Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕРСЕС ЛАМБРОНАЦИ [Арм. ] (1153, крепость Ламброн, Киликия - 14.07.1198, мон-рь Скевра, там же), свт. Армянской Апостольской Церкви (ААЦ), архиеп. Тарса ; писатель, ученый, философ, поэт, музыкант, переводчик, гос. деятель Киликийской Армении . Мирское имя Смбат. Сын кн. Ошина II Хетумяна и Шахандухт Пахлавуни, племянницы католикоса Нерсеса IV Шнорали . Отец владел крепостью Ламброн. Первыми учителями Смбата были монахи мон-ря Скевра, а также его мать, к-рая обучила его греч. языку. Когда юноше исполнилось 16 лет, она отправила его в Ромклу, крепость на Евфрате (Сев. Сирия), где в то время находилась резиденция католикосов ААЦ. Там он учился в Высшей школе Католикосата под покровительством родственников, католикосов Григора III Пахлавуни и Нерсеса IV Шнорали; в совершенстве овладел греческим, латинским, сирийским, коптским и еврейским языками. Нерсес IV Шнорали рукоположил его во священника в 16 лет и дал ему свое имя. В 1176 г. католикос Григор IV Тха возвел его в сан архиепископа Тарса. Последние годы жизни Н. Л. провел при дворе киликийского царя Левона I Великого, заведовал делами гос. управления, был советником и переводчиком. Несмотря на свое знатное происхождение, с юности Н. Л. избрал духовное поприще, посвятил себя церковной, научной и лит. деятельности. Свое наследство в 30 тыс. золотых он потратил на собирание арм. рукописей, создание школ, книгохранилищ, восстановление армянских храмов и мон-рей. Н. Л. сделал многое для упорядочения гос. жизни Киликийской Армении. Он переводил и составлял своды законов для всех сфер гражданской, военной, церковной и дипломатической жизни страны. Известность Н. Л. как влиятельного церковно-политического деятеля распространилась за пределами Киликии. Он стал признанным ученым на всем Ближ. Востоке. Благодаря своему риторическому таланту Н. Л. прославился и как проповедник. Армянские и иностранные авторы сравнивали его с Демосфеном, Цицероном, со свт. Иоанном Златоустом. За свою мудрость и благочестие он почитался греками, сирийцами, римлянами. В 1178/79 г. Н. Л. участвовал в Соборе ААЦ в Ромкле. По поручению кн. Левона II Рубенида в 1190 г. встречал войско крестоносцев во главе с кор. Фридрихом I Барбароссой. В 1196/97 г. в качестве посла отправился к К-поль, чтобы урегулировать отношения Киликийской Армении с Византией.

http://pravenc.ru/text/2565086.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Григор IV Тха, армянский католикос [арм. , букв.- Сын, в смысле «Младший»] (1133? - 16 мая 1193, Сис, Киликия), арм. католикос (с 1173). Сын Васила Пахлавуни, брата предыдущих католикосов Григора III Пахлавуни († 1166) и Нерсеса IV Шнорали († 1173). Образование получил в Ромкле, при дворе католикоса, где одним из его учителей был грек Константин. После кончины Нерсеса IV стал его преемником на престоле католикосата. Г. Т. помогал киликийскому царю Левону II в осуществлении политических программ. Характерные для XII в. тесные контакты Киликийской Армении с Византией наложили отпечаток на деятельность католикоса: он был сторонником церковного объединения и готов был пойти на ряд уступок в спорных вопросах. Однако предъявленные К-полем жесткие условия унии (принятие решений Халкидонского Собора, переход на действовавшую в греч. правосл. традиции систему церковных праздников и главное - утверждение арм. католикоса визант. императором) были отвергнуты общеарм. церковным Собором, созванным в 1178/79 г. в Ромкле. После смерти имп. Мануила I Комнина (1180) политическая обстановка в Византии переменилась, и действия Г. Т., направленные на воссоединение арм. и греч. Церквей, остались без результата. Во время католикосата Г. Т. в Ромкле были построены собор, склепы для католикосов Григора III и Нерсеса IV. Г. Т. был похоронен в мон-ре Дразарк. Лит. труды