За время поездки Н. Чукова Владыка Павел сделал представление Св. Синоду об определении его на должность епархиального наблюдателя. Назначение состоялось 8 сентября 1895 года. Несколько дней спустя пришел и сам указ Св. Синода, где было сказано, что он назначается «Наблюдателем церковно-приходских школ и школ грамоты Олонецкой епархии с причислением к Канцелярии Обер-Прокурора Св. Синода сверх штата, а по рукоположении в сан священника с причислением к Петрозаводскому Кафедральному собору сверх штата же» 132 . Слова указа о «причислении к Канцелярии Обер-Прокурора Св. Синода сверх штата» вызвали у Преосвященного Павла недоумение: он привык быть полным хозяином и единственным начальником всех служащих духовного ведомства своей епархии, а тут, оказывается, какой-то новый вид подчинения обер-прокурору. «Вы, значит, не в моем распоряжении...», – сказал он с нескрываемым огорчением Н. Чукову. «Как я ни объяснял ему, – вспоминает Владыка Григорий, – он настоял, чтобы я просил Высокопреосвященного Антония (Вадковского) разъяснить нашему Владыке значение такого „причисления“. Пришлось обратиться туда. Несколько дней спустя я получил от секретаря Преосвященного Антония письмо, в котором тот по поручению Владыки Антония сообщал, что „причисление к Канцелярии Обер-Прокурора“ делается для того, чтобы я был зачислен на государственную службу и чтобы время, проведенное мною на должности Наблюдателя в светском звании, было зачислено на пенсию. Вопрос был исчерпан, и я вступил в отправление своих новых обязанностей» 133 . К этому времени в Петрозаводск приехал из Якутска новый ректор семинарии архимандрит Стефан (Киструсский), назначенный вместе с тем и председателем епархиального Училищного совета. С ним Н. Чукову пришлось работать в течение первых двух лет своего наблюдательства. Получив указ Св. Синода об определении на должность и побывав у Преосвященного Павла, Н. Чуков нанес несколько официальных визитов: председателю епархиального Училищного совета, губернатору, председателю Губернской Земской Управы, директору народных училищ.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

7 января 1948 г. указом Патриарха Алексия митрополит Григорий был награжден правом предношения Креста за богослужением; в 1950 г. к 80-летию — правом ношения двух панагий. Во время зарубежных визитов Владыка был удостоен наград Поместных Православных Церквей: ордена святых апостолов Петра и Павла 1-й степени (Антиохийский Патриархат), ордена св. ап. Марка 1-й степени (Александрийский Патриархат), юбилейных медалей Антиохийского и Иерусалимского Патриархатов и ордена Ливанского кедра 1-й степени. В 1946 г. награжден болгарским правительством орденом «За гражданские заслуги» 1-й степени. Во всех зарубежных поездках Владыка посещал духовные учебные заведения там, где они были, и стремился к налаживанию взаимоотношений с ними возрожденных духовных школ Русской Православной Церкви. Владыка и ректоры Ленинградской Академии с гордостью показывали многочисленным церковным делегациям свои духовные школы, а гордиться было чем, особенно библиотекой. В октябре 1955 г. митрополит Григорий возглавил делегацию в Румынию на торжества по случаю 70-летия автокефалии и канонизации святых, в Румынской Церкви просиявших, где также провел переговоры с представителями Константинопольского Патриархата относительно статуса Финляндской Православной Церкви. Это была его последняя командировка. «Исключительная роль в возрождении не только Ленинградской академии, но всего духовного образования в нашей Церкви принадлежит митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Григорию (Чукову). Как в свое время святитель Филарет Московский стоял у истоков открывшейся в 1809 году Петербургской духовной академии, так и митрополит Григорий посвятил становлению и развитию богословского образования в возрожденной после Великой Отечественной войны духовной школе всю свою творческую энергию, богатый опыт и знания» - сказал Святейший Патриарх Кирилл в своем приветствии участникам торжеств по поводу 65 летия возрождения Санкт-Петербургских духовных школ в день их престольного праздника святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова 9 октября 2011 года.

