Г.-И. с. к. состояла в ведении Святейшего Синода и обязана была неукоснительно исполнять его указы и распоряжения, а также представлять в Синод ежегодные отчеты о состоянии дел в Грузинском Экзархате. В синодальной конторе решались дела о недействительности и расторжении браков с предоставлением права недовольным подавать апелляции в Святейший Синод. Г.-И. с. к. судила клириков и мирян Экзархата по делам, связанным с каноническими преступлениями и др. церковными правонарушениями. Она заведовала всеми земельными владениями, принадлежавшими мон-рям, архиерейским домам и др. церковным учреждениям Экзархата. Контора во главе с экзархом избирала кандидатов на вакантные груз. кафедры и представляла их кандидатуры для утверждения в Святейший Синод. Епископы Грузии находились в зависимости от экзарха и синодальной конторы. О важнейших делах своих епархий они должны были докладывать в Г.-И. с. к., хотя в непосредственное внутреннее управление епархиями контора не входила. Ввиду столь широких полномочий Г.-И. с. к. не было необходимости в существовании духовных консисторий в отдельных епархиях Грузинского Экзархата, что до известной степени ограничивало самостоятельность епархиальных архиереев. Рабочим органом правящих архиереев были канцелярии, состоявшие (по штатам 1885 г.) из секретаря, помощника секретаря и канцелярских служителей. В 1814 г. для Имеретии, Мингрелии и Гурии была учреждена дикастерия, поставленная в зависимость от экзарха и существовавшая до 1818 г. В 1864 г. Г.-И. с. к. было поручено подобрать духовенство для российской миссии в Тегеране. В 1898 г. в ведение конторы была передана созданная в Персии Урмийская духовная миссия , к-рая сносилась с Синодом через экзарха Грузии. В 1903 г. миссия была подчинена непосредственно Синоду. В нач. ХХ в. в Грузии обострилось стремление (в т. ч. и среди духовенства) к отделению от Российской империи и восстановлению автокефалии Грузинской Церкви. Г.-И. с. к. неукоснительно проводила линию, направленную на сохранение целостности гос-ва и Российской Православной Церкви, пресекая сепаратистские и автокефалистские тенденции, что давало повод революционерам обвинять контору и возглавлявших ее экзархов в русификаторской политике, соучастии в колониальном подавлении груз. освободительного движения.

http://pravenc.ru/text/168195.html

и Высоч. Утвержд. 15 мая 1879 г. мнения Госуд. Совета, взимается еще сбор при увеличении содержания со всех лиц, пользующихся правами государственной службы. В 1887 г. декабря 25-го упомянутое мнение Госуд. Совета от 15 мая 1879 г. было дополнено (П. С. З. Т. IV, причем согласно с сим дополнением Св. Синод, приняв во внимание, что служащие по духовному ведомству лица, а именно: а) в духовно-учебн. Заведениях, б) в Московской синодальной типографии и в) в грузино-имеретинской синодальной конторе и в епархиальных управлениях грузинского экзархата, пользующиеся правами государственной службы, получают содержание: первые из духовно-учебного капитала, вторые из типографского и третьи из местных церковных казначейств и что за правильностью поступления сбора при увеличении содержания таковым лицам, на основании Высоч. повеления 25 дек. 1884 г. (п. 2-й, Т. IV, П. С. З), ответствуют те учреждения, в которых лица эти состоят на службе, определением от 29 мая/11 июня 85 г. за постановил, чтобы правления дух.-учебн. заведений, Москов. синодал. типография, грузино-имеретинская синодал. контора и епархиальные управления грузинского экзархата: 1) по истечении каждого полугодия, начиная с 1-го янв. 85 г., не позднее 20-го числа следующего за отчетным полугодием месяца, сообщали в местные контрольные палаты, по форме, установленной государ. контролем («Ц. Вест.» 85 г.), полугодовые отчетные сведения, как о всех переменах в размерах содержания состоящих на службе лиц, пользующихся правами государ. службы, так и о произведенных с этих лиц вычетах в пользу казны, с приложением копий с постановлением об определении на службу или увеличении содержания и подлинных квитанций казначейств в получении денег и 2) кроме, того, единовременно в местные контрольные палаты доставили таковую же ведомость, с вышеуказанными документами, за время с 1-го янв. 1883 г. по 1-е янв. 85 г., причем объяснить правлениям дух.-учебн. заведений, что установленному законом 9 июня 1873 г. вычету должны подвергаться все постоянные выдачи по службе, как то: жалованье, столовые деньги, квартирные, производящиеся по службе пенсии и всякое, под каким-бы то ни было наименованием, добавочное содержание, за исключением лишь, согласно разъяснению министерства фннансов, платы за дополнительные, сверх нормального числа, уроки, как составляющей выдачу, могущую не только подвергаться изменению, но и совершенному прекращению 102 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/z...

