К числу важнейших прав, предоставленных духовенству в эпоху реформ, несомненно относится так называемое выборное право. Выборное начало – термин юридический для обозначения того акта, по которому известное общество или звание избирает из среды своей представителей для защиты интересов избирателей. Это право было дано духовному ведомству при замещении некоторых должностей в местном управлении духовенства, в видах облегчения епархиального архиерея, заведующего причтами, иногда целой тысячи и более приходов. Сначала оно, в виде опыта, было введено в 1865–1866 годах только в 16 епархиях внутренней России, а именно: Архангельской, Саратовской, Орловской, Пензенской, Екатеринославской, Тобольской, Минской, Тамбовской, Харьковской, частью Смоленской, Подольской, Кавказской (ныне Ставропольской), Киевской, Тульской и Нижегородской, но в последующие годы оно было распространено и на другие епархии, коснувшись таким образом и Грузинского экзархата, где также, в виде опыта, оно было применено сначала только к Тифлисскому городскому духовенству в отношении выбора благочинного городских церквей, назначавшегося до тех пор самим епархиальным архиереем. Таким образом, выборное начало есть ничто иное, как призыв духовенства к самостоятельности в сфере интересов хозяйственных, благоповедения причта и т.д. Позднее это право было расширено в смысле предоставления духовенству выбора смотрителей духовных училищ, помощников их и т.п., которые выбирались на съездах и затем утверждались в должностях своих высшим духовным начальством. Нет сомнения, выборное право за время своего фактического существования отразилось на делах духовенства самым благотворным образом, хотя бы только и в выборе благочинных, так как о нравственных качествах, избираемых на эти должности лиц, духовенство могло быть осведомлено полно и всесторонне, благодаря чему в благочинные не могли попасть священнослужители не благопорядочного поведения, или же неопытные в кругу обязанностей благочинного. К сожалению, выборное начало, на которое возлагали так много надежд и в плодотворность которого верила и сама духовная администрация, призвав его к жизни, просуществовало недолго: оно было уничтожено в 1880-х годах, после чего назначение благочинных, как и до 1860-х годов, было предоставлено непосредственному и личному усмотрению епархиального начальства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А Общество восстановления православия на Кавказ не может помогать в ремонтировке церквей по недостатку средств. – Вторую поездку по Хевсуро-Тушино-Пшавским приходам благочинный совершил в сопровождении уездного начальника князя Джандиери. Эта поездка, благодаря присутствию и личному влиянию князя Джандиери, имела более благоприятные последствия. По распоряжению уездного начальника во всех приходах, посещаемых благочинным, были собираемы общественные сходы, на которых благочинный объяснял народу сущность православной христианской веры и убеждал его оставить свои суеверные языческие обычаи. В свою очередь и уездный начальник убеждал народ почитать и уважать священников как своих духовных отцев, быть внимательными к исполнению христианских обязанностей, обращать все доходы, поступающие в молельни, в пользу церквей, не допускать служить в молельнях хевисберов, прилагать все заботы и усилия к благосостоянию церкви и ее служителей. Народ, по словам благочинного, выслушивал наставления, предлагаемые ему, с большим вниманием и давал обещание неуклонно следовать всем советам и внушениям; в некоторых же приходах были составлены в присутствии благочинного и уездного начальника обществами приговоры о немедленном ремонтировании церквей и постройке церковных домов для причтов. Последнее обстоятельство дает право заключить, что если бы духовенство всегда имело доброе влияние на народ и если бы это влияние сопровождалось должным содействием со стороны администрации, то и православная вера среди различных племен Грузинского Экзархата скоро могла бы быть очищена от многих повреждений и искажений. Это же подтверждает и благочинный Мревлов, говоря в заключение отчета о своей второй поездке, что «если г. начальник князь Джандиери не ослабит свои старания, а усугубить их подобным содействием, то смело можно надеяться, что в хевсуро-пшавских ущельях будет наилучшим образом процветать православная вера». К сожалению, случаи как доброго влияния на народ со стороны духовенства, так и должного содействия духовенству со стороны администрации в лице уездных начальников, очень немногочисленны в Экзархат.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Lebedev/...

