Закрыть itemscope itemtype="" > Спасо-Преображенский Валаамский и Коневецкий Рождества Пресвятой Богородицы мужские монастыри в Финляндии под управлением Преосвященного Григория (Чукова), митрополита Ленинградского и Новгородского (1946-1954 гг.) Александрова-Чукова Лидия Константиновна 13.10.2015 1314 Время на чтение 94 минут К 70-летию возвращения братии Валаамского и Коневецкого монастырей в лоно Русской Православной Церкви и 60-летию преставления митрополита Ленинг радского и Новгородского Григория портал Богослов. Ru публикует доклад биографа владыки Л.К. Александровой-Чуковой, представленный на V Валаамских образовательных чтениях 16-18 мая 2014 г. и вошедший в сборник материалов конференции. Послевоенное десятилетие, когда братия Ново-Валаамского и Ново-Коневецкого (Коневского) монастырей вернулась в лоно Матери-Церкви Российской, и по прошествии более полувека, нуждается в исследовании. Открытая в 1892 г. Финляндская архиепископия до 1921 г. была одной из епархий Русской Православной Церкви. С 1905 по 1917 год ее возглавлял будущий патриарх, архиепископ Финляндский и Выборгский Сергий (Страгородский). С объявлением в 1905 г. гражданских свобод, начался массированный панфинско-лютеранский натиск финляндских сепаратистов на православных карел Русской Карелии - жителей Архангельской и Олонецкой губерний. В 1907 г. по инициативе архиепископа Сергия была создана монархическая церковно-общественная организация Православное Карельское братство, задачей которого была защита интересов карельско-русского православного населения Великого Княжества Финляндского. К 1911 г. Карельское братство практически остановило панфинско-лютеранский натиск на Русскую Карелию. За четыре года никто из православных не перешел в лютеранство, а обратные случаи были . В результате государственного переворота и распада Российской Империи, к концу 1917 г. Финляндская православная архиепископия с кафедрой в Выборге, так же, как и острова Валаам и Коневец, оказалась на территории независимой Финляндии. Братия монастырей и все православные приходы архиепископии в одночасье стали церковью нацменьшинства, так как основная религия Финляндии - лютеранство. Службы в монастырях вскоре стали проводиться на финском языке, и часть насельников приняла финское гражданство.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > О мерах по борьбе с сектантством Доклад Святейшему Патриарху для передачи в Совет по делам РПЦ. 22 июля 1945 — 10 апреля 1946 гг. Черновые записи; фрагменты 25.03.2010 447 Время на чтение 11 минут Данная публикация представляет собой фрагмент чернового варианта доклада митрополита Григория (Чукова) «К вопросу о борьбе с сектантством» (22 июля 1945 – 10 апреля 1946 гг.), представленный Святейшему Патриарху для передачи в Совет по делам РПЦ. При современном обсуждении вопросов реформирования духовного образования полезен опыт как дореволюционных духовных школ, так и опыт духовного образования в советский период. Поэтому будет интересно познакомиться с фрагментами доклада высокопреосвященного митрополита Григория (Чукова) «О мерах по борьбе с сектанстсвом». Сам митрополит Григорий является представитель дореволюционной духовной школы, а данный доклад составлен им в 1945-46 гг., когда существовали лишь Богословский институт и пастырские