Гумилевский, 1802-1866



 001   002   003   004   005

Архиепископ Филарет (Гумилевский) канонизирован ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... Филарета Черниговского с частицей мощей черниговского святого. После богослужения архипастырь молитвенно поклонился честным мощам святителя Феодосия, преподобного Лаврентия и только что прославленного святителя Филарета - подвижников Черниговских. Кстати, духовное торжество в Чернигове посетили потомки архиепископа Черниговского Филарета, ныне проживающие в Москве. Это две праправнучки старшего брата святителя. Женщины рассказывают, что святитель удивительным образом привел их в Чернигов именно в этот день. Интервью с ними сейчас готовится к печати. Архиепископ Черниговский Филарет ( Гумилевский, 1802-1866 ) - один из самых просвещенных архиереев XIX века. Историки называют его ученым на епископской кафедре, поскольку он всю жизнь посвятил науке. Расцвет научного творчества владыки Филарета пришелся на время его служения в Харькове и Чернигове. В частности, в Чернигове прошли его последние семь лет жизни. Он прилагал значительные усилия для обустройства и ремонта церквей и монастырских комплексов, строительства новых храмов. Умер архиепископ Филарет от холеры во время эпидемии 1866 года, когда болезнь охватила Черниговскую губернию. Архиепископа предупреждали об ... далее ...
История Русской Церкви (Синодальный период), ...Искать в Источникеazbyka.ru
... известность приобрели церковно-исторические сочинения А. Н. Муретова. Его «История Русской Церкви» (1838) служила учебным руководством для Духовных школ. Переведенная на иностранные языки, она долгое время являлась главным источником для ознакомления иностранцев с русской церковной историей. Муравьеву принадлежат «Жития святых Русской Церкви, также иверских и славянских», «Краткое изложение избранных житий святых по руководству Четьий-Миней», «Сношение России с Востоком по делам церковным». Крупнейшим после митрополита Евгения церковным историком был архиепископ Черниговский Филарет (Гумилевский) (1805–1866) , питомец Московской Духовной Академии, её профессор и ректор. В 1848 году он издал пятитомную «Историю Русской Церкви». Это было исследование настоящего историка, с широкими и продуманными обобщениями. У него впервые вся русская церковная история представлена как живое целое, от Крещения Руси до царствования Николая. И история эта рассказана вдумчиво, с глубокой заинтересованностью. Суждения автора отличаются резкостью, остротой. История синодальной эпохи написана у него по тем временам необычайно откровенно и смело. Известно, сколь велико было влияние ... далее ...
Что находится в Чаше Причастия?, 2. Учение ...Искать в Источникеazbyka.ru
... знамения (σύμβολα) , то есть хлеб и вино, не теряют естества (φύσις) своего (cap. 226) . Слова: φύσις, natura действительно означают не только субстанцию, но и наружное качество, вид, положение, а потому и могли иногда употребляться в последних значениях Геласием и другими» 823. Таким образом, модернисты напрасно ссылаются на авторитет Златоуста и Феодорита в своей борьбе с пресуществлением. Их позиция и в данном вопросе не выдерживает критики. Непрерывность традиции Верность православному евхаристическому благовестию сохранили и учёные богословы Православной Церкви. Архиепископ Филарет (Гумилевский) (1805–1866) учит, что в Евхаристии присутствует истинное Тело и истинная Кровь Господа нашего Иисуса Христа 824. Установительные слова Таинства Причащения он, в согласии с Церковью, понимает буквально. Видеть в повествовании об установлении Таинства Евхаристии ( Лк. 22: 20 ) указание на сохранение хлеба после освящения он считает невозможным, поскольку это не оправдано «грамматически», ни «предметно» 825. «Сомневаться в собственном значении слов Спасителя, сказанных о Чаше и хлебе Вечери Его» Филарет считает недопустимым 826. В качестве доказательства традиционного ... далее ...
