Сказание св. Григория Декаполита о чудесном видении одного сарацина, его обращении в христианство, подвижнической жизни и мученической кончине Источник Предисловие Св. Григорий родился в Иринополе, городе Исаврийского Декаполя, 1 – и жил при Льве Армянине. Сведения о нем находим у константинопольского дьяка Иоанна, составителя жизни святого Иосифа песнописца. Он имел учениками своими – знаменитого Иосифа и некоего Иоанна. Первого он послал в Рим к Папе с известием о бедственном положении некоторых церквей под владычеством иконоборцев. Обходя страны и города, св. Григорий совершил много чудес в Сиракузах, Фессалонике, Византии, Риме и др. Обойдя почти всю западную страну, он возвратился в Константинополь. Между тем Иосиф, которого он посылал в Рим, взят был в плен и отправлен в Крит, где оставался до смерти Льва, умерщвленного в ночь на Рождество Христово в 820 года. Прибыв в Константинополь, Иосиф не застал уже в живых Григория, который, придя в Византию, чтобы поселить заключенного за иконы Симеона и повидав его, спустя немного дней передал Богу дух свой. – Память его чтиться у нас 20 ноября. Мощи св. Григория и ученика его Иоанна, были положены Иосифом песнописцем в одной пустынной обители. В рукописях известно жизнеописание Григория Декаполита , составленное в IX веке никейским митрополитом Игнатием. 2 В греческой пергаментной Четьи – Минеи 3 XI – го века за месяц Ноябрь под 20 числом содержится: «Историческое сказание» с изображением св. Григория, который «написан в одежде преподобнической», т.е. в черной короткой мантии с обычным параманом и желтом хитоне, не покрытый, с распростертыми руками; курчавые темно – цветные волосы закрывают чело его у бровей: таковы они и в бороде; лице его приятно, но желтокрасновато» 4 . В греческом Прологе XIII века Московской Синодальной библиотеке помещено краткое жизнеописание Григория Декаполита . Доселе неизвестное житье 5 св. Григория помещено в книге «Новый рай» изданное монахом Агапием на новогреческом языке в Венеции в 1861 году. На русский язык житие сие переведено недавно доктором богословия, архиепископом Владимирским, Сергием. 6

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРИГОРИЙ ДЕКАПОЛИТ прп. (пам. 20 нояб.). По источникам невозможно установить точную дату рождения. Предположительно указываются середина VIII в. (Р. Жанен), 762 г. (Ц. Бароний ), но наиболее вероятны 80-90-е гг. VIII в. (Ф. Дворник). Точный год смерти также неизвестен: указанный в Православном церковном календаре РПЦ 816 г. не совпадает с общей хронологией Жития Г. Д., мало вероятен также 862 г. (Жанен), С. Манго считает, что святой скончался в 841 г. или ранее, Дворник называет 842 г. Прп. Григорий Декаполит. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (vat. gr. 1613. Fol. 197) Прп. Григорий Декаполит. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (vat. gr. 1613. Fol. 197) Г. Д. род. в г. Иринополь (исаврийская обл. Декаполь) в бедной семье, родителей звали Сергий и Мария, мать отличалась особым благочестием, брат избрал монашескую жизнь. Получив начальное образование, Г. Д., чтобы обеспечить пропитание семьи, стал разнорабочим. Его юность пришлась на период реставрации иконоборчества при имп. Льве V. Родители попытались принудить молодого человека к женитьбе, однако тот бежал к некоему игумену, известному антииконоборческими взглядами. Затем отправился в один из мон-рей Декаполя, но из-за конфликта с монахами-иконоборцами перешел в обитель, где настоятелем был его дядя Симеон. 14 лет Г. Д. прожил в мон-ре, Симеон был его духовным отцом. Нек-рое время святой пребывал в уединении в пещере, борясь с бесовскими искушениями. В нач. 30-х гг. IX в., во время правления имп. Феофила, Г. Д. покинул мон-рь и отправился в К-поль бороться с иконоборческой ересью. Зиму он провел в мон-ре в Эфесе. Неизвестные причины заставили Г. Д. отложить поездку в столицу, и он, покинув Эфес, задержался в Проконисе (Дворник считает, что это было связано с осадой столицы Фомой Славянином, но такая причина несостоятельна с т. зр. хронологии, т. к. восстание Фомы произошло на 10 лет ранее). Направляясь в Рим, по пути в Фессалонику Г. Д. повстречался с пиратами и не только остался невредим, но и получил от них помощь, разузнав о наиболее удобном пути. В Фессалонике Г. Д. принял игум. Марк. В Коринфе он нашел корабль, на к-ром его согласились переправить на Сицилию, но из-за угрозы пиратских нападений Г. Д. отплыл в Неаполь. Корабль пострадал от бури, и святой вынужден был добираться до Рима по суше. За время путешествия Г. Д. чудесным образом спасался от пиратов и арабов, помог тонувшему монаху, освободил от недругов протосинкелла Георгия и совершил др. чудеса. В Риме святой провел 3 месяца, затем перебрался в Сиракузы, где задержался еще на 1 год. В Отранте его приняли враждебно, поскольку население города было в основном настроено проиконоборчески.

