Он был первым духовным наставником митрополитов священномученика Вениамина Петроградского (Казанского), экзарха Русской Православной Церкви в США Алеутского и Сан-Францисского Вениамина (Федченкова), Японского Сергия (Тихомирова), Ленинградского Григория (Чукова), Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича); архиепископов святителя Серафима (Соболева) Богучарского чудотворца, духовника царской семьи Полтавского и Переяславского Феофана (Быстрова), Казанского и Свияжского Венедикта (Плотникова); священномучеников епископов Ревельского Платона (Кульбуша) и Сарапульского Амвросия (Гудко); протопресвитера военного и морского духовенства Георгия Шавельского и других выдающихся церковных деятелей. Отдавший в годы Первой Мировой войны свой дом под лазарет для раненых воинов, отец Философ постоянно выезжал для совершения богослужений в районы боевых действий на передовые рубежи русской армии с многочисленными подарками для доблестных защитников Отечества. Огромной была народная любовь к этому бескорыстному служителю на ниве Христовой.    Великий исповедник Православия, отец Философ одним из первых встал на защиту Александро-Невской лавры при попытке захвата ее богоборцами в январе 1918 года. Крестный ход по Невскому проспекту в защиту главной обители Петрограда, состоявшийся по призыву батюшки, собрал около полумиллиона верующих. Так удалось отстоять эту дивную святыню северной столицы. Протоиерей Философ Орнатский вызывал у богоборцев лютую ненависть и страх, участь его была предрешена в рамках начинавшегося " красного террора " ...  На заседании Всероссийского Поместного Собора 24 января 1918 года в Москве отец Философ призвал всех верных чад Русской Православной Церкви встать на защиту Ее святынь: " Пора сказать, что разбойники взяли власть и управляют нами, - сказал он. - Мы терпели, но терпеть далее невозможно, потому что затронуто Святое Святых русской души - Святая Церковь... На сознательное мученичество идти не следует, но если нам нужно пострадать и даже умереть за правду, это надо будет сделать. Крестные ходы докажут всем, что верующий народ объединяется. Духовенству надо проповедовать народу не по праздникам только, а всегда и везде, где можно. Все должны говорить, что необходимо защищать святую веру, надо кричать об этом в трамваях, кинематографах, на железных дорогах… "

http://mitropolia.spb.ru/docs/umeret-na-...

Архив Пн Епископ Гатчинский Амвросий. Традиции и инновации в духовном образовании: опыт Санкт-Петербургской духовной академии 14 октября 2010 г. 13:30 Епископ Гатчинский Амвросий , ректор Санкт-Петербургских духовных школ , выступил с докладом на пленарном заседании международной конференции «Церковь, наука и образование в России: история и перспективы» , посвященной 325-летию Московской духовной академии . Празднование замечательной даты в истории выдающейся богословской школы — Московской духовной академии — является хорошей возможностью для того, чтобы обратиться к опыту и традициям духовного образования в России и извлечь из этого «богатства премудрости и разума» те подходы к организации академической жизни, которые позволят ответить на вызовы времени. Перед духовными школами стоит ответственная, непростая, но, в то же время, в высшей степени важная задача: воспитать поколение пастырей, которые будут открыты миру и смогут говорить с современниками на понятном и доступном языке, не умаляя при этом достоинства проповеди Христовой. Стоит задача развития такой богословской академической науки, которая не теряла бы связь с жизнью Церкви и могла бы всесторонне, аргументированно и авторитетно ответить на волнующие наше общество вопросы. В немалой степени решению этих задач должен способствовать процесс перехода на Болонскую систему образования, при котором, однако, должно сохраниться и развиться все то лучшее, что уже есть в духовных академиях и семинариях. Для того, чтобы в процессе преобразований суметь «отделить зерна от плевел», важно обратиться к имеющемуся академическому и педагогическому опыту наших духовных школ. Мне хотелось бы остановиться подробнее на опыте поиска новых путей в образовании и в академической науке, который имел место в Санкт-Петербургской православной духовной академии за последние полвека, а также показать его актуальность и значимость в современных условиях. Возрождение Санкт-Петербургских (тогда — Ленинградских) духовных школ в 1946 году проходило под руководством замечательного церковного деятеля — митрополита Григория (Чукова), который на протяжении многих лет до этого занимался вопросами духовного образования.

