Идя теперь по бульвару с Благовещенской улицы в Кремль, мы увидим налево небольшой деревянный памятник с крестом – это место бывшей Святоотеческой церкви, все имущество которой передано во Введенскую. В Музее Белой палаты, между прочими предметами старины, хранятся следующие две вещи, доставленные из ризницы Введенской церкви: оловянная двухъярусная XVII века дарохранительница и железный выносной фонарь того же столетия. Кроме того в церкви хранится храмозданная грамота за подписью митрополита Арсенид Мациевича. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, двухэтажная, с приделами: св. Григория Акрагантийского и св. Димитрия Селунского. В ростовском летописце записано предание, что в очень давние времена на месте нынешнего храма стоял терем какой-то знатной женщины, исповедовавшей христианскую веру. Она была очень богата, и свои богатства зарыла около терема, а затем поставила тут небольшую церковь . О судьбе церкви сведений не сохранилось, но предание о клади еще в начале прошлого столетия было настолько живо, что в Ростов, по Высочайшему повелению, в 1826 г. прибыли специальные кладоискатели и усиленно принялись за розыски: однако труды их были напрасны: никаких сокровищ открыто не было... Настоящая каменная Благовещенская церковь построена в 1782 г. на средства вологодского архиепископа Гавриила, по личному его обещанию. Сохранилась небезынтересная переписка преосвященного с благовещенским попом Зиновием, желавшим возвести храм «пятиглавый», но Гавриил строго наказывал ему «строить об одной главе, а не о пяти», и обещанного намерения его, архиепископа, «не нарушать, потому что от многих глав бывает на церковных сводах отягощение не малое». «Да и о сем ты», пишет преосвященный Зиновию, «поразумей: если о пяти главах состроить и внегда они учнут огнивать от водяной мокроты, и тогда кому их будете» починивать и покрывать? Видимо нам; что в сие строение от прихожан хотя кто что и сулил, ничего дачи не бывало. А кто тебе что о главах и говорил, и на те бы слова тебе не глядеть: не его казной строитца, но мы своим обетом исполняем» 5 ...

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/r...

