Краткое жизнеописание святителя приводит Благовест-Инфо. Архиепископ Черниговский и Нежинский Филарет (1802-1866) был выдающимся богословом и историком Церкви, одним из самых образованных архиереев XIX века. Всю жизнь он посвятил труду и чтению, написал 160 разнообразных произведений. В то же время бережно заботился о своей пастве: жертвовал значительные средства на благотворительность, помогал бедным, содействовал развитию образования. В частности, открыл на Черниговщине 848 церковно-приходских школ, которых до этого было только 20. Умер Филарет Гумилевский от холеры, которой заразился во время поездки по своей епархии. Тогда, летом 1866 года Черниговская губерния была охвачена эпидемией. Перед поездкой архиепископа предупреждали об опасности, но он не послушал — считал своим долгом поддержать людей. Сразу после его смерти эпидемия холеры стихла и до Чернигова не дошла. Похоронили архиепископа Филарета в усыпальнице Троицкого собора. Там его мощи хранятся и по сей день. Источник:  Благовест-Инфо Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/mitropolit-kievskij-vl...

1800 На Арелатский собор созваны были Константином, как видно из указа, „весьма многие епископы из бесчисленных городов“; число действительно съехавшихся Евсевием не указано. 1801 Сардакийский собор, вселенский по своему составу, созванный в качестве такового и в свое время папами выставлявшийся даже за продолжение Никейского (вт. сношениях с Карфагеном) не был отвергнутым как собор; за ним только не признано значения вселенского, каким он в праве был бы почитаться по созыву и составу. Причиною этого была, может быть, римская тенденциозность его постановлений, клонившая к принятию всех церквей власти епископа Рима. Это не могло не возбуждать Церкви против его постановлений. Позднее он вошел в сборник правил и признан Трульским собором, хотя, конечно, с подразумеваемыми оговорками. 1802 Статьи: „Клир и народ“ в „Русском труде“ Шарапова; „Об избрании епископов в древней Церкви“. Петербург. 1906 г.; „Всецерковный собор и выборное начало“. Богословский Вестник. 1905 г. – Декабрь. 1804 В первых изданиях учебника об этом отце были более обстоятельные речи в отделе об оригевизме, и приходится пожалеть, что этот немаловажный вопрос вычеркнуть из современной программы, между тем как с ним связана церковная деятельность императора Юстиниана Великого вообще и история пятого вселенского собора до некоторой степени в частности. 1818 Гумилевскому, † 9 августа 1866 г. Письма изданы в 1884 г., отд. Москва, 1884, и в Приб. к творен. св. отцов. 1819 Глаголевскому, † 17 января 1843 г.; см. о нем интер. сведения в 1 кн. (по указат.) 113 тома Сборника Импер. Русск. Истор. Общества Спб. 1902. 1823 Сжатость была совершенство митрополита и в речи, и в письме; она имела силу сильного! Вы, Владыко, одни можете усвоить эту силу. 1836 Рассказы из Римской истории в Vb. по Р. Хр. (Несторий и Евтихий –– ересиархи V в.). Перевод с франц. Д. Поспехова, вып. 1–2 Киев, 1880–1883. 1838 Некролог и подробности отпевания и погребения усопшего о. протопресвитера помещены в Моск. Церк. Вед. 1884 г. 4 и 6 и Церк. Вестнике 1884 г. 3. 1840 Должно быть освятил. С. Вячки в Тверской губернии ныне не существует. Примечание автора хроники. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   Яков Козьмич Амфитеатров родился в Орловской губернии в 1802 г. Окончил Орловскую Духовную Семинарию и Киевскую Академию. Как преподаватель церковной словесности в академии много сделал для развития этой науки, оставив сочинение: «Чтения о церковной словесности», которое раскрывает дух церковной проповеди, как он открывается в Библии и у великих отцов Церкви. Для успеха проповеди он требует от проповедника аскетического благоговейного настроения, проникновения предметом проповеди и своим священным призванием. Умер в 1840 году.    После него осталось 17 бесед об отношении Церкви к христианам, где проводится та мысль, что Церковь есть мать наша. Беседы написаны с одушевлением и искренностью, речь метка и проста, отличается церковно-библейским духом.    