http://patriarchia.ru/db/text/1295612.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > Таинство покаяния и «общая исповедь» 22.08.2010 752 Время на чтение 9 минут В дни Успенского поста портал «Богослов.Ru» знакомит читателей со словами известного дипломата РПЦ, активного делателя на ниве Церкви митрополита Григория (Чукова) об общей исповеди, покаянии и грехе, произнесенными еще в его бытность архиепископом Псковским и Порховским. Статья публикуется впервые. В последние десятилетия в церковно-богослужебную практику начала входить так называемая общая исповедь, вытесняющая, особенно в городах, исповедь частную. Между тем такой практики никогда не знала древняя Церковь. В конце прошлого века употребление общей исповеди было разрешено митрополитом Исидором покойному протоиерею Иоанну Сергиеву (Кронштадскому) в силу особенных обстоятельств его пастырской деятельности и во внимание к его исключительной личности, но и то - не как Таинство Покаяния, а как подготовление верующих к принятию святых Таин Тела и Крови Христовых. В настоящее время оправданием такой практики обыкновенно становится большое число говеющих (особенно в дни Великого Поста) и якобы физическая невозможность для священника исповедывать каждого в отдельности. Некоторыми из мирян такая практика даже одобряется: не занимает много времени, не задевает самолюбия и не вызывает естественного чувства смущения и стыда пред духовником из-за совершенного проступка... О таком «одобрении» этой практики, конечно, нельзя и говорить серьезно: высказывать это - значит совершенно не понимать смысла исповеди и уклоняться от того, что является одним из существеннейших ее элементов - сердечного сокрушения кающегося и именно болезненного для самолюбия, бьющего по чувству стыда выявления пред духовником тяготящего совесть греха, как показателя искренности раскаяния и желания исправления. «Оправдание» же такой практики совершенно недопустимо, потому что так называемая общая исповедь, употребляемая в замену частной исповеди, не только коренным образом извращает установленный чин исповеди, но и ни в какой степени не является Таинством, так как не заключает в себе основных элементов, обуславливающих Таинство Покаяния как таковое.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/a...

После окончания академии вернулся в Петрозаводск и в сентябре 1895 назначен наблюдателем церковно-приходских школ и школ грамоты Олонецкой епархии. Вступил в должность, когда школьное дело в епархии находилось в упадке. В результате его деятельности в течение пятнадцати лет количество школ, а следовательно и учащихся увеличилось в два раза, в два с половиной раза увеличился контингент учителей, а средства на содержание школ в шесть раз. В епархии были открыты 308 библиотек с общим количеством книг более 55000 томов. Для взрослого населения при школах были введены воскресные чтения. С апреля 1897, одновременно, священник кафедрального собора Петрозаводска. С мая 1907 — протоиерей. О. Николай Чуков принимал активное участие в различных общественных благотворительных и просветительных организациях, участвовал в деятельности Православного Карельского братства, в 1909—1917 был председателем его Олонецкого совета. Был близок к русским националистам, выступавшим за сдерживание финского влияния на православных карел. В течение 17 лет представлял духовенство в олонецком губернском земстве, дважды избирался кандидатом в члены Государственного совета от белого духовенства. С 1906 — член, в 1910—1915 — председатель совета Олонецкого епархиального женского училища. С 3 февраля 1911 по 1918 — ректор Олонецкой духовной семинарии. Ревизор Учебного комитета при Св. Синоде П. Ф. Полянский (позднее — митрополит Петр (Полянский)) писал в 1915 о деятельности о. Николая Чукова: «Нынешний ректор, будучи начальником солидным, авторитетным и заботливым, сумел и на воспитанников повлиять благотворно, вселив в них любовь к благолепию церковной службы». Был известен своими широкими взглядами — так, любил бывать в театре, и, занимая одно из самых видных мест в первых рядах партера, давал понять, что не видит в этом ничего предосудительного. Выступал в печати за сохранение религиозного образования в государственной школе; 24 июня того же года Олонецким Общим епархиальным съездом духовенства и мирян был избран председателем Олонецкого епархиального училищного совета, а также представителем от духовенства на Губернское Земское собрание. 28 октября 1914 г. был избран председателем Олонецкого губернского комитета городского союза «для заведования делом эвакуации больных и раненых воинов в Олонецкой губернии». С 16 августа 1915 г. — председатель Олонецкого губернского земско-городского комитета по снабжению армии. В 1918 году дважды арестовывался в Петрозаводске, после второго ареста был выслан из Олонецкой губернии, переехал в Петроград. Деятельность в Петрограде