    Потамиона еп. Никод. в жизни Григория акрагантийского. Никод.     Марка преп. Никод: там же.     24. Иуста, еп. иерус. во 2 веке. Мюллер.     Ликана, игумена в Ефиопии, сотрудника св. Фрументия в Ефиопии. Абис. у Люд.     Серапамона. еп. Накия в Египте от племени первомуч. Стефана при Диоклитиане. Копт. 1338 и 1425 (1286 и у Люд. епископа Абсады).     25. Еразма муч. в Антиохии. Иерон. М. Р. У.     Сахака и Месроба переводчиков в 5 веке. Армян.     Евгении и Сусанны дев в Константинополе. Мюллер.     Габры-Маскала. Абис. у Люд.     26. Фавста пресвитера, Дидия. и Аммония, также Филея, Исихия, Пахомия, Феодора егип. епископов и других 560 муч. при кесаре Максимине Даиев Александрии. М. Р. А. У.     Маркелла пресвитера и муч. в Никомидии, низвергнутого арианами со скалы в 349 г. М. Р.     Петра еп. в Едессе. Мюллер (сн. 27 числа).     Акакие, патр. конст. (471—489). Копт. 1425 (у Порфир. александрийского патриарха, но имени такого нет между александрийскими патриархами).     Муч. Макария. Копт. 1338 и 1425, у Порфир. память Макария.     Освящение церкви Космы и Дамиана и братьев их и матери их. Копт. 1425.     27. Василея еп., Авксилия, Сатурнина, Зефира, Матроны, Василиска. Карала, Евтиха, Календиона, Евелписта мучч. в Антиохии. М. Р. (Иерон. 21 нояб.).     Пихиянового алепского (alepini). Копт. 1425.     Петра едесского, еп. Газы при импер. Зиноне. Копт. 1425 (одно лице с Петром 26 числа у Мюллера?).     Альгабдила еп. Копт. 1286 и др.     Акакиес муч. Иринархом (сей у нас 28 ноября). М. Р. и Никод.     Маркелла, Петра, Нумерия, Серена (или Ирены), Мелиса (или Мелозии) и Викторина мучч. в Ниномидии. Иерон.     28. Трофима, Феодола. Експектата, Евхерия, Сатурнина, Евсевия и Иулия мучч. в Сирии. Иерон.     Санодия игумена в Саиде в верхн. Египте, Ора монаха саидского. Копт. 1338 и 1425.     Вениана крестителя (?). Копт. у Порфир.     29. Пафнутия игумена в Гераклее. Мюллер.     Тиридата царя в 4 в. Армян.     Мученичество Ставра. Копт. у Порфир.     30. Иустины девы и муч. в Византии. М. Р.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Во время праздничного обеда митрополит Сергий (Страгородский), взяв свою столовую ложку, заметил: «Советую, владыка, запастись ложкой, придется Вам в тюрьму идти. Не забывайте этого предмета, он там будет очень нужен». Патриарх Тихон, напутствуя епископа Серафима на труды архиерейские, сказал: «Иди путем апостольским... где придется пешком – пешком иди. Нигде ничем никогда не смущайся. Неудобств не бойся, все терпи. Как ты думаешь, даром разве кадят архиерею трижды-по-трижды? Нет, недаром. За многие труды и подвиги, за исповеднические его болезни и хранение до крови веры Православной». 25 января 1920 года, в день святой мученицы Татианы, владыка Серафим прибыл в Богом данный ему удел. Еще в 1915 году, будучи Чудовским архимандритом, он проезжал Дмитров, когда вместе с епископом Арсением возвращался в Москву из Пешношского монастыря. Возле собора лошади стали и отказывались двигаться с места. Владыка и архимандрит пошли в собор и приложились к главной святыне города – Животворящему Кресту. Епископ Арсений сказал тогда, что событие это, видимо, не случайное, есть в нем указание на какое-то Божие изволение. И теперь владыка Серафим, в сане епископа прибыв в Дмитров, прежде всего совершил благодарственный молебен. Три года, проведенные им в Дмитрове, остались для жителей города незабываемыми. Пламенная молитва, приобщение отпавших, взыскание заблудших, утешение старцев, воспитание подростков, непрестанное поучение словом Божиим – таким было его служение. Дмитровцы полюбили трогательное и вдохновенное служение владыки и старались не упускать возможность с ним молиться. После окончания службы они с пением молитв провожали его до самого дома. Вечерами после всенощной, в темноте, стоя на высоком крыльце, подолгу не расставался епископ со своими чадами, продолжавшими пение акафиста. Спустя много лет, в 1930 году, находясь уже в изгнании в Меленках, владыка Серафим в письме к своей дмитровской пастве вспомнил это время: «Чада мои, зело о Господе возлюбленные, с ними же разлучен телом, но соединен духом в молитве, премного благодарствую за ваше приветствие моего недостоинства с десятилетнего моего странствия. Премного вспоминал вас всех, больших и малых, когда читал житие святителя Григория Акрагантийского, – в сем житии про вас написано: когда епископ вышел из церкви, весь бывший у утрени народ пошел за ним, ибо у акрагантийцев таков был обычай – всегда провожать своего епископа от храма до самого дома. Дошедши до своих дверей, святитель Григорий обращался к провожавшим, давал им разные наставления и благословлял их.

