Скачать epub pdf Воспоминания о митрополите Гурии (Егорове) 12 июля 1965 года в день памяти свв. Апостолов Петра и Павла Господь призвал к Себе митрополита Симферопольского и Крымского Гурия. Пишущий эти строки духовный сын почившего Владыки был знаком с ним с 1927 года и прожил вместе с ним под одной кровлей с 1933 по 1953 год, поддерживая до самого последнего времени личное общение и переписку с своим духовным отцом. Митрополит Гурий (в миру Вячеслав Михайлович Егоров), родившийся в день памяти свв. бессребреников Космы и Дамиана 1 (13) июля 1891 г. в одном из маленьких городков (Опеченский Посад) Новгородской губернии, рано потерял родителей и воспитывался вместе с тремя братьями и сестрой у своего дяди в Петербурге. Уже в молодых годах, когда Вячеслав Егоров еще учился в средней школе (в коммерческом училище в Петербурге), у него созрело определенное и твердое желание стать монахом. Некоторые духовные авторитеты того времени (один из старцев 1 , а также протоиерей Георгий Косов) одобрили его решение. Митрополит Японский Сергий (Тихомиров) , которому молодой Вячеслав прислуживал как иподиакон, из Японии прислал ему, к тому времени уже студенту Петроградской духовной академии, свое благословение на монашество. Вячеслав Егоров принял в академии 4 декабря 1915 года монашеский постриг с именем Гурий, в честь первого святого епископа Казанского, а затем 5 и 6 декабря был рукоположен во иеродиакона и иеромонаха 2 . В монашестве о. Гурий искал, прежде всего, молитвенного общения с Богом через Иисусову молитву и правильное, уставное совершение богослужения. Он не был противником некоторого сокращения службы, приспособительно к силам и занятости богомольцев, но всегда стремился к тому, чтобы богослужение сохраняло свою структуру и вселяло в души молящихся смысл и красоту своего содержания. Поэтому он всегда сам выбирал и размечал по строчкам стихиры и требовал, чтобы они пелись на глас; в канонах он заранее, перед богослужением, выбирал наиболее понятные и значительные по смыслу тропари. Владыка требовал от священников, чтобы даже известные всем почти наизусть Евангелия воскресных всенощных прочитывались про себя прежде, чем их читать вслух. Я могу засвидетельствовать, что такая подготовка всегда приносила добрый плод, как для собственной души, так и для слушателей. Когда я жил под одной кровлей с Владыкой Гурием, мы всегда по вечерам совершали вечерню с повечерием (или всенощную), а утром утреню (или литургию) 3 . Знакомство с гласами, Уставом, Знаменным распевом и квадратными нотами я имею от него.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

Проповеди и беседы Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 44, 2005 15 сентября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 44, 2005 К 40-летию со дня кончины Митрополита Гурия От редакции. Исполнилось 40 лет со дня кончины митрополита Симферопольского и Крымского Гурия. С его именем связано начало открытия Троице-Сергиевой Лавры в 1946 году. Затем он продолжил свое служение Церкви в архиерейском звании на разных кафедрах. На праздник апостолов Петра и Павла в 1965 году он совершил Божественную Литургию и почил в этот день. Прошло 40 лет, но живы современники, которые хра­нят память об иерархе. Сохранились составленные им тезисные конспекты проповедей. Ранее на страницах журнала “Альфа и Омега” уже было опубликовано несколько таких проповедей, подготовленных владыкой Гурием в 40 х годах 1 . Ниже предлагается еще несколько проповедей. Проповедь, сказанная архиепископом Гурием на Божественной Литургии 30/ XII 1956 г., в Неделю святых Праотцев в кафедральном соборе г. Днепропетровска Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Слышали мы сейчас, дорогие братие и сестры, Евангельское чтение, первое из предложенных сегодня, о том, как один человек устроил пир и на этот пир пригласил званных, а они все отказались: один приобрел землю и должен посмотреть ее; другой приобрел волов и должен испытать их; третий женился и поэтому отказался. И тогда господин пира послал слуг, чтобы они собрали тех, которые как бы не собирались придти: сидящих на распутьях, нищих, нуждающихся, людей, не подготовленных к пиру. Все собрались и место еще осталось. Архимандрит Гурий (Егоров). Дом Сарафановых. 1946 г. А потом Господь говорит о духовном значении этой притчи. Кто велел сделать пир? Это Бог. Это сказание относится к тем из нас, которые заняты житейскими попечениями, забывают о духовном мире, о духовной пище, к которой зовет Господь. Но еще к иным людям имеет отношение это повествование, к тем, кто не участвовал в духовном пире, когда Господь Спаситель пришел к нам. Сегодняшнее чтение предложено в связи с памятью святых Праотец. Кто это такие? Это Адам и — кончая Христом Спасителем — те, кто подвизался в вере. С одной стороны, это те, которые пришли, когда пришел Господь, из бедных селений пришли, славили Его, ждали Его, предсказывали Рождество Христово. А с другой стороны — это множество тех, которые относятся к Израилю и отвергли Христа Спасителя, и не только не приняли Его, а поругались над Ним и предали Его смерти.

