Вот, прибыли, наконец, девицы в столицу, были доставлены в царский дворец и было доложено о приезде их. По царскому повелению прежде всех представлена была приближенному царя и заведующему его дворцом Ставрикию дочь Геронтия. Увидав и испытав ее, он заметил, что в ней много гордости и сказал ей: «Ты хороша и красива, девица, но супругою царя ты на можешь быть». – И щедро одарив её, отпустил домой. – Таким-то образом «всякий, возвышающий сам себя, унижен будет; а унижающий себя возвысится» ( Лк.18:14 ). После всех представлена была Ставрикию и Мария, внучка почтенного Филарета – с матерью ее и дедом, и со всеми близкими её. Увидев их, поражены были и душевным, и телесным благообразием их и царь, и мать его, и Ставрикий. Особенно поразила их красотою Мария, на лице которой ясно были выражены кротость, смирение и страх Божий. Девственно-скромная она стояла перед царем, опустив глаза и ярко зарумянившись. И сильно понравилась она царю, и он обручил ее себе в невесты. Вторую же сестру ее избрал себе в невесты один из приближенных к царю вельмож, знатный патриций Константикий, а третья сестра была препровождена в невесты правителю Лонгобардов, так как союз этот мог содействовать умиротворению его. Таким образом состоялся брак царя с внучкою блаженного Филарета. И сопровождался он большими увеселениями, в которых принимали участие и вельможи царские, и народ, и вся семья блаженного Филарета, которого царь посадил возле себя с правой стороны и приветливо обнимал его и целовал его почтенную голову. Похвалив же его за благочестие его и жены его и за хорошее воспитание их прекрасных детей, царь окружил их большим почётом и одарил серебром и золотом, и драгоценными каменьями, и роскошною одеждою, и большими и красивыми домами, и другим имуществом. И таким образом почтив и целовав блаженного, царь отпустил его и семейство его, предоставив им поселиться в дарованных им домах. Тогда-то жена Филарета и дети его, и все домашние его, получившие такие богатые дары, вспомнили слова Филарета, не раз говорившего им, что у него сохраняются в тайном месте сокровища, которые он приготовил для них… И припав к ногам святого, они сказали ему: «Прости ты нам, господин и владыко наш, в чём так безумно мы все согрешили перед тобою! Прости, что мы осуждали тебя и упрекали за твою щедрую милостыню нищим и убогим. Теперь только мы уразумели, что истинно «блажен, кто помышляет о бедном и нищем»! ( Пс.40:2 ) Так как все, что он даёт нищему, то даёт Самому Богу, Который сторицею воздаст ему и в земной жизни и дарует ему и блаженную жизнь в вечности. Вот и ради твоей милостыни бедным, человек Божий, послал тебе Господь богатую милость Свою, а ради тебя и всем нам».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Впрочем, как справедливо замечает Филарет (Гумилевский) , архиепископ Черниговский, «нетрудно заметить, что дела Господа Иисуса выше и обильнее званий пророка, первосвященника и царя. Эти звания присвояются Ему всего прежде потому, что Он прообразован был пророками, первосвященниками и царями; а образ, тень – далеко не то, что самый предмет» 4 . И самое помазание Христа Спасителя по значению своему было несравненно выше любого другого помазания: Он был помазан «елеем радости более (слав.: – паче) причастник Своих» ( Пс. 44, 8 ). О «помазанности» по человечеству Сына Божия так говорил св. пророк Исаия: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедовать лето Господне благоприятное» ( Ис. 61, 1–2 ; сравн.: Лк. 4, 16–19 ). Ап. Петр в своей речи в доме сотника Корнилия говорил: «Вы знаете ... как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом; потому что Бог был с Ним» ( Деян. 10, 37–38 ). О тройственном служении Спасителя так говорится в Пространном Катехизисе: Вопрос : Почему Иисус Сын Божий называется Помазанником? Ответ : Потому что Его человечеству безмерно сообщены все дары Духа Святого, и таким образом Ему в высочайшей степени принадлежит ведение Пророка, святость Первосвященника и могущество Царя 5 . По словам митрополита Макария (Булгакова) , Христос «спас нас: а) как пророк, давши »нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем во истинном Сыне Его Иисусе Христе« ( 1Ин. 5, 20 ); б) как первосвященник, принесши Самого Себя в жертву за грехи мира... в) как царь, разрушив державу смерти и ада, и приявши от Отца »всяку власть на небеси и на земли» ( Мф. 28, 18 ), «да даст нам живот вечный» ( Ин. 17, 2 )» 6 . Пророческое служение Господа Иисуса Христа Вопрос : В чем состояло служение ветхозаветных пророков? Ответ : Слово «пророк» (евр.:нави) значит – истолкователь воли Божией. По вдохновению от Бога пророки возвещали людям волю Божию и учили их благочестию.