Основу здания часовни составили восьмерик со световым барабаном, перекрытым восьмигранным куполом под шатром с главкой, и прямоугольный объём с папертью и молитвенным залом на 350 прихожан. Ещё во время строительства прихожане вознамерились переоборудовать часовню в полноценную церковь. После получения разрешения от столичной Консистории перестройка была осуществлена по проекту Петербургского губернского правления, гражданского инженера Павла Соколова. Расширив переход между восьмериком и основным объёмом, к зданию пристроили северный и южный приделы под четырёхгранными шатрами с главками, а у основания восьмигранного шатра, что над окнами барабана, добавили ещё две пары малых шатров, тоже с главками. После постройки небольшой надвратной звонницы под шатром с главкой Троицкая церковь в плане окончательно приняла форму креста. Восемь куполов покрыли листовой медью, чтобы сверкали на солнце и были видны издалека, а стены обшили деревом, украсив резными фигурными наличниками и карнизами. Внутреннее убранство состояло из резного белого иконостаса и икон, пожертвованных прихожанами. Гордостью храма были главный престол во имя Святой Троицы с жертвенником, который мастера искусно облицевали белым мрамором. Первые настоятели храма - протоиереи Владимир Сердюк и Николай Пашский - вместе с несколькими строителями здания удостоены чести быть погребёнными в церковной ограде. С началом революционных перемен 1917 года в жизни Всеволожской церкви начались новые времена. Справедливости ради стоит отметить, что большевистские власти отнеслись к этому храму щадяще, лишь изъяли церковные метрические книги, но богослужения не прерывали. Осенью 1925-го прихожанам даже удалось взять в аренду у Всеволожского исполкома весь прицерковный участок, включая жилые и хозяйственные постройки. Беды пришли позже: по ложным обвинениям в антисоветской и религиозной пропаганде были репрессированы настоятель храма протоиерей Александр Логиневский и церковный староста Василий Субботин. Храм закрыли в 1938 году, и до начала Великой Отечественной войны его помещение использовали в качестве зернохранилища. Затем тут развернули мобилизационный пункт, а когда в 1943-м фронт откатился далеко на запад, Божий дом приспособили под кинотеатр. Но уже год спустя сотни наиболее уважаемых жителей округи обратились к управлявшему епархией архиепископу Григорию (Чукову) с просьбой помочь снова открыть их родной храм. Это удалось сделать на волне народного ликования спустя месяц после великой Победы. Более этот храм уже не закрывался. Постепенно он был отремонтирован, утраченное внутреннее убранство восполнено, и богослужения продолжаются здесь по сей день.

http://sobory.ru/article/?object=01488

Правительство Финляндии стремилось к автокефалии, за которой обратилось к Константинопольскому Патриарху. В июле 1923 года Патриарх Мелетий IV принял Финляндскую Церковь в свою юрисдикцию в качестве епископии с правом широкой автономии. В 1924 году архиепископ Выборгский и всея Финляндии Серафим (Лукьянов) был отстранен властями от управления Церковью, а в 1925 году главой Финляндской Церкви стал епископ Сортавальский Герман (Аав) с титулом Архиепископа Карельского и всей Финляндии. В 1935 году Выборгская епархия была восстановлена. Но по результатам Советско-финской войны с 1940 года Выборг вместе с Карельским перешейком отошел к СССР, войдя таким образом в состав Ленинградской епархии. Даже после эвакуации Выборгского епархиального управления епископ Александр (Карпин) носил титул «Выборгский», измененный после 1945 года, по окончании Великой Отечественной войны. В 1944 году Выборг окончательно вошел в состав СССР. Тогда в городе образовалась небольшая группа людей, которые в августе 1946 года подали прошение митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Григорию (Чукову) с просьбой возобновить службы в сохранившемся, но опустошенном соборе. С марта 1948 года выборгский Спасо-Преображенский собор стал утешением для верующих всего Выборгского района Ленинградской области и даже одним из мостов дружбы, связывающих народы двух соседних стран. 19 июля 1962 года решением Священного Синода был восстановлен титул «епископ Выборгский» для викариев Ленинградской епархии. С 1976 года в течение 10 лет свое архипастырское служение как епископ Выборгский, викарий Ленинградской епархии, совершал Преосвященнейший Кирилл (Гундяев), ныне Святейший Патриарх Московский и Всея Руси. 12 марта 2013 года в составе Санкт-Петербургской митрополии была вновь учреждена самостоятельная Выборгская епархия. Первым епископом Выборгским и Приозерском стал Преосвященнейший Игнатий (Пунин). Полный титул архиерея «Выборгский и Приозерский» указывает на связь не только с Выборгской и Финляндской епархией, но и со старинной Корельской (Кексгольмской) кафедрой.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4988915...

