— Я не помню, владыка, — отвечал исцеленный, — того времени, когда я говорил или слышал. Игумен сказал тогда за него: — Вот уже двадцать лет, владыка, как мы его постригли, а пострижен он был восьми лет и до сегодня был глух и нем; теперь же исцелился твоими молитвами. Всех охватил, при виде чуда, благоговейный страх и все благодарили Бога, давшего им епископа-чудотворца. В этом монастыре святой Григорий оставался до утра, и на утро отправился в Акрагант. Остававшиеся дома жители города, услыхав, что идет новый епископ, спрашивали друг друга: кто же избран: Савин, Крискент, или Евпл? — и, узнав, что никто из этих трех не удостоен епископства, а избран один странник, именем Григорий, были очень удивлены, а услыхав, что он — чудотворец и уже исцелил глухонемого, прониклись благоговением. Всё население города вышло на встречу и приняло от него благословение, и он, благословляя, возлагал на всех руки. Вышла, между прочим, и мать его Феодотия вместе с другими пожилыми женщинами, еще не знавшая, что новый епископ — ее сын. Но, взглянув на него, она сейчас же узнала его и сказала: — Воистину, это — сын мой, который пропадал и нашелся (Лк.15:24). Григорий же, увидев мать, воскликнул: — Здравствуй, госпожа Феодотия, мать моя! — Благословен Бог, — отвечала она с великою радостью — избравший тебя пасти людей Его и сподобивший меня увидеть тебя, милый сын мой! Затем все с пением вошли в храм. И когда святой Григорий совершал Божественную литургию, некоторые из достойных видели благодать Святого Духа, сошедшую на него в виде голубя и осенявшую его, подобно тому, как это было и при его посвящении. К церкви было принесено множество больных, и святой Григорий возвращал им здравие, возлагая на них руки, так что все изумлялись и говорили: — Действительно, он подобен святому Григорию, Неокесарийскому чудотворцу. И была в городе великая радость. Вступив в управление паствою, Григорий много заботился о нищих, исцелял больных и изгонял бесов. Отец его Харитон почти не выходил из церкви, в посте и молитвах служа Богу день и ночь; точно также и мать его Феодотия, отложив все житейские заботы, радела только о своем спасении, служила больным и бедствующим от нищеты, питая и одевая их на свои средства. Таким образом, Григорий, вместе с своими родителями, был украшением Церкви Христовой и служил для всех примером добродетельной жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

И случилось: когда блаженный Григорий пришел к одному городу, он увидел вне его идольское капище, и он вошел и ночевал в нем, и оставался в нем целую ночь бодрствующим. Демон, который был почитаем в капище, устрашился пред молитвою блаженного Григория и ушел оттуда. Лишь только блаженный окончил ночное служение, он пошел дальше своею дорогой. При наступлении дня пришел в капище языческий жрец, который обычно совершал служение этому богу (правильнее: имел попечете о культе этого бога), и когда он по своему обыкновению много молился и плакал, то не было бога, который должен был явиться ему. От великой печали, объявшей его, он разорвал. свои одежды; и когда он [еще раз] много молился, он явился ему и сказал ему: «отныне ты не можешь больше желать, чтобы я являлся сюда! Григорий именно, ученик Христа, вошел сюда, помолился здесь и изгнал меня, и таким образом я не могу более приходить сюда». Говорит ему жрец: «значит, если бы Григорий приказал тебе, то ты вошел бы сюда»!? И он сказал: «если он прикажет мне, я войду сюда». Услышав это, жрец побежал к блаженному Григорию в горы и сказал ему: «если ты прикажешь богу, который почитается жителями этой страны, а теперь твоею молитвою изгнан, и он [снова] войдет в свое место, то я приду и сделаюсь учеником Бога, Которого ты проповедуешь». Когда блаженный Григорий услышал это, он так написал ему на дощечке: «Григорий, ученик Христа, идолу. Войди в твое место». Жрец взял дощечку, вошел в капище и положил ее в нем; и тотчас явился бог. И сказал ему жрец: «теперь, когда ты получил на это приказание, ты возвратился на свое место»!? И он сказал ему: «да»! Тогда ответил жрец и сказал: «так, значить, Григорий сильнее тебя, так что ты подчиняешься его приказанию»!? И ответил демон и сказал ему: «нам невозможно противостоять силе Креста, потому что ему подчинены легионы ангелов и людей и демонов». Тогда ответил жрец и сказал: «итак, если ученик настолько сильнее тебя, то насколько более его учитель! Поэтому мой долг уйти, чтобы служить тому, кто более тебя»! И тотчас он бросил его на произвол судьбы и пошел к блаженному Григорию и сделался учеником его. 6. Сомнение жреца в рассказе Григория о мученической смерти юноши 7

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Chudo...

