В тяжелых условиях армяне создают культурные очаги и книжные центры, которые вскоре становятся центром притяжения для всех армян. В общих чертах выше мы уже говорили о деятельности монастырских школ и культурных центров Святой горы. Биограф Нерсеса Шнорали отмечает исключительные заслуги в этом деле потомков Григора Магистроса. Сын его Григор Вкайасер вошел в историю армянской литературы как составитель сборника житий и мученичеств, положившего начало армянским четьям-минеям. Г. Алишан называет его основоположником «серебряного века» или «главой вторых переводчиков» 337 . Большую роль сыграл он и в деле образования своих племянников, поручив их католикосу Барсеху, который «мудро воспитывал и обучал, и будил в них страх Божий». Однако вскоре, получив ранение, умирает Барсех. Перед смертью он завещает патриарший престол Григорису (1113–1165), брату Нерсеса Шнорали. Воспитание последнего берет на себя Григорис: «Он дал образование и своему брату Нерсесу, воспитывая его на Св. писании и взяв для него учителями мужей образованных и праведных». Семя, брошенное братом, дало хорошие всходы: «Восприняв от него Слово [жизни], он, подобно плодородной земле, начал плодоносить во сто крат больше. Вскоре Нерсес превзошел многих добродетельных и ученых мужей». Он в этот период начинает по поручению брата «истолковывать глубокий смысл Св. писания», пишет свое «Толкование Нового завета». В то же время переписывает рукописи, поскольку «владел он также искусством письма, изумительным, прекрасным в своем разнообразии, и казалось, что оно выведено было божественной рукой». Примерно с 30-х годов XII в. начинается бурный расцвет творчества Нерсеса Шнорали. Григор, видя «у брата столь изумительный дар, пробивающийся подобно источнику, просил его с искренней духовной любовью проявить его и восполнить недостающее в церковной литургии». Нерсес начал создавать духовные песни, гимны, шараканы и т. п. Велика заслуга Нерсеса Шнорали в этой области. По достоинству ее оценили современники, назвав его «философом-музыкантом» (композитором). Столь же высокую оценку дает наш автор. «Хотя, – пишет он, – содержание его песен по своему глубокому смыслу было прелестно, но еще изумительней были всевозможные мелодии [к ним], сочиненные одна лучше другой».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

