В маленьком проложном «Житии Ованеса Воротнеци», приуроченном ко Дню его поминовения, подчеркивается та сторона его деятельности, которая связана с борьбой против католической экспансии. Житие называет его «обличителем лицемеров и преградой для уст еретиков», «грозным для имеющих дурную славу диофиситов». Составлено оно, по всей видимости, как и многие жития и мученичества XIV-XV вв., последним редактором Пролога Григором Хлатеци. Житие Ованеса Воротнеци В сей день 837 590 года нашего летосчисления отошел ко Христу и великий вардапет Кахик, постоянно связанный со словом Божьим. Родившись в этот день, он через 73 года по предначертанию Божьему преставился. Такова естественная смерть избранных, обещанная речением псалма: «Время годов наших 70 лет. И родившийся в оный день, умрет в тот же день». Так случилось, с пречистой Богородицей, так случилось и со святым нашим патриархом Исааком Партевом. Он был велик, рабунапет Ованес, факел света и солнца церкви из селения Ваганд области Воротн Сюникского края. Сын великого, прославленного князя Иванэ, знатный родом, был он мужем богоносным, мудрым и красноречивым. Это был ученый и богослов, проповедник правоверности и защитник истины, обличитель лицемеров и преграда для уст еретиков, учитель праведников, и вразумитель смутьянов, утешитель скорбящих и кормилец бедняков. Подобно солнцу, освещающему мир, он выявлял смысл правоверных книг и толковал труднопостижимые сочинения философов. Он питал горячую любовь к книгам и чтению. Имел он кроткий нрав и приветливый вид, был высок ростом и благообразен, великолепен и прекрасен, благонравен и милосерд, щедр и тароват, велемудр и рассудителен. Неутомимый в обучении и непоколебимый в ответах, кроткий и приветливый для исповедующих истинную веру и устрашающе грозный для имеющих дурную славу диофиситов. Да будет благословенна память о муже, преисполненном благости Божьей и чистыми молитвами его да смилуется Христос-Бог над заказчиком сего сочинения. Житие Григора Татеваци Выдающийся философ, педагог и церковно-политический деятель XIV – начала XV в. Григор Татеваци – одна из ярких фигур армянской средневековой культуры.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

К тому времени преставился блаженный архиепископ Сюникский, владыка Иоанн 197 . Ишханы сюникские Бабген и Курдик, придя к католикосу, просили [у него] преемника [на Сюникский престол] из окружения патриарха. Увидев святого Степаноса, патриаршего распорядителя и главного иерея всех его владений, а также узнав от некоторых, что [Степанос] – из св. обители Макенеац, стали просить патриарха рукоположить на Сюникский престол св. Степаноса. Многие, не зная истины, путают этого ишхана Бабгена с католикосом Бабгеном, который жил 56-ю годами ранее армянского летосчисления 198 , тогда как Степанос Сюнеци был в 184 г., что составляет разницу в 240 лет. Каким образом Бабген мог рукоположить его, когда их разделял такой промежуток времени? Но мы с точностью удостоверились, что положение дел таково, как изложено нами. Католикос, вняв их просьбам, возвел св. Степаноса на Сюникский епископский престол и, учитывая его заслуги в доставке книг из Рима, а также его личные достоинства, причислил епископство Сюникское к третьему разряду армянских епископств, ибо ранее Сюник занимал седьмое место. Великий царь армянский Трдат и св. Просветитель нашу страну и власть свою утвердили по образцу римского государства, установленному Константином Великим и св. Сильвестром. Великий Трдат учредил четырех наместников своего двора, которых назвал бдешхами: ишханом Восточных врат был [назначен] гугаркский бдешх со [своими] 22 ишханами, [ишханом] Южных врат – [бдешх] Ангех-туна с 22 ишханами, Западных врат – [бдешх] кордукский с 21 ишханом, Северных врат – сюникский [бдешх] с 21 ишханом. Войско их вместе составляло 120 тысяч. 