Русская Православная Церковь ХХ век 22 апреля Митрополит Ленинградский Григорий (Чуков) Апрель 1945 г . – май 1946 г . — Состоялись переговоры представителя Московской Патриархии, архиепископа Григория (Чукова) с предстоятелем Болгарской Православной Церкви митрополитом Стефаном. В оценке главы Болгарской Церкви советское руководство старалось проявлять гибкость и осторожность, помня о его былых связях с англичанами, участии в экуменическом движении и старых связях с болгарской оппозицией. Усмирить непокорного Стефана советское государство собиралось путем подкупа. Из доклада Г. Г. Карпова правительству: “Обещанный Стефану и его Синоду крупный заем от лица Русской Православной Церкви должен больше связать Стефана с нами”. О положительных результатах своей миссии Карпов писал в том же отчете: “Установлению тесных связей с Болгарской Православной Церковью способствовало также и то, что по инициативе патриарха Алексия с Болгарской Церкви была снята схизма запрещения общения с другими Церквами, наложенная Константинопольским патриархом в 1872 г . И, беря пример с Русской Православной Церкви в ее взаимоотношениях с государством, митрополит Стефан в Болгарии проводит политику поддержки демократического фронта, что особенно ярко сказалось в недавно прошедших выборах в Великое народное собрание Болгарии”. Весной 1946 г . митрополит Стефан подтвердил, что “он всецело ориентируется на Восток, на великий, могучий Советский Союз, на Русскую Церковь и Патриарха Алексия”. 1979 год – Скончался митрополит Серафим (Никитин), б. Крутицкий и Коломенский. 1998 год – В Государственном Кремлевском дворце состоялась ежегодная церемония вручения премии Святого апостола Андрея Первозванного, учрежденной одноименным благотворительным фондом. Патриарх Александрийский и всея Африки Петром Премия вручается за вклад в укрепление политической, духовной, интеллектуальной, экономической и оборонной мощи страны. Среди лауреатов 1997 г . – Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Святейший Патриарх Сербский Павел. 1999 год – В России по приглашению Русской Православной Церкви с официальным визитом находился Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Петр VII (22–29 апреля). 22 апреля 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/5426.html

Петрозаводская епархия Дата создания: 22.05/03.06.1828 г. Описание: Входит в состав Карельской митрополии В 1589 г. по указу первого русского Патриарха Иова была учреждена Корельская епископия (с местопребыванием епископа в г. Корела, а впоследствии в одном из новгородских монастырей). В 1685 г. епархия приобрела статус новгородского викариатства. С 1708 г. существовала Карельская и Ладожская епархия, викарная от Новгородской митрополии. В 1764 г. из Новгородской митрополии выделилась и была учреждена отдельная Олонецкая епархия. 15 мая 1787 г. Олонецкая епархия была соединена с Архангельской. 21 апреля 1828 г. в Олонецкой губернии учреждена особая епархия. 22 мая 1828 г. император Николай I утвердил доклад Святейшего Синода об учреждении Олонецкой епархии с кафедрой епископа в губернском городе Петрозаводске. В 1937 г. последний епископ Олонецкий Феодор (Яковцевский) был уволен на покой. С середины 1940-х гг. епархия перешла в управление митрополиту Ленинградскому и Новгородскому (впоследствии — Ленинградскому и Ладожскому). В годы Великой Отечественной войны Олонецкая епархия находилась под управлением митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова). В 1947-1949 гг. была предпринята попытка восстановления самостоятельной кафедры. 19 июля 1990 г. епархия вновь получила самостоятельный статус. Решением Священного Синода от 29 мая 2013 г. ( журнал 41 ) из состава епархии выделена Костомукшская епархия . Петрозаводская епархия включена в состав Карельской митрополии. Объединяет приходы в административных границах следующих субъектов Республики Карелия: Кондопожский район, Лахденпохский район, Медвежьегорский район, Олонецкий район, Петрозаводский городской округ, Питкярантский район, Прионежский район, Пряжинский район, Пудожский район, Сортавальский район, Суоярвский район. Епархия сегодня (по состоянию на октябрь 2022 года) Благочиннические округа Кафедральные соборы Монастыри мужские: женские: Епархиальные СМИ Страна: Россия Город: Петрозаводск Адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Федосовой, 10 Телефон: (8142) 77-27-00 Факс: (8142) 77-33-01 Web-caйm: http://eparhia10.ru E-mail: petrozavodsk@mpatriarchia.ru Правящий архиерей: Константин, митрополит Петрозаводский и Карельский (Горянов Олег Александрович) Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/31495.html