http://bogoslov.ru/article/2041545

95 Протоиерей, председатель Петроградского епархиального миссионерского совета, председатель правления общеприходских советов Петрограда и епархии, преподаватель кафедры истории русского сектантства и раскола Петроградского Богословского института. 96 Священник Симеоновской церкви на Моховой улице. Член Общества православных приходов, председатель вероисповедного отдела. 109 Григорий (Чуков), митрополит. Дневники 1918–1922 годов. (Последние годы святительства митрополита Вениамина.)//СПб ЕВ. [Вып.] 32. 2004. С. 70–73. 119 Митрополит Григорий (Чуков). Дневники 1918–1922 годов. Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. Выпуск 32, стр. 76. 123 Всего 5 июля было вынесено десять смертных приговоров: митрополиту Вениамину, Юрию Петровичу Новицкому, Ивану Михайловичу Ковшарову, Леониду Константиновичу Богоявленскому, Михаилу Павловичу Чельцову, Николаю Кирилловичу Чукову, епископу Венидикту (Плотникову), Николаю Александровичу Елачичу, Дмитрию Фроловичу Огневу, архимандриту Сергею (Шеину). 125 Григорий (Чуков), митрополит. Дневники 1918–1922 голов. (Последние годы святительства митрополита Вениамина.)//СПб, ЕВ. [Вып.] 32. 2004. С. 80. 134 В работе над статьей принимала участие Ирина Викторовна Тарасова, к.и.н., зав. архивом Государственного музея истории религии. 137 Последние дни императорской власти/По неизд. документам. Сост. Александр Блок. Петербург, 1921. С. 146. 147 Лихачев А. С. Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси. М., 1975. С. 319. 149 Цит. по записи профессора А. А. Жижиленко, члена Комиссии по разработке нового Уголовного кодекса. Архив автора. 150 Памяти Гоголя (Чествование памяти Н. В. Гоголя по случаю пятидесятилетия со дня его смерти). Киев, 1902. 151 Очерки истории Санкт-Петербургской епархии. СПб., 1994; «Дело» митрополита Вениамина (Петроград, 1922). Регельсон Л. Трагедия русской церкви. 1917–1945. Париж, 1977; Левитин А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты 20–30 годов ХХ века. М., 1960. Т 1–3; Валентинов А. А. «Черная книга» («Штурм небес»). Париж, 1925; Архимандрит Иоанн (Снычев). Церковные расколы в Русской Церкви 20–30 годов ХХ столетия: Магистер. дис. Куйбышев, 1966; Революция и церковь . М. 1919–1924 гг.; Коняев Н. Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский: (Докум. повествование). СПб.. 1997; Нежный А. Плач по Вениамину: Докум. повесть//Звезда. 1996. 4–5.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Архиепископ Григорий, «вступив на Саратовскую кафедру после архиепископа Андрея в октябре 1942 года, оказал полное доверие молодому иеромонаху, поставил его настоятелем собора и способствовал его дальнейшему продвижению» , – писал митрополит Мануил. О том, как архиепископ Григорий не столько «способствовал продвижению», сколько пытался предостеречь патриарха (письмом и телеграммой) от ошибки относительно этого кандидата, и каким образом о. Борис (Вик ) все-таки появился в рядах епископата «в Совете… намекали оч[ень] прозрачно, что можно Вику дать епископство», рассказывает публикуемый дневник (см. публикацию, 10, 17, 23 марта, 12 мая 1944 г.). Здесь не представляется нужным и возможным перечислить все использования историками трудов митрополита Мануила, но дело в том, что есть примеры появления уже и неких «хрестоматийных» образов (т. е. без ссылки на этот «источник») «достойных архипастырей советского периода»: «Заслуживает внимания и тот факт, что архиепископ Андрей (Комаров), открывая в г. Саратове собор в октябре 1942 г., не хотел допускать иеромонаха Бориса до служения, предложив ему сначала покаяться» . «Не хотел допускать», но допустил, а о своих «соображениях» не сообщил ни о. Н. К. Чукову, когда доехал до Саратова ни позже, например, письмом, ни на Соборе 1943 г. Не сообщил он о своих сомнениях и патриарху, когда прибыл на сессию Синода весной 1944 г. (см. публикацию, 3 мая 1944 г.). Следовательно, если архиепископ Андрей хотел «подставить» Святейшего Патриарха и архиепископа Григория, то можно сказать, что у него это получилось. Перефразируя фразу о. Н. Ф. Колчицкого о том что, огромная заслуга почившего в том, что «обновленцы теперь не съедят» (см.: публикация 17 мая 1944 г. ), можно констатировать, что патриарх, более 20 лет противостоявший обновленчеству и не принявший Введенского в епископском сане, принял на себя и этот удар раскольников, оказавшийся смертельным (см.: публикацию, 17 марта 1944 г.). В связи с кончиной Святейшего патриарха Сергия какого-либо разбирательства с архиепископом Андреем, похоже, не было, но, очевидно, патриарх Сергий успел провести с ним беседу (сделать «хорошую взбучку»), так как будучи назначенным на Днепропетровскую и Запорожскую кафедру, которую он занимал до своей кончины, архиепископ Андрей «встал на путь исправления», а именно «запретил в священнослужении клириков, имевших неканоническое поставление (от самочинных и раскольнических лжеархиереев), строго относился к выбору кандидатов на священные степени»

