—218— Эвалах, победивший к тому же, с помощью христианского Бога, Птоломея египетского – крестится. Очевидно, эпизод в легенде о св. Грале и прежде сообщенные нами сказания о сарацинском язычнике, расходясь в частностях, восходят к одному источнику и имеют в виду одно событие: обращение к вере евхаристийным чудом какого-то сарацинского царя. Общий источник отразился своими следами не только в сходстве положений, но и в созвучии имен: Амфилог=Evalach, Σαακινο=Sarras. А.Н. Веселовский 1631 , желая определить место, к которому приурочивается эпизод легенды о св. Грале, когда-то, – на основании созвучия Амфилог=Hevalach=Evalach с Havila=Evilat, – искал его в Евилотской земле ( Быт.1:25 ), локализируемой на юге Аравии, в Иемене, цари которого около 500 г. приняли иудейство, а несколько позже и христианство. Впоследствии он отказался от своей гипотезы, заменив ее новыми предположениями. 1632 Мы позволили бы себе подчеркнуть локализацию чуда в Λγ. στορ.: ν τ δ πλει, ν καλοσιν ο Σαακινο τ δ διαλκτ Αμπελον. Первый издатель греческой легенды комментирует это указание так: in Thebaide, paulo antequam Gregorius Decapolita floreret a Saracenis occupata, existere etiam nunc oppidum, el-Carme dictum. Итак, входивший в состав Декаполя, Диосполь русской редакции соответствует городу Σαακινο (общее название сарацинского города)=μπελος=е1-Сагте на туземном наречии. Между тем Σαακινο созвучно с Sarras. А.Н. Веселовский указал город Ampoelosa, упоминаемый Плинием (5, 16), в Декаполе, но не исаврийском, где родился Григорий Декаполит , а сирийском, расположенном к югу от Гадары. Но тогда остается совершенно непонятною топография сказания в его русской редакции, так как ни откуда не видно, чтобы город Ampoelossa когда-либо назывался Диосполем. Может быть, можно —219— было бы, с некоторыми натяжками, приурочить прототип разбираемых легенд к Египту, несмотря на то, что в легенде о св. Грале разбираемый эпизод переносится куда-то в при-евфратские местности. Известно, что имя Диосполь было названием египетских городов, находившихся под покровительством бога Аммона. Кроме Диосполя великого, – Фив существовал еще Диосполь малый, расположенный в верхнем Египте, метрополия 7-го нома (древн. Pa-amenhapt). При Птоломеях он иногда назывался Kenem=el-Carmne=Αμπελος, город виноградников, а в коптское время Gou. Разбираемые варианты легенды вышли из предполагаемого древнего первоисточника во время распространения христианства в самых отдаленных областях, когда уже сделались известными имена великих святителей – Василия Вел. и Григория Богослова , упоминаемых в сказании об Амфилоге, когда успел уже сделаться древним и приобрести почетную известность христианский храм, посвященный св. Георгию Победоносцу, упоминаемый в Λγ. στορ.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

XXIV. Увидя его Амерумнес очень обрадовался, со слезами поцеловал его и сказал: «что это? где ты жил доселе? не родственник ли ты мой?» Монах же сказал: «не узнаешь меня своего родственника, ибо теперь я стал христианином и монахом, как видишь, благодатью Бога всевышняго, – жил я в пустынных местах, дабы наследовать царство небесное и, как надеюсь на неизреченное милосердие Вседержителя Бога, наследую царство его». XXV. Так и ты, Амерумнес, прими святое крещение православных христиан, дабы наследовать тебе жизнь вечную, как и я надеюсь». XXVI. Амерумнес же, засмеявшись и качая головой, сказал: «что ты болтаешь, несчастный! Что болтаешь! Что случилось с тобой? Горе тебе, жалкий! Зачем покинул ты свою (прежнюю) жизнь и царственные скипетры, и как один из бедняков ходишь облеченный в зловонную власяницу!» XXVII. Монах же возражал на это, говоря так: «благодарю Бога, все, что имел я, когда был Сарацином, было законом и жребием дьявола, а во что теперь видишь меня облеченным, есть слава и похвала и залог будущей вечной жизни. Я проклинаю веру Сарацин и их лжепророка». XXVIII. Тогда Амерумнес сказал: «выводите его, потому что он не знает, что болтает». И выведши его, поместили в одной части дворца и дали ему пищи и питья. Так провел он три дня, не ел и не пил, но право и верно молился Богу и, склонив колена, говорил: XXIX. «На тя, Господи, уповах, да не постыжуся во век, ниже да посмеютмися врази мои». 