http://pravmir.ru/propovedi-i-besedy/

Э.Л. Меженная Приложения Хронология жизни митрополита Иоанна (1909–1989) 1909, 1 (14) января . В Петербурге в семье юриста Николая Антоновича и Нины Петровны Вендланд родился сын Константин. 1917. Семья Вендланд переезжает в Крым. 1919, 11 (24) июня . Смерть отца, Н. А. Вендланда. 1921. Возвращение семьи в Петроград. 1925 . Окончание школы. 1925–1930 . Учеба в Ленинградском горном институте, посещение лекций на Богословско-пастырских курсах. Студентом Горного института начал работать в Геологическом комитете. Получение диплома инженера геолога. 1928, лето . Первая встреча с будущим духовным отцом архимандритом Гурием (Егоровым). 1930–1932 . Работа геологом на Ключевском хромитовом руднике на Урале. 1933 . После возвращения архимандрита Гурия (Егорова) с Беломорканала Константин Вендланд сообщил ему о своем тайном желании стать священником и монахом. Переезд в Бийск с архимандритом Гурием, работа в краеведческом музее. Приглашение на кафедру петрографии Среднеазиатского индустриального института. 1933–1945 . Преподавание в высших учебных заведениях Ташкента. 1934, 2 сентября . В день пророка Самуила архимандрит Гурий тайно совершил постриг Константина Вендланда в мантию с именем Иоанн в честь святителя Иоанна Златоуста . 1935 . Посвящение в иподьякона. 1936, 14 сентября . Рукоположен епископом Иннокентием (Тихоновым) во иеродиакона (Старая Русса Новгородской области). 1936, 15 сентября . Рукоположен епископом Иннокентием (Тихоновым) в иеромонаха. 1937. Участие в работе XVII Международного геологического конгресса. 1941–1946. Во время Великой Отечественной войны К. Н. Вендланд (иеромонах Иоанн) занимался поисками месторождений редких металлов для военной промышленности. Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». 1942. Защита в Среднеазиатском государственном университете диссертации на соискание ученой степени кандидата геолого-минералогических наук (тема исследования: «Петрология вулканогенных толщ Приташкентского региона»). За сравнительно короткий период создал в Ташкенте свою школу геологов-петрографов. Автор значимых научных обобщений о строении и происхождении массивов изверженных пород Западного Тянь-Шаня, которые нашли отражение в коллективных монографиях. Предвидел неизбежность возникновения нового раздела геологических наук – геосомалогии (учения о геологических телах).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