Он во время управления им сею Епархией усовершил себя в латинском языке. Вместо кратких правил Грузинского языка, предначертанных им еще в Грузии, сочинил пространную Грузинскую грамматику и катихизис, перевел на отечественный язык Баумейстерову философию, Дефинитиву тогож Автора и Вольфиеву физику. В 176З году, когда по просьбе Грузинского Царя Ираклия и его собственной, уволен он был из России в отечество свое на прежнее достоинство Католикоса; то все вышеупомянутыя книги привез с собою, и заведя школы, приказал в них преподавать оныя, а катихизис изяснять в Церкви. Кроме сего он сочинил еще для духовенства своего пространную Богословию в четырех частях, краткие ответы против у заблуждений Папистов, Лютеран и Армян, наименовав оныя Мзаметквелеба, то есть готовый ответ; также велел перевести с Российского языка книгу, сочиненную Преосвященным Митрополитом Рязанским Стефаном Яворским , под названием: Камень Веры. Сам сочинил толкование на Апостольское Послание к Римляном; перевел для школ вновь с Армянского языка Категории Аристотелевы и Риторику. Таковое основание образованию духовного юношества в Грузии положил сей Преосвященный. В последствии времени поддерживал оное Преосвященнейший Варлаам, Екзарх Грузии, сочинив краткую Грузинскую Грамматику, Руководство к Арифметике, Географический Атлас и Толкование Евангелий на Господские и Богородичные праздники с нравоучительными беседами. Он имел при себе Дикастерию для управления делами, касающимися только до Грузинской Церкви; а Имеретинская в сие время находилась под непосредственным управлением тамошних местных Архиереев. В 1815 году в Тифлисе вместо Дикастерии открыта Грузино-Имеретинская Святейшого Правительствующого Синода Контора, Председательствующий в оной Екзарх Грузии, Член Святейшого Правительствующого Синода. – В 1817 году, по вызове Преосвященнейшого Митрополита Варлаама в Санкт-Петербург для отправления должности Синодального Члена, на место его определен Екзархом Грузии Святейшого Правительствующого Синода и Коммиссии Духовных Училищ Член, Преосвященнейший Феофилакт, Архиепископ Рязанский и Зарайский, с именованием Архиепископа Карипалинского и Кахетинского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мало того, при императрице Екатерине II московская контора на некоторое время опять выступила конкурентом петербургскому синоду. Указом 3-го июля 1763 г. императрица, «в рассуждении происходимых от челобитчиков просьб и затруднений, и дабы оным в проезде до С.-Петербурга излишних убытков и волокиты быть не могло», предоставила челобитчикам ближних к Москве епархий апеллировать в московскую контору, вместо петербургского синода, оставив под апелляцией последнего нижеследующие епархии: новгородскую, с.-петербургскую, псковскую, тверскую, архангелогородскую, устюжскую и вологодскую 437 . Таким образом, в силу этого указа, большинство епархий должно было иметь для себя центр в Москве; но 3-го ноября того же 1763 года последовал указ, в силу которого синодальной конторе повелевалось оставаться на том же основании, на котором она существовала до указа 3 июля 438 . В 1814 г. по присоединении Грузии и Имеретии к России, была учреждена грузино-имеретинская синодальная контора для управления церковными учреждениями закавказского края 439 . Кроме того, в нынешнем столетии произошли многие другие важные перемены в центральной церковной организации. В 1808 году была учреждена комиссия духовных училищ, которая не только должна была заведовать существующими духовно-учебными заведениями, но и открывать новые и изыскивать средства на духовно-учебное дело. В течение 30-ти лет своего существования, комиссия действовала как учреждение, не подчиненное синоду, а равноправное с ним: синод и комиссия сносились между собой ведениями. В 1839 году, в видах установления тесной связи между управлением православной церкви и воспитанием юношества, приготовляемого к духовному служению, признано было необходимым сосредоточить в св. синоде, как едином главном духовном правительстве, высшее заведование духовно-учебной частью, которое до того времени вверено было комиссии духовных училищ 440 . Упраздненная комиссия была заменена подчиненными св. синоду духовно-учебным управлением, к которому перешло исполнительное производство всех дел по учебной и хозяйственной части духовно-учебных заведений, при чем высшее попечение об этих делах предоставлено самому св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Примечание 1. Означенные вычеты производятся по правилам, приложенным к