http://pravenc.ru/text/166830.html

разумеются 40 мучеников Севастийских, память коих празднуется Церковию 9-го марта. ныне Мармара, остров в западной части Мраморного моря. Исавряннн (716–741 г.), в особенности сын его Константин Копроним (741–775 г.) и сын и преемник последнего Лeb IV Хазар (775–780 г.). приморский город-гавань на юге нынешней Румелии, на запад от Константинополя. иначе Емволы, город в Македонии на реке Стримоне, протекающей в 50 верстах от Солуня на северо-востоке. город в юго-западной части Италии, на берегу Сицилийского пролива. наименование Арабов, кочующего раабойнического племени Аравии; впоследствии это наименование распространилось на всех магометан вообще. с греческого значит: бодрствующий. разумеется гора Олимп Вифино-Мизийский, на севере Малой Азии, на границах Вифинии и Мизии, где процветало тогда монашество. было в царствование императора Льва Армянина (813–820 г.). Этот император, будучи не в состоянии склонить патриарха Константинопольского Никифора к ереси иконоборческой, послал его в марте 816 года в заточение, равно и других епископов, игуменов и монахов, с дерзновением защищавших почитание св. икон, заточил в темницы в Константинополе или отправил в ссылку. Иосиф, оставшийся в истории Церкви с именем «Песнописца», † 883 г.; память его совершается Церковью 4-го апреля. Преподобный Иоанн, ученик Григория Декаполита, † между 820–850 гг.; память его совершается 18-го апреля. Лeb III с 795–816 г. прп. Григория Декаполита последовала в 826 г. — преп. Иосиф не застал в живых своего учителя. Возвратившись чрез шесть лет из заточения в Константинополь, он имел лишь утешение осязать руками нетленное тело преп. Григория и поселился с учеником его Иоанном при гробе его. По кончине же Иоанна, Иосиф, оставив это место, поселился при храме св. Иоанна Златоустого и положил в нем прославленный нетлением и чудесами мощи преп. Декаполита и ученика его Иоанна; спустя некоторое время недалеко от этого храма он основал обитель иноков во имя св. Николая Касульского и в нее перенес мощи преподобных. Иосиф же Песнописец написал и службу в честь преп. Григория. Мощи преп. Григория нетленные и целые находятся в настоящее время в Румынии в монастыре Быстрица, Рымнинской епархии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Восемнадцатый день. Преп. Иоанн, ученик св. Григория Декаполита. (О том, как мы можем участвовать в распространении истины и добра). I. Св. Иоанн, ныне воспоминаемый церковию, был учеником св. Григория декаполита (память коего 20-го ноября). С юных лет он полюбил иноческие подвиги, пришел к Григорию и подвизался под его руководством. Жили св. Иоанн и Григорий в IX веке, во время иконоборческой ереси. Оба они из своего безопасного убежища прибыли в Константинополь, где особенно сильна была ересь, чтобы утверждать верующих в православии. Здесь препод. Григорий скоро скончался; а Иоанн еще подвизался до самой своей кончины, последовавшей в 820 г. Мы, видели, братия, что препод. Иоанн во время гонения на св. иконы со стороны иконоборческого императора (Льва армянина) прибыл из своего безопасного уединения в столицу греческой империи, чтобы там утверждать малодушных и сомневавшихся в истинности православного учения о почитании св. икон. Так ясно он сознавал свою нравственную обязанность научать других истине и добродетельной жизни. Пример препод. Иоанна напоминает и нам, братие, «о нашей обязанности участвовать в распространении истины и добра» среди наших ближних