2) В Грузино-Имеретинской Синодальной Конторе, под председательством Экзарха Грузии, состояли в 1884 году четыре члена: настоятель Иоанно-Крестительской пустыни аримандрит Макарий, настоятель Давида-Гареджийской пустыни архимандрит Григорий, настоятель Тифлисского Спасо-Преображенского монастыря архимандрит Кесарий и Главный священник войск Кавказского военного округа протоиерей С. И. Гумилевский. Синодальная Контора имела по три заседания в неделю для решения рассматриваемых в ней дел. 3) Деятельность Конторы, в отчетном году, кроме решения текущих дел, проявилась в напечатании Библии и некоторых богослужебных книг на грузинском языке. Сверх того с моей стороны приняты меры к восстановлению грузинского церковного пения. Библия на грузинском языке напечатана по экземпляру библии, полученному бывшим Экзархом Грузии высокопреосвященным митрополитом Исидором с Афонской горы, пересмотренной и исправленному особым комитетом. К пересмотру Библии, для напечатания ее новым изданием и снабжения ее грузинских церквей, было приступлено с разрешения Святейшего Синода, благословившего это святое дело указом от 13 Ноября 1863 г. 3900. Для пересмотра Библии, бывшим Экзархом Грузии покойным преосвященным архиепископом Евсевием, был учрежден особый комитет из духовных лиц, знающих грузинский, славянский и греческий языки, под председательством преосвященного Александра, викария Грузинского. Дело пересмотра Библии, начавшиеся в 1864 году, окончено в 1877 году, но к печатанию Библии до отчетного года не было приступлено. В отчетном году – Библия вышла из печати, в количестве 2400 экземпляров, напечатание которых стоило Грузино-Имеретинской Синодальной Конторе 13440 руб., т. е. по 5 рублей 60 коп. за экземпляр в переплете; а продавать Библии положено по 6 рублей за экземпляр. По настоящее время разослано по церквям Экзархата 1019 экземпляров, продано в частные руки 24 экз. – В отчетном же году приступлено к печатанию по 1212 экземпляров: молитвослова, служебника и часослова с пасхалией с 1884 по 1926 год, на грузинском языке церковным шрифтом. Молитвослов и служебник уже напечатаны, а часослов с пасхалией печатается и будет представлен в Контору в Марте 1885 года. Книги эти, в кожаном переплете, на хорошей одобренной Синодальной конторой бумаге, обходится Конторе: молитвослов 2 руб. 18 коп., служебник 2 руб. 32 коп. и часослов 2 руб. 73 коп., а все вместе – 8762 руб. 76 коп.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Lebedev/...

Г.-И. с. к. состояла в ведении Святейшего Синода и обязана была неукоснительно исполнять его указы и распоряжения, а также представлять в Синод ежегодные отчеты о состоянии дел в Грузинском Экзархате. В синодальной конторе решались дела о недействительности и расторжении браков с предоставлением права недовольным подавать апелляции в Святейший Синод. Г.-И. с. к. судила клириков и мирян Экзархата по делам, связанным с каноническими преступлениями и др. церковными правонарушениями. Она заведовала всеми земельными владениями, принадлежавшими мон-рям, архиерейским домам и др. церковным учреждениям Экзархата. Контора во главе с экзархом избирала кандидатов на вакантные груз. кафедры и представляла их кандидатуры для утверждения в Святейший Синод. Епископы Грузии находились в зависимости от экзарха и синодальной конторы. О важнейших делах своих епархий они должны были докладывать в Г.-И. с. к., хотя в непосредственное внутреннее управление епархиями контора не входила. Ввиду столь широких полномочий Г.-И. с. к. не было необходимости в существовании духовных консисторий в отдельных епархиях Грузинского Экзархата, что до известной степени ограничивало самостоятельность епархиальных архиереев. Рабочим органом правящих архиереев были канцелярии, состоявшие (по штатам 1885 г.) из секретаря, помощника секретаря и канцелярских служителей. В 1814 г. для Имеретии, Мингрелии и Гурии была учреждена дикастерия, поставленная в зависимость от экзарха и существовавшая до 1818 г. В 1864 г. Г.-И. с. к. было поручено подобрать духовенство для российской миссии в Тегеране. В 1898 г. в ведение конторы была передана созданная в Персии Урмийская духовная миссия , к-рая сносилась с Синодом через экзарха Грузии. В 1903 г. миссия была подчинена непосредственно Синоду. В нач. ХХ в. в Грузии обострилось стремление (в т. ч. и среди духовенства) к отделению от Российской империи и восстановлению автокефалии Грузинской Церкви. Г.-И. с. к. неукоснительно проводила линию, направленную на сохранение целостности гос-ва и Российской Православной Церкви, пресекая сепаратистские и автокефалистские тенденции, что давало повод революционерам обвинять контору и возглавлявших ее экзархов в русификаторской политике, соучастии в колониальном подавлении груз. освободительного движения.