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Все для вас ( 2Кор. 4:15 ), говорит страдающая любовь, не только не ищущая своего, но даже отказывающаяся от своего в пользу другого. Такое необычное в естественном порядке движение воли получает свое объяснение в любви к Богу, которая, сколько бы ни теряла ради Бога, всегда неизмеримо больше получает от Бога. Апостол говорит: всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем. Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей ( 2Кор.4:1011 ). Организм мертвеет, истощается в изнурительном подвиге, а жизнь бьет ключом; как бы переполняя глиняный сосуд плоти и не вмещаясь в нем. Самоотверженная жизнь по формуле: все для вас, постоянно приобретает ценности пневматического характера, как бы в замен затрат из сокровищницы душевного человека: кратковременное легкое страданье наше производит в безмерном преизбытке вечную славу ( 2Кор.4:17 ). Такой неравноценный обмен объясняется тем, что глубочайшее побуждение к самоотвержению обращено к Богу: во славу Божью ( 2Кор.4:15 ), Царь же Небесный воздает по-царски. Божья любовь к нам неотъемлема: ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божьей во Христе Иисусе ( Рим.8:3839 ). Вот почему так жизнерадостен крест Христов. Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше ( 2Кор.1:5 ). Посему мы не унываем, но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется ( 2Кор.4:16 ). Приток пневматической жизни преодолевает чувствования естественного человека, и мы все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас: скорбь, тесноту, гонение, голод, наготу, опасность, меч ( Рим.8:35, 37 ). πομον (терпение) состояние страдающего, но выносливого человека, явление сердечной жизни ( 2Фес.3:5 ). Как реакция сердца на воспринятые носителем душевной жизни отрицательные впечатления, πομον не уничтожает чувства боли и скорби и уживается даже с плотяными слезами скорбящего ( 2Кор.2:4 Ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchenie...

Все это сделает та же естественная вера человека, усиливаемая благодатью Святого Духа ( Гал.3:5 ). Вот почему тот же апостол, который утверждает противоположность между душевным и духовным, с такою же определенностью утверждает: Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем ( Втор. 30:14 ), т, е., слово веры, которое проповедуем ( Рим.10:8 ). Слово, ставшее достоянием слуха ( μα), как проповедь о Христе воскресшем, не только в устах исповедовающего эту истину, но и в сердце его, которым, собственно, оно и верует ( Рим.10:910 ). Сердце верует в воскресение. Оно любит не перестающую жизнь, оно жаждет вечности, оно боится смерти, как неестественного стеснения, и потому доверчиво воспринимает факт воскресения; свидетелем которого не был верующий и который не может быть воспринятым разумом, умозаключающим от данных опыта. Апостол утверждает, что вера евангелию в природе человека, как бессознательное влечение его сердца, которое получает свою объективную определенность в новозаветном Откровении. Откровение сообщает истинную логическую определенность потому, что скрыто в сердце, как заветное влечение, как акт доверчивого движения жизни к Источнику всякой жизни и бытия, Богу. Такое влечение не оправдывается логикою душевного человека, который рассматривает его, как чисто субъективное явление. Одухотворенный же разум воспринимает его, как факт грядущей жизни: сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению ( Рим.10:10 ), так как одухотворенный разум, умозаключая от данных опыта, в круг последнего включил и опыты веры: " λογιζμεθα γς δικαιοσθαι πστει νθρωπо ν мыслим убо верою оправдитися человеку» ( Рим. 3:28 ). Верою Авраам повиновался 278 призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет. Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог. Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя ( Быт.21:12 ); ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресит, почему и получил его в предзнаменование.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchenie...

