Изумленные появлением странников, в столь поздние часы дня, они скликали стада свои и прятались в подземелья. Встревоженный криками курдов, вожатый спешил привести нас на другую оконечность города, к самым стенам, где сохранились одни великолепные палаты; мимоходом мы обошли другие еще пространные развалины, которые слывут банями, но более похожи на остатки дворца и церкви, соединенных вместе. Не это ли мраморное святилище, которое соорудил, в честь святой Рипсимы, католикос Саркис, когда перенес кафедру в Ани и построил там свои палаты? Пусть решит этот вопрос более опытный посетитель. Здание, к которому привел нас вожатый, действительно заслуживало внимание, ибо это были единственные чертоги, которые уцелели промежду многих церквей. Они касались с одной стороны городских стен, а с другой спускались многими ярусами, по отвесному берегу Алазы, усеянному также развалинами. Фронтон их был украшен шахматными плитами; большие ворота открывали вход во внутренность здания, быть может караван-сарая или жилища каких-либо вельмож, но конечно не царей, по соседству городской стены. Мне бы хотелось назвать его чертогами знаменитого рода Пахлавуни, славного полководца Ваграма или племянника его Григория магистра, ибо приятно одушевлять живыми именами безжизненность развалин. От сих пустынных палат направились мы, вдоль городской стены, еще вооруженной грозными башнями царя Сумбата, к городским воротам, потому что невозможно было долее медлить. Еще багровее казались, при вечерней заре, исполины сии, складенные из огромных плит красного гранита; они стоят на страже пустой столицы, как воин блюдет вверенное его хранению, не испытывая: есть ли что под заветным замком? Царь Сумбат, воздвигший сии громады в лучшую эпоху славы Багратидов, окопал их глубоким рвом, доныне видимым, от крутого берега Алазы до столь же отвесных скал Арпачая, и сделал неприступным этот единственный вход в столицу. Но другая обширная стена, которою обнес он внешний город или предместье, уже не существует. На целом поле развалин стоит только одинокая церковь , изящной архитектуры, которую как говорят выстроил богатый пастух, по обету ради благоденствия стад своих, когда уже бывший город обратился в пастбище: sic transit gloria mundi! Высокие врата, между двух круглых башен, чрезвычайной толщины, открыли нам выход из царственных развалин Ани; солнце село, а нам надлежало еще воспользоваться остатками вечера, чтобы проехать полем до пяти верст, для сокращения дороги, и найти более удобный брод Арпачая.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Нарсес (ок. 472–568 гг.) – выходец из Персоармении, из армянского рода нахараров Пахлавуни – владетелей армянской крепости Бжни, евнух, с 537 г. препосит священной опочивальни. В 551–552 гг. возглавил ромейские войска, которые окончательно покорили готов и изгнали их из Италии. В 554 г. разгромил армию франков в италийской Кампании и подавил мятеж союзных германцев-герулов. В 555–567 гг. – экзарх Италии. При ромейском императоре Юстине II (565–578 гг.), будучи протоспафарием и кувикуларием, основал в Константинополе Кафаройский монастырь (дословно «Чистый»), предназначенный для евнухов. Нартекс (от греч. «тростник») – другое греч. название – пронаос, помещение, которое предшествует наосу церкви. На деле это притвор, вытянутая в ширину длинная, низкая, узкая «передняя», вестибюль христианского храма, расположенный перед главным входом. После первой части Божественной литургии (литургии оглашенных) в Н. выходили оглашенные и различные категории наказанных, кающихся, представители иных вероучений. Здесь же устраивали обряды крещения, водосвятия, погребальные и поминальные службы, привилегированные захоронения. В крупных церквах Н. с запада иногда предшествует еще одно помещение – экзонартекс (внешний нартекс), тоже равное ширине всех нефов, но зачастую оформленное в виде открытого портика или галереи перед атриумом (аулой). Наручи – маникелы, одна из составных частей вооружения воина. Н. предназначались для защиты руки от кисти до локтя, делались из кожи с нашитыми пластинками (забами) или из цельного металла (железа) с кожаной подкладкой. Натацио (лат.) – плавательный бассейн, который иногда устраивали при римских термах. Византийские бани обычно ограничивались помещением фригидария с ванными. Нахарары – главы древних армянских родов, князья. Неа Екклессия – см.: Новая церковь . Неаполь – крупный портовый город в средней Италии (Кампания), в VI- VIII вв. – византийский дукат. В VIII в., после падения экзархата, когда Италия отделилась от Византии, дуки Н. стали герцогами со своими интересами, но неаполитанцы находились под управлением царского спафария.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В X в., как свидетельствует византийский историк «продолжатель Феофана», в Константинополе жил и творил знаменитый иконописец Андрей, сын Артавазда, «первого среди иереев славной Софии (Константинопольской)»; так вот, это тот самый Андрей «который в наше время превзошёл живописное искусство лучше Апеллеса, а также Агафарха, Ираклида и Филина, Византийцев». В VI–XIII вв. представители армяно-халкидонитских византийских родов: Аршакуни, Камсараканы, Мамиконяны, Ираклиды, Арцруни, Гнуни, Куркуасы, Гаврасы, Фокады, Тарониты, Торникии, Апокапы, Криниты, Вхкаци, Василаки, Пахлавуни, Арменопулы и др., занимали высокое положение при императорском дворе и Церкви. Те армяне, которые входили в имперскую администрацию Византии, в своём подавляющем большинстве состояли в официальной Православной Церкви, так же, как и многие армянские общины восточной Малой Азии, находившиеся под покровительством Византии. Надо сказать, что в VII–XIII вв. было очень много лиц армянского происхождения среди высших слоев Византии, и верность имперской культуре и языку вовсе не означала отрицания права на существование национальной культуры, национального богослужебного языка и т. д. Существовало много православных армян, совершавших богослужение на армянском языке, хотя и не принимавших богословского учения Армянской Церкви. Однако следует отметить, что армяне-халкидониты оказались в определённой степени чужды армянскому (монофизитскому) миру, но не стали полностью «своими» и в православном грузинском и греческом мире. Их обособленность дала возможность полиэтничной Византийской империи, скреплённой помимо государства, прежде всего конфессиональным единством её граждан, широко прибегать к их услугам при создании и функционировании контактной зоны с восточнохристианским миром. Переходя на службу Византии, армяне-халкидониты связывали себя с имперской идеей и православным учением, а не с греческим этносом или с тем или иным императором. В последнее время были, как бы заново открыты рукописи армяно-халкидонитских монастырей на армянском языке (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

27. Из статей «Армяне-халкидониты» и «Армянская Апостольская Церковь »; «Православная энциклопедия». Т.3. М., 2001. 28. Лазарь Парбский. История Армении. (V в.), Тифлис, 1904, (на древнеарм. яз). 29. Г.П. Хомизури. Армянская Апостольская Церковь . Святые, мученики, видные священнослужители, богословы, христианские деятели культуры. Словарь. Москва, (2002 г.). 30. Михаил Сабинин. Сад святой Нины. Москва, 2003. 31. Езник Петросян. Армянская Апостольская Святая Церковь . III-e издание, «Краснодар», 1998, ч. I, г. I. 32. В.А. Арутюнова-Фиданян. Повествование о делах армянских. (VII в.), «Индрик», 2006. На обложке: святой Григорий Армянский, архиепископ и просветитель Великой Армении. Мозаика. IX век. Собор Святой Софии в Константинополе. 