329.619 159.312 Холмско-Варшавской 71.900 Черниговской 99.439 Якутской 114.098 Ярославской 13.109 196.910 По Грузинскому экзархату 35.566 экзархату 561.693 8.275.752 43 3 / 4 1.639.778 58 n. 7.784 мар. 356мар. 21.290 м. ВЕДОМОСТЬ О ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИХ ПОПЕЧИТЕЛБСТВАХ за 1896 год Попечительства- ми сделано пожертвований ПО ENAPXIЯM К 1896 году В течение На поддержание состояло 1896 г. вновь и украшение попечи- открыто по- церквей тельств печнтельств Архангельской 25.405 Астраханской 85.531 Владикавказской Владимирской Вологодской 110.723 Волынской Воронежской 11.566 Вятской 160.432 Донской 96.360 Екатеринбургской 36.827 Екатеринославской закрыто 31 60.438 Енисейской Забайкальской Иркутской 11.438 Казанской 53.897 Калужской Камчатской 15.625 Кишиневской Киевской 20.529 Костромской Курской закрыто 107 13.819 Литовской 18.270 Минской 16.403 Могилевской 24.080 Московской Нижегородской Новгородской 89.339 Олонецкой Омской Оренбургской Орловской Пензенской 56.498 Пермской Подольской закрыто – 54 146.956 Полоцкой закрыто – 4 26.544 Полтавской закрыто – 18 41.015 Псковской Рижской Рязанской закрыто – 6 65.000 Самарской 245.093 С.-Петербургской 20.185 Саратовской 185.294 Симбирской 57.252 Смоленской закрыто – 25 12.790 Ставропольской Таврической 22.144 Тамбовской 193.846 Тверской 1 1.675 Тобольской 12.532 Томской Тульской 12.515 Туркестанской Уфимской 51.719 Финляндской Харьковской 39.133 Херсонской 115.895 Холмско-Варшавской закрыто – 9 12.909 Черниговской 103.606 Якутоой Ярославской По Грузинскому закрыто – 88 экаархату 15.923 открыто – 698 16.235 2436827 закрыто – 266 19 Продолжение Попечительствами сделано пожертвований ПО ENAPXIЯM На церковно-приход ские школы и благо На содержание творительные учреж причтов дения в приходах Архангельской 34.535 Астраханской 95.600 Владикавказской Владимирской Вологодской 27.356 11.473 149.552 Волынской Воронежской 12.475 24.548 Вятской 32.519 19.775 212.727 Донской 112.541 Екатеринбургской 13.302 54.165 Екатеринославской 65.363 Енисейской

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Курской Литовской Минской Могилевой Московской Нижегородской Новгородской Олонецкой Омской Оренбургской Орловской Пензенской Пермской Подольской Полоцкой Полтавской Псковской Рижской Рязанской Самарской С.-Петербургской Саратовской Симбирской Смоленской Ставропольской Таврической Тамбовской Тверской Тобольской Томской Тульской Туркестанской Уфимской Финляндской Харьковской Херсонской Холмско-Варшавской Черниговской Якутской Ярославской Грузинскому экзархату По ведомствам: Придворному Протопресвитера военного и морского духовенства Продолжение Лица, умершие в возрасте свыше 100 лет ПО ENAPXIЯM мужского женского Обоего пола Архангельской Астраханской Владикавказской Владимирской Вологодской Волынской Воронежской Вятской Донской Екатеринбургской Екатеринославской Енисейской Забайкальской Иркутской Казанской Калужской Камчатской Кишиневской Киевской Костромской Курской Литовской Минской Могилевой Московской Нижегородской Новгородской Олонецкой Омской Оренбургской Орловской Пензенской Пермской Подольской Полоцкой Полтавской Псковской Рижской Рязанской Самарской С.-Петербургской Саратовской Симбирской Смоленской Ставропольской Таврической Тамбовской Тверской Тобольской Томской Тульской Туркестанской Уфимской Финляндской Харьковской Херсонской Холмско-Варшавской Черниговской Якутской Ярославской По Грузинскому экзархату По ведомствам: Придворному Протопресвитера военного и морского духовенства Продолжение ПО ENAPXIЯM Лица, умершие в возрасте до 100 лет Во всех возрастах вообще возраста мужского женского Архангельской Астраханской рождения Владикавказской до 5 лет 998. 360 890.813 1.889.173 Владимирской Вологодской Волынской Воронежской 82.833 80.968 163.801 Вятской Донской Екатеринбургской 31.904 31.577 63.481 Екатеринославской Енисейской Забайкальской 28.081 30.109 58.190 Иркутской Казанской Калужской 31.913 31.026 62.939 Камчатской Кишиневской Киевской 29.532 31.463 60.995 Костромской Курской Литовской 26.576 27.616 54.192 Минской Могилевой Московской 30.211 32.097 62.308