15 И опять говорит: «помилуй мя, Боже, по велицей милости твоей, и по множеству щедрот твоих очисти беззаконие мое». 16 И еще: «просвети очи мои, да не когда усну в смерть. да не когда речет враг мой: укрепихся на него. 17 Утверди сердце мое, Господи, да препобежу чувственный соблазн Сарацинский, дабы не попрал меня лукавый диавол и да не устрашусь смерти имени ради Твоего святого». XXX. И сделал знамение креста, говоря: «Господь просвящение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь защититель живота моего, от кого устрашуся?» 18 И снова возгласил против Амерумнеса: «прими святое крещение, дабы приобрести тебе безмерное царство Божие».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

438 Впервые Македония в качестве самостоятельной фемы упоминается под 802 г.: Theophanes . P. 475.22. Как показывает Лемерль ( Lemerle . Philippes. P. 122–123), основание этой фемы приходится на время между 789 и 802 гг. Сообщения арабских географов, согласно которым Константинополь с окрестностями в IX в. также составлял особую фему (ср.: Gelzer . Themenverfassung. S. 86 сл.; Bury . Eastern Roman Empire. P. 224), кажется, являются ошибочными; ср.: Grégoire Н. Le thème byzantin de Tafla-Tablan//Nouvelle Clio 4 (1952). P. 388–391. 439 Стратиг Пелопоннеса в качестве такового впервые встречается в 812 г.: Scriptor incertus de Leone Armenio. P. 336. Тем не менее фема Пелопоннес возникла не после поражения славян под Патрами в 805 г., как это предполагалось ранее, а уже существовала во время славянского нападения на Патры, как это явствует из текста De administrando imperio (cap. 49, 13); не является невероятным, что ее основание последовало вскоре после похода в Грецию логофета Ставракия; ср.: Острогорски Г. Постанак тема Хелада и Пелопонез//ЗРВИ 1 (1952). С. 64–75. 440 Стратиг Кефаллинии впервые упоминается под 809 г.: Einh. Annal.//MGH SS, I. P. 196–197. – Дворник ( Dvornik . Légendes. P. 12) переносит создание фемы Кефаллиния в VIII в., ссылаясь при этом на один моливдовул, который опубликовал Панченко (Каталог моливдовулов//ИРАИК 13 (1908). С. 117), датировав его VII-VIH вв. Впрочем, чтение Панченко στρ[ ατ] ηγ K ε[ φα] λ[ ην( ας)] является совершенно ненадежным, а его объяснения (там же, с. 118) не слишком убедительными. 441 Стратиг фемы Фессалоника впервые упоминается под 836 г. в житии Григория Декаполита (ed. Dvornik. P. 36,62–63), стратиг фемы Диррахий – в составленном между 845 и 856 гг. Тактиконе Успенского (с. 115). Правдоподобным является предположение Дворника ( Dvornik . Légendes. P. 9), что фема Фессалоника возникла при Никифоре I. Впрочем, создание фемы Диррахий Дворник ( Dvornik . Légendes. P. 12) отодвигает во времена Феофила. Скорее, следует предполагать, что создание обеих фем приходится на одно и то же время. – Ферлуга ( Ferluga J. Sur la création du thème de Dyrrachium//XII е Congrès International des Études byzantines. Résumes des communications. Belgrad-Ochrid, 1961. P. 32) недавно указал на письмо Феодора Студита (PG 99. Ер. II. 157), которое, как кажется, доказывает, что фема Диррахий существовала уже при жизни Феодора, т.е., во всяком случае, до 826 г. Ферлуга также считает возможным отнести ее создание ко времени Никифора I.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

IV. А как в тот день был праздник и приблизился час (для служения) божественной литургии, то иерей, намереваясь начать божественную проскомидию, сильно боялся в присутствии Сарацина приступить к совершению бескровной жертвы. Но другой иерей, сотоварищ того, сказал намеревающемуся священнодействовать: «не бойся! Разве ты не видал поразительного чуда? Чего страшишься?» Тогда названный иерей бесстрашно начал бескровную проскомидию. V. Когда увидал это, Сарацин вознамерился наблюдать, что будет делать иерей. Итак, когда иерей начал божественную проскомидию и взял хлеб для приготовления бескровной жертвы, то Сарацин увидал, что иерей взял руками дитя и стал закалать его, изливая и смешивая в потире кровь его, а тело его, раздробляя и полагая