Г. Т. малочисленны, сохранились неск. его посланий и стихотворений, а также поэма «Плач по Иерусалиму», написанная в стиле церковно-политической поэзии Нерсеса Шнорали. Г. Т. был меценатом, под его покровительством созданы такие известные памятники арм. лит-ры, как «Утешение при лихорадках» Мхитара Гераци, «Судебник» Мхитара Гоша , неск. сочинений Нерсеса Ламбронаци и др. Соч.: · , 1838 (Письма католикоса Григора по прозванию Тха. Венеция, 1838); Стихотворения и поэмы. Ереван, 1972 (на арм. яз.). Лит.: Троицкий И. Изложение веры Церкви Армянской, начертанное Нерсесом католикосом. СПб., 1875. С. 260-276; · · (?) - · 1971. 250-252 ( Норайр Погарян, еп. Арм. авторы V-XVII вв. Иерусалим, 1971. С. 250-252); Бозоян А. А. Документы арм.-визант. церк. переговоров (1165-1178 гг.). Ереван, 1995 (на арм. яз.). М. Э. Ширинян Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/166487.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Григор VI Апират, армянский католикос [арм. ], арм. католикос (1194-1203). В молодости служил в войске под началом своего отца - военачальника Шаана из рода Пахлавуни; затем вел светскую жизнь в К-поле, но после принятия сана стал смиренным духовным лицом. Именно за послушание 72-летний Г. А. был избран католикосом по воле царя Киликийской Армении Левона II. Прозвание Апират (Неправедный) он получил из-за уступчивости латинянам в вопросах вероисповедания. Приглашенное на выборы духовенство Вост. Армении выступило против кандидатуры Г. А., предлагая царю объявить недействительным поставление этого католикоса и заменить его Барсегом, архиеп. Ани. Вост. вардапеты требовали также удалить из царского дворца архиеп. Нерсеса Ламбронаци, советника царя и католикоса, поддерживавшего унию с католич. Церковью. Левон II отстранил Нерсеса Ламбронаци, но католикоса оставил на престоле. Вост. духовенство избрало своим католикосом Барсега, вслед. чего духовное верховенство Армянской Церкви стали осуществлять 2 католикоса: один - в Вост. Армении, а др.- в Киликии. В янв. 1198 г. в Тарсе Левон II был коронован «царем Армении»; и хотя при коронации его инвеститура была провозглашена от имени папы и герм. императора, а возложение короны произведено кардиналом - представителем папы, тем не менее помазание на царство Г. А. осуществил не по лат. обряду, а согласно канонам Армянской Церкви. Фактическое признание Левоном II и Г. А. верховенства папы, продиктованное внешнеполитическими соображениями, засвидетельствовано в их посланиях к Иннокентию III. По воле царя Г. А. был вынужден до конца своих дней оставаться в Сисе. С его смертью прервалась цепь наследования престола католикоса родом Пахлавуни (с 1066 на престоле сменились 7 католикосов из этого рода). Лит.: Сукиасян А. Г. История Киликийского Армянского государства и права. Ереван, 1969. С. 35, 50, 61; Галустян Ш. Армянские святые. Ереван, 1997. С. 302-303 (на арм. яз.). М. Э. Ширинян Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/166491.html

В VII в. католикос Комитас I Ахцеци составил 36-строфный гимн с алфавитным акростихом в честь св. Рипсимии, близкий по жанру к визант. кондаку. В VIII в. появляются гимнографические произведения, сопоставимые с визант. каноном. Еп. Степаносу Сюнеци принадлежат воскресные «Главные гимны» на 8 гласов (каждый гимн состоит из 10 кцурдов, содержание к-рых связано с одной из библейских песней). Классический арм. карг (сопоставимый с визант. каноном) состоит из 8 кцурдов, каждый из к-рых основан на строке из библейской песни или псалма. Части карга могут исполняться на разные гласы. Известно мн. арм. гимнографов - католикос Ованнес III Одзнеци, кнж. Хосровидухт, мон. Саакадухт, Григор Магистр Пахлавуни, католикос Петрос I Гетадардз, Нерсес Ламбронаци и др. Католикос Нерсес IV Шнорали первым стал использовать для написания гимнов силлабо-тоническое стихосложение. С XIII в. новые произведения этого жанра в состав богослужения уже не включались. С X в. развиваются жанры духовных стихов гандз и таг; их авторы - Григор Нарекаци, Григор III Пахлавуни, еп. Аркел Сюнеци и др. Лит.: Biachini P. Chants liturgiques de l " Église arménienne. Venise, 1877; Conybeare F. C. The Hymnal of the Armenian Church//JThSt. 