Юркевич — неустановленное лицо. Прилагаю при сем два письмеца... — эти письма до нас не дошли. Отец Антон — вероятно, васильевский священник. Иван Григор Крикуневич — неустановленное лицо. Немченко — Аким или Яким Нимченко, бывший слуга Гоголя. 198. А. В. ГОГОЛЬ. Печатается по копии Кулиша ( ПД). Впервые напечатано в сборнике «Н. В. Гоголь. Материалы и исследования», I, стр. 84-85. Датируется по содержанию. Написано взрослой сестре, следовательно, по возвращении Гоголя из-за границы. Слова «в этот приезд» дают понять, что речь идет не о первом приезде Гоголя на родину, в 1848 г. Самый эпизод самовольного отъезда А. В. Гоголь мог быть именно осенью 1850 г., когда М. И. Гоголь с дочерьми уехала на зиму в Кагорлык к А. А. Трощинскому, с тем, чтобы весной Н. В. Гоголь на обратном пути из Одессы заехал за ними (см. дневник Е. В. Гоголь в «Материалах» Шенрока, IV, стр. 705). Очевидно, Гоголь был против поездки сестры Анны и желал, чтобы она осталась в Васильевке. Данное письмо, повидимому, ответ на письмо А. В. Гоголь из Кагорлыка с просьбой не сердиться на нее. 199. С. П. ШЕВЫРЕВУ. Печатается по подлиннику ( ПД). Впервые напечатано: с пропусками — в «Сочинениях и письмах», VI, стр. 514-516; один из пропусков — в «Русской Старине» 1875, 12, стр. 675; полностью — в «Письмах», IV, стр. 356-358. Датируется 1850 годом по содержанию, месту написания и по связи с ответным письмом Шевырева от 28 ноября 1850 г. (см. «Отчет ПБЛ» за 1893 г., Прилож., стр. 62-65). Смирдинское издание русских писателей — предпринятое в конце 40-х годов А. Ф. Смирдиным «Полное собрание сочинений русских авторов», начиная с Ломоносова и Тредьяковского. Михневич, Иосиф Григорьевич (1809-1885) — профессор философии в Ришельевском лицее в Одессе. Мурзакевич, Николай Никифорович (1806-1883) — профессор русской истории, позднее — директор Ришельевского лицея. Его «Записки» напечатаны в «Русской Старине» 1887-1889. ... несколько добрых товарищей еще по Нежинскому лицею — братья Орлаи, Александр и Андрей Ивановичи, сыновья И. С. Орлая.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

840 «В маккавейских книгах читаем, что за усопших принесена была жертва. Но если бы и решительно нигде не читали мы сего в древних Писаниях, немаловажен авторитет вселенской Церкви, видимый в обычае, по которому в молитвах священника, возносимых ко Господу Богу при олтаре его, бывает в своем месте и поминовение усопших». Бл. Августин. О помин. усопш. гл. 1: твор. т. 6, стр. 377. Антверпен, 1701 г. 841 «Тем из умерших полезно, когда погребают их в церкви, которые не отягчены важными грехами: потому что родственники их каждодневно собираются в эти священные места, и, взирая на гробницы их, воспоминают об них и проливают молитвы за них ко Господу». Св. Григор. двоесл. Собесед. о жизн. итал. отцев. и о безсмерт. души кн. 4, гл. 50, стр. 357–358. Казань, 1858 г. 846 Св. Златоуст. Бесед. 3 на посл. к филиппис. стр. Москва, 1844 г. В прочих местах, приводимых латинами в защиту учения о чистилище из творений св. Златоуста, читаем: «Кому–ж, скажешь ты (речь обращена к родителям, сетующим о смерти сына), оставить одежды, домы, рабов и поля? – Ему же, и притом с большею безопасностью, нежели при жизни его; для сего нет никаких препятствий. Ибо если варвары сожигают вместе с умершими их имущества, то тем паче ты должен отослать вместе с умершим принадлежащее ему имущество – только не для того, чтобы оно сделалось прахом, как у тех, но дабы умершего облекло в большую славу; если он отошел отселе грешным, разрешило его от грехов, если праведным, увеличило его награду и воздаяние… Не напрасно бывают приношения за умерших, не напрасно молитвы, не напрасно милостыни. Все это установил (Дух Святой), желая, чтобы мы приносили друг другу взаимную пользу. Ибо видишь, гот получает пользу чрез тебя, а ты получаешь пользу ради него. Ты истратил имущество, решившись сделать (другому) доброе дело, – и ты для него сделался виновником спасения, а он для тебя виновником милостыни. Не сомневайся, что это принесет благий плод. Не напрасно диакон возглашает: о иже о Христе усопших и: о иже памяти о них совершающих.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

