62 В 1732 г. назначен был в Камчатку игумен Варфоломей Филевский; при этом назначено было игумену 200 р., иеромонаху 150 р. иеродиакону 100 р. в год и прогонные деньги на проезд. Варфоломей не доехал до Камчатки, но доставил в ее пользу 200 букварей. Собр. Зак. ук. 26 сент. 1732 и 2 янв. 1744 г. Сибирский Вестник част. 18, стр. 79 – 86. Истор. Обозр. Сибири 1,364. 2,19. 63 Собр. Зак. ук. 1742 янв. 2. Сенат вследствие отношений Синода от 7 сент. и 4 декаб. назначает жалованье и другие пособия миссии и кроме того определяет жалованье 5 священникам и 2 диаконам с причетниками для церквей в Охотском и Анадырском острогах. Прежде Иоасафа в том же 1742 г. назначали было в Камчатку архимандрита Иосифа Зинкевича: но он в декабре того же года был уволен. В библиотеке Демидова 580: «Сила божественного учения вкратце начертанная Иоасафом архимандритом Хутунцевским». 64 Указом Сената 1762 г. дек. 12 повелено: для ободрения детей крещенных Камчадалов, обучающихся и имеющих обучатся в школах, когда они по окончании учения определены будут на службу (гражданскую), или способные в духовное звание, исключать их из податного звания и производить им жалованье, положенное для воспитанников гарнизонных школ. 66 Собр. Зак. ук. 1728 г. авг. 28. Из того, что указ повелено было распубликовать по сношению с тобольским Архиепископом, можно заключать, что о положении новокрещенцев секретно доносил Архиепископ. 67 Собр. Зак. ук. 1748 сент. 1. 9518. С. Петербургские Ведомости 1754 14. Словцова Обозр. Сибири, 2,16. 19. 69 Коммандор Биллингс пишет: «Язычник Тунгус принес богатый дар рухлядию православной церкви. На вопрос: что это значит? отвечал он: это жертвую я Богу по моему обещанию за выздоровление крещеного брата моего, который на одре смертном не принял пособий шаманских, но призывал на помощь Николая Угодника Божия». Voyage dans le Nord, a Paris 1802 1,89. Другие опыты у Семивского: Восточная Сибирь. 1817 г. Приложение 40. 72 Собр. Зак. ук. 1789 г. 17,135. 17144. Щекатова Географ. Словарь, под словом: Кадьяк. Ж. М. Нар. Просв. 1840 г. час. XXVI.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри Екатеринославского Спасо-Николаевского монастыря 136 архим. Моисей Гумилевский в янв. 1788 перев. из Московского Знаменского; 5 июня 1791 хирот. в епископа Феодосийского и Мариупольского; убит 5 окт. 1792, в Крыму. Одесского Успенского 2-го класса: Архимандриты Порфирий , 1838–40. Афанасий Дроздов , в 1840, из Рязанского Спасского, а 8 авг. 1842 хирот. в епископа Винницкого. Никодим , 1842–45. Израиль , 1846–48. Парфений , 1849–52. Сорафим , 1853–60. Феофилакт Праведников , 1861–68; 13 окт. 1868 хирот. в викария Черниговской епархии. Бизюков, Григорьевский (См. Смоленскую епархию). Одесского Михайловского 3-го класса: Игу-нья Филарета , 1850–53. – Магдалина , 1854. (В 1855 и 6 вакансия). – Тавифа , 1857–66. Самарский Пустынно-Николаевский основан в исх. XVII века и был в зависимости от Киево-Межигорского. В 1791 приписан к архиерейскому дому и сделан местопребыванием архиереев. [VI, 2.] Строит. Алимпий , 1690–1695. – Созонт , 1695–1702. – Кесарий , преемник. – Иоанникий , до 1732. – Терентий , с 1733. – Прокл , 1750; † от моров. язвы. – Фотий Тусенок , 2 апр. 1751. – Самуил , 1755 и 56. – Владимир , 1757 и 58. – Паисий Цибульский , 1759. – Феофан, 1780–86. – Дезидерий Каневский … Азовского Предтечева архим. Иоасаф , 25 дек. 1699, бывший в дек. 1712. (См. Донецкий). Балаклавского Георгиевского архим. Евтихий из строит. Обоянского Знаменского перев. в 1808. III, 351. Бизюков Новогригориевский. (См. Бизюков Смолен. епархии). VI, 699. Екатерининской Лебежской пустыни, войска Черноморского: Архиман-ты: Товия , 25 апр. 1802, из Новгородского Клопского. – Иннокентий , 1838–40. – Дионисий , 1840–55. – Никон , 1856–69. Читать далее Источник: Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския Церкви/Составил из достоверных источников Павел Строев… СПб., 1877. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   (1 Ин. 1:7). 6. По свидетельству Священного Писания как Ветхого (Ис. 53:5), так и Нового (Ин. 1:29) Завета, Христос явил Себя Агнцем Божиим, берущим грех мира.   Агнцем Божиим, берущим грех мира.    Но Сам Он был безгрешен   Сам Он был безгрешен    (Ис. 53:9; 1 Пет. 2:22; Ин. 3:5). 7. В искупительной жертве, совершенной Христом, от крылось миру и Божественное правосудие, и Божественное милосердие. Правда Божия открылась в том, что Бог примирился с человеком, лишь очистив его Кровию Иисуса Христа и открыв ему путь к праведности. Любовь и милосердие явились в том, что «Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками»   «Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками»    (Рим. 5:8) и «не мы возлюби ли Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши»   «не мы возлюби ли Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши»    (1 Ин. 4:10). 8. В искупительном подвиге Своем Христос стал Возглавителем великой вселенской борьбы с мировым злом. Искупленные Им призваны также к борьбе со злом и грехом. Но — в отличие от Безгрешного Господа – борьба эта начинается у человека в его собственном сердце, из которого должны быть удалены наполняющие его греховные чувства, настроения и устремления. 9. Совершенный Христом искупительный подвиг – это не столько предмет богословского умозрения, сколько наглядный пример Божественной любви, пробуждающий в наших сердцах чувство глубокой благодарности к Искупителю, напоминающий нам о нашем недостоинстве, призывающий нас к нравственному исправлению, к смиренному несению своего жизненного креста и к последованию Христу (Мф. 16:24).   Архиепископ Филарет (Гумилевский). Православное догматическое богословие. Ч. 1 – СПб., 1882. С. 76.    Архиепископ Филарет (Гумилевский). Беседы о страданиях Господа нашего Иисуса Христа. – 3-е изд. – СПб., 1884. — С. 58 и С. 417—418.    Архиепископ Филарет (Гумилевский). Письма к графине Шереметьевой. – СПб., 1900. – С. 18.    Пространный христианский Катихизис Православной кафолической Восточной Церкви (митрополита Филарета (Дроздова). О третьем члене Символа веры.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3586...