1906. Vol. 7. P. 285-292; Basralian D. Ausgaben der armenischen Messgesänge. Miami, 1958; Armenische Liturgien: ein Blick auf eine ferne christl. Kultur/Hrsg. E. Renhart, J. Dum-Tragut. Salzburg; Graz, 2001. Сирийская Г. существует в 2 основных вариантах - восточно-сир. (ассирийцы, халдеи, малабары) и западно-сир. (сиро-яковиты, маланкары). Сирийцы-мелькиты пользуются не оригинальной сир. Г., а переводами послеиконоборческих визант. богослужебных книг. Общим основанием для вост. и зап. сирийцев служат литургические традиции Антиохии, Эдессы и Нисибина. К оригинальным жанрам сир. Г. относятся: мадраша - длинные поэмы дидактического содержания, к-рые обычно исполняются с припевами унайа, и мемра метрические гомилии. Наиболее известным и почитаемым во всех сир. Церквах автором мадраша и мемра является прп.

http://pravenc.ru/text/165013.html

Существенную работу по «исправлению расстроенного церковного чина» Армянской церкви 1076 в 10 в. (вслед за своим отцом епископом Хосровом Андзеваци, автором литургических толкований) предпринял Григор Нарекаци (ок. 950/951–1003) 1077 , о жизни которого сведений мало 1078 . Он был монахом Нарекского монастыря, известного, как пишет историк Асохик, своими «великолепными, придающими блеск церковной службе певцами и знатоками литературы» 1079 . Количественно оценить полное наследие Григора Нарекаци затруднительно 1080 . Среди известных его произведений – гандзы (гимны в честь Бога и святых), песни (таги) и меледи (более двадцати), послание против секты тондракийцев, «Толкование Песни песней» (977 г.), написанное по велению Гургена, царя Васпуракана, «История Апаранского креста, Панегирик Св. Кресту и Панегирик Св. Богородице» (после 989 г.) 1081 , «Панегирик свв. апостолам», «Панегирик св. Иакову, епископу Нисибинскому» и знаменитая «Книга скорбных песнопений» 1082 , которую Григор написал в 1001–1002 гг. 1083 Над переработкой и дополнением Шаракноца (Гимнария) и Патаракаматуца (Литургиария) трудился в 12 в. католикос Нерсес IV Шнорали 1084 , который систематизировал годовой цикл армянских церковных песнопений, дополнив его собственными произведениями (в них впервые стало использоваться силлаботоническое стихосложение), а также занимался проблемами древнеармянской нотации 1085 . Широко известен его шаракан «Песнь Вардана», каждая строфа которого посвящена памяти одного из павших в Аварайрской битве героев. Шнорали принадлежат многочисленные таги, посвященные святым, среди которых особо выделяется песнь в честь Рипсимянских дев, навеянная «Историей» Агатангехоса. Среди армянских гимнографов, помимо названных, можно упомянуть также княжну Хосровидухт, Григора Магистроса Пахлавуни, католикосов Петроса I Гетадардза и Григора III Пахлавуни, Нерсеса Ламбронаци, епископа Аркела Сюнеци и др. В 11–13 вв. канон стал необходимым элементом богослужения; расширился и обогатился Шаракноц, пополняясь новыми песнями и целыми канонами. Обогатившись сочинениями Вардана Аревелци, Ованеса Ерзнкаци (Плуза) и др., Шаракноц к 15 в. завершает свою тысячелетнюю историю.