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

На заседании этом ново поставленный архиепископ дал довольно подробный и обстоятельный доклад по настоящему делу, после чего Синод, обсудив по существу дело, решил, чтобы в Грузии и Имеретии был один экзарх Синода с наименованием Грузинским и Имеретинским, вместе с чем в Тифлисе учреждалась контора под названием «Грузино-имеретинская Святейшего Правительствующего Синода Контора», которая ставилась под непосредственное ведение Синода, подобно московской синодальной Конторе, а вместо существовавшей в Тифлисе дикастерии, которая, за учреждением уже тут Конторы, упразднялась, таковая же дикастерия учреждалась в городе Кутаисе для церквей, находившихся в Имеретии, Мингрелии и Гурии 48 . В Конторе председательствующим назначался экзарх Грузинский и Имеретинский, а присутствующими архиепископ Телавский и Грузино-кавказский, два архимандрита и два протоиерея. В число же двух архимандритов назначался членом Конторы архимандрит Квабтахевского монастыря Афанасий, способности которого к службе были известны Святейшему Синоду. Что же касается другого архимандрита и двух протоиереев, имевших войти в состав присутствующих в Конторе, то право избрания их членами оной предоставлено было Святейшим Синодом председателю Конторы митрополиту Варлааму, экзарху Грузинскому и Имеретинскому, Досифею, архиепископу Телавскому и Грузино-кавказскому и Афанасию, архимандриту Квабтахевского монастыря, но с тем, чтобы в будущем, за выбытием кого-либо из этого состава, избранный Конторою кандидат в члены непременно получал утверждение в звании от Святейшего Правительствующего Синода. В дикастерии первоприсутствующим назначался Кутаисский архиерей, присутствующими один архимандрит и два протоиерея, право избрания которых предоставлялось архиерею Кутаисскому, а утверждение Святейшего Синода Грузино-имеретинской Конторе. В числе присутствующих в Конторе должен состоять прокурор V класса, знающий русский и грузинский языки, как для наблюдения за исправным течением дел по Конторе и дикастерии, так и для охранения недвижимого церковного имения от неправильных притязаний, при чем в помощь ему определялись три стряпчих обер-офицерских чинов, долженствовавших иметь местожительство: один в городе Гори, другой в Телаве, а третий в Кутаисе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И. описал одно из дел ГПЦ, имеющее важное значение для истории Грузинского Экзархата РПЦ и касающееся вопроса об имущественном положении Церкви и рус. церковного правления в Грузии. В 30-х гг. XIX в. в Грузию были направлены 2 сенатора «для обревизования края». Они отметили, что ГПЦ «владеет огромными имениями, а управляет ими дурно; экзарх и контора копят только деньги и накопили большие суммы, а между тем древние соборы разрушаются и гражданское ведомство имеет много крайних нужд» (Из восп. прокурора. 1883. Т. 1. 