курсы в Москве (с 1946 года — Московская Духовная Академия) и Богословско-пастырские курсы в Ленинг раде (с 1946 года — Ленинградская Духовная семинария). На тот момент духовно-учебной подготовки духовенства в нашей стране не было уже более четверти века. Оставшиеся в живых после репрессий и войны пастыри старой подготовки постепенно умирали, и нужно было растить им смену. Материальное положение и духовенства, и храмов было несравнимо с нынешним, но проблемы, стоявшие тогда перед нашей Церковью, в той или иной мере существуют и поныне. Владыка Григорий рассматривает в своем докладе все имевшиеся на то время проблемы Церкви. Так, вопросы и внешней миссии, и катехизации владыка предлагал пастырям решать внутри храма. Доклад написан для прочтения чиновниками Совета по делам РПЦ, поэтому теоретические сведения представлены на самом элементарном уровне. Раздел «Раскол старообрядчества» в данном черновом варианте не представлен. Еще ранее — в июне 1944 года, когда была начата подготовка к Собору 1945 года, владыка Григорий предлагал в Совете по делам РПЦ поставить на Соборе вопрос об объединении со старообрядцами, однако тогда это не нашло отклика.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

" Архиепископ Григорий (Чуков) о положении духовенства к началу войны, открытии собора в Саратове и приеме в Кремле 4 сентября 1943 года " - Л. К. Александрова-Чукова   Постановление «О религиозных объединениях» и положение духовенства и верующих к концу 1930-х гг.  8 апреля 1929 г. ВЦИК и СНК РСФСР принял постановление «О религиозных объединениях» , означавшее ужесточение вероисповедного курса Советского государства и вступившее в действие наряду с декретом 1918 г. Этим постановлением «деятельность духовенства ограничивалась только обычным богослужением, обычной проповедью, и общением с прихожанами на почве требоисправления» . Любые объединения верующих – братства, кружки, общества и собрания – немедленно привлекали внимание ОГПУ и аналогичных местных органов. Настоятель Николо-Богоявленского собора в Ленинграде, член временного епархиального совета, магистр богословия протоиерей Н. К. Чуков писал: «28 апреля/10 мая г. ]. По поводу нового положения о религиозных объединениях митрополит предлагает создать комиссию из представителей ГПУ и Административного отдела, чтобы проштудировать положение и уяснить детали и некоторые неясности, после чего приступить к осуществлению этого “Положения” в жизни епархии» . В 1930 г. протоиерей Н. К. Чуков и ряд священнослужителей и профессоров в Москве и Ленинграде подверглись аресту по Академическому делу . Это был удар по гуманитарному отделению Академии наук, а в процессе непосредственного «осуществления» ОГПУ постановления «О религиозных объединениях», первый удар пришелся по монашеству, которое после закрытия монастырей, еще с 1918 г., создавало так называемые религиозные организации в виде «коммун» и домашних монастырей. 18 февраля 1932 г. в Ленинграде были арестованы: 40 монахов из Александро-Невской лавры, 12 — из Старо-Афонского подворья, 25 —из Сергиевой пустыни, 5 — из Киевского , 16 — из Леушинского подворий, 10 валаамских монахов, 90 монахинь из Новодевичьего монастыря , а также 12 монахов Федоровского собора и 8 — из «Киновии», отделения Александро-Невской лавры за Большой Охтой.