12:12). Как терпение христианское, πομον целожизненный подвиг перенесения страданий ради Христа и взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и возсел одесную престола Божия ( Евр.12:12 ср. Флп.1:2930 ). В этом смысле терпение Христово ( 2Фес.3:5 ), т. е. в подражание Христу или по любви ко Христу. В том и другом случае πομον квалифицированное терпение, как терпение благого дела ( Рим.2:7 ), т. е. совершаемого в христианских условиях. Так обусловленное, πομον в каждом случае своего явления предполагает Божью силу, чем, собственно, и объясняется христианская выносливость ( Кол.1:11 ). Божья благодать идет навстречу человеческому соизволению, без которого совершенно не осуществимо благое дело: ργον напряженная деятельность, с большими усилиями и потому предполагает активность человеческой воли 281 . Но быть делом благим ( γαθς), богоподобным, согласованным с божественной волей, оно не может без благодатной поддержки, причем и в последнем случае представляется идеалом для человеческой воли, которая, тяготея к нему, как к своей норме, находится в процессе достижения, борения, возрастающей в меру сопротивления напряженности 282 . Путь спасения тернистый, исполненный препятствий. Тот, кто терпит от них, не остается в пассивном состоянии, но подвигается к посильному преодолению их, вспомоществуемому благодатью Св. Духа ( 2Кор.1:6 ). Путь ко спасению затрудняется с одной стороны преходящими ценностями этого мира ( 1Кор.7:2935 ), с другой запинающим нас грехом ( Рим. 7 г.). И если выстрадать радость бесстрастия к преходящим ценностям этого мира представляется великим подвигом ( Евр.10:32, 34 ), то еще более трагичной оказывается борьба с грехом в его исходищах: чтобы сбросить с себя всякое бремя и запинающий нас грех, нужно приготовиться к подвигу против греха до крови ( Евр.12:1, 3, 4 ) в постоянном напряжении душевного борения (Ср. Лк.22:44 ): «И находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» 283 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchenie...