1 Линия армянских царей Аршакидов, как известно, происходила от знаменитой парфянской царской династии. Армянские Аршакиды правили в Великой Армении с начала II века до Р.Х. по 428 г. по Р.Х. Такие княжеские роды, как Камсараканы и Пахлавуни всё те же Аршакиды лишь в разных ответвлениях этой династии. Представители этого славного рода правили в Персии, Великой Армении, Мидии-Атропатене, Иверии, Албании Кавказской, Месопотамии, Индии и в других мелких государствах, и, разумеется, в самой Парфянской державе, тем самым их правление охватило огромную территорию, чем, кстати, и подтверждается обетование Божие, данное Аврааму: «От тебя произойдут цари народов» ( Быт. 17, 6 ), о чём и свидетельствует в своей «Истории» св. Моисей Хоренский (кн. II, гл. 1). Представителями этого славного рода были также и первые святые архиепископы Великой Армении св. Григорий Просветитель (Аршакуни), его сыновья и внуки, а также некоторые из их святых преемников. 3 Эдесса древний халдейский город, затем эллинизированный в IV в. до Р.Х. (при Александре Македонском), но после, обретший независимость в качестве столицы Осроэнского государства, основанного по инициативе селевкидского правителя персидского происхождения Осроя в 137 г. До Р.Х.. Эдесса с прилегающими землями Северной Месопотамии (Низибией, Адиабеной и др.) в прошлом входила в состав Парфии и также в состав южных областей Великой Армении и находилась в сфере их политического влияния, из-за чего Северную часть Месопотамии стали иногда называть «Парфянской», а иногда «Армянской».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОВАННАВАНК [арм. (?)(?)], средневек. мон-рь во имя св. Иоанна Предтечи в с. Оганаван пров. Арагацотн на правом берегу р. Касах, в 6 км к северу от г. Аштарак (Армения). Согласно «Хронографии» Закарии Канакерци, бывшего послушником в монастыре в XVII в., 1-я церковь на территории обители была построена при ап. Фаддее. По его же сообщению, св. Григорий и царь Трдат III Великий вложили в древний храм Сурб-Карапет (св. Иоанна Предтечи) частицу мощей этого святого. Местность в IX-XI вв. принадлежала князьям Пахлавуни, а после изгнания сельджуков - Захаридам (роду Закарянов), к-рые в нач. XIII в. пожаловали часть земель княжескому роду Вачутянов, оказывавшему покровительство мон-рю. В XVII в. обитель была культурным и образовательным центром со скрипторием и школой. Рукописи, происходящие из О., хранятся в Матенадаране. После русско-тур. войны 1828-1829 гг. постройки мон-ря были возрождены как действующие храмы выходцами из Муша. В 1919 г. при землетрясении обрушились значительная часть юж. стены и вся верхняя часть главного храма. В нач. XX в. гавит (притвор) лишился сев. части зап. фасада, на что указывает новая кладка с фрагментом аркатуры. В 70-90-х гг. XX в. главный храм был восстановлен. Монастырь Ованнаванк. Фотография. 2018 г. Монастырь Ованнаванк. Фотография. 2018 г. Монастырский архитектурный ансамбль представляет собой компактный комплекс из 4 сооружений, сложенных из блоков красного и темного туфа, обнесен крепостной стеной с башнями (XIII-XVII вв.) с севера, запада и юга. Его вост. сторона с апсидами 2 церквей выходит к уступу ущелья р. Касах подобно постройкам мон-рей Сагмосаванк и Аствацнкал, расположенных выше по течению реки на той же стороне ущелья. Ансамбль состоит из однонефной базилики (IV-V вв., верх перестроен в 553 и после землетрясения 1679) с углубленной вост. апсидой, внешне имеющей прямоугольные очертания, и главного крестово-купольного храма Сурб-Карапет (1216-1221), к зап. фасадам которых пристроен 4-столпный обширный гавит (1250-1251). С северо-запада к фасаду базилики и сев. стене гавита примыкают 2 асимметричные в плане пристройки, датировка и назначение к-рых неизвестны.

