Намеченное преобразование не было в полном объеме осуществлено потому, что оно требовало значительного отпуска средств из Государственного Казначейства, к тому же и члены предсоборного присутствия, Епископы Кирион и Леонид, решительно высказались против указанного определения Св. Синода, заявив, что даже более совершенный план лучшего устройства церковного управления в Грузии не может уврачевать раны Грузинской Церкви и не принесет нравственного удовлетворения верующим членам ее. Единственно свободно избранный народом глава Грузинской церкви – Католикос – может возродить ее и успокоить сознание своей многострадальной паствы (Журн. и Прот. Засед. Предсоб. Пр. т. Ill, отд. II, стр. 99 и 100). В чем же заключались раны грузинской церкви? Исчерпывающим на это ответом можно назвать те обвинения против Русской церкви, которые приводит Преосвященный Леонид, Епископ Имеретинский, в своем докладе на вопросы циркулярного указа г. Обер-Прокурора Св. Синода, от 25 октября 1905 г. за 100, относительно церковных реформ. «Русские Экзархи, – говорит Еп. Леонид, – управлявшие почти сто лет грузинскою церковью, против своей воли оказывались всецело чуждыми всего местного церковного: они не знали языка народа, ни его церковных и светских обычаев и нравов, ни местной церкви с особенностями ее строя, незнакомы были даже с грузинским духовенством, не говоря уже о высших влиятельных классах общества... Экзархи часто менялись (в среднем служа менее шести лет)... Заводили у себя приближенных, которые служили им очами и ушами, и которые в сущности управляли церковью, но эти лица по своим личным качествам всегда стояли низко в нравственном отношении. Это были льстецы, эгоисты, сребролюбцы и честолюбцы, умевшие искусно скрывать сии свои недостатки и подделываться под взгляды экзархов и исподволь вооружавшие их против всего грузинского. Экзархи являлись не действительными правителями и отцами народа, а номинальными главами церкви, ведавшими лишь через свои канцелярии и контору. Активное выражение власти экзархов проявлялось в гонении всего грузинского, что, постепенно возбуждая умы, породило в народе сначала недоверие к ним, перешедшее потом в нелюбовь, затем охлаждение к духовенству вообще, далее индеферентизм к религии, наконец, разразившееся неверием и даже преследованием всего того, что напоминает православие, с порываниями в другую веру.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

27.06.1840 12.11.1844 ВОЛОГОДСКАЯ 12.11.1844 16.06.1852 ТОБОЛЬСКАЯ 16.06.1852 30.07.1856 Евлогий ВОРОНЕЖСКАЯ, григ. Евлогий Георгиевский ЛЮБЛИНСКАЯ 12.01.1903 18.07.1905 ХОЛМСКАЯ 18.07.1905 14.05.1914 ЖИТОМИРСКАЯ 14.05.1914 в/у ХОЛМСКАЯ 03.1918 ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКИЙ ЭКЗАРХАТ 08(21)04.1921 28.05(10.06)1930 ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКИЙ ЭКЗАРХАТ, паки 25.08(07.09)1945 26.07(08.08)1946 Евлогий Марковский ВИННИЦКАЯ 10(23)07.1942 09.1943 Евлогий Роминов в/у НИЖЕГОРОДСКАЯ 28.05.1811 Евлогий Смирнов в/у ВЛАДИМИРСКАЯ 12(25)10.1990 28.10(10.11)1990 ВЛАДИМИРСКАЯ 29.10(11.11)1990 Евмений Хорольский ЧЕРНОВИЦКАЯ 15(28)02.1954 26.11(09.12)1958 ЖИТОМИРСКАЯ 26.11(09.12)1958 12(25)08.1967 Евсевий НЕМЦОВСКАЯ, самозв. 