Назначенное на 23 апреля заседание не состоялось за неявкою грузинской стороны, по непредвиденным обстоятельствам, как было ими письменно заявлено. Как выяснилось потом, временное управление Грузинской Церкви решило прервать работы с проф. В. Н. Бенешевичем . Однако, 26 апреля согласительная комиссия начала работы с просмотра списка церквей г. Тифлиса, признав одни бесспорно русскими или грузинскими, другие спорными. Работы комиссии по определению принадлежности церквей той или другой национальности продолжались до 3 июня. Составлен был окончательный список церквей и монастырей экзархата и католикосата, который и должен был быть представлен на соответствующее утверждение, так как работы комиссии признаны предположительными. Далее работа не пошла, так как В. Н. Бенешевич вынужден быль выехать в Петроград по вызову Правительства, откуда уже не возвратился в Тифлис. Деяния комиссии доселе не утверждены. Работа в согласительной комиссии в строгом смысле ее целей не входила в задания особо уполномоченного В. Н. Бенешевича , тем не менее, он положил на это дело немало труда, вызвав, вместо благодарности, резкие нападки грузинофильской прессы. Ему предстояло, главным образом, выработать основные начала правового положения Грузинской Церкви в Русском Государстве, что и удалось сделать, выправив, в согласии с потребностями времени, а равно и согласуясь с данными момента, представленные ему основные начала, разработанные Временным Управлением Грузинской Церкви 17 апреля 1917 года. В конце печатается приложением четыре редакции правил. Рядом с этим в различных съездах, собраниях, обществах и учреждениях, вопреки постановлению Временного Правительства и указанию им законного пути осуществления правовых последствий провозглашенной грузинами автокефалии своей церкви, шла работа по укреплению ее начал на территориальной основе. В этом приняли участие даже местные социалистические партии. В конце апреля состоялся съезд учащих церковно-приходских школ бывшего экзархата, вынесший целый ряд резолюций, а именно: об удалении всех членов епархиального училищного совета, об упразднении должностей окружного и епархиального наблюдателей, об избрании комиссии по управлению церковно-приходскими школами из 5 лиц и комиссаров для заведывания школами на местах, о передаче комиссии всех кредитов по содержанию школ и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1944. 3. С. 6–19. Протокол 9 от 13.12.1906 г. л. 71 об]. Пальмов И. С. «Бесспорный исторический факт существования автокефальной Иверской Церкви до времени ( и несколько еще далее) добровольного присоединения Грузии к России не постулирует с необходимостью к восстановлению автокефалии бывшей Иверской Церкви в новых государственно-политических границах, ибо то, что было, не может считаться безусловно обязательным для другого времени, места и вообще при иных исторических условиях». Мельникова И. Е. Церковная ситуация в Грузинском Экзархате накануне обсуждения на Предсоборном Присутствии 1906 г. вопроса о Грузинской Церкви//Материалы XXIII Ежегодной Богословской конференции ПСТГУ. М., 2013. С. 163–172. Щелкачев А., свящ. Отдельные вопросы дискуссии на Предсоборном Присутствии о восстановлении автокефалии Грузинской Церкви//Материалы XXIII Ежегодной Богословской конференции ПСТГУ. М., 2013. С. 93–102. ГА РФ. Ф. 1779. Оп. 2. Д. 151. 3. ГА РФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 451. Впоследствии Католикос-Патриарх с 1921 по 1927 г. В этот период положение русских приходов оставалось прежним. К тому же Католикос-Патриарх Амвросий не был сторонником установления высшей церковной властью лояльных отношений с органами советской власти, что не поддерживала часть грузинского епископата. Было организовано Высшее церковное управление под председательством митрополита Сухумского и Абхазского Христофора (Цицкишвили), которое заменило Католикосский совет, приступило к делам по управлению Грузинской Церковью. Католикос Амвросий был оставлен на месте и его имя произносилось в церквях за богослужениями. Мельникова И. Е. К истории восстановления евхаристического общения Русской и Грузинской Церквей в первой половине XX в.//Материалы XXI Ежегодной Богословской конференции ПСТГУ. М., 2011. Т. 2. С. 60–68. Послание Святейшего Леонида, Католикоса-Патриарха всея Грузии, к Святейшему Тихону, Патриарху Московскому и всея России. Тифлис, 1920. Мельникова И. Е. Церковная ситуация в Грузинском Экзархате накануне обсуждения на Предсоборном Присутствии 1906 г.