http://sedmitza.ru/lib/text/10324924/

Митрополит Григорий до конца сражался за возвращение Церкви Казанского собора. Не отдали по той причине, что «он на Невском». В декабре 1951 г Тихвине митрополии предали главный храм монастыря в дополнение к переданной ранее церкви «Крылечко», и в Новой Ладоге - второй собор. В 1952 г. к 250 - летию города, по требованию Архитектурного Управления по охране памятников, средствами епархии был произведен ремонт в Никольском соборе на 1 млн.500 тыс.руб., в Князь - Владимирском на 300 тыс.руб., церкви «Кулич и пасха» на 350 тыс.руб. и в Св. Духовском корпусе Лавры на 100 тыс.руб. В 1946 г. в здании Академии разместились епархиальная свечная мастерская (в 1951г. потребляла 18 т. парафина в год ), и просфорня, а в 1948 г. - мастерская по изготовлению нательных крестиков (в 1951 г. шло 300 кг. латуни в год). Свечная и штамповочная мастерские обслуживали все подведомственные митрополиту епархии. Приобретенный епархией в послевоенные годы транспорт в 1950 г. разместился в епархиальном гараже, построенном также на территории Академии. В октябре 1946 г. правительство отметило напряженные труды архиепископа Григория и отцов блокадного Ленинграда (о.о. А.Мошинского, В.Румянцева, П.Тарасова, Н.Ломакина, Ф.Полякова, М.Славницкого и др.) на благо Церкви и ее чад в тяжелые годы войны, наградив медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». К началу 1948 г. владыка Григорий окормлял 325 приходов во вверенных ему шести епархиях: Ленинградской, Новгородской, Псковской, Олонецкой, Эстонской и Финляндии, жизнь в которых постепенно восстанавливалась после войны, и как председатель Учебного Комитета руководил двумя Духовными Академиями и восемью семинариями.. Как сказал Святейший Патриарх Кирилл, «Исключительная роль в возрождении не только Ленинградской академии, но всего духовного образования в нашей Церкви принадлежит митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Григорию (Чукову). Как в свое время святитель Филарет Московский стоял у истоков открывшейся в 1809 году Петербургской духовной академии, так и митрополит Григорий посвятил становлению и развитию богословского образования в возрожденной после Великой Отечественной войны духовной школе всю свою творческую энергию, богатый опыт и знания». [lv]

http://ruskline.ru/analitika/2015/05/12/...