Скачать epub pdf 25 марта 2019 г. исполнилось 30 лет со дня блаженной кончины митрополита Иоанна (Вендланда) – выдающегося иерарха Русской Православной Церкви второй половины ХХ в. В 1957–58 гг. владыка Иоанн (будучи еще архимандритом) занимал должность ректора Киевской духовной семинарии. К годовщине смерти митрополита Иоанна мы публикуем нескольких его писем киевского периода. Все они были адресованы другому известному иерарху – митрополиту Гурию (Егорову). Эту публикацию необходимо предварить кратким рассказом о совершенно особом жизненном пути митрополита Иоанна 1 . Будущий владыка родился 1(14) января 1909 г. в Петербурге в семье юриста Адмиралтейства Н. А. Вендланда. В крещении он был назван Константином. В 1930 г. К. Вендланд окончил Ленинградский горный институт, получив специальность инженера-геолога. Обучаясь в институте, он также посещал лекции на Богословско-пастырских курсах, которые тогда еще действовали в Ленинграде. Уже в это время в его душе созревает желание принять священный сан и послужить Церкви. Еще будучи студентом, в 1928 г., Константин Вендланд познакомился с архимандритом (впоследствии – митрополит) Гурием (Егоровым, 1891–1965) 2 , который стал его духовным отцом. В начале 1930-х гг. К. Ведланд работал геологом на Ключевском хромитовом руднике на Урале. В 1933 г. он переехал в Ташкент, где работал на кафедре петрографии в Среднеазиатском индустриальном институте. Переезд в Ташкент был связан с тем, что именно здесь поселился после пятилетней ссылки архимандрит Гурий. До 1945 г. К. Вендланд жил в Ташкенте, работая преподавателем в высших учебных заведениях. Архимандрит Гурий создал в Ташкенте православную общину, для которой совершал богослужения на дому. К этой общине принадлежал и Константин Вендланд. 2 сентября 1934 г. архимандрит Гурий тайно постриг его в монашество с именем Иоанн в честь святителя Иоанна Златоуста . В 1936 г. по рекомендации архимандрита Гурия епископ Старорусский Иннокентий (Тихонов) рукоположил о. Иоанна в иеромонаха. С этого времени иеромонах Иоанн тайно совершал богослужения в домовом храме в Ташкенте.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Михей (Хархаров), архиеп. Ярославский. Фотография. Нач. 2000-х гг. (Хархаров Александр Александрович; 6.03.1921, Петроград (ныне С.-Петербург) - 22.10.2005, Ярославль), архиеп. Ярославский и Ростовский. Из семьи потомственных ремесленников, мастеров серебряного дела. Отец, владевший до Октябрьской революции ювелирной мастерской, скончался вскоре после рождения Александра; вдове пришлось одной воспитывать 5 детей. В 1925-1930 гг. жил в детском доме (детской трудовой колонии) «Красные зори» под Петергофом. В 9 лет вернулся в семью, учился в 1-й образцовой школе Дзержинского р-на Ленинграда. Стал прислуживать в Спасо-Преображенском соборе Ленинграда, а затем в Троицкой ц. киновии Александро-Невской лавры, где познакомился со служившим там внештатным псаломщиком К. Н. Вендландом (впосл. митр. Иоанн (Вендланд) ) и под его влиянием вступил в Александро-Невское братство. С 1938 г. А. Хархаров, не окончив школы, начал работать счетоводом. В июне 1939 г. он встретился с прибывшим на короткое время в Ленинград из Ср. Азии архим. Гурием (Егоровым ; впосл. митрополит) и выразил желание присоединиться к общине его духовных детей. В том же году переехал в пос. Беш-Бала близ г. Ферганы Узбекской ССР и стал членом общины архим. Гурия. Посещал богослужения в тайном храме во имя Всех святых, в земле Российской просиявших. По настоянию архим. Гурия окончил в 1940 г. в Фергане 10-летнюю школу и поступил в Ташкентский медицинский ин-т. Весной 1942 г. был призван на военную службу. Воевал в частях связи, был награжден медалями «За оборону Ленинграда», «За взятие Берлина», «За отвагу» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». После демобилизации поступил в апр. 1946 г. послушником в возрожденную Троице-Сергиеву лавру, где наместником в то время был архим. Гурий (Егоров), стал его келейником. После хиротонии архим. Гурия в авг. 1946 г. во епископа Ташкентского и Среднеазиатского А.