http://sedmitza.ru/lib/text/10120845/

Закрыть itemscope itemtype="" > Митрополит Григорий (Чуков): вехи служения Церкви Божией. Часть 10. Открытие Высших Богословских Курсов. Об обновленцах и легализации Патриаршей Церкви в документах и дневнике 1924-1925 гг. 31.03.2015 924 Время на чтение 142 минут Портал Богослов.Ru продолжает публикацию материалов историко-богословского наследия митрополита Григория (Чукова), в 1924-1935 гг. бывшего настоятелем Николо-Богоявленского Морского собора в Ленинг раде. Публикуемые дневник и документы протоиерея Николая (Чукова) рассказывают о событиях церковной жизни 1924-1925 гг., его пастырско-педагогической деятельности и трудах по восстановлению высшего богословского образования, преодолению обновленческого раскола и легализации Патриаршей Церкви. С назначением А.И. Рыкова на пост председателя Совнаркома 2 февраля 1924 г. произошла некоторая корректировка церковной политики советской власти. Антирелигиозная комиссия ЦК РКП(б) допустила легализацию Синода на условии введения в его состав ряда лиц, " хорошо ведомых ОГПУ " , а в марте поручила ОГПУ ввести в Синод В.Д. Красницкого при условии, что Патриарх Тихон не будет противиться. Е.А.Тучков пообещал Патриарху, что если он введет в состав Синода В.Д. Красницкого, то Синод будет зарегистрирован . 13 марта 1924 года Политбюро ЦК РКП (б), а 21 марта Президиумом ЦИК СССР было принято решение о прекращении следствия и закрытии дела Патриарха. 9 апреля 1924 г. Патриарха приняли А.И. Рыков и М.И. Калинин. Во время встречи Патриарх просил оказать содействие в легализации органов церковного управления. Он жаловался на преимущественное положение обновленцев, чьи органы управления зарегистрированы и которым, в отличие от приверженцев Тихона, разрешено созывать съезды, совещания. Патриарх обращал внимание на противоречие между существующим законодательством и практикой властей в отношении к его сторонникам и обратился с ходатайством о пересмотре дел высланных в административном порядке архиереев, представив список из 25 человек. Кроме того, Патриарх Тихон указал на незаконность налогового обложения духовенства и храмов, расходящегося с положениями законодательства. Эти же положения были повторены Патриархом в письмах Е.А. Тучкову.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Митрополит Григорий (Чуков): вехи служения церкви Божией. Часть 2 Воспоминания, дневник, документы, речи и статьи. 1917-1923 гг. 06.05.2010 958 Время на чтение 68 минут Часть 1 16 апреля 1920 г. - день открытия Петроградского Богословского института. С этого дня прошло 90 лет. Автор Л.К. Александрова-Чукова посвящает статью, в которой пишет об основании и тяжелых годах существования этого учебного заведения, памяти всех учивших и учившихся. Борьба прот. Н. Чукова за духовно-учебные заведения Олонецкой епархии Официальный отдел первого номера Олонецких Епархиальных Ведомостей за 1917 год открывал указ Его Императорского Величества Самодержца Российского, присланный из Святейшего Правительствующего Синода на имя преосвященного Иоанникия: «...предоставить епархиальным преосвященным благословить приходское духовенство в проповедях и частных беседах внушать жителям о необходимости братских, полных христианской любви отношений к пострадавшим от войны беженцам, поручив... архипастырскому попечению Преосвященных устройство тех из них, кои принадлежат к церковному Мужское население страны находилось либо на передовой, либо в госпиталях, либо на заработках. При возросшей дороговизне продуктов вдовы с трудом могли прокормить своих осиротевших детей, и при существовавшей напряженности недовольство беженцами, которыми после отступления 1915 года наполнились все губернии России, местами грозило погромами. «В феврале 1917 г. произошла революция. К нам, в Петрозаводск, известие об отречении Государя пришло только 4 марта. С поздним вечерним поездом приехали из Петрограда матросы, обезоружили полицию, объявили о свержении царизма, устроили в театре митинг, на котором, кажется, был избран временный совет управления. Впоследствии был избран Комиссаром Временного Правительства Иерон. Феликс. Кучевский. В Петрозаводске не было пролетариата в собственном и строгом смысле слова: подавляющее число рабочих Александровского сталелитейного завода были мещане города, почти все имевшие свою оседлость, домики, огороды и т.п. Настроения революционного здесь особенно не чувствовалось. Наоборот, в первые дни, скорее, чувствовалась растерянность. Даже и потом, после октябрьской революции, происшедшей в Петрограде, у нас все шло по-старому, и только 5-го января 1918 г. вся власть перешла к Совету рабочих и красноармейских депутатов» - писал прот.Н.Чуков в IV части «Мои

