Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Григор II Вкаясер, армянский католикос Григор II Вкаясер [арм. ] (1025? - 3.06.1105), арм. католикос (c 1066). В миру Вахрам, сын кн. Григора Магистра Пахлавуни , одного из известных деятелей арм. культуры. Получил от отца хорошее образование. Женившись в раннем возрасте, юноша вскоре обнаружил стремление к духовной жизни и, отказавшись от брака, стал монахом, приняв имя Григор. По смерти католикоса Хачика II Анеци (1065) визант. власти, стремясь ослабить Армянскую Церковь, препятствовали выборам его преемника. В 1066 г. бывш. царь Карса Гагик и царица Мариам добились от визант. имп. Константина X разрешения избрать католикоса, и на Соборе в Цамдаве под нажимом арм. князей Г. В. вопреки своему желанию принял сан католикоса. Движимый жаждой аскетических подвигов, Г. В. поставил наместником вардапета Геворга Лореци (1069), а сам удалился на Чёрную Гору (монастырский комплекс в Сирии), где вел подвижническую жизнь. В 1072 г., недовольный деятельностью Геворга, Г. В. отстранил его от должности и велел посвятить в сан католикоса Саргиса, племянника католикоса Петроса I Гетадардза († 1058), послав ему в дар жезл и патриаршее покрывало его дяди. В 1073 г. в Ани он рукоположил во епископа своего племянника Барсега. В следующем году Г. В. отправился в путешествие по христ. центрам; 3-4 года он жил в К-поле, затем в Риме, в Египте, посетил знаменитые мон-ри Скитской пустыни. Здесь католикос рукоположил др. племянника епископом, или католикосом, егип. армян, число к-рых в то время составляло 30 тыс. После долгих лет странствования Г. В. вернулся в Армению, чтобы и здесь осуществить данный им Богу обет - посетить св. места и навестить престарелую мать. Затем католикос уехал в Египет (1085), побывал в Мелитине (1092), в Иерусалиме (1099). Последние годы жизни (1101-1105) Г. В. провел в мон-рях Чёрной Горы. Скончался «странствующий католикос» в Красном мон-ре (Кесун, Киликия), куда его привез арм. кн. Васил.

http://pravenc.ru/text/166483.html

Григор Нарекаци и заказчик Симеон. Миниатюра из " Книги скорбных песнопений " Григора Нарекаци. Мастер Церун. 1391 г. Васпуракан (Матен. 1874. Л. 1 об.) Католикос Закария (854-876), при к-ром произошло значительное сближение с православными (халкидонитами), был автором мн. неопубликованных произведений экзегетического характера. Хамам (Х в.) считается автором толкований на Книгу Иова, на Притчи Соломоновы и на Книги пророков. Католикос Анания Мокаци (946-965) написал многочисленные послания на различные церковные темы. Еп. Хосров Андзеваци Великий (ок. 900-965) составил литургические изъяснения (Комментарий на Божественную литургию и Истолкование Служебника), пользовавшиеся в последующие века большим авторитетом. Вершиной церковной поэзии считается творчество его сына Григора Нарекаци (945-1010), автора знаменитой «Книги рыданий» (или «Книги скорбных песнопений»), к-рый подвизался также в экзегетическом жанре (Толкования на Песнь Песней и Книгу Иова). Заслуживает упоминания и его учитель Анания Нарекаци , написавший для католикоса Хачика I (973-992) трактат «Корень веры» в защиту традиц. монофизитства, а также автор сочинений против секты тондракитов . Еп. Атом Андзеваци в Х в. создал переработку «Айсмвурка» (Синаксаря). Григор Магистр Пахлавуни был автором многочисленных стихотворений и писем, комментария к «Грамматике» Дионисия Фракийского, а также переводов диалогов Платона. Писателем был и его сын, католикос-пустынник Григор Вкаясер (Мучениколюбец) († 1105), собравший множество мартирологов и писавший на догматические темы. Вардан Анеци (X-XI вв.) был автором поэтического толкования на видение прор. Иезекииля. Значительное наследие в области экзегетического, догматического, литургического и апологетического жанров оставил известный католикос Нерсес IV Шнорали (1166-1173), происходивший из армян, проживших в Сирии (Чёрная гора). Он значительно обогатил арм. стихосложение, сочинив классическую поэму «Слово о вере», переложение евангельской истории, элегическую песнь «Иисус Сын Единородный», посвященную как библейским событиям, так и житиям праведных мужей, а также знаменитую «Элегию на взятие Эдессы». В своем «Соборном послании» Нерсес обличает обмирщение монашества. Католикос Григор IV Тла (Отрок) был автором неск. посланий и «Плача на взятие Иерусалима». Ученик Шнорали Нерсес Ламбронаци (1153-1198), живший в киликийской Ромкле, резиденции католикосов, был автором различных экзегетических и богословских произведений. Ему принадлежат вероучительная речь, произнесенная на Соборе в Тарсе в 1197 г., а также панегирики на праздники Вознесения и Сошествия Св. Духа, жития, поэтические произведения (шараканы), многочисленные переводы. Вардапет Мхитар Гош († 1213) - ученый, автор фундаментального канонического собрания (Судебника) и сборника притч. Поэтику притч совместил с искусством проповеди знаменитый Вардан Айгекци. Поэтическое творчество армян в период татар. владычества отражает «Плач соборной церкви Валаршапата» Степаноса Орбеляна.