Филарет, архиепископ Черниговский (Димитрий Гумилевский), родился в 1805 г. в Тамбовской губернии, окончил Московскую Духовную Академию, где на 2 курсе принял монашество, был потом профессором, инспектором и ректором ее. В 1841 г. рукоположен во епископа Рижского и много потерпел от лютеран, трудясь на пользу Православия. В 1848 г. переведен в Харьков, а в 1859 г. в Чернигов. Умер в 1866 г., пожертвовав собой ради паствы во время эпидемии холеры.    Архиепископ Филарет известен как знаменитый ученый — богослов-догматик, историк и археолог. Капитальнейшие из его многочисленных сочинений: «Православное догматическое богословие» (2 части), «Историческое учение об Отцах Церкви» (3 части), «История Русской Церкви», «Обзор русской духовной литературы».    Видное место занимает он и как проповедник. Небольшие проповеди его производят сильное впечатление тем, что обращены к сердцу и чувству слушателей. Основная мысль их — величие любви Божией к человеку и спасительная сила страданий Сына Божия. Эта мысль была источником тех обильных слез, которые Филарет проливал каждый раз за Литургией, начиная от Херувимской и до причащения. Они собраны в сборниках: «Слова и беседы», «Беседы о страданиях Господа нашего Иисуса Христа».    Евсевий, архиепископ Могилевский (1800—1883), в мире Евфимий Орлинский, окончил Московскую Духовную Академию; приняв монашество, был ее ректором, потом ректором Петербургской Академии, потом епископом Самарским, архиепископом Иркутским и Могилевским. Из проповеднических трудов его особенно известны «Беседы на воскресные евангельские и апостольские чтения».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Яков Козьмич Амфитеатров родился в Орловской губернии в 1802 г. Окончил Орловскую Духовную Семинарию и Киевскую Академию. Как преподаватель церковной словесности в академии много сделал для развития этой науки, оставив сочинение: «Чтения о церковной словесности», которое раскрывает дух церковной проповеди, как он открывается в Библии и у великих отцов Церкви. Для успеха проповеди он требует от проповедника аскетического благоговейного настроения, проникновения предметом проповеди и своим священным призванием. Умер в 1840 году. После него осталось 17 бесед об отношении Церкви к христианам, где проводится та мысль, что Церковь есть мать наша. Беседы написаны с одушевлением и искренностью, речь метка и проста, отличается церковно-библейским духом. Филарет, архиепископ Черниговский (Димитрий Гумилевский), родился в 1805 г. в Тамбовской губернии, окончил Московскую Духовную Академию, где на 2 курсе принял монашество, был потом профессором, инспектором и ректором ее. В 1841 г. рукоположен во епископа Рижского и много потерпел от лютеран, трудясь на пользу Православия. В 1848 г. переведен в Харьков, а в 1859 г. в Чернигов. Умер в 1866 г., пожертвовав собой ради паствы во время эпидемии холеры. Архиепископ Филарет известен как знаменитый ученый — богослов-догматик, историк и археолог. Капитальнейшие из его многочисленных сочинений: «Православное догматическое богословие» (2 части), «Историческое учение об Отцах Церкви» (3 части), «История Русской Церкви», «Обзор русской духовной литературы». Видное место занимает он и как проповедник. Небольшие проповеди его производят сильное впечатление тем, что обращены к сердцу и чувству слушателей. Основная мысль их — величие любви Божией к человеку и спасительная сила страданий Сына Божия. Эта мысль была источником тех обильных слез, которые Филарет проливал каждый раз за Литургией, начиная от Херувимской и до причащения. Они собраны в сборниках: «Слова и беседы», «Беседы о страданиях Господа нашего Иисуса Христа». Евсевий, архиепископ Могилевский (1800—1883), в мире Евфимий Орлинский, окончил Московскую Духовную Академию; приняв монашество, был ее ректором, потом ректором Петербургской Академии, потом епископом Самарским, архиепископом Иркутским и Могилевским. Из проповеднических трудов его особенно известны «Беседы на воскресные евангельские и апостольские чтения».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2765...