А когда делали привал, нас отводили и запирали в тесном помещении, а сами, окружив, стерегли нас и не позволяли никому выйти во двор для естественных нужд, и [люди] отправляли нужду в тех же помещениях, где подчас они оставались по многу дней. Поэтому я не могу изложить на бумаге все те мучения, которые мы претерпели. Вардапета они не пустили к нам, а каким-то другим людям поручили строго стеречь его отдельно, вдали от нас». (Киракос Гандзакеци, с. 160). 470 Согласно Киракосу Гандзакеци, Вардану Аревелци и Григору Акнерци, Ованес Ванакан был выкуплен у монголов населением крепости Гаг. Вардан Аревелци пишет: «В продолжении некоторого времени он (Ванакан. – К. Тер-Давтян) скитался по лагерю варварского народа, который наконец продал его христианам, бывшим в Гагской крепости. Они выкупили его не как евреи для позорной смерти, но как Господь для славного избавления [выкупили его] 50 дахеканами, дороже, чем Христа: такова была алчность продавца Господа нашего, которого он слишком дешево ценил, судя по себе» (Всеобщая история Вардана Великого, с. 179). 471 Армянские историографы сохранили имена многих учеников Ванакана – Вардан Аревелци, Киракос Гандзакеци, Инок Магакия (Григор Акнерци), Аракел, Овсеп, Степанос Ахтамарци, Состенес, Марк и родные братья Ванакана Григор и Погос. Все они получили вардапетский жезл от Ванакана (см.: А. Воскян. Ованес Ванакан и его школа, с. 47). 472 См. сл. издания сборника «История медного города». Константинополь, 1708, 1721, 1731, 1743, 1749, 1757, 1792, 1834, 1861. 1862; Мадрас, 1791, 1792; Эчмиадзин, 1803, 1807, 1850; Тифлис, 1811 и др. 473 Г. Тер-Мкртчян указывает лишь на первое сочинение, принадлежащее перу Степаноса. Рукописи Матенадарана 2190 и 3070 содержат сочинение «Назидание верующим», автором которого они называют вардапета Степаноса, сына тэр Иусика, а рукопись 1520 – «Речь Степаноса, сына тэр Иусика». 474 Об этом см.: Г. Тер-Мкртчян. Айкаканк, ч. XIII-XIX. Вагаршапат, 1899, с. 91–96; Н. Акинян. Акоп Нетраренц, епископ Арцке. Мелкие филологические разыскания, т. IV. Вена, 1938 (на арм. яз.). 478 В вышеупомянутой статье Г. Тер-Мкртчян на основании двух списков издал «Историю других чудотворений» (см.: с. 89–90). 481 Г. Тер-Мкртчян отмечает, что ему не известны рукописи этой пространной редакции. В Матенадаране нам удалось обнаружить несколько списков (рук. 8724, 8963, 10107, 10166), содержащих пространный текст жития Степаноса, которые, однако, относятся к XIX в. Следовательно, многие из вышеназванных изданий относятся к более раннему периоду времени. В рукописи 6340 (1651 г.), содержанием которой является Чарынтир (Сборник избранных речей), мы обнаружили краткую редакцию жития Степаноса. Пользуясь случаем, приносим благодарность А. Мнацаканяну, указавшему нам на целый ряд рукописей, в которых содержатся сведения о Степаносе.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Григор. ни сии лъжять ни видеша Бога. Бога бо невиде никтоже нъ единочадыи якоже е писано. василь. аще сю видели то не лъжуть. Григории. да аште ти сю видели то Господь лъжеть. аще ли не сю видели то сии лъжуть. да тебе едина часть лъжеть. василии да чьто убо противу сему речем. григории. въобразися нас ради слово, писано бо е. воиньство аггельско престояше одесную и о левую. и кто рече прельстить ахава и пакы придоша аггели. придеже и дьявол с ними. да по тебе и прельсть буде у Бога и пакы друг божии диявол беседоваше с Богом. въсходитьже на небеса. и съходить. нъ не буди ны сице се разумети. не бо есть неправьды пред Богъмь. и лъжа ни покои же части. да иже убо глаголють. видехом славу то истинують. подобьно и Господь истинуеть. естьствомь Бога не виде никтоже. нъ единочядый тъчью. а еже кто прельстит ахава. или еже приде дьявол назнаменуеть попуштение божие. тому бо не хотяшту или непонуштаюшту немощьное вьсем супротивне емоу сътворити. василь. ни ли аггельска естьства видять человеци. Григории. якоже и аггели божии естьства не видять такоже ни аггельска человеци. нъ славу тъчью. и тоже участьемь. василь. то аврам како виде. григории. акы человек темьже и тельцьи опреснокы акы человекомь готовляше. василь. Моуси како виде, григор. в виде огньне и възъва и рече аггел в огни пламене купиньна. василь. Мария господьня мати Гаврила како виде. григории. в образе человечьсте. темьже не вероваше размышлаюшти. василь. невидимаго ли ради естьства их не видели суть. или величьства деля славы яже я одрьжить. григории. обоего деля. василь. како еша аггели с аврамъмь и Господь по въскрьсении. григории. аггели акы слъньце исучаеть подълежашую влагу. к неиже аште приближаться ничесоже в свое естьство приемля. такоже и тии зеша (съеша?) подълежаштая брашьна. ничесоже в свое естьство приемлюште. Господь акы огнь вьсе дебелое приемля испепеляше оставляя комуждо свойство тъчьюже масло и фимиян штурит в свое естьство приемля. такоже и тъ по истине ие. и по притъчьному образу якоже сам веды присвои» 100 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Внезапная смерть О чем мы должны помнить, когда чья-то злая воля внезапно пресекает жизнь другого человека 29 апреля, 2015 О чем мы должны помнить, когда чья-то злая воля внезапно пресекает жизнь другого человека О том, как правильно относиться к внезапной, трагической смерти другого человека – протоиерей Александр Ильяшенко. О мертвых или хорошо, или ничего (Латинская мудрость) Протоиерей Александр Ильяшенко Мы молимся, чтобы Господь избавил нас от нашествия иноплеменников, междоусобной брани и внезапной смерти , которая может наступить, например, от того, что наемный убийца стреляет в спину, или пилот, которому пассажиры вверяют свою жизнь, направляет самолет в землю, или от того, что солдаты расстреливают мирных жителей из современного оружия. Важно для нас самих понять, как правильно относиться к трагическим случаям, когда чья-то злая воля внезапно пресекает жизнь другого человека? Критерием и одновременно образцом для подражания могут быть люди высокой духовной жизни. Живший в XIII веке армянский поэт Григор Нарекаци, автор «Книги скорбных песнопений», на долю которого выпало много страданий, писал: Один мудрец назвал в года былые Смерть без причины явной злом большим. Хоть он – язычник, я согласен с ним: Мгновенной смертью правят силы злые. Как скот бессмысленный и бессловесный, Мы исчезаем вдруг во мраке бездны, Не осознав сей жизни пустоту. Мы умираем и не ужасаемся, Мы исчезаем и не удивляемся, Мы даже в час последний не смиряемся. Отлучены бываем – не терзаемся, Порокам предаемся и не каемся, Соблазнов низких не остерегаемся, Всему предпочитаем суету.  Удивительно, как современно звучат эти слова, а также как точно он подметил, что действительно «мгновенной смертью правят силы злые»: и духовные силы, и силы земные. Но что еще исключительно важно, Григор Нарекаци употребляет местоимение не он, они или ты , а мы , причисляя себя к тем, кто исчезает «вдруг во мраке бездны». Он никого не осуждает, а смиренно кается: Я хуже всех, моя греховна суть. В грязи желаний я погряз по горло.