ст. 619 т. 5, Уст. Пошл. по прод. 1876 г. (Ст. 619 т. 5 Уст. Пошл. и прил. к ней по прод. 1876 г.) Примечание 2. Под именем содержания, из которого производятся означенные вычеты, следует разуметь в совокупности все виды постоянных выдач по службе, производимых как из сумм Государственного казначейства, так и из других источников, как то: из земских сборов, сумм Государственного Банка, городских и общественных доходов, из специальных средств разных ведомств и т. п. К выдаче содержания относятся жалованье, столовые деньги, квартирные деньги по штатам и особым назначениям, денежные аренды, производящиеся на службе пенсии, и всякое, под каким бы то ни было наименованием, добавочное содержание. (Прил. 1. к Ст. 619 т. 5. Уст. Пошл. по прод. 1881 г ). Примечание 3. Установленному законом 9 Июня 1873 г. вычету не должна быть подвергаема производимая преподавателям учебных заведений за дополнительные сверх нормального числа уроки плата на том основании, что она не может быть отнесена к постоянному по службе содержанию, а составляет выдачу, могущую подвергаться не только изменению, но и совершенному прекращению. (Ц. В. 1885 г. 27.) За правильность поступления сбора при увеличении содержания по службе лицам, пользующимся правами государственной службы и получающих содержание, ответствуют те учреждения, в которых упомянутые лица состоят на службе. Эти учреждения обязаны сообщать в местные контрольные палаты, в срок и по форме установленной Государственным Контролем, полугодовые отчетные сведения как о всех переменах в размерах содержания состоящих у них на службе лиц, пользующихся правами Государственной службы, так и о произведенных с этих лиц вычетах в пользу казны, (Выс. утв. 25 Декабря 1884 г. мнен. Госуд. Совета П. 2 и 3.) Примечание. На основании приведенного закона правления духовно-учебных заведений, московская синодальная типография, Грузино-имеретинская синодальная контора и епархиальные управления грузинского экзархата: по истечении каждого полугодия, начиная с 1-го января 1885 года, не позднее 20-го числа следующего за отчетным полугодием месяца, сообщают в местные контрольные палаты, по прилагаемой при этом форме, установленной государственным контролем, полугодовые отчетные сведения как о всех переменах в размерах содержания состоящих на службе лиц, пользующихся правами государственной службы, так и о произведенных с этих лиц вычетах в пользу казны, с приложением копий с постановлением об определении на службу или увеличении содержания и подлинных квитанций казначейств в получении денег. (Опред. 29 Мая – 11 Июня 1885 г. 990Ц. В. 27.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Я же через кого следует сделаю запрещение по всей Грузии, дабы никто уже не имел права продавать оные в домах и лавках с апреля 1 числа нынешнего года. Надеюсь, что до того времени начальствующие церквами, в Грузии состоящими, могут предпринять все меры к изготовлению вощаных свеч до такого количества, чтобы всякий желающий мог покупать как для поставления в церквах, так и для того, чтобы иметь по обычаю христианскому в домах своих» 225 . Спустя два дня после этого, именно 20 того же февраля, со стороны князя Цицианова последовало повсеместно в Грузии предписание, чтобы «отнюдь никто ни в лавках, ни в домах не продавал восковых свеч под опасением строжайшего взыскания» 226 . Благодаря этому распоряжению последовал в свечном деле такой оборот, что розничная продажа восковых свечей была сосредоточена в руках духовенства, а гуртовая предоставлена за ту или другую откупную сумму заводчикам. Откупная сумма эта была по разным местам не особенно значительной и с течением времени не могла удовлетворить грузинское духовенство в его заботах о церковных интересах. А потому впоследствии мы замечаем повышение откупной суммы в пользу церкви. Дороговизна покупки от откупщиков восковых свечей, а равно как бы некая зависимость в этом деле от откупщиков, в большинстве случаев из армян, побудили православное духовное ведомство позаботиться об изыскании каких-либо других способов к обеспечению церквей и молящихся восковыми свечами, с тем, чтобы, сосредоточив в своих руках и оптовую продажу свечей, весь чистый доход предоставлять церквам, а не торговцам. Так как закупка свечей для церквей Грузинского экзархата в Саратове и Москве, по произведенной по сему делу переписке, оказалась невыгодною, то, благодаря просвещенной инициативе и отеческой благопопечительности ныне в Бозе почивающего высокопреосвященного Евсевия, бывшего экзарха Грузии, Грузино-имеретинская Синодальная Контора, согласно определению Святейшего Синода, от 17/24 октября 1866 года, открыла свой свечной, завод, при чем Конторе разрешено было употребить на приобретение нужных инструментов, воска и т.