Студенты в новых языках так успевали, что некоторые могли свободно объясняться на том или другом и писали сочинения; таковы Гурий Ласточкин (1802), Петр Талиев (1801), Николай Милонов (1810–1812), Андрей Мироносицкий (1802). В продолжении курса богословского студенты были определяемы учителями новых языков в низших и средних классах, напр. Талиев (1801), Милонов (1811–1812), Полиновский (1805), А. Протопопов (1804), А. Бальбуциновский (1805–1806), М. Ясницкий и А. Терновский (1816) и др. Студент богословия Гурий Ласточкин прямо, по окончании курса в 1802 г. сделан был учителем высшего французского класса. Преподаватели немецкого языка были: Яков Архангельский (1801–1808;, Андрей Мироносицкий (1802–1804), Андрей Рудольский (1803–1815) А. Протопопов (1804– 1805), Михаил Полиновский (1805–1818), Иван Пляцидовский (1807–1813), Петр Кочетков (1818–1814), Алексей Боголюбов (1814–1818), Матфей Ясницкий (1816) и Андрей Терновский (1816). Французский язык преподавали: Петр Талиев (1801– 1818), Гурий Ласточкин (1802– 1804), Алексей Бальбуциновский (1805–1812), Михаил Вознесенский (1808– 1809), Николай Милонов (1810–1816), Василий Иванов (1816–1818), Черников Петр (1812 –1814), Михаил Скворцов (1812–1813, Василий Эндимионов (1814–1816) и Василий Яблонский (1816). В 1800 г., когда закрыты были ново-крещенские школы, пр. Серапионом открыт был при академии класс татарского языка. Класс этот не для всех был обязателен: в послеобеденные часы его посещали, по собственному желанию, студенты и ученики всех классов. Число охотников обучаться татарскому языку всегда было не велико от 20–100 человек. Некоторые воспитанники из других инородческих епархий, приготовляющиеся в академии к учительским должностям, по предписанию местных семинарских правлений, обязывались изучать татарский язык. Так вятское семинарское правление в 1815 г., предположивши открыть в своей семинарии татарский класс, чрез академические правление обязало студента богословия вятской епархии Гавриила Сперанского обучаться татарскому языку для определения его после учителем оного языка в вятской семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

29) В 1799–1802 г.г., строитель иеромонах Андрей, 211 известный уже нам по тяжебному делу о монастырской мельнице. По ведомости Белоградского Николаевского монастыря за 1809 год он значится: из великороссиян, священнический сын, обучался в Севской семинарии с 1779 года латинскому и греческому языкам, грамматике, поэзии, риторике, географии, истории, арифметике, философии и Богословии. 1794 года августа 13 д. по указу из Св. Правительств. Синода, пострижен в монашество преосвященным епископом Феоктистом в Харьковском Покровском училищном монастыре. До пострижения в монашество, определяем, был 1779 года сентября 1 д. – в Белоградскую семинарию учителем Синтаксемы и катехизатором, а по пострижении в монашество, произведен 16 августа 1794 г. преосвящ, еп. Феоктистом в иеродиакона 12 июня 1795 года – в иеромонаха, 29 ноября 1798 г. по указу из правительствующ. Синода определен в число соборных Киево-Печерской лавры иеромонахов 1799 г. июля 1-го д. назначен строителем в Старо-Харьковский Преображенск. монастырь и того же 1799 г. ноября 17 д. 212 определен в Обоянский Богородицкий Знаменский монастырь строителем же и в тамошнее духовное правление присутствующим где находился по 1802 г., 213 а потом до 1805 года был в Путивльском училище учителем; с 5 июля 1805 г. определен в Курскую духовную консисторию присутствующим катехизатором и казенных питомцев семинарии смотрителем; с 13 декабря 1806 г. определен префектом семинарии 1809 г. ноября 1 д. определен учителем в Богословии с преподаванием высшего красноречия студентам Богословии по 12 декабря сего года; а того 12 числа декабря, по указу из Св. Правительствующ. Синода последовавшего к его преосвященству, возведен в сан архимандрита и определен настоятелем в Белоградский Николаевский монастырь, с оставлением по прежнему, присутствующим в консистории. 30) В 1802 г., строитель иеромонах Кирилл. 214 Он из иеромонахов Рыльского Николаевского монастыря, коего настоятель архимандрит Иосиф Лазарев в 1802 году, не известно по какому поводу, представлял иеромонаха Кирилла, состоявшего в то время на должности смотрителя мельниц в Банищах, достойным начальнической должности. И вот, указом от 28 июля 1802 года за 1792 велено было выслать Кирилла в консисторию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

