Затем после 71-го псалма: «Благословен Господь Бог Израилев, Единый творящий чудеса, и благословенно славное Имя Его вовеки, и наполнится славою Его вся земля! Да будет, да будет так». Следом идет 20-й стих, или надписание 72-го псалма: «оскудеша песни Давида, сына Иессеова», то есть «окончились песни Давида, сына Иессеева». Хотя после этого надписания дальше тоже встречаются псалмы с надписанием «ле Давид», то есть «псалмы Давида». По-видимому, они окончились не в том смысле, что больше их там не будет, но это знаменует один из этапов сложения, формирования Псалтири. Затем после 88-го псалма: «Благословен Господь во веки, да будет, да будет так». После 105-го псалма есть указание, которое позволяет нам понять смысл этого «аминь, аминь». Здесь говорится так: «Благословен Господь Бог Израилев во все века! И скажет весь народ: Да будет так, да будет!». То есть это благословение, на которое должен следовать общий ответ «аминь». Так же, как это у нас в богослужении до сих пор и делается: в ответ на возглас священника лик отвечает «аминь». С точки зрения истории указанные 5 разделов показывают нам этапы формирования Псалтири как сборника, который постепенно увеличивался в объеме. Однако такое деление заключает в себе и духовный смысл. Богодухновенность касается не только момента написания каждого конкретного стиха, но и структура каждой книги тоже имеет определенный смысл. Согласно святителю Григорию Нисскому в этих пяти разделах представлены пять степеней духовного восхождения по которым, начиная с отвращения от пути нечестивых, душа, через созерцание различных благ и приобретении добродетелей, возводится к «полноте и главизне человеческого спасения» c. 28]. От «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых» (Пс. 1:1) в начале, то есть от самой нижней ступеньки, с которой начинается восхождение, до «Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его во утвержении силы Его Всякое дыхание да хвалит Господа» (Пс. 150:1, 6) в конце, изображающего ликование преображенной твари. Ссылки по теме

http://sedmitza.ru/lib/text/431321/

Упоминается в Библии и блуд, также процветавший в Содоме: «Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою» ( 1Кор. 6:18-20). О содомском грехе в православии принято говорить на исповеди. Взгляд Церкви на грех содомии Святитель Григорий Нисский считал, что содомский грех имеет значение не только для души самого человека, но и наносит оскорбление всему роду грешника: «…Блудомназывается исполнение похоти, соделанное с кем-либо без обиды другому, а прелюбодеянием навет и обида чуждому союзу. К сему относят скотоложство и мужеложство, потому что и сии грехи суть прелюбодеяния противу естества. Поелику причиняется обида чуждому роду, и притом вопреки естеству» (Каноническое послание святого Григория, епископа Нисского, к Литоию, епископу Мелитинскому, правило 4). Пророк Исаия сравнивал своих современников с первыми содомлянами, указывая на их грехи: «Слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский!» ( Ис. 1:10). Иисус Христос сравнивал Свое Второе Пришествие с судом, которым Господь судил жителей Содома: «но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится» ( Лк. 17:29-30). Писание однозначно и четко говорит о тяжести и значении содомского греха для души человека, поэтому так важно упоминать его на исповеди. Содомский грех искореняется путем покаяния. «Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю. Если захотите и послушаетесь, то будет вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят» ( Ис.1:16-17). Блудным сожительством в Церкви называют также «гражданский брак». Протоиерей Александр Ильяшенко объяснял : «в наш язык вошло словосочетание «гражданский брак», как подмена понятий. Гражданский брак, на самом деле, это брак, зарегистрированный по гражданским законам данного общества, и Церковь к такому браку относится с уважением. Вот что говорится в «Основах Социальной концепции Русской Православной Церкви». Священный Синод Русской Православной Церкви 28 декабря 1998 года с сожалением отметил, что «некоторые духовники объявляют незаконным гражданский брак или требуют расторжения брака между супругами, прожившими много лет вместе, но в силу тех или иных обстоятельств не совершившими венчание в храме… Некоторые пастыри-духовники не допускают к причастию лиц, живущих в ‘невенчанном’ браке, отождествляя таковой брак с блудом». В принятом Синодом определении указано: «Настаивая на необходимости церковного брака, напомнить пастырям о том, что Православная Церковь с уважением относится к гражданскому браку»».

http://pravmir.ru/sodomskiy-greh-chto-et...