http://pravmir.ru/vnezapnaya-smert/

Тертуллиан. «Apologetic», cap. XXIII. Curs. Compl. Patrol. Ser Lat. Tom. I, col. 415, de contactu deque afflalu nostro... nostro imperio excedunt; Cp. в рус. пер. архиеп. Афанасий, стр.121. 464 «Concil. Carthageniens. XII Sub Cyprian», Curs. Compl. Patrol. Ser. Lat. Tom. III, col. 1166. Vincentius a Thibari dixit. Haereticos scimus esse pejores quam ethnicos… Ergo primo per manus impositionem in exorcismo, secundo per baptismi regenerationem, tune possunt ad Christi pollicitationem venire». 465 Лактанций. «Divin, Decret», Lib. IV, cap. XXXIV. Curs. Compl. Patrol. Ser. Lat. Tom. VI, col. 531–532; «твор. Лактация», в рус. перев. Карнеева, ч. 1, стр. 324. 466 Hippolit. «can XIX, n. VI, Vid. Probst. «Sacram. u. Sacramental.», s. 57; cp. Bunsen, Analecta ante – niceana. Vol. 1 Lond. 1854, pag. 466. 471 Геннадий Массилийский. «Lib. de ecceles, dogmat.», cap. 31. Curs. Compl. Patrolog. Tom. LVIII, col, 988. Cum sive parvuli, sive juvenes ad regenerationis venerunt sacramentum, non prius fontem vitae adeant, quame excrcismis et exsufflationibus elericorum spiritus ab eis immundus obigatur. 472 Coctestinus. «Episcopis Galliae. epist. 1,» cap. 2. Sive parvuli, sive jnvenes ad regenerationis veniunt sacramentum, non prius Fontem vitae adeant, quam exorcismis et exsafflutionibus dericorum spintus ab eis abjiciatur (abigatur Ed. Basil) Ap. Gratian. Distinet. IV de consecrat. Curs Compl. Patrolog. Tom. CLXXXVII, col. 1818. 475 Len. «Episl. ad episcopos Sicil». cap IV. Curs Compl. Patrolog Ser. Lat. Tom. LXXXIV, col 760. 476 Августин. «De nupt. et coneupicscentia». Lib. II, cap. XXIX, n. 51. Curs Compl. Patrol. Ser. Lat. Tom. XLIV, col. 466. 478 Григор. Наз. Orat. XL in sancl. Bapt., n. 27. Curs. Compl. Patrol. Ser. Graec. Tom. XXXVI, col. 397; по русск.. пер. «Твор. Григор. Наз.» Том III, M. 1844 г. стр. 300. 479 Кирил. Иерусалим. «Praefat». n.9. Curs. Compl. Patrol. Ser. Graec. Tom. XXXIII, col. 348–349; Ср. «Твор. Кирил. Иерусалим.» в русск. пер. М. 1855 г., стр. 12. 480 Златоуст. Catech. ad illiminand. 1. Curs. Compl. Patrol. Ser. Graec. Tom. XLIX, col. 225. «Слова и беседы на разн. случ.» в русск. пер., т. II, СПб. 1865, стр. 273.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