http://fond.ru/kalendar/675/serafim/

Великий царствовал с 379–395 г. иначе Евхиты, отрицали Троичность Лиц в Боге, таинства, посты, внешние подвиги и все церковные установления. Для борьбы с демоном, во власти которого, по их мнению, находится каждый человек, достаточно только усиленной молитвы, после которой в молящемся поселяется Всесвятой Дух. Они предавались созерцаниям, мистическим пляскам и уверяли, что телесными очами видят божество. — Ересь мессалиан возникла в IV b., была осуждена в 431 г. на 3-м вселенском Ефесском соборе, но окончательно исчезла уже в VII веке. южная область Малой Азии. Собор происходил в Сиде, значительном городе Памфилии. Амфилохий Иконийский † ок. 395 г. — Св. Амфилохий оставил после себя весьма много разнообразных богословских сочинений: он писал книги, стихи, письма, слова. Самыми значительными из них были творения апологетические, написанный в защиту православного учения и в обличение еретиков. Такова его книга о Св. Духе и книга против евхитов, до нас не дошедшие, книга «о рождении Господа по плоти», которую читали на вселенских соборах, и которая сохранилась лишь в отрывках, и книга на прор. Исаию, до нас также не дошедшая. До нас дошло обширное письмо св. Амфилохия к Селевку, племяннику св. Олимпиады и внуку военачальника Траяна, в 333 стихах, педагогического характера. Известны также послание св. Амфилохия к Селевку, внуку военачальника Траяна о Св. Троице и воплощении Сына Божия и некоторые другие письма и послания, преимущественно о Св. Троице и в частности о Св. Духе. Кроме того, св. Амфилохий оставил по себе много слов и поучений — преимущественно догматического характера. Житие святого отца нашего Григория, епископа Акрагантийского Сицилия лежит в Средиземном море у южной оконечности Апеннинского полуострова, от коего он отделяется проливом Мессинским. Акрагант — ныне Агригент — находится на юго-западном берегу острова Сицилии. архидиакон от греческого означает, начальник диаконов, т. е. старший, или высший служитель. В настоящее время этим именем называются первенствующее в служении диаконы из монашествующих (первенствующие же диаконы из белого духовенства именуются протодиаконами). Но в древней церкви архидиаконы стояли в непосредственной близости к епископу и помогали ему в управлении церковью; иногда, как напр., на соборах, они являлись даже его представителями.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Потом папа опять собрал епископов, после него еретик Елевсий был осужден и сослан в Испанию, а святой Григорий с почестями отпущен в Акрагант, но сначала он направился в Константинополь, где был принят подобающим образом императором и патриархом, и тогда уже только возвратился в Сицилию. Жители Акраганта устроили ему торжественную встречу, но святой отказался войти в оскверненную еретиками церковь и в епископский дом, и выстроил новый прекрасный храм во имя святых Апостолов Петра и Павла, а для себя устроил новый епископский дом, в котором долго жил, доблестно пася стадо Христово. Много поучительных слов написал святой Григорий и сотворил чудес; и в глубокой старости оставил земную жизнь 7650 и получил – вечную небесную вместе с Христом Господом, Которому слава во веки. Аминь. Кондак, глас 4: Светолучными сиянии церковь Святаго Духа световодит, светлое совершающыя твое успение, преподобне отче всеблаженне Григорие. 7635 Остров Сицилия лежит в Средиземном море у южной оконечности Аппенинского полуострова, от коего он отделяется проливом Мессинским. 7637 Слово архидиакон от греческого означает, начальник диаконов, т. е. старший, или высший служитель. В настоящее время этим именем называются первенствующее в служении диаконы из монашествующих (первенствующие же диаконы из белого духовенства именуются протодиаконами). Но в древней церкви архидиаконы стояли в непосредственной близости к епископу и помогали ему в управлении церковью; иногда как например, на соборах, они являлись даже его представителями. 7642 К востоку от Иерусалима чрез долину, называемую Кедронскою. Здесь Господь предрек кончину мира, Иерусалима и храма и отсюда же вознесся на небо. Гора Елеонская на 2600 футов выше уровня Средиземного моря. 7643 Внутренняя пустыня находится между Иерусалимом и Иерихоном; это – скалистое, дикое и бесплодное место. 7645 Лаодикийский (во Фригии) собор был в конце IV века, незадолго до II Вселенского собора. Правила его (60) касаются различных подробностей чина богослужебного, дисциплины клира, семейной жизни и нравов мирян, пороков и заблуждений того времени и еретических учений, и в этом смысле представляют немало характеристических указаний на церковную обрядность и жизнь тогдашних христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Первое документальное упоминание об этом храме относится в 1425 году. В духовной грамоте нижегородской удельной княгини Марии приводится предание будто бы обитель была построена в честь найденной на берегу Шартомы иконы Николая Чудотворца ещё до княжения великого князя Московского Василия Тёмного. Вид монастырь имел в древности иной, чем теперь. Существующее ныне каменное пятиглавое здание было построено, если верить отметке на одном из его крестов, в 1651 году, открыто 27 апреля по благословению Суздальского и Тарусского архиепископа Сфапиона. В 1654 году монастырь от молнии сгорел до основания, а ранее неоднократно разорялся поляками и литовцами. Монастырь во Введенье, возведён в стиле византийско-русской архитектурной школы. Это ансамбль церковных зданий и сооружений. Самое высокое из их числа - отдельно стоящая пятиярусная колокольня. Рядом с ней - величественная Никольская соборная церковь, построенная в 1651 году. Спустя 27 лет сооружена просторная (с кельями и трапезной) Казанская церковь, а вместе с ней и маленькая повседневная церковь - храм Григория Акрагантийского. Надвратная Преображенская церковь, имеет несколько обособленную усадьбу. Заложена она была раньше всех своих соседок (имеется в виду каменный вариант) - в 1626 году, а открыта только в 1813-м. Комплекс монастырских строений строг и выразителен, что вполне отвечает духу древнерусского зодчества. Никольский собор монастыря поражает своей высотой. В плане это вытянутый прямоугольник со смещенным к востоку центральным барабаном. В соответствии с этим фасады продольной части объема имеют неравные отрезки, разделенные четырьмя плоскими пилястрами, на которые опираются пяты закомар. Вершины закомар выровнены карнизом более позднего происхождения. Массивные четырехгранные пилоны поддерживают световой барабан и своды внутри. Внутренних стены собора, своды и грани пилонов были расписаны фресками. В 20 м от северо-западной стороны собора устремилась ввысь пятиярусная колокольня. В начале 19 века она была перестроена и воспринимается памятником архитектуры более поздней поры.