http://pravenc.ru/text/76104.html

Итак, начнем паше повествование с его предков. Хотя у святых один родоначальник – Христос, однако строению не подобает быть без основания, так же как истории – без поминовения предков, которых мы здесь представим последовательно в порядке преемственности, начиная с предков и отцов святого и доведя до времени его пастырства. II. В царствование благочестивого и добродетельного царя греческого Константина Мономаха 339 и в патриаршество армянского католикоса владыки Петроса 340 муж из царского дома Аршакуни, из рода Пахлавуни, кровный родственник отпрысков св. нашего Григора Лусаворича [Просветителя], сын владельца Бджни 341 [св.] мученика Васака Пахлавуни 342 , по имени Григор 343 , чрезвычайно мудрый и наделенный недюжинным умом, с детских лет своих обучался духовным и светским наукам по армянским и греческим книгам, пока подобно ритору не овладел философией. Отправившись в престольный город Константинополь, он виделся там с царем и, достойно своему знатному происхождению, огромным, знаниям и уму, был с почестями принят самодержцем и высшими сановниками. На протяжении многих дней он вел с греческими философами беседы, вступая в спор [в истолковании] труднодоступных сочинений философского характера, а также [в вопросах], касающихся церковных законов и порядков, и взял верх над всеми, показав их заблуждение в науке, проявив превосходство над ними своими умными и мудрыми ответами. Вследствие чего он получил от монарха титул магистра 344 и дуки 345 и был направлен в Восточный край в качестве правителя многих областей. Прибыв [туда], он не только своей светской властью надзирал над всем краем, переданным ему в управление, но, согласно воле Божьей, упорядочивал все также в жизни духовной. Он благоустроил обители и церкви, утвердив в них пресветлые божественные правила. Чтил он мудрых и добродетельных мужей и духовенство, богоугодно покровительствуя всем, созывал собрания вардапетов и неутомимо исследовал с ними глубины божественной науки, укрепляя всех в делах добродетели и богопочитания. Став, согласно Иову, отцом сирот и вдов, он раздавал неимущим и нуждавшимся приобретаемые материальные блага.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Середину между месяцесловами и минеями занимают синаксари (Συναξριον) и прологи – книги, содержащие краткие жития святых с указаниями относительно празднований в их честь. Из древнейших следует отметить: стишной (т.е. в стихах) Пролог Христофора Митиленского 11 в.; Пролог некоего Петра (возможно, 10 в.) в рукописи ок. 13 в., скопированной епископом Порфирием (Успенским) ; анонимный синаксарий 1249 г., скопированный тем же преосвященным Порфирием; Клеромонтанский (или Сирмундов) 11–12 вв., почти сходный с Петровым; Стишной пролог, составленный либо по месяцеслову Василия II, либо по Петрову и Сирмундову прологам и стоящий ближе всех поименованных к Иерусалимскому уставу; известен в рукописи 1295 г. в Московской Синодальной библиотеке 390), и др. 551 Синаксари ближе к месяцесловам и иногда отождествляются с ними. Анфологии (νθολγιον), включая в себя литургический материал, стоят ближе к минеям – например, Анфологий, изданный Антоном Аркадием в Риме (1598) 552 . Помимо собственно исторических сочинений до нас дошли многочисленные армянские агиографические памятники 553 . В области агиографии много потрудился сын известного армянского средневекового поэта Григора Магистроса Пахлавуни Вахрам, князь и, позже, с именем Григора II Вкаясера – католикос