http://bogoslov.ru/article/6193220

В 1877 г. Высокопреосвященный Иоанникий назначен был экзархом Грузии и членом Св. Синода. В новом крае были новые задачи; но и здесь нашла себе более чем где-либо место и применение та благодетельная система архипастыря, которая так много осчастливила Саратовскую и Нижегородскую кафедры. Бедность и нужда духовенства в Иверии архипастырем усмотрена гнетущая; а с ней царила страшная тьма и необразованность среди духовенства, особенно же в женской половине сословия. Новый экзарх самое живое участие принял в улучшении материального и воспитательного положения семинарии и немедленно приступил к учреждению епархиального женского училища. Всё своё жалование, за время служения в Грузии (4½ года), Высокопреосвященный Иоанникий жертвовал на нужды духовного образования детей грузинского духовенства (около 30 т. р.). Много экзархом Иоанникием сделано для распространения православия и просвещения среди туземцев и для улучшения церковных порядков. В истории грузинского экзархата время управления высокопреосвященным Иоанникием считается «светлой, благодетельной эпохой». 27 июня 1882 г. высокопреосвященный юбиляр возведён был в сан митрополита древлепрестольной Москвы и здесь явил себя достойнейшим преемником великих святителей Московских. Московской кафедре высокопреосвященный юбиляр также оставил неизгладимые следы своего мудрого, твёрдого, справедливого управления и создал памятники, которые сделали имя его и здесь незабвенным. Сюда нужно отнести учреждение и устройство второго женского епархиального училища, на которое пожертвовано архипастырем 10 т. руб., учреждение 10 стипендий при Филаретовском училище, а главное устройство общежитий при вифанской и московской семинариях и Перервенском училище, с изысканием средств для безмездного содержания всех воспитанников. Этим сделано духовенству епархии такое великое благодеяние, подобного которому доселе нигде не находится в летописях и в жизни духовно-учебных заведений других епархий. Подвиг этот поражает всех своей небывалостью и оказал московскому духовенству пособие, равняющееся не менее половины его годовых доходов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Глава «Архипастырь» завершается изложением обстоятельств назначения преосвященного Питирима на кафедру экзарха Грузии в 1914 г. Автор приводит ряд свидетельств источников, показывающих, что доверять историографическому стереотипу о том, что это назначение состоялось благодаря Распутину, серьезных оснований не имеется. Третья глава («На пути к вершинам») посвящена экзаршему служению преосвященного Питирима. Первые же ее строки возвращают читателя к теме типичности преосвященного Питирима как православного архиерея позднесинодальной эпохи. Точнее, здесь С.Л. Фирсов начинает с разговора о его нетипичности, которая заключается, по его мнению, в том, что владыка, прибыв в Грузию, стал учить грузинский язык. Для изучаемой эпохи в этом, по идее, не было ничего необыкновенного: растущее национальное самосознание грузин требовало, чтобы фактический глава их Церкви если и не был грузином по своему происхождению, то хотя бы пытался соответствовать месту своего церковного служения. Кстати, уже упоминавшийся в нашей рецензии святитель Гермоген (Долганов) в бытность инспектором и ректором семинарии в Тифлисе занимался ровно тем же – учил грузинский язык и старался ознакомиться с основами грузинской национальной культуры. Но другие подобные примеры привести представляется затруднительным, и в этом смысле исследователь прав в оценке роли преосвященного Питирима в развитии церковной жизни Грузинского экзархата в предреволюционный период. Излагая историю продолжившегося служения преосвященного Питирима на Кавказе, автор книги не мог не отметить факта очередной встречи архиерея с императором Николаем, как и факта монаршей милости в виде пожалования бриллиантового креста на клобук (С. 76). Надо сказать, что анализ деятельности архиепископа Питирима в экзархате у исследователя оказался достаточно подробным и интересным в связи с привлечением в этой главе «Вестника Грузинского Экзархата» (привлечения епархиальных ведомостей, как мы отмечали выше, недоставало при рассмотрении предшествующих этапов его архипастырского служения) и впервые вводимых в научный оборот архивных документов. Из числа последних хотелось бы особо отметить проведенный исследователем разбор записки епископа Бакинского Григория Яцковского «Общий взгляд на состояние Бакинского викариатства и его нужды», сохранившейся в синодальных фондах РГИА. Анализ записки позволил автору вскрыть некоторые характерные черты преосвященного Питирима как политика, не способного подвергать свои личные карьерные интересы какой-либо угрозе ради попытки оптимизировать строй церковной жизни или церковного управления (см. об этом в особенности на С. 82 – 83).