http://pravenc.ru/text/2578121.html

В таком волшебном свете представилось мне это чудное ущелье, оттого ли что меня поразила внезапная перемена климата, или действительно красота его возбуждала невольный восторг. Легкая арка моста, смело перекинутая через поток, довершила очарование, ибо только такой воздушный переход мог соединять между собою фантастические утесы, которые, один за другим, восставали пред нами, отличаясь дикостью своих форм. Приятный и образованный настоятель обители, архимандрит Саркис, будучи предварен о моем приезде, встретил нас во вратах, с малолетними своими питомцами, о коих заботится, как отец о детях; он сам завел и содержит училище, доброхотными пожертвованиями, и по своей любознательности описал все монастыри и развалины Бамбакского ущелья и окрестных мест. Прием его был чрезвычайно радушен и соединен с светскою приветливостью, которой не ожидаешь в столь диком уединении. Ночь мы провели в его кельях, а на утро, после литургии воскресной, занялись под его руководством осмотром обители. Она была основана, по местным преданиям, в IX веке, монахами, бежавшими от императора греческого Романа, который принуждал их принять собор Халкидонский; но древность её возводят гораздо выше, не только до времен просветителя, но даже до апостолов Варфоломея и Фаддея, будто бы благословивших место сие, освященное в последствии Григорием. Напротив того, летописцы грузинские приписывают царям своим основание Санагина и Ахпата, так как они находятся в пределах Грузии, а не Армении. Одно лишь то достоверно, что оба монастыря процвели не ранее X века, при династии Багратидов, когда младшая ветвь их властвовала в Лори и Давид безземельный прославил свое царство. Обе соборные церкви, в Санагине и Ахпате, сооружены супругою Ашота милостивого, матерью царей Сумбата Анийского и Гургена Дорийского; потому оба царя сии вместе изображены, на внешней алтарной стене обоих храмов, держащими в руках церкви, воздвигнутые их матерью. Санагин сделался царственною усыпальницею династии Дорийской и могущественных Атабегов, властвовавших после царей в Ани, и славного рода Пахлавуни, освященного великим Григорием. Ахпат же, хотя и служил местом упокоения для некоторых царственных особ, однако, не был собственно погребальным монастырем, подобно Санагину. Там была учреждена в последствии кафедра архиепископская, почти не зависевшая от католикосов, которые не могли даже быть избираемы и посвящаемы, если при этом действии не участвовал архиепископ Ахпатский, в числе четырех главных лиц иерархии армянской. В Ахпате православие встретило сильный отпор, равно как и в монастыре Татевском, что в Карабахе, ибо там соединялись частные соборы, под председательством своих архиепископов, чтобы осудить действия благонамеренных католикосов.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Напрасно стоят повсюду храмы: нет в них более молитвы! Если есть еще пустынные церкви на окрестных горах, или вне ограды, на пространстве поля, бывшего некогда городом: то это лишь памятники минувшей славы; нет более Ани! Из всех её окон зияет смерть; это одна постоянная гостья стольких жилищ; она встречает путника во всех вратах и храмах и чертогах? Если вы не хотите нарушить очарования, возбужденного чудным зрелищем опустевшей столицы, окиньте быстрым взором все её каменные сокровища, и не вникайте в грустные подробности развалин. Если же хотите вникнуть в их плачевную повесть, они вам отзовутся минувшею жизнью. При нем соорудились все лучшие её памятники; супруга его Хосрови-духт, не уступая в ревности царю, соорудила два знаменитые монастыря, Санагин и Ахпат, пережившие славу столицы; а сын Ашота, Гурген, начал новую династию отдельных властителей Лори, на берегах Бомбака. Сумбат III Шагин-Шах, продолжал начатое отцом украшение новой столицы, которая при нем получила громкое