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В течение XIV в. мамелюки неоднократно вторгались на территорию Киликии, опустошали ее, приближая таким образом гибель Киликийского армянского царства, последовавшую за взятием Сиса 54 . § 6. Армяно-латинские церковные отношения в веках 1. Католический унионизм После походов крестоносцев на Востоке возник ряд латинских княжеств, что привело к установлению контактов между Армянской и Римской церквами. На Иерусалимском соборе Римской церкви, участие в котором принимал также армянский католикос Григор III Пахлавуни (1113–1166), обсуждались богословские и обрядовые различия между двумя церквами. После собора легат папы Иннокентия II епископ Алперик весьма благожелательно характеризовал в Риме армянского католикоса и его брата Нерсеса Шнорали. Продолжая межцерковный диалог, папа направил письмо армянскому католикосу, в котором признал православие Армянской церкви и предложил армянам для совершенного единства двух церквей в Святую Чашу подмешивать воду и праздновать Рождество Христово 25 декабря. Помимо этого папа Иннокентий послал в дар армянскому католикосу архиерейский жезл 55 . В 1145 г. католикос Григор III просил о политической помощи папу Евгения III, позже Григор IV обратился с той же просьбой к папе Луцию III. Вместо помощи папы вновь увещевали армян касательно Святой Чаши и воды, празднования Рождества Христова и т.д. В ходе III Крестового похода уже папа Климент III (1187–1191) в 1189 г. вынужден был обратиться за помощью к правителю Киликии Левону и к армянскому католикосу; армяне Киликии стали оказывать содействие крестоносцам. Несмотря на то что в 1195 г. император Священной Римской империи Генрих IV признал князя Левона королем Киликии, а в 1196 г. византийский император Алексей III направил князю корону, его коронация откладывалась из-за отсутствия папского благословения. Прибывший, наконец, в Киликию кардинал Конрад сообщил, что папа не может короновать или благословлять кого-либо, принадлежащего иному вероисповеданию. Поэтому кардинал выразил идею объединения Армянской и Латинской церквей, предлагая армянам принять некоторые условия:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

языков (греческого, латинского, французского, персидского, татарского и др.) стал основой зарождающейся литературы, носившей более светский характер в отличие от традиц. духовной письменности на древнеарм. языке. На среднеармянском были написаны важные исторические сочинения, лит. шедевры, экзегетические и литургические работы, памятники юридической лит-ры, естественнонаучные, философские, медицинские трактаты, притчи и проповеди, созданы различные сборники, учебники и др. Лит. деятельностью занимались: католикосы Григор II Вкаясер (Мартирофил (Мучениколюбец); ок. 1025-1105), Григор III Пахлавуни (ок. 1093-1166), Нерсес IV Шнорали (ок. 1102-1173), Григор IV Тха (ок. 1133-1193), а также Геворг Лореци (2-я пол. XI в.), Геворг Мегрик (1043/45 - ок. 1113/15), Киракос Дразаркци (ок. 1050-1127), Игнатиос Черногорец (1090-1160), Вардан Айказн (XI-XII вв.), Барсег Дразаркци (ок. 1100 - ок. 1163), Саргис Шнорали (ок. 1100 - ок. 1167), Григор Кесунци (1100?-1170?), Григор Марашеци (XII в.), еп. Нерсес Ламбронаци (1153-1198), Григор Скевраци (1170/75-1264/65), Вардан Айгекци (ок. 1170-1235), Аристакес Ритор (ок. 1170 - ок. 1240), Ованнес Гарнеци (ок. 1180 - ок. 1245), Вардан Великий (Аревелци; ок. 1198-1271), Мхитар Скевраци (ок. 1200 - ок. 1271), Смбат Спарапет (1206-1276), Ваграм Рабуни (ок. 1215 - ок. 1290), Ованнес Ерзнкаци Плуз (ок. 1230-1293), Григор VII Анаварзеци (ок. 1240-1307), Хетум Патмич (Историк; ок. 1240 - ок. 1310), Хетум Корикосци (ок. 1240 - ок. 1311, племянник кор. Хетума I), Геворг Скевраци (ок. 1246/47-1301), Ованнес Аркаехбайр (букв.- «брат короля» - Хетума I; XIII в.), Мовсес Ерзнкаци (1250 - ок. 1323, ученик Геворга Лореци), Костандин Ерзнкаци (ок. 1250 - ок. 1340), Вардан Малый Бардзрабердци (Киликеци; ок. 1260 - ок. 1326), Барсег Машкеворци (ок. 1280 - ок. 1345), Тиратур Вардапет Киликеци (ок. 1275 - ок. 1350), Нерсес Палианенц (кон. XIII в.- 1363), Киракос Ерзнкаци (1289-1355), Ованнес Тлкуранци (1320-1400) и др. Как и более ранние произведения, лит-ра К.