http://bogoslov.ru/article/2461193

В каком же виде присоединилась Грузия к России? Политическое ее бытие было в то время в полном смысле исчерпано до конца; в 1794 г. персидский шах Ага-Магомет-хан разорил дотла Тифлис, избил все духовенство, побросав до 200 духовных лиц во главе с митрополитом с балкона дома у Сионского собора в Куру и разорив церкви и дома; ничтожный аварский хан Омар, спустившись с северных гор Дагестана, покорил Кахетию и наложил на грузинского царя ежегодную дань в 5 000 руб., но и этой суммы уплачивать ему не могли вследствие полного недостатка средств. За Сурамским перевалом с запада Грузии царства Имеретинское и Мингрельское были не только независимы от Грузинского, но и прямо ему враждебны. Ахалцыхский край, начиная от Боржома, всего в 200 верстать к юго-западу от Тифлиса, с XVI века уже принадлежал Турции; часть Кахетии, с северо-востока Грузии, так называемый Закатальский округ, населенный грузинами, весь в то время уже принял ислам ; за 100 верст от Тифлиса к востоку начиналось Ганджинское ханство, южнее – ханство Эриванское, оба вассальные по отношению к Персии и передовой ее оплот. Таким образом, Грузия со всех сторон была сдавлена железным кольцом внешних врагов. Внутри царили порядки, показывавшие, что государственное ее существование пришло к концу. Царевичи, например, в Тифлисе, – а их было более 100 50 , – обыкновенно ничего не покупали к обеду: слуги их шли в торговое предместье города Авлабар и здесь нападали на купцов и мирных жителей, отнимая у них все нужное для стола; бывали и такие случаи, что несговорчивых купцов сажали в корзину, спускали на веревке с Авлаб. моста в Куру и держали в воде в этом самом быстроводном и опасном месте реки до тех пор, пока купец соглашался дать требуемые вещи или деньги 51 . Можно теперь себе представить, в какое состояние пришла жизнь церковная в Грузии. Предпоследний царь Грузии, благочестивый и рыцарственный Ираклий, вынужден был продавать грузинские православные церкви армянам: теперешние армянские величественные соборы в Сигнахе и Телаве, одна из чтимых церквей в самом Тифлисе, прекрасные храмы, на лучших и видных местах, все это – бывшие православные грузинские церкви. Об училищах не было и помину: главноуправляющий в Грузии князь Цицианов, сам родом грузин, свидетельствует, что в год присоединения Грузии к России во всем Закавказском крае не было буквально ни одного училища 52 , Монастыри были разрушены и пусты; церковность ослабела совершенно; падение церковности дошло до того, что утреня даже на Пасху и доселе в Грузии только читается, а не поется, потому что напевы пасхальных молитв забыты; на литургии по местам и теперь Херувимскую песнь читают, потому что не знают напева ее; осмогласие церковное постепенно забывалось; певцов и чтецов не было 53 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Со всем этим нельзя не считаться русскому государственному и церковному делу: некоторые племена Закавказья живо помнят времена своей политической самостоятельности; они занимали почетное место в истории, как передовой оплот христианского мира в его вековой борьбе с неверным и враждебным Востоком; они на пять столетий раньше России приняли христианство; они успели создать свой литературный и богослужебный язык. Правда, все это имелось и имеется в незначительном масштабе, но и этого довольно для того, чтобы питать племенное самосознание, особенно в переживаемый нами век оживления всюду националистических течений, во имя которых в последние 30 – 40 лет объединялась Италия, создавалась Германия, вырастали Балканские новые государства. Но могут против всего сказанного возразить, какое дело до всего этого церковной школе в Закавказье? Ведь она имеет отношение только к православным, и