900 ишханов, которые сидели на золотой подушке перед царским троном, были записаны в разрядной грамоте его 199 . Если же желаешь знать порядок разрядной грамоты, то об этом можешь, узнать из истории Агатангехоса, Нерсеса и Гевонда. Таким же образом и св. Григор учредил 38 епископов-митрополитов, справа – 19 и слева – 19. Справа были следующие [митрополитства]: 1. Харкское, 2. Востанское, 3. Тайское, 4. Мардагийское, 5. Аршамунийское, 6. Арцрунийское, 7. Сюникское, 8. Рштунийское, 9. Мокское, 10. Ертарское, 11. Аматунийское, 12. Гохтанское, 13. Гардманское, 14. Акелское, 15. Бужанское, 16. Ротакское, 17. Арзнское, 18. [Митрополитство] Четвертой Армении, 19. Сагастанское. А слева учредил: 1. Басенское, 2. Мамиконянское, 3. Багревандское, 4. Бзнунийское, 5. Багратунийское, 6. Хорхорунийское, 7. Ванандское, 8. Апаунийское, 9. Аршарунийское, 10. Гнунийское, 11. Андзевацийское, 12. Палунийское, 13. Сирийское, 14. Мейнунийское, 15. Элийское, 16. Зарехаванское, 17. Екелеац, 18. Второе сирийское, 19. Сперское. Таковы главные митрополитства, которые учредил св. Григорий и повелел «никому не изменять порядка, установленного мной». В то же время он назначил 400 епископов, и если ты пожелаешь ознакомиться с разрядной грамотой епископов, то о ней говорит великий Самуэл Камрджадзореци 200 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

3295 Это Алексей Родионов говорит в своём доношении Св. Синоду, но в действительности было не так. Крайне редко, не более двух–трёх раз, во всё время пребывания на Выгу, он, по его словам, приобщался какими-то запасными дарами. Вот что говорит он об этих запасных дарах: в начале раскола нецыи свящеиницы окаяннии, учаще люди раскольническому зловерию, освящали запасные агицы превеликия, и, раздробивши тые на малейшие частицы, раздавали детям своим духовным и прочим приходящим к ним раскольникам, дабы они тем раскольническим причастием во вся дни, в великий четверток и в час смерти причащалися. Такие запасные дары в выгорецкой пустыне сохранялись у Мануила Петрова. (Сочинения Алексея Родионова. Вып. 3, 224. Яковлев, Григор. Извещение Праведн. 53, 54, 77, 88, 89). 3296 Краткий Летописец. Извещение Праведн. 150. Чтение в обществе Истор. и Древност. 1863, кн. 1-ая, отд. II, 11. 3297 Странным для многих покажется, что сенокос в Олонецкой губернии продолжается до октября, когда там в сентябре бывают морозы и снег. Какой же сенокос, когда снег покрывает землю. Но нужно знать местные особенности этой губернии, чтобы понять почему сенокос продолжается до октября. Олонецкая губерния почти вся покрыта озёрами и болотами, а последние, большей частью образовались из заболоченных озёр. Трава на них великолепная, но косить летом невозможно: зыбкая поверхность не позволяет. И вот ждут того времени, когда болото замёрзнет. Тогда свободно косят траву и свозят, сено. Сушить траву нет надобности, она уже высохла на корню. 3299 Со смерти Андрея Денисова нравственный быт Выголексинских общежитий расстраивался всё больше и больше: религиозный энтузиазм ослабевал, своеволие и личный интерес вытесняли обще-братский дух. В мужских кельях на полках появились вместо книг чайники, рюмки с бутылками: а в женских – «колыбели с отрочатами зыблемы»: от серьёзного чтения книг Божественных устремились к чтению лёгкому, к книгам басненным; вместо воспевания красот природы слагались рифмы и песни про скучную любовь.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