С началом кампании по изъятию церковных ценностей 19 марта 1922 г. прот. Н. Чуков обратился к прихожанам с призывом организовать сбор пожертвований и личных драгоценных вещей для выкупа богослужебных предметов и святынь Казанского собора. 21 марта был вызван для допроса в ГПУ, но отпущен с предупреждением не препятствовать работе комиссии по изъятию. С арестом в кон. апр. большинства членов Об-ва правосл. приходов организовал помощь заключенным. 9 мая в качестве представителя митр. Вениамина присутствовал на заседании комиссии Петроградского Помгола. В сер. мая при поддержке АХ и АН безуспешно пытался предотвратить разрушение соборных иконостасов, представлявших историческую и художественную ценность. 30 мая арестован за «противодействие изъятию церковных ценностей» и привлечен как один из основных обвиняемых по делу «петроградских церковников». 10 июня начался судебный процесс (см. ст. Петроградский процесс 1922 г. ), на к-ром о. Николай и митр. Вениамин сидели рядом на скамье подсудимых. 4 июля подсудимым было предоставлено последнее слово; так же как и др. обвиняемые, прот. Н. Чуков виновным себя не признал, подчеркнув, что, «если нужно, я встречу смерть спокойно» («Дело» митр. Вениамина. С. 82). 5 июля Петроградским губ. революционным трибуналом вместе с митр. Вениамином и 8 др. обвиняемыми приговорен к расстрелу. 13 июля Политбюро ЦК РКП(б) вынесло решение оставить приговор в силе в отношении митр. Вениамина, архим. Сергия (Шеина) , проф. Новицкого и И. М. Ковшарова (см. Иоанн Ковшаров, нмч.). 3 авг. постановлением Президиума ВЦИК прот. Н. Чукову расстрел был заменен 5 годами лишения свободы. Отбывал срок в петроградской тюрьме. 24 нояб. 1923 г. Президиум ВЦИК постановил считать оставшийся срок наказания условным. 30 нояб. выпущен на свободу. Ввиду захвата Казанского собора обновленцами (см. ст. Обновленчество ) и самороспуска Богословского ин-та (6 мая 1923), контроль над к-рым стремилось установить обновленческое Петроградское ЕУ, прот. Н. Чуков обратился к 1-му вик. Петроградской епархии Лужскому еп. Мануилу (Лемешевскому) с просьбой о причислении сверх штата в клир Воскресения Христова собора в С.-Петербурге . 29 марта 1924 г. временным управляющим Петроградской епархией Кронштадтским еп. Венедиктом (Плотниковым) назначен настоятелем Николо-Богоявленского собора в С.-Петербурге с сохранением номинального настоятельства в Казанском соборе. Со 2 апр. того же года заведовал Богословскими курсами Центрального городского р-на, преподавал апологетику и патристику. Одновременно разрабатывал проект положения о Высших богословских курсах , после регистрации к-рых 25 сент. 1925 г. избран их ректором. 25 нояб. 1926 г. удостоен ученой степени магистра богословия за соч. «Мессианские представления иудеев по таргуму Ионафана, сына Узиелова».

