— Вот, Бог явил нам, кого Он избрал достойным епископского сана, — сказал папа, и посвятил Григория в епископа Акрагантийской церкви. Все граждане Акраганта были рады этому и приняли Григория с любовью, как избранного Самим Богом. И Харитон узнал своего сына и горячо благодарил Бога за то, что Он сподобил его видеть сына живым и еще в таком сане. Немного дней спустя, Акрагантийцы, получив благословение от папы, возвратились с новопоставленным епископом в свой город. Когда они проходили мимо Панормии на встречу им вышел епископ этого города с клиром и всем народом и радушно принял их: он наслышался о добродетельной жизни Григория и просил его войти в церковь и преподать благословение народу. Когда Григорий входил в храм, к нему приблизился один монах, жестоко пораженный проказою и громко взывал к нему: — Помилуй меня, раб Христов, и помолись обо мне Богу, чтобы Он облегчил мне мою тяжкую болезнь. — Во имя Господне исцелись от твоего недуга, — сказал ему святой. И инок тотчас исцелился и очистился от проказы, так что тело его сделалось, как у малого ребенка. Все славили и благословляли Бога, творящего чудеса чрез Своего угодника. Григорий с спутниками вышли из Панормии и приблизились к Акраганту. Здесь встретил их игумен пригородного монастыря Пресвятой Богородицы. Когда Григорий вступил в монастырь, к ногам его упал один глухонемой инок; игумен отстранял его от ног епископа, но святой Григорий сказал ему: — Оставь его, брат: пусть он объяснит нам, что ему нужно. Игумен сказал: — Он — юродивый, владыка, и к тому же нем и глух. Святитель вздохнул и воздев руки к небу, совершил молитву, а потом поднял инока с земли и сказал ему: — Во имя Господа нашего Иисуса Христа, повелевшего бесу глухому и немому выйти из создания Божия, начни говорить, брат, и услышь, и прославь Бога, сотворившего тебе сие! И тотчас инок начал говорить и громко восклицал: — Велики дела Твои, Господи, которые ты сотворил ради сего человека! Святой спросил инока, сколько прошло лет с тех пор, как он уже не говорит.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

23-е Святого Григория, епископа Акрагантийского Григорий, родом из села Претории в шести верстах от Акрагаса (ныне Агригента) в Сицилии, имел богатых родителей, которые его восьмилетнего отдали на воспитание искусному учителю. Когда же отрок научился хорошо читать и писать, понимать и петь церковную службу, то, по достижении двенадцати лет, епископ Потамион, восприемник его от купели крещения, причислил его к клиру и поручил архидиакону и библиотекарю Донату для руководства в подвигах духовных и добродетельном жительствовании, с обозначением книг для чтения и внушением обращать внимание на содержание читаемого. И упражнялся Григорий в молитве и чтении непрестанном, читая священные писания и жития святых отцов и пламенея сердцем к последованию стопам угодников Божиих». Прочитавши не раз и не два о подвигах св. Василия Великого и его путешествии на Богомолье в Сирию и Иерусалим, сам начал помышлять о посещении святых мест, откуда воссиял свет веры Христовой, и молился Богу об исполнении своего благочестивого желания. И вот ночью слышит он голос, повелевавший ему выйти на берег; здесь он (в июле 669 года) нашел корабль, готовый плыть в Карфаген, п отиравился на нем. Ему было двадцать два года. Из Карфагена, где прожил при доме архиепископа около трех месяцев, в январе 670 года, с тремя иными монахами, прибыл в Триполь Финикийский, а отсюда в Иерусалим; тут провел больше семи лет, поставленный во диакона патриархом Иерусалимским, посещал монастыри и подвизался в посте и молитвах. Затем, посетивши Антиохию и прожив в ней год, прибыл в Константинополь, удержан на несколько времени патриархом Феодором и присутствовал на Шестом Вселенском соборе (680 года). В 681 году отправился из Константинополя в Рим, поклонился гробам св. Апостолов Петра и Павла и стал жить в Греческом монастыре св. Саввы. В это время скончался Феодор, епископ Акрагантийский, преемник Потамиона, и между гражданами образовались три партии, из коих каждая предлагала своего кандидата на упразднившийся престол. Папа Агафон, по личному убеждению и по хорошим отзывам других, предпочел своего избранника, и это был Григорий.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