342 Для несших публичное покаяние были следующие четыре покаянные ступени: (stations poeniteisles): а) плачущие (flentes, προσκλαοντες) которые должны были стоять у дверей а с плачем умолять о допущении к покаянию, прося входящих в храм помолиться за них; б) слушающие (audientes, κρομενοι), которые слушали чтение св. Писания и проповедь в передней части храма – притворе и оставляли храм вместе с оглашенными; в) припадающее или коленопреклонные (genuflectentes, substrari, γονυκλνοντες, ποππτοντες), допускавшиеся до церковного амвона с дозволением оставаться в храме и по выходе оглашенных и слушающих, при чем они должны были падать ниц, а епископ читал над ними особые молитвы и возлагал руки; степень эта была самая продолжительная; г) вместе стоящие (consistentes, σσταντες), которые присутствовали в храме во время всей литургии, но только не допускались к евхаристии и к принесению даров вместе с верующими. Пробыв некоторое время в этой степени покаяния, кающийся получал последнее руковозложение от епископа и вступал затем в полное обладание правами члена христианского общества. Сн. Богосл. Энцикл. V т., под словом «епитимия», 476 стр. 344 См. выражение того же взгляда: I вселен, соб. 12 пр.; анкир. пр. 5; Васил. В. пр. 3 8 и 12. Григор. нис. прав. 4, 5, 6, 8 и др. 346 В р.-катол. катехизис Д. Стацевича говорится: «совершенное сокрушение бывает тогда, когда одна только чистая любовь к Богу заставляет нас гнушаться грехами. Такое сокрушение оправдывает человека пред Богом, в случае опасности жизни, даже и без исповеди; только он должен иметь намерение исповедаться при первом удобном случае»... Впрочем, и «несовершенное сокрушение», как проистекающее от веры, похвально и достаточно для таинства покаяния». 168 стр. 348 Сущность пробабилизма заключается в следующем правиле: «кто в своих действиях руководствуется правдоподобным мнением (opinio probabilis), тот может быть спокоен, ибо ни в каком случае не грешит». Правдоподобным же признается всякое мнение, основанное на доводах, сколько-нибудь уважительных, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

25–32 Записка председателя Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б) Е. М. Ярославского с мотивировкой предложений об условиях освобождения из-под ареста патриарха Тихона июня 1923 г.] Краткая мотивировка предложения о Тихоне. Необходим какой-нибудь шаг, который оправдывал бы наше откладывание дела Тихона, иначе получается впечатление, что мы испугались угроз белогвардейщины; Из разговоров с Тихоном выяснилось, что при некотором нажиме и некоторых обещаниях он пойдет на эти предложения; В случае его согласия, также заявления с его стороны будут иметь огромное политическое значение: они спутают совершенно карты всей эмигранщины; они явятся ударом по всем тем организациям, которые ориентировались на Тихона; Тихон явится гарантией против усиления влияния ВЦУ; его личное влияние будет скомпрометировано связкою с ГПУ и его признаниями; выступления Тихона против еп[ископа] Кентерб[ерийского], Мелетия, Антония, папы будет пощечиной прежде всего английскому правительству и лишит в глазах европейских кругов всякого значения выступления Англии в защиту Тихона; наконец, согласие его хотя бы с какой-нибудь реформой (он согласен на признание нов[ого] григор[ианского] календаря) делает его “еретиком” – новатором в глазах истинно православных. ВЦУ при этом сохранит прежнее положение при значительном уменьшении влияния. Емельян Ярославский – Л. 50. Заверенная машинописная копия, сделанная 12 сентября 1958 г. В левом верхнем углу машинописью воспроизведен бланк ЦКК РКП(б). Датирована по 25–3. – АПРФ, ф. 3, оп. 1, д. 343, л. 19–20. Черновой протокол заседания Политбюро. Рукописный подлинник на бланке ЦКК РКП(б), автограф Е. М. Ярославского. Вверху л. 19 рукописная помета: “На пов[естку] ПБ”. Здесь же рукописные пометы о голосовании, автографы голосовавших:: 1) “Предлагаю поставить в порядок дня П[олит]бюро в четверг – Г. Зиновьев”; 2) “Л. Каменев”; 3) “За Сталин”, “Троцкий”, “Я. Рудзутак”. 