II) Вследствие сего главный источник содержания монастыря, прежде всего, представляют денежные вклады различных жертвователей, вложенные, преимущественно, на помин души; затем ежегодные сборы, для чего одновременно посылается до 7-ми и даже 8 пар, и более, т. е. 14–16 человек монахинь и послушниц; двое из них сбирают по книжке (иногда четверо – по двум сборным книжкам), разъезжая чуть ли не по всей России; впрочем, более всего – в Москве и особенно Петербурге; некоторые же из них бывали даже в глубине Сибири, на золотых приисках; остальные пары, без всякой сборной книги, ездят по ближайшим окрестностям, не далее, впрочем, 200–300 верст от монастыря, конечно, с некоторыми ислючениями. На одну сборную книжку ежегодно насбирывают чернички по 1000 р.; сборщицы же без книжек каждая пара по 200 р., и редко некоторые по 150 р. в год же; а все 8 пар ежегодно приносят монастырю, по крайней мере, до 2400 р. в год; но нередко и до 8000 рублей. Таким образом, частью из этих сборов и крупных вкладов (кроме вышеписанных монастырских зданий, построенных на эти деньги) составился в монастыре капитал в 29000 р. с. с чем-то! Вклады же жертвовались частью на поправку храмов, частью священно-церковнослужителям и частью в пользу сестер обители. Вот некоторые из них, известные нам: 1) Княгиней Анной Григор. Белозерской положено в сохранную казну 177 1/3 р. ассигн. (около 60 р. с.), с тем чтобы %, по 4 р. со ста, раздавать монахиням за поминовение дочери ее Елисаветы Александров. Чернышевой 4476, 6590). – 2) Ею же и в такую же сумму положенный, с тем чтобы выдавать священно-церковнослужителям за вышепоказанное поминовение 5082, 6772). – 3) Внесено иеромонахом Иоасафом в сохранную казну 2875 руб. ассигн. (821 р. 41 к. с.), с получением % по 4 р. со ста; из коих 65 р. отдавать пяти беднейшим сестрам обители, а 50 р. тоже беднейшим сестрам же, живущим в устроенной им, Иоасафом, близ западных церковных дверей кельи 3980, 6481). – 4) Внесено в государственный заемный банк монахиней Маргаритой Белоусовой 3000 р. асс. (856 р. 14 к.), с тем дабы % разделять на три равные части: одну – на благолепие церковное, другую – священно-церковнослужителям, третью – монахиням и послушницам монастырским. – 5) Внесено в государственный заемный банк с.-петербургского шапочного цеха мастером Димитрием Григорьевичем Макишиным 10000 руб. асс. (2857 р. 14 к. с.) на поминовение родственников и его самого, когда Бог потребует его.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Такое противодействие со стороны короля, неодобрение плана реконфедерации, полученное из Петербурга, требование бездействия, полученное оттуда же и совпадавшее с требованиями прусского министра в Варшаве, нерешительность, неясность положения – все это было очень тяжело для Волконского; он не переставал просить об отозвании; и наконец просьба его была исполнена в начале года. Преемником ему был назначен известный Сальдерн. Эта перемена должна была произвести тревогу в Польше. Было известно, что к Сальдерну имел постоянное прибежище польский резидент в Петербурге Псарский, поручая ему интересы короля и его партии. Сальдерн осуждал поведение Волконского, рассорившегося с королем и враждебно поступившего с Чарторыйскими. В этом смысле Сальдерн представил записку императрице, доказывая, что успокоить Польшу можно только противоположным способом, привлекши на свою сторону короля и Чарторыйских. Императрица, прочитав записку, осталась довольна ею и пожелала, чтобы автор сам в качестве русского