http://sobory.ru/article/?object=00144

Казанская церковь с трапезной построена и освещена в 1678 г. Позднее трапезная была разделена на три части и в самой южной из них устроена вторая церковь - Григория Акрагантийского (в связи с чем над трапезной была установлена вторая главка). В настоящее время композиция Казанской церкви выглядит следующим образом: четверик храма, трапезная и придел. Четверик перекрыт коробковым сводом с торцовыми лопатками и увенчен главой. Трехапсидный алтарь и трапезная по высоте вдвое ниже четверика храма. Своды трапезной крестовые, опираются на центральный столб. Вход в трапезную идет через крыльцо и перестроенное гульбище, находящееся с севера. Церковь на подклети. Под трапезной перекрытие аналогичное. В остальных - коробковые своды. Декор фасадов скромный. Пилястры-лопатки связаны с формой конструктивных элементов и разделяют функционально разные помещения. Четверик завершен поясом закомар. Все сооружение завершается карнизом из трех рядов кирпичей с напуском. Цоколь украшен поребриком. Окна храма, апсида и подклети полуциркульные без наличников, трапезная и придел - с фигурными наличниками. Западная стена усилена контрфорсами. Колокольня построена в XVIII в. Она относится к типу " восьмерик на четверике " , четырехярусная. Первый ярус перекрыт сомкнутым сводом, остальные - деревянные. Облик колокольни формировался в два этапа. Первый ярус явно тяготеет к XVII в. - украшен пилястрами-лопатками, двухцентровыми окнами с треугольными наличниками. Второй ярус - полуциркульными окнами и ширинками. Третий и четвертый ярусы декорированы колоннами и пилястрами дорического ордера. Завершена ко-локольня кирпичным сводом, крытым железом, с четырьмя резалитами, проемы у которых в виде люкарн. На своде поставлен барабан с луковичной главой. Цоколь колокольни оформлен поребриком. Угловые башни ограды построены в конце XVIII - начале XIX в. Они кирпичные, расположены на северо-западном и северо-восточных углах ограды и имеют сугубо декоративное назначение. В плане они делятся на квадратную и округлую. Квадратная башня двухярусная: первый ярус - четверик с небольшими треугольными фронтонами, второй - восьмерик, меньших размеров, над которым поднимается восьмигранная шатровая крыша со шпилем. С четырех сторон башня оформлена треугольными фронтонами, выделенными трехполочным карнизом. На западной и северной гранях устроены по две спаренных пилястры, объединенных однопоясковым архивольтом. Над пилястрами располагаются две ромбовидные ниши. Круглая башня представляет собой бочкообразный цилиндр под конусовидной крышей со шпилем. До 1/3 высоты она обработана горизонтальным плоским рустом. Несколько ниже свеса кровли башню опоясывает трехполочный карниз. Кроме того, стены оформлены спаренными пилястрами и овальными нишами.