и всех людей, удалившихся от истины и благочестия. II. Как же мы можем участвовать в распространении среди наших ближних света истины и добродетели? Чтобы распространять между человеками свет, или иначе сказать, истину и добро, для сего, кажется, мы не знаем более открытых способов, как три следующие: «слово, власть, пример». Слово действует убеждением, власть – праведно употребляемым могуществом, пример располагает к подражанию. Не всем дается дар и право действовать словом разума и премудрости; ко власти, особенно высшей и обширнейшей, немногие призываются Провидением; но все могут действовать добрым примером, между тем как и особенной силе слова или власти он сообщает от себя новую силу. Посему судите, как важен добрый пример. а) Если служитель «слова» скажет вам: будьте благочестивы, человеколюбивы, воздержны; но если его наставления не написаны в книге собственной его жизни: то весь плод поучительного слова может заключиться в ответном слове: «врачу, исцелися сам» ( Лyk. IV. 23 ). Не говорю, чтоб так и должно было: но так всего скорее случиться может. Впрочем, Господь повелевает принимать справедливыя и полезные слова и от тех, которых дела словам не соответствуют: «вся убо, елика аще рекут вам блюсти, соблюдайте и творите; по делом же их не творите, глаголют бо, и не творят» ( Mamф. XXIII. 3 ), говорит Господь о лицемерных фарисеях.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Прп. Григорий Декаполит. Миниатюра из Минология. XII в. (Ath. Doch. 5. Fol. 333v) Прп. Григорий Декаполит. Миниатюра из Минология. XII в. (Ath. Doch. 5. Fol. 333v) Во 2-й пол. 30-х гг. IX в. Г. Д. вернулся в Фессалонику, в мон-рь мч. Мины. 3 года он провел в обители, но восстания слав. племен и неспокойная обстановка в регионе мешали ему предаваться аскетической жизни. В 837-839 гг. посетил гору Олимп в Вифинии, известную монашескими поселениями. В 841 г. он тяжело заболел и попросил отвезти его еще раз в К-поль. Г. Д. добрался до столицы в 842 г., уже после смерти имп. Феофила. Незадолго до кончины Г. Д. попросил, чтобы его перенесли на гору Олимп, где он и скончался. Среди чудес, совершенных Г. Д.,- изгнание змия, бесов, принимавших облик мух и скорпионов, многочисленные предсказания, избавления от телесных недугов. Проповеди Г. Д. заставили мн. грешников (блудница из Сиракуз, неблагочестивый мон. Захария) изменить образ жизни, чудеса происходили и от его мощей. Главным источником сведений о жизни Г. Д. является его Житие сер. IX в. (BHG, N 711), авторство к-рого большинством ученых приписывается агиографу Игнатию Диакону , составившему также жизнеописание патриархов К-польских Никифора I , Тарасия и др. Традиц. т. зр. заключается в том, что патриарх Игнатий, лично знавший Г. Д., написал Житие вскоре по его смерти, после 842 г. Такого мнения придерживаются издатель Жития Дворник, Манго и И. Шевченко (примеры лексических параллелей между Житием Г. Д. и др. произведениями Игнатия см.: Š ev enko. P. 123. N 71). Сомнения относительно авторства патриарха Игнатия были высказаны Вандой Вольской-Конюс, со многими из ее аргументов согласился А. П. Каждан. В частности, он отмечал более простой синтаксис по сравнению с Житием патриарха Никифора ( Каждан. С. 458), иное место действия (провинция, а не столица, как в др. Житиях Игнатия - Wolska-Conus. P. 440-442), большее внимание к чудесам, что совершенно нехарактерно для др. произведений Игнатия, иную методику композиционного построения текста ( Каждан. C. 459-461).