посла привел в исполнение свой план. Таким образом, Сальдерн был пойман, потому что ему вовсе не хотелось ехать в Варшаву на такой трудный и неприятный пост. Он стал отговариваться; но Панин представил ему, что если он откажется от места посла в Варшаве, то может быть отправлен на турецкий конгресс в качестве младшего уполномоченного при гр. Григор. Орлове, и если откажется от обоих назначений, то навлечет на себя гнев императрицы, вследствие чего должен будет оставить русскую службу. Сальдерн принял место посла в Варшаве; но легко понять, как испугались его назначения люди, которые в последнее время окружали Волконского, как члены новой русско-патриотической партии, враждебные королю и Чарторыйским, и во главе их примас Подоский, который сохранил во всей силе саксонские привязанности и жил мечтою о низвержении Станислава-Августа и восстановлении Саксонской династии. Они вспомнили о Репнине, который оставил Польшу во враждебном расположении к королю и Чарторыйским, и эта вражда еще более теперь усилилась вследствие последней выходки Станислава-Августа и фамилии, когда Сенат определил жаловаться на распоряжения Репнина и требовать их отмены.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

669 и дал. 769 Правило это для большей ясности мы приводим по Книге правил (Москва 1862 г. стр. 186), а не по Кормчей; в последней оно читается так: «пастырское владычество всем есть, еже обратити блудящее овча, да не впадется в пропасть отчаяния, и уязвленнаго от змия исцелити или лютейшими и терпкими, или слабейшими и мягкими былии» (л. 207 об.). 771 Книга «Зонар с Богом» гл. 8, л. 20–28. Мы опять держались здесь не буквально текста, по причине его крайней неясности. 774 Св. Григор. Нисского каноническое послание к Литоню, епископу мелитинскому. прав. 1 См. Книг. правил, стр. 590–594 и в старопечатнойй Кормчей л. 266–267. 776 Прав. 6; по Книге правил стр. 606–607. В Кормчей «но изложено гораздо короче и не так ясно, хотя сущность его одна». «Предзреша се (т. е. лихоимство) св. отцы, да вселюдское убо учения слово, аще каково си есть, лихоимства болезний уврачюет... В тайне же крадый, егда вбратився исповесться, да раздает и яже укряде, и своя нищим» (л. 269). Как видно, там пропущена только последняя оговорка относительно любостяжателей, ничего не имущих. 777 Пролог от сент. до марта, напечатанный 1642 г. при п. Иосифе, в Москве; также рукописный солов. биб. 699 на 2-е ноября. 778 Пролог от марта до сентября, напечатанная при п. Иосифе, л. 123 и 124; приведенные случаи указываются у Озерского. т. 1, стр. 156 и далее. 780 Пролог печатный, в слове «яко не подобает веры яти», л. 88. Также древний рукописный пролог солов библиот. 699. 786 Напечатан в Виленской типографии, 1798 году, акад. библ. 2156. Первое издание с переводу древнего письменного было сделано в Почаеве, в 1795 г. (см. Опис. рук. Синод, библ. отд. 2–й прибавл. стр. 111; Рукописи акад. библ. 944 и 945. XVII в.). 788 Опис. рукоп. Синод, библ. Писания св. отцев, отд. 2–й прибавл. стр. 128 Опис. рукоп. Солов. библ. т. 1, стр. 624. 797 Что такого рода священников было очень много, см. в «Опис. деле святейш. Синода». 1721 г. Правос. обозр. 1869 г. авг., ст. «Дела по расколу». Книга «о браке» професс. Нильского, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАХРАМ РАБУН [арм. (?)(?) (?), (?), (?); Ваграм Севлернци] (ок. 1215 - ок. 1290, Киликия), вардапет, арм. ученый, богослов, философ, политический деятель. Образование получил в одном из мон-рей Чёрной Горы (арм. (?)), где находился монастырский и образовательный центр Киликии; отсюда одно из прозваний В. Р.