После этого папа сказал клеветникам: — Слушайте, жалкие! Вот, вы сделались подобными отцу вашему диаволу, древле омраченному, за то, что оклеветали праведного и святого мужа. Посему повелеваю вам: с нынешнего дня будьте рабами епископа Акрагантийского и его преемников, вы, и дети ваши и всё потомство ваше до века; да не будет никто из вашего потомства иереем и даже клириком вообще; и всякий епископ, который осмелится поставить кого-нибудь из вашего племени иереем, диаконом, вообще — клириком, зная о вашем теперешнем беззаконном поступке, — да будет под клятвою. С этим судом папы согласился весь собор. А женщина, оклеветавшая святого, упала на землю и с плачем взывала к епископам: — Смилуйтесь надо мною, отцы святые, — отдайте меня в женский монастырь: я уже не могу возвратиться в свой город. Согласно ее просьбе, она была отдана в монастырь святой мученицы Кикилии и приняла Ангельский образ, в котором прожила, в постоянных подвигах 22 года, и скончалась, раскаявшись во всех грехах своих. Оправдание Григория возбудило всеобщую радость. Между тем, наступил девятый час, и папа велел святому совершить Божественную литургию. Во время совершения ее, многие из епископов, — наиболее достойные, — видели благодать Святого Духа, осеняющую Григория. По окончании литургии, всем была предложена, на иждивение папы, обильная трапеза, и все ели и пили во славу Божию. В то же время совершилось в Риме следующее чудо. Десять громадных отборных деревьев, назначенных для украшения храма святых Апостолов Петра и Павла и пригнанных по Тибру остановились среди реки, как бы упершись во что-нибудь, или задержанные железными якорями, и, заняв собою поперек почти всю реку, мешали судам проходить выше. Много раз жители города пытались общими силами вытащить эти деревья и — не могли, так как им препятствовала какая-то невидимая сила. Наконец, сам папа попросил святого Григория, чтобы он своею молитвою двинул эти деревья. Святой послушался и пошел к реке в сопровождении множества народа. По пути к реке, он увидел раскаленную печь и, свернув с дороги, набрал горячих угольев в полу своей мантии и понес; когда он дошел до упомянутых деревьев, бросил на уголья ладан и кадил с молитвою, как кадильницею, пылающей полою мантии, которая, подобно купине Моисея, горела и не сгорала. Затем он велел народу вытаскивать деревья на берег, при чем деревья сделались необыкновенно легкими, и как будто двигались сами собою, так что их без всякого затруднения вынули из реки. На них нашли следующую надпись: «пять деревьев святому Апостолу Петру и пять — святому Апостолу Павлу».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

Части честного и животворящего древа Креста Господня; часть мощей св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня; глава св. преподобномученика Стефана нового; глава св. преподобномученицы Параскевы; ребро св. великомученицы Марины с кожею; большие части мощей вселенских святителей: Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о; кости св. преподобномучеников Афонских: Евфимия, Игнатия, Акакия, Нектария и препод. Симеона нового . За тем малые части мощей: св. праведного Симеона Богоприимца, св. Иосифа обрученника Пресвятыя Богородицы, св. Апостолов: Андрея Первозванного, Евангелиста Матфея, Евангелиста Луки, Филиппа, Фомы, Варфоломея, Варнавы; св. равноапостольного царя Константина, святителей: Афанасия и Кирилла александрийских , Парфения лампсакийского, Феоны солунского, Макария коринфского, Мефодия патриарха константинопольского, Мефодия латарского, Андрея критского , Нифонта патриарха константинопольского, Григория арменскаго, Иоанна милостивого, Григория акрагантийского, Модеста иерусалимского, Дионисия закинфского, Амвросия медиоланского ; св. священномучеников: Игнатия Богоносца , Дионисия