В прессе отмечалось значение творчества К. для развития муз. культуры армян и др. народов Востока. В 1913 г. в арм. газете «Азатамарт» вышла полемическая статья К. «У армянина есть своя самобытная музыка». В 1914 г. на конгрессе ММО в Париже К. прочел неск. лекций, посвященных арм. народной и духовной музыке, удостоившись высокой оценки ведущих музыковедов Европы. К. принимал участие и в культурной жизни Турции. В 1915 г. по приглашению стамбульского культурного центра «Турецкий очаг» прочитал лекции, исполнил соло и с хором собственные сочинения. 24 апр. 1915 г. вслед. организованного младотур. правительством геноцида армян в числе представителей интеллектуальной элиты арм. общины города К. был арестован и депортирован. Во время ареста значительно пострадал архив К. Увиденные им ужасы геноцида навсегда нарушили душевное равновесие композитора. Остальные годы жизни К. провел в клинике для душевнобольных в пригороде Парижа Вильжюиф, где и скончался. В 1936 г. прах К. был перевезен в Ереван, в Пантеон деятелей культуры. Основное место в разносторонней деятельности К. занимали муз. творчество и труды по муз. этнографии и медиевистике. Записанные композитором древние образцы арм. фольклора в полной мере отражают самобытность и разнообразие жанров народного творчества, их стиля и языка. В их числе песенные фрагменты эпоса «Давид Сасунский», эпические песни «Мокац Мирза» (Мокский князь) и «Карос хач» (Каросский крест), антуни (песни тоски по родине), светские и духовные таги (изд.: Этнографический сб. Ереван, 1931, 1950. В 2 т. (на арм. яз.)). В рукописном наследии К. есть записи тур. и курд. народных песен. Среди образцов церковной музыки, собранных К.,- таги Григора Нарекаци , песнопения (эрг) Нерсеса IV Шнорали, шараканы католикоса Григора III Пахлавуни , Ованеса Ерзнкаци, Мхитара Айриванеци и др. средневек. арм. гимнографов, а также песнопения литургии (в т. ч. сольные мелизматические - србасацутюн) (изд., на арм. языке: Песнопения святой литургии. Париж, 1933; Таги и «Аллилуия» Армянской Апостольской Святой Церкви. Париж, 1946). Часть этих песнопений обработана К. для хора.

http://pravenc.ru/text/1841848.html

Перед отъездом я всегда стараюсь попасть на «лаики». Пластиковые контейнеры я заполняю развесными оливками — зелеными, бурыми, черными — квашенными по-домашнему. Еще я беру с собой сыры — домашнюю фету, плавающую в сыворотке, и твердую гравьеру. Некоторые авиакомании не разрешают перевозить жидкости в стеклянной таре даже в багаже, поэтому фермерское вино я покупаю разливное в пластиковых бутылках, равно как и оливковое масло. На крестьянском рынке недорого можно купить и крепкие виноградные напитки — ципуро, цикудью или медовую водку ракомело. Греки любят сладости. Коробка пахлавы или другого сладкого печенья считается подходящим подарком мужчине, а кофе и лукум — традиционное угощение, «керазма» для паломников в монастырях. Предлагаем вашему вниманию рецепт домашней греческой пахлавы от Юлии Шекало-Ду: Любое слоеное тесто раскатывается на очень тоненькие, как бумага, слои, которые выкладывают на противень или в посуду для выпекания, каждый слой промасливаем. Начинкой можно пересыпать каждые несколько слоев, а можно положить всю где-то посередине. Для начинки: 1 ст. грецких орехов, 1 ст. миндаля, сахар, корица, сливочное масло. Закончив выкладывать слои, нарезаем на ромбики, можно украсить половинками грецких орехов. Накрываем бумагой, выпекаем 30 мин. при температуре 200 градусов. Пока печется, варим сироп: 1 ст. сахара, 1 ст. воды, 1 ст.л. меда, 1 палочка корицы, немного ванили, 1 ст.л. лимонного сока. Доводим до кипения, варим 2–3 минуты, снимаем с огня. Заливаем пахлаву сиропом, даем немного пропитаться и выкладываем на тарелку. А замечательный греческий йогурт, к которому вы привыкли во время отдыха, дома достаточно просто можно умножать практически до бесконечности. Купите одну 200-граммовую упаковку, вскипятите литр молока, остудите его до температуры 40 градусов, смешайте с готовым йогуртом и поставьте на 10–12 часов в йогуртницу или слабо разогретую духовку. И свежий балканский йогурт всегда будет на вашем столе. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/grecheskaya-eda-za-rus...

