Преподобный Иоанн родился в конце VIII века. В юношеском возрасте он стал учеником преподобного Григория Декаполита († ок. 820; память 20 ноября) и принял от него иноческий постриг в Солунском монастыре. Под его руководством преподобный Иоанн достиг высокого духовного совершенства. Когда император Лев Армянин (813–820) возобновил гонение за почитание святых икон, преподобный Григорий Декаполит вместе с преподобным Иосифом Песнописцем († ок. 820; память 4 апреля) и своим учеником преподобным Иоанном отправился из Солуни в Константинополь, чтобы противодействовать иконоборческой ереси. Несколько лет, невзирая на гонения, святые Григорий и Иоанн безбоязненно защищали Православие, проповедуя почитание святых икон. После многих трудов преподобный Григорий скончался (около 820 года), а вскоре за ним отошел ко Господу и его верный ученик Иоанн. Преподобный Иосиф Песнописец перенес мощи святых Григория и Иоанна в построенную им церковь во имя святителя Николая Чудотворца. Празднование Пресвятей Владычице нашей Богородице ради иконы Ея, именуемыя «Максимовская» Аще 18 апреля случится от субботы Лазаревой до недели Антипасхи, празднуем Пресвятей Богородице ради Максимовския иконы в понедельник Фоминой седмицы и поем службу Ея вкупе со службою Триоди. Аще же 18 апреля случится после недели Антипасхи, празднуем Пресвятей Богородице в свое время и поем службу Ея такожде вкупе со службою Триоди того дне. ВЕЧЕР На Господи, воззвах: стихиры Триоди 3 и Богородицы 5, глас 1. Подобен: О, дивное чудо: О, дивное чудо!/Царица Небесная святителю Максиму является/и омофор тому подает./Веселися, граде Владимире,/таковаго посещения сподобивыйся./Возопиим, вернии,/святителя Максима имуще предначальником./Благодатная, радуйся,/с Тобою Господь,/подаяй Тобою Церкви Русской велию милость. Дивны Твоя тайны, Богородице!/В Вышних с Сыном Твоим пребывающи,/на землю присно призираеши/и людей, к Тебе притекающих,/Богоподобными чудесами осияваеши./Православнии, вкупе со святителем Максимом возопиим:/Благодатная, радуйся,/с Тобою Господь,/подаяй Тобою земли Русской велию милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

апостола Филипа. В тьж день св. царь и Иустина Феодоры. 15. Страсть св. исповедник Гурья, Самона и Авива. В тож день заколение св. апостола Иакова, сына Заведеова, брата св. Иоана Богословца. 16. Страсть св. апостола еуангелиста Матфея. В тож день св. святителя Еупатия и св. мученика Варлама. 17. Память св. святителя Григория чюдотворца. 18. Страсть св. мученика Платона и Романа, иже с нимь младенец. 19. Память св. пророка Авдия. 20. Память св. Григория Декаполита. 21. Введение св. Богородица. 22. Страсть св. Марка, и Стефана, и св. Прокопия, и св. апостола Филимона. 23. Память св. святителя Амфилохия. 24. Память св. Григория Акраганьскаго. 25. Страсть св. Климента, папы Римскаго, и св. Петра Александрьскаго, и св. Меркурия, и св. мученица Екатерины. 26. Страсть св. мученика Георгия и св. Алкипия столпника. 27. Страсть св. Якова Персьскаго. В тьж день Знамение св. Богородица, иже на иконе. 28. Страсть св. мученика Иринарха, и св. Стефана Новаго, и с нимь Петра и Андрея. 29. Память св. отца Иоана Дамаскиньскаго, и св. Фулумена, и Паримона, и с нимь 170, и св. святителя Николы Селуньскаго. 30. Страсть св. апостола Андрея, брата Петрова.    Месяц, декябрь, р[е]комый студен, имать дний 31. День имать час 9, а нощь 15. 1. Память св. пророка Наума и св. мученика Анание. 2. Память св. пророка Амбакума. 3. Память св. пророка Софония. 4. Страсть св. мученица Варвары и Ульянии. 5. Память св. отца нашего Савы. 6. Память св. великаго святителя Николы. 7. Память св. святителя Амбросия, и св. мученика Анфинидора, Мартина, Приска, Николы, и св. отца Иоанна. 8. Память преподобнаго отца Патапия и св. апостол Сосфена, Аполоса, Кифа, Тихика, Эпафродита, Кесаря, Онисифора. 9. Зачатья св. Анны, егда зачат св. Богородицю. 10. Страсть св. мученик Мины, Ермогена, Еуграфа. 11. Память св. отца Данила Столпника и Луки Столпника Новаго. 12. Память св. святителя Спюридона и св. мученика Разумника. 13. Страсть св. мученик Еустратия, Еуксентия, Еугения, Мандария, Ареста. 14. Страсть св. Фурса и Левкия, Филимона, Аполония и дружины его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3595...

