частным квартирам, а св. чудотворный образ Божией Матери был снова перевезен и поставлен в Троицком соборе у первой колонны с правой стороны, как в первые дни его прибытия в город. Духовная жизнь в обители стала возрождаться в 1997 году, когда по благословению архиепископа Иринея сюда были переселены сестры из Самарского монастыря, ставшего мужским. Игумения Марина (Ткачук) с сестрами взялась за восстановление обители. 17 декабря 1997 года в Свято-Варваринском храме обители впервые после многих лет был отслужен молебен. А с февраля 1998 года возобновились богослужения. 9 июля 1999 года после Божественной литургии из Свято-Троицкого кафедрального собора в монастырь крестным ходом была перенесена святыня обители — Тихвинская икона Божией Матери. По благословению архиепископа Иринея с этого времени, как прежде, каждую пятницу пред св. образом Богородицы читается акафист.

http://sobory.ru/article/?object=23258

Проповеди и беседы Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 44, 2005 15 сентября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 44, 2005 К 40-летию со дня кончины Митрополита Гурия От редакции. Исполнилось 40 лет со дня кончины митрополита Симферопольского и Крымского Гурия. С его именем связано начало открытия Троице-Сергиевой Лавры в 1946 году. Затем он продолжил свое служение Церкви в архиерейском звании на разных кафедрах. На праздник апостолов Петра и Павла в 1965 году он совершил Божественную Литургию и почил в этот день. Прошло 40 лет, но живы современники, которые хра­нят память об иерархе. Сохранились составленные им тезисные конспекты проповедей. Ранее на страницах журнала “Альфа и Омега” уже было опубликовано несколько таких проповедей, подготовленных владыкой Гурием в 40 х годах 1 . Ниже предлагается еще несколько проповедей. Проповедь, сказанная архиепископом Гурием на Божественной Литургии 30/ XII 1956 г., в Неделю святых Праотцев в кафедральном соборе г. Днепропетровска Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Слышали мы сейчас, дорогие братие и сестры, Евангельское чтение, первое из предложенных сегодня, о том, как один человек устроил пир и на этот пир пригласил званных, а они все отказались: один приобрел землю и должен посмотреть ее; другой приобрел волов и должен испытать их; третий женился и поэтому отказался. И тогда господин пира послал слуг, чтобы они собрали тех, которые как бы не собирались придти: сидящих на распутьях, нищих, нуждающихся, людей, не подготовленных к пиру. Все собрались и место еще осталось. Архимандрит Гурий (Егоров). Дом Сарафановых. 1946 г. А потом Господь говорит о духовном значении этой притчи. Кто велел сделать пир? Это Бог. Это сказание относится к тем из нас, которые заняты житейскими попечениями, забывают о духовном мире, о духовной пище, к которой зовет Господь. Но еще к иным людям имеет отношение это повествование, к тем, кто не участвовал в духовном пире, когда Господь Спаситель пришел к нам. Сегодняшнее чтение предложено в связи с памятью святых Праотец. Кто это такие? Это Адам и — кончая Христом Спасителем — те, кто подвизался в вере. С одной стороны, это те, которые пришли, когда пришел Господь, из бедных селений пришли, славили Его, ждали Его, предсказывали Рождество Христово. А с другой стороны — это множество тех, которые относятся к Израилю и отвергли Христа Спасителя, и не только не приняли Его, а поругались над Ним и предали Его смерти.

http://pravmir.ru/propovedi-i-besedy/

15 Некрасов В. А., доцент ЛДА по кафедре церковной археологии в 1950–1960 гг. В 1970-х — на пенсии, был жив в конце 1970-х – начале 1980-х гг. — Ред. 16 Архимандрит Борис (Борис Васильевич Холчев, был духовным сыном преподобного Нектария Оптинского и праведного Алексия Мечева; один из первых, кто занимался в СССР экспериментальной психологией; исповедник. В 1938–1948 гг. — тайный священник, вышел на открытое служение по благословению епископа Гурия (Егорова), служил в Ташкентской епархии, был епархиальным духовником, в монашество пострижен архиепископом Ермогеном (Голубевым). — Ред. 17 Профессор-протоиерей Петр (Петр Викторович Гнедич, — исповедник, в 1949 г. рукоположен епископом Гурием (Егоровым) во священника, в 1950–1955 гг. преподавал в Ленинградской, а в 1962–1963 гг. — в Московской Духовных академиях. — Ред. 18 Протоиерей Феодор (Федор Никанорович Семененко, в 1935 г. рукоположен епископом Афанасием (Сахаровым). С 1948 г. — по приглашению епископа Гурия (Егорова) служил в Ташкентской епархии, с 1953 г. был секретарем Епархиального управления. — Ред. 19 Епископ Стефан (Сергей Алексеевич Никитин, — врач, духовный сын праведного Алексия Мечева, возглавлял двадцатку Маросейского храма, исповедник. В 1935–1951 гг. — тайный священник, рукоположен епископом Афанасием (Сахаровым). Вышел на открытое служение благодаря епископу Гурию (Егорову), служил в Среднеазиатской епархии. С 1960 г. — епископ. — Ред. 20 Возможно, речь идет об инокине Иоанне (Юлии Николаевне Рейтлингер, духовной дочери отца Сергия Булгакова. Вернувшись в Россию, была в ссылке в Средней Азии. Известная иконописица. — Ред. 21 Макаровский Александр Иванович (1888–1958). С 1949 г. — доцент ЛДА. С 1951 г. — профессор ЛДА, с 1955 г. — на пенсии. Некролог см.: Журнал Московской Патриархии (далее — ЖМП). 1958. 7. С. 28–30. — Ред. 22 Отец Андрей Сергеенко профессор, протоиерей, рукоположен митрополитом Евлогием (Георгиевским), во Франции был настоятелем храма святого мученика Иоанна Воина в Медоне. Вернулся в Россию в 1948 г. Преподавал в ЛДА. Некоролог см.: ЖМП. 1974. 2. — Ред.

http://pravmir.ru/nezametnaya-zhizn/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010