В экзегезе отцов Церкви эти смыслы углубляются. В трактате святителя Григория Нисского «Об устроении человека» «образ» (eikon) рассматривается как нечто данное человеку от природы, а «подобие» (omoioma) как тот высший идеал, или предел (telos), к которому человек должен стремиться . Как учил святой Максим Исповедник , человек в особенности причастен Богу. «Душа человека является образом Самого Божественного Логоса, проявившегося в мире Своими энергиями. Она имеет в себе как бы всю совокупность своих энергий… Как в мире Логос являет Себя сущим в ипостасной Бытийности и Жизни, так и в душе человеческой обнаруживает себя Разум, имеющий Ум и Жизнь, – в соответствии с тем, как и в человеке разумно-словесная (практическая) способность (logos) покоится в уме и проявляется в жизненной силе души» . Итак, согласно святому Максиму Исповеднику, в Адаме присутствует совокупность энергий логоса, следовательно, он являлся некоей энергийной целостностью. И следовательно, можно полагать, что он сочетал в себе все четыре онтологических типа. Подтверждение этой мысли мы встречаем и у других отцов Церкви. Святитель Григорий Нисский именует Адама всечеловеком. По выражению блаженного Августина, Адам есть «весь род человеческий» («totus genus humanorum»), и не только в силу того, что он – предок человечества, но и потому, что он представляет изначально целостный тип как носитель образа Божия, еще не поврежденного грехопадением. Эта мысль отцов о всечеловечности Адама подтверждается библейским текстом. Из него мы видим, что Адам является носителем свойств самых разных типов. Во-первых, необходимо отметить, что само повеление «владычествовать» связано с задачами управления и, следовательно, со структурно-организационным типом. Проявление структурно-организационного типа видно также в образе Адама – возделывателя райского сада: «И взял Господь Бог человека, [которого создал], и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2: 15). Адам является также носителем энергийно-образовательного типа, поскольку он дает имена зверям: «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым…» (Быт. 2: 19–20).

http://pravoslavie.ru/60583.html

Эта же идея созерцательного соревнования имеет место и в текстах Нового Завета. «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух. Но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (Послание к Коринфянам, гл. 9, стихи 24–27). Духовное делание, подвижничество здесь сравнивается апостолом Павлом со спортивными играми, точнее, с так называемыми Истмийскими играми. Это были вторые по значению игры после Олимпийских, и проходили они в Коринфе – родном городе для адресатов послания апостола Павла. Бег, борьба… Нам иногда кажется, что всё это крайне далеко от «духовности», а апостол, напротив, не выбирает их для примера самопожертвования и дисциплины. «Бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух». Бежать «как на неверное» – означает бежать вполсилы и не видя перед собой ясной цели бега: победы. Что же касается второй части фразы, то здесь описывается один из самых популярных в Греции видов спорта – кулачный бой, где «битье воздуха» было промахом, ошибкой. Тело и дух в христианском сознании взаимосвязаны. Тело не способно бежать без духа, а дух не способен к движению без тела. Так, из павловского сравнения спасения с бегом возникает христианская философема движения, которая позже получила развитие у святых отцов. «Путь к Богу есть вечное движение. Кто останавливается в этом движении, тот начинает идти по другому пути – зла. Зло есть дурная бесконечность вращения на месте. Добро – вечное шествие по прямому пути к Богу, где парадоксальным образом движение есть покой – “стояние”» (протоиерей Валентин Асмус об образе бега у святителя Григория Нисского). Способен ли современный человек к подобному «созерцательному» участию в спортивных состязаниях? Безусловно, нам может помешать в этом внешний культурный контекст. «Мы живем в языческом мире», – жалуются иногда священники. Но это совсем не так. Как видно на примере спорта, современный мир потерял живую связь не только с христианскими, но и языческими смыслами.