Все это совершилось в исполнение пророчества. Захария говорил: «много ликуй, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се, идет к тебе царь твой, правосудный и Богом хранимый, кроткий и сидящий на осле и на жребяти, сыне ослицы» ( Зах.9:9 ). Дщерь Сиона, дщерь Иерусалима – то же, что жители Иерусалима ( Ис.1:8, 16:12, 32:22 ) или церковь Иерусалимская. У евреев было в обычае называть города и их население дщерями или девами ( Ам.5:2 ; Иер.46:24 ; Пс.44:13, 136:8 ). Иерусалим с его населением назывался дочерью Сиона и потому, что при Давиде и Соломоне расположен был на холме Сионе, самом высоком между соседними холмами. Царя правосудного, находящегося под особенным покровом Божиим, а вместе кроткого, должны были встречать с торжеством иерусалимляне. Что это за Царь? Соединение едва соединяемых свойств правосудия и кротости показывает невиданного царя. Праведность и праведные суждения указывались пророками в Мессии, как отличия Его ( Иер.33:15–16 ). Неделимая черта царя – торжественный вход в столицу на осленке. Иерусалим должен зорко смотреть за этой особенностью царя своего. Иудейское предание признавало в этом пророчестве пророчество о Мессии (R. Eheser c. 32. R. Saadius Gaon ad Dan 7, 13 Talmud in tract. Sanhedrir. c. 11). Евангелист замечает: «Ученики Его сперва не поняли сего, но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и сие сделали Ему». – Это замечание – памятник правдивости свящ. повествователя, который высказывает правду даже и не лестную для учеников Иисуса, в том числе и для себя. Как, казалось, не припомнить пророчества Захариина, когда Господь заботливо давал поручение взять у известного хозяина ослицу и осленка и когда народ торжественно встречал Иисуса, тем более, что значение пророчества сохранялось преданием? Но апостолы без просвещения высшего, не понимали многого в словах и поступках Иисуса, и только по воскресении Своем Господь дал им способность понимать пророчества ( Лк.21:27, 45 ; Деян.1:3 ). Ст. 17–18. «Народ, бывший с Ним прежде», тот, который в предшествовавший день был в Вифании, и получил расспросами сведения о обстоятельствах смерти и воскресения Лазарева «свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Выводы: совесть есть инстинкт человеческой жизни, сознанный рефлексирующим разумом. Как инстинкт, совесть есть бессознательное влечение человеческой природы к развитию по мыслям Творца: «Совесть имеет естественное к Богу стремление (стоит за Бога и все Божье)» 151 . Как разумный инстинкт, она является сознательным и свободным движением по предначертанному плану. Такою совесть бывает только в том случае, когда γνσις переходит в πγνωσις, богопознание в сознательное богообщение. В таком случае совесть обращается в принудительную силу по отношению к разуму ( Рим.13:5 ), сообщая ему объективную определенность, истинность ( Рим.9:1 ). Вся жизнь является в духовно-прекрасном образе ( καλς) 152 , свидетельствующем о гармоническом строе ( ερνη) 153 человеческой души ( Евр.13:18 ; 1Тим.1:5, 19 ). В противном случае омрачается ум и человеческое сердце. Все это отрицательно влияет на совесть. Рядом с её активностью становится активность страсти. Последняя обращается в принудительный закон. Совесть теряет свое определяющее влияние. Как исключение для некоторых, остается ясное и определенное сознание не благополучности своего положения: Они 154 знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют ( Рим.1:32 ). Наконец, и оно тускнеет: «Когда совесть наша говорит нам сделать что-либо, а мы пренебрегаем сим, и когда она снова говорит, а мы не делаем, но продолжаем попирать ее; тогда мы засыпаем ее, и она не может уже явственно говорить нам от тяготы, лежащей на ней, но как светильник, сияющий за завесою, начинает показывать нам вещи все темнее и темнее. Как в воде, помутившейся от многого ила, никто не может узнать лица своего; так и мы, по преступлении, не разумеем, что говорит нам наша совесть, так что нам кажется, будто её вовсе нет у нас» 155 . Я не понимаю ненормальности своего положения, не сознаю, где оканчивается естественное и начинается противоестественное: я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: «не пожелай» ( Рим.7:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchenie...