http://pravenc.ru/text/168195.html

К нач. 1811 г. В. подготовил проект, согласно к-рому вместо существовавших 13 епархий учреждались только 2 - Мцхетско-Карталинская и Алавердско-Кахетинская. Возглавить дикастерию должен был управляющий груз. духовенством. Им должен был стать митр. Мцхетский и Карталинский, к-рому присваивалось звание члена Святейшего Синода РПЦ и экзарха Грузии. 21 июня 1811 г. проект В., согласованный с ген. Тормасовым, был представлен на утверждение имп. Александру I и утвержден последним 30 июня того же года. Т. о., была упразднена автокефалия Грузинской Церкви и учреждена духовная дикастерия, к-рую возглавил экзарх Грузии. Первым экзархом с возведением в сан митрополита стал В. За время управления Экзархатом В. восстановил и построил в Тифлисе (Тбилиси) Кашветский храм св. Георгия, храм Обретения Креста Господня, колокольню напротив Сионского кафедрального собора. После упразднения Имеретинского царства (1811) было решено создать Грузино-Имеретинскую Святейшего Правительствующего Синода контору и упразднить дикастерию. Синодальная контора была учреждена указом императора от 30 авг. 1814 г., во главе был поставлен В. с титулом «Экзарх Грузии и Имеретии», к-рому было поручено провести реорганизацию в Западногрузинской Церкви. В. столкнулся с сопротивлением духовенства и не смог справиться с задачей учреждения новых церковных структур в зап. области Грузии. Это стало причиной его отстранения от управления Экзархатом. В 1817 г. новым экзархом был назначен архиепископ Мцхетский, Тифлисский и Карталинский Феофилакт (Русанов), при к-ром была проведена реорганизация церковного управления в Грузии. 14 мая 1817 г. В. был вызван в Синод, где находился до начала февр. 1825 г. (Краткий очерк. С. 19). С 20 февр. 1825 г. В. управлял Даниловым московским мон-рем . В России он возобновил свою типографско-издательскую деятельность. Погребен под соборным храмом Данилова мон-ря. Ист.: Акты, собр. Кавказской археографической комиссией. Тифлис, 1870. Т. 4: 1890-1811. Лит.: Кирион (Садзагелов), еп. Краткий очерк истории Грузинской Церкви и Экзархата за XIX ст. Тифлис, 1901; . /. 81. , 1982.