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

прот. Владимир Сорокин Часть III. 1891–1895. Старательный студент Духовной Академии 11 августа 1891 года, в воскресенье, простясь с родными, корпорацией и знакомыми, получив благословение епископа Павла, Николай Чуков пароходом отправился в Петербург. Вместе с ним поехал поступать и Виктор Петрович Крохин, только что окончивший семинарию. «В девятом часу утра 13 августа мы были уже в Петербурге, – пишет в своих воспоминаниях Владыка Григорий. – На извозчике проехали мы в здание Академии 79 (за Невской Лаврой). С чувством какого-то страха вошли мы в здание, где встретил нас швейцар Лаврентий, импонировавший нам своей формой; с завистью смотрели мы на независимо разгуливавших по вестибюлю студентов; с особенным почтением взирали на каждого солидного или пожилого человека, предполагая видеть в нем профессора... Нас отвели в комнаты студентов, где мы и расположились на время экзаменов, предварительно заявившись к инспектору (тогда иеромонаху Михаилу Ермакову, впоследствии Митрополиту Киевскому) и уплатив эконому 8 руб. 50 коп. за полумесячное содержание в Академии. В первый же день я побывал в Соборе Лавры у обедни, а затем мы оба не утерпели, чтобы пройти по Старому Невскому до Николаевского вокзала и посмотреть на железную дорогу, которой мы никогда не видели. Экзамены начались лишь 19 августа и потому все время до этого мы занимались, штудируя учебники для предстоящих испытаний. По старой привычке, за отсутствием студентов, еще не приехавших, я попал в церковные прислужники в Академическую церковь , и в день Успения Б. М. – 15 августа – при служении Преосвященного ректора еп[ископа] Антония (Вадковского , впоследствии Митрополита), я держал у него служебник. 18 августа в Лаврском соборе происходила хиротония архимандрита Владимира во епископа Бийского. Служил Митрополит Исидор с четырьмя архиереями. Наш ректор еп[ископ] Антоний должен был участвовать, и я опять сопровождал его в качестве чиновщика и так[им] обр[азом] впервые видел всю церковную церемонию архиерейского посвящения. Во время „причастного“ ректор послал меня получить благословение 92-летнего старца Митрополита „на благополучную сдачу экзаменов“, как он и выразился» 80 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

прот. Владимир Сорокин Часть IX. 1922–1928. Богословско-пастырские учреждения После своего освобождения отец Николай вновь развернул богословско-просветительскую деятельность. Уже 2 апреля 1924 года Правлением Богословских курсов центрального района он был избран заведующим. В 1924 и 1925 годы эти курсы действовали уже в несколько более расширенном объеме, охватывая не только 2-е городское благочиние, но и весь центрально-городской район. При этом, все поступающие на курсы должны были обязательно сдать в особой Комиссии Народного Комиссариата Просвещения экзамен по политграмоте (такой же экзамен требовался в эти годы и от поступающих в Богословско-Пастырское училище). В отчете за 1924/25 учебный год отмечалось, что на курсах Центрального городского района было сорок восемь человек слушателей (двенадцать мужчин и тридцать шесть женщин); на первом годе – двадцать шесть человек и на втором – двадцать два человека, в возрасте от 24 до 54 лет, в основном со среднем образованием. Учебных дней в году – 184, и за этот период было прочитано 363 лекции. Заведование курсами с 1922 года после протоиерея В. А. Акимова перешло к протоиерею К. К. Эльбу, а со 2 апреля/20 марта 1924 года – к протоиерею Н. К. Чукову. На курсах преподавали известные протоиереи: профессор А. В. Петровский читал Священное Писание Ветхого Завета; А. В. Пакляр – Священное Писание Нового Завета; М. В. Митроцкий – догматическое богословие; П. П. Аникиев – пастырское богословие с аскетикой; Н. К. Чуков – патристику; А. А. Казанский – историю русской церкви и, в частности, историю раскола, свящ. В. И. Колчев – церковное пение; Н. В. Чепурин, а также И. Д. Холопов – апологетику, профессор А. А. Дмитриевский – литургику и церковную археологию, профессор И. И. Соколов – общую церковную историю. К этому времени в стране более или менее установился новый социальный порядок, что на практике означало пересмотр всех аспектов общественного устройства, в том числе и его духовных запросов. Жизнь предъявляла свои требования к каждому явлению. Все подвергалось переоценке в свете новых требований. Каждое явление должно было доказать свою жизнеспособность в указанной и намеченной борьбе. Не обошла стороной эта проблема и духовное образование.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