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Вехи служения церкви Божией. Часть 4 (1). Изъятие церковных ценностей в Казанском кафедральном соборе: дневник настоятеля 05.11.2010 880 Время на чтение 83 минут Часть 1 Часть 2 Часть 3 4 ноября 2010 г. Григорий (Чуков), митрополит Ленинг радский и Новгородский , Александрова-Чукова Лидия Константиновна Публикуемые фрагменты дневников настоятеля Казанского собора Петрограда протоиерея Николая Чукова расскажут о сборе пожертвований для голодающих в 1921-1922 гг., о последующем насильственном изъятии властями церковных ценностей в одном из главных соборов России, о публичных выступлениях обновленцев и их дальнейшей преступной деятельности, а также о том, как Академия Наук, Академия Художеств, Эрмитаж, Русский музей, Отдел охраны памятников искусства и старины и Главмузей участвовали в спасении иконостаса кафедрального собора. Текст дневников приводится в авторской редакции. Церковь накануне серьезных тяжелых переживаний, а мы - испыта­ний, может быть, исповедничества... Прот.Н.Чуков. Дневник. 6/19 мая 1922 г. К 1920 году Петроградское духовенство смогло восстановить более или менее терпимые условия церковной жизни, нарушенные двумя революциями. Церковь научилась жить без помощи государства. В условиях полного разрушения системы высшего, среднего и низшего духовного образования и отделения школы от Церкви, Закон Божий преподавался детям в кружках при храмах, а в Александро-Невской лавре было открыто пастырское училище. 70 городских приходов объединилось в «Общество православных приходов Петрограда и его губернии». Это была достаточно большая организация, в правление которой входило 200 человек - по три человека от прихода. Епархиальные советы, заменившие в 1918 году духовные консистории, в 1920 году были ликвидированы советскими властями, что привело к разрушению системы епархиального управления, и правящие архиереи оставались практически без всякой помощи в управлении епархиями. Зародившаяся осенью 1919 года в Петрограде общественная организация «Общество приходов», официально не входя в состав управления епархии, отвечала за взаимодействие приходов и поддержку их жизни, ходатайствуя перед властью по их делам, так или иначе оказывая правящему архиерею помощь в поддержании церковной жизни в епархии. На средства «Общества» приходов и частные пожертвования был открыт Петроградский богословский институт - первое высшее духовно-учебное заведение, существовавшее в совершенно новых условиях: без дотаций от государства и от центральной церковной власти. Институт собрал лучшие богословские силы, оставшихся без дела профессоров закрытой СПбДА, а также профессоров университета и членов Академии Наук. Институт имел статус государственного вуза, поскольку был зарегистрирован в совете высших учебных заведений Петрограда. Общественная организация «Общество приходов», в правление которого вошли видные православные юристы, также добилось госрегистрации.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > Митрополит Григорий (Чуков): вехи служения Церкви Божией. Часть 8. Слово в день интронизации Святейшего Патриарха Сергия и докладная записка к 10-летию вторичного восстановления патриаршества в Русской Православной Церкви 13.09.2013 757 Время на чтение 32 минут К 70-летию избрания Патриарха Сергия постоянный автор портала Лидия Константиновна Александрова-Чукова подготовила текст Слова митрополита Григория (Чукова), тогда еще архиепископа Саратовского и Сталинградского, сказанного им 12 сентября 1943 года - в день интронизации Патриарха. В публикуемой докладной записке и сопутствующих материалах личного архива митрополита рассказывается о том, что удалось и не удалось