«Вызвал из гроба» – какое точное изображение величия чуда и легкости, с какою совершено чудо! Чудо над Лазарем столько же было несомненным событием, против действительности коего нельзя было ничего сказать по совести, сколько было чудом величайшим. «Потому-то и встретил Его народ; ибо слышал, что Он сотворил это чудо». Значит, встреча Иисусу в Иерусалиме – свидетельство целых сотней тысяч о действительности воскресения Лазарева, тогда как вместе с тем была заявлением народа о том, что Иисус есть ожиданный веками Мессия. Ст. 19. «Фарисеи же говорили между собою: видите ли, что не успеваете ничего? Весь народ идет за Ним». Этому обстоятельству предшествовало еще дело фарисеев, упоминаемое св. Лукой. «Некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: учитель! запрети ученикам своим петь хвалы: мир на небесах и слава в вышних!» Но Он сказал в ответ: «сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют» ( Лк.19:39–40 ). Фарисеи, те, которые в синедрионе утвердили определение убить Иисуса, теперь боятся дозволить себе какое-нибудь насилие против Иисуса. Они прикидываются пред Иисусом опасающимися за гражданское спокойствие при происходящем движении народа. Но кто же не видел, что движение народа было мирное, покойное, религиозное, а не гражданское, и одушевление народа усилено было последним чудом? ( Мф.25:16 ; Лк.19:40 ). Потому-то Спаситель сказал: «если они умолкнут, то камни возопиют», о великих делах Божиих. После того что значат слова фарисеев: «видите ли, что не успеваете ничего? весь народ идет за Ним». Златоуст говорит: «Мне кажется, эти слова принадлежат тем, которые рассуждали здраво, но не смели говорить открыто и потому указанием на события хотели удержать других от их предприятия, как бесполезного». – Но те, которые говорят показанные слова, называются фарисеями, а под таким названием известны у евангелиста упорные враги Иисуса ( Ин.12:42 ). Замечание Зигабена вернее: «Негодуют на самих себя за то, что по недеятельности мало успевают». Когда увидели, что повеление задержать Иисуса ( Ин.11:57 ) не выполняется, напротив, одушевление народа растет, то злость их негодует даже на себя и вызывает к самым решительным мерам против Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Господь спасет меня; и мы во все дни жизни нашей со звуками струн моих будем воспевать песни в Доме Господнем! 265 Прочее об Езекии и о всех подвигах его, и о том, что он сделал пруд и водопровод и провел воду в город, написано в летописи царей Иудейских. И почил Езекия (54-х лет от роду) с отцами своими 266 , и похоронен был иудеями с великим почетом на лучшем месте между царскими гробницами. Святой мученицы Шушаники (Сусанны), бывшей царевны Грузинской Дочь Грузинского царя, Шушаника жестоко пострадала за веру в Иисуса Христа от нечестивого мужа своего – вероотступника Васкена, владетельного князя Ранского или Карабахского, вассального князя Грузинского царя, – и после нескольких лет разнообразного томления скончалась в 458 году, 17-го октября. Мощи ее были перенесены в Тифлис 28-го августа 586 года и положены в приделе Метехской церкви, что ныне в замке Метехском, с южной стороны алтаря 267 . Память Печерских угодников, почивающих в Феодосиевой пещере В 28 день августа Киевская Лавра совершает память о всех нетленно почивающих в пещере Феодосиевой. Ныне здесь открыто покоятся 46 нетленных мощей угодников Божиих. У Кальнофойского (1638 г.) показано в Феодосиевой пещере 33 святых; а у Гербиния (1674 г.) – 37. Малорусское известие «о житиях святых, в пещере преподобного Феодосия почивающих», говорит о 40 святых. Таким образом время от времени открывались мощи угодников Божиих 268 . Малорусское описание святых, как видно по содержанию его, писано после Гербиниева описания, около 1678 года 269 . Но и после того открыта была пещера с доскою, где покоились мощи священномученика Лукиана. По рукописным святцам Московским указываются в Киевских пещерах и такие угодники, о которых не говорит ни Малорусское известие, ни нынешнее описание пещер. Это означает, что мощи их были когда-то известны, но потом сокрыты переменами времени, как подобное открывается при обзоре мощей, указываемых Кальнофойским и Гербинием 270 . По указанным нами памятникам видим в Феодосиевой пещере: а) Святителей: Илариона Киевского , Амфилохия Владимирского, Феофила Новгородского