Ареопагита , Харалампия, Антилы, Анфима, Мокия, Ермолая; св. первомученика и архидиакона Стефана; св. Великомучеников: целителя Пантелеймона (несколько частей), Георгия Победоносца, Феодора Стратилата, Прокопия, Никиты, Артемия, Димитрия солунского, Иакова персянина; св. мучеников Маккавеев и учителя их Елеазара; св. мучеников: Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста, дву тму в Никомидии сожженных, Меркурия, Платона, Мины, Нестора, Арефы, Мамонта, Адриана, Кирика, Фалалея, 40 мучеников севастийских, Трифона, Анастасия перского, Полиевкта, Анастасия; св. преподобномучеников: Никона, Дометия персянина; св. новомучеников: Георгия, Димитрия, Пахомия (русского), Макария, Гедеона, Иеремии; св. великомучениц: Варвары, Евфимии всехвальныя, Параскевы, Анастасии узорешительницы; св. мучениц: Фотинии самарянки (беседовавшей с Господом у кладязя), Минодоры, Митродоры, Нимфодоры, Иулиании, Кириакии, Агафии, Василиссы; преподобных: Феодосия великого, Иоанна кущника, Евфимия великого, Василия нового, Михаила синадского, Петра афонского, Симеона столпника, Герасима, Харитона, Иоанникия великого, Феодора студита , Павла латрского, Нила афонского, Иакова иверского, Евдокима ватопедского, Акакия кавсокаливского; Пелагии, Феоктисты, Макрины, Матроны солунския; св. безсребренников Космы и Дамиана.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Святитель Гурий Казанский 17.12.2009 704 Время на чтение 16 минут В истории русской иерархии XVI века были три наиболее выдающиеся архиерейские хиротонии. В 1515 году, после покорения Смоленска, был рукоположен епископ Иосиф (1515 - 1532). Затем, когда произошло дальнейшее расширение страны на запад, в Полоцк в 1563 году был торжественно поставлен архиепископ Трифон (Ступишин). Собор архиереев Русской Церкви определил при этом старейшинство новой епархии. Несколько ранее,после покорения Казани, был рукоположен первый Казанский архиепископ - святитель Гурий (Ф 1563;память 5 декабря). В длинном ряду иерархов, которых рукоположил митрополит Макарий, Предстоятель Русской Церкви середины XVI века, первый Казанский архиепископ, впоследствии причисленный к лику святых, занимает совершенно особое место. В житии архиепископа Гурия, составленном Казанским митрополитом Ермогеном (1589 - 1606), бывшим в Смутное для России время Всероссийским атриархом (†1612), говорится: «...родился и воспитан был в городе Радонеже...в миру носил имя Григорий, сын Григорьев, по прозвищу Руготин» (1). Таким образом, родная земля святителя Гурия ранее была освящена стопами Преподобного Сергия Радонежского. Еще при жизни в миру Григорий Руготин был оклеветан перед своим господином, который хотел предать его смерти. «Сын же князя, будучи человеком благоразумным, распознал зло, понял нестерпимый срам отцу и матери и сам расследовал слова клеветников, подобно Даниилу, ограждающему целомудренную от клеветы» (2). По ходатайству своего сына князь не предал праведника смерти, а заключил его в темницу. Святитель Ермоген сравнивает страдания Григория с подвигом тезоименитого ему святителя Григория Акрагантийского (VI - VII века; память 23 ноября) (4). Во время заточения «Григорий начал писать небольшие книжицы для обучения маленьких детей и просил продавать их, а вырученные деньги раздавать нищим» (4). Находясь в темнице, он не искал себе облегчения, во всем положившись на волю Божию, и дал «обет принять постриг» монашеский в Иосифо-Волоколамской обители в случае своего освобождения. Неожиданно Божиим произволением освободившись после двухлетнего заточения, он пришел в монастырь, основанный преподобным Иосифом Волоцким, и стал там послушником. Затем принял монашеский постриг, в котором был назван Гурием, став «чудным иноком» (5). Скорее всего, это произошло при игумене Нифонте (Кормилицыне; 1522-1543), который в таком случае мог и совершить его монашеский постриг. Когда Волоцкий игумен стал епископом Крутицким, инок Гурий был назначен настоятелем обители (1544 - 1551). Затем недолгое время он подвизался настоятелем Троицкой Селижаровой обители в Тверской епархии (6).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