- Севлернци (Черногорец). Знал вост. и зап. языки, был секретарем Левона III, царя Киликийской Армении (1270-1289). В 1271 г. написал «Слово о Явлении Господнем и помазании царя Левона», по просьбе царя составил неск. др. проповедей (напр., «Слово о Св. Троице и Воплощении»). Его перу принадлежат богословские толкования (О домостроительстве спасения, Разъяснения к труду Григория Нисского «Об устроении человека» и др.) и философские комментарии к «Категориям» Аристотеля, трактатам Порфирия и соч. «О мире» Псевдо-Аристотеля. Философские комментарии написаны в основном в форме «решений» (греч. λσεις; арм. (?)). Главным его произведением считается «Стихотворная история Рубенидов» (созданная по просьбе царя), к-рая была задумана как продолжение краткой стихотворной истории Армении («Випасанутюн») Нерсеса IV Шнорали . В. Р. известен и своей социально-политической доктриной института «царства»: Бог создал человека по Своему подобию, дав ему право власти над «живой и неживой природой». Но т. к. люди пренебрегли Его заповедями, Бог попустил появление неравенства среди людей, когда нек-рые из праотцев объявили себя царями над своими единоплеменниками. В своей философско-исторической концепции В. Р. тяготеет к номинализму, к-рый, в частности, лежит в основе его сенсуалистско-материалистической теории познания. Основной вопрос философии он решает с позиций креационизма. Взгляды В. Р. оказали огромное влияние на формирование мировоззрений мн. арм. авторов, таких как Ованнес Воротнеци и Григор Татеваци. Соч.: Стихотворная история Рубенидов. Мадрас, 1810 (на арм. яз.); Vahram " s Chronicle of the Armenian Kingdom of Cilicia during the time of the Crusades/Transl. by C. Neumann. L., 1831; Schahnazarian G. Galerie historique arménienne, 5. P., 1859. P. 185-242; Bedrosian S. Chronique du royaume arménien de la Cilicie//Revue de l " Orient, de l " Algérie et des colonies. 1864. N. S. T. 17. P. 245-254, 315-325; Dulaurier E. Chronique rimée des rois de la petite Arménie//Recueil des historiens des croisades: Documents arméniens. P., 1869. T. 1. P. 491-535 (арм. текст и фр. пер.); Проповеди. Иерусалим, 1856 (на арм. яз.); Анализ слова Есайи на великий день Явления Христа//Арарат. 1868. 10. С. 137-141; 12. С. 165-169; 1869. 1. С. 8-9; 2. С. 36-39; 3. С. 49-52; 4. С. 72-78; 5. С. 97-101; Святыни предков. Иерусалим, 1875 (на арм. яз.); Григорян Г. Решения Категорий Аристотеля. Ереван, 1967 (арм. текст и рус. пер.).

http://pravenc.ru/text/149951.html

567 См. Истинн. древн. и ист. прав. Христ. Церк. Григор. Архиеп. Казанск. ч. 11, стр. 89, 1854 года. 570 Розыск. ч. 1, стр. 43–46. Вот подлинные слова Свя¬тителя: «понеже наши Российские люди не искусны суще, не яко Греки продолжений глаголющии (т. е. Иисус), аще и сокращенно пишущие (т. е. Ic): но яко же пишут сокращенно, сице и глаголют сокращенно. Пишут Ic и глаголют Исус; того ради лучше есть у нас писати Iuc, неже Ic, да продолжение имя Спасителево, якоже у Греков глаголется в три силлабы, а не в две токмо. Понеже ино знаменует Iuc, ино же Исус. Iuc, якоже прежде рехом, толкуется с Еврейского языка Спаситель, с Греческого же исцелитель (от ιαω – исцеляю, буд. ιασο, оттуда ιησους – спасет). Исус же что знаме¬нует, внемлите. По-Гречески ισος, по-нашему глаголется равный; ους же глаголется ухо; та два речения егда во едино место сложиши, будет Исус, еже глаголется равноухий. Но не буди нам тако нарицати Христа Спасителя нашего. Сего ради лучше есть писати Iuc, неже Ic, да и глаголем в три силлабы (слога), знаменующие Спаса и Исцелителя нашего Христа, а не в две силлабы, знаменующие равноухого» (л. 46; Эти слова лучше всего оправдывают св. Димитрия Ростовского , показывая, как справедливо заметил еще Пешехонов (отв. 32, л. 03), что «в книзе Розыске, равно как в Пращице и обличении состоит сказание точию о литерах имени Ica Христа Господа нашего, а не о боговочеловечении и не о предвечности, и не единосущии Сына Божия со Отцем»… 572 См. кн. об ант. ст. 2, л. 19; Пешехон. отв. предуведомл. л. 12, отв. 31, л. 62, отв. 32, л. 64 об. и др. 573 «Покажите, говорит поповец, обращаясь к беспоповцам, – покажите о вашем исповедании, еже о литерах Iuc, Хсво оправдание достоверное, и точное свидетельство от древлеписанных и печ. книг, и что имя Iuc последнего антихриста есть. Но вемы всячески, что отнюд показати сего не можете никогда» (Пешех. отв. 32, л. 62). Слова особенно важные для нас, потому что их говорит человек, вполне знакомый с древностью. 