Память 20 ноября Житие преподобного отца нашего Григория Декаполита Преподобный Григорий родился в городе Иринополе в Десятиградии от христианских родителей Сергия и Марфы, благочестивой и богобоязненной женщины. Восьми лет он отдан был для научения грамоте и еще в юности хорошо изучил слово Божие и отличался усердием к храму Божию. Стремясь к небесному, он возненавидел всё земное: не вкушал приятных для вкуса снедей, употребляя лишь простую и грубую пищу, отказывался носить богатые и мягкие одежды, сам пропитывал себя рукоделием, отдавая остаток бедным. Часто он удалялся в безмолвие и там наедине молился Богу, чтобы Он удостоил его быть верным рабом Его. Когда Григорий достиг совершеннолетия, родители намеревались женить его, но он тайно убежал и удалился в один пустынный монастырь, где принял иночество и ревностно подвизался в посте и воздержании, в молитвах и непрестанных ночных бдениях, возлагая на себя всякие тяготы самой строгой иноческой жизни. Между тем, вскоре отец Григория умер; благочестивая же мать, после долгих поисков нашедши его, не только не укоряла, но и одобрила его намерение посвятить себя иноческим подвигам; она просила его только перейти в другой монастырь, где находился и брат его. Повинуясь воле матери, преподобный переселился туда; но когда он узнал, что настоятель монастыря того — иконоборец, то, как горячий ревнитель православия, обличил его пред всею братиею. Тогда настоятель, в ярости, жестоко побил его, после чего Григорий ушел в другой монастырь, где настоятелем был родственник его матери, Симеон. С радостью встретив Григория, Симеон, как муж опытный в подвижнической жизни, наставил юношу на всякую добродетель. Прожив здесь около четырнадцати лет, преподобный Григорий заслужил общее уважение, и все стали почитать его за добродетельного и святого человека. Преуспевая в глубоком смирении и желая соделаться совершенным иноком, он испросил у настоятеля позволение поселиться в уединенной келлии, дабы, не имея никакого житейского попечения, проводить время в безмолвии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