http://pravenc.ru/text/154217.html

С 1867 года разделения епархий на классы не существовало. Все Архиереи считались равными, исключая митрополитов Киевско-Галицкого, Московско-Коломенского, Петербургско-Ладожского и Экзарха Грузии. К началу XX столетия при Синоде существовали следующие подчиненные ему учреждения: а) Московская Синодальная Контора и 6) Грузино-Имеретинская Синодальная Контора. Московская Контора управляла ставропигиальными монастырями (за исключением Соловецкого), Успенским собором в Москве и московским синодальным домом с его церковной библиотекой и ризницей. Она же снабжала епархии святым Миром. В 1892 году при ней было учреждено Училище церковного пения. Председателем Конторы был митроп. Московский, членами – один или два настоятеля московских ставропигиальных монастырей. Грузино-Имеретинская Контора управляла церковными делами в Закавказском крае, заведовала там церковными имуществами, представляла Синоду кандидатов на архиерейские кафедры. Ее председателем был экзарх Грузии, членами – четверо настоятелей монастырей и протоиерей. При обоих Конторах состояли: 1. Прокуроры. 2. Канцелярия. 3. Хозяйственное управление. 4. Контрольная комиссия, 5. Духовно-учебный комитет. 6. Училищный совет. Все эти вспомогательные учреждения находились в ведении обер-прокурора (в 1865 году была учреждена должность товарища обер-прокурора). В некоторых епархиях имелись викариатства. Получив титул епископа одного из уездных городов епархии, викарии не обладали правом самостоятельного управления в этом уезде. Они имели только право поставлять и смещать в уезде причетников. Важное значение в епархиальной жизни получили съезды духовенства – епархиальные и окружные. К концу царствования Николая I казенное жалование получали 55.163 священно- церковнослужителя при 13.214 церквах в 32 епархиях. В целях улучшения содержания духовенства при Николае I усилен надел церквей землями. Для западных епархий с 1842 года назначены были небольшие (дополнительно к приходским средствам) оклады, которые постепенно распространялись и на другие епархии. Значительно усилилось казенное содержание духовенству при Александре III.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

— представлять на законное рассмотрение Грузино-Имеретинской Синод. конторы, обязанной давать сим делам возможно скорейший и правильный ход по существующим постановлениям. Вместе с сим разрешить ему, Главному священнику, непосредственные, по представляемым рассмотрению его делам, сношения с епархиальными Преосвященными, главными священниками, начальниками губерний, губернскими присутственными местами и духовными консисториями». Положение это гр. Толстой отправил Главному священнику армии и флотов прот. М. Богословскому, который дал следующий отзыв: «Доселе обер-священник отдельного Кавказского корпуса, что ныне Главный священник Кавказской армии, назначаем был Св. Синодом из кандидатов, представляемых Главным священником армии и флотов; и только в том случае, когда Св. Синод признает полезным назначить его и членом Грузино-Имеретинской Синодальной конторы, определение об этом новом назначении представляется на Высочайшее утверждение. Его ведению подлежат: 1) церкви и духовенство Кавказского линейного казачьего войска, в пределах Ставропольской губернии, в станицах округов Ставропольского, Пятигорского, Моздокского и Кизлярского, и 2) церкви и духовенство регулярных войск, подведомственных Кавказскому Наместнику. В станичных церквах главный священник Кавказской армии распоряжается самостоятельно, и только в случаях, требующих разрешения от высшей иерархической власти, обращается за решением в Грузино-Имеретинскую Синод. контору. Церквами же и духовенством регулярных войск он заведует состоя в зависимости от Главного священника армии и флотов, который и определяет в регулярные войска священнослужителей, и назначает благочинных, и заведует сиротскими суммами, и сосредоточивает в своем управлении все духовные акты армейского ведомства; по делам же следственным и административным, превышающим власть старшего Благочинного, составляет для Главного священника Кавказской армии ту же инстанцию, что и Грузино-Имеретинская Синод. контора по управлению станичными церквами и духовенством. Ныне сочинитель записки назначение Главного священника Кавказской армии признает так же зависящим от Св. Синода, но предлагает утверждать его в этой должности Высочайшей власти, и не упоминает о том, что в эту должность Св. Синод выбирает из представляемых ему кандидатов достойнейшего. Сочинитель записки и управление станичными церквами и заведывание духовенством регулярных войск сливает в одно ведомство, и поставляет его в полной независимости от Главного священника армии и флотов; назначает Главного священника Кавказской армии непременным членом Грузино-Имеретинской Синод. конторы, и даже ставит его выше, предоставляя ему право, мимо Синодальной конторы, сноситься прямо со Св. Синодом.

http://azbyka.ru/fiction/parizhskie-pism...