http://pravmir.ru/slovo-i-telo/

Однако, гораздо более вероятен другой источник — Послание апостола Павла к евреям, где о Христе говорится следующее: «Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом, потому что Бог наш есть огонь поядающий» (Евр. 28:29). Он молит Бога, чтобы Тот не опалил его, но, напротив, проник во все составы тела и оживотворил и преобразил, об о жил, попалил тернии всех грехов. Образ греха как терновника, возможно, восходит к святителю Григорию Нисскому, который так говорил о гордости: «Гордость есть корень терновника, под названием грех» . Значимо, что преп. Симеон осмысляет спасение человека, как сораспятие Христу: «Всего мя пригвозди ко страху Твоему». Здесь чувствуются отзвуки слов св. апостола Павла: «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5:24). Согласно преп. Симеону, на верующем христианине, достойно принявшем Святые Дары, исполняются слова Христа: «Веруйте в свет, да будете сынами света» (Ин. 12:36). Он становится сыном света и всецело пронизан Божественным огнем, так что от него бегут враги видимые и невидимые, злодеи и страсти. Упоминание обо всех святых во главе с Пречистой Божией Матерью напоминает их литургическое поминовение после освящения Святых Даров и связано с евхаристическим контекстом молитвы. Преп. Симеон Метафраст был современником преп. Симеона Нового Богослова и, вероятно, воспринял ряд его богословских идей, в частности — видения Святого Причащения как некоего духовного огня, который может попалить недостойных. Однако, не только это объединяет преп. Симеона Метафраста с преп. Симеоном, но и понимание спасения как уврачевания и обожения человека, просвещения его «ума и тела, чревес и утробы» и его преображения в сына света. Молитва написана шестистопным ямбом или ямбическим триметром. Теперь читатель может ощутить, как она могла восприниматься современниками преп. Симеона. Перевод выполнен по изданию Ευχολογιον το μεγα. Αθηναι, 1992. Надеемся, этот скромный труд удостоится благосклонного внимания читателей.

http://pravoslavie.ru/70030.html

Этот экскурс в экзегезу отцов-аскетов на книгу Бытия 3 был необходим для того, чтобы, во-первых, определить степень свободы ветхозаветного человека, а во-вторых, лучше понять суть дела Христова и той свободы, которую Он нам принес. Действительно ли порабощение диаволу в ветхозаветный период имело столь тотальный характер, что человек не мог не грешить, или это не так? Например, преподобный Максим на этот вопрос дает твердый ответ: “Ум имеет власть и силу следовать или сопротивляться тому, что он пожелает” 24 . Но на практике все не столь однозначно, так как не совсем ясно, властен ли падший человек над своими собственными желаниями. Вот слова апостола Павла, передающие трагичность и противоречивость той ситуации, в которой оказался человек после грехопадения: Знаю, что не живет во мне, то есть, в плоти моей, доброе Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих (Рим 7:18–23). Прежде чем мы попытаемся определить, какова была власть человека над грехом и греха над человеком в ветхозаветный период истории, приведем один библейский пример. Речь идет о нападении змей на израильтян во время их странствования по пустыне, описанное в Чис 21:6–9. Этот пример интересен тем, что в нем вновь возникает образ змея с его сложной символикой. С одной стороны, мы имеем дело с реальными живыми змеями, которым было попущено жалить людей за их грехи, с другой — с медным змеем, взирая с надеждой на которого, люди избегали смерти. Согласно аллегорическому толкованию на этот текст святителя Григория Нисского, живые змеи символизируют “вожделения неразумных людей, вызывают из земли змеев (а всякое порождение дурного вожделения и есть змей) поистине змей — это грех” 25 . А медный змей прообразует Того, Кто должен был пригвоздить грех ко Кресту (ср. Ин 3:14). Именно поэтому люди, взиравшие с надеждой на этот символ, получали исцеление, и змеиные укусы уже не приводили к смерти, однако сами змеи при этом не исчезали, а продолжали жалить 26 . Смысл приведенного примера сводится к следующему: ветхозаветный человек постоянно подвергался нападению врага рода человеческого — диавола, и хотя по милости Божией люди имели возможность и средства противостоять ему, окончательная победа была недостижима.