Проводя святые дни Четыредесятницы с преподобным, сей Григорий не переставал просить избавить его от болезни (он весьма страдал желудком). И хотя преподобный уверял, что это выше его сил, Григорий с болью и дерзновением (ибо знал какое дерзновение имеет к Богу святой) все просил его, до тех пор, пока преподобный уже более не мог ему сопротивляться. И тогда он сказал: «Смиренный Григорий, из-за тебя этой ночью надо мной посмеялись бесы, не знаю, что и сказать тебе». Веря в то, что видение преподобному было от Бога, Григорий стал просить открыть ему, что он видел. Преподобный Лука поведал тогда следующее: «Мне показалось, что я видел мужа, страшного видом, который стоял рядом со мной и был украшен золотыми и светлыми одеждами. Рядом стоял ты и смотрел на меня. Показывая на тебя, я спросил явившегося: «Зачем он меня беспокоит? Смилуйся над ним прошу тебя, или избавь меня от беспокойства, которое он мне доставляет». Явившийся отвечал: «Оставь его, потому что он хочет стать монахом». Я же сказал: «Он, как ты и сам видишь, уже стал монахом», и одновременно показал пальцем на твою схиму. Явившийся возразил: «Я говорю тебе о мере монашеского совершенства, а не о схиме, ибо истинного монаха видно не по одежде, но больше по поступкам и по преуспеянию в добродетели. Если настоящий признак совершенства в добродетели есть распятие и умерщвление себя для мира, ясно, что и телесная немощь также приводит человека к совершенству и есть главное училище добродетели. Телесная немощь весьма полезна тому, кто хочет стать истинным монахом». Вот что имел в виду явившийся, когда сказал: «Оставь его, потому что он хочет стать монахом " ». После этого Григорий ничего не сказал, а только запел тридцать девятый псалом: «Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой» ( Пс. 39: 2 ). Однако святой не презрел его до конца, но явился ему во сне в образе врача и притворился, что дает ему лекарство от желудка, а затем сказал: «Ступай, смиренный Григорий, в здравии, и больше у тебя не будет болеть желудок от пищи». Так и случилось на самом деле, потому что он жив до сих пор и свидетельствует об этом случае.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