Петрозаводская и Карельская епархия Создана 22.05/03.06.1828 г. В 1589 г. по указу первого русского Патриарха Иова была учреждена Корельская епископия (с местопребыванием епископа в г. Корела, а впоследствии в одном из новгородских монастырей). К началу XVII в. на территории Карелии насчитывалось 77 приходов, 35 часовен и около 50 монастырей и пустынь. В 1685 г. епархия приобрела статус новгородского викариатства. С 1708 г. существовала Карельская и Ладожская епархия, викарная от Новгородской митрополии. В 1764 г. из Новгородской митрополии выделилась и была учреждена отдельная Олонецкая епархия. Архиереи именовались викариями Олонецкими и Каргопольскими (кафедра находилась в Александро-Свирском Свято-Троицком монастыре). 15.05.1787 г. — по указу Екатерины II Олонецкая епархия была соединена с Архангельской. Церкви в Петрозаводском, Олонецком, Каргопольском, Вытегорском, Пудожском и Повенецком уездах, отошедшие к Новгородской губернии, были поручены в управление Новгородскому викарному епископу (указ Павла I от 5.10.1789 г.). 21.04/03.05.1828 г. — вышло Высочайшее повеление «быть в Олонецкой губернии особой епархии». 22.05/03.06.1828 г. — император Николай I утвердил доклад Святейшего Синода об учреждении Олонецкой епархии с кафедрой епископа в губернском городе Петрозаводске. Первым епископом Олонецким и Петрозаводским был назначен новгородский викарий преосвященный Игнатий (Семенов). Накануне революции в Карелии было 565 церквей, 2127 часовен, 20 монастырей и 35 благочиннических округов. В храмах трудились 1370 священнослужителей, пастырей готовила Олонецкая духовная семинария; действовали 324 церковно-приходских школ и 2 духовных училища; 44 карельских и 27 вепсских церковно-приходских школ. С сер. 1940-х гг. епархия перешла в управление митрополиту Ленинградскому и Новгородскому (впоследствии — Ленинградскому и Ладожскому). В годы войны Олонецкая епархия находилась под управлением митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова). В 1947-1949 гг. лишь на небольшой период была предпринята попытка восстановления самостоятельной кафедры. 19 июля 1990 г., спустя 41 год после закрытия, епархия вновь получила самостоятельный статус. В августе 2005 г. Петрозаводская и Карельская епархия отметила 15 лет со дня ее восстановления. В 1990 г. — в год воссоздания — в Олонецкой епархии действовали всего 5 храмов с 6 священнослужителями. За 15 лет количество приходов возросло до 66-ти; действуют 6 мужских монастырей и 75 храмов, из них — 9 молитвенных домов. Количество священнослужителей — 73; образовано 6 благочиний. Православие в Карелии Скачать (FLV файл. Продолжительность 5 мин. Размер 36.9 Mb )

http://expo.pravoslavie.ru/expo/eparchie...