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Дошёл, наконец, святой Филарет до такой нищеты, что не имел уже больше ничего, кроме нескольких пчелиных ульев, и только мёдом от них пропитывались он, и жена его, и дети их. Но и в такой нужде он не отказывал просящему бедному и, не имея хлеба, делился с ним мёдом. Домашние же его, видя, что таким образом они лишаются и последнего пропитания, потихоньку отправились к пчёлам, чтобы выбрать весь мёд, но они нашли только один улей, из которого и взяли себе весь запас. А на другое утро опять пришёл нищий к преподобному и просил у него милостыни. Филарет отправился к улью и когда увидел, что он пуст и что ему нечего дать нищему, то снял с себя верхнюю одежду и отдал ему. «Где же твоя одежда? Неужели и ту ты отдал нищему? – спросила Филарета жена его, когда он пришёл домой без верхней одежды. Он же отвечал: «Ходил я по ульям, там и оставил её». Тогда сын его отправился в пчельник поискать отцовской одежды, но не найдя там, сказал об этом матери. Неприятно ей быдл видеть мужа своего в неподобающем виде, и она из собственного платья сшила ему новое и одела его. В те времена престол Греческой империи занимала христолюбивая царица Ирина с сыном своим Константином. Так как он приближался уже к совершеннолетию, то разосланы были по всем владениям Греческой империи избранные надёжные люди, чтобы разыскать красивую, добрую и хорошего рода девицу, достойную вступить в брак с царевичем Константином. Усердствуя успешно исполнить царское поручение, они тщательно и неленостно обходили все области и города и даже глухие местечки, и таким образом достигли города Амнии в Пафлагонии. Приближаясь к нему, они издали увидели высоко стоявший и красивый дом Филарета. Полагая, что в нем живёт какой-нибудь богатый вельможа, они послали туда слуг своих, чтобы они приготовили им там помещение и стол. Но один из воинов, сопровождавших царских послов, сказал им: «Не ходите в дом тот, господа, потому что, хотя он и велик и красив по наружности, но внутри пуст, и ничего нет в нем для удовлетворения вашего, так как живёт в нём беднейший из всех людей. – Не поверили, однако же, словам воина царские посланные и повторили слугам своим приказание исполнить то, что им было поручено.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Дух злобы начал тогда внушать ему: нет тебе пользы от того, что истратил ты имение на церковь ; лучше было бы, если бы употребил ты на нищих. Не рассудив о таких помыслах, он пришел в уныние и стал жить нерадиво. Щедрый и милостивый Бог за его добродетель спас его. Он навел на него тяжкую болезнь. В этой болезни Эразм лежал без языка, с закрытыми глазами, семь дней, едва дыша. В восьмой день пришли к нему братия и, видя его тяжкое дыхание, говорили: горе, горе душе сего брата, в лености прожившего! Она видит что-то и мятется, не выходя из тела. И вот Эразм внезапно встал, как здоровый и сказал: отцы и братия! точно я грешник, и грешник не каявшийся, как говорили вы; но вот ныне явились мне преподобные отцы наши Антоний и Феодосий и сказали: мы молились за тебя, и Господь дал тебе время для покаяния. Потом видел я и пречистую Богородицу с Сыном Христом Богом на руках, и она сказала мне: Эразм! поскольку ты украсил церковь Мою иконами, и Я украшу тебя в царстве Сына Моего: встань, покайся, облекись на ангельский образ, а на третий день возьму Я тебя к Себе, как возлюбившего благолепие дома Моего. Сказав это, Эразм начал исповедовать грехи свои пред всеми без стыда. Потом пошел в церковь и был пострижен в схиму; а на третий день умер». «Все это слышал я от святых свидетелей и очевидцев», говорит блаженный Симон, и затем, обращаясь к Поликарпу, пишет: «зная это, не думай, брат, что ты напрасно истратил, что имел. Все изочтено у Бога до медницы. Ожидай от Бога милости за труд твой. Ты устроил двое дверей в великой печерской церкви пресв. Богородицы, и тебе отверзет Бог двери милости Своей. Ибо иереи взывают в той церкви: «освяти, Господи, любящие благолепие дому твоего!». Вспомни о Патрикие, который велел сковать крест из чистого золота; поревновавший ему юноша и прибавивший немного своего золота, сталь наследником всего. И ты, если истратишь то, что есть у тебя, во славу Божью и Пречистой Матери Его, не останешься без награды. Скажи с Давидом: приложу на всяку похвалу Твою ( Пс.70:14 ), дабы и тебе сказал Господь: прославляющие Мя – прославлю.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010