на дискосе. VI. Видя все это, Сарацин пришел в неистовство от великой ярости и исполнения гнева на иерея, намереваясь умертвить его. Когда же настал час святого входа 9 , Сарацин снова и еще яснее увидал на дискосе дитя, рассеченное 10 на четверо, и его кровь в потире, стал опять неистововать с великим гневом. И когда приблизился конец божественной литургии и некоторые из христиан намеривались принять божественные тайны, тогда, после возгласа иерея: «со страхом Божиим и верой приступите», все христиане преблагоговейно наклонили головы, а некоторые из них приступили к принятию святых тайн. Тогда опять уже в третий раз увидал Сарацин, что лжицей иерей раздает приобщающимся от тела и крови дитяти. После того как христиане с покаянием 11 приняли божественные тайны и Сарацин видел, что они приняли от тела и крови дитяти, он исполнился гневом и яростью на всех. VII. По совершении божественной литургии иерей раздал антидор всем христианам. Сняв с себя все священническое облачение, он наилучшую часть хлеба дал и Сарацину. Последний спросил на арабском языке: «что это?» Иерей ответил: «Господин, – от хлеба, на котором мы литургисали». 12 Сарацин же сказал с гневом: «на сем ли литургисал ты, пес, злодей, мерзавец и убийца? Разве я не видел, что ты взял дитя и заколол, кровь его излил 13 в потир, а тело его, рассекши на части, положил на дискосе? Разве я не видел сам все это, злодей и убийца? Разве я не видел, что ты ел и пил от тела и крови дитяти, и дал от него также всем присутствующим? Даже и теперь они еще имеют в устах своих окровавленное мясо?

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

Эмир засмеялся и, покачав головой, сказал: “Что ты болтаешь, о несчастный, что ты болтаешь? И что это стало с тобой? Увы тебе, достойный сожаления! Как случилось так, что ты оставил жизнь свою и скипетр правления и как один из нищих бродишь, одетый в зловонную власяницу?”. Монах ответил: “По благодати Божией. Поскольку когда я был сарацином, под законом и в уделе диавола находился, то же, что ты видишь на мне, есть слава и похвала, и залог будущей и вечной жизни. Я же анафематствую религию сарацин и лжепророка их”. Эмир же сказал слугам: “Выгоните его, потому что не знает, о чем болтает”. И выгнали его прочь и поместили в неком помещении во дворце, и давали ему пищу и питье. И пробыл он там три дня 4 ; сам он не ел и не пил, но искренне и с верой молился Богу и, преклоняя колена, говорил: На Тя, Господи, уповах, да не постыжуся вовек, ниже да посмеютмися врази мои 5 (Пс 24:1). И снова говорил: Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое (Пс 50:3). И снова:“Просвети очи мои, Господи Боже, да не когда усну в смерть, да не когда речет враг мой, укрепихся на него 6 (Пс 12:4–5). Утверди сердце мое, Господи, дабы я мог сразиться с чувственным сим заблудшим сарацином; дабы не попрал меня лукавый диавол и дабы не убояться мне смерти за имя Твое святое”. И совершил крестное знамение, говоря: Господь просвещение мое и спаситель мой, кого убоюся? Господь защититель живота моего, от кого устрашуся? (Пс 26:1–2). И снова он объявил эмиру: “Приими святое крещение, чтобы приобрести бесценное Царство Божие”. И снова эмир приказал ему предстать перед ним. Он приготовил для него чрезвычайно красивые одежды. И сказал эмир: “Наслаждайся, о несчастный, наслаждайся и радуйся о своем царстве. Не пренебрегай своею жизнью и своею молодостью столь цветущей, проводя ее безрассудно — как бедняк, нищий. Увы тебе, несчастный! Что ты думаешь?”. Засмеявшись, монах ответил эмиру: “Не печалься о том, что у меня на уме. Ибо думаю я о том, как исполнить дело Христа моего и того отца-священника, который послал меня и научил меня. Что же до одежд, которые ты подготовил для меня, продай их и раздай деньги бедным, и отложи скипетр временного правления, чтобы ты мог получить скипетр вечной жизни. И не уповай на настоящее, но на грядущее, и не верь в лжепророка Магомета нечистого 7 , отвратительного, сына наказаний; но уверуй во Иисуса Христа Назарянина, распятого. Уверуй в Троицу единосущную, единую Божеством — Отца, Сына и Святого Духа, Троицу единосущную и нераздельную”.