http://pravenc.ru/text/2563838.html

«И свет во тьме светится...» Игумения Серафима (Яковлева) Воспоминания монахини Екатерины (Чичериной) Ирина Быкова Источник: Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви Посвящается христианским женам ХХ века Игумения Серафима была одной из тех христианских жен, чей скромный и незаметный жизненный подвиг в годину испытаний уподобился малой лепте вдовицы, столь высоко оцененной Господом (Мк. 12:42; Лк. 21:2). На ее долю выпал не только подвиг исповедничества, но и долгие, порой унылые церковные будни, когда требовался большой духовный труд, чтобы сохранить во мраке повседневности огонь живой веры, ревность к иноческому житию во время неблагоприятное, когда ничто внешнее не могло поддержать в человеке это внутреннее горение, а, напротив, стремилось подавить его. И не только сохранить в себе, но и поддержать в других, и зажечь искру христианской надежды в молодых душах. В этих небогатых на события, неинтересных с внешнего взгляда буднях сохранялась преемственность церковного предания и христианской жизни. Вся жизнь м. Серафимы была неразрывно связана с ее духовным отцом архиепископом Гурием (Егоровым). Владыка Гурий, один из немногих пастырей-исповедников, переживших страшные 1930-е годы, собрал вокруг себя общину, близкую по устроению к монашеской, а м. Серафиму избрал игуменией этого совсем малого стада Христова, которому в послевоенные годы принадлежала и монахиня Екатерина – автор публикуемых воспоминаний. Монахиня Екатерина (Елена Владимировна Чичерина), родилась 9/22 октября 1908 года в Самаре в дворянской семье. В 1920-е годы стала духовной дочерью даниловского архимандрита Георгия (Лаврова) , разделяла с Батюшкой ссылку в Кара-Тюбе (Казахстан), в 1933 году была арестована и осуждена на три года лагерей. После освобождения поселилась с семьей своего брата сначала в Воронеже, затем – в Костроме. После войны в Троице-Сергиевой лавре познакомилась с архимандритом Гурием (Егоровым) и матушкой Серафимой, с которой волею Божией оказалась тесно связана ее дальнейшая жизнь. О м. Серафиме она вспоминала всегда с неизменной теплотой – казалось, христианская любовь, соединившая их души, никогда ничем не омрачалась... После кончины м. Серафимы Е.В. Чичерина поселилась в Сергиевом Посаде (тогда еще Загорске) и проработала 20 лет в канцелярии Троице-Сергиевой Лавры. Приняла монашество с наречением имени в честь великомученицы Екатерины. Скончалась 21 июля 1997 года в Княгинином монастыре во Владимире, где провела последние полтора года своей жизни. Е.В. Чичерина написала воспоминания о преподобноисповеднике архимандрите Георгии (Лаврове), которые составили основную часть книги «У Бога все живы» .