http://pravenc.ru/text/1684612.html

334 См.: Библиотека армянского монастыря св. Якова в Иерусалиме, рук. 596; Г. Овсепян. Памятные записи рукописей, т. I, с. 943. 335 Цифра 77 является опиской писца и не совпадает с 689 г. Период времени от года смерти Нерсеса Благодатного (1173) до 1240 г. составляет 67 лет. 337 Г. Алишан. Нерсес Шнорали и его окружение, с. 27. Г. Алишан «вторыми переводчиками» называет деятелей серебряного века, в отличие от «первых переводчиков» месроповской эпохи (V в.). 340 Петрос Гетадарц – армянский католикос (1019–1058). При сдаче Ани византийцам и лишении Гагика II престола сыграл предательскую роль. 341 Бджни – селение в Мазазской области Айраратской провинции. И ныне село с тем же названием в 25 км от Еревана. 342 Васак Пахлавуни – брат Вахрама Пахлавуни и отец Григора Магистроса. Был спарапетом при Смбате II Багратуни. Погиб во время войны с делмиками (дейлемитами) в 1021 г. 343 Григор Магистрос (990–1058) – видный армянский философ и писатель. В Бджни им была основана академия. После захвата Ани передал византийцам свои владения Бджни, Кайан, Кайцон, а Таронское княжество – Торнику Мамиконяну и удалился в Месопотамию. Известен своей непримиримой борьбой с тондракийцами. 346 Манихейство – название ереси происходит от имени ее основоположника Мани, или Манихея (216–277). Учение его было объявлено еретическим. Оно начало распространяться с III – IV вв., а затем в IX – X вв. Основой манихейства является дуализм доброго и злого начал. Согласно ему, борьба добра и зла не ограничивается внешним миром, а происходит в самом человеке, между его душой и телом. Следовательно, для победы души необходимо вести аскетический образ жизни. Социальный характер манихейского еретического движения определил его жизнеспособность. Движение это, наряду с тондракизмом, перекинулось также в Западную Европу и оказало значительное влияние на формирование и других еретических движений – богомильства, альбигойской ереси и др. 349 Торгом – отец Гайка, легендарного предка и родоначальника армян. Древние авторы часто называют армянский народ Гайканским, а Армению – домом Торгомовым или страной Торгомовой.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Иерусалимский кор. Балдуин I принимает почести армян в Эдессе. Миниатюра из рукописи Guillaume de Tyr. Historia belli sacri a principibus christianis in Palaestina et in Oriente gesti. Кон. XIII в. (Paris. Fr. 9084. Fol. 42) Иерусалимский кор. Балдуин I принимает почести армян в Эдессе. Миниатюра из рукописи Guillaume de Tyr. Historia belli sacri a principibus christianis in Palaestina et in Oriente gesti. Кон. XIII в. (Paris. Fr. 9084. Fol. 42) Князья К. А., защищая свои владения и независимость, вели длительную и тяжелую борьбу против государств тюрок-сельджуков М. Азии (Иконийский султанат, Данишмендидский эмират, атабекство Алеппо (Халеб), эмират Артукидов Амида), крестоносных гос-в (Антиохия и Эдесса) и Византийской империи. В 1107 г. войско Иконийского султаната вторглось в Киликию через перевалы Таврских гор, ограбило область и затем двинулось в Сев. Сирию, во владения Васила Гоха. Кн. Торос заключил с ним союз, разгромил сельджуков близ Бердуса и вытеснил их из страны ( D é d é yan. 2003. Vol. 1. P. 504-505). В 1110/11 г. Иконийский султанат предпринял новый поход на Киликию и Сев. Сирию, согласовав свои действия с сельджукским султанатом Мосула. На этот раз в союзе с крестоносцами армяне дали отпор захватчикам. В 1126/27 г. Торос I поддержал Араба, брата Масуда, в