В день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова портал «Богослов.Ru» публикует слова постоянного члена Священного Синода, председателя Учебного Комитета, непосредственного руководителя ЛДА митрополита Ленинградского и Новгородского Григория, произнесенные в стенах духовной школы в престольные праздники. Авторский вступительный очерк, основанный на материалах дневников и документов из архива владыки, рассказывает историю восстановления богословского образования в России (цитаты приводятся в редакции автора). Портал «Богослов.RU» продолжает публикацию рукописей дневников митрополита Григория (Чукова) (текст дневников публикуется в авторской редакции). Автор сделала специальную подборку, посвященную памяти академика Б.А.Тураева, бывшего старостой первого храма Всех русских святых — домовой церкви Петроградского университета, где настоятелем был прот. Н.Чуков, — и составившего службу ко дню их почитания. Публикуемый автограф Б.А.Тураева, выдающегося ученого и верного члена Церкви, открывает новые грани его образа. 16 апреля 1920 г. — день открытия Петроградского Богословского института. С этого дня прошло 90 лет. Автор Л.К. Александрова-Чукова посвящает статью, в которой пишет об основании и тяжелых годах существования этого учебного заведения, памяти всех учивших и учившихся. Данная публикация представляет собой фрагмент чернового варианта доклада митрополита Григория (Чукова) «К вопросу о борьбе с сектантством» (22 июля 1945 – 10 апреля 1946 гг.), представленный Святейшему Патриарху для передачи в Совет по делам РПЦ. Митрополит Григорий (Чуков) был одним из активнейших и выдающихся церковных и общественных деятелей ХХ века. Именно его трудами было налажено дело образования и просвещения жителей Олонецкой губернии, открыты многочисленные школы, преобразована Олонецкая Духовная семинария, организовано издание большой православной газеты «Олонецкая неделя», также он внес ощутимый вклад в борьбу с угрожающей панфинско-лютеранской пропагандой в Карелии. Данная статья, основанная на воспоминаниях и дневниках священника Николая Чукова, освещает деятельность митрополита Григория еще в сане протоиерея и знакомит читателя со многими аспектами церковной и общественной жизни российской окраины и столицы начала XX века.