VIII. Однажды в киево-печерский монастырь пришли к св. Григорию три человека дурной жизни; цель их была выпросит обманом что-либо у преподобного. Двое из них молили старца: «вот этот друг наш (третий), и осужден он на смерть: молим тебя, избавь его; дай ему, чем откупиться от смерти». Но слова их – были ложны. Заплакал Григорий от жалости, провидя, что приспел конец жизни того человека, и сказал: «горе этому человеку! приспел день погибели его! Они же сказали ему: «но если ты, батюшка, дашь что-нибудь, то он не умрет». Говорили же они это, чтобы взять у него что-нибудь и разделить между собой. Св. Григорий сказал: «и я дам, а он все же умрет». Потом спросил их: «на какую смерть осужден он?» Они отвечали: «будет повешен на дереве». Блаженный сказал им: «хорошо присудили вы ему: завтра он повесится». Он сошел в пещеру, где обыкновенно молился, чтобы не слышать ничего земного и очами не видеть ничего суетного. И, вынесши оттуда оставшиеся книги, он отдал им, сказав: «если это вам не понравится, то возвратите мне». Они же, взявши книги, стали смеяться и говорили: «продадим это и деньги разделим между собой». И увидели они плодовитые деревья и сказали: «придем нынче ночью и оберем плоды его». Когда настала ночь, они пришли и заперли инока в пещере, где он был на молитве. Один же из них, тот, о котором они говорили, что его повесят, взлез на верх дерева и начал обрывать яблоки. Ухватился он за одну ветку, – ветка обломилась; те двое испугались и побежали; а он, летя вниз, зацепился одеждою за другую ветку и, не имея помощи, задушился ожерельем. Григорий же был заперт и не мог даже прийти к братии, бывшей в церкви. Когда стали выходить из церкви, иноки увидали человека, висящего на дереве, и ужас напал на них. Стали искать Григория и нашли его запертым в пещере. Когда была отперта дверь, блаженный вышел из келлии и велел снять мертвого, друзьям же его сказал: «как это сбылась ваша мысль? Бог поругаем не бывает. Если бы вы не затворили меня, я пришел бы и снял его, и он бы не умер. Но так как враг научил вас покрывать суетное ложью, этим вы отказались от помилованья». Ругатели же, видя, что сбылось слово его, пришли и упали ему в ноги, прося прощенья. И Григорий осудил их на работу печерскому монастырю, чтобы теперь, трудяся, ели хлеб свой и других бы питали от своих трудов. Итак они и с детьми своими кончили жизнь, работая в печерском монастыре рабам пресвятой Богородицы и ученикам святого отца Феодосия. (Киево-печерск. патерик).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Вместе с тем, однако, следует подчеркнуть, что используемые здесь им названия методов по своей сути не вполне соответствуют – по их реальному содержанию – тому смысловому наполнению, которое, как правило, вкладывают в эти именования экзегетических принципов другие Святые Отцы, – исторический, аллегорический и нравственный. Для святителя Григория Великого второй и третий из этих принципов наполняются собственным оригинальным значением. Так, аллегория для него практически тождественна типологии, ибо именно при использовании этого – второго – метода, по словам святителя Григория, «отыскивается типическое знание» 101 , именно здесь ум возводится к «содержанию веры» 102 , где главное – Сам Христос и Его ветхозаветные прообразы. Что касается третьего способа толкования, то в данном случае святитель Григорий скорее подразумевает тропологию в том ее виде, как она использовалась в наследии Оригена – то есть как толкование морально-аллегорическое (изъяснение «моральных предписаний с аллегорической точки зрения» 103 ). При таком морально-аллегорическом толковании святитель Григорий, с одной стороны, руководствуется «пользой нравственности» 104 , а с другой – «ищет разумения созерцательного» 105 ; при этом, по его убеждению, и в нравственном толковании также может наличествовать и некоторый элемент типологии: таковое разумение зачастую отыскивается и «через тип» 106 . Во-вторых, святитель Григорий сравнивает Священное Писание с необходимой для жизни человека духовной пищей. В «Толковании на книгу Иезекииля» святитель Григорий пишет о том, что «Священное Писание есть пища и питие, поэтому-то и Господь через... пророка угрожает: пошлю па землю голод, – не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних ( Ам. 8:11 )» 109 . При этом святитель Григорий также сопоставляет процесс постижения христианином смысла Священного Писания с вкушением древними евреями в пустыне манны (см.: Исх. 16:2–35 ). Вместе с тем Святитель припоминает здесь также и слова из книги Премудрости Соломона: ...послал им, нетрудящимся, с неба готовый хлеб, имевший всякую приятность по вкусу каждого ( Прем. 16:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Далее я изложу краткое содержание статей, а более подробно читатели смогут ознакомиться с ними в моих книгах. Два вида мудрости В своем труде «О священно-безмолвствующих» Григорий Палама различает два вида знания и два вида мудрости. Сначала он показывает на примерах из житий святых, что есть Божественная мудрость и мирская, или бесовская, мудрость. Святитель приводит слова апостола Павла: «Мудрость же мы проповедуем между совершенными, мудрость не века сего и не властей века сего преходящих; но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал« 729 . Человеческая мудрость может даже стать бесовской. Святой Григорий ссылается на апостола Иакова, брата Господня: »Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская» 730 . Таким образом, человеческая мудрость часто противоречит Божественной мудрости. И это мы видим на примере еретиков, которые, используя домыслы, отвергли откровение Божие. Святитель говорит, что существует огромная разница между философами, с одной стороны, и пророками, апостолами и святыми отцами – с другой. Варлаам же утверждал, что опыт апостолов был ниже откровения философов, потому что святые видели Бога через внешние символы и телесные чувства, а философы имели связь с Богом посредством логики, которая является более высоким качеством в человеке. Калабрийский философ писал, что между боговидением философов и пророков существует такая же ризница, как между разумом и внешними чувствами. Однако святой Григорий показал, что «богословие» философов нельзя сравнивать с мудростью святых, которые созерцали Бога. Если бы философы были выше пророков и апостолов и вследствие этого знали бы Бога, не было бы необходимости в вочеловечивании Христа. В подкрепление своего утверждения Григорий Палама приводит слова святого Василия Великого о том, что он раскаивается, что потерял время в занятиях мирскими науками, и, чтобы найти руководство к подлинному знанию, он стал искать настоящих мудрецов и учителей истины, т. е. аскетов. Святитель также цитирует святого Григория Нисского , который говорил, что философия стерильна и бесплодна и не ведет к познанию Бога, а духовная мудрость очень плодородна, имеет множество чад и ведет многих из мрака к чудесному Божественному свету.