25–33 Постановление Политбюро ЦК РКП(б) по предложениям председателя Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б) Е. М. Ярославского об условиях освобождения из-под ареста патриарха Тихона. Из протокола заседания Политбюро 12, п. 9 от 14 июня 1923 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Люди должны быть заодно, потому что поэт уже сейчас заодно со всеми. Нарекаци не устает повторять, что говорит за всех, для всех, но «все» для него чересчур отвлеченно, ему надо конкретизировать, перебрать возможные варианты человеческого существования. Поэтика каталога – очень традиционная 117 ; Григор воспринимает ее одновременно в верности традиции, в послушании традиции, общей для всего средневековья, и в первозданной непосредственности, характеризующей именно его. Вот как у него сказано, кому он предлагает свою книгу как увещание и зерцало: И тем, что в первую пору жизни вступили, И тем, что находятся во второй, именуемой возмужалостью, И старцам немощным, чьи дни подходят к концу, Грешникам и праведникам, Гордецам самодовольным и тем, что корят себя за прегрешения, Добрым и злым, Боязливым и храбрым, Рабам и невольникам, Знатным и высокородным, Средним и вельможам, Крестьянам и господам, Мужчинам и женщинам, Повелителям и подвластным, Вознесенным и униженным, Великим и малым, Дворянам и простолюдинам, Конным и пешим, Горожанам и селянам, Надменным царям, коих держит узда грозного, Пустынникам, собеседующим с небожителями, Дьяконам благонравным, Священникам благочестивым, Епископам неусыпающим и попечительным, Наместникам божьим на престоле патриаршем, Что раздают дары благодати и рукополагают. (Гл. 3, § 2, с. 6–30) Широкое дыхание таких пассажей, которые разматываются, как нить, развертываются, как тонкая ткань, струятся, как река, довольно характерно для определенного типа словесного творчества, представляющего собой константу всей средневековой литературы в целом – от Атлантики до Месопотамии и от Августина до Вийона. Что касается специально Вийона, трудно не вспомнить перечень из его «Большого завещания», очень близкий к процитированным строкам Нарекаци еще и по топике. Вот этот перечень в буквальном переводе: «Я знаю, что бедных и богатых, мудрых и безумцев, священников и мирян, благородных и подлых, щедрых и скаредных, малых и великих, прекрасных и безобразных, и дам с высокими воротничками, любого сословия, причесанных как барыня или как мещаночка, возьмет смерть без всякого исключения». Вийон не может сказать «все вообще люди» – он должен эксплицировать объем этого понятия через долгую цепочку антитез.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

71, 72. Лаод. 29, 39 и др.); измена христианской вере по страху гонений и по другим причинам (Ап. 62. Вас. Вел. 81. Григор. Нис. 2 и проч.); равнодушие к христианской вере, выражающееся безразличием в вероисповедании, или ревность по вере, доходящая до фанатизма и изуверства (6:1. Ап. 27. Карф. 74, 80, 103, 122. Двукр. 9); суеверия и гадания разных видов (Анкир. 24. 25. Лаод. 36. 6:60 – 63. Вас. Вел. 65, 72, 83. Григ. Нис. 4); 2) по преступлениям против звания и нравственности христианина, куда принадлежат:нерадение об исполнении обязанностей христианских и в частности уклонение от св. причащения (Ан. 9. Ант. 2. 