Алексей Юдин: То есть разделяй и властвуй? Ирина Лукьянова: Да, это такой способ установить дисциплину в классе. Алексей Юдин: Но мы все же разводим эти ситуации, да? Евгений Ямбург: Да, хотя они как сообщающиеся сосуды, коллега права. Есть сигналы для травли , и они видны очень хорошо. В качестве сигнала может быть, например, национальность. Вот недавно ко мне приехала пара — не как к директору школы, а поскольку я являюсь представителем общественного совета при Министерстве образования. Она — русская, замужем за турком, медсестра, а привез ее, внимание, армянин, он врач. Она рыдает, потому что дура-учительница провела классный час, так сказать политинформацию, где объяснила, какие враги турки, какие они фашисты и так далее. У ребенка фамилия турецкая, и вокруг него сразу образовался вакуум. Никто не бил, никто пальцем не тронул, но парень приходил с рыданиями, потому что до этого ведь с ним все дружили. Значит, она дала сигнал! Она считает, что выполнила приказ, но не было таких приказов по министерству, это было веление ее души! Второму ребенку в детский сад мама принесла пахлаву, традиционная рутинная вещь – день рождения, но и там оказалось, что все дети заражены разговорами родителей. Это, естественно, возмущает. И такая же позиция имела место, когда была российско-грузинская война. В конце концов уже пошли к Володину и к уполномоченному по правам ребенка и была дана команда заткнуться, не проявлять на маленьких детях свои патриотические чувства. Андрей Максимов: Мы про это и говорим. Дети – зеркало. Евгений Ямбург: Да, отчасти. У нас в последнее время миллион фейковых предложений депутатов, которые меня заставляют как спикера комментировать. Звонок: депутат такой-то предложил создавать отдельные школы для толстых, для того чтобы их не травили. Я говорю: «А почему не для рыжих?». Это вместо того, чтобы учить детей жить вместе. Андрей Максимов: Можно я спрошу? Я задам вопрос педагогам. Я перед этим круглым столом провел опрос. Я поговорил с людьми, которые руководят кружками секциями или студиями — театральными, физиков, молодых писателей и так далее. Если дети — ужасные, которые не могут никак выбрать правильного вождя — собираются по интересам, то травли нет. Это о чем говорит? О том, что им в школе нечего делать. Это говорит о том, что когда им есть, что делать, когда они заняты делом, когда они понимают, что они делают, они друг друга не травят. А вот когда они собираются в школе, где самое главное – как-то провести время и подготовиться к ЕГЭ, там начинается травля. Так кто, они сами виноваты, это они такие жуткие? Почему в литературном кружке человек может быть толстым, худым, зубастым – никто ему не скажет? А в школе не так, почему? Потому что там делают дело, а тут не делают – все понятно же.

http://pravmir.ru/travlja-v-shkole-discu...

И поскольку в то время усилилась ересь манихеев 346 и тондракийцев, он [стал] их искоренять с помощью божественного учения, изгоняя мудрыми и красноречивыми посланиями. А неверующих и упорствующих во зле, которые по своей змеиной и драконьей природе не желали внимать чудесному гласу ученого и не хотели принять лекарства из рук мудрого исцелителя, он карал своею княжескою властью и таким образом выкорчевывал застарелое зло. Прожив добродетельную жизнь и совершая богоугодные дела, он переселился из мира сего, созрев для бессмертной жизни и оставив доброго наследника по имени Вахрам, во всем унаследовавшего благородные качества их предка Григора Партева Пахлавуни. С детства воспитанный и обученный на Божественном писании и наделенный всеми добродетелями, он, по получении наследственной княжеской степени, украсил себя благопристойным и кротким поведением. Затем, однако, задумался над Господним повелением, гласящим: «Кто не берет креста своего, не теряет души своей [ради Меня] и не следует за Мною, тот не может быть Моим учеником» 347 . И вскоре он оставил мирскую жизнь, снял с себя княжеский пояс и, простившись с родными, отправился в обитель, приняв облик покорного [Божьего] служителя. И, смирившись с тихой жизнью [монаха], он денно-нощно умерщвлял плоть, подобно великому Иоанну, и питал разумную душу постоянным чтением Св. писания. III. Но «не может укрыться город, построенный на горе» 348 . В то время не было пастыря в стране Армянской и дом владыки Петроса, подобно [дому] престарелого Илии, не имел достойного наследника, и страна наша Торгомова 349 в течение семи лет оставалась без первосвященника, ибо земля наша к тому времени подпала под владычество чужеземцев и патриарший престол был сослан в Себастию, которая находилась под властью ромеев. И по этой причине греческие цари не разрешали ставить кого-либо католикосом, дабы оставить народ наш без предводителя и таким образом овладеть нами. Тогда армянский царь Гагик 350 , с великим трудом приложив огромные старания и затратив большие средства, послал к греческому царю [людей].