В непосредственном ведении Синода находились также две синодальные конторы: Московская и Грузино-Имеретинская. Первая из них, под председательством Московского митрополита, а в его отсутствии - первого викария епархии, состояла из архиереев, находящихся на покое в московских монастырях, архимандрита одного из московских ставропигиальных монастырей и протопресвитера Успенского собора. Эти кандидатуры утверждались по представлению Святейшего Синода Высочайшими приказами. Синодальная контора в Москве заведовала Успенским собором, Московскими ставропигиальными монастырями, синодальным домом, Церковью 12 Апостолов, синодальной ризницей и библиотекой. Кроме того, она ведала приготовлением святого мира. Грузино-Имеретинская синодальная контора под председательством экзарха Грузии состояла из 4 членов: 3 архимандритов и 1 протоиерея. Она имела гораздо более широкие полномочия, чем Московская, являясь своего рода синодальным отделением по управлению грузинскими епархиями. Синодальная контора во главе с экзархом избирала кандидатов на вакантные грузинские кафедры и представляла их для утверждения Синоду. Епископы Грузии, управляя своими епархиями, в своей деятельности находились в зависимости от экзарха и синодальной конторы. Проекты преобразования высшего управления Русской Православной Церкви. Каноническая ущербность синодальной системы отягощала совесть архиереев, клириков и мирян. Во второй половине XIX века необходимость преобразования церковного строя начинает обсуждаться публично. В 80-е гг. в епархиальных городах России - Петербурге, Киеве, Казани - проходят совещания епархиальных архиереев отдельных регионов, на которых обсуждаются вопросы церковной жизни, особенно острые в этих местностях. В литературе такие епископские совещания получили название «соборы.» У церковного народа появляется надежда на созыв Всероссийского Поместного Собора. В умах людей, особенно болезненно переживавших неканоничность синодального управления, зреет мысль о восстановлении Патриаршества. Когда в ходе революции 1905-1917 гг. были изданы Манифесты, предоставлявшие широкие права иноверцам, инославным и старообрядцам, духовенство и церковная общественность встревожились тем, что Православная Церковь, находившаяся в течение 200 лет под жесткой опекой государственной власти, может оказаться в худшем положении, чем иноверцы и инославные религиозные объединения.

http://sedmitza.ru/lib/text/432413/

Отношения И. с Протасовым ухудшались, секретарь подвергался необоснованным нападкам со стороны обер-прокурора. И. неск. раз подавал прошение об увольнении, но директор духовно-учебного управления, высоко ценивший способности И., всякий раз убеждал его остаться. В февр. 1840 г. открылась вакансия обер-секретаря Синода. Коллеги не сомневались, что должность достанется И., но 24 марта был назначен др. чиновник, незнакомый с делами духовного ведомства. И. тотчас подал прошение об увольнении «и с тех пор в Синод ни ногой» (Из восп. секретаря. 1882. С. 88). Однако увольнения И. не получил. Спустя 2 месяца Протасов обратился к нему с просьбой помочь разобрать запущенные дела по Грузинскому Экзархату. И. отмечал, что «о состоянии Грузии или Грузинской Церкви знали очень недостаточно как в Св. Синоде, так и в канцелярии обер-прокурора; всех лучше знал я» (Из восп. прокурора. 1883. Т. 1. 1. С. 68-69). В Грузино-Имеретинской синодальной конторе должность обер-прокурора временно занимал старший секретарь. Протасову стали поступать доносы на экзарха архиеп. Евгения (Баженова) и руководство Тифлисской ДС. Для рассмотрения дел был составлен комитет из чиновников, подчиненных обер-прокурору. Проекты резолюций комитета Протасова не устроили, и он обратился к И., к-рый разобрался в ситуации. Вскоре И. было предложено занять должность обер-прокурора Грузино-Имеретинской синодальной конторы. Он видел, что управление Грузинским Экзархатом не упорядочено, особенно в экономической части. И. изучил документы из архива Синода, касающиеся должности обер-прокурора, и выяснил, что не исполнялось поступившее в Синод в 20-х гг. XIX в. распоряжение имп. Александра I, в котором определялись права и обязанности обер-прокурора. Также он заметил, что в 1837 г. (после того как имп. Николай I посетил Кавказ и отметил, «как трудно жить и служить в Закавказье») работавшие в Грузии получили содержание, намного превышающее выплаты тем, кто трудился во внутренних областях России, но по духовному ведомству таких изменений произведено не было. Описывая финансовое положение Грузинского Экзархата, И. отмечал, что в Грузии духовенство всегда содержалось на доходы с церковных имений; «содержание, с избытком достаточное» было бы возможно и сейчас, но «Синод не позаботился и заботу возложил на экзархов; прокурор не имел инструкции; контора действовала, как архиерейская консистория, а экзархи, обеспечив одних себя в содержании, не думали, да и не умели обратить на этот предмет должного внимания. Церковные имения управлялись сами собою: кто хотел, тот и запускал в них руку,- и светский, и духовный» (Там же. С. 73-74).

