Закрыть itemscope itemtype="" > Митрополит Григорий (Чуков): вехи служения церкви Божией. Часть 5 Слова на Рождество Христово 1943, 1934 и 1954 годов; страницы дневника военных лет 10.01.2011 1201 Время на чтение 33 минут Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Краткое повествование о служении владыки Григория в предвоенные и военные годы предваряет его патриотическое Слово на праздник Рождества Христова, произнесенное в Свято-Троицком соборе прифронтового Саратова накануне Сталинградской битвы. Слова в день этого праздника в другие годы жизни владыки расскажут о Великой Тайне Рождества Христова. Старцы-архиереи хиротонии 1942 года: «...отдать последние силы на дело Божие» «Препояшьте, муж, чресла и выходите на делание... Господь же да вразумит Вас и укрепит и скажет Вам путь в оньже идти к Вашему спасению и к общей пользе, - писал митрополит Сергий (Страгородский) в письме от 10 декабря 1941 года из Ульяновска, куда была эвакуирована Московская Патриархия, вдовому прот. Н.К. Чукову, с 1935 года находившемуся в ссылке в Саратове, - ...я разумею архиерейство и, конечно, с принятием монашества. Буду ждать от Вас ответа, и хотелось бы утвердительного; но, да будет во всем воля Божия, а не наша...». 10 марта 1935 г. настоятель Никольского собора в Ленинг раде митрофорный протоиерей Н.Чуков в пятый раз, начиная с 1918 г., был арестован («...имеет широкие связи, главным образом среди духовенства тихоновского течения, антисоветски настроен»), и 29 марта 1935 г. постановлением ОСО при НКВД СССР приговорен к административной высылке в Саратов на 5 лет. Он подал Ленинградскому митр. Алексию (Симанскому) прошение о выходе за штат, и 6 апреля 1935 г. вместе с матушкой Валентиной Дмитриевной, которая также была выслана, прибыл в Саратов. В течение года, пытаясь найти на работу, он много ходил по разным учреждениям: просился в университет на любую техническую работу в канцелярию, на должность корректора в типографию, секретаря 3-й медицинской клиники, думал о кафедре латинского языка в Медицинском институте или фельдшерской школе, но с «билетом», вместо паспорта, который был выдан ему из НКВД, везде встречал отказ. Ссыльные регулярно должны были отмечаться в местном отделе НКВД. На месяц о. Николаю удалось устроиться в Университетской библиотеке.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Молитва за Победу Архиепископ Саратовский и Сталинградский Григорий (Чуков): страницы военного дневника 05.05.2010 473 Время на чтение 22 минут В преддверии 65-летия Победы наш журнал рассказывает об архиепископе Саратовском и Сталинградском Григории (до пострижения — протоиерее Николае Чукове) и публикует фрагменты его дневников военной поры. Путь архиепископа Григория — это путь скорбный и подвижнический. Чем больше узнаешь об этом человеке, тем больше удивляешься его мужеству и твердости в вере. Месяцы его архиерейства в Саратове совпали с месяцами, днями, часами Великого Перелома в Великой Войне. И совершено не случайно этот перелом совпал с переломом духовным. Когда читаешь дневники Саратовского и Сталинградского владыки — это становится особенно ясно. Призыв на служение «Препояшьте, муж, чресла и выходите на делание…Господь же да вразумит Вас и укрепит и скажет Вам путь в оньже идти к Вашему спасению и к общей пользе», - писал митрополит Сергий (Страгородский) в письме от 10 декабря 1941 года из Ульяновска, куда была эвакуирована Московская Патриархия, вдовому протоиерею Николаю Чукову, с 1935 года пребывавшему в ссылке в Саратове, - «…я разумею архиерейство и, конечно, с принятием монашества. Буду ждать от Вас ответа, и хотелось бы утвердительного; но да будет во всем воля Божия, а не наша»… 10 марта 1935 г. настоятель Никольского собора в Ленинг раде митрофорный протоиерей Николай Чуков в пятый раз, начиная с 1918 г., был арестован: «...