Между тем, на другой день после приема у папы акрагантийских посланцев их опять позвали к нему. Папа имел торжественный вид и имел им что-то сообщить. Здесь же находился и знакомый нам авва Марк. Он случайно пришел в город из своего монастыря, и папа, имевший его как друга и посоветовавшийся с ним, не преминул оставить его при этом деле. Когда все собрались и приготовились слушать, папа начал рассказывать, что он пережил за прошедшую ночь. Когда депутация накануне удалилась от него, он был в печали. И вот, по его словам, ночью явились ему в видении два честных мужа в образе апостолов и сказали: – Зачем скорбишь по поводу несогласия людей из Акраганта? Приведенные ими недостойны епископского сана. Но есть в этом городе странник по имени Григорий. Раньше жил он в монастыре св. Саввы, а теперь, услыхав о пришествии акрагантийских граждан, бежал из этого монастыря и укрывается в монастыре св. Меркурия. Вот его-то призови и поставь в епископы Акраганта. Ибо требует этого город, потому что почивает на этом человеке Дух Божий. Сказавши это, явившиеся стали невидимы. Передавши свое видение присутствующим, папа тотчас распорядился, чтобы пошли искать Григория в указанное место. Так как стало очевидным, что это – избранник Божий и будущий предстоятель Акрагантийской Церкви, то папа послал от себя нескольких клириков и двух епископов, чтобы они все вместе составили почетное посольство к богоизбранному мужу. Хотя искать Григория в монастыре св. Саввы, по-видимому, было излишне, но папское посольство сперва направилось все же в него, чтобы ничего не упустить из дела и собрать более подробные сведения у братии о местонахождении Григория. – Где тот странник, который жил здесь? – спросили монахов Саввинской обители. – Два дня тому назад, как ушел в монастырь св. Меркурия. Таким образом, монахи передали то, что было уже известно посольству. Оно направилось дальше. Григорий, придя в монастырь св. Меркурия, где его не знали, чувствовал, однако, себя неспокойно. Предчувствие говорило ему, что это место – плохая защита. Возможно, он услыхал о пришедших акрагантийцах потому, что они остановились близ монастыря св. Саввы или кто-либо из них пришел в него к знакомым отцам. Подобное могло случиться опять и здесь. Потому он решил бежать. Бежать дальше – из самого Рима...

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Здесь-то начал Григорий свою церковную жизнь. От святого крещения его принял блаженный епископ Патамион. Обычно у первых христиан восприемниками были младшие лица из клира: “Мужчину пусть воспринимает диакон, а женщину – диаконисса”, – говорят Апостольские Постановления 13 , но здесь кумом Григория явился сам предстоятель Акрагантийской Церкви. Было ли это сделано им ради благочестия и уважаемости родителей младенца или в предвидении его будущих заслуг перед местной Церковью , все равно благословение епископа и восприятие им под свое духовное попечительство Григория знаменательно. На восьмом году отрока отдали учиться к некоему искусному учителю по имени Дамиан. Два года он пробыл в его школе, научившись за это время чтению всяких книг, письму и церковному пению. Когда же ему пошел двенадцатый год, блаженный Патамион, следивший за его успехами и благонравием, зачислил его в клир. Вместе с этим он вручил Григория архидиакону Донату, чтобы последний наставил его в добродетельной жизни и в духовных подвигах. Семя учения падало на добрую почву. Отрок схватывал все преподаваемое с живостью и ревностью. Несмотря на свои отроческие годы, Григорий уже приобрел навык и любовь к молитве и постоянно, день и ночь, проводил время за книгами, услаждаясь чтением Священного Писания и житий святых. Добродетели и подвиги их распаляли его воображение и сердце и вызывали неутолимое желание следовать их стопам. И Бог , видя его доброе намерение, сделал по сердцу его ( Пс. 19, 5 ). IV. Тайна приоткрывается. «Тогда ожил дух Иакова, отца их. И сказал Израиль: “Довольно (сего для меня), еще жив сын мой... и увижу его, пока не умру”» ( Быт. 45, 27–28 ). Авва Марк со своими братиями, Серапионом и Леонтием, которых мы оставили выходящими из Святого Града Иерусалима, снова предались тягостям тогдашнего паломнического пути. Это был тогда, можно сказать, Крестный путь. Еще не так давно дорога от Иерусалима до Яффы и в иных местах Палестины и всего Востока кишела разбойниками 14 , а в то время путешествующие не имели никакой земной защиты и прибежища и им оставалось только всецело предаваться на волю Божию. Впрочем, это и теперь для христианина существенная охрана. Трудность и опасность пути увеличивали часто естественные препятствия и явления природы. Море со своими бурями, пустыня со своими ветрами и песками, зверями и неприступными скалами и горами – все делало путешествие ко святым местам тягостным и великим подвигом. Зато и доставляло большие венцы. Тогда это не была интересная, легкая и приятная прогулка, тогда люди на одну чашу весов клали свое желание поклониться святыням и любовь к Богу, а на другую – свою жизнь. Следовательно, шли со страхом Божиим, постоянной молитвой и чрез это сами делались подвижниками и святыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

1088 См. P. Styger, Die Malereien in der Basilika des hl. Sabas auf den Kl. Aventin in Rom (Römische Quartalschrifl 28 (1914) pp. 4996). Житие святого Григория Акрагантийского (P. G. 98:549716) можно расценивать как свидетельство того, что монастырь в Риме восходил ко временам святого Григория Римского . Оно было написано Леонтием, настоятелем обители, в которой находилась келья героя Жития, вернувшегося из Константинополя в Рим. 1099 Anacr. XIV. У Миня (3800в) приведено только название. Текст был опубликован Кюрэ в Revue de ! " Orient Chretien, 2 (1897), pp. 12564. 1102 У. Μ. сс. 108, 185; Sophron. Anacreont. XXII повествует о смерти Марии, рассказчицы предыдущей главы, в форме плача ее сына Павла кандидата. 1103 7> . L. 74, 11922; Photius, Bibliotheca, cod. 199 (P. G. 103:668). В самом «Луге» нет прямых свидетельств о посещении Рима. 1104 Георгий, о котором в Житиях говорится как об игумене обители святого Феодосия (при возвращении Софрония), наверняка является тем же лицом, что и Георгий, о котором идет речь в «Луге» (сс. 924 и град пустыня 109 в последней главе о нем говорится уже как о почившем); скорее всего, Модест стал настоятелем после него. Вероятно, в его Житие по ошибке были включены главы, имеющие отношение к Софронию. Утраченное Житие святого Иоанна Милостивого было написано Моехом и Софронием. Вряд ли они могли закончить его в 619 г., если Мосх умер тогда же. 1105 Название обители Eucratades приведено у Максима в Ер. 12. Иоанн Мосх в заглавии «Луга» назван Евкратом, также в некоторых рукописях Ер. 8 Максима в заглавии назван и Софроний см. Delehaye в Anal. Boll. 45 (1927), p. 6; Devreesse в Rev. S.RAI (1937). Но возможно ли, чтобы Мосх умер здесь, в Африке, а не в Риме? О встрече Софрония с Мосхом в Африке см. P. G. 91, 142д. 1108 Пересказываемая мною история находится в Житии святого Анастасия Персиянина, написанном его современником и изданном Узенером Usener, Acta Μ. Anastasii Persae, Universitätschrift von Bonn, 1894. Узенер также доказывает, что похвала святому, приписываемая Георгию Писидийскому (P. G. 92:16801729), основывается на этом Житий и в действительности написана Софронием.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