http://pravenc.ru/text/674987.html

вместе с неск. учениками он поселился в ней и стал вести отшельнический образ жизни. Насельники восстановили древний храм св. Архангелов и ежедневно стали служить литургию ( Фавста (Шушания), Акепсима (Шушания). 2004. С. 54; Шушания. Жизнеописание. 2006. С. 7; Он же. Церк. мыслитель. 2006. С. 37). Несмотря на то что обитель долгое время не имела офиц. статуса, Грузино-Имеретинская синодальная контора выдала прп. Алексию, как настоятелю, храмовую печать. Преподобный не принимал со стороны церковного начальства служебных наград и степеней, не носил даже простого иерейского креста ( Шушания. Жизнеописание. 2006. С. 7). Не желая, чтобы мон-рь строился только на пожертвования состоятельных людей, прп. Алексий в 1891-1895 гг. разносил питьевую воду, продавая ее за небольшую плату в мест. Новосенаки, где был железнодорожный узел и где во время долгих стоянок поездов у единственного крана образовывалась большая очередь. По воспоминаниям мон. Георгия (Булискирии), прп. Алексий набирал воду в источнике и, «с утра до ночи держа в руках чайник и кружку», разносил ее по вагонам. Прп. Алексий и ранее, «в период Успенского поста, имел обычай разносить воду нуждающимся, при этом делал это безвозмездно». Вскоре люди стали сами приходить к нему и предлагать свою помощь, финансовую и физическую, в постройке мон-ря ( Шушания. Церк. мыслитель. 2006. С. 29; Рафаил (Карелин). 2008. С. 142, 143). Община разрасталась, среди прочих здесь стал подвизаться помощник прп. Алексия иером. Дорофей (Качарава), обладавший небольшим состоянием (в миру он был купцом), к-рое позволило приступить к возведению нового храма (Освящение монастырского храма. 1909. С. 15; Масцавлебели. 1911. С. 8-9). В 1908 г. с благословения уже почившего к этому времени еп. Имеретинского свт. Александра (Окропиридзе) прп. Алексий приступил «к разбору старого и постройке нового храма». Автором проекта стал архитектор итальянского происхождения католик И. Чендони, в процессе общения с прп. Алексием принявший Православие ( Шио (Муджири).