http://bogoslov.ru/person/571152

Дорогие воспитанники и студенты! Вы также пришли в нашу духовную школу, повинуясь призыву своего сердца и желанию получить духовное образование, чтобы служить Церкви в священном сане. Учитесь на примере жизни митрополита Григория быть верным своему решению. Помните, что сказал Господь: Никтоже, возложь руку свою на рало и зря вспять, управлен есть в царствии Божии ( Лк.9:62 ). Вспомните и слова ап. Иакова: Муж двоедушен неустроен во всех путех своих ( Иак.1:8 ). Н. Чуков окончил Олонецкую Духовную Семинарию в 1889 г. В этом же году умер его отец. Мать осталась вдовой без средств к жизни. Пред Н. Чуковым встал тяжелый вопрос: что делать? Остаться ли с матерью, чтобы поддержать ее, или осенью уехать в Петербург, в Духовную Академию? Некоторые говорили, что мать не беспомощна, сама справится, найдутся люди, которые помогут ей, а ему не надо терять год. Однако, Н. Чуков не внял голосу таких советчиков. Он твердо решил, что его долг – первым позаботиться о матери. Это решение одобрил и епископ Павел, назначивший Н. Чукова надзирателем Олонецкого Духовного Училища. Этот поступок Н. Чукова – хороший пример, как надо поступать, когда личные, эгоистичные интересы столкнутся с интересами других лиц. Жизненные конфликты надо всегда разрешать согласно требованиям религии и христианской морали. Н. К. Чуков пробыл надзирателем Духовного Училища два года. Он не отказался от мысли получить высшее духовное образование. За два года он основательно подготовился к экзаменам в Академию, устроил дела матери, скопил необходимые средства на первое время для матери и себя. Осенью 1891 года он приехал в Петербург, выдержал экзамены в Духовную Академию и был зачислен на первый курс. История поступления Н. К. Чукова в Духовную Академию обнаружила в нем большую силу воли, твердость характера. А сколько есть молодых людей, опускающих руки при первой неудаче и легко отказывающихся от благих намерений, лишь только на пути к осуществлению их встречаются препятствия! Поучительны для нас и студенческие годы митрополита Григория. За все 4 года пребывания в Академии он не завел в Ленинграде никаких легкомысленных знакомств. Он не тратил времени на ежедневные прогулки по Невскому проспекту; свободное время он любил проводить в читальном зале Академии за чтением новых книг и журналов по различным отраслям знания; он участвовал в проповедническом кружке и выступал в церкви с проповедями. Много дала Академия его уму и сердцу: она расширила его умственный кругозор и утвердила в нем православное миросозерцание, которому он остался верен до конца своей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В день памяти святителя Григория, просветителя Армении – небесного покровителя митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова) – публикуется статья, которая рассказывает о подвиге святого мученика и о почитании его христианами. Автор проводит параллель между двумя служителями Церкви. Л.К. Александрова-Чукова также знакомит читателя с фрагментами дневника Владыки, который он вел в дни Архиерейского Собора РПЦ в сентябре 1943 года. На конец августа и начало сентября 1911 года в Российской империи планировались два торжества: открытие памятника императору Александру ΙΙ в Киеве и прославление в лике святых епископа Иоасафа (Горленко) в Белгороде. Однако церковное новолетие этого года стало периодом роковым. Произошедшим событиям посвящена статья Л.К. Александровой-Чуковой. Продолжается публикация серии статей, посвященных митрополиту Григорию (Чукову). Страницы его тюремного дневника, в его бытность протоиереем, и документы Архива УФСБ расскажут о процессе Петроградских церковников 1922 года, о последних днях жизни новомучеников Петроградских и о том, что передумал пастырь-исповедник в камере смертника. Дневники митрополита приводятся в авторской редакции.  Краткое повествование о служении владыки Григория в предвоенные и военные годы предваряет его патриотическое Слово на праздник Рождества Христова, произнесенное в Свято-Троицком соборе прифронтового Саратова накануне Сталинградской битвы. Слова в день этого праздника в другие годы жизни владыки расскажут о Великой Тайне Рождества Христова. Публикуемые фрагменты дневников настоятеля Казанского собора Петрограда протоиерея Николая Чукова расскажут о сборе пожертвований для голодающих в 1921–1922 гг., о последующем насильственном изъятии властями церковных ценностей в одном из главных соборов России, о публичных выступлениях обновленцев и их дальнейшей преступной деятельности, а также о том, как Академия Наук, Академия Художеств, Эрмитаж, Русский музей, Отдел охраны памятников искусства и старины и Главмузей участвовали в спасении иконостаса кафедрального собора. Текст дневников приводится в авторской редакции.

http://bogoslov.ru/person/571152

Наиболее подробное описание данного периода церковной истории с привлечением архивных материалов советских карательных органов сделано в работах петербургских историков В.В. Антонова и М.В. Шкаровского . Важная проблема – зарождение разделения в Ленинградской епархии. Действительно, противостояние, которое возникло в Патриаршей Церкви осенью 1927 г. на общецерковном уровне, в Ленинграде наложилось на уже вполне проявившееся смущение в среде староцерковников. Это убедительно показывает непосредственный участник событий протоиерей Михаил Чельцов. Находя основную причину разделения в столкновении «честолюбивых» интересов ленинградских викариев, он особенно выделял сложившееся к началу 1927 г. противостояние между епископом Петергофским Николаем (Ярушевичем) и епископом Шлиссельбургским Григорием (Лебедевым) . Однако рассмотрению идейных движений и противоречий в широких слоях староцерковников протоиерей М.Чельцов отводил второстепенное значение. В частности, неоднократно упоминая о деятельности группы ленинградского духовенства, объединенной вокруг протоиерея Николая Чукова, автор исторических записок не дает исчерпывающего анализа предпосылок их церковно-административных инициатив, однако, упоминает о негативной оценке их деятельности со стороны значительной части староцерковного духовенства и мирян . К сожалению, недосказанность в свидетельствах протоиерея М.Чельцова иногда порождает среди исследователей, как кажется, несколько предвзятое отношение к роли в церковной истории 1920-х гг. протоиерея Николая Чукова и единомышленных с ним священнослужителей. Их обвиняют, во-первых, в симпатии к «обновленчеству», во-вторых, в сотрудничестве с ОГПУ. Так, В.В. Антонов склонен считать главной и решительной причиной противостояния среди ленинградских староцерковников интриги «либеральной» части духовенства во главе с протоиереем Николаем Чуковым, якобы послушно следовавшей указаниям ОГПУ. Несмотря на то, что В.В. Антонов неоднократно ссылается в своих исследованиях на «Неизданные дневники» протоиерея Николя Чукова за 1922–1937 гг.