http://drevo-info.ru/articles/12028.html

Что такое несторианство? – Отвержение вочеловечения Бога – Слова. Если родился от Девы простой человек, то где же зачатие от Святаго Духа ( Мф.1:18 )? Где событие слов Писания: Слово плоть бысть ( Ин.1:14 )? Где рождение Сына Божия ( Лк.1:31 )? Где христианство? – Повторяется Несторием Ариева ересь, но под другою личиною: сущность этих ересей одна – отвержение Христа, а посредством отвержения Христа – отвержение от Бога. То же делают Евтихий и монофелиты: сливая в Богочеловеке два естества и две воли воедино и утверждая, что во Христе человечество исчезло в Божестве, как капля вина в обширном море, они приходят к той же цели, хотя с другой стороны, к какой пришли Арий и Несторий: потому что, отвергая присутствие человеческого естества в вочеловечившемся Сыне Божием, они непременно отвергают все, что претерпел Господь, как человек, следовательно, отвергают и искупление человечества страданиями и смертию Господа, – отвергают все христианство. (...) (...) То же усиливается совершить папизм; так называется ересь, объявшая Запад, от которой произошли, как от древа ветви, различные протестантские учения. Папизм присвоивает папе свойства Христовы, и тем отвергает Христа. Некоторые западные писатели почти явно произнесли это отречение, сказав, что гораздо менее грех – отречение от Христа, нежели грех отречения от Папы. Папа есть идол папистов; он – божество их. По причине этого ужасного заблуждения благодать Божия отступила от папистов; они преданы самим себе и сатане, изобретателю и отцу всех ересей, в числе прочих и папизма. В этом состоянии омрачения они исказили некоторые догматы и таинства, а Божественную Литургию лишили ее существенного значения, выкинув из нее призывание Святаго Духа и благословение предложенных хлеба и вина, при котором они пресуществляются в Тело и Кровь Христовы. Эта существенная часть Литургии находилась во всех Литургиях, преданных апостолами Христовыми, по всей вселенной, – находилась и в первоначальной Литургии Римской (см. Житие Святителя Григория Акрагантийского, память 23 ноября). Никакая ересь не выражает так открыто и нагло непомерной гордости своей, жестокого презрения к человекам и ненависти к ним. Папизм изобрел ужаснейшие пытки, ужаснейшие казни для человечества. Бесчисленные тысячи людей умерли в душных темницах, сожжены на кострах, замучены разнообразно. И это ужасное, дышащее убийством, жаждущее крови изуверство называется единым истинным христианством, и с иступленною ревностию стремится увлечь всю вселенную в свою ересь. От плод их познаете их, сказал Спаситель о учителях и учении их. По плодам своим папизм весьма близко подходит к магометанству: обе эти ереси признают деянием веры и высшею добродетелию все злодеяния и все убийства, совершаемые ими во всяком обществе людей иного вероисповедания). (...) Протопресвитер Виталий Боровой, А. С. Буевский. Русская Православная Церковь и экуменическое движение Фрагменты