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Дни российско-греческой дружбы завершились концертом Остров Лемнос (Греция), 28 сентября 2004 г. Программа Дней российско-греческой дружбы на острове Лемнос завершились в понедельник поздно вечером гала-коцертом на набережной столицы острова - города Мирина, сообщает РИА " Новости " . Как сообщила режиссер праздника Галина Французова, в концерте принимали участие молодежный танцевальный ансамбль из Краснодара " Танок " , музыкальный театр " Подворье " , а также ансамбль песни и пляски и оркестр Черноморского флота России. Живой " декорацией " праздника стали ракетный крейсер " Москва " и сторожевой корабль " Сметливый " Черноморского флота РФ. Сотни жителей Лемноса, заполнивших площадь перед сценой, слушали русские песни и хлопали в такт русским народным танцам. Особенно благодарными слушателями были дети, собравшиеся у самой сцены и восторженно наблюдавшие за выступающими. Очень тепло жители острова встретили русские песни " Подмосковные вечера " и " Ехали на тройке с бубенцами " . Настоящий фурор произвели российские танцоры из ансамбля Черноморского флота. Во время их выступления практически не смолкала овация. " На Лемносе никогда еще не было таких празднеств, все просто замечательно. Нужно поблагодарить исполнителей и сказать им всем " браво " , - сказал пожилой горожанин Спирос. " Наверное, впервые за 60 лет вижу свою старую мать плачущей от радости " , - сказала другая жительница Мирины. Аплодисменты зрителей достигли апогея, когда два российских солиста в сопровождении оркестра Черноморского флота исполнили греческую шуточную песню про народный инструмент бузуки (аналог русской балалайки) и восточное лакомство пахлаву. Сотни человек подпевали этой песне во весь голос. На финальной песне концерта - " Москва - звонят колокола " все присутствовавшие аплодировали российским исполнителям стоя. В ночь на вторник празднования Дней российско-греческой дружбы завершатся уходом с Лемноса кораблей Черноморского флота. Ранее в рамках празднований на Лемносе был открыт памятник выдающимся российским флотоводцам - Алексею Орлову и Дмитрию Сенявину, которые в 18-м и 19-м столетии помогали жителям Лемноса избавиться от турецкого ига. На месте русского кладбища на Лемносе, где похоронены казаки, бежавшие из России после гражданской войны, был освящен памятный крест. 28 сентября 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/11209.html

Пишут, “Мастер и Маргарита” Локшина собрал в прокате 2 млрд рублей. Позор. Некоторые наши патриоты ходили, как они объясняли, “чтобы потом обругать” картину. Что за детский самообман? Ты опустил деньги режиссеру в шляпу. У него теперь полная шляпа средств на следующее гнусное кино. А человек против СВО. И читала, что он сказал будто такие большие просмотры – голосование народа против политики Путина. Но безразлично кто что сказал. Миром правит капитал. У кого он, того и тапки. Я веду к ситуации с гибелью Кирилла Ковалёва. Никого ни к чему не призываю. Просто пишу как отныне буду действовать я, по своим маленьким силёнкам. Я не могу дожидаться, когда введут визовый режим с Азербайджаном. Может, никогда не введут. Не буду и ждать когда наступят перемены в миграционной политике. Я просто не буду покупать азербайджанские товары – чай, фрукты, зелень, пахлаву, орехи и т д. Не буду ходить в их рестораны, магазины. Пусть гниют пЭрсики. Увижу что магазин одежды принадлежит данным господам – повернусь и уйду. Имею свое потребительское право выбирать. Я не обязана поддерживать рублем представителей страны, которая никак не отреагировала на убийство Кирилла Ковалёва, не осудила Аббасова, не помогла его искать, не призвала диаспору к порядку. И ранее – когда азербайджанские подростки бегали по Питеру и били людей, снимая на видео, Баку тоже не отреагировал, никакие их муфтии ни к чему свою паству не призвали (во всяком случае в СМИ не вижу сообщений). Я буду покупать агропродукцию только у нашего агропрома, а также у бабушек у метро. Да, они порой берут всё из магазинов и выдают за дачное, ну так и что? Деньги помогут бабушке, добавка к пенсии. Большие магазины тоже нередко имеют за спиной западных хозяев и да, они нам не друзья. Но сейчас, именно в данный момент, Азербайджан должен почувствовать отношение россиян. И слов там, как я вижу, не воспринимают, слёзы русской матери – водица, так пусть ощутят экономически. Не зову поступать как я, но знаю, что я не одна в своём потребительском противостоянии. А значит потери для людей, которые, возможно, тоже ходят с ножами в карманах, ездят с пистолетами в бардачке, имеют дома наличку в 70 млн рублей и 300 тыс.долларов, и готовы убить за замечание, будут изрядными.

http://ruskline.ru/opp/2024/04/20/vybor_...