10.1780 03.1781 Евсевий Гроздов УГЛИЧСКАЯ 28.05.1906 27.02.1909 РЫБИНСКАЯ 27.02.1909 18.03.1910 ТОБОЛЬСКАЯ 18.03.1910 17.04.1912 ПСКОВСКАЯ 17.04.1912 НАРВСКАЯ 30.07(12.08)1929 КОВНЕНСКАЯ 01.01.1849 29.03.1851 КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКАЯ 29.03.1851 01.03.1858 ГРУЗИНСКИЙ ЭКЗАРХАТ 01.03.1858 08.12.1877 ТВЕРСКАЯ 08.12.1877 12.03.1879 Евсевий Никольский КИРЕНСКАЯ 26.01.1897 04.10.1897 КАМЧАТСКАЯ 04.10.1897 01.01.1899 ВЛАДИВОСТОКСКАЯ 01.01.1899 в/у СМОЛЕНСКАЯ КРУТИЦКАЯ 05(18)01.1922 в/у МОСКОВСКАЯ 05(18)01.1922 ВИННИЦКАЯ 09.03.1847 10.12.1850 САМАРСКАЯ 10.12.1850 03.11.1856 ИРКУТСКАЯ 03.11.1856 29.08.1860 МОГИЛЕВСКАЯ 29.08.1860 06.10.1882 Евсевий Рождественский ЯРАНСКАЯ 02(15)03.1920 УРЖУМСКАЯ в/у ВЯТСКАЯ ЕЙСКАЯ 22.12.1922 04.01.1923) НИЖНЕУДИНСКАЯ 05(18)11.1926 в/у ИРКУТСКАЯ 05(18)11.1926 ЧИТИНСКАЯ 05(18)11.1926 21.03(03.04)1930 ШАДРИНСКАЯ 21.03(03.04)1930 12.1930 в/у ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ 21.03(03.04)1930 12.1930 Евсевий Саввин в/у АСТАНАЙСКАЯ 19.01(01.02)1984 18(31)03.1984 АСТАНАЙСКАЯ 19.03(01.04)1984 07(20)07.1990 САМАРСКАЯ 07(20)07.1990 10(23)02.1993 ПСКОВСКАЯ 10(23)02.1993 Евсигней (Евсегений, Евгений) ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКАЯ 12.1287 (1301) Евстафий Сафран МОЖАЙСКАЯ, обн. 12(25)03.1934 22.11(05.12)1935 МОСКОВСКАЯ, обн. 22.11(05.12)1935 КОЛОМЕНСКАЯ, обн. 08(21)04.1937 Евстратий Подольский КИРОВОГРАДСКАЯ

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Епархии Имеретинская, Гурийско-Мингрельская и Сухумская, входящие в состав экзархата, имеют своих епархиальных архиереев, подчиненных экзарху и Грузино-Имеретинской синодальной конторе по некоторым отделам епархиального управления. Можно сказать с уверенностью, что в России не найдется другой епархии, которая так поражала бы разноплеменностью паствы и удивительным разнообразием местных условий, как Грузинская епархия, обнимающая пять губерний. Для русского православного человека, живущего внутри России и незнакомого с Закавказьем, с именем экзарха Грузии представляется архипастырь, управляющий паствою чисто-грузинской. На самом деле это не так. Впрочем, и паства собственно грузинская является чрезвычайно разнообразной; не говоря уже обо всем экзархате, с его историческим делением на Грузию западную и восточную, из которых каждая имеет свою историю и свои особенности жизни, языка и народного характера, но и в Грузинской епархии есть грузины-горцы, пшавы и хевсуры, доселе еще находящиеся в полуязыческом состоянии, удержавшие жрецов (деканозов) и строящие особые капища; есть грузины-мусульмане, принявшие ислам 300, 200 и даже 100 лет назад, сохранившие много христианских воспоминаний и живущие на противоположных окраинах Тифлисской губернии, и, наконец, есть грузины равнинные, кахетинцы и карталинцы, никогда не изменявшие православию; все эти сыны Иверии рассеяны на пространстве одной только губернии и в духовном отношении представляют ряд переходных оттенков, особенностей церковно-приходской жизни и бытового уклада, с которыми нельзя не считаться. Не менее разнообразия представляется и за пределами Тифлисской губернии. Приходы греческие, числом до 80; поселение духоборческие и молоканские разных фракций, русские старые поселения из отставных солдат; новые русские поселки, возникшие в последние 8–5 лет, составившееся из переселенцев, собравшихся из различных губерний внутренней Руссии; военные поселения, в которых расположены только полки с офицерами, имеющие свои военные церкви; затем приходы из армян, недавно принявших православие; приходы из православных сиро-халдеев, обратившихся из несторианства, – вот пестрая картина приходов Грузинской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Могилевской Московской Нижегородской Новгородской Олонецкой Омской Оренбургской Орловской Пензенской Пермской Подольской Полоцкой Полтавской Псковской Рижской Рязанской Самарской С.