http://pravenc.ru/text/166830.html

Историческое сказание Григория Декаполита Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 33, 2002 28 ноября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 33, 2002 Историческое сказание Григория Декаполита, весьма полезное и сладчайшее для всех, о видении, которое видел сарацин, уверовал и стал мучеником за Господа нашего Иисуса Христа Стратиг Николай, называемый также Юлием, рассказал мне, что в его город, который сарацины называют на своем языке Виноградником, послал эмир Сирии своего племянника управлять некоторыми работами по ремонту его дворца. Есть же там большая церковь, древняя и дивная, посвященная святому и преславному мученику Георгию; и когда увидел этот сарацин 1 церковь издалека, приказал своим слугам принести его вещи в церковь, также и верблюдов завести, числом двенадцать, чтобы сверху осмотреть их. Священники почтенной сей церкви просили его, говоря: “Господин, не делай этого, не причини церкви Божией нечто подобное; и не презирай ее настолько, чтобы ввести верблюдов в святой алтарь Божий”. Но сарацин, будучи жестоким и упрямым, не хотел даже слушать просьб пресвитеров, но сказал своим слугам на арабском наречии: “Почему вы не делаете приказанного вам?”. И тотчас его слуги сделали так, как он приказал. Но вдруг, по повелению Божию, верблюды, как только были приведены в церковь, все разом упали замертво. Когда же сарацин увидел столь необычайное чудо, он пришел в изумление и приказал слугам своим, чтобы вынесли мертвых верблюдов и бросили их прочь из церкви; и сделали так. А день тот был праздником, и приближался час совершения Божественной литургии, священник же, которому надлежало начинать Божественную проскомидию, очень боялся сарацина; как он мог начинать бескровную жертву перед ним! И тогда другой священник, сослужащий тому, сказал священнику, которому надлежало священнодействовать: “Не бойся. Разве ты не видел великое чудо? Что смущаешься?”. Итак, вышеуказанный священник без страха начал святую проскомидию. Узнав об этом, сарацин пришел посмотреть, что намеревается делать священник. Священник начал Божественную проскомидию и взял хлеб, чтобы подготовить святую жертву, сарацин же увидел, будто священник взял в свои руки младенца, и закалав его, наполнял его кровью чашу, и тельце его разрезая на части, клал их на дискос!

http://pravmir.ru/istoricheskoe-skazanie...