Таким образом, все дни календаря Армянской церкви делятся на 3 группы: а) Господские праздники – 136 дней; б) памяти святых – 112 дней; в) постные дни – 117 дней. 270 Так, обратив внимание на то, что с течением времени перевод псалмов в результате искажений подвергся изменениям, Саркаваг в библиотеке Ахпатского монастыря отыскал Псалтирь в переводе первых переводчиков, размножил ее и распространил по всей Армении, чтобы повсюду в отношении псалмов было внесено единообразие. 271 Шнорали – «благодатный» (зд.: умственно одаренный). В армянской историографии высказывалось мнение о том, что Шнорали – почетный титул воспитанников Шугрского монастыря и Кесунского Кармирванка, поскольку известны также Саргис Шнорали, Игнатиос Шнорали, Барсег Шнорали. См.: Зрабаналян Г. История древнеармянской книжности. Венеция, 1887. С. 616 (на арм. яз.). 272 Св. Нерсес Шнорали происходил из одного из самых прославленных армянских княжеских родов. Он был сыном владетельного князя замка Цовк (Киликия) Апирата Пахлавуни, правнуком Григора Магистроса Пахлавуни и младшим братом армянского католикоса Григора III Пахлавуни. Шнорали получил образование в монастыре Кармирванк близ Кесуна, где его вардапетом был настоятель монастыря епископ Степанос Манук. В монастыре Нерсес изучал Св. Писание, труды отцов Церкви, историю Церкви и агиографию, догматику, армянскую книжность, переводы церковных и светских книг, церковную музыку, науку о календаре, риторику и каллиграфию. У Нерсеса Шнорали был красивый почерк, даже в старости он в свободное время переписывал книги, часть из которых дошла до наших дней. Когда Нерсесу исполнилось восемнадцать лет, он был рукоположен в священники своим братом, католикосом Григором III. В возрасте тридцати лет Нерсес Шноралй был рукоположен в епископы и стал служить брату личным помощником и викарием, а в 1166 г. стал его преемником на патриаршем престоле – новым католикосом (Нерсес IV). 276 Оба эти произведения, а также переписка между Нерсесом, императором Мануилом и патриархом Михаилом переведены на русский язык Худобашевым (см.: Исторические памятники вероучения Армянской церкви, относящиеся к 12 ст./Пер. А. Худобашева. СПб., 1847).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕРСЕС IV ШНОРАЛИ Мхитар Гераци и Нерсес IV Шнорали, католикос Армянской Апостольской Церкви. Миниатюра из рукописи «Травы и фитотерапия» (Матен. 7046. XVII в. (1644 г.)) Мхитар Гераци и Нерсес IV Шнорали, католикос Армянской Апостольской Церкви. Миниатюра из рукописи «Травы и фитотерапия» (Матен. 7046. XVII в. (1644 г.)) [Арм. (?); Благодатный; Клаеци] (ок. 1102, замок Цовк, обл. Цопк - 13.08.1173, Ромкла), католикос Армянской Апостольской Церкви (1166-1173); арм. поэт и гимнограф; святитель Армянской Церкви (пам. в субботу перед 5-м воскресеньем Воздвижения Креста, в день праздника святых переводчиков). Один из наиболее значительных арм. поэтов после Григора Нарекаци. Род. в семье кн. Цовка Апирата Пахлавуни. Н. Ш.- правнук церковного писателя Григора Магистра Пахлавуни , внук сестры католикоса Григора II Вкаясера , младший брат и преемник католикоса Григора III Пахлавуни . Н. Ш. воспитывался под попечительством Григора II, а затем католикоса Барсега I Анеци. Он получил основательное образование в школе при мон-ре Кармираванк у еп. Степаноса Манука. В 16 лет был рукоположен в сан вардапета (архимандрита). До возведения на престол католикоса Н. Ш. был помощником и советником Григора III, принимал активное участие в общественной и религ. жизни Киликийской Армении . Вместе с братом организовал перенесение резиденции католикосов из Цовка в Ромклу. С 1150 г. жил в основном в Ромкле. Благодаря своим обширным познаниям в богословии и различных науках, поэтическому и музыкальному дарованию, благочестивому образу жизни Н. Ш. приобрел славу великого учителя общехрист. значения. Н. Ш. являлся апологетом объединения и сотрудничества Церквей. Современники - греки, сирийцы и латиняне - сравнивали Н. Ш. с великими отцами Церкви III-IV вв. Н. Ш. был возвеличен еще при жизни, наречен «вторым армянским Просветителем», «Благодатным» (Шнорали), «Трижды великим, вселенским учителем», «блаженным святым». Могила его стала местом паломничества.