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Аз же вопрошаю: в тех, иже от Апостолов устроены бяху Божие храмы, не присутствоваше ли невидимо благодать Божия? Златоусту святому, во Антиохии Флавианом патриархом ставлену бывшу в пресвитера, голубь явися бел и пресветел, над главою его летаяй 154 ; такожде святому Григорию Акрагантийскому, в Риме ставлену бывшу в епископа, голубь седе на главе его: в тех церквах не живяше ли благодать Божия? Пишется в Прологе января в 27 день: человек некий больной в Цареград, в церкви у гроба святого Иоанна Златоустог о, по отпусте пения оставлен бысть лежать, иже взирая ко образу Христа Спасителя, в верху церковном бывшему, исповеда грехи своя, и прииде к нему глас от образа глаголющь: оставляются греси твои, и абие человек бысть той здрав: сие не бяше ли известным знамением Божия в церкви присутствования? Мариа Египетская во Иерусалим, донележе не прииде в чувство и покаяние, не можаше внити в церковь со входящими, но невидимою силою отреваема бяше от дверей церковных, якоже о том в житии ея пишется 155 : сие не бяше ли знамением Божия в церкви той пребывания? Алексию человеку Божию в Риме скончавшуся, бысть глас в церкви от алтаря: приидите ко мн вси труждающиися и обремененнии, и аз упокою вы; таже другий глас: ищите человека Божия в дому Евфимиановом: той глас не бяше ли знамением известным Божия в церкви пребывания 156 ? Паки в Прологе пишется марта в 5 день: поп Аммоний литургисая в церкви, видь Ангела стояща одесную алтаря, иже входящих в церковь имена писаше, исходящих же прежде отпуста заглаждаше: сие не бяше ли знамением Ангельского в церкви по благодати Божией присутствования? Еще в Прологе сентября в 30 день, пишется о некоем брате, соблазнившемся о пречистых Божественных Христовых тайнах, аки бы не быти истинному телу и крови Христовой, како тому бысть откровение страшно во время святой литургии: виде покров церковный отверст, и небеса отверста, и огнь сходящ со множеством Ангел, и отроча мало верху святой трапезы закалаемо, и кровь его в чашу источаему, о чесом и святый Ефрем в слове своем 86 м пишет

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

На вопрос о том, что это были за рукописные Четьи? – более определенные, хотя далеко неполные сведения дают рукописи. Там приводятся названия этих Четей и указываются те жития, которыми Святитель намерен был из них воспользоваться. Напр., в первом месяцеслове Типографского сборника 420), отметив 23-го ноября память св. Григория Акрагантийского, Святитель далее пишет: «У Четьи Межигорской, л. 211». Ссылки на ту же Межигорскую Четью встречаются в месяцеслове еще восемь раз. Судя по ним, этот сборник, получивший наименование вероятно от Межигорского, вблизи Киева, монастыря, был довольно значителен по размерам, и находящийся в нем агиологический материал обнимал несколько месяцев. Кроме «Межигорской» в том же месяцеслове встречаются еще ссылки на «Четью Печерскую», которая называется также «нашей». Напр., 28-го декабря о свв. 20.000 мучениках Никомедийских, после ссылки на Сурия, Святитель отмечает: «И у Четьи Печерской л. 218 с Златоустого»; 23-го января, память св.м. Неофита: «есть у Четьи нашей»; 3-го мая, вероятно, эта же Четья-Минея называется – «уставною»: «свв. мм. Тимофея и Мавры у Четей наших уставных барзо хорошо». Если все эти ссылки действительно относятся к одному сборнику, тогда его также надо считать довольно обширным. 19-го июля, в том же первом месяцеслове о житии преп. Дия Святитель говорит: «С Четьи Новодевичой преписав... глядя в тетрадках» и таким образом дает нам сведения еще о новом рукописном сборнике – о Четьи-Минеи Новодевичьей. Эта Четья, по всей вероятности, была не южного, а Московского происхождения 261 . В первой части своего исследования мы говорили, что после переселения на север, Святитель усердно занялся собиранием рукописей агиологического содержания и упоминали о «тетрадках дьячка Богоявленского монастыря» и о «Четьи-Минее Ярославской Николо-Надеинской». На «Четейку Богоявленскую» ссылается Святитель и во втором месяцеслове Типографского сборника. Отметив здесь 26-го июня празднование в честь Тихвинской иконы Божьей Матери, он говорит: «Зри в Четейке Богоявленской», а о празднике в честь иконы «Одигитрия» пишет: «О Одигитрии в другой Четье Богоявленской».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010