15-е Святых Апостолов от 70-ти: Аристарха, Пуда и Трофима О Св. Аристархе, обращённом к И. X. Апост. Павлом, упоминается в «Деяниях Апостольских» ( Деян.19:29 ), что ремесленники, делавшие серебряные храмы Артемиды и получавшие от того немалую прибыль, возмутились против Апост. Павла и спутников его, проповедовавших, что «делаемые руками человеческими не суть боги», и, «схватив Македонян Гаия и Аристарха, они единодушно устремились на зрелище» ... Другое упоминание об Ап. Аристархе – в послании Ап. Павла к Колоссянам – свидетельствует о том, что он был узником вместе с Ап. Павлом: «Приветствует вас Аристарх, заключённый вместе со мной» ... (Посл. Кол.4:10 ). Ещё упоминает о нём св. Павел в послании к Филимону: «приветствуют тебя Епафрас, Марк, Аристарх и другие сотрудники мои» ( Флм.1:23 ). Аристарх был епископом в Апамее Сирской. – Кончина его произошла при императоре Нероне; он был обезглавлен в одно время с Апп. Павлом, Пудом и Трофимом. Св. Пуд, упоминаемый во 2-м послании св. Павла к Тимофею ( 2Тим.4:21 ): «приветствуют тебя Еввул и Пуд и все братия», был Римским сенатором и благочестивым человеком; он принимал в дом свой святых первоверховных Апостолов Петра и Павла, и всех христиан, так что дом его служил как бы Церковью. Об Ап. Трофиме, бывшем родом из Ефеса, обращённом ко Христу св. Ап. Павлом, упоминается в «Деяниях Апостольских» ( Деян.20:4,21:29 ), что он сопровождал Ап. Павла на его пути благовествования, и во 2-м посл. к Тимофею ( 2Тим.4:20 ) Павел говорит: «Трофима же я оставил больного в Милете». Последовав за Павлом и во время гонения при императоре Нероне, был в 64-м году обезглавлен вместе с ним и другими Апостолами. Святых мучениц Василисы и Анастасии Просвещённые верой Христовой от самих Апостолов, эти благородные Римлянки, посвятив себя на служение Христу, погребали замученных в Риме за исповедание Иисуса Христа и за это сами после истязаний обезглавлены при Нероне. – Мощи их в Риме, в церкви Божией Матери – Умиротворительницы. Свв. мучч. Сухия и 16 Месукевийцев

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

17-е Св. пророка Даниила и св. мучч. отроков Анании, Азарии и Мисаила в Вавилоне Даниил, происходивший из рода царей Иудейских, и сверстники его – Анания, Азария и Мисаил были из числа тех отроков Иудейских, которых царь Вавилонский, когда (за 606 л. до Р. X.) взял Иерусалим, разрушил храм Соломонов и увёл в плен множество Иудеев, велел воспитывать при своём дворе, чтобы они потом могли служить в его царстве, помогая ему в сношениях с чужими, подвластными ему народами. Жизнь этих отроков, окружённых придворной роскошью и чужеземными, противными Иудейским законам, обычаями, представляла для них много искушений и соблазнов, но, не смотря на свою молодость, они пребыли твёрдыми в исповедании веры отцов своих и не уклонились от исполнения закона Моисеева. Так, с самого начала «Даниил положил в сердце своём – не оскверняться яствами со стола царского и вином, какое пьёт царь» 230 , и просил начальника, поставленного над ним, позволить ему со своими тремя товарищами питаться только овощами. Но тот, обязанный беречь отроков, опасаясь, чтобы они не похудели и не расстроили своего здоровья от недостаточной пищи, не позволил им лишать себя пищи, назначенной им с царского стола. – Сделай опыт над рабами твоими в течении десяти дней, – стал уговаривать тогда Даниил своего начальника Амелсара, – пусть дают нам в пищу овощи и воду для питья, – и потом пусть явятся перед тобой лица наши и лица тех отроков, которые питаются царской пищей, и затем поступай с рабами твоими, как увидишь. – Он послушался их в этом и испытывал их десять дней. По истечении же десяти дней лица их оказались красивее, и телом они были полнее всех тех отроков, которые питались царскими яствами. Тогда Амелсар брал их кушанье и вино для питья и давал им овощи. «И даровал Бог четырём этим отрокам знание и разумение всякой книги и мудрости, а Даниилу ещё даровал разуметь всякие видения и сны» 231 . По окончании воспитания Даниила, Анании, Азарии и Мисаила, «царь приказал представить их себе и говорил с ними, и из всех отроков не нашлось подобных им, и стали они служить перед царём. И во всяком деле мудрого уразумения, о чём ни спрашивал их царь, он находил их в десять раз выше всех тайноведцев и волхвов, какие были во всём царстве его» 232 . Так, напр., когда однажды царь Навуходоносор видел сон, смутивший его, но который не мог он отчётливо вспомнить при своём пробуждении, и потому созвал всех мудрецов и требовал от них под угрозой смерти, чтобы они отгадали и объяснили ему его сон, то только один Даниил мог исполнить то, что недоступно было ни для какой человеческой мудрости...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