http://pravoslavie.ru/125370.html

В Пензенской духовной семинарии прошла конференция «Роль Русской Православной Церкви, общества и государства в сохранении исторической памяти о новомучениках, исповедниках и жертвах репрессий» 8 апреля 2024 г. 19:03 2 апреля 2024 года в Пензенской духовной семинарии состоялась XI Международная научно-практическая конференция «Роль Русской Православной Церкви, общества и государства в сохранении исторической памяти о новомучениках, исповедниках и жертвах репрессий». В конференции, приуроченной к 80-летию возрождения Пензенской епархии, приняли участие митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим , епископ Кузнецкий и Никольский Назарий , епископ Сердобский и Спасский Митрофан , духовенство, приглашенные почетные гости, преподаватели и студенты пензенских вузов. Конференция началась с торжественного открытия фотовыставки « " Гонимы, но не оставлены " : служение исповедников веры в Русской Православной Церкви в 1940-50-х годах». Организаторами выставки выступили Пензенская епархия и Свято-Филаретовский институт (г. Москва). Экспозиция посвящена подвижникам и исповедникам православной веры, возрождавшим церковную жизнь в 1940-50-х годах в Ташкентской и Среднеазиатской епархии . История епархии этого времени тесно связана с личностью архиепископа Кирилла (Поспелова), который был хиротонисан в 1944 году во епископа Пензенского и Саранского, но в том же году переведен на Ташкентскую и Среднеазиатскую кафедру после восьми лет ее фактического упразднения. В 1947 году он вновь возглавил Пензенскую кафедру, а восстановление Ташкентской епархии было продолжено владыками Гурием (Егоровым) и Ермогеном (Голубевым). Благодаря служению подвижников веры в епархии происходил расцвет церковной жизни и сложилась удивительная духовная атмосфера. Владыка Серафим выразил благодарность Свято-Филаретовскому институту за совместную деятельность по организации выставки, которая помогает осознать роль священнослужителей в становлении Православия в 1944-1960 годах на территории Средней Азии. «Важно учитывать, что, когда владыка Кирилл был переведен на Ташкентскую и Среднеазиатскую кафедру, она существенно отличалась от нынешней, — подчеркнул митрополит Серафим. — Тогда епархия объединяла три современные среднеазиатские республики, которые сейчас позиционируют себя как мусульманские государства. Но в то время на этой огромной территории проживало очень много русских православного вероисповедания, потому что это было место ссылок сотен тысяч людей. Эта земля стала новой духовной Родиной для многих мучеников и исповедников. И получилось так, что сродни этой земле и земля Пензенская».

http://patriarchia.ru/db/text/6119281.ht...

В Пензенской семинарии прошла конференция «Роль Русской Православной Церкви, общества и государства в сохранении исторической памяти о новомучениках, исповедниках и жертвах репрессий» Пенза, 9 апреля 2024 г.      2 апреля 2024 года в Пензенской духовной семинарии состоялась XI Международная научно-практическая конференция «Роль Русской Православной Церкви, общества и государства в сохранении исторической памяти о новомучениках, исповедниках и жертвах репрессий», сообщает Патриархия.ru . В конференции, приуроченной к 80-летию возрождения Пензенской епархии, приняли участие митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим, епископ Кузнецкий и Никольский Назарий, епископ Сердобский и Спасский Митрофан, духовенство, приглашенные почетные гости, преподаватели и студенты пензенских вузов. Конференция началась с торжественного открытия фотовыставки « " Гонимы, но не оставлены " : служение исповедников веры в Русской Православной Церкви в 1940-50-х годах». Организаторами выставки выступили Пензенская епархия и Свято-Филаретовский институт (г. Москва). Экспозиция посвящена подвижникам и исповедникам православной веры, возрождавшим церковную жизнь в 1940-50-х годах в Ташкентской и Среднеазиатской епархии. История епархии этого времени тесно связана с личностью архиепископа Кирилла (Поспелова), который был хиротонисан в 1944 году во епископа Пензенского и Саранского, но в том же году переведен на Ташкентскую и Среднеазиатскую кафедру после восьми лет ее фактического упразднения. В 1947 году он вновь возглавил Пензенскую кафедру, а восстановление Ташкентской епархии было продолжено владыками Гурием (Егоровым) и Ермогеном (Голубевым). Благодаря служению подвижников веры в епархии происходил расцвет церковной жизни и сложилась удивительная духовная атмосфера. Владыка Серафим выразил благодарность Свято-Филаретовскому институту за совместную деятельность по организации выставки, которая помогает осознать роль священнослужителей в становлении Православия в 1944-1960 годах на территории Средней Азии.