прот. Владимир Сорокин Часть I. 1870–1889. Любознательный ученик в школе Митрополит Григорий, в миру Николай Кириллович Чуков, происходил из старинного трудового русского рода Олонецкой губернии. «Происходя из крестьянского сословия, – писал он, – я имею среди крестьян Пудожского и Повенецкого уездов несколько родственников (двоюродных и троюродных; ни братьев, ни сестер родных у меня нет), но таких, которые не занимают решительно никакого общественного положения 3 . Олонецкая земля (современная Карелия, в древности – Обонежье) – суровая, но обильная природными богатствами область, осваивается новгородцами, начиная с XI–XII вв. Край не знал крепостного гнета, и поэтому здесь, как нигде в России, расцветает народная культура – и материальная, и духовная, – творцом которой была сама крестьянская община. Христианство на этой земле возрастало под благотворным влиянием Великого Новгорода. Важную роль в духовной жизни края имели монастыри и пустыни. Из них особое значение приобрели Валаамская 4 и Александро-Свирская 5 обители. Почитаемыми подвижниками веры и благочестия в Олонии стали преподобные Сергий и Герман Валаамские († около 1353, память 28 июня и 11 сентября); Александр Свирский († 1533, память 30 августа и 17 апреля) и его ученики: Адриан Андрусовский († 1550, память 26 августа), Афанасий Сяндемский († XVI в., память 18 января), Геннадий († около 1516) и Никифор († около 1557) Важеозерские (память 9 февраля); Пахомий Кенский († XVI в., переходящее празднование в субботу по Богоявлении); Иона Климецкий († 1534, память 6 июня); Лазарь († 1391) и Афанасий († XV в.) Муромские (память 8 марта); Иона Яшезерский († около 1590, память 5 октября) и многие другие 6 . С конца 1860-х годов было установлено совершать празднование собора Олонецких святых в пещерном храме кафедрального собора в Петрозаводске, на второй день после Покрова, а с 1913 года – в храме Петрозаводского Духовного училища, в первое воскресенье после Покрова 7 . Чтимая икона собора Олонецких святых ныне находится в петрозаводском храме св. великомученицы Екатерины, что на Неглинском кладбище.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

прот. Владимир Сорокин Часть VII. 1919–1922. Петроградский Богословский институт Инициатором учреждения Богословского института был уже упоминавшийся неутомимый труженик духовного просвещения, заведующий Богословско-Пастырским училищем И. П. Щербов. А непосредственным воплотителем этой идеи в жизнь стал о. Николай Чуков. Предыстория Богословского института во многом примечательна. 9 апреля/27 марта 1919 года И. П. Щербов подал митрополиту Петроградскому и Гдовскому Вениамину докладную записку, в которой изложил «некоторые соображения касательно организации в Петрограде высшей церковной школы и курсов с новой постановкой в них богословского образования» 289 . Подводя итог существовавшей до революции системы церковного образования, И. П. Щербов показал, что она должна быть признана ныне неудовлетворительной как со стороны состава учащихся, так и со стороны постановки дела. Учащиеся, большей частью дети необеспеченного сельского духовенства и крестьянства, шли в духовные учебные заведения, чтобы на наиболее льготных условиях получить среднее или высшее образование. При первом удобном случае некоторые из них переходили в светские учебные заведения. Сама постановка образования, почти исключительно теоретическая, мало располагала и подготавливала к церковному служению, иногда расхолаживала порывы будущих пастырей и делала первые годы их служения на приходе малопродуктивными. К тому же кандидаты священства вследствие юного возраста (21–23 года) были еще недостаточно зрелыми духовно, а это неблагоприятно отражалось на приходском служении. Иван Павлович был не одинок в такой оценке старой школы. Характеризуя духовно-учебные заведения дореволюционного периода, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I говорил: «Прежняя духовная школа была школой серьезной, глубокой, строгой, а в иных случаях и суровой школой. Добрая ей память, честь и слава!.. Но, как и все в этом земном мире, и духовная школа при всех своих огромных достоинствах имела и слабые стороны; слабой стороной прежней духовной школы было то, что она имела двойственную задачу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