Замидийского престола (1066–1105) 554 . После смерти отца Вахрам стал его преемником и был назначен наместником Месопотамии, Тарона и некоторых других армянских областей. Однако религиозный дух оказался сильнее, и Вахрам, оставив должность и разведясь с женой, принял монашеский постриг с именем Григор. Он был избран католикосом вопреки своему желанию и патриаршими делами занимался недолго. Препоручив их другим, он целиком отдался литературной деятельности. Во время своих путешествий в Константинополе, Египте и Палестине Григор собрал множество мартирологов, которые переводил с греческого и сирийского на армянский язык частью сам, частью – перепоручая другим. Именно поэтому его прозвали вкаясером (от грабар, вка – мученик). Его переводческие труды продолжались до конца жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОВАННЕС ИМАСТАСЕР [Ованнес Саркаваг; арм. (?)(?) /] (ок. 1045, обл. Парисос в Арцахе, Великая Армения - 1129, мон-рь Ахпат), архим., арм. философ, богослов, педагог, космограф, поэт, гимнограф. Род. в семье священника, учился в монастыре Ахпат . Эпитет «Имастасер» (Философ) свидетельствует о прижизненной славе О. И. как ученого; прозвище Саркаваг (Диакон) сопровождало О. И. на протяжении всей жизни, хотя он упоминался в рукописях и как священник, и как архимандрит; это позволяет предположить, что он был рукоположен в сан диакона в юном возрасте и оставался им довольно длительное время. Долгие годы О. И. возглавлял высшую философскую школу в Ани , где преподавал богословие, экзегезу, грамматику, математику, философию, космографию, теорию музыки и др., продолжая педагогические традиции Григора Магистра Пахлавуни . Служил в Анийском кафедральном соборе как иеромонах и протопсалт. В дальнейшем вернулся в Ахпатский мон-рь и возглавил местную школу, к-рая благодаря ему стала крупным центром науки и культуры. Воспитал множество учеников; среди них наиболее известны Самвел Анеци, Еремия Андзревик, Хачатур и Григор Анеци. О. И. пользовался большим авторитетом при груз. дворе и среди груз. духовенства; согласно историку Киракосу Гандзакеци , к нему приезжал, чтобы получить благословение, царь Давид IV Строитель . Сохранилось Житие О. И., написанное одним из его учеников («Повествование о жизни и смерти блаженного мужа Господня Саркавага»). О. И.- ученый-энциклопедист, продолжатель традиций аристотелизма, оставивший множество научных трудов по различным отраслям знаний: истории, математике, космографии, теории календаря, философии и художественной лит-ре. Ему принадлежат арм. переводы трудов Аристотеля, Порфирия, Евклида, Филона Александрийского, Псевдо-Дионисия Ареопагита, святителей Григория Нисского, Василия Великого и др. О. И.- автор Молитвенника, множества проповедей, сочинений догматического содержания. Среди них большое значение имеет сборник из 14 посланий, посвященных Никейскому Символу веры , в к-ром О. И. подвергает жесткой критике Халкидонский Собор (см. Вселенский IV Собор ) и такие еретические учения, как аполлинарианство , арианство , манихейство , несторианство , евтихианство (см. в ст. Евтихий , архим.). Вопросам богословско-догматического характера посвящены сочинения О. И. «Об образах», «О мощах» и др. Наряду с этим О. И. является одним из первых представителей нового интеллектуального течения, связанного со столицей Багратидов Ани,- естественнонаучного направления средневек. философии, в мировоззрении к-рого сквозь теологические напластования пробиваются эмпирико-сенсуалистические тенденции.

