В непосредственном ведении Синода находились также две синодальные конторы: Московская и Грузино-Имеретинская. Первая из них, под председательством Московского митрополита, а в его отсутствие – первого викария епархии, состояла из архиереев, находящихся на покое в московских монастырях, архимандрита одного из московских ставропигиальных монастырей и протопресвитера Успенского собора. Эти кандидатуры утверждались по представлению Святейшего Синода Высочайшими приказами. Синодальная контора в Москве заведовала Успенским собором, московскими ставропигиальными монастырями, Синодальным домом, церковью Двенадцати Апостолов, синодальной ризницей и библиотекой. Кроме того, она ведала приготовлением святого мира. Грузино-Имеретинская синодальная контора под председательством экзарха Грузии состояла из четырёх членов: трёх архимандритов и одного протоиерея. Она имела гораздо более широкие полномочия, чем Московская, являясь своего рода синодальным отделением по управлению грузинскими епархиями. Синодальная контора во главе с экзархом избирала кандидатов на вакантные грузинские кафедры и представляла их для утверждения Синоду. Епископы Грузии, управляя своими епархиями, в своей деятельности находились в зависимости от экзарха и синодальной конторы. Должность экзарха в разное время исполнял ряд выдающихся иерархов – архиепископы, впоследствии митрополиты Феофилакт (Русанов) , Исидор (Никольский) , Иоанникий (Руднев), священномученик Владимир (Богоявленский) . В ведении Грузино-Имеретинской конторы в конце XIX века состояла также Умрийская духовная миссия, которая впоследствии переподчинена была непосредственно Святейшему Синоду, под прямым управлением которого состояли и другие миссии. 31.6. Проекты преобразования высшего управления Русской Православной Церкви. Каноническая ущербность синодальной системы отягощала совесть архиереев, клириков и мирян. В царствование Александра II необходимость преобразования церковного строя начинает обсуждаться публично. Чрезвычайно характерна в этом отношении записка А. Н. Муравьёва «О состоянии Православной Церкви в России» (1856 г.), в которой он высказался за упразднение или, по меньшей мере, существенное сужение полномочий обер-прокуратуры, и даже за восстановление Патриаршества. В 1880-е годы в епархиальных городах России – Петербурге, Киеве, Казани – проходят совещания епархиальных архиереев отдельных регионов, на которых обсуждаются вопросы церковной жизни, особенно острые в этих местностях. В литературе такие епископские совещания получили название «соборы».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

С 1867 года разделения епархий на классы не существовало. Все Архиереи считались равными, исключая митрополитов Киевско-Галицкого, Московско-Коломенского, Петербургско-Ладожского и Экзарха Грузии. К началу XX столетия при Синоде существовали следующие подчиненные ему учреждения: а) Московская Синодальная Контора и 6) Грузино-Имеретинская Синодальная Контора. Московская Контора управляла ставропигиальными монастырями (за исключением Соловецкого), Успенским собором в Москве и московским синодальным домом с его церковной библиотекой и ризницей. Она же снабжала епархии святым Миром. В 1892 году при ней было учреждено Училище церковного пения. Председателем Конторы был митроп. Московский, членами – один или два настоятеля московских ставропигиальных монастырей. Грузино-Имеретинская Контора управляла церковными делами в Закавказском крае, заведовала там церковными имуществами, представляла Синоду кандидатов на архиерейские кафедры. Ее председателем был экзарх Грузии, членами – четверо настоятелей монастырей и протоиерей. При обоих Конторах состояли: 1. Прокуроры. 2. Канцелярия. 3. Хозяйственное управление. 4. Контрольная комиссия, 5. Духовно-учебный комитет. 6. Училищный совет. Все эти вспомогательные учреждения находились в ведении обер-прокурора (в 1865 году была учреждена должность товарища обер-прокурора). В некоторых епархиях имелись викариатства. Получив титул епископа одного из уездных городов епархии, викарии не обладали правом самостоятельного управления в этом уезде. Они имели только право поставлять и смещать в уезде причетников. Важное значение в епархиальной жизни получили съезды духовенства – епархиальные и окружные. К концу царствования Николая I казенное жалование получали 55.163 священно- церковнослужителя при 13.214 церквах в 32 епархиях. В целях улучшения содержания духовенства при Николае I усилен надел церквей землями. Для западных епархий с 1842 года назначены были небольшие (дополнительно к приходским средствам) оклады, которые постепенно распространялись и на другие епархии. Значительно усилилось казенное содержание духовенству при Александре III.