6:80. Сард. 11); неуважение христианской святыни (6:97. 7:9); склонность к общению с иноверцами в их обычаях и обрядах, а также и с отлученными от церкви (Ап. 10, 45, 05, 70, 71. Лаод. 33, 37, 39. 6:62); произвольный развод и сожитие вне брака (Ап. 48. Вас. Вел. 9. 35, 39, 59, 77); участие в предосудительных играх и зрелищах, также предосудительных обрядах народного суеверия (6:50, 51, 60, 69), и все прочие безнравственные поступки, позорящие звание христианина, как-то:непослушание к родителям (Вас. Вел. 38, 40, 42), неверность супругов (Вас. Вел. 9, 21, 39, 58), беспечность о детях (Вас. Вел. 2, 33, 52), содействие распутству (6:86), кровосмешение (Вас. Вел. 67, 68, 75, 76, 78, 79), святотатство (Григ. Нис. 6, 8. Двукр. 10), воровство (Вас. Вел. 61), клятвопреступничество (Вас. Вел. 64, 82) и т. п. 3) по преступлениям против правил и законов церковного управления и благоустройства; сюда причисляются:составление церковных собраний без лиц законного священства (Ап. 31. 6:58. Гангр. 6. Двукр. 19. Вас. Вел. 1); самоволие в избрании пастырей и непринятие к себе поставленных законной властью (Ап. 36. Ант. 18. Даод. 13):удержание при себе служителей низложенных, или запрещенных (Ант. 4. Вас. Вел. 88); непокорность церковной власти и ее суду (Ап. 31, 12, 13. 6:4. Двукр. 9); пренебрежение церковными службами (Ап. 9. Гангр. 6. Ант. 2); несоблюдение уставов церкви в домашнем и общественном быту (Ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Покидая Пресненский суд 1 сентября, мы увидели напротив здания суда огромную цепь журналистов и телеоператоров, которые ждали своего героя. Нет, не Платонова и Ерчака, преследуемых по идеологическим мотивам. Судьбы писателей-патриотов журналистов не волновали. У них свой кумир – либеральный актер Михаил Ефремов, обвиняемый в убийстве рязанского работяги, в грузовичок которого он врезался, будучи в перманентно пьяном состоянии. Теперь вот выясняется, что кто-то другой («таинственный незнакомец») сидел за рулём, и бедного Ефремова обижают напрасно. Интрига продолжается. Либералы стоят за своих горой. В Большом театре в конце балета «Нуреев» выбежали на сцену балеруны в майках «Свободу Серебренникову!» И ведь добились своего: их кумир получил условный срок, пусть воровал, но зато у него похвальные взгляды, не экстремист. Когда я лицезрел уйму телеоператоров у здания Пресненского суда 1 сентября, я подумал, а где же вы были, когда у посольства Армении в Москве стояли пикетчики с требованием судить убийцу спецназовца, участника войны в Сирии Никиты Белянкина? 1 июня 2019 года в поселке Путил ково, как раз у МКАДа в Москве стаей приезжих был убит мужественный боец Никита Белянкин, осмелившийся заступиться за избиваемых русских москвичей. Один из негодяев убил Никиту ножом и смылся в суверенную Армению. А в Ереване владелец подмосковного ресторана Григор Оганян был освобожден из-под стражи и Прокуратуру Москвы это не взволновало. Зато когда друг погибшего Иван Шуханов пикетировал посольство Армении, он был задержан нашей доблестной полицией и Росгвардией и затем наказан. Очевидцы случившегося удивляются: а где же были правоохранительные органы, когда свободно и безпрепятственно улетели в соседнее демократическое государство убийцы? А через неделю 8 июня 2019 года группа других гостей неславянской внешности забила до смерти мастера спорта 34-летнего Сергея Чуева, который заступился за беременную женщину, атакованную мигрантами. И тоже блюстители порядка проморгали содеянное. Откуда у наших органов такое равнодушие к убийствам представителей государствообразующего народа?!

http://ruskline.ru/news_rl/2020/09/03/pe...