http://pravenc.ru/text/2562970.html

И. сразу же обратил особое внимание на уровень образования в Грузии и противостоял насильственной русификации обучения. По его инициативе в Тифлисе для ДС было выстроено 3-этажное здание, но проект оказался неудачным, и здание вскоре разрушилось ( Карбелашвили. 1907). В 1828 г. И. и главноуправляющий духовными делами иностранных исповеданий статс-секретарь Д. Н. Блудов, ссылаясь на недостаток образования закавказского юношества в медицинской сфере, ходатайствовали перед министром внутренних дел ген.-адъютантом А. А. Закревским «об образовании в Московском отделении Медико-хирургической Академии молодых людей из уроженцев Грузии, Армянской области и прочих Закавказских стран для служения в местах родины в звании врачей… если не из детей Грузинского и Армянского духовенства, то из людей прочих свободных состояний…» ( Закревский//АКавАК. Т. 7. С. 216). И. жертвовал собственные средства и активно занимался благоустройством и украшением церквей и возведением новых храмов. Из внутренних областей России он выписывал в Грузию колокола, церковную утварь, иконы, ризы и др. (ЖПодв. 1908. С. 291). В марте 1828 г. ходатайствовал перед Святейшим Синодом о выделении средств на восстановление пришедших в упадок груз. церквей IV-VI вв. 24 мая Синод предписал И. сделать «планы, фасады и разрезы» кафедрального собора Светицховели в Мцхете и церквей IV-VI вв., «которые могут быть полезны для церковной археологии... и для составления планов на построение церквей в нынешнее время»; составить смету реставрационных работ с расчетом необходимых сумм; о средствах на исправление др. церквей и церковных зданий ходатайствовать перед гражданским начальством ( Иона (Василевский)//АКавАК. Т. 7. С. 246-247). 29 сент. 1830 г. И. внес в Грузино-Имеретинскую синодальную контору предложение об открытии жен. мон-ря: по его свидетельству, после упразднения автокефалии ГПЦ груз. монахини оказались рассеяны по церквам разных уголков Грузии; открытый в Тифлисе или в его окрестностях мон-рь мог бы собрать их под своим кровом. Письмом от 2 дек. 1832 г. синодальная контора, сославшись на отсутствие средств, ответила отказом (Груз. духовенство. 1906. 6. С. 17).

http://pravenc.ru/text/578300.html

ред. Н.Ф. Дубровин Книга 2 → Содержание Введение Часть первая. Главное управление Православной церкви Отделение I. Святейший синод и состав его в царствование Императора Николая I-ro Отделение II а) Московская синодальная контора б) Грузино-имеретинская синодальная контора Отделение III. Белорусско-литовская духовная коллегия Отделение IV. Контроль духовных дел. Управления хозяйственное и духовно-учебное Отделение V. Делопроизводство или канцелярии при главном духовном управлении Отделение VI. Следствия преобразований, произведенных при Императоре Николае I-м в главном духовном управлении Отделение VII. Постройка нового здания и открытие в нем св. синода Часть вторая. Местное управление Отделение I. Число епархий в последний год царствования Александра I. Умножение епархий и викариатств в последующее царствование. Общий взгляд на причины этого явления Отделение II. Подробное описание открытия каждой епархии и викариатства в хронологическом порядке 1) Олонецкая епархия 2) Саратовская епархия 3) Новочеркасская епархия 4) Симбирская епархия 5) Полоцкая епархия 6) Пермское викариатство в Екатеринбурге 7) Варшавское викариатство, обращенное впоследствии в самостоятельную епархию 8) Томская епархия 9) Викариатство тверское 10) Викариатство каменец-подольское 11) Викариатство рижское, обращенное потом в самостоятельную епархию 12) Херсонская епархия 13) Волынское викариатство в городе Остроге 14) Камчатская епархия 15) Воронежское викариатство 16) Кавказская епархия 18) Саратовское викариатство в г. Волгске 17) Епархии имеретинская и гурийская 19) Самарская епархия 20) Абхазская епархия 21) Казанское викариатство 22) Херсонское викариатство Отделение III. О западных епархиях Особенное положение о западных епархиях Новое разграничение некоторых епархий Западного края Штаты западных кафедр Смены архиереев в западных епархиях по особенным причинам Отделение IV. Присоединение Якутской области к камчатской епархии Отделение V. Повышение и понижение некоторых епархий в степенях Отделение VI.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010