231  Твор. преп. Макар. 469 стр. («Слово о хранении сердца»). Срав. Григор. Нисск. VII, 281 стр. («О цели жизни по Боге»). 233  Вот несколько аскетических советов, уясняющих значение памятований в подвижничестве. «Если станет крушить тебя зависть, – говорит напр.  авва Исаия , – вспомни, что мы все члены есмы Христовы, и что честь и поношение ближнего есть (честь и поношение) всех нас, – и успокоишься. – Если войну против тебя подняло чревоугодие похотением яств, то вспомни о зловонии их, – и успокоишься… Если сласть жен сластнейша есть для тебя, вспомни о (женах), умерших уже, куда они отошли, – и успокоишься» etc. (Доброт. I т. 352–353 стр. Слово 16-е ав. Исаии). 234  Взгляд на старца-руководителя в святоотеческой литературе очень высок. Предписывая по отношению к старцу-руководителю всецелое послушание, где аскет «ни во что» бы «вменял всякую свою волю» (Твор. Св. Вас. Вел. V, 50 стр. Слово подвижнич. и увещательн.), упомянутая литература наряду с этим в деле аскетической жизни поставляет его на второе место после Бога и предначертывает касательно его выбора даже особое правило, состоящее не в чем ином, как в характеристике нравственных качеств старца. «Первый, самый истинный отец есть Отец всех; а второй после Него-наставник в духовном житии» (Твор. св. Вас. Велик. V, 434 стр. Подвижнич. уставы, гл. 20-я). «С великою заботливостью и внимательностию» следует подвижнику, особенно – неофиту, искать мужа-старца, «который бы непогрешительно предшествовал в образе жизни, хорошо умел руководить шествующих к Богу, украшен был добродетелями, в собственных делах своих имел свидетельство любви своей к Богу, был сведущ в божественных Писаниях, не рассеян, не сребролюбив, не озабочен многим, безмолвен, боголюбив, нищелюбив, не гневлив, не памятозлобен, силен в назидании сближающихся с ним, не тщеславен, не высокомерен, не льстив, не изменчив, ничего не предпочитал Богу». Так говорит, например, о качествах старца св.  Василий Великий  (V, 40–50 стр.). 237  Твор. преп. Макар. 451 стр. (Послание). Срав. св. Григор. II. VII, 279 стр. («О цели жизни по Боге»)

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Ponomare...

238  Твор. св. Васил. Вел. V, 98 стр. (Прав. прост. излож.) Макар. Егип. Бес. XXVI, § 16; XXVII, § 14; XLV, § 7. Послан. Макар. Егип. 452 стр. Марк. Подвиж. 59. 202 стр. («Слово о думающ. оправд. делами» и «О прении схоластика»). 240  Твор. преп. Макар. 476 стр. (Слово о хранен. сердца). Срав. Марк. Подвиж. (Слово о думающ. оправд. дел. гл. 61-я). 249  По фигуральному выражению преп.  Макария Египетского , при смиренномудрии, как начале определяющем рассудок подвижника, должен совершаться тот же процесс мысли, какой происходил бы у нищего, если бы ему царь вверил сокровище на сохранение. Основанием для подобной аналогии служат следующие точки соприкосновения. «Если царь положит свое сокровище у какого-нибудь нищего, то принявший на сохранение не считает сего сокровища своею собственностью, но везде признается в своей нищете, не смея расточать чужого сокровища, потому что всегда рассуждает сам с собою: «это сокровище не только у меня чужое, но еще положено ко мне сильным царем, и он, когда захочет, возьмет его у меня». Так и имеющие благодать Божию должны о себе думать – быть смиренномудрыми, исповедывать нищету свою. Но «если нищий, приняв от царя вверенное ему сокровище и понадеявшись на это чужое сокровище, начинает превозноситься им, как собственным своим богатством, и сердце его исполнится кичения; то царь берет у него свое сокровище, и имевший оное на сохранении остается таким же нищим, каким был прежде. Так «точно, если и имеющие благодать превознесутся, и станут надмеваться сердца их, то Господь отъемлет у них благодать Свою, и остаются они такими же, какими были до приятия благодати от Господа» (Макар. Е. Бес. XV, § 25; § 35). 250  Срав. Григор. Богосл. IV т., 291–293 стр. (Стихи о себе самом, в котор. св. Григор. скрытн. образ. поощряет и нас к жизни во Христе). 251  С точки зрения ревности духа подвижнического или жизни на началаходного духа можно установить, например, следующий оттенок в самоотвержении, как добродетели христианской вообще и аскетической в частности. Христианин вообще, пребывая в самоотвержении и направляя его на страсти, все-таки в некоторой мере может сохранять за собою ту сторону жизни, которая ближе всего касается тела, напр. может иметь собственность. Но самоотвержение христианина-аскета является не только отвержением страстей, но и всех, относящихся ближе всего к телу, условий настоящей земной жизни: он отказывается и от стремления жить в плотских потомках и от дозволенной собственности. Зависимость аскета от земли выражается лишь в том, что тело его пребывает на ней, душа же витает на небе. Нельзя не назвать, поэтому, очень удачным наименование аскетов «земными ангелами». Разумеется мы не говорим здесь о самых необходимых естественных потребностях, вроде пищи, но говорим о том, что подлежит свободному выбору человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Ponomare...