До назначения в Павло-Обнорский монастырь был с 1781 по 1784 год игуменом Глушицкого монастыря; в 1784 году переведён в игумены Корнильева монастыря; но в 1785 году, по желанию своему, опять возвращён в Глушицкий монастырь. В 1794 году назначен настоятелем в Спасокаменный Духов города Вологды монастырь, а по учреждении здесь архимандрии, в 1798 году октября 1 дня, возведён на степень архимандрита. В 1800 году, по указу Святейшего Правительствующего Синода, переведён в настоятели Павло-Обнорского монастыря, которым управлял до 1812 года. 51.Августин, в 1812 году. 52.Гавриил, Болховитинов, с 1812 по 1814 год. По пострижении в монашество в Воронежском архиерейском доме в 1802 году, был с 1802 года по 1812 год строителем общежительного Преображенского Толшевского монастыря Воронежской епархии (см. История российской иерархии, том VI; 1815 год, с.409). В 1812 году, сентября 8 дня, произведён во игумена в Павло-Обнорский монастырь 50 . 53.Ириней, архимандрит, с 1814 по 1816 год. Родом был Тверской епархии, но пострижен в монашество в Воронеже в 1812 году. В 1813 году, по указу Святейшего Правительствующего Синода, произведён в архимандрита в третьеклассный Лихвинский Покровский Добрый монастырь Калужской епархии, где и находился до 1814 года. В этом году переведён в настоятеля Павло-Обнорского монастыря. 54.Дионисий, с 1816 по 1818 год. Родом Ярославской епархии, пострижен в 1802 году. В 1810 году был строителем Ростовского Троицкого Варницкого монастыря; в том же году переведён в строители Ростовского Белогостицкого монастыря. В 1812 году произведён во игумена Пошехонского третьеклассного Адрианова монастыря. В 1816 году, июля 23 дня, назначен игуменом Павло-Обнорского монастыря. 55.Варфоломей, с 1818 по 1823 год. Из купеческого звания, пострижен в монашество в 1793 году в Валаамском монастыре. С 1798 по 1802 год был строителем Коневского Рождественского монастыря Санкт-Петербургской епархии. В 1802 году принят в Вологодскую епархию и определён казначеем Вологодского архиерейского дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

5) Атласный белый, одинаковой меры с предыдущими и с тою же надписью вверху: «Во храм Святителя Христова святого Николая чудотворца». Внизу: «Повелением благочестивейшего самодержавнейшего великого Государя нашего императора Павла Петровича всея России и благословенном Святейшего Правительствующего Синода священнодействован преосвященным Амвросием, Архиепископом Новгородским и С.-Петербургским, в богоспасаемом граде Святого Петра 1800 года». 6) Атласный коричневый, одинаковой меры с предыдущим и с теми же надписями» вверху и внизу: «Во храм Успения Пресвятыя Богородицы». Священнодействован тем же Преосвященным 1800 года. 7) Атласный белый, одинаковой меры с предыдущим и с теми же надписями вверху и внизу: «Во храм святого Архистратига Михаила в Доложском погосте». Священнодействованием же Преосвященным 1800 года. У всех сих антиминсов подпись на обороте внизу: «Смиренный Амвросий, Архиепископ Новгородский и С. Петербургский». Антиминсы одинаковой меры с предыдущими и с теми же надписями вверху и внизу – в царствование Императора Александра Павловича. Священнодействованные преосвященным Амвросием, Митрополитом Новгородским и С. Петербургским – 8) Атласный белый – во храм святых Апостол Петра и Павла иже в крепости. Священнодействован…….. во храме преподобного Исаакия Далматского. Лета 1802 месяца мая в 30-й день. Подпись на обороте внизу: «Смиренный Амвросий, Митрополит Новгородский и С.-Петербургский». 9) Атласный желтый – во храм Иоанна, Архиепископа Новгородского. 1802 г. июня 1-го. Подпись под рисунком таже. 10) Атласный розовый – во храм святых Апостол Петра и Павла, что при Выборгском полевом госпитале. 1802 г. июня 4–го дня. Подпись там же и таже. 11) Атласный голубой – во храм иже во святых Отца нашего Николая Архиепископа, Мирликийского чудотворца. 1802 года июня 12-го. Подпись под рисунком: «Смиренный Амвросий, Митрополит Новгородский и С.-Петербургский ». 12) Атласный голубой; храм не означен. 1802 года июня 12. Подпись таже и там же. 13) Атласный розовый – во храм Сретения Господня в селе Сретенском. Лета 18... июня 12-го дня. Подпись таже и там же.