http://pravenc.ru/text/2578143.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Григор V Каравеж, армянский католикос [арм. ], арм. католикос (июль 1193-1194). Из рода Пахлавуни. Избран на престол после кончины Григора IV Тха по требованию духовенства Вост. Армении и при поддержке киликийского кн. Левона (с 1198 царь Левон II), надеявшегося использовать молодого католикоса как послушное орудие в своих политических планах. Однако, став католикосом, Г. К. придерживался мнения большинства арм. духовенства и не одобрял политику царя, к-рый пытался лавировать между визант. и лат. Церквами, обещая пойти на унию. При помощи церковного объединения Левон стремился присоединить к Киликии Антиохийское княжество (для этого он усыновил сына своей дочери, наследника антиохийского престола), а также Вост. Армению, захваченную чужеземцами, и восстановить единую арм. державу. Начавшаяся борьба между католикосом и царем привела к трагическим последствиям: Левон II приказал созвать церковный Собор, дабы низложить непокорного католикоса. Однако Собор не состоялся, ибо по распоряжению царя Г. К. был арестован в Ромкле, привезен в Сис и заточен в крепость Копитар. Заключение католикоса без судебного следствия и соборного решения явилось беспрецедентным в истории Армянской Церкви. В тюрьме он умер или был убит, ибо тело его было найдено на скалах вне крепостной стены; отсюда и его прозвание Каравеж, букв.- низвергнутый со скал; вариант: Гахавеж (арм. (?)), т. е. свергнутый с престола. Как и предыдущий католикос, Г. К. был похоронен не в Ромкле (где обычно погребали католикосов), а в киликийском мон-ре Дразарк. Лит.: Сукиасян А. Г. История Киликийского Армянского государства и права. Ереван, 1969. С. 59-60; Галустян Ш. Армянские святые. Ереван, 1997. С. 302-303 (на арм. яз.). М. Э. Ширинян Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/166489.html