1. С. 69). Министр внутренних дел (вероятно, Д. Н. Блудов ), намереваясь основать в Грузии приказ общественного призрения, представил имп. Николаю I утвержденный имп. Александром I Павловичем в 1811 г. доклад Синода с росписью доходов и расходов ГПЦ, где в т. ч. было указано, что на богоугодные заведения должно ежегодно выделяться 3 тыс. р. серебром, а также, после кончины заштатных архиереев и настоятелей мон-рей, средства из Пенсионного фонда. Министр предложил взыскать с церковного управления в Грузии эти средства с учетом процентов и выделить из них необходимую сумму на устройство приказа общественного призрения. По поручению Синода, не имевшего этих средств, И. пересмотрел все груз. отчеты и дела начиная с 1811 г. и выяснил, что экзарх Грузии митр. Варлаам (Эристави) в нач. 10-х гг. XIX в. произвел ошибочные расчеты доходов и расходов ГПЦ. Сведения были представлены имп. Николаю I, к-рый приказал отменить ежегодный перевод в казну суммы, определенной указом 1811 г. В Тифлисе было учреждено попечительство о бедных духовного звания, содержавшееся на деньги из груз. церковных доходов (1300 р. серебром); также государь постановил передать накопленный с 1811 г. капитал в 500 тыс. р. министру внутренних дел. По поручению Синода, считавшего сумму преувеличенной, И. вторично пересмотрел документацию и выяснил, что в состав накопленного капитала вошли суммы, не подлежащие передаче в др. ведомство (свечной налог, денежные вклады на поминовение, выручка за метрические листы и т. п.). И. были пересчитаны все доходы Грузинского Экзархата с 1811 г., из исходной суммы были исключены непрофильные средства, в результате чего министру было передано ок. 200 тыс. р., а остаток был восстановлен на счету ГПЦ (Там же. С. 70-72).

http://pravenc.ru/text/674987.html

и Высоч. Утвержд. 15 мая 1879 г. мнения Госуд. Совета, взимается еще сбор при увеличении содержания со всех лиц, пользующихся правами государственной службы. В 1887 г. декабря 25-го упомянутое мнение Госуд. Совета от 15 мая 1879 г. было дополнено (П. С. З. Т. IV, причем согласно с сим дополнением Св. Синод, приняв во внимание, что служащие по духовному ведомству лица, а именно: а) в духовно-учебн. Заведениях, б) в Московской синодальной типографии и в) в грузино-имеретинской синодальной конторе и в епархиальных управлениях грузинского экзархата, пользующиеся правами государственной службы, получают содержание: первые из духовно-учебного капитала, вторые из типографского и третьи из местных церковных казначейств и что за правильностью поступления сбора при увеличении содержания таковым лицам, на основании Высоч. повеления 25 дек. 1884 г. (п. 2-й, Т. IV, П. С. З), ответствуют те учреждения, в которых лица эти состоят на службе, определением от 29 мая/11 июня 85 г. за постановил, чтобы правления дух.-учебн. заведений, Москов. синодал. типография, грузино-имеретинская синодал. контора и епархиальные управления грузинского экзархата: 1) по истечении каждого полугодия, начиная с 1-го янв. 85 г., не позднее 20-го числа следующего за отчетным полугодием месяца, сообщали в местные контрольные палаты, по форме, установленной государ. контролем («Ц. Вест.» 85 г.), полугодовые отчетные сведения, как о всех переменах в размерах содержания состоящих на службе лиц, пользующихся правами государ. службы, так и о произведенных с этих лиц вычетах в пользу казны, с приложением копий с постановлением об определении на службу или увеличении содержания и подлинных квитанций казначейств в получении денег и 2) кроме, того, единовременно в местные контрольные палаты доставили таковую же ведомость, с вышеуказанными документами, за время с 1-го янв. 1883 г. по 1-е янв. 85 г., причем объяснить правлениям дух.-учебн. заведений, что установленному законом 9 июня 1873 г. вычету должны подвергаться все постоянные выдачи по службе, как то: жалованье, столовые деньги, квартирные, производящиеся по службе пенсии и всякое, под каким-бы то ни было наименованием, добавочное содержание, за исключением лишь, согласно разъяснению министерства фннансов, платы за дополнительные, сверх нормального числа, уроки, как составляющей выдачу, могущую не только подвергаться изменению, но и совершенному прекращению 102 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/z...