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В непосредственном ведении Синода находились также две синодальные конторы: Московская и Грузино-Имеретинская. Первая из них, под председательством Московского митрополита, а в его отсутствии - первого викария епархии, состояла из архиереев, находящихся на покое в московских монастырях, архимандрита одного из московских ставропигиальных монастырей и протопресвитера Успенского собора. Эти кандидатуры утверждались по представлению Святейшего Синода Высочайшими приказами. Синодальная контора в Москве заведовала Успенским собором, Московскими ставропигиальными монастырями, синодальным домом, Церковью 12 Апостолов, синодальной ризницей и библиотекой. Кроме того, она ведала приготовлением святого мира. Грузино-Имеретинская синодальная контора под председательством экзарха Грузии состояла из 4 членов: 3 архимандритов и 1 протоиерея. Она имела гораздо более широкие полномочия, чем Московская, являясь своего рода синодальным отделением по управлению грузинскими епархиями. Синодальная контора во главе с экзархом избирала кандидатов на вакантные грузинские кафедры и представляла их для утверждения Синоду. Епископы Грузии, управляя своими епархиями, в своей деятельности находились в зависимости от экзарха и синодальной конторы. Проекты преобразования высшего управления Русской Православной Церкви. Каноническая ущербность синодальной системы отягощала совесть архиереев, клириков и мирян. Во второй половине XIX века необходимость преобразования церковного строя начинает обсуждаться публично. В 80-е гг. в епархиальных городах России - Петербурге, Киеве, Казани - проходят совещания епархиальных архиереев отдельных регионов, на которых обсуждаются вопросы церковной жизни, особенно острые в этих местностях. В литературе такие епископские совещания получили название «соборы.» У церковного народа появляется надежда на созыв Всероссийского Поместного Собора. В умах людей, особенно болезненно переживавших неканоничность синодального управления, зреет мысль о восстановлении Патриаршества. Когда в ходе революции 1905-1917 гг. были изданы Манифесты, предоставлявшие широкие права иноверцам, инославным и старообрядцам, духовенство и церковная общественность встревожились тем, что Православная Церковь, находившаяся в течение 200 лет под жесткой опекой государственной власти, может оказаться в худшем положении, чем иноверцы и инославные религиозные объединения.

http://sedmitza.ru/lib/text/432413/

В 1839 г. по инициативе обер-прокурора графа Н. А. Протасова было учреждено подчиненное обер-прокурору хозяйственное управление, в ведении которого находилось все имущество и денежные средства Синода. В 1867 г. при Святейшем Синоде был открыт Учебный комитет. Его председатель и 9 членов назначались Синодом: председатель – непременно из духовных лиц, а члены – из духовных и светских. Причем светские члены утверждались Синодом по представлению обер-прокурора. Помимо постоянных членов, к участию в деятельности комитета председателем приглашались и другие лица (с ведома Синода или обер-прокурора) из проживавших в Петербурге ученых и педагогов. Учебный комитет осуществлял общее административное управление и научно-методическое руководство семинариями и духовными училищами. В непосредственном ведении Синода находились также две синодальные конторы: Московская и Грузино-Имеретинская. Первая из них, под председательством Московского митрополита, а в его отсутствие – первого викария епархии, состояла из архиереев, находившихся на покое в московских монастырях, архимандрита одного из московских ставропигиальных монастырей и протопресвитера Успенского собора. Эти кандидатуры утверждались по представлению Святейшего Синода высочайшими указами. Синодальная контора в Москве заведовала Успенским собором, московскими ставропигиальными монастырями, синодальным домом, церковью Двенадцати Апостолов, синодальной ризницей и библиотекой. Кроме того, она ведала приготовлением святого мира. Грузино-Имеретинская синодальная контора, образованная в 1814 г., имела более широкие полномочия, являясь высшим органом управления Грузинского экзархата, учрежденного в 1811 г. Название ее Грузино-Имеретинской было связано с тем, что в ту пору Грузией (Картли) по преимуществу называли Центральную (собственно Картли, или Сакартвело) и Восточную Грузию (Кахетию), а Западную Грузию, историческим центром которой был Кутаиси, – Имеретией. В более широком употреблении этот топоним относился также к Гурии, Сванетии, Мингрелии, Джавахетии, Абхазии и Аджарии, причем древний церковный центр Имеретин находился в Абхазии, в Пицунде, поэтому и предстоятели Имеретинской Церкви носили ранее титул