название Ани, о тысячи церквах, и слово сие обратилось в священную клятву для народа. Сумбат соорудил крепкую стену из красного камня, с башнями необычайной толщины, которые доселе поражают взоры, и обвел внешний город стеною, с глубоким рвом; она простиралась до нынешних пустынных ворот, что за пять верст от Ани. Сын его Гагик I построил великолепную соборную церковь посреди столицы, и убедил католикосов переселиться в Ани; ему приписывают и строение обители св. Григория, на подобие Эчмиадзинской. Это было самое блестящее время для города и династии Багратидов; тогда процветало в Ани и другое славное племя Пахлавунское, давшее Армении великого воеводу Ваграма и Григория магистра. Саркис, первый из католикосов, основавшихся в Ани, соорудил близ своих палат богатую церковь , в честь святой Рипсимы, и оставил по себе кафедру Петру, которому суждено было испытать много бедствий, в течение долгого своего правления, ибо благоденствие Ани кончилось с царем Гагиком. Малодушный сын его Иоанн сделался игралищем князей ему подвластных и сильных соседей.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

До недавнего времени архитектура собора серьезно не изучалась, в нем не проводились крупномасштабные археологические исследования. Л. Ю. Венсан и Ф. М. Абель видели в нем совмещение армянского и романского стилей ( Vincent L. H., Abel F. M. Jerusalem Nouvelle. P., 1914). Б. Кюнель описала здание собора как пример средневизантийской архитектуры ( K ü hnel B. Crusader Art of the 12th Cent. B., 1994. P. 27). Т. Ш. Р. Боуз указал на возможное участие в строительстве собора иерусалимской кор. Мелисенды (армянки по матери Морфии Мелитинской), учитывая ее интерес к церковным делам ( Boase T. S. R. Kingdoms and Strongholds of the Crusaders. L., 1971. P. 103; Hintlian. 1989. P. 25-28). Я. Фолда писал, что «церковь построена в армянском, то есть восточном, стиле» и что Мелисенда, будучи покровительницей церковного строительства в Иерусалиме в 1131-1161 гг., могла способствовать привлечению каменщиков, работавших в храме Гроба Господня ( Folda J. The Art of the Crusaders in the Holy Land, 1098-1187. Camb., 1995. P. 247). Идея об участии Мелисенды в строительстве собора И. м. развивается Мутафяном. Он согласен с мнением о типично арм. архитектуре здания и обращает внимание на торжественность приема, оказанного в 1142 г. в Иерусалиме арм. католикосу Григору III Пахлавуни ( Мутафян. 2007. С. 20-21). Нурит Кенаан-Кедар считает, что королева выступала ктитором как католич., так и арм. храмов; собор был построен арм. мастерами на ее средства ( Kenaan-Kedar. 1998. Р. 85-86; Eadem. 2007). Композиция храма, по мнению ученого, отражает визант. и арм. традиции XI-XII вв., а притвор подобен визант. нартексам. Необычная форма купола напоминает о существовании подобных форм в мечети в Кордове (962-966), повлиявшей на романскую архитектуру Испании и Франции. По мнению исследовательницы, такой купол, как и нек-рые декоративные элементы собора, напр. «подушечный» фриз, восходит к архитектуре Вел. Армении VI в.; его появление в арм. архитектуре XIII в. она называет возрождением местной традиции. При этом нерешенным остается вопрос о том, когда появился купол. Некоторые относят его к перестройке в XIII в. (Armenian Art Treasures of Jerusalem/Ed. B. Narkiss. New Rochelle (N. Y.), 1979. P. 121-144; Thierry J. M., Donab é dian P. Armenian Art. N. Y., 1989. P. 540-541). Существует мнение, что первоначально он был значительно выше (это могло не нравиться егип. султанам) и был снесен во время христианского погрома (1242), после чего заменен низким совр. куполом ( Kalemderian. 2007. P. 10). Если же купол сооружен в XII в. при поддержке Мелисенды, то он, возможно, послужил моделью для арм. архитектуры нач. XIII в. В XVIII в. с запада к основному объему храма был добавлен портик.