См. также: Иоаннисян А.Т. Движение тондракитов в Армении/Вопр. истории. 1954. 10; Погосян С.П. Закрепощение крестьян и крестьянские движения в Армении в 9–13 веках. Ер., 1956 (на арм. яз.); Бартикян Р.М. Ответное послание Григория Магистра Пахлавуни сирийскому католикосу/Палестинский сб. Вып. 7 (70). М.; Л., 1962; Бартикян Р.М. Два послания Григория Магистра Пахлавуни (11 в.) относительно еретиков–тондракитов/Палестинский сб. Вып. 9 (72). М.; Л., 1962; Манучарян Г. Погос Таронаци о тондракийском движении/Историко–филологич. журнал. 1974. 4 (на арм. яз.); Аракелян Б.Н. Социальные движения в Армении в 9–11 в./История армянского народа. Т. 3. Армения в эпоху феодализма (с середины 9 по середину 14 в.). Ер., 1976. С. 275–309 (на арм. яз.); Kurkjian V.M. A History of Armenia. New York, 1959. Ch. 37; Guerguizian A. A. The Movement of the Paulician–Tondrakians in the Armenian Apostolic Church From the Seventh to the Twelfth Centuries. Beirut, 1970; Nersessian V. The Tondrakian Movement: Religious movements in the Armenian Church from the Fourth to the Tenth centuries. Pickwick Publications, 1987. 788 Имя катаров присваивали себе уже манихеи, но в особенности его относят к последователям т.н. Церкви Любви, «добрым людям». Сами катары себя так не называли. Для самоидентификации учителя катаров использовали выражения «христиане», «апостолы» или «христополиты» (граждане Христа), а верующие называли их «добрые люди» (окс. bons omes, кат. born homes), «добрые мужчины» и «добрые женщины», «добрые христиане» (оке. bons crestians, кат. bons cristians), «истинные христиане» (лат. veri christiani). Богословские воззрения, которые использовались катарами, восходят к первохристианским временам и тесно связаны с гностицизмом и неоплатонизмом. 789 Карсавин Л. Очерки средневековой религиозности/История ересей. М., 2004; Schmidt С. Histoire et doctrine des Cathares/Ed. Jean Curutchet. Bayonne, 1983 (переизд. работы, изданной в 1848–1849); ср.: Dupre J. Catharisme et chretiente: La pensee dualiste dans le destin de l’Europe. 2 me ed. entierement rev. Chancelade, 2007; Nelli R. La philosophic du catharisme: (Le dualisme radical au 13 eme siecle). Paris, 1978.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 914 г. в К-поль прибыл арм. царь Ашот II Еркат, получивший от императора военную поддержку против «измаильтян». При последних Багратидах сепаратистские тенденции в Армении нарастали на фоне ослабления господства арабов и постепенного включения арм. территорий в состав В. и. В сер. Х в. наряду с крупными малоазийскими фемами Армениак, Севастия, Колония, Халдия, Месопотамия, Ликанд, в к-рых был значителен элемент арм. населения, в Каппадокии и Месопотамии появились многочисл. малые «армянские» («акритские») фемы, ограниченные обычно городом с прилегающей округой. В то время прославились мн. военачальники арм. происхождения: Мелиас (Млех), основатель фемы Ликанд, Варда Фока, Мушег Роман, Иоанн Куркуас (Гурген) и его брат Феофил. Представители арм. родов (Торникии, Мамиконяны, Апокапы, Вхкаци, Василаки, Пакурианы, Пахлавуни и др.) заняли высокое положение при визант. дворе. В 966 г. княжество таронских Багратидов было преобразовано в фему Византии, в 968 г. Византия овладела Манцикертом (Маназкертом), а затем Арчешем и Беркри. Приобщение к империи Тарона положило начало практике «добровольных» завещаний, в результате чего в течение 80 лет Византия овладела почти всей Арменией. В 1021 г. последний васпураканский царь Сенекерим Ованнес Арцруни уступил Византии свое царство, а сам вместе с войском и значительной частью населения переселился на запад, в М. Армению. В 1022 г. по распоряжению царя Ованнеса Смбата (1020-1041) арм. католикос Петрос I заключил в Трапезунде соглашение с имп. Василием II о передаче Анийского царства Византии после смерти царя. Население Ани встретило это известие с возмущением. В 1041 г. жителям Ани под рук. спарапета Вахрама Пахлавуни удалось отразить визант. войско от стен города. Каменные рельефы ц. Св. Креста в Ахтамаре (Турция). 915 - 921 гг. Каменные рельефы ц. Св. Креста в Ахтамаре (Турция). 915 - 921 гг. Борьба продолжалась и при юном Гагике II Багратуни (1042-1045). Под предлогом переговоров Гагик II был вызван имп. Константином IX Мономахом в К-поль и задержан там.