междоусобной борьбе в Иконийском султанате. В нач. XII в. ААЦ еще испытывала последствия тюрк. завоеваний и переселения значительной части паствы в Киликию. На престол католикоса был возведен 18-летний Григор III Пахлавуни (1113-1166), родственник предыдущих католикосов. Значительная часть церковных иерархов Васпуракана (одна из центральных областей Вел. Армении) выступила против него. В мон-ре Ахтамар еп. Давид Торникиан созвал Собор, к-рый объявил избрание Григора III незаконным и провозгласил католикосом Давида. Григор III в ответ созвал Собор в мон-ре Шугр. Помимо церковных деятелей в Соборе участвовала арм. знать и представители большинства княжеств К. А. и др. арм. церковных епархий Вел. Армении и Ближ. Востока. Они выразили поддержку Григору III и объявили низложенным Давида. Тем не менее Церковь Ахтамара фактически отделилась от Армянской Церкви и сохраняла автономный статус как католикосат до 1895 г., когда мон-рь был уничтожен во время геноцида. В 1125 г. резиденция католикоса всех армян была перенесена из мон-ря Шугр в Цовк.

http://pravenc.ru/text/1684612.html

Певческий сборник. Мастер Саргис Пицак. 1322 г. Киликия (Ierus. Arm. 1644. P. 245) Певческий сборник. Мастер Саргис Пицак. 1322 г. Киликия (Ierus. Arm. 1644. P. 245) Корпус шараканов представляет собой сердцевину национальной муз. культуры Армении. Все остальные жанры и формы средневек. духовного и светского музыкально-поэтического искусства, в т. ч. песнопения Патарага (литургии), выросли на основе корпуса шараканов. Значительные по своим художественным достоинствам гимнографические памятники были созданы в жанрах гандз () и таг ( [тал]), для музыки к-рых характерен богато орнаментированный (мелизматический) стиль, для поэтических текстов - ярко выраженное личностное начало. Эти песнопения помещались в особых певч. книгах - Гандзаране () и Тагаране (). Напевы и слова нек-рых тагов, в т. ч. знаменитой «Птицы» ((?) [нАвик]), традиционно приписываются Григору Нарекаци (Х в.). Среди др. авторов тагов - братья католикосы Григор III Пахлавуни и Нерсес Шнорали (XII в.), Ованнес Ерзнкаци (Плуз) и Константин Сисеци (XIII в.), еп. Аракел Сюнеци (XIV-XV вв.). Гандз, нарративный по словесной форме, является первым элементом праздничного цикла песнопений - гандзшарка (), сформировавшегося в творчестве Григора Нарекаци и включающего в себя также жанры таг, мегеди ( [меледи]) и ордорак ( [йордорак]). Первая и последняя из 4 частей гандзшарка имеют речитативно-псалмодический характер, 2 средние, лирические - мелизматический. Искусство мелизматического пения с элементами маньеризма процветало в Киликийской Армении (XII-XIV вв.); мн. его образцы собраны в певч. книгах Манрусум (), отличающихся необычайно густой фактурой хазового письма. До сер. XIX в. традиц. арм. музыка сохраняла строго монодический склад, однако во 2-й пол. столетия светские и церковные музыканты начали перелагать церковные и фольклорные напевы на европ. лад. Так, композитор М. Г. Екмалян (1856-1902), выпускник С.-Петербургской консерватории (ученик Н. А. Римского-Корсакова ), обработал Патараг для 4-голосного смешанного хора; обработка Екмаляна, опубликованная в 1892 г., поныне исполняется в арм. церквах. В 70-х гг. XIX в., при католикосе Георге IV, в Вагаршапате Н. Ташчян и Екмалян осуществили издание певч. богослужебных книг в армянской нотописи (Патарагаматуйц, 1874, 1878; Шаракноц, 1875; Жамагирк, 1876).

http://pravenc.ru/text/Армянский ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010