http://pravenc.ru/text/166689.html

– Формула поминовения всех погибших во 2 мировой войне. Была утверждена в мае 1947 г. 359 – Акафист преподобному Моисею, составленный игуменом Василием (Прониным), духовником Домбровского женского монастыря в Закарпатской области. Утвержден в марте 1951 г. 360 – Чин погребения инославных. В феврале 1949 г. Синод поручил митр. Григорию (Чукову) отредактировать составленный патриархом Сергием чин погребения инославных христиан. 361 После того, как эта работа была завершена, Синод постановил «Чин отпевания и панихиды по инославным, составленный патриархом Сергием, благословить к употреблению в тех случаях, когда к священнику обращаются с просьбой отпеть или совершить панихиду по инославным христианам». 362 – Формула поминовения властей предержащих, предложенная Календарно-богослужебной комиссией. Утверждена в феврале 1958 г. 363 – Тропарь св. Игорю Черниговскому, составленный митр. Никодимом (Ротовым). Утвержден в декабре 1964 г. 364 Не утверждены: – Акафист святителю Иоанну Златоусту , составленный священником Георгием Саловьяновым. Акафист рассматривался в сентябре 1947 г. и не был утвержден, «так как имеется давно уже составленный и одобренный Святейшим Синодом Акафист Св. Иоанну Златоусту ». 365 – Акафист Божией Матери пред иконой Ея Тамбовской, представленный еп. Тамбовским Иоасафом (Журмановым). Рассматривался в октябре 1947 г. 366 – Акафист на Рождество Христово, составленный могилевским прот. К. Раиной. 367 – Акафист священномученику Власию. При рассмотрении в июне 1949 г. был признан «не совсем пригодным для общецерковного пользования». 368 – Акафист святителю Иосифу, митрополиту Астраханскому, составленный И.Е. Кочергиным. В июле 1958 г. был признан неприемлемым к богослужебному употреблению. 369 Результаты обсуждения неизвестны: – Акафист всем святым в земле Российстеи просиявшим, представленный архиеп. Мануилом (Лемешевским) . В июне 1948 г. был передан на отзыв архиеп. Новосибирскому Варфоломею (Городцову). 370 – Акафист священномученику Власию, составленный священником Леонидом Ненарокомовым. 371 В июне 1949 г. был передан на рассмотрение еп. Исидору (Богоявленскому). 372