имеет широкие связи, главным образом среди духовенства тихоновского течения, антисоветски настроен», и 29 марта 1935 г. постановлением ОСО при НКВД СССР приговорен к административной высылке в Саратов на 5 лет. Он подал Ленинградскому митрополиту Алексию (Симанскому) прошение о выходе за штат, и 6 апреля 1935 г. вместе с матушкой Валентиной Дмитриевной, которая также была выслана, прибыл в Саратов. В течение года, пытаясь найти на работу, он много ходил по разным учреждениям. Просился в университет на любую техническую работу в канцелярию, на должность корректора в типографию, секретаря 3-й медицинской клиники, думал о кафедре латинского языка в Медицинском институте или фельдшерской школе, но с «билетом», вместо паспорта, который был выдан ему из НКВД, везде встречал отказ. Ссыльные регулярно должны были отмечаться в местном отделе НКВД. На месяц о. Николаю удалось устроиться в Университетской библиотеке, а матушка нашла лишь временную работу пианистки в кино при Доме крестьянина. Невозможность найти постоянную работу послужила одной из причин ее отъезда. Она стремилась к детям в Ленинград.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

прот. Владимир Сорокин Часть II. 1889–1891. Внимательный педагог в духовном училище Итак, кончилось ученье, началась служба. 24 июня 1889 года Николай Чуков был определен надзирателем и экономом Петрозаводского духовного училища. 27-го уже принимал имущество училища как эконом от уходящего В. И. Симонова. 30 июня вечером перешел на казенную квартиру в училище и с 1 июля начал служить. До 15 августа он еще продолжал держать служебник у Преосв[ященного] Павла; с началом же учебного года закончил свое служение в соборе, так как в праздники должен был посещать с учениками раннюю обедню и с 9 часов утра присутствовать на их занятиях. В августе, к началу занятий, в училище стали съезжаться ученики: их жило здесь около шестидесяти. Николаю Чукову нужно было приготовить им все необходимое, нанять служителей, иметь дело с портными, сапожниками и другими поставщиками. В его обязанности входили также покупка и ежедневная выдача продуктов для стола, ведение приходо-расходной и хозяйственной книг. С этим он быстро освоился, и экономическая сторона пошла обычным ходом, переплетаясь с надзирательством. Как раз во время экзаменов Кирилл Абрамович, отец Николая, уехал в Петербург на операцию. У него с 1-го марта открылся рак пищевода. Приехал он после операции очень истощенным. Скоро болезнь его совсем свалила, и 18 ноября в 7 часов 20 минут он скончался. Накануне, в 5 часов вечера Николай был у него, простился, получил его благословение и завещание «не забывать матери». Умер он рано, на пятидесятом году. Хоронили его 20 ноября на Неглинском кладбище в Петрозаводске. На первое свое жалованье (30 рублей при готовой квартире) Николай приобрел себе икону Спасителя. Большую часть жалованья он отдавал матери, пока она не перешла жить к нему в училище. Так началась его трудовая жизнь. Служебный день Н. К. Чукова начинался обычно в 6 часов утра. Он проходил по спальням, наблюдая за встававшими и подбадривая медлительных. Через 45 минут все собирались в столовой на общую молитву и пили чай. Затем ученики шли в классы повторять уроки, а Н. К. Чуков отправлялся вместе со служителем на рынок закупать к обеду рыбу, если день был постный, или посылал к поставщику за мясом. К началу занятий он был уже в классном этаже и, как только преподаватели проходили в классы на уроки, шел в кладовую выдавать продукты к обеду. На переменах ему приходилось быть с учениками в коридоре и классах, а во время уроков он мог проверять все хозяйство – уборку помещений, приготовление пищи, работы во дворе, посещать больных в больнице. В два часа в училище обедали, а потом ученики обычно выходили поиграть на обширный училищный двор. С пяти до девяти часов шли вечерние занятия с небольшим перерывом на чай. Нередко Николай Чуков проверял выполнение заданий и помогал неуспевающим. В девять часов был ужин, в десять – молитва , и ученики

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

прот. Владимир Сорокин Часть IX. 1922–1928. Богословско-пастырские учреждения После своего освобождения отец Николай вновь развернул богословско-просветительскую деятельность. Уже 2 апреля 1924 года Правлением Богословских курсов центрального района он был избран заведующим. В 1924 и 1925 годы эти курсы действовали уже в несколько более расширенном объеме, охватывая не только 2-е городское благочиние, но и весь центрально-городской район. При этом, все поступающие на курсы должны были обязательно сдать в особой Комиссии Народного Комиссариата Просвещения экзамен по политграмоте (такой же экзамен требовался в эти годы и от поступающих в Богословско-Пастырское училище). В