В грузинской церкви еще в 1727 году был установлен праздник совершения в Сионском митрополичьем кафедральном соборе, в субботу фоминой недели, торжественного служения в воспоминание известного героя Гиви Амилахвари и его потомства. Поводом к установлению этого празднества послужило следующее обстоятельство. В 1726 году турецкий султан Ахмет III, фирманом своим на имя визиря своего Исак паши Ахалцихского, издал указ об обращении Тифлисского Сионского собора в мечеть, при чем, приказание это должно было быть приведено в исполнение в Фомину субботу того же года. Митрополитом Тифлисским в это тяжелое для Грузии время был Доментий, из фамилии князей Орбелиани. Узнав об этом распоряжении, глубоко опечаленный митрополит в сопровождении Сионского соборного духовенства направляется к князю Гиви Амилахвари, весьма влиятельному в то время лицу, и именем Бога умоляет его не допустить осквернения древнейшей грузинской святыни, глубоко почитаемой всем народом. Князь Амилахвари, как человек глубоко религиозный и народный деятель, восстал против указанного распоряжения султана и употребил все свое могущество, силу и влияние, благодаря чему фирман султана Исак паши не был приведен в исполнение, и народная святыня не была поругана. В ознаменование этого события митрополит составил церковный акт, коим повелевалось ежегодно совершать в Сионском кафедральном соборе торжественное служение в память героя-освободителя, а ему самому выдал грамоту, за своею и других лиц подписью, в которой подробно упомянул заслуги Гиви Амилахвари и указал на распоряжение, данное им духовенству. Грамота эта писана 8 апреля 1727 года 264 . С тех пор церковное торжество по сему случаю совершалось в Сионском соборе ежегодно вплоть до 1795 года, когда оно и было позабыто вследствие смутных политических обстоятельств, – нашествий на Грузию Ага-Магомет хана, Омар хана Аварского, но главным образом по причине, борьбы между двумя царскими династиями – карталинской Вахтанга VI и кахетинской Ираклия II. В 1899 году один из потомков помянутого героя, генерал – адъютант князь Иван Гивич Амилахвари возбудил пред высокопреосвященнейшим Флавианом, экзархом Грузии, ходатайство о восстановлении забытого церковного праздника. Ходатайство это, нашедшее сочувственную поддержку в епископе Кирионе, подавшем экзарху подробную докладную записку о необходимости восстановить празднество в религиозно-нравственных целях, высокопреосвященнейшим Флавианом уважено и с тех пор, согласно отобранным от причта собора, по приказанию экзарха 265 , подпискам, в Сионском кафедральном соборе в Фомину субботу постоянно совершается торжественно божественная литургия и панихида об упокоении души почившего героя, защитника православной веры и церкви. Крест святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии, просветительницы Грузии и честное перенесение его из Санкт-Петербурга в Тифлис

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из пергаментных рукописей самая древняя относится к VI веку. Есть рукописи на бомбициле и бумаге XI века. Между рукописями музея много рукописей с миниатюрами, как классического периода расцвета грузинской иконографии IX–XII веков, так равно её падения XV–XVII веков. Для того, чтобы книжные сокровища музея сделались доступными и известными обществу, комитет музея печатает подробное описание рукописей и старопечатных книг, благодаря чему в последнее время рукописями нашего древлехранилища стали пользоваться некоторые из профессоров высших учебных заведений при своих изысканиях. Учреждение церковного музея – явление очень важное в деле сохранения грузинских древностей, но для того, чтобы впредь не улетучивались церковно-археологические памятники, необходимо возбуждать в обществе интерес к местным древностям при посредстве широкого распространения