В Деяниях св. (Apr. II. 583) тоже, что и в четьей минее из жития Иосифа песнописца сказание краткое, но от современников исходящее. Ассемани справедливо замечает, что слова пролога и месяцеслова Васили: по скончании же св. Григория иде... относятся к Иоанну Ветхой лавры (19 апр.), а не к ученику Григория декаполита, который, по житию Иосифа песнописца, не выходил их вифинского монастыря (Cal. un. eccl. 269). При Григорие декаполите Лавра Харитона уже не существовала. (Сн. 20 марта). О времени жизни и кончины Иоанна, ученика Григория декаполита, см. в житии Григория декаполита 20 ноября.     Косма, еп. халкидонский. Некоторые (Culcimius) смерть его относят к 816 году (Cal. un. eccl. 270). В житии его упоминаемый пр. Авксентий отличен от Авксентия 14 февраля и несправедливо в полном месяцеслове 1806 г. и месяцеслове всех св. назван епископом.     Мученик Иоанн из Янины. В Деяниях св. (Apr. II, 610) помещено тоже сказание, что и в слав. минее. Оно писано современником, как видно из подлинника, в котором в конце говорится: «многие из нас возбуждены и примером его утверждены и укреплены к тому, чтобы не изменят своей вере так легко, как прежде.» Город Иоаннина или Янина — город в Епире, считаемый за древнюю Кассиопу между Триккото фессалийскою и Амвракиею епирскою к югу. Мощи его в Великой церкви в Царьграде источают чудеса, см. Соловьева: христианские мученики на Востоке, где писателем жития называется протоиерей навплийский Николай Малакс (стр. 33), современник святого.     Иоанн, архиепископ антиохийский. Он в первый раз является в прологах славянских рукописных второй редакции месяцеслова Василия. В Киевском печатном месяцеслове 1612 г. и 1839 годов сказано: был в лето 436 в царство Феодосия Малого. Действительно был патриарх антиохийский Иоанн I от 423—440 года, но нигде кроме второй редакции славянских прологов не значится во святых. Ныне поминаются Иоанн ветхие лавра и Георгий, еп. антиохийский. Не явился ли в древних славянских прологах из сих двух, по ошибке писцов, Иоанн, еп.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Однажды ночью в темнице И. П. явился свт. Николай Чудотворец и велел ему съесть свиток, на к-ром было написано: «Ускори, Щедрый, и потщися, яко милостив, на помощь нашу, яко можеши хотяй». После этого он получил дар слова, т. к. ему было суждено утверждать в вере православных. Согласно Житию, составленному Феофаном, свт. Николай Чудотворец возвестил И. П. скорое освобождение, через нек-рое время тот действительно был выкуплен из плена ( Пападопуло-Керамевс. 1901. С. 6). По Житию авторства Иоанна Диакона, святитель сам освободил И. П.- чудесным образом перенес его в окрестности К-поля (PG. 105. Col. 960). И. П. уже не застал в живых прп. Григория Декаполита. Он поселился вместе с его учеником прп. Иоанном (пам. 11, 18 апр.) при ц. сщмч. Антипы. Возможно, мон. Иосиф, участвовавший в перенесении мощей прав. Евдокима в К-поль (после 842), является одним лицом с И. П. После того как скончался прп. Иоанн (в 845, по мнению Томадакиса, ок. 850, согласно Стьернону), И. П. прожил 5 лет при ц. свт. Иоанна Златоуста, к нему присоединилось множество учеников, и там возник монастырь со скрипторием. Затем он переселился в уединенное место за городом, где построил ц. во имя ап. Варфоломея и прп. Григория Декаполита, перенес в нее мощи преподобных Григория и Иоанна и основал монастырь. Посвящение мон-ря ап. Варфоломею связано с тем, что, по словам Жития, еще будучи в Фессалонике, И. П. получил от одного добродетельного мужа часть мощей этого святого. Однако нек-рые исследователи предполагают, что И. П., будучи уроженцем Сицилии, привез эту реликвию оттуда (до 839 мощи находились на о-ве Липари близ Сицилии) ( Лопарев. 1914. С. 226-227; Janin. Églises et monastères. P. 57). И. П. особо почитал ап. Варфоломея и неск. раз видел его во сне. Желая почтить апостола хвалебными песнопениями, И. П. усердно молился и постился в течение 40 дней, прося даровать ему премудрость для создания достойных хвалебных стихов. Накануне дня памяти прп. Григория Декаполита в алтаре И. П. явился ап. Варфоломей, облаченный в белые ризы. Взяв с престола св. Евангелие, апостол приложил его к груди преподобного со словами: «Да благословит тебя десница Божия, да изольются на язык твой воды небесной премудрости, да будет сердце твое храмом Св. Духа, и песнопения твои да усладят вселенную». С этого времени И. П. начал писать гимны и каноны. По мнению Томадакиса, И. П. начал писать церковные песнопения после критского плена (к числу его ранних произведений относятся каноны Критским епископам Евмению и Кириллу ), а в 850-858 гг. он уже получил широкую известность как гимнограф ( Τωμαδκης. 1971. Σ. 58-59).