отчете за 1924/25 учебный год отмечалось, что на курсах Центрального городского района было сорок восемь человек слушателей (двенадцать мужчин и тридцать шесть женщин); на первом годе – двадцать шесть человек и на втором – двадцать два человека, в возрасте от 24 до 54 лет, в основном со среднем образованием. Учебных дней в году – 184, и за этот период было прочитано 363 лекции. Заведование курсами с 1922 года после протоиерея В. А. Акимова перешло к протоиерею К. К. Эльбу, а со 2 апреля/20 марта 1924 года – к протоиерею Н. К. Чукову. На курсах преподавали известные протоиереи: профессор А. В. Петровский читал Священное Писание Ветхого Завета; А. В. Пакляр – Священное Писание Нового Завета; М. В. Митроцкий – догматическое богословие; П. П. Аникиев – пастырское богословие с аскетикой; Н. К. Чуков – патристику; А. А. Казанский – историю русской церкви и, в частности, историю раскола, свящ. В. И. Колчев – церковное пение; Н. В. Чепурин, а также И. Д. Холопов – апологетику, профессор А. А. Дмитриевский – литургику и церковную археологию, профессор И. И. Соколов – общую церковную историю. К этому времени в стране более или менее установился новый социальный порядок, что на практике означало пересмотр всех аспектов общественного устройства, в том числе и его духовных запросов. Жизнь предъявляла свои требования к каждому явлению. Все подвергалось переоценке в свете новых требований. Каждое явление должно было доказать свою жизнеспособность в указанной и намеченной борьбе. Не обошла стороной эта проблема и духовное образование.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Закрыть itemscope itemtype="" > Архиепископ Максим (Кроха): Богом избранный и прославленный К 20-летию праведной кончины архиепископа  Могилевского и Мстиславского Максима 26.02.2022 1031 Время на чтение 17 минут Двадцать лет назад 27 февраля 2002 года на 74-м году жизни окончил свой земной путь выдающийся архиерей Русской Православной Церкви Максим (Кроха), архиепископ Могилевский и Мстиславский. И чем дальше в прошлое уходит этот скорбный день, тем больше те, кто знал владыку при его жизни, осознают, с каким великим человеком и архиереем Господь сподобил их общаться, набираться ума, учиться быть православными, сослужить с ним. Как писал известный поэт – лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии.   Всю свою сознательную жизнь от начала учебы в семинарии и до блаженной кончины владыка Максим посвятил служению Богу, в том числе в епископском сане почти 30 лет. Будучи русским человеком, владыка посвятил служению белорусскому православному народу в общей сложности около 27 лет (из них могилевской пастве почти 13 лет). Владыка Максим хорошо знал характер белорусского народа, его быт, историю, духовно-нравственные проблемы. Он был пастырем добрым, умел и вразумить, и утешить, и дать нужный совет, и оказать молитвенную помощь обращавшимся к нему. Отличительными чертами его характера были открытость, простота и доброта.   Архиепископ Максим был призван к архиерейскому служению Самим Богом еще во время его учёбы в Ленинг радской семинарии. Когда в ноябре 1947 г. Ленинград посетил митрополит Гор Ливанских Илия (Карам) (†1969), который молился во время войны за спасение России, семинарист Борис Кроха прислуживал в качестве иподьякона во время божественной литургии. По окончании литургии митрополит Илия после небольшого курьеза, связанного с послушанием иподьякона Бориса, снял с себя одну из архиерейских панагий, благословил его ею, надел на него и по-русски сказал: «Храни, она тебе пригодится». Затем перекрестил Бориса и поцеловал в голову. А призыв-повеление принять монашество прозвучал два года спустя, в 1949 г. В ту памятную ночь с 13-го на 14-е августа Борис Кроха проснулся от сильного грома, увидел на небе Крест и услышал голос: «Не будете как дети – не войдете в Царство Небесное» (это повторилось три раза). Борис обратился за разъяснением этого знамения к своему духовнику иеромонаху Петру и ректору семинарии митрополиту Григорию (Чукову). Владыка митрополит расценил этот знак как волю Божию на принятие семинаристом Борисом монашества и благословил его на этот важный жизненный шаг. Десять дней спустя Борис Кроха уже был пострижен в монашество с именем Максим в честь Преподобного Максима Исповедника (†662).