После этого неутомимый прот. Н. К. Чуков в течение ряда лет вел в Никольском соборе в Ленинграде систематические беседы по апологетическому богословию. В 1939 году скончалась жена прот. Н. К. Чукова. В годы блокады Ленинграда он лишился детей. В 1943 году Патриарший Местоблюститель Митрополит Сергий предложил прот. Н. К. Чукову принять монашество. Видя в событиях личной жизни перст Божий, прот. Н. К. Чуков 13 октября 1943 года принял монашество. Ему было дано имя „Григорий“. 14 октября 1943 года иеромонах Григорий был хиротонисан во епископа Саратовского. В речи перед наречением во епископа он сказал: „Как некогда в дни юности, я и сейчас горю желанием отдать свои последние силы на дело Божие“. В 1944 году он – епископ Псковский, временно управляющий Ленинградской епархией. В 1945 году он – Митрополит Ленинградский и постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви. В новом высоком звании деятельность Митрополита Григория была многостороння. Можно сказать, что ни одно крупное событие в жизни Патриархии за 10 лет (1945–1955) не проходило без участия Митрополита Григория. Особенно следует выделить заграничные поездки Митрополита Григория в качестве посла Святейшего Патриарха или в качестве главы церковных делегаций. Митрополит Григорий много раз был за границей: в Латвии, Эстонии, Финляндии, в Болгарии, Египте и на Ближнем Востоке, во Франции и в Америке. Везде Митрополит Григорий производил хорошее впечатление. Везде он вызывал к себе уважение и симпатию. В речах он обнаруживал мудрость, в ответах – находчивость и остроумие. Его острые глаза, казалось, смотрели в душу собеседника и пронизывали его насквозь. Он умел хорошо опровергать тенденциозные слухи, распространяемые среди русских эмигрантов о Родине нашей и о Церкви, слухи, обычно неверные и пристрастные. Вот, например, как он говорил в Париже с церковного амвона: „Я – старый священник, служу с 1897 года. Смею заверить вас: как тогда давно, так и теперь, мы чувствуем себя совершенно свободно в отправлениях своей религиозной совести, в созидании своего спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В силу того, что печатание диссертации Сагарды началось в момент революции в 1917 г., оно не было окончено, и потому вопрос об утверждении Сагарды в ученой степени своевременно не мог быть оформлен». «Организация ученого дела есть истинно ученое дело; даже больше чем написание какой-нибудь книжки; теперь нет возможности и печатать, и необходимо смотреть на дело с точки зрения только фактической работы» , – сказал в свое время выдающийся русский богослов Н.Н. Глубоковский, когда в 1920 году в Петроградском Богословском институте был поставлен вопрос о присуждении звания профессора ректору прот. Н.Чукову, который от него отказывался, не имея еще магистерской степени. Ситуация с печатанием статей и монографий мало изменилась и к середине прошлого века, но даже не столько поэтому, сколько для повышения научного уровня преподавания в Академии, было принято решение в качестве магистерских диссертаций утверждать курсы лекций. Первая публичная защита диссертации на соискание ученой степени магистра богословия на тему «Чин всенощного бдения в Греческой и Русской Церкви» (историко-архелогическое исследование) профессором Академии Н.Д. Успенским состоялась 22 июня 1949 года в открытом заседании Совета Ленинградских Духовных Академии и Семинарии. Диссертацию оппонировал проф. А.И. Сагарда, и первоначально отдал ее соискателю на доработку. Для оформления диссертации Н.Д.Успенский получил испрошенные им 2 тысячи руб. на оплату работы машинистки. Плодотворным в плане научной деятельности стал для Академии 1951 год, когда степени магистра богословия были удостоены Л.Н. Парийский, заведующий заочным сектором С.А. Купрессов, прот. Иоанн Козлов, прот. Иоанн Сокаль, которого митрополит Григорий прочил в ректоры ЛДА, митрополиты Антиохийской Церкви Хауранский Афанасий, кандидат богословия Киевской Духовной Академии выпуска 1913 года, и Эмесский Александр (Холмский), кандидат богословия Казанской Академии выпуска 1918 года. Степени кандидата богословия в 1951 году был удостоен Ф.А. Шишкин. В 1952 году успешно защитился К.А. Сборовский. В 1953 году Совет Академии признал представленные архиепископом Ижевским и Удмуртским Ювеналием (Килиным) сочинения (и справку об окончании им 3-х курсов Харбинского Богословского института с высокими отметками), достойными степени кандидата богословия.