сделать Церкви за первое десятилетие после восстановления патриаршества. С Л О В О, сказанное архиепископом Саратовским и Сталинградским Григорием в кафедральном соборе г. Москвы 12 сентября 1943 г., в день интронизации Святейшего Патриарха Сергия Слава и благодарение Господу! Свершилось великое, давно жданное всеми русскими людьми событие в жизни нашей Православной Церкви. Избранный Собором Епископов Русской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Сергий сегодня торжественно воспринял сан Патриарха Московского и всея Руси. Отныне Русская Православная Церковь вновь засияла во всей полноте и красоте своего иерархического чина. Радовалась Русская Православная Церковь, когда 26 лет назад на пустовавший со времени Петра Великого патриарший престол был избран Святитель Тихон. Засияла тогда наша Церковь полнотой своей жизни. Но ненадолго судил Господь Святителю Тихону править Русскою Церковью: скоро взял его к Себе Господь. И снова не стало Патриарха, и снова осиротела Русская Церковь. Но Господь незримо хранит Свою Церковь: не стало на патриаршей кафедре Патриарха, но преемственно стали управлять ею местоблюстители патриаршего престола. И в сознании всех верующих русских людей Православная Русская Церковь по-прежнему осталась патриаршею. Не пошли русские православные люда за обновленцами, за григорианцами, за иосифлянами, автокефалистами и другими самочинными собраниями, которые возглавляли властолюбивые епископы и их приспешники; но пошли туда, где правил православной церковью местоблюститель престола Патриарха Тихона - сначала Митрополит Петр, а потом до последних дней - Блаженнейший Митрополит Сергий.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Митрополит Григорий (Чуков): вехи служения церкви Божией. Часть I К 140-летию со дня рождения 16.02.2010 1172 Время на чтение 84 минут Митрополит Григорий (Чуков) был одним из активнейших и выдающихся церковных и общественных деятелей ХХ века. Именно его трудами было налажено дело образования и просвещения жителей Олонецкой губернии, открыты многочисленные школы, преобразована Олонецкая Духовная семинария, организовано издание большой православной газеты «Олонецкая неделя», также он внес ощутимый вклад в борьбу с угрожающей панфинско-лютеранской пропагандой в Карелии. Данная статья, основанная на воспоминаниях и дневниках священника Николая Чукова, освещает деятельность митрополита Григория еще в сане протоиерея и знакомит читателя со многими аспектами церковной и общественной жизни российской окраины и столицы начала XX века. И Он поставил одних Апостолами, других пророками и Евангелистами, иных пастырями и учителями (Еф.4,11). Детство и годы учебы Митрополит Ленинг радский и Новгородский Григорий (1945 - 1955, †1955) (Николай Кириллович Чуков) родился 1(14) февраля 1870 г. в Петрозаводске Олонецкой губернии. Петрозаводск был основан в 1703 году Петром Великим в 451 версте от Санкт-Петербурга как Петровская Слобода вокруг сталелитейного завода. В 1777 г. Слобода была преобразована в город, который с 1782 г. стал центром губернии. «Открытие тех мест, в коих находится ныне губернский город Петрозаводск, произошло следующим образом: офицер, как говорят, гвардейский капитан (имя неизвестно), посланный для отыскания олончан, бежавших из новонабранного войска Государя Петра I, проходил дремучими лесами до Онеги. При устье реки Лососинки он нашел одну мукомольную мельницу: кругом была пустыня и места необитаемые. Но воды, наполненные рыбами, и леса с множеством дичи и зверей, а более слух о богатых рудах, побудили его проникнуть до Машеозера, вверх по течению Лососинки. После сего другие посланные и личное посещение самого Государя дали этой стране совершенно иной вид. При Петре I построен город, Петрозаводск, учреждены чугуноплавильные заводы, найдена марциальная, целительная вода. Вся страна открыта, снабжена столбовыми дорогами и населена людьми русскими, причем большая часть мастеровых переведена из города Липецка. Сими водами пользовался и подолгу на оных живал вечной памяти император Петр I»

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