Абхазских католикосов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   В непосредственном ведении Синода находились также две синодальные конторы: Московская и Грузино-Имеретинская. Первая из них, под председательством Московского митрополита, а в его отсутствии — первого викария епархии, состояла из архиереев, находящихся на покое в московских монастырях, архимандрита одного из московских ставропигиальных монастырей и протопресвитера Успенского собора. Эти кандидатуры утверждались по представлению Святейшего Синода Высочайшими приказами. Синодальная контора в Москве заведовала Успенским собором, Московскими ставропигиальными монастырями, синодальным домом, Церковью 12 Апостолов, синодальной ризницей и библиотекой. Кроме того, она ведала приготовлением святого мира.    Грузино-Имеретинская синодальная контора под председательством экзарха Грузии состояла из 4 членов: 3 архимандритов и 1 протоиерея. Она имела гораздо более широкие полномочия, чем Московская, являясь своего рода синодальным отделением по управлению грузинскими епархиями. Синодальная контора во главе с экзархом избирала кандидатов на вакантные грузинские кафедры и представляла их для утверждения Синоду. Епископы Грузии, управляя своими епархиями, в своей деятельности находились в зависимости от экзарха и синодальной конторы. Проекты преобразования высшего управления. Русской Православной Церкви    Каноническая ущербность синодальной системы отягощала совесть архиереев, клириков и мирян. Во второй половине XIX века необходимость преобразования церковного строя начинает обсуждаться публично. В 80 гг. в епархиальных городах России — Петербурге, Киеве, Казани — проходят совещания епархиальных архиереев отдельных регионов, на которых обсуждаются вопросы церковной жизни, особенно острые в этих местностях. В литературе такие епископские совещания получили название «соборы».    У церковного народа появляется надежда на созыв Всероссийского Поместного Собора. В умах людей, особенно болезненно переживавших неканоничность синодального управления, зреет мысль о восстановлении Патриаршества.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4122...

Контролирование осуществляется путем документальной ревизии по отчетам и документам, путем поверки наличности, путем командировки техника от контроля на технические совещания хозяйственного управления, на торги и т. п. 5) Кроме исчисленных учреждений, существует еще грузино-имеретинская синодальная контора, которая, судя по ее названию, должна быть сопоставляема с московской синодальной конторой. На самом деле это учреждение не имеет центрального характера. Оно ведает обширный местный район в подчинении св. синоду, как высшей инстанции. Грузино-имеретинская синодальная контора находится в Тифлисе и управляет епархиями Грузии, Имеретии, Мингрелии и Гурии, как высшая правительственная инстанция над епархиальными начальствами, подчиненная в свою очередь св. синоду, или даже как первая инстанция, потому что в епархиях грузинского экзархата нет консисторий, а имеются лишь епархиальные канцелярии с церковными казначействами. Поэтому многие дела, напр. брачные, в других епархиях поступающие в консисторию, как в первую инстанцию, в экзархате направляются прямо в контору. В состав конторы входят: член св. синода – экзарх Грузии, два епископа и ректор тифлисской духовной семинарии. При конторе находится канцелярия, управляющий которой есть вместе прокурор конторы, подчиненный обер-прокурору св. синода. § 81. Центральная организация других христианских церквей, существующих в России. Римско-католическая церковь в России состоит из двух архиепархий – могилевской и варшавской – с подведомственными каждой из них епархиями. Для рассмотрения и решения дел, общих всем римско-католическим епархиям, существует в С.-Петербурге римско-католическая духовная коллегия, под председательством архиепископа могилевского, который есть вместе митрополит в пределах могилевской архиепархии (обнимающей все русские собственно губернии и Финляндию). Коллегия, под его председательством, состоит из двух членов – одного епископа и одного прелата (т. е. декана или пробста кафедрального капитула) и из заседателей, по одному от каждой епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Отношения И. с Протасовым ухудшались, секретарь подвергался необоснованным нападкам со стороны обер-прокурора. И. неск. раз подавал прошение об увольнении, но директор духовно-учебного управления, высоко ценивший способности И., всякий раз убеждал его остаться. В февр. 1840 г. открылась вакансия обер-секретаря Синода. Коллеги не сомневались, что должность достанется И., но 24 марта был назначен др. чиновник, незнакомый с делами духовного ведомства. И. тотчас подал прошение об увольнении «и с тех пор в Синод ни ногой» (Из восп. секретаря. 