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

И Сам Бог , в Ветхом еще Завете, начертал картину этих паломничеств через пророка Захарию. “И пойдут жители одного города к жителям другого и скажут: – Пойдем молиться лицу Господа и взыщем Господа Саваофа; (и каждый скажет): – Пойду и я. И будут приходить многие племена и сильные народы, чтобы взыскать Господа Саваофа в Иерусалиме и помолиться лицу Господа” ( Захар. 8, 21–22 ). На эти слова Бога откликнулось сердце многих христиан. Откликнулось оно и у Григория. Сильное желание не давало ему покоя. И так как он был благочестив и видел в этом дело Божие, а не удовлетворение своей любознательности и тщеславия, то принялся за прилежную молитву. Он молился, чтобы Бог исполнил его желание и исполнил бы добре так, как угодно Его святой воле. Господь желание боящихся Его исполняет ( Пс. 144, 19 ). Он все видит и везде присутствует. Григорий жил в городе Акраганте, что в Сицилии. Он находился при доме своего учителя, архидиакона тамошней церкви, в которой был клириком. Ему было 22 года, когда у него сердце загорелось этим желанием идти в Иерусалим. Стояло знойное лето южного сицилийского побережья. Близкое соседство Сахары давало себя сильно чувствовать в Акраганте и совершенно видоизменяло местный климат сравнительно с мягким и умеренным северной стороны острова. В городе все глубоко спали после трудов томительного и раскаленного дня. Была ночь на 1 июля. Григорий спал близ ложа своего наставника; вдруг кто-то его позвал: – Григорий! – Я! Григорий вскочил с постели, подошел к архидиакону и спросил: – Зачем меня звал, господин? – Я тебя не звал, чадо, – ответил тот. Юноша вернулся на свое место, опять лег и заснул. И снова, во второй раз, неизвестный голос позвал его: – Григорий! Он опять вскочил, встал перед архидиаконом и сказал ему: – Вот я, господин, ты зачем меня звал? – Да не звал я тебя, чадо... Архидиакон пришел в трепет. Он понял, что к Григорию обращается некий божественный голос. И сказал ему: – Если тебя, чадо, еще раз позовет тот же голос, то ответь ему: “Что, Господи? Что велишь Твоему рабу?”

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Именно поэтому духовная жизнь Отцов-пустынников так тесно связана с богословием обожения, которое мы находим у греческих Отцов. Учение об обожении: Свят. Григорий Нисский и преп. Максим Григорий Нисский и Максим Исповедник принадлежат к великому течению христианских мистиков, сумевших выразить основные реальности христианской духовной жизни в рамках неоплатоновской философии. Мы говорим здесь об этих двух великих Отцах не потому, что лишь они одни на христианском Востоке говорили об обожении, но потому , что, ставши на стыке духовности и чистого умозрения, их личности оказали решающее влияние на более позднее византийское мышление. Оба они решали в богословии ту же задачу, с которой в плане духовном сталкивались такие люди, как Диадох и Иоанн Лествичник , – задачу выражения на языке неоплатонизма, общепринятого в их время, тайны Боговоплощения и спасения во Христе. «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино; Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино " (Ин. 17, 22–23). Для выражения этого новозаветного учения о единении с Богом – том единении, которое одно может освободить людей от смерти и греха и которое есть сама сущность дела Христова – греческие Отцы употребляют понятие «обожение» ( θεωσις). Как и все духовные писатели, Григорий Нисский исследует, процесс этого единения. Благодать обожения, потенциально дарованная в крещении, воспринимается человеком свободно и постепенно, в течение всей жизни, приводя его к видению и соединению с Богом. Уже Филон увидел в Моисее образ мистика; Ориген , а вслед за ним Григорий Нисский использовали удобный – поскольку основанный на Библии – способ описания духовного восхождения христианина как подобного восхождению Моисея на Синайскую Гору. Здесь они находили основные элементы христианского учения о Богопознании. Тайна мрака, в котором обитает Бог и куда был допущен Моисей, дабы увидеть Его, становится образом Непостижимого, Который открывает Себя человеку. «Что же означается тем, что Моисей пребывает во мраке, и в нем только видит Бога?..