Так как познания о Боге не можем приобресть без чувственных начертаний: то Церковь Христова существенною принадлежностию и новозаветных храмов признала также обрядовыя таинственные внешности, показывая тем чадам своим, что они ходят верою, а не видением. Что в ветхозаветной скинии были херувимы, кивот Господень осеняющие: то в новозаветной, благодатной суть иконы Христа Спасителя, Богоматери, ангелов, пророков, мучеников и всех святых. Пример сего обычая первоначально показал Сам Господь наш Иисус Христос, соблаговоливший послать на плате изображение божественного Своего лица к Авгарию царю эдесскому, как повествует история церкви. Евангелист Лука также оставил памятник труда собственных своих рук, – написание иконы Богородицы. Мужи святые последующих веков конечно видели необходимость употребления святых икон, когда, в бедственные времена церкви, за почитание оных, соглашались страдать, пока богомудрая царица Ирина и святый патриарх Тарасий не утвердили на седьмом вселенском соборе истины иконопочитания. б) Руководствуясь сим божественным постановлением святой церкви, вы можете, христиане, убедиться и сами в душеспасительной пользе святых икон . Иконы, подобно книгам, вразумляют нас о учении и святой жизни тех, коих лице изображают, как научает св. Григорий великий . Ты взираешь на икону предвечного Младенца, на руках Матерних держимаго: познавай тайну воплощения Сына Божия, непостижимое Его истощание для блаженства твоего. Пред тобою стоит икона Христа Спасителя, увенчанного терновым венцем, прободенного и распятаго; – читай в сей трогательной истории описание предвечные жертвы, которую принес Собою закланный за тебя бессмертный Агнец. Там лики апостолов являются очам твоим; – воспоминай их проповедь, не красноречием, а силою креста победившую весь мир. Там изображения мучеников, исповедников, преподобных и праведных украшают стены храма Божия; научайся от них терпению, вере, целомудрию, любви и смирению. Да вселяется и в твоем сердце желание провождать христианскую жизнь, предпочитать вечныя, небесные блага земным и тленным.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Иконы Божия Матери, именуемыя «В скорбех и печалех Утешение» (1863). 20.Предпразднство Введения во храм Пресвятыя Богородицы. Преподобнаго Григория Декаполита (816). Святителя Прокла, архиепископа Константинопольскаго (446– 447). Преподобнаго Диодора Юрьегорскаго (1633). Мученика Дасия (III). Мучеников Евстафия, Феспесия и Анатолия (312). Священномучеников Нирсы епископа и Иосифа, ученика его, Иоанна, Саверия, Исаакия и Ипатия, епископов Персидских. Мучеников Азата скопца, Сасония, Феклы, Анны и иных многих мужей и жен, в Персиде пострадавших (343). 21. Введение во храм Пресвятые Владычицы Нашея Богородицы и Приснодевы Марии. Величание: Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим еже в храм Господень вхождение Твое. На утрени прокимен: Слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо твое. Стих: Отрыгну сердце мое слово благо... На 9-й песни канона припев: Ангели вхождение Пречистыя зряще, удивишася, како Дева вниде во Святая Святых. В день праздника и до отдания на литургии за «Достойно...» поется «Ангели вхождение... Яко одушевленному Божию Кивоту...» 22. Святых апостолов от 70-ти: Филимона и Архиппа и мученицы равноапостольныя Апфии (I). Убиение благовернаго князя Михаила Тверскаго (1318). Благовернаго Ярополка, во святем крещении Петра, князя Владимиро-Волынскаго (1086). Мучеников Кикилии (Цецилии), Валериана, Тивуртия и Максима (ок. 230). Мученика Прокопия чтеца (303). Мученика Менигна (250). Преподобнаго Агаввы исмаильтянина (V). Праведнаго Михаила воина, болгарина (866). 23. Святителя Амфилохия, епископа Иконийскаго (344). Святителя Григория, епископа Акрагантийскаго (VI–VII). Святаго благовернаго великаго князя Александра Невскаго, в схиме Алексия (1263). Преставление святителя Митрофана, в схиме Макария, епископа Воронежскаго (1703). Мучеников Сисиния, епископа Кизическаго (III), и Феодора Антиохийскаго (IV). 24.Святыя великомученицы Екатерины (305–313). Великомученика Меркурия (III). Мученика Меркурия Смоленскаго (1238). Преподобнаго Меркурия, постника Печерскаго, в Дальних пещерах (XIV). Мученицы Августы. Мучеников Порфирия Стратилата и 200 воинов (305–313). Преподобныя Мастридии. Мученицы Филофеи (1060) (румын.).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Иконы Божия Матери Виленския. 15. Святых апостолов Аристарха, Пуда и Трофима (ок. 67). Мучениц Василиссы и Анастасии (I). Мучеников Месукевийских – Сухия и дружины его: Андрея, Анастасия, Талале, Феодорита, Ивхириона, Иордона, Кондрата, Лукиана, Мимненоса, Нерангиоса, Полиевкта, Иакова, Феки, Дементиана, Виктора, Зосимы (II) (груз.). Мученика Саввы Готфскаго (372). 16. Святых мучениц дев Агапии, Ирины и Хионии (304). Мученика Леонида и мучениц Хариессы, Ники, Галины, Калисы, Нунехии, Василиссы, Феодоры, Ирины и других (258). Икон Божия Матери: Ильинско-Черниговския (1658) и Тамбовския (1692). 17. Священномученика Симеона, епископа Персидскаго, и с ним мучеников Авделая и Анании пресвитеров, Хусдазата (Усфазана) евнуха, Фусика, Азата, мученицы Аскитреи и иных многих (344). Преподобнаго Акакия, епископа Мелитинскаго (ок. 433). Преподобнаго Зосимы, игумена Соловецкаго (1478). Преподобнаго Александра Свирскаго (обретение мощей, 1641). Мученика Адриана (251). Святителя Агапита, папы Римскаго (536). 18. Преподобнаго Иоанна, ученика святителя Григория Декаполита (IX). Мучеников Виктора, Зотика, Зинона, Акиндина и Севериана (303). Святителя Космы исповедника, епископа Халкидонскаго, и преподобнаго Авксентия (815–820). Мученика Иоанна Новаго из Янины (1526). Иконы Божия Матери Максимовския (1299). 19. Преподобнаго Иоанна Ветхопещерника (VIII). Мучеников Феоны, Христофора и Антонина (303). Священномученика Пафнутия, иерея Иерусалимскаго. Святителя Георгия исповедника, епископа Антиохии Писидийския (IX). Святителя Трифона, патриарха Константинопольскаго (933). Преподобнаго Никифора игумена. 20. Преподобнаго Феодора Трихины (IV–IX). Преподобнаго Александра Ошевенскаго (1479). Мученика младенца Гавриила Белостокскаго (1690). Святителей Григория (593) и Анастасия Синаита (599), патриархов Антиохийских. Преподобнаго Анастасия, игумена Синайския горы (695). Преподобнаго Иосафа Метеорскаго (XVI). Иконы Божия Матери Кипрския (392). 21. Священномученика Ианнуария и с ним мучеников Прокула, Соссия и Фавста диаконов, Дисидерия чтеца, Евтихия и Акутиона (ок. 305). Мученика Феодора, иже в Пергии, матери его Филиппин, Диоскора, Сократа и Дионисия (II).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