Христианин не может быть одиночкой - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... животворящее влияние на церковную жизнь православных латышей и всей Латвии. О. Виктор: Православие в Латвии существует издревле, его исповедовали жившие здесь и латыши, и русские, о чем свидетельствуют древние летописи, упоминающие православных латышских князей, например, князя Всеволода (Visvaldis) , о судьбе которого повествует хроника Генриха-Латыша, написанная в XIII веке. Наиболее мощный приток латышей в православие был в середине прошлого века, во многом, благодаря самоотверженному служению епископа Филарета (Гумилевского) . Хотя, конечно, были и другие причины. Епископ Филарет (Гумилевский) (1805 1866) , прославлен как местный святой в Черниговской епархии. И. Гриц: Сегодня в Православной Церкви стоит проблема богослужебного языка. Там, где служат на церковнославянском языке, люди, приходя в храм, очень часто ничего не понимают; если еще и молитвы читаются невнятно, то они просто уходят, говоря: «Все очень красиво, очень эстетично, красивое пение, позолота, лампады, но я ничего не понимаю и больше тут быть не могу». Смысла происходящего на службе они не понимают. А Вы, батюшка, на какой язык ориентированы? О. Виктор: Служба у нас совершается на ... далее ...
Новозаветное учение о Церкви: православный подходИскать в Источникеsdsmp.ru
... пир (Мф 22 гл.) , поле, зерно горчичное, семя, невод ( Мф 13 гл. ; Мк 4 гл. ) [29]. Практически к тем же символическим образом прибегает и современный автор прот. О. Давыденков[30]. Назначение Церкви Протопр. Е. Аквилонов утверждает, что символика Тела Христова наилучшим образом отражает назначение Церкви — быть орудием освящения [31]. Он проводит такую параллель: «в широком смысле слова телом называется все то, что служит орудием духа »[32]. Вопрос о назначении Церкви рассматривался и в предшествующей литературе и всегда основывался на библейских текстах. Архиепископ Филарет ( Гумилевский; 1805-1866 ) ссылался на Еф 4: 15[33]; 5: 25-26[34] и делал вывод, что «Церковь Христова не может иметь другого назначения, кроме спасения людей грешных, или того спасения, для которого назначена сама истина Христова»[35]. Архиепископ Антоний (Амфитеатров) считал ключевым текстом в данном случае Еф 4: 11-13[36], но вывод делал очень похожий[37]; этот же текст анализировал митр. Макарий (Булгаков) [38]. Церковь как Тело Христово При анализе библейского образа Церкви как Тела Христова протопр. Е. Аквилонов посчитал уместным использовать филологический подход. Он подробно ... далее ...
О кафолическом святоотеческом содержании ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... является предположение о том, что различные процессы при творении мира протекали не так как теперь, а с другой, гораздо бóльшей скоростью (здесь имеется в виду возможность как увеличения скорости протекания только определенных процессов, так и всех процессов сразу, то есть возможность ускорения самого времени) . Поэтому, то что произошло за шесть дней при творении мира, теперь может произойти только за миллионы лет. 8. Рассмотрим теперь, что говорится по вопросу толкования Шестоднева в классических системах русского православного догматического богословия. 8. 1. АРХИЕПИСКОП ФИЛАРЕТ (ГУМИЛЕВСКИЙ) ( 1805-1866 ) «Дерзкое неверие чего только не предпринимало, чтобы опровергнуть Моисееву историю миробытия? Обращаясь к астрономии и познанию физической природы и их началами хотели поколебать историю Моисея. В новейшее время указывают против Моисея на наблюдения геологии, на явления, замечаемые на поверхности и в глубине обитаемой нами планеты… По теории Дарвина все роды растений и животных образовались из одной первобытной клеточки, через тысячи поколений. Но эта теория разрушается опытами и дика в своих объяснениях. а (. Приращение клеточек подчинено условиям: пшеничное ... далее ...
Православное воспитание как основа русской ...Искать в Источникеazbyka.ru
... «Всеобщее введение в историю монастырей греко-российской Церкви», «Описание монастырей Вологодской хии», «Историческое сведение о Вологодской епархии…», «О личных собственных именах у славяно-руссов», «История княжества Псковского», «Летописи древнего славяно-русского княжеского города Изборска», «Описание шести псковских монастырей», «Записка о Камчатской миссии», «Описание Киево-Софийского собора», «Киевский месяцеслов…», «Историческое обозрение российского законоположения от древнейших времен до 1824 г. ». Ему принадлежит также «Историческое изображение Грузии». Архиепископ Филарет ( Гумилевский; 1805-1866 ) . Профессор Академии. Его труд «Историческое учение об отцах Церкви» (1882) вплоть до 20 века — выдающееся в русской литературе руководство по патрологии. Из его церковно-исторических сочинений особое значение имеют: «История русской Церкви» (1894) ; «Обзор русской духовной литературы» (1884) , «Общий обзор Черниговской епархии» (1861) , «Исторический обзор песнопевцев и песнопения Греческой Церкви» (1864) , «Святые южных славян» (1865) , «Русские святые, чтимые всею Церковью или местно» (1881) . Он основал академический журнал «Прибавление к творениям святых ... далее ...