http://ruskline.ru/opp/2022/02/26/arhiep...

Богослужения в честь святителя Серафима (Соболева) впервые совершены в храме СПбДА февраля 2016 Всенощное бдение с литией 25 февраля возглавил первый проректор СПбДА, заслуженный профессор протоиерей Василий Стойков в сослужении преподавателей и студентов СПбДА в священном сане. Пели три академических хора, в храме молились студенты всех отделений духовной академии и прихожане академического храма. За богослужением были спеты тропарь, кондак и величание святому. Полностью служба святителю еще не составлена, поэтому богослужение совершалось по общей Минее. Во время помазания освященным елеем всем молящимся были розданы иконки святителя Серафима. В ночь с 25 на 26 февраля ректор СПбДА архиепископ Петергофский Амвросий совершил Божественную литургию в храме Двенадцати апостолов. Перед началом богослужения из архиерейских покоев в храм была принесена икона святителя Николая Чудотворца, которая была подарена святителем Серафимом (Соболевым) протопресвитеру Николаю Колчитскому, а затем протоиереем А. Анисимовым была преподнесена в дар выдающемуся церковному деятелю, возродившему деятельность Санкт-Петербургских духовных школ, митрополиту Григорию (Чукову), и с тех пор не покидала стен alma mater новопрославленного святого. Его Высокопреосвященству сослужили протоиерей Богдан Сойко, протоиерей Михаил Браверман, иерей Илия Макаров и другие священнослужители. Пел смешанный хор под управлением монахини Ксении (Каньшиной). В завершении Божественной литургии духовенство и молящиеся пропели славление святителю Серафиму, архиепископу Богучарскому, перед его иконой. После славления владыка ректор обратился к молящимся с архипастырским словом. Архиепископ Амвросий наградил выпускника и преподавателя иконописного отделения СПбДА Александра Сорокивского медалью святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова III степени. Александр создал многие иконописные образы к разным значимым событиям в истории Санкт-Петербургских духовных школ - в частности, им написана икона святителя Серафима (Соболева), которая в день прославления святого была преподнесена в дар лично Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Предстоятель Русской Церкви посетил храмы Санкт-Петербургской епархии и совершил панихиду на могиле своих родителей Санкт-Петербург, 3 апреля 2009 г. 3 апреля, после богослужения в Казанском храме в поселке Вырица Ленинградской области, Святейший Патриарх Московский всея Руси Кирилл посетил храм св. апп. Петра и Павла в Вырице. Этот храм Предстоятель Русской Церкви посещал в детстве вместе со своими родителями. Петропавловский храм был недавно восстановлен и освящен малым чином на праздник Сретения Господня в 2009 году, сообщает пресс-служба Московской Патриархии . Из Вырицы Святейший Патриарх направился в поселок Сиверский, где посетил церковь св. апп. Петра и Павла. Этот храм не закрывался на протяжении 120 лет, а в 1952-1978 годах здесь служил протоиерей Валериан Дыргинт. С отцом Валерианом был дружен отец Святейшего Патриарха Кирилл протоиерей Михаил Гундяев, который приезжал сюда с сыном несколько раз в год. Сегодня Святейший Патриарх совершил здесь литию по приснопамятному протоиерею Валериану. Затем Предстоятель Русской Церкви вернулся в Санкт-Петербург, где посетил посетил Большеохтинское кладбище и совершил панихиду на могилах родителей – протоиерея Михаила и Раисы Владимировны Гундяевых, сообщает Служба коммуникации ОВЦС . М.В.Гундяев, в жизни которого отразились перипетии трудного XX века, в том числе и трагические события в истории Русской Православной Церкви, родился в городе Лукоянове Арзамасского уезда Нижегородской губернии в благочестивой православной семье. Его отец, Василий Степанович, за участие в борьбе с обновленческим расколом был арестован и отправлен на Соловки. После освобождения он был снова подвергнут аресту за религиозные убеждения и долгие годы провел в заключении и ссылках. С ранних лет будущий отец Михаил связал свою жизнь с Церковью. Еще будучи школьником, он в трудные послереволюционные годы нес послушание иподиакона у епископа Лукояновского, викария Нижегородской епархии. По окончании средней школы поступил на Высшие богословские курсы в Ленинграде. Это замечательное учебное заведение создал и возглавил протоиерей Николай Чуков, ставший впоследствии митрополитом Ленинградским и Новгородским Григорием. Отцу Николаю Чукову удалось объединить вокруг созданного им Богословского института — впоследствии по политическим соображениями переименованного в Высшие богословские курсы — лучших профессоров закрытой к тому времени Санкт-Петербургской Духовной академии, а также Санкт-Петербургского университета.