в нем церковно-археологических знаний. В этих видах было бы желательно ввести в круг предметов Тифлисской и Кутаисской духовных семинарий преподавание церковной археологии вообще и местной в особенности. Существующий наш церковно-археологический музей окажет этому делу свои услуги. Важное значение археологии в деле богословского образования несомненно уже потому, что она будет развивать в питомцах не только любовь к церковной старине, но и уважение ко всему церковному. Помимо этого, распространение среди духовенства археологических знаний спасет от разрушения и уничтожения местные церковно-археологические древности, так как драгоценные памятники грузинской церковной старины, которыми так богат наш край, не смотря даже на тщательный надзор со стороны духовного начальства и археологических обществ, все гибнут и будут гибнуть до тех пор, пока само духовенство не научится отличать древнее от нового, ценное от малоценного, пока не уяснит себе действительного значения этих памятников, пока само не полюбит родную церковную старину. В виду скопления в музее духовенства Грузинской епархии, а равно и в русских столичных древле-хранилищах массы грузинских рукописных сокровищ, уже обративших на себя внимание людей науки, в начале минувшего 1900 года епископы Грузинского экзархата, преосвященные: Александр Гурийско-мингрельский, Виссарион Имеретинский, Леонид Горийский и Кирион Алавердский чрез высокопреосвященного экзарха Грузии Флавиана возбудили пред Святейшим Синодом ходатайство об учреждении при Санкт-Петербургской духовной академии самостоятельной кафедры истории грузинской церкви, в связи с научным изучением грузинских письменных, архитектурных и других церковных памятников.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Широко известной стала полемика Б. с проф. С.-Петербургского ун-та К. П. Паткановым, утверждавшим в ст. «О древней грузинской хронике» (1883), что Картлис Цховреба как источник не имеет научного значения. Используя визант., арм. и груз. источники, Б. доказал несостоятельность его суждений. Убедившись в том, что неизученность груз. источников и истории дает повод к подобным выступлениям, Б. составил программу для 1-го учебника по истории Грузии (опубл. в 1888 в «Иверии»), в газ. «Дроеба» (Современность) появились статьи Б. на эту тему (1867. 6, 8; 1873. 166; 1880. 74, 78, 80, 82; 1882. 123-124), а также неск. частей «Грузинской истории» (1882). В 1889 г. вышел в свет 1-й том «Истории Грузии», отдельные монографии Б. опубликовала «Иверия» в 1878 22, 23, 29, 40) и 1883 5-6) гг. C 1883 г. Б. неоднократно сообщал груз. экзарху Павлу (Лебедеву) о плохом состоянии фресок, икон, церковной утвари, редких рукописей и грамот в храмах Грузии, о вывозе церковных ценностей за пределы страны, доказывая необходимость создания церковного музея. В 1888 г. музей был открыт, за время работы директором Б. подготовил документацию и создал образцы каталогов - в основном именно по ним впосл. издали каталоги музея Ф. Д. Жордания и М. Г. Джанашвили в 1902-1908 гг. В хранилищах музея были собраны тысячи рукописей, старопечатных книг, исторических документов, множество икон и предметов средневек. груз. церковного искусства, спасенных от гибели (в наст. время в Ин-те рукописей им. К. Кекелидзе Грузинской АН (Ф. А)). Б. ввел в груз. историографию элементы передовой европ. методологии, поднял уровень исторических исследований за счет критических изданий уже известных источников и привлечения новых. Одним из первых использовал в своих работах данные археологии, этнографии, палеографии, эпиграфики, нумизматики, искусствоведения, лингвистики и т. д. Б. заложил основу груз. палеографии и источниковедения, как археолог расширил источниковедческую базу для исследований по истории Грузии. Лит.: . . , 1950 [Библиогр.].