Армении, отражены в его «Собрании грамматических толкований» и «Книге речей». В отличие от своих предшественников, подразделявших муз. искусство на благое, нейтральное и злое, О. Е. П. выделял 2 вида музыки - божественную (за богослужением в храмах) и человеческую (во время мирских празднеств). О. Е. П. обращался также к вопросам отношения музыки к объективной реальности, характера ее воздействия на человека, специфики инструментальной музыки и т. д. Рассуждения О. Е. П. о терапевтическом влиянии музыки свидетельствуют о его знакомстве с творчеством мыслителей арабо-персид. мира. Лит.: Музыкальная эстетика стран Востока/Общ. ред.: В. П. Шестаков; пер. с арм.: С. Аревшатян. Л., 1967. С. 342, 361-367; Тагмизян Н. Ованнес Плуз Ерзнкаци - теоретик средневек. арм. музыки//ИФЖ. 1983. 2/3. С. 124-137 (на арм. яз.); он же. Григор Нарекаци и арм. музыка V-XV вв. Ер., 1985. С. 287-297 (на арм. яз.); он же. Ованес Ерзнкаци Плуз и вопросы теории средневек. арм. музыки//Традиции и современность: Вопросы арм. музыки/Сост.-ред.: Г. Геодакян, М. Рухкян. Ер., 1986. С. 41-64; Mah é J.-P. Les humeurs et la lyre: Fragments arméniens d " un enseignement médico-musicologique//From Byzantium to Iran: Armenian Studies in Honour of N. G. Garsoïan/Ed. J.-P. Mahé, R. W. Thomson. Atlanta, 1997. P. 397-413. А. С. Аревшатян Рубрики: Ключевые слова: ОВАННЕС ЕРЗНКАЦИ ЦОРЦОРЕЦИ (сер. XIII в. - 1335?), арм. философ, богослов, экзегет, грамматик, поэт, переводчик, педагог, церковно-общественный деятель, видный представитель гладзорской школы, один из основателей цорцорской школы, последователь движения арм. униатов ВАНАКАН ВАРДАПЕТ (1181-1251), арм. историк, богослов, основатель хоранашатской школы, церковный и политический деятель МЕСРОП МАШТОЦ (361 или 362 - 440), св. Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) (пам. арм. 17 февр.), архим., богослов, создатель арм. алфавита, основатель школы арм. лит-ры и лит. языка, проповедник, переводчик Свящ. Писания, общественный деятель, автор церковных песнопений ОВАННЕС ВОРОТНЕЦИ [Ованнес (Ован) Кахик] (1315 - 1387 (?)), святой Армянской Апостольской Церкви (пам. в субботу 3-й недели Великого поста), философ, богослов, экзегет, педагог, церковно-общественный деятель

http://pravenc.ru/text/2578139.html

Письмо Каретника Ильина теперь более для нас не нужно 35 . Он уже прислал к нам отличную шарманку, которая впрочем мало для нас нужна, а нужны были простые дрожки. Все это сделал самовольно, и вопреки моему желанию, неблагодарнейший Бр…вич 36 , имея свои виды и предполагая свои выезды, кои однако ж не сбылись.. Слышу, что Москва обновилась новым Генерал-Губернатором Серг. Григор. Графом Строгановым, а Гр. Закревский оставлен 37 .. Новость особенно по Москве весьма важная! Я еще буду писать к Вам, и от вас буду ожидать извещений. Но жаль и досадно, что ваши письма теперь доходят сюда иногда от 10–12-ти дней (и мои также к Вам). Таковы ныне почты! Но делать нечего! – Мир чистой душе вашей. Вам благожелательнейший С. А. Р. III Июля 26 38 . Милостивая государыня Пелагея Васильевна! Когда б ни дошла до вас сия хартия, но я пишу ее к памятному 30 му числу Июля, – к вожделенному дню Вашего рождения 39 , с которым от всей моей души приветствую Вас. Обозревая протекшие ряды лет, Вы, конечно, возблагодарите Господа Спасителя своего. Он-то Всеблагий напаял Вас иногда слезами, но и утирал их утешениями; посылал Вам горькие испытания, но и заменял их счастливыми событиями; отечески смирял, но и миловал Вас явно осязаемою своею благостию О, воспойтеж Ему тысящекратно: «Благослави душе моя Господа» 40 . А я присовокуплю: – Пребуди с нею Господи! во веки, и, всепромыслительное благословение Твое да почиет на ней выну! – Безмерно радуюсь и благодарю Бога, увидев 41 из письма вашего, что вы на избранном духовном пути не подвижно пребываете. А за вопросы мои о непоколебимости на этом пути, – великодушно простите. Вопросы мои произошли не от сомнения в чьей-либо изменчивости, а для того, чтоб получив благоприятный ответ, тем более иметь духовного утешения, тем искреннее прославить Бога, утверждающего все стези человеческие. Подлинно, путь Ваш затруднителен, но Господь не силен ли, и, может быть, вскоре, уравнять самые крутые и высокие горы, Ему одному известными судьбами? При том же: какие подвиги ценятся выше? Те ли, кои нам ничего не стоят, или те, кои мы совершаем с пожертвованием лучших сил наших, по всей возможности нашей? Без сомнения сии последние подвиги, и только они одни, достойны небесного и земного мздовоздаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010