-Петербургской Саратовской Симбирской Смоленской Ставропольской Таврической Тамбовской Тверской Тобольской Томской Тульской Туркестанской Уфимской Финляндской Харьковской Херсонской Холмско-Варшавской Черниговской Якутской Ярославской По Грузинскому экзархату Семинария и училище соединены. ВЕДОМОСТЬ ОБ УЧИВШИХСЯ В ДУХОВНО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ за 1897 год ПО ENAPXIЯM В академиях В семинариях казен- пользу казен- пользу собием собием Архангельской Астраханской Владикавказской Владимирской Вологодской Волынской Воронежской Вятской Донской Екатеринбургской Екатеринославской Енисейской Забайкальской Иркутской Казанской Калужской Камчатской Кишиневской Киевской Костромской Курской Литовской Минской Могилевой Московской Нижегородской Новгородской Олонецкой Омской Оренбургской Орловской Пензенской Пермской Подольской Полоцкой Полтавской Псковской Рижской Рязанской Самарской С.-Петербургской Саратовской Симбирской Смоленской Ставропольской Таврической Тамбовской Тверской Тобольской Томской Тульской Туркестанской Уфимской Харьковской Херсонской Холмско-Варшавской Черниговской Якутской Ярославской По Грузинскому экзархату 19.151 Продолжение ПО ENAPXIЯM В училищах пользу казен- пользу собием собием Архангельской Астраханской Владикавказской Владимирской Вологодской Волынской Воронежской Вятской Донской Екатеринбургской Екатеринославской Енисейской Забайкальской Иркутской Казанской Калужской Камчатской Кишиневской Киевской Костромской Курской Литовской Минской Могилевой Московской Нижегородской Новгородской Олонецкой Омской Оренбургской Орловской Пензенской Пермской Подольской Полоцкой Полтавской Псковской Рижской Рязанской Самарской С.-Петербургской Саратовской Симбирской Смоленской Ставропольской Таврической Тамбовской Тверской Тобольской Томской Тульской Уфимской Харьковской Херсонской Холмско-Варшавской

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Владикавказской Владимирской Вологодской Волынской Воронежской Вятской Донской Екатеринбургской Екатеринославской Енисейской Забайкальской Иркутской Казанской Калужской Камчатской Кишиневской Киевской Костромской Курской Литовской Минской Могилевской Московской Нижегородской Новгородской Олонецкой Омской Оренбургской Орловской Пензенской Пермской Подольской Полоцкой Полтавской Псковской Рижской Рязанской Самарской С.-Петербургской Саратовской Симбирской Смоленской Ставропольской Таврической Тамбовской Тверской Тобольской Томской Тульской Туркестанской Уфимской Финляндской Харьковской Херсонской Холмско-Варшавской Черниговской Якутской Ярославской По Грузинскому экзархату закр.7 ВЕДОМОСТЬ О БОЛЬНИЦАХ И БОГАДЕЛЬНЯХ, СОСТОЯВШИХ ПРИ МОНАСТЫРЯХ И ЦЕРКВЯХ в 1897 году Больницы При монастырях В ENAPXIЯX На казенном и На иждивении монастырском частных лиц иждивении и обществ заведе- сколько заведе- сколько заведе- сколько Архангельской Астраханской Владикавказской Владимирской Вологодской не опр. Волынской Воронежской Вятской Донской Екатеринбургской Екатеринославской Енисейской Забайкальской Иркутской Казанской Калужской Камчатской Кишиневской Киевской Костромской Курской Литовской Минской Могилевской Московской Нижегородской Новгородской Олонецкой Омской Оренбургской неопр. неопр. Орловской Пензенской Пермской Подольской Полоцкой Полтавской Псковской Рижской Рязанской Самарской С.-Петербургской Саратовской Симбирской Смоленской Ставропольской Таврической Тамбовской не опр. не опр. Тверской Тобольской не опр. не опр. Томской Тульской Туркестанской Уфимской Финляндской Харьковской Херсонской Холмско-Варшавской не опр. не опр. Черниговской Якутской Ярославской не опр. не опр. По Грузинскому не опр. не опр. экзархату 15 Продолжение Больницы При церквях В ENAPXIЯX На казенном и На иждивении церковном частных лиц иждивении и обществ заведе- сколько заведе- сколько заведе- сколько Архангельской Астраханской Владикавказской Владимирской Вологодской не опр. не опр. Волынской Воронежской