http://pravmir.ru/istoricheskoe-skazanie...

Происхождение практики раздаяния антидора в конце Божественной литургии остаётся невыясненным из-за недостаточности исторических данных и неясности свидетельств существующих документов 1039 . Практика раздаяния благословленного хлеба засвидетельствована уже в первой половине III b. «Апостольским преданием», надписанным именем св. Ипполита Римского , но он не называется антидором. При описании агапы – вечерней христианской трапезы, отдельной от Евхаристии, «Апостольское предание» упоминает, что христиане вкушают «благословленные уломки» («τ ελογημνον κλσμα») 1040 . «Апостольские постановления» (конец IV b.) содержат постановление «об останках», в котором говорится о распределении остатков приношений верующих для Евхаристии («α περισσεουσαι ν τος μυστικος ελογαι») между членами клира 1041 ; под «евлогиями» («ελσγαι») здесь принято понимать именно просфоры 1042 . Восьмое правило Феофила Александрийского, относящееся к той же эпохе, распространяет распределение этих приношений и на «верных братьев» из мирян 1043 . Это распределение, очевидно, должно было происходить вскоре после окончания литургии, хотя нет никаких свидетельств в пользу того, что в ту эпоху оно было оформлено в виде богослужебного обряда. Термин «антидор» появляется лишь к IX b., в произведении, приписываемом св. Григорию Декаполиту († 817 г.), где сказано, что «по исполнении же Божественный литургии, преподавал антидор священник всем христианам» 1044 . Это позднее появление термина является дополнительным аргументом в пользу того, что «антидор» означает дар, даваемый вместо Честных Даров, а не вместо приношений, делаемых верующими для таинства Евхаристии 1045 . По всей вероятности, термин был придуман для благословленного хлеба в эпоху преобладания редкого причащения. Однако термин «антидор» не вытеснил других названий этого хлеба. Знаменитый византийский канонист Феодор Вальсамон (XII b.), истолковывая второе правило Антиохийского поместного собора, употреблял выражение «освященные уломки» («γιασμνον κλσμα»), но говорил именно об антидоре. Он предположил, что его раздаяние было введено во избежание тяжелейшего церковного наказания. Второе правило Антиохийского собора, как и девятое апостольское правило, угрожают отлучением тем, кто входит в храм, слушает Св. Писание, но не остаётся на таинство Евхаристии или, оставаясь, не причащается 1046 . Поэтому, согласно Вальсамону, поскольку прекратилась древняя практика, по которой причащались все присутствующие, в конце Божественной литургии раздаётся благословленный хлеб,

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Тропарь священномученику Антипе, епископу Пергама Асийского, глас 4 Идольския лести упразднил еси, Антипо,/и диавольскую поправ силу,/пред богоборцы дерзновенно Христа исповедал еси./Темже со ангельскими чины в вышних водворялся,/Владыце всех славословие принося,/и о нас молебное благодарение предлагавши,/благодать цельбы даруя./Сего ради тя чтим,/священномучениче Антипо,/моли Христа Бога,/да спасет души наша. Или сей, глас тойже И нравом Причастник... (общий священномученику). Кондак, глас тойже Апостолов сопрестольник и святителей украшение/был еси, блаженне,/мученически прославився,/возсиял еси якоже солнце, всех просвещая,/Антипо священне,/разрушил еси безбожия нощь глубокую./Сего ради тя почитаем,/яко Божественнаго суща священномученика/и целеб подателя. Величание Величаем тя,/священномучениче Антипо,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь преподобному Иоанну, ученику Григория Декаполита , глас 8 В тебе, отче, известно спасеся... (общий преподобному). Кондак, глас 4 Воздержанием, отче, житие украсив, и плоть умертвил еси./Темже и победил еси вражия прилоги, преблаженне,/и прешел еси к Богу в безскорбный и вечный живот,/яко достоин наследник, Иоанне./Емуже молися спастися нам. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Иоанне,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь преподобному Иакову Железноборовскому, глас 4 Небеснаго желая,/земная возненавидел еси/и, взем крест свой, последовал еси Христу/и от Него прием дарования чудес,/исцеляти недужныя; но, яко имея дерзновение ко Святей Троице,/испроси православным Христианом здравие и спасение,/на враги же победу/и не забуди, посещая чад своих,/припадающих к цельбоносному гробу твоему,/Иакове, преподобне отче наш. Кондак, глас 8 Сердечная очи, досточудне, ко Господу вперив/и телесныя страсти из корене исторгая,/неболезненную жизнь в болезнех восприял еси, преподобне,/болезнем же лютым даеши исцеление, просящим с верою у тебе./Темже молим тя, досточудне,/исцели наша болезни душевныя и телесныя, да зовем ти:/радуйся, Иакове Богомудре, отче наш.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Важнейшим торговым центром Балканского полуострова, как уже отмечалось не раз, являлась Солунь, славная своими ярмарками, на которые съезжались купцы не только всей Греции, но также со всех восточных и западных стран средиземноморского бассейна. Этому способствовало положение города на большом торговом пути между Востоком и Западом 926 . В IX в. через Солунь шёл путь из Константинополя на Рим, причём купцы и пассажиры, подобно пр. Григорию Декаполиту и его спутнику, сначала шли из Солуни в Коринф, где уже садились на корабли, отвозившие их в Италию 927 . Боязнь арабских корсаров, приучала странствовать именно этим, несколько неудобным путём. Но самые подобные передвижения, вероятно, послужили одной из причин торгового расцвета Эллады и Пелопоннеса в X и последующих столетиях. О поездках из Рима на Восток и обратно, через Грецию, равным образом, имеется несколько сообщений в биографии пр. Луки Элладского 928 . Кроме того, в этом же житии есть указание и на то, что сообщение столицы с Африкой происходило через Грецию и Коринф 929 . Ещё более значение Греции, как этапа пути между Западом и Востоком, возросло в эпоху Крестовых походов. Житие пр. Мелетия Нового достаточно убедительно доказывает это, сообщая, как нам приходилось уже отмечать о неоднократном проходе отрядов паломников из Италии через Аттику и Афины 930 . Классическим итинерарием по Греции является составленное в XII в. евреем Вениамином Тудельским описание его пути из Бари в Константинополь через Корфу, Ларту, Ахелой, Патры, Лепанто, Криссу, Коринф, Фивы, Эврип, Ламию, Армиру, Солунь, Канистро и Абидос. В связи с этим оживлением морских и сухопутных путей, развивалось и торговое движение. Греция имела особых коммеркиариев, моливдовулы которых дошли до нас, начиная с VII в. 931 , и одного из которых упоминает житие пр. Луки Элладского в X в. 932 . Эта торговля достигла особенного расцвета в XII в., когда по словам того же Вениамина из Туделы в Греции, в качестве торговых городов, процветали Патры, Коринф, Фивы (славные своей шёлковой индустрией), Эврип на Эвбее, и особенно, Армилон в Фессалии, куда стремились корабли Венецианцев, Пизанцев и Генуэзцев 933 . Из картинного изображения Михаилом Акоминатом столицы, живущей за счёт провинций, видно, что в XII в. Греция являлась главной поставщицей Константинополя. Она отправляла сюда из Фессалии хлеб, с Эвбеи вино, из фиванских и коринфских мануфактур различные ткани 934 . Наконец, тот же писатель даёт понять, что Гардикия, лежавшая среди земледельческой Фессалии, славилась своими мастерскими сельскохозяйственных орудий, плугов и телег 935 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Любопытно, что агиограф умолчал имя императора, назначившего Евдокима на должность командира Каппадокийского баталиона. Это обстоятельство показывает, что биограф не был поклонником Феофила; да и трудно было в то время сочувствовать императору, иконоборные увлечения которого сделали его ненавистным в глазах подданных. Интересно сравнить с этим Житие Григория Декаполита , имеющее какое-то отношение к диакону Игнатию: в нем также тщательно скрыты имена