http://bogoslov.ru/article/3680434

Указ митрополита Сергия (Страгородского) и Временного Патриаршего Священного Синода епархиальным преосвященным 1928 г. гласил: «Раскол Русской Церкви, нестроения и смуты от лиц, отошедших от нас и внесших расстройство во всю церковную жизнь, требуют напряжения всех церковных сил… Умиротворить Русскую Церковь… может только православный Собор» . Тот же вопрос был поставлен митрополитом в статье в «Журнале Московской Патриархии» в 1931 г. В дневнике о. Н. К. Чукова есть информация о том, что в 1933 г. митрополит вновь поставил перед куратором Церкви от ОГПУ Е. А. Тучковым вопрос о Соборе , но отклика на все эти обращения от власти, не заинтересованной ни в каких соборах староцерковников, как и ранее, не последовало. К концу 1930-х гг. антицерковная политика советской власти достигла своего апогея, и собирать Собор, собственно говоря, оказалось не из кого. Тем не менее с огромными потерями, но до Собора митрополит Сергий Церковь все же довел. Патриаршество было восстановлено. Собор епископов стал важнейшим, радостным и долгожданным событием для православных, но не для всех. И так же, как в 1927 г. по поводу Декларации, 14 сентября 1943 г. в послании об интронизации Патриарха Сергия первый протест о незаконности нового патриарха как поставленного не Церковью, а государственной властью, заявил первоиерарх Русской Православной Церкви за границей митрополит Анастасий (Грибановский). По его мнению, правильным было бы освободить архиереев из тюрем и лагерей и созвать Поместный собор, который добровольно выбрал бы достойного кандидата. Хотя митрополит Анастасий не отрицал патриаршего достоинства владыки Сергия и даже именовал его патриархом, все же было понятно, что признан Зарубежной Церковью он не будет . После хиротонии 14 октября 1942 г. архиепископ Григорий пробыл в Ульяновске более двух недель в ожидании парохода до Саратова. Во время прогулок по берегу Волги он и митрополит Сергий вспоминали многие прошедшие события и обсуждали стоявшие перед Церковью проблемы. Так, архиепископ записал: «3 ноября г.] Наши архиереи в Сербии, во главе с архиеп[ископом] Анастасием, продались Гитлеру, явились его агентами. Сербы это раскусили и сильно возбуждены против них, так что, по словам югославского посла, едва ли их выпустят из Сербии живыми» .