18-е † Блаженной Магны Анкирской В городе Анкире Галатской, – пишет усердный посетитель подвижников Палладий 276 , – много дев, около двух тысяч или более; они подвизаются в святой, добродетельной жизни, хранят воздержание и совершают дело святое с ревностию. Между ними первое место по благочестивой жизни занимает Магна, жена почтеннейшая и опытнейшая. Не знаю, называть ли ее девою или вдовою. Мать вынудила ее выйти замуж, но она отклоняла от себя мужа под разными предлогами, давала вид, будто больна она, и, таким образом, осталась неприкосновенною и непорочною, как говорят родные ее. Муж ее скоро умер, и она осталась единственною наследницею после него. Тогда она всю себя посвятила Богу». «Великое приобретение быть благочестивым и довольным (умеренным в желаниях). Мы ничего не принесли в мир: явно, что ничего не можем и вынести из него ( 1Тим.6:6–8 ). Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцом есть то, чтобы призирать сирот и вдов и хранить себя неоскверненным от мира ( Иак.1:27 ). Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать двойную честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» ( 1Тим.5:17 ). Таково учение Апостольское! Так и поступала блаж. Магна. «Богатство, какое было у нее, раздала она на монастыри, на дома бедных и странных, церквам, епископам, вдовам, сиротам и прочим нуждающимся. Охотною душою, но тайно, совершала она подвиги благотворительности». Не только не выставлялась пред людьми благотворительницею, но старалась скрывать добрые дела свои и от себя самой; она боялась обманчивой приятности славы людской так же, как своего самолюбия и берегла сердце свое в смирении. Вместе с тем, она «ревностно посещала Богослужение церковное, вела жизнь подвижническую, воздержную. Знаменитейшие епископы уважали ее. Стараясь исполнить всякую добродетель, она жила надеждою на жизнь лучшую – загробную». В жизни блаж. Магны более всего изумительно то, что она, выданная в замужество, с такою твердостию воли отстояла свою девственную чистоту. Так в лучшие времена христианства любили девство! В одном провинциальном городе были целые две тысячи дев! Ликия была областию соседнею с Галатиею. Анкирские девы, конечно, читали разговор: «Праздник дев», святителя и мученика Мефодия, писанный им, когда был он епископом Олимпа Ликийского. Если ныне, к несчастию людей, мало ценят девство, не так думали в лучшие времена. Вот как учил о девстве великий учитель мученик:

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

19 И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога. 20 А они пошли и проповедывали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь. 14 .1. Пасха – речь идет о вторнике или среде Страстной недели, поскольку Пасха приходилась в тот год на пятницу. Опресноки – пресный хлеб, который употреблялся в дни праздника Пасхи. Накануне из домов по обычаю убирали все квасное. Праздник Опресноков существовал еще до Моисея ( Исх 5.1 ). С момента же исхода из Египта он был присоединен к празднику Пасхи ( Исх 12.17 ). 14.12. Агнцев заколали в пятницу, во вторую половину дня. Но, возможно, из-за стечения народа «обряд начинали совершать еще накануне» (архиеп. Филарет Гумилевский) . 14.13. У Мф Иисус прямо указывает на хозяина горницы. У Мк ученики узнают его по условному знаку. 14.51. Юноша, по-видимому, спал и был разбужен шумом в саду. Большинство толкователей считает, что этим юношей был сам евангелист Марк, житель Иерусалима (ср. Деян 12. 12 ). 15.7. Участие Вараввы в мятеже объясняет, почему он был приговорен именно к распятию. Распинали главным образом повстанцев. 15.21. Евангелист предполагает, что Александр и Руф известны его читателям. Руф, вероятно, тождественен с тем лицом, которое упоминает ап. Павел: «Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою» ( Рим 16.13 ). Таким образом, повествование о распятии основано на свидетельстве очевидца, в частности Симона Киринейского. 15.25. По мнению некоторых толкователей, кажущееся несогласие этого повествования с Ин 19.14 , где говорится о том, что смертный приговор был произнесен Пилатом в часу шестом, устраняется допущением, что Марк разумеет здесь под часом трехчасовой период времени, и этот третий час означает по нашему счету промежуток времени от 9 до 12 часов. Ибо как ночь делилась на четыре «стражи», по три часа в каждой, так, по-видимому, в обычае было делить и день на четыре трехчасовых периода, которые за отсутствием в языке другого обозначения, также, хотя и в ином смысле, именовались часами.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kak-chi...