царей, при которых жил Григорий; но это только говорит о школе, а не о личности. – Евдоким будто бы воевал и одержал победы; 188 был посредником между Богом и людьми и был вместе как бы священником или архиереем и военачальником или царем; помогал бедным, вдовам, заботился о заблудших душах, – так он проводил время своего стратопедаршества; получил у императора власть «предстоятельства» (προστασα, § 7). Он скончался на 33 году возраста, и эта цифра дает повод агиографу говорить о её происхождении (сочетание совершенного десятка с начальнейшею тройкой); горевал перед смертью о том, что умирает на чужбине (π’ λλοδαπς τελετα), вдали от родителей, которые были живы. Пригласив знакомых, он просил похоронить его в одеянии; выслал всех из комнаты, запер двери и, сотворив молитву, которую слышали посторонние через щель, скончался. Из сопоставления разных догадок и гипотез можно допустить, что Евдоким родился ок. 807-го, поступил на службу ок. 829-го и скончался ок. 840 года. 189 Тело его Бог прославил чудесами. Невежественно истолковав его последнюю волю, лица похоронили его в одеянии и в обуви, которые он носил (§ 8). Но последнее едва ли не домысел агиографа; вероятно, сам Евдоким пожелал быть похороненным вместе с атрибутами власти, которою пользовался, то есть в красных сапогах, с мечем и копьем и в парадных одеждах. Трудно понять истинный смысл последней воли Евдокима, если только не помнить характеристики каппадокийца, написанной Константином Порфирородным, что жители необыкновенно чувствительны ко всякого рода отличиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Исходя из всего перечисленного ряда разночтений (включа­ющих целые эпизоды), нетрудно сделать вывод, что славянский пересказ производился по более пространной версии греческого текста, чем та, которую мы имеем у Миня. Причем разночтения, предлагаемые славянским пересказом, выглядят более достоверными и с точки зрения исторических реалий, и исходя из внутренних соответствий в тексте. Эпизод с крещением в Иерусалиме можно рассматривать как еще одну параллель “Сказа­ния” с мученичеством Антония-Раваха, который также отправился к Иерусалимскому патриарху с просьбой о крещении 12 . Кроме этого, существует грузинский перевод, а также неизданный и пока не исследованный арабский текст этой истории, приписываемый некоему Иоанну Мунубасийскому. Возможно, именно его историю пересказал преподобному Григорию Декаполиту “стратиг Николай”, упоминаемый в начале “Сказания”. Место в византийской антиисламской полемике Содержательная сторона полемики мало интересует автора. Четко обозначены основные расхождения между христианством и исламом: Богочеловечество Христа, Триединство Бога, распятие, “лжепророк Магомет” — но дальнейшего развития эти пункты не получают, Магомет и вера его лишь многократно проклинаются. Основная содержательная мысль полемики сводится не к интеллектуальным дебатам, а к четкому разграничению вектора религиозной направленности: христианство изображается как вера, направленная на небесное, высшее, духовное, ислам — как вера, направленная на земное, низшее, материальное. Пахомий призывает халифа “отложить скипетр временного правления, чтобы получить скипетр вечной жизни, и не уповать на настоящее, но на грядущее”. Халиф же, напротив, убеждает: “наслаждайся и радуйся о своем царстве. Не пренебрегай своею жизнью и своею молодостью столь цветущей”. Склонить к выбору первого, столь очевидно невыгодному с практической точки зрения, может только твердое основание личного переживания, и в этом выражается вторая мысль “Ска­зания” — идея соприкосновения мусульманского мира не только с христианской ученостью, но и с христианским духовным опытом. И одно это свидетельство опыта оказывается достаточным не только для обращения самого арабского принца, но и, по его кончине, многих мусульман-очевидцев.

http://pravmir.ru/prepodobnyiy-grigoriy-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010