19 я неделя. 2 обедни. Вечером беседа и акафист. 5 Вечером всенощная накануне Скорбящей 6 “Всех скорбящих” литургия в 9 ч. утра. 7 Среда. Будни. Служба окончилась в 9 ч. утра. 8 Великомученика Димитрия Солунского. Полиелей. Крестили в 3 приема. 9 Пятница. Будни. 10 Суббота. Мучеников Терентия и Неонилы. Великому­че­ницы Параскевы. Праведного Иова Почаевского. 11 Воскресенье. 20 я неделя. 2 литургии. Вечером беседа о. Алексия. 12 Будни 13 Будни 14 Святых бессребренников Космы и Дамиана. Утреня утром. 15 Будни. 16 ноября. Пятница 17 Суббота. Преподобного Иоаникия Великого. 18 Воскресенье, неделя 21 я 2 литургии. Вечером беседа. 19 7 ми дев. Причастниц 60. Я помогал. Проверка топлива. 20/XI Вторник. Служил о. Ал-др Державин. Вечером акафист. Народу больше в 2 раза, чем в субботний вечер. 21/XI (8/XI) Святого Архистратига Михаила. 2 литургии. После ранней молебен с акафистом. Я служил позднюю. Сделано замечание Варваре о Царских вратах, 9 ти частной просфоре. Вечером Богослужение Скоропослушнице. Пел левый хор с бригадой. 22/XI Четверг. “Скоропослушница”. Литургия в 9 ч. утра. Причастников 40 ч-к. Накануне была всенощная с акафистом. Было 500 человек. 23/XI Пятница Святых апостолов Ореста, Олимпа, Родиона и иных 70 ти 24/XI Мины, Виктора и Викентия. Служба будничная. Вечером всенощная. 25/XI Воскресенье неделя 22 я . 2 литургии. Вечером всенощная и беседа. 26/XI Святителя Иоанна Златоустого. 27/XI Святого апостола Филиппа. Заговенье. 28/XI Начало Рождественского Поста. Среда. 29/XI Святого апостола и евангелиста Матфея. 30/XI Пятница. Святителя Григория Неокесарийского. Декабрь 1 Суббота. Будничная служба. Вечером всенощная. 2 Воскресенье. 2 литургии. Вечером — беседа моя. 3 Преподобного Григория Декаполита. БЫЛ у СВЯТЕЙШЕ­ГО. Высказал желание освободиться от благочиния. Принято благосклонно. Вечером всенощная. 4/XII Введение Божией Матери 2 литургии. За ранней все поминовения, панихида и молебен. 5/XII День Конституции. Служба будничная. 6/XII Четверг. Святого Ал-дра Невского.