578 Искусство раскольников находить имя антихриста в разных словах развито до такой степени, что об нем говорится даже в книгах, не занимающихся специально исследованием раскола.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/o...

Обнадежив и тех и других, что царское величество употребит все старания для успокоения Речи Посполитой, Головкин с товарищами вошел в переговоры с королевскими министрами, и было постановлено, чтоб конгресс уполномоченных с обеих сторон открыт был как можно скорее в Ярославле, именно в средних числах мая по новому стилю. Царь-медиатор назначает полномочным послом своим на конгресс князя Григор. Фед. Долгорукого. При открытии конгресса провозглашается перемирие, во время которого не должно быть никаких неприятельских поступков и контрибуций. По заключении трактата саксонские войска должны быть выведены из Польши в продолжение четырех недель; при короле остается только, по статутам, 1200 человек гвардии, которую он обязан, однако ж, содержать на своем иждивении. Речь Посполитая должна обязаться в случае нового нападения короля шведского оборонять саму себя и короля без всякого вспоможения с его стороны. Посол царского величества князь Долгорукий будет стараться добрыми средствами примирить обе партии; если же которая из них на добрых условиях помириться не захочет, в таком случае посол объявляет, что царское величество будет против не желающей мира стороны и будет иметь посол указ к генералу Рену, чтоб тот шел немедленно из Украйны с войсками и действовал против того, кто не хочет внутреннего покоя. Вместо Ярославля конгресс собрался в Люблине и вместо мая – в июне месяце. Правление конфедерации поместилось в Ленчне, в трех милях от Люблина, куда привезли и гетмана Синявского, с тем чтоб его судить. Долгорукий, узнав об этом, написал тотчас маршалкам конфедерации, чтоб они во время конгресса под боком у Люблина не смели начинать своих судов и чтоб отдали гетмана ему, послу, на честное слово. «Я чаю, государь, – писал Долгорукий Петру, – что господа конфедераты недовольны теми условиями, которые постановлены в Данциге, и знатно у оных иное намерение не только о гетманах, но и о короле, потому что здесь конфедератские депутаты зело упрямо и нескоро к миру приступают, так делают, как бы чего иного себе ожидали, и есть здесь ведомость, будто писарь коронный недавно был у турецкого паши тайно в Хотине.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Григор Нарекаци (около 951 — 1003) — Григор Нарекаци (т. е. Григор из Нарека), великий армянский поэт и мыслитель. Григор Нарекаци, возможно, главный представитель древнеармянского Ренессанса. «Книга скорбных песнопений» Григора Нарекаци — шедевр мировой литературы, в Армении цениться разве что не так сильно как Библия. Отцом Григора Нарекаци был ученый богослов Хосров Андзеваци, занимавшийся интерпретацией литургической символики; впоследствии, овдовев или разлучившись со своей женой, Хосров стал епископом, однако на старости лет был обвинен в ереси и отлучен от церкви. К тому же кругу принадлежал и связанный с Хосровом узами кумовства учитель Григора и настоятель Нарекского монастыря Анания Нарекаци, автор аскетических поучений, самые темы которых — слезный дар, отрешение мыслей от всего земного — характерны для армянского духовного возрождения той эпохи. Аверинцев пишет про внешнюю канву жизни Григора Нарекаци и его литературные труды: «по-видимому, жизнь вардапета [ученный