Активная деятельность в Армении католич. проповедников-«униторов» вызвала к жизни антиуниатское направление в древнеарм. лит-ре, особенно проявившееся в монастырских школах Татева и Гладзора. Первым крупным представителем этого направления стал Ованнес Воротнеци († 1388) по прозвищу Калик (Кахик), преподававший в Татевском мон-ре и написавший многочисленные проповеди, экзегетические и догматические произведения. Григор Хлатеци Царенц помимо переписки книг написал много гандзов и тагов (духовных песнопений), а также знаменитое «Воспоминание о бедствиях [Армении]». Вардапет XIV в. Григор Татеваци, знаток церковной истории и лит-ры, в ответ на вопросы Геворга Ерзнкаци написал большой труд «Книга вопрошений»; его перу также принадлежит «Книга проповедей». Архиеп. Аракел Сюнеци известен как поэт (поэма «Адамова книга») и автор «Комментариев на Определения Давида Анахта» и «Истолкования грамматики». Лит.: · [ Авгерян М. Жития и мученичества святых. Венеция, 1810-1814. 12 т.]; Худобашев А. Армяно-русский словарь . М . , 1838 . Ереван, 19862 . 2 т. ; Патканов К. П. Библиогр. очерк армянской ист. лит-ры. СПб., 1879; Sargsean B. Dei tesori patristici e biblici conservati nella letteratura armena. Venezia, 1897; · (?) (?) [ Зорпаналян Г. История древнеармянской литературы. Венеция, 1897, 1932]; Аннинский А. Древние армянские историки как исторические источники. Од., 1899; Тер-Мовсисян М. История перевода Библии на армянский язык. СПб., 1902; Meillet A. Esquisse d " une grammaire comparée de l " arménien classique. Vienne, 1903, 19362; idem. Altarmenisches Elementarbuch . Hdlb., 1913; Le Synaxaire arménien/Éd. G. Bayan. Turnhout, 1910-1930. (PO; 5-19); Тигранян С. Древнеармянская книга канонов. СПб., 1918. Т. 1: Описательная часть; Анасян А. С. Армянская библиология. Ереван, 1959. Т. 1; 1976. Т. 2 (на арм. яз.); Dowsett C. J. F. Armenian Historiography: Historians of the Middle East//Historical Writings on the People of Asia. L., 1962. С. 259-268; Inglisian V. Die Armenische Literatur//Handbuch der Orientalistik.