1882. С. 88). Однако увольнения И. не получил. Спустя 2 месяца Протасов обратился к нему с просьбой помочь разобрать запущенные дела по Грузинскому Экзархату. И. отмечал, что «о состоянии Грузии или Грузинской Церкви знали очень недостаточно как в Св. Синоде, так и в канцелярии обер-прокурора; всех лучше знал я» (Из восп. прокурора. 1883. Т. 1. 1. С. 68-69). В Грузино-Имеретинской синодальной конторе должность обер-прокурора временно занимал старший секретарь. Протасову стали поступать доносы на экзарха архиеп. Евгения (Баженова) и руководство Тифлисской ДС. Для рассмотрения дел был составлен комитет из чиновников, подчиненных обер-прокурору. Проекты резолюций комитета Протасова не устроили, и он обратился к И., к-рый разобрался в ситуации. Вскоре И. было предложено занять должность обер-прокурора Грузино-Имеретинской синодальной конторы. Он видел, что управление Грузинским Экзархатом не упорядочено, особенно в экономической части. И. изучил документы из архива Синода, касающиеся должности обер-прокурора, и выяснил, что не исполнялось поступившее в Синод в 20-х гг. XIX в. распоряжение имп. Александра I, в котором определялись права и обязанности обер-прокурора. Также он заметил, что в 1837 г. (после того как имп. Николай I посетил Кавказ и отметил, «как трудно жить и служить в Закавказье») работавшие в Грузии получили содержание, намного превышающее выплаты тем, кто трудился во внутренних областях России, но по духовному ведомству таких изменений произведено не было. Описывая финансовое положение Грузинского Экзархата, И. отмечал, что в Грузии духовенство всегда содержалось на доходы с церковных имений; «содержание, с избытком достаточное» было бы возможно и сейчас, но «Синод не позаботился и заботу возложил на экзархов; прокурор не имел инструкции; контора действовала, как архиерейская консистория, а экзархи, обеспечив одних себя в содержании, не думали, да и не умели обратить на этот предмет должного внимания. Церковные имения управлялись сами собою: кто хотел, тот и запускал в них руку,- и светский, и духовный» (Там же. С. 73-74).

http://pravenc.ru/text/674987.html

2) В Грузино-Имеретинской Синодальной Конторе, под председательством Экзарха Грузии, состояли в 1884 году четыре члена: настоятель Иоанно-Крестительской пустыни аримандрит Макарий, настоятель Давида-Гареджийской пустыни архимандрит Григорий, настоятель Тифлисского Спасо-Преображенского монастыря архимандрит Кесарий и Главный священник войск Кавказского военного округа протоиерей С. И. Гумилевский. Синодальная Контора имела по три заседания в неделю для решения рассматриваемых в ней дел. 3) Деятельность Конторы, в отчетном году, кроме решения текущих дел, проявилась в напечатании Библии и некоторых богослужебных книг на грузинском языке. Сверх того с моей стороны приняты меры к восстановлению грузинского церковного пения. Библия на грузинском языке напечатана по экземпляру библии, полученному бывшим Экзархом Грузии высокопреосвященным митрополитом Исидором с Афонской горы, пересмотренной и исправленному особым комитетом. К пересмотру Библии, для напечатания ее новым изданием и снабжения ее грузинских церквей, было приступлено с разрешения Святейшего Синода, благословившего это святое дело указом от 13 Ноября 1863 г. 3900. Для пересмотра Библии, бывшим Экзархом Грузии покойным преосвященным архиепископом Евсевием, был учрежден особый комитет из духовных лиц, знающих грузинский, славянский и греческий языки, под председательством преосвященного Александра, викария Грузинского. Дело пересмотра Библии, начавшиеся в 1864 году, окончено в 1877 году, но к печатанию Библии до отчетного года не было приступлено. В отчетном году – Библия вышла из печати, в количестве 2400 экземпляров, напечатание которых стоило Грузино-Имеретинской Синодальной Конторе 13440 руб., т. е. по 5 рублей 60 коп. за экземпляр в переплете; а продавать Библии положено по 6 рублей за экземпляр. По настоящее время разослано по церквям Экзархата 1019 экземпляров, продано в частные руки 24 экз. – В отчетном же году приступлено к печатанию по 1212 экземпляров: молитвослова, служебника и часослова с пасхалией с 1884 по 1926 год, на грузинском языке церковным шрифтом. Молитвослов и служебник уже напечатаны, а часослов с пасхалией печатается и будет представлен в Контору в Марте 1885 года. Книги эти, в кожаном переплете, на хорошей одобренной Синодальной конторой бумаге, обходится Конторе: молитвослов 2 руб. 18 коп., служебник 2 руб. 32 коп. и часослов 2 руб. 73 коп., а все вместе – 8762 руб. 76 коп.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Lebedev/...