http://pravmir.ru/dnevnik-hrama-znameniy...

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 События Поиски Опричного замка После пятого урока восьмой класс отправился искать Опричный замок и Библиотеку Иоанна Грозного. Тема пешей экскурсии по городу: «Москва Иоанна Грозного». Для полноты воссоздания образа далекого прошлого все объекты нашего пути мы старались разглядеть с точки зрения истории, литературы и искусства, поэтому беседы попеременно вели то преподаватель истории, то словесности, то мировой художественной культуры. Для концентрации внимания и последующей проверки полученных знаний ученикам был роздан план следующего маршрута. Путь начинался от гимназии, далее на метро до станции метро Боровицкая, из метро направо к Пашкову дому, где говорили о том кто такой Баженов, кто такой денщик Пашков, об архитектуре эпохи классицизма, о греческих ордерах, о павлинах   и китайских птицах в окрестном саду, о прежних перспективах и видах на будущее. Далее Волхонка и первый переулок направо – Колымажный. Оказывается, раньше даже цари разъезжали в колымагах, что очень повеселило гимназистов. Следующий этап – Храм святого Антипы, к которому издавна на Руси христиане обращались к молитвенному заступничеству от зубной боли, при котором ныне существует « Общество православных стоматологов Москвы». Но нам храм сей нам был интересен своим приделом во имя п реподобного Григория Декаполита, святого покровителя Григория Лукьяновича Скуратова-Бельского, больше известного нам под именем Малюты Скуратова. Внимательно выслушав о зверствах и злодеяниях любимого царского опричника, мы отправились дальше по малому Знаменскому переулку, пересекли Знаменку, вошли в Староваганьковский переулок, оказавшись у второго парадного фасада Румянцевской библиотеки. Но искали, мы, как известно не ее, а более древнюю, Иоанна Грозного. Копать не пробовали, но представить себе с помощью живописного рассказа Кирилла Юрьевича попытались не только Библиотеку, но и знаменитый Опричный замок   Северные ворота которого «находились против Кремля и были окованы железными полосами и покрыты оловом… На них было два резных разрисованных льва, вместо глаз у них были пристроены зеркала. Один (лев) стоял с раскрытой пастью и смотрел к земщине, другой, такой же, смотрел во двор. Между двумя львами стоял двуглавый черный деревянный орел с распростертыми крыльями и грудью в сторону земщины».

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/231...