п.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поэтому преосвященнейший Григорий полагал употребить на этот предмет 8 тысяч рублей из хранившейся в Тифлисском отделении государственного банка суммы 16.614 р. 58 к., внесенных мингрельским духовенством в 1883 и 1884 годах на постройку здания для предполагавшейся в городе Кутаисе духовной семинарии. Грузино-имеретинская Синодальная Контора, вполне соглашаясь с мнением преосвященнейшего Григория, бывшего епископа Гурийско-мингрельской епархии, рапортом, от 24 января 1890 года за 883, донесла об этом Святейшему Синоду, ходатайствуя на учреждение в оной епархии попечительства о бедных духовного звания испросить высочайшее соизволение. Святейший Синод указом своим, от 23 июня 1890 года, уведомил Синодальную Контору, что Государь император 2 июня 1890 г. высочайше соизволил утвердить предположение Святейшего Синода об учреждении в Гурийско-мингрельской епархии попечительства о бедных духовного звания. Таким образом было основано попечительство о бедных духовного звания. Духовенство Гурийско-мингрельской епархии, всегда отзывчивое на дела благотворения, чтобы увеличить ресурсы попечительства постановило отчислять в пользу означенного попечительства с каждого причта, получающего казенное содержание, по одной копейке с рубля» 222 . Учреждение Тифлисского епархиального свечного завода Обычай употребления при церковных богослужениях восковых свечей в Грузинской церкви ведет свое начало с древнейших времен. Для удовлетворения этой потребности существовали как частные заводы, так равно и общественные. Известно, например, что в конце XVII и начале XVIII веков католикос Доментий III имел свой собственный завод, свечами которого он снабжал грузинские церкви и между прочим Давидгареджийскую пустынь, получавшую, согласно повелению католикоса, из сего завода ежегодно по две литры (литра=10 фунтам) восковых свечей 223 . Кроме того существовали и царские заводы для выделки свечей. Об этом ясно и вполне определенно говорит грузинский царь Вахтанг VI, законодатель, в «дастур-ламали» (), составленном около 1704 года из древних законоположений о придворных и удельного ведомства распорядках.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Между тем от не постановления окружным судом определения о том, кто именно виновен в совершении подлога при венчании и не был ли к оному причастен священник, венчавший брак, синодальная контора не может определить взыскания, какому он может быть подвергнуть; с другой стороны, и окружной суд едва ли может постановить законное определение о степени виновности лиц, совершивших подлог, не имея ввиду, что последствием сего подлога, была недействительность брака, при венчании коего он был употреблен. На основании сих соображений Св. Синод определил: 1) представленное прокурором грузино-имеретинской синодальной конторы дело о браке князя Давида Цицианова с Анной Блавацкой, под именем сестры ее Екатерины, возвратить в контору при указе, коим предписать конторе постановить определение о недействительности сего брака и определение это сообщить Трифлисскому окружному суду, препроводив в оный, на время надобности, и самое следственное по сему делу производство. Выслушав заключение обер-прокурора, Прав. Сенат находит, что при производстве предварительного следствия по жалобе Блавацкой оказалось, что дочь ее была обвенчана с Цициановым под именем старшей сестры своей, при чем представлены были в удостоверение ее личности документы сей последней, и что таким образом для совершения этого брака употреблен был обман, и что за тем, по точному смыслу 1571 ст. Улож. о Нак. и 1012 ст. Уст. Угол. Суд., дальнейшее наследование и разрешение этого дела должно производиться, как о том справедливо замечает Св. Синод, в общих уголовных судах, а не в суде духовном. Вследствие сего Прав. Сенат определяет: предписать Тифлисскому окружному суду независимо от рассмотрения вопроса о действительности или недействительности брака Цицианова с Анной Блавацкой, возложенного Св. Синодом на Тифлисскую синодальную контору, сделать распоржение о передаче настоящего производства прокурорскому надзору, для направления оного в порядке указаном 1012 ст. уст. угол. суд. (Реш. Общ. Собр. кассац. департ. Сената 1873 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sborni...