прот. Владимир Сорокин Часть VI. 1918–1919. Смелость в поисках новых форм Вопрос духовного образования в России не мог не стоять на повестке дня проходившего в то время Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 годов. Вопрос о реформе всей системы духовного образования возник уже давно. Первые шаги в этом направлении стали делаться сразу же после Февральской революции 1917 года. Будущее духовной школы обсуждалось на епархиальных съездах, на Всероссийском съезде деятелей духовной школы в Москве (25–31 мая 1917 года), на Всероссийском съезде духовенства и мирян в Москве (1–12 июня 1917 года). В церковной печати публиковались многочисленные статьи и заметки по этому поводу. После опубликования 23 января 1918 года декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви вопрос о религиозном воспитании и о подготовке кадров священно- и церковнослужителей получал совершенно новую постановку. Один из пунктов декрета гласил: «9. Школа отделяется от Церкви. Преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведений, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускается. Граждане могут обучать и обучаться религии частным образом» 197 . Первоначально Поместный Собор предполагал «оставить духовные семинарии и училища в прежнем административном строе, предоставив Высшему Церковному Управлению произвести в нем необходимые улучшения соответственно основным задачам служения их Церкви Христовой...» 198 . Но с каждым днем становилась очевидной необходимость коренного преобразования духовной школы. Соборный отдел о духовно-учебных заведениях принял следующие основные положения: 1. Задачи пастырского служения по самому его существу и особенно в переживаемое время требуют от кандидатов священства высшего богословского образования. 2. Для осуществления этого необходимо увеличение числа Духовных Академий и улучшение правового и материального положения духовенства. 3. Вплоть до осуществления указанных условий церковной жизни учреждаются духовно-учебные заведения следующих типов: 1) пастырские училища с полным богословским образованием в объеме усовершенствованных (количественно и качественно) программ нынешних духовных семинарий; 2) пастырские училища с неполным богословским образованием 199 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

прот. Владимир Сорокин Часть XIII. Вечная память Начавшаяся еще при жизни митрополита Ленинградского и Новгородского Григория – постоянного члена Священного Синода – публикация биографических материалов о нем продолжается до настоящего времени. В статьях, помещаемых в церковных и светских изданиях 478 , отмечается его высокий авторитет и многочисленные труды на пользу Русской Православной Церкви. Венок на могилу Митрополита Ленинградского и Новгородского Григория в первую годовщину его смерти – 5 ноября 1956 года «5-го ноября, в день годовщины Митрополита Ленинградского и Новгородского Григория, в академическом храме, после ранней заупокойной Литургии, о. ректором в сослужении академического духовенства, была отслужена панихида. На панихиде присутствовали наставники и воспитанники Академии и Семинарии и служащие. Перед началом панихиды о. Ректором было произнесено слово, посвященное памяти почившего Владыки Митрополита. В 9 часов все учащиеся собрались в Актовом зале Академии, где Инспектор проф. Л. Н. Парийский произнес речь о почившем архипастыре. В 1 час дня Митрополитом Елевферием с Ленинградским духовенством была отслужена панихида на могиле почившего. Перед панихидой Митрополит Елевферий произнес краткое, но прочувствованное слово, призывая к молитве об усопшем иерархе. Слово о. ректора, прот. М. Сперанского: „Покойный Владыка по занимаемому им положению стоял высоко на свещнице Церкви Русской Православной и по общему признанию в редкой мере был наделен умственными и духовными дарованиями: острым и ясным умом, глубоким жизненным опытом и мудростью, неистощимой энергией в труде, и при своем разностороннем образовании воплощал в своей личности все лучшее, передовое, что составляет признак истинно культурного человека в высоком смысле этого слова. Все эти данные ему от Бога таланты, Владыка Григорий всецело отдавал на служение Церкви и Родине, и в этом подвиге служения он понимал смысл всей своей многосторонней и содержательной жизни, 85-летний юбилей который он отметил в прошлом 1955 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010