http://pravoslavie.ru/29936.html

Патриаршее поздравление по случаю празднования 65-летия возрождения Санкт-Петербургских духовных школ 9 октября 2011 г. 10:00 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил приветствие участникам годичного акта и торжественных мероприятий по случаю 65-летия возрождения Санкт-Петербургских духовных школ . Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему Владимиру, митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Преосвященному Амвросию, епископу Гатчинскому, ректору Санкт-Петербургских духовных академии и семинарии Начальствующим, учащим и учащимся Санкт-Петербургских духовных школ, гостям торжественных мероприятий Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Сердечно поздравляю вас с днем памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова — небесного покровителя Санкт-Петербургских духовных школ, а также с годичным актом и 65-летием возрождения этого ведущего учебного заведения Русской Православной Церкви. Нынешнее торжество является важным церковным событием. Для меня же оно наполнено еще и глубоко личными переживаниями, ибо в течение 10 лет я имел счастливую возможность трудиться на посту ректора Санкт-Петербургских духовных школ, ставших для меня родными. Отмечая сегодня знаменательную дату, мы должны с благодарностью вспомнить особо потрудившихся здесь во славу Божию, Церкви и Отечеству на пользу. Исключительная роль в возрождении не только Ленинградской академии, но всего духовного образования в нашей Церкви принадлежит митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Григорию (Чукову). Как в свое время святитель Филарет Московский стоял у истоков открывшейся в 1809 году Петербургской духовной академии, так и митрополит Григорий посвятил становлению и развитию богословского образования в возрожденной после Великой Отечественной войны духовной школе всю свою творческую энергию, богатый опыт и знания. В тяжелые времена хрущевских гонений на Церковь неоценимую помощь и поддержку Ленинградской духовной академии оказал приснопамятный митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов) . Благодаря его мудрости и усилиям от духовных школ была отведена угроза закрытия.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/1...