http://pravenc.ru/text/200367.html

Р. М. Бартикян Рач Михайлович (род. 7.07.1927, Афины), арм. византинист, зав. отделом средневек. истории Ин-та истории Армянской АН, академик Армянской АН (1996). В 1946 г. после окончания греч. гимназии репатриировался с родителями в Армению. В 1953 г. закончил исторический фак-т Ереванского ун-та. В 1958 г. защитил канд. дис. «Источники для изучения истории павликианского движения» (опубл. Ереван, 1961). Павликианам посвящено более 20 его работ. В ряде статей Б. рассматривает др. народно-еретические движения - тондракитов («Движение тондракитов в Византии»//ВОН. 1980. 9), «сынов солнца» и проч. («Эфетические движения в Армении согласно средневековым армянским и иноязычным источникам в IV-V вв.»//Там же. 1984. 10). Докт. дис. «Византийский эпос о Дигенисе Акрите и его значение для арменоведения» защитил в 1972 г. Еще одна область исследований Б.- визант. жития и армяно-визант. церковные отношения в X-XII вв. («Византийское житие св. Марии Новой Мамиконян»; «Католикос Петр и Константин IX Мономах»; «О связях мон. Григория Пакуриана с Арменией» и др.). Сфера научных интересов Б. включает также отношения между Киликийской Арменией и Византией, завоевание Армении Византией, миграцию армян, судьбы визант. аристократических семей, источниковедческие проблемы визант. и арм. памятников и личности их авторов (Николая Мистика, Михаила Италика, Матвея Эдесского, Григора Магистра Пахлавуни и др.). Крупнейшим вкладом Б. в арм. византиноведение являются его комментированные переводы на арм. язык сочинений Прокопия Кесарийского (1967), Константина Багрянородного (1978), Иоанна Скилицы (1979), Феофана Исповедника (1983), «Тайной истории» Прокопия (1987), «Продолжателя Феофана» (1990) в многотомной серии «Иноязычные источники об Армении и армянах», выходившей в Ереване. За труд в этой области Б. награжден медалью Матенадарана (1987). Из более чем 300 его научных работ на рус., арм., греч. и др. языках 12 составляют монографии. Б.- почетный член Афинского об-ва визант. исследований (1980), чл.-кор. Афинской (1980) и Римской «Tiberiana» (1987) академий, лауреат премии Месропа Маштоца Армянской АН (1980), удостоен др. наград и званий.

http://pravenc.ru/text/77628.html

Церковь Сурб Хач. Вид с юго-запада. 915–921 гг. [Арм. ], о-в в юго-вост. части оз. Ван, в 3 км от берега, 1912 м над уровнем моря, общая площадь 0,7 кв. км (совр. ненаселенная территория Турции). Известен как духовный центр Армении со времени св. Григория Просветителя († 325). В юго-зап. части А. сохранилось 2-3 ряда циклопической кладки построек, к-рые И. А. Орбели относит к доурартскому периоду. Мовсес Хоренаци сообщает, что в IV в. здесь находилась крепость князей (нахараров) Рштуни. В сер. VII в. крепость стала опорным пунктом в борьбе с араб. завоевателями. В X в. А.- престольный город царства Васпуракан, отстроенный Гагиком I Арцруни. В 927 г., при Католикосе Ованнесе V, он становится центром Католикосата, перемещенного из Двина, и сохраняет свой статус до вступления Анании Мокаци (946-965) на патриарший престол в Аргине. После падения Васпураканского царства (1021) А. стал резиденцией князей Арцруни, в дальнейшем упоминался в источниках как центр еп-ства и Католикосата. В 1113 г. Собор из 5 епископов, не соглашаясь с поставлением патриархом молодого Григора III Пахлавуни, выбирает Католикосом Ахтамарского еп. Давида. Собор 1114 г. в Шугре (Киликия) низложил Давида, но тот, не подчинившись решению, провозгласил отдельный Ахтамарский Католикосат, под юрисдикцией к-рого осталась часть Васпуракана. В эпоху монг. владычества на А. пребывали католикосы из рода Арцруни-Хеденекидов, сделавшие этот сан наследственным. Католикос Закария III (1434-1464), пользуясь покровительством Джехан-шаха (Кара-Коюнлу), на короткое время объединил Ахтамарский Католикосат с Эчмиадзинским (всего 14 епархий). В XVII в. между этими Католикосатами шли споры о разграничении юрисдикции, окончившиеся в кон. XVIII в. признанием главенства Эчмиадзина. В кон. XIX в. Ахтамарский Католикосат состоял из 2 епархий (302 церкви и 58 мон-рей), в 1895 г. он был расформирован, епархии перешли в юрисдикцию к-польского патриархата Армянской церкви. В результате начавшихся вскоре депортаций и геноцида армян А. стал ненаселенной территорией. В наст. время посещается туристами.

http://pravenc.ru/text/77218.html

   001    002    003    004   005     006