http://pravmir.ru/greh-u-dverey/

2. В этом месте действует вещественный очистительный огонь, о котором якобы пишет апостол Павел: «Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, — каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня» (1Кор., 3:12–15). 3. То, что речь идёт именно об очистительном огне, подтверждается авторитетом ряда отцов, и в первую очередь, блаженного Августина: «Прохождением через тот огонь, о котором говорит Апостол: “спасется, но так, как бы из огня”, не тягчайшие, но меньшие грехи очищаются» . А также святителя Григория Нисского, пишущего, вообще говоря, об апокатастасисе: «И как те, которые огнем очищают золото от примешавшегося к нему материала, растапливают огнем не только поддельные элементы, не по необходимости расплавляют и чистое вместе с негодным, и когда то истребится, остается золото; и, как очистительным огнем уничтожается негодная материя, так точно необходимо, чтобы и душа, которая соединилась со скверной, была бы в огне до тех пор, пока совершенно не истребятся огнем внесенная скверна, нечистота и негодность» . 4. В существование чистилища Римская Церковь верила чуть ли не с апостольских времён: «эту веру (в существование чистилища — Прим. А.П. ) непоколебленной от самых начал и до сего дня всегда она (Римская Церковь — Прим. А.П. ) возвещала и учила» , причем Восточная Церковь этой вере якобы никогда не противилась. Опровержение латинской доктрины святителем Марком Эфесским Святитель Марк Эфесский В ответ на доклад латинян святитель Марк Эфесский — и по авторитету, и по занимаемой им кафедре являвшийся главой греческих богословов — подготовил свое «Первое слово об очистительном огне» , которое вместе с записями митрополита Виссариона Никейского легло в основу ответного доклада греков , прочитанного Никейским митрополитом 14 июня 1438 года.

http://pravoslavie.ru/100660.html

Об этом и подумаем, читая пророка Божия Моисея и вспоминая святителя Григория Нисского. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Алексей 5 мая 2020, 11:52 Еще один вопрос- действия Иакова с прутьями у водопоя, когда Лаван назначил ему в награду пестрых и черных овец и пестрых коз: " И взял Иаков свежих прутьев тополевых, миндальных и яворовых, и вырезал на них [Иаков] белые полосы, сняв кору до белизны, которая на прутьях, и положил прутья с нарезкою перед скотом в водопойных корытах, куда скот приходил пить, и где, приходя пить, зачинал перед прутьями. И зачинал скот перед прутьями, и рождался скот пестрый, и с крапинами, и с пятнами...А когда зачинал скот слабый, тогда он не клал. И доставался слабый скот Лавану, а крепкий Иакову. " (Бытие 30:37-42) Иаков в переводе означает " хитрый " . А какой урок для нас? Нам тоже можно так хитрить? Галина Б. 3 февраля 2016, 05:58 Ларисе Ворониной. Углубиться в изучение Ветхого Завета, безусловно, стоит. Потихоньку и само все проясняется. Я когда начинала читать Ветхий Завет, была в ужасе. В первый раз часа четыре оторваться не могла. Жанр детектива отдыхает. Предательство, месть, убийства.... Где справедливость? И Новый Завет с тем же подходом читала. Ничего понять не могла. Все с позиций той же справедливости. За что проклинать смоковницу, если еще не время плодоносить? Как можно выкинуть человека с " брачного пира " , если он не в " брачной одежде " , тем более хозяин наприглашал " незваных " в отместку " званым " ? Про " блудного сына " ... Я была на стороне возмущенного старшего сына. А уж про низость и подлость фарисеев... Я быстрее в Воскресение Христа поверила, чем в такую подлость. Потихоньку все в голове улеглось. Вопросы в основном к себе? Не надо даже себя во времена Ветхого Завета представлять. Слава Богу за все. АлександрГ. 1 февраля 2016, 12:34 Если уж говорить честно, то подавляющая часть злодейств, упоминаемых в Библии, это просто наглядный пример того, до каких границ скотства может опуститься тварь, оторвавшаяся от Бога. Эта мысль проста, " как чемодан " , и тем не менее до сих пор находятся люди, попадающиеся в ловушку, клюнув на вопрос лукавого: " чему же там учиться? Вот видите, что сотворили ............. " . И далее следует перечень примеров с цитатами, рассуждениями, уводящими в даль далекую. Не знаешь Библии - молчи и слушай, что говорят Святые Отцы, а еще лучше читай Библию и моли Бога, чтобы послал тебе премудрость, дабы понять Слово.