О детях. Священное Писание и церковный опыт | ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Вы убиваете веру в сыне. Добрая мать! Ты учишь дочь свою скромности, стыдливости, чистоте и при ней осуждаешь знакомых тебе, говоришь о том, о чем наедине надобно только плакать: понимаешь ли, что ты делаешь? Нет, если хотите, чтобы ваши дети любили добро, показывайте делами, что добро достойно любви, а порок то же, что язва. Пусть ваша жизнь будет хвалой Господу и любовью к человечеству: тогда и ваши дети будут жить для славы Божией и пользы людей. Как необходимо для вас, родители, быть благочестивыми! Гнев и благословение Божие переходят от вас к детям и внукам. Архиепископ Филарет (Гумилевский) (1805–1866 гг.) …Питая юную душу верою Христовою, христианские родители как нельзя более облагораживают ее, расширяют силы ее для нравственного возрастания, и там, где остается безуспешным всякое человеческое усилие, благодать Божия изменяет человеческую природу на лучшее. Так, например, родители угрозами могут запретить ребенку на некоторое время делать худое. Но надолго ли угрозами и наказаниями можно его удержать? Запретить же не только делать худое, но и думать о худом, желать худого может только мысль веры о Всеведущем Боге, Судии сердец. Преподобный Амвросий Оптинский ... далее ...
МОСКОВСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ На ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... многочисленные труды, в которых традиция систематического описания храмовых построек того или иного города или епархии получает свое дальнейшее развитие. Это историко-статистические и археологические описания храмов и монастырей по епархиям, а также памятные книжки по российским губерниям, издававшиеся, в основном, в конце XIX и начале XX столетия. Традиция мемориального храмоздательства в России нашла свое отражение в трудах ряда выдающихся иерархов Русской Православной Церкви: митрополита Киевского Евгения ( Болховитинова, 1767-1837 гг. ) , архиепископа Черниговского Филарета ( Гумилевского, 1805-1866 гг. ) , митрополита Московского и Коломенского Макария ( Булгакова, 1816-1882 гг. ) . Так, митрополит Московский Макарий – автор многотомной «Истории Русской Церкви» - в своем труде, говоря о храмовом и монастырском строительстве на Руси в тот или иной исторический период, неизменно отмечает существование на Русской земле традиции мемориального храмостроительства и приводит примеры храмов и обителей, возводенных в память о различных значительных событиях отечественной истории. Описывает Выскопреосвященный автор и существовавшую в России традицию сооружения ... далее ...
Сокращенная история Русской Церкви - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... правой руке держит крест четвероконечный; то и другое найдено в Киеве и принадлежит до-монгольскому времени (См. о древностях, найденных в Киев в 1 кн. 3 част. Трудов Общ. Древност. Росс.) На сосудах пр. Антония Римлянина – кресты четвероконечные (Снегирева Памят. Древности тетр. 3 стр. 36) . 2Беседа митрополита Филарета о пятипросфории (Христ. чт. 1836 ч. 4. стр. 97. 94) : «В харатейном служебнике патриаршей библиотеки (№598) века XIV, после наставления о агнце, все прочее действие над просфорами описано следующими словами: «А ее въимая просфору в честь святому, его же будет праздник: приими Господи Боже Иисуее Христе жертву сию в честь и в славу святому имрекя. А се за крестьяны: приими Господи Боже Иисусе Христе жертву сию за раба Божия имрекя в здравие, в спасение. А се за упокой». Харатейный служебник соф. новгород. библ. (№ 59) века XIV и другой служебник той же библиотеки XIII в. (№ 55) показывают пятипросфорие: там и здесь показаны: 1 (агнец, 2) богородичная, 3 (святых, 4) о здравии, 5 (за упокой. Источник: Архиепископ Филарет) Гумилевский, 1805–1866 (76. Сокращенная история Русской Церкви Филарета, архиепископа Черниговского. – СПб. : Синод, тип., 1869. – 232 ... далее ...

 001   002   003   004   005

Постоянная ссылка на эту страницу: Гумилевский, 1802-1866
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"