ред. Н.Ф. Дубровин Книга 2 → Содержание Введение Часть первая. Главное управление Православной церкви Отделение I. Святейший синод и состав его в царствование Императора Николая I-ro Отделение II а) Московская синодальная контора б) Грузино-имеретинская синодальная контора Отделение III. Белорусско-литовская духовная коллегия Отделение IV. Контроль духовных дел. Управления хозяйственное и духовно-учебное Отделение V. Делопроизводство или канцелярии при главном духовном управлении Отделение VI. Следствия преобразований, произведенных при Императоре Николае I-м в главном духовном управлении Отделение VII. Постройка нового здания и открытие в нем св. синода Часть вторая. Местное управление Отделение I. Число епархий в последний год царствования Александра I. Умножение епархий и викариатств в последующее царствование. Общий взгляд на причины этого явления Отделение II. Подробное описание открытия каждой епархии и викариатства в хронологическом порядке 1) Олонецкая епархия 2) Саратовская епархия 3) Новочеркасская епархия 4) Симбирская епархия 5) Полоцкая епархия 6) Пермское викариатство в Екатеринбурге 7) Варшавское викариатство, обращенное впоследствии в самостоятельную епархию 8) Томская епархия 9) Викариатство тверское 10) Викариатство каменец-подольское 11) Викариатство рижское, обращенное потом в самостоятельную епархию 12) Херсонская епархия 13) Волынское викариатство в городе Остроге 14) Камчатская епархия 15) Воронежское викариатство 16) Кавказская епархия 18) Саратовское викариатство в г. Волгске 17) Епархии имеретинская и гурийская 19) Самарская епархия 20) Абхазская епархия 21) Казанское викариатство 22) Херсонское викариатство Отделение III. О западных епархиях Особенное положение о западных епархиях Новое разграничение некоторых епархий Западного края Штаты западных кафедр Смены архиереев в западных епархиях по особенным причинам Отделение IV. Присоединение Якутской области к камчатской епархии Отделение V. Повышение и понижение некоторых епархий в степенях Отделение VI.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Что и имею счастье повергнуть на милосердное благоусмотрение Вашего Императорского Величества. Материалы к истории Иерусалимской Патриархии. С. 85–88. 33. Определение Св. Синода С.-Петербург 10 августа 1823 г. Копия По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: во-первых, рапорт Грузино-Имеретинской синодальной конторы с представлением на рассмотрение обстоятельств о доме в Тифлисе, принадлежащем греческой Иерусалимской Церкви. Дом сей занимала синодальная контора и при ветхости на отделку его употребила 715 руб. 85 коп., а в 1821 году контора помещена в купленном другом доме, а в покоях, занимаемых в означенном прежнем доме, предоставлено жить секретарю конторы. С 1815 года иерусалимские архимандриты имели к тому дому присвоение, прося возвращения издержанных денег на наем для житья в Тифлисе покоев и за четырегодичное занятие дома конторою; но, когда, между тем, главноуправляющий Грузией, генерал от инфантерии Ермолов, к покойному Экзарху Грузии сообщил копию с всеподданнейшего представления своего Его Императорскому Величеству о необходимости принять в казенное ведомство все недвижимые имения, находящиеся в Грузии и Имеретии, кои от царей пожалованы в пользу греческих монастырей иерусалимского и афонского, с назначением вместо их денежной суммы, контора же ходатайствовала о обращении подворья греческого монастыря с церковью в Грузинское духовное ведомство, то Святейший Синод поручил конторе объявить бывшему иерусалимскому архимандриту Матфею, что до разрешения показанного представления г. главноуправляющего Святейший Синод рассмотрения по просьбам его о возвращении дома сделать не может. Ныне г. главноуправляющий, по поводу просьбы того архимандрита требуя о возвращении в распоряжение нынешнего архимандрита Венедикта оного дома, на присвоение которого конторою, кроме самопроизвольного занятия оного, не видит он никакого права, известил притом о разрешении показанного представления его тем, что государю императору по некоторым распоряжениям благоугодно, чтобы имение Греческой Церкви оставалось в настоящем положении.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010