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

После молебна учащие в церковно-приходской школе (один законоучитель и два учителя) постановили отчислять из всего получаемого ими содержания по 4%, впредь до окончания войны, в пользу семейств убитых на войне воинов, а жены их сняли с себя свои браслеты, кольца и другие украшения и просили о. Харитова отправить их по назначению. Один из учеников Караурганокой школы, восьмилетний К. X., снял с шеи золотой крестик и, передав о. законоучителю, сказал: «Батюшка, дайте мне простой, медный крестик, а мой, золотой, отправьте на помощь, чтоб русские победили язычников-японцев». Потом поступили пожертвования от прихожан, исключительно от крестьян-греков сел. Караурган, 103 руб. 25 коп. Как деньги, так и вещи представлены в распоряжение военного губернатора Карсской области. Сбор пожертвований по приходу продолжается. Учителя церковных школ, при всей своей материальной скудости, горячо отзываются на призыв к патриотическим пожертвованиям, отчисляя процент из жалованья, а один из них прислал даже открытое письмо к своим собратьям, в котором воодушевленно приглашает их поднять патриотическое настроение в учащихся и в народе и организовать всюду сбор пожертвований на русский флот, на больных и раненых воинов и на нужды войны 46 . Съезд епархиальных наблюдателей церковных школ С 20 апреля по 4 мая 1904 года в гор. Тифлис происходили занятия съезда епархиальных наблюдателей церковных школ в епархиях Грузинского экзархата. Задачей съезда было объединить и упорядочить учебное дело в школах. Вопросы для занятий указаны были окружным советом и касались главным образом рассмотрения и объединения учебников по всем предметам школьного обучения, преподавания Закона Божия, родного языка, методов преподавания русского языка, единства расписания в школах, распределения учебного материала по неделям года, указания числа уроков по каждому предмету в школах двухклассных и второклассных, расширения времени обучения во второклассных школах, устройства книжных складов, коллекций предметов для наглядного обучения и проч. В связи с этим съездом рассмотрены разновременно представленные в окружной совет учебники по различным предметам, преимущественно местных авторов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Документы Сообщение Совета архиепископии православных Русских Церквей в Западной Европе (экзархат Вселенского патриарха) 24.10.2006 17:45 Версия для печати Сообщение N° 18-06 18 октября 2006 г. состоялось заседание Совета Архиепископии под председательством Высокопреосвященного архиепископа Гавриила. На нем были рассмотрены следующие вопросы: 1. Взаимоотношения с Московской патриархией: Совет Архиепископии ознакомился с Журналами заседаний Священного Синода Московской патриархии от 6 октября 2006 г.  a) Совет Архиепископии принимает к сведению предложение Московской патриархии рассмотреть проблемы, возникшие в последнее время между Экзархатом и Московской патриархией, в рамках собеседований между Московским и Константинопольским патриархатами ( Журнал 104 п.3 ). Совет приветствует такое начинание, поскольку создалась тягостная для всех нас ситуация, и мы, живущие здесь, переживаем эти раздоры с болью и огорчением. Поэтому Совет Архиепископии надеется, что собеседования между ответственными лицами обоих Патриархатов - с учетом различных аспектов настоящей ситуации - позволят снизить напряженность и восстановить мир при соблюдении экклесиологических и канонических норм православного Предания.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