http://pravenc.ru/text/77398.html

«Синодальный обер-прокурор сообщает мне, что государь император, обратив внимание на то, что святейший синод доселе не имеет влияния, ниже сведения о делах грузинского, духовенства, высочайше поручает мне, для лучшего соображения предполагаемых на счет сей постановлений, снестись с вашим преосвященством и сообразно с местными обстоятельствами представить мое мнение, в каком виде и на каком основании устроить управление грузинским духовенством, так чтобы оно было в зависимости Святейшего Синода. Почему я покорнейше прошу ваше преосвященство уведомить, в каком виде нашли вы положение здешнего духовенства при обращении вашего на оное внимания, какие предполагаете меры к приведению оного в должный порядок и к учреждению здесь духовной дикастерии, имеете ли на сей предмет в руководство какое-либо наставление из святейшего синода, или от кого какие лица должны войти в состав правления духовенством» 29 . Из вышеприведенного отношения генерала Тормасова к архиепископу Варлааму нельзя не усмотреть, что последнему необходимо было выработать проект учреждения дикастерии, как органа управления грузинским духовенством в зависимости от святейшего синода, указать затем на меры, при помощи которых можно было бы улучшить и упорядочить состояние церковного хозяйства в Грузии. Трудность этого поручения, помимо сложности дела подчинения автокефальной грузинской церкви святейшему синоду, усугублялась еще тем обстоятельством, что число церквей и самого духовенства не было приведено в известность, да и вообще дела, по управлению грузинским духовенством, не были еще точно регламентированы, вследствие чего невозможно было дать определенной цифры доходов, приносимых грузинскими церковными крестьянами церквам и монастырям 30 . Последнее обстоятельство, по словам Варлаама, было в зависимости от того, что доходы сии «состоят до сего времени в распоряжении епархиальных архиереев, которые никому никакого отчета не дают, да и сами о доходах точного сведения не имеют, ибо не одни епархиальные архиереи, но и принадлежащие церквам дворяне обоюдно доходами пользуются без всякого положительного назначения, а единственно по позволению грузинского католикоса» 31 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В самый день праздника в семинарском же храме совершена была высокопреосвященным владыкою литургия, а после оной благодарственное Господу Богу молебствие с провозглашением многолетия Государю Императору и всему Царствующему Дому. После этого в семинарском храме состоялся акт, который почтили своим присутствием многие высокопоставленные лица города Тифлиса. Тифлисская духовная семинария, за время своего существования и до наших дней, управлялась 13 ректорами, из коих все, за исключением одного – протоиерея, были в сане архимандрита 157 . Грузинское церковное пение Церковно-грузинское пение, для выражения которого существует на грузинском языке особый термин – галоба (), в отличие от светского пения – симгера (), есть пение многоголосное, имеющее шестнадцати вековую давность. Образовавшись из религиозных мотивов грузин-язычников и получив христианское освещение, оно с того времени стало оглашать своды грузинских храмов родными мотивами. В церковно-грузинских мотивах слышно что-то древнее, из глубины веков идущее. Пение это, прежде всего, просто: в нем нет ни одного вычурного пассажа, ни выкриков. Но в нем есть иное богатство: сердечность и глубина непосредственного религиозного чувства, в нем поет не искусство, а душа, поет сердце, полное пламенной, самоотверженной любви к Вогу, готовое всегда служить своему Создателю и Всеблагому Промыслителю. Заключая в себе неисчерпаемое богатство мелодий, оно, будучи подвергнуто научной разработке, без всякого сомнения внесет немало ценную лепту в общую сокровищницу пения. И действительно, еще не так давно известный знаток церковной музыки, директор синодального хора в Москве г. Смоленский, разбирая грузинское церковное пение, нашел в нем: «поистине удивительные и богатые голосоведения и ритмы» 158 . До нас дошли три пергаментных сборника нотированных грузинских церковных песнопений, из коих два находятся в церковном музее духовенства грузинской епархии, 596 и 603 и один – в библиотеке грузинского общества распространения грамотности ( ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010