http://bogoslov.ru/article/1151751

Закончив семинарию по первому разряду в 1949 г., буд. Патриарх стал студентом ЛДА. Возрожденные после длительного перерыва ленинградские духовные школы в это время переживали нравственный и духовный подъем. В классе, где учился А. Ридигер, были люди разных возрастов, зачастую после фронта, стремившиеся к богословскому знанию. Как вспоминал А., учащимися и преподавателями, многие из к-рых под конец жизни смогли передать свои знания и духовный опыт, открытие духовных школ воспринималось как чудо. Большое влияние на А. Ридигера оказали профессора А. И. Сагарда , Л. Н. Парийский , С. А. Купресов и мн. др. Особенно глубокое впечатление произвела глубина религ. чувства С. А. Купресова, человека сложной и тяжелой судьбы, к-рый каждый день после лекций шел в храм и молился у иконы Божией Матери «Знамение». Преподаватели выделяли А. Ридигера, отмечая его серьезность, ответственность и преданность Церкви. Еп. Таллинский Исидор, поддерживавший связи с преподавателями ЛДА, спрашивал о своем питомце и радовался, получая благожелательные отзывы о «светлой личности» ученика. 18 дек. 1949 г. еп. Исидор скончался, управление Таллинской епархией временно было поручено митр. Ленинградскому и Новгородскому Григорию (Чукову) . Он советовал А. Ридигеру закончить академию экстерном и, приняв сан, начать пастырское служение в Эстонии. Митр. Григорий предложил юноше на выбор: настоятельство в Богоявленском храме в г. Йыхви, служение вторым священником в Александро-Невском соборе и настоятельство в приходе в г. Пярну. По воспоминаниям А., «митрополит Григорий сказал, что не советовал бы мне сразу идти в Александро-Невский собор. Там Вас знают как иподиакона, пусть к Вам привыкнут как к священнику, а если захотите, то через полгода я Вас переведу в собор. Тогда я выбрал Йыхви, потому что это на полпути между Таллином и Ленинградом. Я очень часто в Таллин ездил, потому что родители жили в Таллине, мама не всегда могла ко мне приехать. И в Ленинград я тоже ездил часто, потому что я пусть и учился экстерном, но заканчивал вместе со своим курсом» (Там же).