01(14)05.1924 КУРСКАЯ, обн. 01(14)05.1924 07(20)02.1925 КУЙБЫШЕВСКАЯ, обн. 27.01(09.02)1925 19.02(04.03)1925 САРАТОВСКАЯ, обн. 19.02(04.03)1925 13(26)03.1925 ЗАКАВКАЗСКИЙ МИТРОПОЛИТАНСКИЙ ОКРУГ, обн. 13(26)03.1925 20.01(02.02)1927 в/у ТИФЛИССКАЯ, обн. в/у СУХУМСКАЯ, обн. РОСТОВСКАЯ-НА-ДОНУ, обн. 20.01(02.02)1927 в/у ЗАКАВКАЗСКИЙ МИТРОПОЛИТАНСКИЙ ОКРУГ, обн. 20.01(02.02)1927 в/у ЗАКАВКАЗСКИЙ МИТРОПОЛИТАНСКИЙ ОКРУГ, обн., паки АЗОВО-ЧЕРНОМОРСКАЯ, обн. 07(20)10.1937 Петр Смелич Сумилявич КУРСКАЯ 20.06.1736 01.09.1742 Петр Соколов СЕРДОБСКАЯ 05(18)03.1923 ВОЛЬСКАЯ в/у ПЕНЗЕНСКАЯ в/у САМАРСКАЯ в/у АСТРАХАНСКАЯ в/у УРАЛЬСКАЯ СЕРДОБСКАЯ, паки 31.07(13.08)1930? в/у САРАТОВСКАЯ 31.07(13.08)1930 МОГИЛЕВСКАЯ 31.07(13.08)1930 23.08(05.09)1930 ВОЛГОГРАДСКАЯ 23.08(05.09)1930 29.10(12.11)1935 ВОРОНЕЖСКАЯ 29.10(12.11)1935 10.1936 Петр Сысуев ОМСКАЯ, обн. 21.11(04.12)1922 17(30)03.1927 Петр Троицкий БЕЛГОРОД-ДНЕСТРОВСКАЯ 29.05.1869 10.10.1873 Петр Турбин ТУЛЬСКАЯ, обн. 31.08(13.09)1942 Петр Холмогорцев ЧЕЛЯБИНСКАЯ, григ. СВЕРДЛОВСКАЯ, григ. Петр Чтецов СТАРООСКОЛЬСКАЯ, обн. 11(24)01.1932 (Петроний (униат ?) МУКАЧЕВСКАЯ 10.02.1623 САЛМАССКАЯ 06.08.1916 03.07.1917 АСТАНАЙСКАЯ 03.07.1917 08(21)09.1918 Пимен Грек ВСЕРОССИЙСКАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ, паки 10.1389 (1389) Пимен Извеков БАЛТСКАЯ 04(17)11.1957 09(22)12.1957 ДМИТРОВСКАЯ 13(26)12.1957 03(16)03.1961 в/у КОСТРОМСКАЯ 19.10(01.11)1959 03(16)03.1961 ТУЛЬСКАЯ 03(16)03.1961 01(14)11.1961 САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ 01(14)11.1961 26.09(09.10)1963 КРУТИЦКАЯ 26.09(09.10)1963 21.05(03.06)1971 в/у СМОЛЕНСКАЯ 10.1967 10.1967 в/у МОСКОВСКАЯ 26.09(09.10)1963 21.05(03.06)1971 в/у НИЖЕГОРОДСКАЯ 01(14)05.1966 24.06(07.07)1966 в/у ВСЕРОССИЙСКАЯ 05(18)04.1970 21.05(03.06)1971 ВСЕРОССИЙСКАЯ 21.05(03.06)1971 20.04(03.05)1990 Пимен Пегов БАКИНСКАЯ 13.02.1911 13.12.1912 в/у ГРУЗИНСКИЙ ЭКЗАРХАТ ЭРИВАНСКАЯ 13.12.1912 12.02.1915 в/у ГРУЗИНСКИЙ ЭКЗАРХАТ, паки 20.05.1914 26.06.1914 БАЛТСКАЯ 12.02.1915 04(17)09.1918 в/у КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКАЯ 05(18)05.1918 04(17)09.1918 КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКАЯ

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

30 Для уяснения вообще вопроса о штате Грузинской Конторы полезно заметить, что по ВЫСОЧАЙШИМ указам состоявшимся в 1814 и 1822 годах, положено быть в этой Конторе: председательствующим Экзарху Грузии, присутствующими: архимандритам двум по Грузии и одному по Имеретии, да двум протоиереям, но без особого жалованья им по присутствию в Конторе, с тем, что ежели впредь по обстоятельствам откроется надобность увеличить или отбавить этих членов, то Контора о том представит Синоду. Впоследствии Контора предоставила Святейшему Синоду соображения по этому предмету. Председательствующий Конторы Экзарх и один из присутствующих архимандритов полагали, на будущее время, быть вместо трех архимандритов двум: одному по Грузии, другому по Имеретии, а вместо двух протоиереев – одному; прочие трое присутствующих Конторы полагали, чтобы число их было оставлено тоже, какое и прежде существовало, по причине увеличивающихся дел по управлению имениями. Святейший Синод, сообразуясь с штатом Синода и