http://pravenc.ru/text/673697.html

Г. Д. изображается в соответствии с чином прославления как преподобный в монашеских одеждах (в мантии, схиме, с аналавом), с непокрытой головой. Возрастная характеристика может варьироваться. В Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. Fol. 197, 976-1025 гг.) Г. Д.- преклонных лет седовласый человек с округлой недлинной бородой, в монашеском облачении, со свитком в левой опущенной руке, правая - в молении перед грудью, изображен фронтально в рост на архитектурном фоне под киворием. На миниатюре из афонского Минология XII в. (Doch. 5. Fol. 333v) он темноволосый средовек с бородой той же формы, в монашеских одеждах, представлен фронтально в рост, как орант. Прп. Григорий Декаполит. Фрагмент минейной иконы. Кон. XVI в. (ГИМ) Прп. Григорий Декаполит. Фрагмент минейной иконы. Кон. XVI в. (ГИМ) На минейной иконе на сент., окт. и нояб. кон. XI в. (гексаптих из мон-ря вмц. Екатерины) Г. Д.- средовек, вслед. поздних прописей ошибочно представлен как епископ - с омофором и кодексом в руках; о том, что это фигура преподобного, напоминает лишь темный цвет фелони - монашеской мантии. В греко-груз. рукописи (т. н. Афонской книге образцов) (РНБ. O.I.58, XV в.) 3 раза встречаются миниатюры с образом святого, названного Г. Д.: в греч. части палимпсеста он показан на листе с др. преподобными оплечно, в монашеской мантии (Л. 48); в части лицевого календаря, имеющей надписи на греч. языке, изображен в день памяти под 20 нояб. как епископ, с Евангелием в левой руке, правая - перед грудью в жесте благословения (Л. 87); под 28 февр.- как преподобный (Л. 101). Поскольку в греч. лицевых минологиях под 27 февр. отмечена память Прокопия Декаполита (Минологий Василия II - Vat. gr. 1613. Fol. 426), надпись на л. 101 из-за сходства прозвания святых можно признать неверной. Возможно, ошибочна и надпись на л. 87, т. к. на 20 нояб. приходится и день памяти свт. Прокла, архиеп. К-польского. Образ Г. Д. устойчиво присутствует на рус. минейных иконах на нояб.; в монашеском облачении вместе со свт. Проклом он изображен: на лицевой стороне иконы-таблетки нач.

http://pravenc.ru/text/166830.html

Подвиги святых второго периода иконоборчества описывают два жития, автором которых является Игнатий 92 . Это житие свт. Никифора Константинопольского (806815) (BHG 1335) и житие прп. Григория Декаполита (BHG 711) 93 . Героем одного из жития Игнатия стал его современник Константинопольский патриарх Никифор (806–815). О святителе известно, что он родился около 758 г. в столице империи. Его отец, Феодор, императорский секретарь в правление Константина V, был сослан около 761 г. за поклонение иконам и в 767 г. скончался 94 . Однако, в 70 гг. VIII в. сам Никифор был назначен императорским секретарем и работал под началом будущего патриарха свт. Тарасия (784806). Представляя императора, он участвовал в Седьмом Вселенском Соборе. В частности, им было прочитано письмо папы к императору Константину VI 95 . Около 797 г., т. е. года свержения Константина VI, Никифор покидает службу и основывает монастырь 96 . В 802 г., уже при императоре Никифоре I, он возвращается в Константинополь и становится попечителем одного из крупнейших в городе приюта для бедных 97 . В 806 г. он становится патриархом Константинопольским 98 . Иконопочитание свт. Никифора приводит к его низложению и ссылке в 815 г. 99 В начале жития агиограф горячо оплакивает кончину святого. Это заставляет исследователей полагать, что житие было написано вскоре после смерти патриарха, то есть 828 г. Но упомянутое покаяние Игнатия в присоединении к ереси и общий настрой памятника, указывающий на поражение еретиков, давал большинству ученых основания относить его к 843–846 гг. 100 Житие сохранилось в восьми рукописях, самая ранняя из которых создана в IX в. 101 Пять рукописей жизнеописания прп. Григория Декаполита также называют его автором Игнатия Диакона. Ряд ученых сомневаются в этом указании на авторство на основании стилистических различий. Такие различия находит, например, А. П. Каждан. Тем не менее, и он считает указание лемм пяти рукописей очень серьезным аргументом в пользу авторства 102 . Кроме того, житие было написано все же человеком весьма образованным: в нем находят скрытые цитаты из гомеровских текстов 103 . Игнатий Диакон лично знал Григория Декаполита 104 и написал житие вскоре после смерти преподобного, т.е. после 842 г. Самая ранняя из многочисленных рукописей жития датирована Х в. 105

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonopoc...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010