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Кроме того, из купленного серебра была сделана серебряная позолоченная риза (весом 84 золотника) для иконы Воскресения Христова с двунадесятыми праздниками 385 . При строителе Александре пополнилась и ризница обители: в 1801 году в нее поступили: парчовая риза, набедренник, три пояса, три пары поручей и два покровца; а в 1802 году – еще три ризы, подризник, поручи и покровец 386 . За период 1764–1800 гг. обогатилась и монастырская библиотека: число книг в ней возросло почти втрое (с 30 до 81). Вновь поступили различные сборники житий святых, поучения св. Кирилла Иерусалимского , св. Иоанна Дамаскина , проповеди митрополита Платона, Акафистники, службы Святителю Николаю Чудотворцу, св. Иоанну Воину; св. праведным Захарии и Елисавете. Об увеличении количества книг в библиотеке заботился и строитель Александр. В 1801 году в нее поступило 17 церковных книг (среди них Служебники, Акафистники, Требник, Триодь цветная, Чин священнослужения и обрядов, слова поучительные блаженного Макария, беседы св. Иоанна Златоуста о покаянии, книги св. Амвросия Медиоланского о должностях, «Алфавит духовный», беседы св. Иоанна Златоуста на 14 посланий, Молебное пение во время губительной и заразительной немощи) 387 , а в 1802 году – еще 19 книг (различные слова и беседы св. Иоанна Златоуста , Служебники, Псалтири, каноны Богородице) 388 . К концу 1802 года число книг в библиотеке Глинской пустыни возросло до 117 389 . В описной церковной книге Глинской пустыни содержатся также сведения о некоторых членах старшей братии обители. Так, в 1802 году духовником пустыни был иеромонах Иаков, а казначеем – иеромонах Досифей 390 . 22 февраля 1804 года о. Александр был отозван в архиерейский дом, а на его место определен строитель иеромонах Евфимий, бывший духовником Софрониевой пустыни 391 . Это был муж высокой добродетели, истинный подвижник. Братия Глинской пустыни благоговела перед ним и почитала его. Но по старости лет он не смог долго управлять обителью и возвратился в Софрониеву пустынь. Строителем же в Глинскую обитель, согласно прошению, уже в четвертый раз был назначен иеромонах Александр 392 . Ревностное стремление этого строителя пребывать в Глинской пустыни свидетельствует о том, что и во время бедности этой обители духовная жизнь в ней была на самом высоком уровне.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Петр Тобольский, из здешних студентов, учитель низшей информатории и греческого языка, с 4 сентября 1801 года; в октябре 1802 г. вышел в св. Синод переводчиком. Михаил Суханов, кандидат богословия, из Иркутской семинарии, обучался в здешней академии богословским и философским наукам и, по окончании курса, в 1801–1802 гг. сам обучал простому нотному пению и немецкому языку; по возвращении на родину, в 1805 г. принял монашество, в котором назван Иннокентием и определен префектом семинарии; в 1808 г. произведен в архимандрита Киренского монастыря; скончался 2 мая 1811 г, Степан Ив. Максимович, из здешних студентов, информатор и учитель французского языка, с 4-го сентября 1801 г.; в 1804 г. рукоположен в священника к церкви Рождества пресв. Богородицы, что на Песках. Вениамин, соборный иеромонах, из префектов Костромской семинарии, вызван был на класс риторики 25 сентября 1802 г.; когда и куда выбыл, неизвестно. Иоанникий Флеров, иеромонах, в 1802 г. вызван м. Амвросием из Ярославской семинарии; в 1804 г. февр. 15-го определен законоучителем в Академию Художеств. Скончался в 1808 г., в сане архимандрита Старицкого Успенского монастыря. Гедеон (Гавриил) Федотов, иеромонах, в 1803 г. вызван м. Амвросием из Белградской семинарии, где был учителем математики и французского языка; но в том же году, по распоряжению св. Синода, отправлен был в Российско-Американские поселения, в качестве благочинного над духовенством камчатских и американских церквей, с пожалованием ему наперсного креста; по возвращении из миссии определен наместником здешней лавры; в 1810 году произведен в архимандрита Зеленецкого монастыря; в 1819 г. переведен в Иверский. Никита Орловский, до окончания кура поступил псаломщиком в Копенгаген; по возвращении в Россию в 1803 г. слушал философский и богословский курсы, обучая в то же время младших воспитанников немецкому языку и нотному пению; в 1804 г. определен священником в Копенгаген же; после был законоучителем Морского кадетского корпуса и Александровской мануфактуры; скончался протоиереем Покровской Коломенской церкви. Сочинения его: Краткая российская грамматика (Спб. 1814) и Информатория или начальные основания латинского языка. Спб. 1816 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010