1-е Святого праведного Филарета Милостивого «Блаженны милостивые, так как они помилованы будут» ( Мф.5:7 ), – сказал Господь. И это сбылось на блаженном, милостивом Филарете, который за свою великую милость к нищим и сам получил от Бога превеликое помилование и богатое воздаяние и в настоящей жизни и в будущей, как и свидетельствует об этом его блаженная жизнь. Этот блаженный Филарет, родом из Галатии, жил в Пафлагонии (провинции Малой Азии). В городе Амнии. Благородные родители его, Георгий и Анна, с детства воспитали его в благочестии и страхе Божием, и потому жизнь его украсилась целомудрием и всякими другими добродетелями. Достигнув совершенного возраста, он вступил в супружество с честной, благородной и богатой девицей, по имени Феозвою, и Бог благословил их рождением трёх детей, сына – Иоанна и дочерей – Ипатии и Еванфии. Благословил Бог блаженного Филарета, как и в прежние времена праведного Иова, и умножением его имущества, и изобильным богатством. Были у него и многочисленные стада, и села, и нивы плодоносные, и изобилие во всем, и многое множество рабов и рабынь, служивших при доме его. И был известен Филарет, как один из знаменитых вельмож той страны. Обладая великим богатством и видя, как в то же время бедствуют многие от крайней нищеты, блаженный Филарет чувствовал к ним сострадание и в умилении души говорил себе: – неужели так много благ принял я от руки Господней только ради того, чтобы самому жить в наслаждении и в угождении своему чреву? Не должен ли я разделить дарованное мне Богом великое богатство с нищими, вдовами, сиротами, странниками и убогими, которых Господь на Страшном суде перед ангелами и людьми не постыдится назвать Своими братьями, так как Он говорит: «поскольку вы сделали сие одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» ( Мф.25:40 ). И какую пользу в день Суда принесут мне все имения мои, если я, по скупости своей, их для себя одного сохраню, так как не получат милости те, кто не сотворил милости; будут ли мои имения для меня в будущей жизни бессмертною пищей и питием? Послужит ли мне там моя мягкая одежда нетленным одеянием? Нет, этого не будет. Ибо так говорит Апостол: «мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него» ( 1Тим.6:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

1 Прп. Иоанн Дамаскин. Источник знания. Диалектика. (Ioann Damasc. Fons scientiae. Dialectica, с. 3//PG. T. 94. Col. 533BC.) 2 Ср. ... «доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф.4:13). — Примеч. ред. 3 Ср. «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр.13:8). — Примеч. ред. 4 В русском синод. переводе: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, через Которого и веки сотворил» . — Примеч. ред. 5 Ин.6 6 Ср. 1Кор.13— Примеч. ред. 7 Ср.Мф.28— Примеч. ред. 8 Орос (букв. с греч. «граница», «предел», «рубеж») — точное изложение веры. — Примеч. ред. 9 Исагогика ( от греч. εσαγωγ — введение) — дисциплина, вводящая в библеистику (иначе «введение в Священное Писание»). Исагогика занимается вопросами Боговдохновенности, каноничности Библии и ее отдельных книг, времени и места происхождения, авторства, истории передачи текста, переводов. Герменевтика (от греч. ρμηνεω — толкую) — искусство изъяснения, техника толкования древних текстов. Герменевтика является частной областью экзегетики, которая рассматривает метод толкования, но и само толкование, осуществляемое с помощью данного метода. — Примеч. ред. 10 Макарий (Булгаков; 1816—1882) — знаменитый русский богослов и церковный историк. О высокопреосвященном Макарии как догматисте см.: Сидоров А.И . Классический труд по православному догматическому богословию.//Макарий (Булгаков), митрополит. Православно-догматическое богословие. М., 1999. Ч. 1. С. III. — Примеч. ред . 11 Филарет (Гумилевский; 1805—1866) — известный богослов и историк Церкви. В сферу научных интересов владыки Филарета входили догматическое богословие, патрология, история Русской Церкви, агиография. Обладая обширными знаниями, архиепископ Филарет всем предметам, которые читал с академической кафедры, давал совершенно новую постановку сильной, остроумной, подчас даже резкой критикой противоположных взглядов. В своем «Православном догматическом богословии» преосвященный Филарет первый из русских богословов внес в разработку догматики запросы современной мысли. Общее число трудов преосвященного Филарета достигает 159. См.: Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1995. Т. 3. С. 111—112; Листовский И.С. Филарет, архиепископ Черниговский. Чернигов, 1895. — Примеч. ред .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3465...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010