http://pravenc.ru/text/76104.html

В жанровом отношении Ж. л. представлена 2 основными направлениями - книжно-риторическим и народным. В XI-XIII вв. господствующим становится 1-е направление. Был создан ряд похвальных житий и панегириков, посвященных как деятелям прошлого, так и современникам. Значительным явлением в арм. Ж. л. стали Жития Нерсеса IV Шнорали, Геворга Скевраци. В народном направлении выделяются жития: повествовательные; памятные записи; краткие синаксарные. Простые повествовательные жития XII-XIII вв.: Ованнеса Саркавага, Степаноса Сюнеци в редакции Мхитара Айриванеци, занимательное и сказочное Житие Степаноса, сына Тер-Иусика; исключительное в своем роде Житие Григора Нарекаци, к-рое состоит из 28 чудес святого. Источниками Жития Григора послужили как канонические, так и апокрифические евангельские сказания о Христе. Широкое распространение в XI-XV вв. получили жития - памятные записи, а также синаксарные жития и мученичества. Разные редакции Синаксаря выражали определенные тенденции, имели новые художественно-идеологические подходы, как, напр., редакция латинофила Григора Анаварзеци или последняя редакция Синаксаря Григора Хлатеци, составленная в мрачные для Армении годы и расширенная за счет историй св. отцов и мучеников, современников Хлатеци. В Ж. л. народного направления XIII-XV вв. выделяется группа, посвященная деятелям научных и культурных центров: Гладзорского (1280-1338) и Татевского (1345-1410) ун-тов ( Нерсес Мушский , Есаи Ничеци , Ованнес Воротнеци , Григор Татеваци ), монастырских школ-вардапетаранов (Мхитар Саснеци, Григор Хлатеци, Товма Мецопеци). Их общая черта - антиуниатская направленность, противостояние влиянию Римско-католической Церкви в Армении. В условиях постоянных войн и завоеваний Армении после падения династии Багратидов (1045), особенно в XIV-XV вв., мученичества за веру приобретают массовый характер, интенсивно создаются истории армянских новомучеников. Развитие этого направления Ж. л. идет по пути упрощения жанра. В XVI-XVII вв. к жанру мученичеств обращаются крупные историографы Закария Канакерци и Аракел Даврижеци. Однако их произведения представляют собой уже литературно-исторические повествования с красочными описаниями быта и человеческих отношений. XVI-XVII века следует считать периодом упадка Ж. л.

http://pravenc.ru/text/182317.html

694 Дамаскин пишет: «Бог сотворил человека безгрешным по естеству и свободным по воле; безгрешным, говорю, не потому, чтобы Он недоступен был для греха (ибо одно Божество грешить не может), но потому, что возможность согрешить имел он не в своем естестве, а в своей собственной воле» (De fid. orthodox. lib. II. с. 12). 696 Васил. Велик. Quod Deus non est auctor mal. n. 6. Григор. Нис. Cathech. c. 5. Orat. 2. in verba: faciamus homil. Григор. Наз. Orat. 45. n. 7. 699 «Если бы ангелу или человеку, – пишет бл. Августин, – не дано было вдруг, по сотворении их, пособие Божие, тогда они (так как природа их не такою создана, чтобы им можно было без пособия Божия пребывать в добре, хотя бы и хотели) пали бы не но своей воле, потому что не имели бы пособия, без которого пребывать в добре для них невозможно» (De corrept. et gratia. с. II. n. 32). 707 Васил. Велик. De Spirit. sanct. c. 16. Contr. Eunom. lib. III. n. 2. Август. De corrept. et gratia. с. II. n. 32. De civit. Dei, lib. XIV. c. 27. 709 Феофил. Антиох. Ad Autolic. lib. II. n. 24. Можно заметить, что одни из древних Учителей рай понимали в смысле чувственном и искали его на земле, как, например, Феофил Антиохийский (cit. loc.), Ипполит (In Haexemer fragm. apud Damascen. in sacr. paral. t. II. p. 787) и Епифаний (Ancorat. LXII), другие же – в смысле духовном, как, наир., Ефрем Сирин (De parad. hom. serm.) и Григорий Назианзин (Arcan. carm. 7. vers. 105. ed. Colon. p. 172), а большинство – в том и другом смысле совместно, как, например. Амвросий (De paradis.), Августин (De Genes. contr. manich. II, 2) и Дамаскин (De fid. orthodox. lib. 11. c. 2). 728 Ирин. Contr. haeres. lib. IV. c. 37. n. 2. Григ. Наз. Orat. 42 (in Pasch.) n. 67. (ed. Lips. p. 1690). 732 Cm. Disputationcs theologiae 30 articulomm augustanae confessionis unJIusin complectentes... Rostochii, 1599. Disput. IV. de peccato originali. 733 Можно заметить, что ввиду этого весьма знаменательного психического факта внутреннего слития мысли со словом, лучшие из мыслителей, занимавшихся вопросом о происхождении языка, вовсе не находили возможным объяснить первоначальное происхождение языка путем личной изобретательности человеческой, и прямо наклонялись к допущению в сем случае особеннейшего действия Божия, например Платан (In Cratil.), Гумбольт (Lettre a Remusa sur la nature des form, grammatiq. par Humboit. Paris. 1827. p. 13) и даже Руссо (Essai sur orig. des langues. c. 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010