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

После слов моих уже не рассуждали; речь моя капала на них. Ждали меня, как дождя, и, [как] дождю позднему, открывали уста свои. Бывало, улыбнусь им – они не верят; и света лица моего они не помрачали. Я назначал пути им и сидел во главе и жил как царь в кругу воинов, как утешитель плачущих ( Иов. 29:18–25 ). Святитель Григорий Великий подчеркивает, что у нас, читателей книги Иова, нет никаких оснований не доверять всем этим словам праведника. Мы можем быть убеждены в том, что он действительно вел подобную – совершенную в нравственном отношении и добродетельную – жизнь, что он был окружен почитанием и даже чувством восхищения всех тех, кому принес добро. Как говорит святитель Григорий, «мы без сомнения верим тому, что таково было уважение к блаженному Иову [со стороны тех, кого] он направлял» 886 . Вместе с тем Двоеслов считает, что Иов здесь вновь говорит от лица Церкви, которую он прообразует. Так, изъясняя слова страдальца После слов моих уже не рассуждали ( Иов. 29:22 ), святитель Григорий видит в них свидетельство о недолжном отношении со стороны еретиков к истине Божественного Откровения, преподаваемого нам Господом посредством Его Церкви. Мы знаем, что православные смиренно не смеют добавить от себя что-либо к библейскому, евангельскому Откровению. Однако, в отличие от них, «еретики, свободные от любых преград, в своей свободе бывают самыми злонамеренными, ибо они дерзают прибавить и к словам [Писания], занимаясь будто бы исправлением истины [церковной] проповеди» 887 . Святитель Григорий Великий видит в этом фрагменте книги Иова – в словах праведника Ждали меня, как дождя, и, [как] дождю позднему, открывали уста свои ( Иов. 29:23 ) – прикровенное пророчество о Новозаветном Откровении, которое должно некогда прийти на смену Ветхозаветному Закону. При этом Двоеслов соотносит данный отрывок со словами Господа из книги Второзаконие: дам земле вашей дождь в свое время, ранний и поздний ( Втор. 11:14 ). Под «ранним дождем» святитель Григорий подразумевает здесь оросивший древнее человечество животворный дождь ветхозаветных Богоявлений, приведший еврейский народ к получению от Господа дара Синайского законодательства.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Поэтому Григорий Палама говорит, что мы должны поститься не только в определенные дни, но всю свою жизнь. «Тем, которых призывает Христос, необходимо всю жизнь проводить в воздержании и посте, с благой надеждой ожидая Его пришествия» 260 . Святой Григорий призывает: «Молю, не дадим здесь послабления постам и молитвам, слезами и всеми способами будем призывать Его до тех пор, пока Он не приблизится и не излечит нас» 261 . Постом, слезами и молитвами мы призываем Христа прийти и исцелить нас. Пост – это составная часть исцеления, предлагаемого Церковью , и мы должны рассматривать его именно так. Святой Григорий богословст вует в полном согласии со святоотеческим Преданием. Он рассматривает тему поста в церковной перспективе. Григорий Палама связывает пост с воздержанием, а распущенность с похабными песнями и бесовским весельем. Не обинуясь он бичует уродливые проявления своего времени. А мы порой стараемся изменить даже образ мыслей святых отцов, заменяя слова святых современными выражениями, приукрашивающими и искажающими действительность. Читая некоторые исследования современных «богословов», бывает трудно понять, о чем идет речь. Возможно, они пытаются произвести впечатление на читателя, запутать его или скрыть истинное значение своих слов. Святоотеческие же тексты всегда ясны. Даже в богословских текстах святые отцы точны и выразительны и всегда говорят правду, невзирая на лица. Бдение Бдение также связано с постом. Конечно, бдение тесно связано и с молитвой, и его невозможно понять без нее. Таким образом, бдение является существенно важным для христианского подвижничества, которое ведет человека к очищению, просвещению и обожению. Сам Господь являет пример бдения, как нам повествует Евангелие. Апостол Лука пишет: «В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу. Когда же настал день, призвал учеников Своих, и избрал из них двенадцать, которых и наименовал апостолами " 262 . Избрание апостолов произошло после ночи, проведенной на горе в молитве и бдении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010