Московской Святейшего Синода Конторы, где члены и присутствующие получают особое за этот труд жалованье, кроме положенного им по епархиям, монастырям и соборам, нашел нужным и по Грузино-Имеретинской Конторе назначить особенные оклады, могущие быть пособием в содержании и поощрением к ревностному прохождению таковых должностей, при этом причитающуюся на это назначение сумму, по возрастающим до ныне в Грузии церковным доходам и бываемым за определенными из них расходам довольным остаткам, можно производить из них без оскудения. Вследствие этого Синод и определил быть настоящему штату с производством по этому из Грузинских церковных доходов годового содержания серебром. (См. Выс. утв. 7 Авг. 1824 г. док. Св. Синод.) 32 Таким образом в настоящее время в Грузинском экзархате, управляющими епархиями этого экзархата состоят: 1) Экзарх Грузии, архиепископ Карталинский и Кахетинский (Павел); 2) епископ Имеретинский (Гавриил), управляющий с 1869 г. и Абхазской епархией; 3) первый викарий Грузинский, епископ Гурийский (Александр), управляющий временно Гурийской епархией: 4) второй викарий Грузинский, епископ Владикавказский (Иосиф), управляющий Осетинскими церквами и 5) Викарий Имеретинской епархии, епископ Мингрельский (Виссарион), заменивший самостоятельного Мингрельского епископа, по присоединении Мингрельской кафедры к Имеретинской.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

«Считаю излишним, писал он, объяснять, что в этом случае, как и во многих других, здешний край не может еще подходить под общие с российскими губерниями правила, и должен присовокупить, что в таком положении никак нельзя поручиться за спокойствие Имеретии при первом потрясении, которым здешний край, при обстоятельствах, коих предвидеть нельзя, подвергнуться может. Просьбу имеретинского дворянства об определении в Имеретию особого архиерея по уважениям, в записке изъясненным, я полагал бы необходимым удовлетворить, с тем чтобы епископ, который будет туда назначен, состоял в зависимости экзарха Грузии и синодальной конторы». 380 Экзарх, со своей стороны, смотрел на Грузию, как на одну из русских губерний, не принимая во внимание ни этнографических, ни топографических особенностей края, а Головин видел в Грузии страну, совершенно отличную от России, страну, которую нельзя насильно, без всякого уважения к её местным потребностям, характеру и обычаям, укладывать в формы, приличные для государственного организма России. Император Николай, когда чрез сопровождавшего Чернышева статс-секретаря Позена представлены ему были и прошение имеретинских дворян о назначении к ним особого архиерея, и отзывы об этом экзарха Грузии и главноуправлявшего, склонился к мнению последнего и на докладной записке Позена написал: «Кажется, можно согласиться сделать угодное, назначив викарными всех трех, 381 т. е. включая сюда викария грузинского, архиереев: имеретинского и грузинского». Мысль Государя Позем сообщил синоду, который немедленно послал запрос к митрополиту Давиду, желает ли он управлять имеретинскою епархией, а с тем вместе потребовал соображения от экзарха Грузии о том, где поместить грузинского викария, жившего дотоле в Кутаисе и управлявшего имеретинскою и гурийскою епархиями, если он должен будет уступить место Давиду. По получении от последнего отзыва, с изъявлением согласия на принятие кафедры, викарию как ближайшему помощнику экзарха, назначено пребывание в Тифлисе и определен круг его деятельности, преимущественно обнимавший дела по грузинской синодальной конторе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010