поэтому должна быть свободна от того поражающего племенного и всякого иного разнообразия, которым отличается Кавказ. Думать так – значить впадать в большую ошибку. В пояснение этого считаю нужным представить в кратких чертах, так сказать, этнографическую картину церковных школ в экзархате. Всего православного населения в Закавказье насчитывается около миллиона; это приблизительно только одна седьмая часть общего населения края; но и при таком сравнительно небольшом числе православных в их среде заметно необыкновенное разнообразие в племенном отношении. Самый многочисленный православный народ в Закавказье – грузины. Поэтому и в перечне школ мы, прежде всего, должны назвать школы грузинские. Но и здесь должно оговориться. Под словом «Грузия» мыслится общий этнографический термин, в который входит далеко не одинаковое содержание; сказать: грузинские или картвельские племена, это – то же самое, что назвать вообще народности романские или германские. В так называемой большой публике, на языке общежития, под словом «Грузия разумеют нечто единое по языку, по религии, по истории, по нравам, обычаям и даже по местожительству. Думают, что вся вообще Грузия добровольно присоединилась к России сто лет назад, что все грузины исповедуют православную веру, что все они одинаковы по языку и характеру. Между тем на деле это далеко не так. Грузия, присоединившаяся к России в 1801 г., по смерти последнего царя Георгия XIII, – это собственно только часть нынешней Тифлисской губернии: это территория, всего в 600 кв. миль, приблизительно равная нашей Московской губернии и имевшая в год присоединения к России населении только 160 000 человек, из которых не более 80 000 было грузин 49 ... Вот все, что присоединилось добровольно к России под именем Грузинского царства: все прочее в Закавказье Россия завоевала силой оружия: Баку, Елисаветполь, Эриван, Карс, Ахалцых, Кутаис, Поти, Батум, Сухум. Это крепко надо помнить в выяснении вопросов государственного характера, чтобы не сделать ложных выводов, вредных и несправедливых для русского дела и для законных русских интересов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

9 к., последняя причина была устранена. Так как двадцатилетний опыт показал серьезные педагогические неудобства трехклассного устройства училища, исчисленные подробно в заявлении г. инспектора классов 172 , и само общество недоверчиво относилось к правам училища, состоявшего только из трех классов, то, в виду этого, советом училища была составлена смета на содержание Тифлисского епархиального женского училища в 1900 году на случай его преобразования и представлена на рассмотрение съезду духовенства. По этой смете на содержание 6 основных классов и двух приготовительных требовалось 11255 р. 30 к., более на 4370 р., чем на содержание трехклассного училища с одним приготовительным классом. Духовенство Грузинской епархии, всегда относившееся с похвальною заботливостью к благоустройству епархиального училища, и в данном случае выразило свое полное сочувствие дорогому для нашего ведомства училищу ассигнованием необходимой суммы. Согласно ходатайству высокопреосвященнейшего Флавиана, экзарха Грузии, Святейший Синод определил: 1) Тифлисское епархиальное женское училище преобразовать с начала 1900–1901 учебного года из трехклассного в шестиклассное; 2) назначить в пособие на содержание сего училища, со времени его преобразования в шестиклассное, по одной тысяче рублей в год из духовно-учебного капитала и 3) присвоить Тифлисскому женскому училищу в ознаменование 50-летнего служения в священном сане преосвященнейшего митрополита Киевского Иоанникия, в виду его особых забот о преуспеянии сего училища, наименование «Иоанникиевское». При Тифлисском женском Иоанникиевском училище