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Отец Владыки Григория, Кирилл Абрамович Чуков (1839–1889), родился в деревне Пудожская Гора Повенецкого уезда, но, будучи по происхождению крестьянином, крестьянским трудом никогда не занимался. Он рано выучился грамоте, хотя писал не всегда правильно, и десяти лет его взял к себе в канцелярию окружной начальник за красивый почерк, случайно увидев маленького грамотея, когда приехавшие из Пудожской Горы крестьяне привезли его в Повенец, чтобы расписаться за них в каких-то бумагах. Потом ему пришлось служить по торговой части: сначала в Петрозаводске у купца Ивана Лаврентьевича Скокова, который был церковным старостой в соборе, и Кириллу Чукову часто приходилось заменять хозяина. Затем его направили в Петербург, где он был старшим доверенным парфюмерной фирмы Линде и даже ездил с товаром на Нижегородскую ярмарку. В 1869-х годах, до переезда в Петрозаводск, Кирилл Абрамович служил старшим доверенным какого-то петербургского виноторговца. Даровитый от природы, с прекрасной памятью, живой, веселый, общительный, Кирилл Абрамович обладал редкой способностью прекрасно рассказывать и благодаря тому, что вращался среди множества людей, мог поддержать любой разговор, вставляя в речь даже французские и немецкие выражения. Мать Владыки, Анна Ивановна (род. 1841), была родом из деревни Песчаное Пудожского уезда. Она происходила из подлинно крестьянской семьи Барышевых и занималась крестьянством и обычным деревенским хозяйством (пряжа льна, тканье холста, вышивка) 16 как до замужества, так и во время него, пока муж жил в Петербурге. Росла она без отца, который рано умер, и вся большая семья (две дочери и два сына) была на руках у матери Дарьи Ивановны – бабушки Владыки Григория, которую он очень любил, – и деда их, Алексея Ивановича. Семья была трудовая, обычной средней зажиточности, серьезная и скромная. «Мать моя, – вспоминает Владыка, – как и брат ее Василий, были нрава открытого, добродушного, живого и мягкого; другая сестра – Степанида и брат Иван были более замкнуты. Мать моя грамоте не училась, но от природы была одарена умом наблюдательным, вдумчивым и обладала удивительным тактом в отношениях. Скромная вообще, она чужда была каких-либо пересудов; разговор ее носил всегда положительный характер; говорила она без всяких признаков деревенского произношения, совершенно правильною речью, и вообще в меру. Она была очень трудолюбива, и я никогда не видал ее праздною, без какой-нибудь работы в руках» 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В военные годы в семье отца Всеволода не скрывали патриотических чувств. Его сын Иван вспоминал, что однажды он в драке с другими подростками, доказывал, что Сталинград не взят немцами (в результате чего был составлен протокол в полицейском участке), а после прихода в Пазарджик советских войск его на основании полицейского протокола «премировали от командования» килограммом сахара. Важную роль в судьбе о. В. Шпиллера сыграл тот факт, что, служа тюремным священником, он фактически спас жизнь нескольким антифашистам. Как уже говорилось, за время его службы в пазарджикской тюрьме не был приведен в исполнение ни один смертный приговор. Кроме того, священник отказался служить панихиду по погибшим в Сталинграде немцам. В докладной записке митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Григорию (Чукову) от 31 мая 1946 г. о. Всеволод писал: «В немецкой противорусской пропаганде... некоторые из болгарских архиереев участвовали совершенно открыто. Одни из них говорили по радио, причем не только из Болгарии, но и из Германии (м[итрополит] Паисий, м[итрополит] Филарет), другие отдавали распоряжения, вроде одного, согласно которому священники должны были в воскресный день, при особенном стечении сгонявшейся для этой цели публики, отслужить панихиды по немцам, погибшим в Сталинграде при взятии его русскими». В связи с этим распоряжением у о. Всеволода произошло столкновение с тогдашним его духовным начальством – митрополитом Пловдивским Кириллом, так как священник не только не принял участие в панихиде, но и выразил свой протест. 10 сентября 1944 г. население Пазарджика радостно встретило советскую армию. Однако уже вскоре армейские органы НКВД начали арестовывать русских офицеров из эмигрантской среды. Был взят под стражу и священник В. Шпиллер, но через некоторое время его освободили, не предъявив никаких обвинений. Свою роль сыграл тот факт, что в архивах полиции обнаружился протокол по поводу драки сына священника за Сталинград. В связи с тем, что благодаря о. Всеволоду не расстреляли нескольких приговоренных к смертной казне революционеров, председатель околийского комитета Отечественного фронта предложил ему возглавить Пазарджикское отделение Красного Креста, как уважаемому русскому и лояльно относящемуся к болгарскому народу человеку. В результате уже в сентябре 1944 г. священник стал сотрудничать с новой властью.