Духовное ведомство в Грузии содержалось на доходы с крестьян и с церковных оброков, из казны пособие не выплачивалось. Церковные владения были обширными, но «управление ими... не было устроено; управлялись они по-прежнему через архимандритов и протоиереев, под наблюдением экзарха и конторы. Св. Синод… имений хорошо не знал и предоставлял распоряжаться ими экзархам, как умели и как хотели» (Там же. С. 703). И. писал, что в С.-Петербурге «давно ходили вести», что груз. имения расхищались духовенством и экзархом. Граф А. Х. Бенкендорф «или кто-то из министров» направил в Синод предложение ввести церковные имения в казну, а на содержание духовного ведомства Грузии отпускать средства из гос. казначейства. Все члены Грузино-Имеретинской конторы, по описанию И., самостоятельного голоса не имели, поэтому проголосовали, как и экзарх, против предложения. И. удалось добиться отсрочки дела. Поняв, что в трудных делах ему «предстоит бороться с одним экзархом», И. предложил на вакантное место 5-го члена конторы назначить обер-священника отдельного Кавказского корпуса, подведомственного лишь Синоду и обер-священнику армии и флота. 10 июня 1841 г. на эту должность был назначен обер-свящ. Михайловский ( Барсов Т. В. Об управлении рус. военным духовенством. СПб., 1879. С. 152). И. убеждал экзарха передать имения в казну, чтобы пресечь распространение молвы о расхищении церковных доходов, «позорящей духовенство». Собрав «лучшее грузинское духовенство, из князей и дворян», И. выяснил, что имения издревле жертвовали Церкви из казны груз. цари и что волнений из-за передачи их обратно в казну, но уже российскую, быть не должно. И. убедил экзарха и составил план проекта о преобразовании управления церковными имениями в Грузии, синодальная контора одобрила его и отправила в Синод (Из восп. прокурора. 1883. Т. 1. 4. С. 705). Работая над проектом, И. собирал сведения о владениях ГПЦ. Экзарх архиеп. Евгений учредил в Тифлисе Комитет о гуджарах (грамотах); в его состав вошли И. и 3 члена синодальной конторы.

http://pravenc.ru/text/674987.html

Тотчас же после разрыва грузин с Русскою Церковью чувствовалось, что наступает церковная анархия. Св. Синод безмолвствовал. Грузино-Имеретинская Синодальная Контора не могла работать, так как большинство ее членов, грузины, не являлись в заседания. Ректор Семинарии, Прот. К. Кекелидзе прекратил подачу журналов Правления на утверждение Экзарха и т. п. Возле вопроса об автокефалии начали разгораться страсти национального характера, грозя перейти в серьезные осложнения государственного характера. Положение Экзарха, лишенного руководственных указаний Церковной высшей власти, было трагическое. По инициативе пастырского собрания военного духовенства г. Тифлиса 19 марта решено было на 22 марта созвать общее собрание русского приходского и военного духовенства г. Тифлиса, представителей приходов и духовно-учебных заведений для определения своей позиции к Грузинской автокефальной Церкви. Собрание состоялось 22 марта в здании Тифлисской Александро-Невской церковно-приходской школы и постановило организовать союз русского духовенства, мирян и представителей учреждений Экзархата, находящихся в Тифлисе. 23 марта в покоях Экзарха было общее собрание русского духовенства, законоучителей и служащих в учреждениях и заведениях Экзархата. Экзарх Грузии, Архиепископ Платон принял вновь образовавшийся союз под свое покровительство и подробно доложил собранию о событиях и фактах, которые произошли с 12 марта, дня объявления автокефалии Грузинской Церкви, а также и о том, что Св. Синод по этому поводу доселе не дал руководственных указаний. Принимая во внимание, что Высшая церковная власть не только не санкционировала провозглашенную автокефалию, но даже и вообще не высказалась по ее поводу, собрание постановило: 1) основываясь на свободе самоопределения религиозных обществ, сохранить самостоятельность Русской Церкви в Закавказье, оставив ее по-прежнему в подчинении Св. Синоду; 2) в целях восстановления нарушенной церковной жизни, учредить Исполнительный Комитет из представителей духовенства и мирян г. Тифлиса для сношения с Временным Правительством и его представителями в Тифлисе, с Временным Управлением Грузинской церковью, а также для разработки вопросов организации Русской Церкви в Закавказье. В состав Комитета, под председательством Архиепископа Платона, избрано 12 членов при 3-х секретарях. Исполнительный Комитет 27 марта представителем Временного Правительства, Комиссаром В. А. Харламовым, был признан правомочным.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010