(Продолжение следует). Агиография Архим. Макарий (Веретенников). Святитель Гурий, архиепископ Казанский В истории русской иерархии XVI века были три наиболее выдающиеся архиерейские хиротонии. В 1515 году после покорения Смоленска туда был рукоположен епископ Иосиф (1515–1532) «Пресвященным Митрополитом Варлаамом всея Руси и всем освященным Събором Рускиа Митрополиа» 8 . Затем, когда произошло следующее расширение страны на запад, в Полоцк в 1563 году был торжественно «поставлен» архиепископ Трифон (Ступишин). Собор архиереев Русской Церкви определил при этом старейшинство новой епархии – после «Ростовской архиепископии» 9 . Несколько ранее, после покорения Казани, был рукоположен первый Казанский архиепископ – святитель Гурий († 1563; пам. 5 дек.). Позднее он был причислен Русской Церковью к лику святых и поэтому в длинном ряду иерархов, которых посвятил Митрополит Макарий, глава Русской Церкви середины XVI века, он занимает совершенно особое место 10 . Казанский митрополит Ермоген (1589–1606), бывший затем Всероссийским Патриархом († 1612; пам. 17 февр.) в смутное для России время писал в житии архиепископа Гурия: «…родился и воспитан был в городе Радонеже... в миру носил имя Григорий, сын Григорьев, по прозвищу Руготин» 11 . Таким образом, земля родины Святителя ранее была освящена стопами преподобного Сергия Радонежского († 1392; пам. 25 сент.). Время его рождения – «около 1500 года» 12 . В монастырском летописце говорится о происхождении Казанского иерарха: «…в миру был послужилец Пеньковых князей» 13 . Судя по костылю, принадлежавшего архиепископу Гурию и хранившемуся в XIX веке в Благовещенском соборе в Казани, Святитель «был высокого роста» 14 . Будучи на службе у князя, Григорий Руготин был оклеветан перед своим господином, который хотел предать его смерти. «Сын же князя, будучи человеком благоразумным, распознал зло, понял нестерпимый срам отцу и матери и сам расследовал слова клеветников, подобно Даниилу, ограждающему целомудренную от клеветы» 15 . По ходатайству своего сына князь не предал праведника смерти, а заключил его в темницу. Святитель Ермоген сравнивает страдания Григория с подвигом «тезоименитого» ему святителя Григория Акрагантийского (VI–VII; пам. 23 нояб.) 16 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сказав это, патриарх отправился в храм служить Божественную литургию, и все путники приобщились Пречистых Таин. А наутро авва Марк с двумя братиями, взяв благословение у патриарха, пошел посетить братию, живущую кругом Сионской горы. Григорий не знал, что они уходят и, оставшись, очень горевал, что отстал от них. Но патриарх, в утешение ему, сказал, что отцы не уйдут в свою страну, не возвратившись сначала в монастырь. Тогда Григорий, поклонившись патриарху, осмелился спросить его, откуда явились эти три великие мужа. Патриарх отвечал, что они – из Рима. Когда же черноризцы возвратились в Иерусалим, авва Марк, взяв Григория за руку и, наклонив его к ногам патриарха, сказал: – Святый отец! И этот – из стада Христова: он примет власть в Церкви и, как веслом, направит ее духовным учением ко благу. А ты, отче, позаботься о нем, дабы он сохранил во всей чистоте свое душевное совершенство и не осквернился греховными помышлениями, свойственными юности. – Бог избрал его Себе, – отвечал патриарх, – от чрева матери и оградил его страхом Своим: Он же и сохранит его до конца. Потом, подняв Григория и заметив, что он плачет, патриарх сказал ему: – Если тебе, дитя мое, нравится здесь, оставайся с нами, – и Господь наш Иисус Христос всё устроит тебе на пользу; если же хочешь идти с ними, то иди с миром. – Нет, святейший отец, – отвечал Григорий, – я не хочу уходить отсюда, но только молю Бога сподобить меня еще раз в этой жизни увидаться с этими святыми отцами. Таким образом иноки, испросив у патриарха на дорогу благословения и молитвы, ушли из святого града, а Григорий остался в Иерусалиме при патриархе Макарии. По пути в Рим авве Марку с Серапионом и Леонтием пришлось плыть мимо Акраганта. Они остановились здесь, приветствовали епископа Патамиона и прожили некоторое время в епископском доме, так как наступил праздник святых Апостолов Петра и Павла. После праздника, когда они уже собирались уезжать и просили у епископа напутственного благословения, к Патамиону пришли из своего селения родители Григория Харитон и Феодотия, чтобы совершить в первый день месяца июля память по своем сыне, так как в этот именно день Григорий покинул родину. Феодотия горько плакала по сыне, и никто не мог ее утешить. Авва Марк спросил епископа:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010