http://sedmitza.ru/lib/text/6346355/

«Доктор предложил немедленно распустить учеников по домам. Преосвященный согласился. Срочно были оповещены родители телеграммами. К счастью, совершенно необычно озеро освободилось ото льда, очень рано пароход пришел, вместо обычного 8–10 мая – 23 апреля, и мы в тот же день почти всех учеников отправили по домам до осени» 69 . Летом того же 1890 года было решено провести ремонт старинного училищного здания и устроить дренаж 70 , чтобы избавиться от сырости. Н. К. Чукову пришлось наблюдать за работами, а за отсутствием десятника отчасти и руководить ими по указанию архитектора. Следя за ремонтом и осматривая здание, он «набрел в мезонине на часть библиотеки, сваленной в углу, где между прочим нашел журнал „Семья и школа“ за семидесятые годы. Здесь было много статей педагогического содержания, были отчеты ревизовавших духовное училище членов Учебного Комитета» 71 Все это очень заинтересовало молодого воспитателя. Николай Чуков нашел тут многое, что заставило его углубиться в вопросы воспитания, что осветило ему собственные обязанности, что дало толчок к разумной постановке воспитательного дела в дальнейшем. Осенью помощник смотрителя А. П. Надежин получил назначение в Каргополь. Исполнять его должность временно стал учитель греческого языка ГА Кириллов – «человек живой, энергичный, строгий в отношении исполнения обязанностей и требовательный к ученикам» 72 , проводивший все время в училище. «У него в классах во время вечерних занятий бывала такая тишина, что буквально можно было слышать полет мухи. Ученики занимались, не мешая друг другу разговорами» 73 . Николай Чуков увидел в Г. А. Кириллове «прекрасное применение теоретических начал воспитания на практике»: «Мы с Григ[орием] Алекс[андровичем] то в одном, то в другом классе проверяли неуспевших, объясняли непонятное, подгоняли поленившихся. И так это было дружно, спокойно и приятно работать! Уменьшились шалости, улучшились успехи, наказаний почти не было, потому что ученики были все время на глазах и среди работы, и им не было времени для каких-либо проказ. Мне лично было грустно расставаться с Григ[орием] Алекс[андровичем] как исполняющим] обязанности] помощника смотрителя» 74 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ее автор — протоиерей Николай Харьюзов — писал об эволюции отношения церкви к коммунизму более или менее откровенно: «Грянула Великая Октябрьская революция. Власть взяли большевики — коммунисты. Многие церковные люди сначала не поняли всей грандиозности и своеобразности совершившегося. Они обращали свое внимание на внешнее, несущественное, не понимая внутренней закономерности диалектического перехода от революции буржуазно-демократической к революции социалистической. Многие думали, что без самодержавия, без царя не может быть и Церкви» . После такого «признания», которое сопровождалось утверждениями, что «тридцатилетие советского строя насыщено таким богатством содержания, такой энергией и разнообразием пройденного пути, такими колоссальными, титаническими достижениями почти во всех областях жизни, что вряд ли целое столетие могло вместить то, что СССР дал за тридцать лет», оказалось возможным вспоминать «старое время», оттеняя им советскую действительность. Наиболее последовательным панегириком советской власти, причем с акцентом именно на социальных преобразованиях, составлявших программу социализма, была статья А. Шаповаловой (Антонина Александровна Шаповалова, будучи сотрудницей редакции ЖМП, была близка к митрополиту Григорию (Чукову)  «К 30-летию советской власти»: «Не будет лишним напомнить здесь о том, что все эти, невиданные еще в мире, достижения — результат действия основного принципа советской власти — вовлечения в строительство социализма самых широких народных масс, то-есть принципа самого широкого демократизма». Речь в статье шла, конечно, не о демократии. Если отец Николай «каялся» в контрреволюционных идеях церкви 1920-х, то товарищ Шаповалова «кляла» дореволюционные порядки: «Есть также три области общественной жизни, которые в старой, дореволюционной России близко соприкасались с религиозной деятельностью: это — здравоохранение, просвещение и социальное обеспечение. Старые идейные пастыри Русской Православной Церкви помнят, какая безнадежность охватывала их при сопоставлении мизерных возможностей, почерпнутых ими из сердобольной благотворительности своих прихожан, и той необъятной потребностью во врачебной помощи, в школах, в поддержке престарелых и инвалидов, какая была в дореволюционной России.