поиск:   разделы   рассылка Александрова-Чукова Лидия Константиновна, Шкаровский Михаил Витальевич Борьба митрополита Григория за возвращение Церкви храмов Александро-Невской Лавры в 1945–1955 гг Источник:  Богослов. ру В нынешнем году Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра празднует 300-летие с момента основания и начала своего славного исторического пути, темным временем небытия на котором стали 30–40 годы прошлого столетия. Монашество было репрессировано, собор и все храмы – закрыты, церковная жизнь в одном из главных монастырей России прекратилась. Основное внимание авторов Л.К. Александровой-Чуковой и М.В. Шкаровского, повествующих в этой статье о возрождении церковной жизни в северо-западных епархиях Русской Православной Церкви в послевоенное десятилетие, обращено к начальному этапу возвращения епархии зданий Лавры и борьбе митрополита Григория за открытие Свято-Троицкого собора. Свято-Троицкий собор Александро-Невской Лавры. Конец 1940-х годовВ результате антирелигиозной политики советского государства к середине 1930-х годов были закрыты соборный и все другие храмы Александро-Невской Лавры. Последней, в середине января 1936 года, перестала действовать Свято-Духовская церковь, которая до самого момента своего закрытия играла важную роль в православной жизни города. Все здания Лавры перешли в пользование гражданских учреждений, и началось разрушение интерьеров церквей и зданий. В июле 1936 года помещение Свято-Духовской церкви заняла организация Ленплодовощ, которая немедленно начала разгром подвалов и склепов для размещения там овощехранилищ. В период блокады Ленинграда был частично разрешен доступ военнослужащих и горожан к некоторым святыням закрытых храмов – в Благовещенскую церковь к захоронению Суворова и в Свято-Троицкий собор, что вызвало ходатайства верующих об открытии храмов. Произошедшие в годы Великой Отечественной войны изменения в государственно-церковных отношениях положительно сказались и на судьбе Александро-Невской Лавры. Московская Патриархия, используя появившиеся возможности открытия новых церквей и монастырей, выступила с инициативой возвращения Александро-Невской Лавры верующим. Бывший наместник обители митрополит Николай (Ярушевич), при посещении Лавры в апреле 1944 г., высказал пожелание о возможности передачи ее верующим и восстановлении в обители резиденции Ленинградского митрополита. В то же время на весь комплекс зданий лавры претендовали Музей истории Ленинграда и Центральный исторический архив НКВД.

http://religare.ru/2_101464.html

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Митрополит Григорий (Чуков): вехи служения церкви Божией. Дневник. 1918-1923 гг. Часть 3 Читателям портала «Богослов.Ru» предлагаются фрагменты дневников ректора Петроградского Богословского института прот. Н.К.Чукова. Статья Митр. Григорий (прот. Н.К.Чуков). Дневник 1918 - 1923 гг. Фрагменты 1918 г. 28 марта/10 апреля . В 3 часа ночи на 28 марта/10 апреля явились красногвардейцы (5 человек), арестовали меня и отвели в тюрьму. В ордере значились указанными к аресту В.А.Богданов, я, В.И.Крылов, А.С.Рубинов и Ф.Ф.Чудинов. В 4 часа я был уже в тюремной караульне. Через час собрались остальные. Нас отвели пока в женское отделение, а к полудню разместили по отдельным камерам. Меня посадили в комнату дежурных надзирателей (все камеры заняты; в тюрьме без нас 90 человек), с офицером Дм. Мих. Крыловым. В 2 часа дня посетил меня председатель революционного трибунала И.Вл. Балашов и сообщил, что привлекает за резолюцию по поводу предложения местного совета Всероссийского Учительского Союза, заслушанную в заседании Союза городских учащихся 7 апреля. На мое возражение, что я же протестовал против этого предложения, Балашов заметил, что мой протест занесен в протокол, и сообщил, что он распорядился рассмотреть наше дело в 48 часов и ликвидировать. Ни в пище, ни в чем другом из дому препятствий не будет. Вследствие этого разрешения мне прислали из дому постельное белье; присылали завтрак и обед. Из окна тюрьмы виден город, и я все время наблюдал проходящих, особенно Колю и Борю, когда они проходили на службу или оттуда. Отношение надзирателей и начальствующих хорошее, сочувственное.

http://bogoslov.ru/article/747851

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010