http://pravoslavie.ru/159522.html

Догмат искупления в русской богословской науке Протоиерей Петр Гнедич. Догмат искупления в русской богословской науке (1893-1944). - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. - 496 с. Фундаментальный труд протоиерея Петра Гнедича посвящен теме искупления - важнейшей в православном богословии и при этом крайне дискуссионной вплоть до сегодняшнего дня. Автор предпринял чрезвычайно важную попытку изучения и систематизации отечественной богословской литературы по этому вопросу. Работа показывает, что единого учения об искуплении в русском православном богословии нет, а существует несколько различных " теорий " , ни одна из которых не может претендовать на окончательное выражение церковной истины. При этом автор иходит из убеждения, " что развитие богословской науки не закончено и что оно должно направляться по пути, указанному церковной традицией и богословием святоотеческим " . ПРЕДИСЛОВИЕ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА Протоиерей Петр Викторович Гнедич происходил из известной дворянской фамилии Гнедичей, давшей русской литературе знаменитого поэта и переводчика «Илиады» Н.И. Гнедича и писателя П.П. Гнедича (автора «Истории искусств»). Петр Викторович родился в семье юриста в 1904 году, он получил высшее гуманитарное образование, работал в научных библиотеках, затем по непростым обстоятельствам времени перешел на экономическую работу. Петр Викторович был одним из первых учеников возрожденных Московских духовных школ. В 1946 году он поступил в Московскую духовную академию, которую успешно закончил в 1949 году со степенью кандидата богословия. Его кандидатская работа стала началом многолетнего труда, итог которого представлен в настоящем издании. Она была посвящена обзору русской богословской литературы о догмате искупления и получила весьма высокую оценку тогдашнего профессора догматического богословия протоиерея С. Савинского. В год окончания духовной школы Петр Викторович был рукоположен в сан пресвитера архиепископом Ташкентским и Среднеазиатским Гурием (Егоровым) и проходил пастырское служение в пределах Ташкентской епархии, в кафедральном соборе города Ташкента.

http://pravoslavie.ru/6077.html

Кингисепп. Церковь Георгия Победоносца при 146-м Пехотном Царицынском полку. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Манеж 146 пехотного Царицынского полка строился в 1835-1838 гг. по образцовому проекту архитектора Александра Егоровича Штауберта, с некоторыми поправками архитектора Дубута. В 1893 г. с восточной стороны фасада была пристроена полковая церковь Георгия Победоносца. От помещений манежа церкви отделяла раздвижная стенка. Во время службы её отодвигали, и службе мог принимать участие полк в составе более полутора тысяч солдат. В церкви находились памятные доски с именами погибших в Русско-Японскую войну солдат и офицеров Царицынского полка и хранились полковые реликвии и знамена. В 1904 году манеж пострадал от пожара. Церковь закрыли в 1918 году, её внутреннее убранство частично отправили в часовню деревни Большой Луцк. Здание использовалось под музей и сельскохозяйственные выставки. Здесь располагались автомобильная рота, школа артиллерийской инструментальной разведки. В 1944 г. в здании был устроен госпиталь. 1 июня 1966 года в помещениях Манежа была открыта детско-юношеская спортивная школа «Юность», которая функционирует по сей день. Непосредственно в пристройке, где ранее располагалась церковь находятся душевые и раздевалки. В 2013 году представители РПЦ подняли вопрос о том, чтобы вернуть церкви ее историческое наследие. Это предложение поступило от инициативной группы во главе с настоятелем храма Всех Святых в земле Санкт-Петербургской просиявших города Кингисеппа архимандритом Гурием. Население отнеслось к инициативе неоднозначно, опасаясь того, что город из-за нехватки средств может в этом случае лишиться ДЮСШ. Вопрос остается открытым. По материалам сайтов culttourism.ru, город-кингисепп.рф, poezhaika.ru В городе Кингисеппе забытые памятники культуры федерального значения возвращаются из небытия. Известное в прошлом здание бывшего Манежа и Полковая церковь великомученика Георгия Победоносца 146-го Царицинского полка в настоящее время занимает детская спортивная школа. Православные активисты и неравнодушные горожане по благословению епископа Лужского и Гатчинского Митрофана и схиархимандрита Варсонофия (Кузьмина) установили две информационные доски на здании бывшего Манежа, начав труды по возвращению исторического назначения здания. В праздничном мероприятии приняли участие представители Исторического общества Ямбурга-Кингисеппа, сотрудники Историко-краеведческого музея, Благотворительный фонд возрождения Полковой церкви, а также учащиеся школ, горожане и потомки царицынцев.

http://sobory.ru/article/?object=24987

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010