http://bogoslov.ru/article/6193120

Ирина Бабич Начальник отдела информационно-поисковых систем Государственного архива Российской Федерации Ольга Копылова зачитала доклад «Документы иерархов Церкви Русской в составе фондов Государственного архива Российской Федерации», посвятив основную часть своего выступления митрополиту Григорию (Чукову), сведения о жизни и аресте которого она обнаружила в фонде Совета по делам религии. Она также призвала всех, кто трудится над исследованием материалов по новомученикам внимательнее изучать фонды государственных учреждений, так как в них можно обнаружить документы и личные архивы иерархов Русской Православной Церкви. Ольга Копылова Ирина Канурская, сотрудник «Регионального Фонда Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви» выступила с докладом на тему «Роль одежды в возрождении традиционных основ русской жизни (по трудам духовных мыслителей и ученых)». В качестве презентации Ирина Канурская показала фотографии русской народной одежды: – С 30-х по 80-е годы советская власть запрещала носить женскую народную одежду и это не случайность. Искажения на иностранный лад всех внешних форм быта: одежды, устройства домов, домашней утвари, образа жизни, кажутся для многих совершенно несущественными и безразличными, но при тесной связи внутреннего с внешним, едва ли это может быть так.  Роль одежды отражает и прямо влияет на формирование личных качеств человека. Ирина Канурская Завершила работу секции Зинаида Иноземцева, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института документоведения и архивного дела, заместитель главного редактора журнала «Вестник архивиста», Заслуженный работник Российской Федерации. В докладе «Агиография новомучеников и исповедников Церкви Русской. Проблемы и решения» она отметила важность агиографического подхода к работе с документами о новомучениках: Зинаида Иноземцева – Именно агиографические исследования архивных документов – неотъемлемая часть работы по подготовке материалов для включения имени священнослужителя или мирянина в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской, составления их житий.

http://pravmir.ru/ishhite-prezhde-edinen...

…Продолжая знакомить читателя с этим замечательным священником, скажем, что свои богословские курсы будущий отец Владимир прошел не в семинарии — он был исключен из Ленинградской Духовной семинарии за протест против обмирщения семинарской жизни — с обязательными «культпоходами», концертами, посещениями всевозможных праздников. К владыке Григорию (Чукову) отправилась делегация из трех студентов, рассказавшая о протесте среди семинаристов, в том числе и Владимир Залипский. Владыка Григорий был на стороне семинаристов, он даже попытался устранить из семинарии главного «культпросветработника» в сане протоиерея, но у того были сильные покровители, которые добились исключения «возмутителей спокойствия». Итак, курс богословия будущий священник прошел на таллинской обувной фабрике «Коммунар», где, числясь инженером по технике безопасности, он шесть лет просидел в канцелярии, читая духовную литературу и переписывая тексты Святых Отцов. Его супруга Наталья Николаевна вспоминает то, что рассказывал о своей «коммунарской» жизни отец Владимир: «Когда он вернулся в Эстонию, то год здесь ходил, не мог устроиться на работу, потому что документы у него были из лагеря и из семинарии, где он учился и откуда его выгнали. Ни то, ни другое не подходило. Но все-таки ему удалось устроиться на обувную фабрику „Коммунар“, в цех. Там он всё жития святых переписывал, авву Дорофея , Ефрема Сирина, прпп. Варсонофия и Иоанна. Из „ Моей жизни во Христе “ св. праведного Иоанна Кронштадтского было много довольно больших выписок. Фабричные никак не могли понять, зачем это человек все пишет…» Владимир Залипский в годы работы на фабрике «Коммунар» В некоторых беседах отец Владимир с благодарностью вспоминал своего начальника, который был человеком неверующим, но к занятиям подчиненного относился доброжелательно и ему не мешал. Только никак не мог понять, что же это такое — «христианская любовь»… Думается, многие люди, общавшиеся с отцом Владимиром и получавшие от него утешение, наставления, могут сказать сегодня: что такое христианская любовь  — им знакомо. Читайте также:

http://pravmir.ru/protoierey-vladimir-za...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010