http://pravenc.ru/text/64696.html

Короткая передышка, которую советская власть дала Церкви в послевоенные годы, позволила ранее осужденным по политическим статьям прийти на служение в Церковь. В 1947 г. М.В. Гундяев подал прошение Ленинградскому митрополиту Григорию (Чукову) о рукоположении в священный сан. Митрополит Григорий, сам прошедший через расстрельный приговор, многолетнее тюремное заключение, ссылки, предупредил, что священнику, имеющему такую биографию, как у М.В. Гундяева, он не сможет дать приход в Ленинграде: «Если Вы действительно желаете сменить свою ленинградскую квартиру на проживание на самом отдаленном приходе Ленинградской епархии, в селе Петрова Гора, то я Вас рукоположу. Но на служение в городе Ленинграде не рассчитывайте. Так что идите и советуйтесь с супругой». Семья приняла решение переехать в село. Однако митрополит Григорий сумел обойти препоны и 16 марта 1947 г. рукоположил М.В. Гундяева в священный сан, назначив в храм Смоленской иконы Божией Матери на Васильевском острове. Храм незадолго до этого был передан Церкви, после того как 6 лет стоял закрытым. В 1949 г. в семье священника Михаила и Раисы родилась дочь Елена, посвятившая себя, так же как и братья, церковному служению. (Елена много лет проработала в библиотеке Ленинградской (Санкт-Петербургской) духовной академии, с 2013 г. стала проректором по культуре СПбДА, заведующей регентским отделением). В 1951 г. священник Михаил был переведен в Спасо-Преображенский собор, в 1957 г. возведен в сан протоиерея, в 1959 г. назначен помощником благочинного. В 1960 г. переведен настоятелем в Александро-Невский храм в Красном Селе, в 1970 г. назначен настоятелем Серафимовского храма в Ленинграде. В 1972 г. протоиерей Михаил стал настоятелем Свято-Никольского храма на Б. Охте. Параллельно со служением на приходах протоиерей Михаил в 1961 г. окончил Ленинградскую духовную семинарию, в 1970 г. — Ленинградскую духовную академию. В возрасте 63 лет он защитил диссертацию и стал кандидатом богословия. Скончался 13 октября 1974 г. в Ленинграде; в 1984 г. умерла его жена Раиса Владимировна.

http://patriarch.patriarchia.ru/rod-gund...

Статья приурочена к 65-летию кончины митрополита Григория, отдавшего без малого 65 лет делу духовного просвещения на всех его уровнях, в критическое для России время, на смене эпох. Он ясно видел пути выживания духовных школ в условиях отделения Церкви от атеистического государства, и как никто знал обо всех проблемах дореволюционных духовных школ, стараясь избежать их в воссозданных по его проекту академиях и семинариях. Митрополит Григорий возродил свою alma mater Санкт-Петербургскую (Ленинградскую) духовную академию и в течение десяти лет являлся ее непосредственным руководителем. Через 30 лет после закрытия духовных академий и семинарий, к 1948 г. в стране открылись две академии и 8 семинарий, а первым шагом на пути восстановления духовно-учебных заведений стал именно Богословский институт в Петрограде. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл писал: «Исключительная роль в возрождении не только Ленинградской академии, но всего духовного образования в нашей Церкви принадлежит митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Григорию (Чукову). Как в свое время святитель Филарет Московский стоял у истоков открывшейся в 1809 году Петербургской духовной академии, так и митрополит Григорий посвятил становлению и развитию богословского образования в возрожденной после Великой Отечественной войны духовной школе всю свою творческую энергию, богатый опыт и знания» .     © Александрова-Чукова Л. К., 2020   Чуков Н. К., прот. Богословские школы в Ленинграде в послереволюционный период (с 1918 г.). Саратов, 1936. Машинопись. Копия. (Архив Санкт-Петербургской епархии, ф. 3, оп. 3б (Архив митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова). Служение и труды), д. 45, л. 1). Опубликовано в день 100-летия открытия института 16 апреля 2020 г. (Электронный ресурс: ; дата обращения: 25 августа 2020 г.). Николай Никанорович Глубоковский (1863–1937 гг.), доктор богословия, библеист-экзегет, патролог, историк Церкви, заслуженный ординарный профессор Санкт-Петербургской духовной академии, с 1918 г. – профессор Петроградского университета. Состоял архивариусом Второго отделения IV секции Петроградского отделения Единого государственного архивного фонда, которое объединило архивы бывшего Духовного ведомства, в том числе архив Священного Синода. С апреля 1920 г. и до своего отъезда в августе 1921 г. в Европу преподавал Священное Писание Нового Завета в Петроградском Богословском институте.

http://sedmitza.ru/lib/text/9929588/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010