http://pravenc.ru/text/2565082.html

Киликийское царство вв. играло роль одного из значительных духовных центров христианского мира, являлось своеобразным медиатором во взаимоотношениях Европы и Ближнего Востока. Столицей Киликии вначале был Тарс, а затем Сис, который современники описывали как густонаселенный город, застроенный великолепными храмами. Чрезвычайно важная роль в этот период была отведена монастырям в Великой Армении и Киликии. Наиболее крупные из них, например Гладзор и Татев, постепенно стали приобретать функции средневековых университетов. § 7. Католические миссии и начало армянского экуменизма 1. Перемещение престола католикосов в Киликию Открытость Киликийского армянского царства внешним влияниям нашла отражение в жизни церкви. После разрушения Ани византийцами патриарший престол на протяжении почти целого столетия лишился постоянного местопребывания. Только в 1148 г. при католикосе Григоре III Пахлавуни резиденцией католикоса стала Румкла, расположенная на берегу Евфрата, где престол армянских католикосов оставался почти до конца XIII в. 57 Образованность и эрудированность Григора III способствовали его быстрому рукоположению во епископа, а затем и в католикоса. И в то же время именно его молодость стала для епископов из Васпуракана поводом избрать в Ахтамаре в 1113 г. своего католикоса. Несмотря на то что собор, созванный Григором, объявил Ахтамарский Католикосат незаконным, впоследствии церковь признала его, и он просуществовал вплоть до конца XIX в. На период подъема и расцвета Киликийского армянского государства приходится деятельность одной из ключевых фигур в истории Армянской церкви – католикоса Нерсеса Шнорали (1098–1173) из рода Пахлавуни, младшего брата и преемника Григора III. Будучи воспитан там, где располагались храмы почти всех христианских конфессий, Нерсес привык свято чтить традиции не только Армянской, но и других церквей, был наследником и хранителем духовных традиций, восходящих к католикосу Григору Мартирофилу, удачно сочетал в себе набожность последнего и эрудицию. 2. Францисканцы и доминиканцы в Киликии и в Армении

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Самвел Скевраци начинает жизнеописание Нерсеса Ламбронаци с истории рода Ошинидов, одного из видных княжеских родов, который наряду с Пахлавуни и Рубенидами играл важную роль в общественно-политической и культурной жизни Киликии. Он рассказывает о тех усилиях, которые были приложены после обоснования рода Ошинидов в Киликии (1076 г.) Ошином и его сыном Хетумом для восстановления и благоустройства полузаброшенных и опустевших крепостей и городов. Эти предоставленные им Византией пограничные владения лишь формально находились в руках византийцев. Усилившиеся мусульманские племена отхватывали все новые и новые территории. И полученные армянскими князьями от Византии земли еще надо было завоевать. Особенно тяжело приходилось первым Ошинидам. Они периодически подвергались нападению то со стороны мусульман, то со стороны крестоносцев. Сознавая роль этих князей в охране границ Византийской империи и в то же время желая противопоставить их Рубенидам, стремившимся к независимой политике, греки всячески ублажали их, щедро одаривая и удостаивая высоких титулов. Так, Ошин, «сблизившись с греческим царем, получил от него почетный титул и щедрые дары». Сын его Хетум удостоился «от греческого царя Алексия титула севаста», позднее «при поддержке греческого царя Иоанна разбогател и стал могущественным». Пользуясь поддержкой византийских императоров, Ошиниды соперничали с Рубенидами за главенствующее положение в Киликии. В «Житии Нерсеса Ламбронаци» отразился один этап этой борьбы. Как приверженец Ошинидов, Самвел придерживался той же политической ориентации, что и они, оправдывая и одобряя верность Ошинидов грекам. С чувством возмущения пишет он о том, что после смерти императора Мануила (1180 г.) «кровный родственник» Ошинидов Рубен сам овладел Маместией и Тарсом и «с жадностью Ахава, стремившегося овладеть виноградником Навуфея», хотел «отнять у них эти богоданные крепости». Рубен в течение целого года держит их осажденными в крепости. И лишь смерть его «вначале второго года» осады (1187г.) спасает их.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

   001    002    003   004     005    006