По случаю 100-летия со дня рождения протоиерея Михаила Гундяева его сын митрополит Кирилл совершил богослужение в храме, где отец Михаил служил настоятелем 15 октября 2007 г. 20:33 В нынешнем году исполнилось 100 лет со дня рождения протоиерея Михаила Васильевича Гундяева. 13 октября, в канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы, в Никольском храме на Большой Охте в Санкт-Петербуре, где служил настоятелем отец Михаил, Всенощное бдение совершил сын покойного пастыря митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл в сослужении викария Санкт-Петербургской епархии епископа Петергофского Маркелла . В богослужении также принял участие старший сын отца Михаила профессор-протоиерей Николай Гундяев, настоятель Спасо-Преображенского собора в Санкт-Петербурге. По завершении богослужения на могиле протоиерея Михаила, похороненного возле алтаря храма, была совершена лития. В самый день праздника Покрова Божией Матери митрополит Кирилл в сослужении протоиерея Николая Гундяева и сонма духовенства возглавил Божественную литургию и панихиду у могилы почившего пастыря. Михаил Гундяев, в жизни которого отразились перипетии трудного XX века, в том числе и трагические события в истории Русской Православной Церкви, родился в городе Лукоянове Арзамасского уезда Нижегородской губернии в благочестивой православной семье. Его отец, Василий Степанович, за участие в борьбе с обновленческим расколом был арестован и отправлен на Соловки. После освобождения  он был снова подвергнут аресту за религиозные убеждения и долгие годы провел в заключении и ссылках. С ранних лет будущий отец Михаил связал свою жизнь с Церковью. Еще будучи школьником, он в трудные послереволюционные годы нес послушание иподиакона у епископа Лукояновского, викария Нижегородской епархии. По окончании средней школы поступил на Высшие богословские курсы в Ленинграде. Это замечательное учебное заведение создал и возглавил протоиерей Николай Чуков, ставший впоследствии митрополитом Ленинградским и Новгородским Григорием. Отцу Николаю Чукову удалось объединить вокруг созданного им Богословского института — впоследствии по политическим соображениями переименованного в Высшие богословские курсы — лучших профессоров закрытой к тому времени Санкт-Петербургской Духовной академии, а также Санкт-Петербургского университета.

http://patriarchia.ru/db/text/309495.htm...

Святейший Патриарх Кирилл совершил литию на могиле своих родителей 3 апреля 2009 г. 18:46 3 апреля 2009 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, находящийся с Первосвятительским визитом в Санкт-Петербурге, посетил Большеохтинское кладбище, где у алтаря кладбищенской церкви совершил литию на могилах своих родителей — протоиерея Михаила и Раисы Владимировны Гундяевых. В жизни протоиерея Михаила Гундяева (1907-1974) отразились перипетии трудного XX века, в том числе трагические события в истории Русской Православной Церкви. Он родился в городе Лукоянове Арзамасского уезда Нижегородской губернии в благочестивой православной семье. Его отец, Василий Степанович, за участие в борьбе с обновленческим расколом был арестован и отправлен на Соловки. После освобождения он был снова подвергнут аресту за религиозные убеждения и долгие годы провел в заключении и ссылках. С ранних лет будущий отец Михаил связал свою жизнь с Церковью. Еще будучи школьником, он в трудные послереволюционные годы нес послушание иподиакона у епископа Лукояновского, викария Нижегородской. По окончании средней школы поступил на Высшие богословские курсы в Ленинграде. Это замечательное учебное заведение создал и возглавил протоиерей Николай Чуков, ставший впоследствии митрополитом Ленинградским и Новгородским Григорием. Отцу Николаю Чукову удалось объединить вокруг созданного им Богословского института — впоследствии по политическим соображениями переименованного в Высшие богословские курсы — лучших профессоров закрытой к тому времени Санкт-Петербургской духовной академии, а также Санкт-Петербургского университета. После разгона курсов М.В. Гундяев, отслужив в армии и получив светское техническое образование, трудился на одном из ленинградских оборонных предприятий. В 1934 году будущий пастырь был репрессирован за свои религиозные убеждения и отправлен на Колыму. В 1947 году митрополитом Ленинградским и Новгородским Григорием он был рукоположен во иерея и назначен штатным священником в церковь Смоленской иконы Божией Матери, что на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге. Служение отца Михаила проходило у почитаемого Смоленского образа Царицы Небесной и в часовне блаженной Ксении Петербургской. Через 10 лет после хиротонии отца Михаила священный сан принял его отец, мужественный исповедник веры Василий Степанович Гундяев, прослуживший до конца своей долгой жизни на отдаленном приходе Башкирской епархии. Отца Михаила хорошо знали и любили верующие жители северной столицы. Его служение на приходах Ленинградской епархии неизменно собирало много верующих. Скончался протоиерей Михаил Гундяев 13 октября 1974 года, будучи настоятелем Никольского храма на Большой Охте. Раиса Владимировна Гундяева (1909-1984) была преподавателем немецкого языка в школе, впоследствии домохозяйкой; преставилась ко Господу в 1984 году. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/604961.htm...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010