http://pravoslavie.ru/90076.html

«Нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение». (Из послания апостола Павла к Римлянам 13:1-2) Однако давайте заглянем в древнегреческий текст и посмотрим, насколько верен Синодальный перевод этого места из «Послания к Римлянам». Фраза «ο γρ στιν ξουσα ε μ π Θεο», если ее переводить совсем дословно, должна звучать так: «Ибо не есть власть, если не от Бога». Но даже если не спорить о переводах, то: 1. Во-первых давайте посмотрим в Евангелие глава 23 от Матфея. Вся глава - это обличение власть имущих. Приведу только часть слов Иисуса из этой главы: " Горе вам, и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония. " 2. Мы все знаем, что Иоанн Предтеча обличал Ирода. Как эти два факта вы сочетаете с привычным для нас вариантом перевода? 4.Читали ли святого Паисия Святогорца: " Если Евангельскую заповедь нарушает один человек, то ответственность падает на него одного. Однако, если что-то противоречащее заповедям Евангелия становится государственным законом, то гнев Божий приходит на весь народ для того, чтобы его воспитать. " 5. Читали ли вы Святителя Григория Нисского : " Человек подобен Богу и благословлен свободой, потому что быть хозяином самого себя и не иметь другого хозяина является свойством божественного блаженства. Насильно же перемещать кого-то в другое место значит лишать его (или ее) чести. Если некоторые люди по своему выбору заставляют человеческую природу делать что-то неуместное, они лишают ее блага, которым она наделена, и оскорбляют ее честь, которая приравнивает человека к Богу. Потому что свобода равна Богу. " 6. Помните ли вы как обличал Иоанна Грозного Василий Блаженный? 7. Завершу словами Иеросхимонаха Ефрема, Св. гора Афон, Карули «Всякое послушание и покорность властям, которые правят не по Богу, – есть подготовка нашей души к приходу антихриста и непротивление ему, вольное или невольное. Это ложные и небогоугодные послушание и покорность, которые ведут в погибель». Друзья, помним, что глава церкви - Христос и никто кроме Него.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/11/19/pr...

Это слово поясняет первоверховный апостол Павел: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: храм Божий свят; а этот храм – вы» (1 Кор. 3:16-17). То есть тело каждого человека является храмом Божиим – потенциальным вместилищем Святого Духа. Преграда вражды, мир и Царство Говоря о том, что Богородица разрушила преграду вражды, ввела мир и отверзла Царство, гимнотворец имеет следующее: Она причастна к данным событиям как Матерь Христа. В послании к ефесянам апостол Павел пишет: «Он (Христос. – Л.М., А.М.) есть мир наш, соделавший из обоих (иудеев и язычников. – Л.М., А.М.) одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею» (Еф. 2:14:15). Эта преграда между Богом и человечеством возникла после грехопадения. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что апостол Павел подразумевал под преградой вражду плоти, которая отделяла нас от Бога . Воплотившийся Господь Своею Кровью искупил нас, разрушил преграду и открыл нам вход в Царствие Небесное. По слову святителя Григория Нисского, упразднение вражды между Богом и человечеством заключается в том, что «посредством Себя Иисус Христос воссоединил человеческое с Богом» . Опора веры, Защитник и дерзновение В тексте догматика мы встречаем церковнославянское слово «утверждение», которое переводится как «охрана, подтверждение, якорь, опора» . Причастие настоящего времени активного залога «имуще» образовано от глагола «имети», который переводится как «иметь, считать, понимать» . В греческом тексте использовано слово «κατχοντες», образованное от «κατχω» – «держать, владеть, обладать, понимать» . Общий смысл фразы заключается в следующем. Для человека, утвержденного в вере в то, что Мария Дева есть Богородица (то есть родила Истинного Бога и Истинного Человека Христа), для него Христос есть Защитник. Окончание догматика содержит призыв, обращенный к людям, верным Богу: «дерзайте», то есть «не робейте, ободритесь, будьте смелыми, мужайтесь» . Автор призывает нас не бояться никаких жизненных невзгод, а довериться во всем Всесильному Господу.

http://pravoslavie.ru/143456.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010