Шесть лет провел преподобный Иосиф в темнице. В Рождественскую ночь 820 года он удостоился видения святителя Николая Мирликийского, который известил его о смерти гонителя-иконоборца Льва Армянина и о прекращении гонений на святые иконы. Святитель дал преподобному свиток и сказал: " Прими этот свиток и съешь его " . В свитке было написано: " Ускори, Щедрый, и потщися яко Милостив на помощь нашу, яко можеши, хотяй " . Преподобный прочитал свиток, съел его и сказал: Коль сладка гортани моему словеса сия (Пс. 118, 103). Святитель Николай велел ему пропеть эти слова. После этого оковы сами спали с преподобного, двери темницы отворились, и он свободно вышел из нее и был восхищен на воздух и поставлен близ Константинополя на большой дороге, ведущей в город. В Константинополе преподобный Иосиф уже не застал в живых преподобного Григория Декаполита, а встретился лишь с его учеником блаженным Иоанном (память 18 апреля), тоже вскоре скончавшимся. Преподобный Иосиф построил церковь во имя святителя Николая и перенес туда мощи преподобных Григория и Иоанна. При церкви был основан монастырь. Нафанаил апостол Преподобный Иосиф получил также от одного добродетельного мужа часть мощей апостола Варфоломея. Он построил церковь во имя святого апостола и хотел торжественно почтить его память, но сокрушался, что не было хвалебных песнопений, прославлявших память святого апостола, сам же он не дерзал их составить. Сорок дней со слезами молился преподобный Иосиф, готовясь к празднику памяти апостола. В навечерие праздника в алтаре ему явился апостол Варфоломей, возложил ему на грудь святое Евангелие и благословил писать церковные песнопения со словами: " Да благословит тебя десница Всесильного Бога, и да изольются на язык твой воды Небесной Премудрости, сердце твое да будет храмом Духа Святаго и песнопения твои да усладят вселенную " . После этого чудесного явления преподобный Иосиф написал канон апостолу Варфоломею и с тех пор стал слагать церковные песнопения в честь Божией Матери, святых угодников и в их сонме - в честь святителя Николая, освободившего его из темницы.

http://pravicon.com/info-2545

Святой Константин Философ († 869) после посещения Багдада в составе византийской миссии Георгия Асикрета составил антимусульманское сочинение из записей его диалогов с арабами. Это сочинение не сохранилось на языке оригинала, но дошло до нас в славянском пересказе в составе «Жития Кирилла» написанном около 870 года его учениками 55 . Преподобному Григорию Декаполиту († 816) принадлежит «Историческое сказание о видении, которое видел один сарацин, и уверовал, и стал мучеником за Господа нашего Иисуса Христа». В славянском «Прологе» – памятнике, развившемся из перевода греческого Синаксаря, сделанного в начале XII века, под 26 ноября находится пространный пересказ этого произведения. Византийский чин приема из ислама 56 известен в нескольких версиях, ранняя из которых составлена была, вероятно, в конце IX–X веках. Святитель Савва Сербский в начале XIII века сделал славянский перевод, который пришел на Русь вместе с текстом «Номоканона» святителя Саввы. Однако имела хождение и другая версия этого чина, которую включил в свой Великий Требник знаменитый Киевский митрополит Петр Могила . Чин здесь более краток, а где-то переработан. Святителю Самону Газскому (XI век) принадлежит «Разговор с Ахмедом Сарацином, показывающий, что от священнодействий иереев хлеб и вино истинно и непреложно становятся телом и кровью Господа нашего Иисуса Христа». Славянский перевод диалога святителя Самона Газского был сделан, по-видимому, в конце XVI – начале XVII века 57 . Святителю Григорию Паламе († 1359) принадлежат два сочинения, касающиеся мусульмано-христианских отношений и полемики, – это «Письмо своей Церкви», которое он направил Фессалоникийской пастве из плена, и записанный тогда же врачом Таронитом диспут Паламы с турками и некими хионами. Упомянутый диспут очень рано был переведен на славянский язык – вероятно, в конце XIV века 58 . Рикольд де Монте Кроче написал сочинение «Contra Legem Sarracenorum». Около 1360 года его перевел на греческий Димитрий Кидонис. В XV веке был сделан неполный русский перевод с перевода Кидониса и позднее включен в Великие Четьи-Минеи митрополита Макария († 1563), где это сочинение помещено под 31 июля как «Сказание о сарацинской вере».

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010