монах, проповедник у армян] Григора прошла довольно тихо среди обычных монашеских занятий и литературных трудов. В 977 году он написал толкование на библейскую Песнь песней, как это делали Ориген и Григорий Нисский до него и Бернард Клервоский со своими последователями после него; тема очень характерна для средневековых мистиков, переносивших акцент с религии страха на религию любви. По преданию, этот труд был выполнен в ответ на просьбу Гургена, государя Васпуракана. Нарекаци принадлежат также похвальные слова Кресту, Деве Марии, святым, а также гимнографические сочинения в различных жанрах. Все это — почтенные образцы средневековой армянской литературы. Но «Книгу скорбных песнопений», законченную около 1002 года, поэт написал для всех людей и на все времена. Именно она веками жила в памяти народа и будет жить во всемирной памяти культуры». Интересно, что Григор Нарекаци, хотя и принадлежал к монофизитской церкви, по-видимому симпотизировал диофизитам (православным). По крайней мере Григор Нарекаци придерживался примирительной позиции в догматических спорах тех лет (которые в случае Армении, надо сказать носили не столько догматический характер, сколько этнический). Автор жития Григора Нарекаци пишет по этому поводу: «Между епископами и вардапетами шла распря по различным вопросам в делах халкидонитов (то есть диофизитов). А блаженный Григор, верно поняв, что это есть бесполезная и пагубная церковная смута, в которой при разномыслии повреждалась здравость учения, увещевал всех быть кроткими душою и миролюбцами, пребывать в любви и единодушии».

http://pravbiblioteka.ru/book_author/gri...

Об этом упоминает и сам Григор в конце своего произведения «Хвала Св. Богородице», говоря: «Я, Григор, последний из учителей и младший из поэтов, сын дочери брата отца Анании, философа, украшенного святым духом и мудрого, а по образу своей чистой жизни достохвального и преславного». Вместе с Григором в той же обители монашествовал его старший брат Иоаннес, о котором он в памятной записи своей книги отзывается с большой похвалой, а в конце «Книги скорбных песнопений» пишет: «Я, Григор, иерей–чернец, последний из поэтов и младший из учителей, при содействии брата моего достойного, по имени Иоаннес, монаха достославной и высокочтимой Нарекской обители; мы, состоя из двух тел, жили как одно тело... были не только родными (братьями. – К.А.), но и единодушными, единоверными... смотрели четырьмя глазами, но имели одни и те же мысли и намерения». Учитель братьев Анания Нарекаци жил во времена католикоса Хачика (972–991). Степанос Таронеци писал о нем: «Великий философ... он написал также книги против тондракийской секты и других ересей». Он был блестящим толкователем Св. Писания, написал ряд толкований и речей («О молитве, посте и слезах», «О раскаянии, слезах и молитвах» и др.), а также «Духовное поучение о том, как человек может мысли свои отрешить от земного, презирать эту жизнь и желать только Бога и небесного царства его». Завершив образование, Григор был пострижен в монахи и в 977 г., как следует из памятной записи к «Толкованию Песни песней», рукоположен в священники. Почти всю жизнь Григор провел в Нарекском монастыре с богатой библиотекой, где имел возможность читать труды античных философов в оригинале и труды отцов Церкви. Он обладал глубокими познаниями в области цауки, знал Библию и богословскую литературу. Благодаря подвижничеству и учености в Нарекском монастыре Григор был назначен «наставником монахов», обучающим их «божественной науке». Сам себя он называет «последним из учителей и младшим из поэтов» или же «последним из поэтов и младшим из учителей». «Других поучаю, сам же неопытен; постоянно учась, никогда не достигаю истины познания», – скромно заявлял он («Книга скорбных песнопений», песнь 71).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010