существует с сентября 1899 года образцовая школа, на содержание которой отпускается училищным советом при Святейшем Синоде 500 рублей ежегодно 173 . Воспитанницы училища по окончании полного курса пользуются правами домашней учительницы. За сравнительно короткое время существования своего Тифлисское женское епархиальное училище оказало не только духовному ведомству, но и делу народного образования значительную пользу, так что в этом отношении ему, по справедливости, следует отвести первое место. И действительно, исполнение обязанности наставниц в сельских школах представляет воспитанницам, рассматриваемого училища, достойное поприще деятельности на пользу народа. При том твердом и основательном религиозно-нравственном воспитании, которое они получают, никто не может быть полезнее их в этом деле, и они с готовностью принимают исполнение сопряженного с ними труда, тогда как воспитанницы дворянских институтов и разных гимназий, и пансионов редко, когда согласятся поселиться в деревне, чтобы быть наставницами крестьянских детей, к тому же безмездно или за самое ничтожное вознаграждение. Точно также и в семейный быт они вносят благодетельное влияние просвещения и почерпнутых ими разнообразных сведений, исполняя собственными руками даже самые тяжелые хозяйственные и полевые работы. Кутаисское Гаврииловское епархиальное женское училище

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Заканчивая сим краткий очерк деятельности Общества восстановления православного христианства на Кавказе, считаем нужным сказать, что в 1901 году на попечении и содержании Общества состояло всех приходов 89, из них в Грузинской епархии: а) по Тифлисскому благочинию 7, по пшаво-хевсурскому – 10, по ингилойскому – 4, в городе Тифлисе 3, в Нухинском уезде – 1, по кобийскому благочинию – 7, по ахалцихскому – 4; в Сухумской епархии: а) по абхазскому благочинию 20 приходов, б) по самурзаканскому благочинию 18; в Имеретинской епархии: по сванетскому благочинию 15. На содержание этих причтов в 1900 году израсходовано 41423 р., кроме того постройка православных церквей и ремонт причтов и школьных помещений, покупка ризницы, икон и других принадлежностей для церквей, выписка богослужебных книг для последних, содержание миссионеров и т.д. потребовали расходов за тоже время 31 тысячу рублей 113 . Что касается учебной части, то на иждивении Общества в том же 1900 году состояло всего школа (приходских) 58, из них мужских 51 и женских 7, по районам они распределялись следующим образом в Абхазии состояло 9 школ, в Сванетии – 7, Ахалцихском уезде 4, в северной Осетии (владикавказской епархии) 18, южной Осетии – 6, в Закатальском округе – 3, в Тионетском уезде – 8, Душетском – 2, в Тифлисе – 1. На содержание их израсходовано 26960 рублей. Кроме этих школ, в заведывании и содержании Общества находились Александровская миссионерская духовная семинария с расходом в 11125 р. Владикавказское осетинское женское училище, ежегодно требующее от Общества по 5740 р. расхода. В эту сумму входят также 1680 р., отпускаемые на содержание 24-х стипендиаток Общества. В 1900 году на счет Общества, воспитывались в Казанской духовной академии 2 стипендиата, в Санкт-Петербургской – 1, в Тифлисской духовной семинарии – 2 полу стипендиата и 1 полный пансионер, в Кутаисской семинарии 1, в Тифлисском духовном училище 2 полных пансионера, в Кутаисском училище 4 стипендиата, в Тифлисском епархиальном женском училище 8 пансионерок; помимо этого в двухклассной школе при Бодбийском женском св. Нины монастыре воспитывалось и содержалось несколько стипендиаток из ингилоек, принявших православие. Вообще же учебное дело в 1900 году потребовало от Общества расхода в 46545 руб 114 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010