http://pravenc.ru/text/372678.html

Михаил Сириец (XII в.) упоминает также 2-й поток переселенцев - в X в. ( Mich. Syr. Chron. Vol. 3. P. 133). При визант. имп. Константине VII (913-959) визант. дука армянин Млех создал крупное катепанство на территории фемы Ликанд ( D é d é yan. 1981). За доблестную службу арм. военная аристократия получала в регионе земельные наделы. По сообщениям Асолика, в это время появляются первые епархии Армянской Церкви в Киликии ( Степанос Таронеци. 1885. С. 258). Католикос Хачик I (973-992) впервые рукоположил арм. епископов в Антиохию, Тарс и Лулон (Каппадокия) - на территории, недавно освобожденные византийцами от мусульман, где проживали или куда были переселены значительные арм. общины. В XI в. визант. экспансия в Закавказье привела к тому, что арм. правящие фамилии Арцрунидов и Багратидов, а также князья Пахлавуни получали земельные наделы в Каппадокии и Сев. Сирии, переселялись туда с приближенными и военными отрядами. С сер. XI в. иммиграция армян в Киликию увеличилась и в связи с опустошительными вторжениями сельджуков в Армению с востока. Наиболее интенсивно переселение шло в 70-х гг. XI в., когда после разгрома византийцев в Манцикертской битве (1071) тюрки-сельджуки захватили всю М. Азию, а армяне начали укреплять свои позиции в приевфратских областях Сев. Сирии и крепостях Горной Киликии. Арм. князья приобретали у визант. правительства права владения территорией и выполняли политико-адм. функции в отношении местного населения. В XI в. византийцы часто назначали в Киликии арм. правителей: Хачатура - в Антиохии, Аплгариба - в Тарсе, Васила и Тороса - в Эдессе ( D é d é yan. 2003). Киликийские армянские княжества В 70-х гг. XI в., в период коллапса византийской власти в М. Азии, в Киликии и Сев. Сирии основал княжество с центром в Мараше (ныне Кахраманмараш, Турция) стратиг визант. имп. Романа IV Диогена Филарет (Вахрам) Варажнуни (1078-1086), который несколько лет сдерживал наступление сельджуков (Ibidem). После его смерти княжество было разделено между военачальниками.

http://pravenc.ru/text/1684612.html

Еще одно блюдо классической сербской кухни — проя. Изначально это был просто кукурузный хлеб, и ели его бедняки, у которых не хватало денег на пшеницу. «Родственник» прои — качамак, он же каша из кукурузной муки, он же мамалыга в Молдавии, он же жганцы в Словении, он же полента в Италии. Качамак можно употреблять как гарнир и как самостоятельное блюдо с различными добавками (постный вариант — грибы), в жареном или запеченном виде. Бывает и сладкий качамак. Традиционно за сербским постным столом его едят так: оторванные от общего куска ложкой кусочки выкладываются в посуду с низкими бортиками. Отдельно делается заливка на основе молока (воды), домашнего сыра и каймака (в пост эти продукты исключаются), хорошо солится и заливается в качамак. Готовят сербы и пребранац — запеканку из фасоли, которую из-за дешевизны любят во всех казенных заведениях (от тюрьмы до армейской столовой). Для него варят фасоль и отдельно жарят овощи, обычно лук и красный перец. Потом приготовленные продукты выкладывают слоями в глиняный горшок с крышкой и закапывают в горящие угли. Нередко православные берут обычные рецепты, но скоромные продукты заменяют в них постными. Самые известные примеры: постная или монастырская сарма — аналог голубцов, в котором внутри вместо мяса рис, смешанный с укропом и несколькими ломтиками мяты; постные гибаницы — пироги из слоеного теста, например, со шпинатом, а из «сладких» вариантов — с яблоками и ванилью. Есть еще постные плов и ризотто, в первом мясо заменяют грибы и лук, а во втором — морепродукты. Готовят также постные сладости: рогалики с медом, пахлаву и торт с вишней. Бразилия Православие в Бразилии еще молодо, и традиции поста во многом перенимаются у других народов. Кухня Бразилии сложилась из трех традиций: индейской, португальской и африканской. Большинство постных блюд готовится на основе местных растительных ингредиентов, которых здесь несметное количество. Это салаты, рис с бобами, картофель, макароны, приготовленные без добавления яиц, овощные супы, блюда из сои.

http://pravmir.ru/puteshestvie-dlinoyu-v...

   001    002   003     004    005    006