http://sedmitza.ru/lib/text/10193467/

31 мая был арестован настоятель Свято-Троицкого собора Измайловского полка прот. Михаил Чельцов. Он не имел никакого отношения к «Обществу православных приходов Петрограда и его губернии», поскольку со своим приходом он в общество не вошел. Более того, как он сам писал, он находился в оппозиции к нему, «…и лично, и принципиально во враждебном настроении», считая почему-то, несмотря на то, что епархиальные советы были ликвидированы повсеместно, что «Общество» содействовало закрытию Петроградского Епархиального совета, председателем которого был он. Так же враждебно относился о. Михаил и к Петроградскому Богословскому институту, в корпорацию которого он не попал, и средствами прихода в его содержании не участвовал. «“Но я ошибся, – писал далее прот. Михаил. – Советской власти нужно было разделаться со всеми более или менее видными священниками. К тому же моя фамилия попалась в одной записке протоиерея Н.К. Чукова, говорившей об одном частном собрании на квартире Аксенова”. О том, как происходило изъятие ценностей у него в соборе, прот. Михаил в своих воспоминаниях совсем ничего не написал, но и он не связывал причину своего ареста с изъятием ценностей». В отличие от прот.Н. Чукова, о. Михаил не вел дневника в тюрьме, а спустя несколько лет описал в «Воспоминаниях «смертника» о пережитом» свою встречу в ходе процесса с Ю.П. Новицким: «Я помню одну только фразу Новицкого, обращенную ко мне: “Вас вместе с нами к расстрелу?! А знаете ли, Вы наилучший повод к кассации”. Так же считал и общественный защитник профессор уголовного права А.А.Жижиленко…» Прибывший в Петроград весной 1921 года архимандрит Сергий Шеин, управляющий бывшего Троице-Сергиева Патриаршего подворья, в помещении которого расположился Петроградский богословский институт, был весьма пассивным членом правления «Общества приходов» и буквально спал на собраниях, как писал в дневнике прот.Н.Чуков. А его взаимоотношения с Богословским институтом к весне 1922 года сделались настолько натянутыми, что институт уже подыскивал другое помещение для своей домовой церкви. Очевидно, что так же, как прот. Михаил Чельцов, после ликвидации Епархиального совета работавший в канцелярии митрополита, архим. Сергий был привлечен как посланец Патриарха.

http://bogoslov.ru/article/1414241

Отец Галкин сообщил мне из Москвы, что две недели назад должен был быть доклад у Ленина по моей записке. Может быть, и тут удастся принести пользу епархии, облегчив участь заключенных и сосланных священников. Вчера Митрополит вызвал меня и сообщил, что Патриарх писал ему об увольнении нашего Преосв. Иоанникия, согласно прошению на покой в Свияжский монастырь и рекомендовал озаботиться выборами, указав на Преосв. Геннадия Нарвского как желательного кандидата. Обсудив вопрос, пришли к выводу, что: 1) сейчас нечего и думать о созыве Епархиального собрания, когда половина епархии занята „белыми“, а другая „красными“ войсками; 2) пока – несколько месяцев – управление должно быть сосредоточено у Владыки Митрополита; 3) в дальнейшем необходимо некоторое упрощение правил о выборах: вместо Епархиального собрания для намечения кандидатов можно то же произвести на благочиннических собраниях, а специально организованный приходскими советами г. Петрозаводска предвыборный комитет подготовит материал о желательных кандидатах и сообщит по благочиниям; 4) уже по одобрении и дополнении списка Синодом можно созвать Епархиальное собрание для выборов. Все это сообщил сегодня М. П. Смирнову в Петрозаводск для соображений» 200 В духовно-просветительской деятельности о. Николая Чукова открывалась новая страница. В Петрограде-Ленинграде ему предстояло претворить в жизнь многие идеи, которые он неоднократно выражал в докладах и статьях, основываясь на своем богатом пастырско-педагогическом опыте. Чтобы вполне представить вклад о. Николая в дело организации духовного образования на новых началах, кратко коснемся общего положения в этой области в первые послереволюционные годы. Январский декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви не конкретизировал, как реально можно было осуществить право «обучаться религии частным образом». Будущее духовно-учебных заведений оставалось неясным. 14(1) июня 1918 года Высшее Церковное Управление постановило: «ввиду затруднительности в настоящее время замещения имеющихся в духовно-учебных заведениях вакансий, по невыясненности финансового положения этих заведений, временно приостановить замещение вакансий по духовно-учебному ведомству, допуская изъятие в сем отношении для тех только случаев, когда в представленных о необходимости замещения открывающихся в названных учебных заведениях должностей будут содержаться указания на прямой ущерб для учебно-воспитательного дела от незамещения вакансий» 201 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010