«Когда он совершает обедню, все плачут…» Слева на снимке— иерей Александр Ильин      Один из самых известных, незабываемых русских пастырей ХХ века, человек, которого называли наследником святого Иоанна Кронштадтского, он приехал в незнакомый ему до той поры Аркадак из северного города Ухты, где жил и работал на поселении после лагеря. Вместе с батюшкой в саратовскую глушь прибыли его супруга Александра Васильевна (дочь репрессированного священника Василия Пономарева) и младшая из троих детей Ильиных, 14-летняя Варя. Средний сын этой священнической семьи, Николай, погиб на фронте, старший, Евгений, вернулся с войны с ранением и контузией. Словом, ни одна из чаш не миновала… В своих воспоминаниях отец Александр сообщает, что поначалу в Аркадаке было голодно: «Собирали и ели разную траву». Церковь была закрыта, получить священническое место не удавалось, хотя он и ездил за этим в Саратов, к тогдашнему правящему архиерею архиепископу Григорию (Чукову). В дневниках владыки Григория (см. журнал «Православие и современность» 15(31)) есть запись об этой встрече, датированная 26 апреля 1944 года: «Был у меня сегодня протоиерей Ильин из Аркадака, тверянин, окончивший Петроградскую духовную семинарию и слушавший первый курс Академии. Культурный и толковый. Ходатайство пересылаю в облисполком». Вот там-то оно, судя по всему, и застряло, это ходатайство: служить отцу Александру разрешили только в августе 1947-го, когда, как пишет он в воспоминаниях, открылся в Аркадаке Вознесенский храм. Но счастье было недолгим: священник, пронесший веру и любящее сердце через тюрьму и три лагеря, никак не устраивал местную власть. Заработала знакомая схема, начались бессмысленные и злобные доносы, подписанные «коллектив верующих»… Но зато — как верно поняли, как ясно увидели настоящие верующие захолустного городка, кто служит сейчас в их храме! Как дружно заступились они за батюшку! Епархиальный архив хранит эти письма: Копия воспоминаний отца Александра Ильина      «…от наставника мы слышим слово Божие, зовущее нас к покаянию, и не хотим, чтобы ему полагались преграды».

http://pravoslavie.ru/99656.html

Слыша сегодня многие вещи, вступающие в противоречие с замыслом Божиим о человеке, слова греха, лжи, блуда, обида - мы должны изгонять их из сердце людских и из своего прежде всего молитвой церковной " . В память об обновлении храма верующим в благословение от правящего архиерея были розданы иконы праздника. Настоятель храма, архимандрит Никита (Латушко) , поблагодарил правящего архиерея за посещение прихода и совершение чина Великого освящения храма. В память о совершенном богослужении отец Никита преподнес Преосвященнейшему владыке ладанницу и рукомойник, применяемые в архиерейском богослужении. Доброй традицией стало пребывание по благословению владыки Игнатия архиерейского жезла и необходимых для архиерейского богослужения вещей, что бывает обычно в кафедральных соборах. В 1890 г. в Петербурге заложили новый вокзал на Большой Охте (до наших дней не сохранился) и от него протянули узкоколейную железную дорогу к пригородным поселениям - Пороховым, Приютино, Рябово, Мельничному Ручью. Благодаря живописному расположению и удобному сообщению с Петербургом поселок Рябово стал популярным местом отдыха жителей столицы, особенно в летнее время.Ближайший православный храм Спаса Нерукотворного Образа располагался возле имения Всеволожских, не близко - в трех километрах от станции. По просьбе местных жителей в 1903 году С.-Петербургская консистория дала разрешение на строительство часовни вблизи станции Рябово. Строительство часовни завершили 11 августа 1904 г., а освятили ее 30 октября 1904 г. Еще до освящения прихожане направили в Петербургскую консисторию прошение о разрешении переоборудовать часовню в церковь. Перестройка была осуществлена по проекту гражданского инженера П.П. Соколова, с небольшими изменениями. Переходную часть из восьмерика в основной зал расширили, пристроили северный и южный приделы, перекрытые четырехгранными шатрами, имеющими свои главки. У основания восьмигранного шатра, над окнами барабана, добавили еще четыре небольших шатра с главками. В 1930-е годы при храме трудились мантийные монахини Варвара и Неонилла, изгнанные из стен Леушинского Иоанно-Предтеченского монастыря. В 1937 г. был репрессирован настоятель храма протоиерей Александр Логиневский, В 1938 г. храм закрыли. Здание использовали для хранения зерна. В начале Великой Отечественной войны в нем располагался мобилизационный пункт, а с 1943 г. - кинотеатр. На Воздвижение, 27 сентября 1944 г. 115 жителей Всеволожска обратились к управлявшему тогда епархией архиепископу Псковскому и Порховскому Григорию (Чукову) с просьбой о содействии открытию храма. В июне 1945 г., по ходатайству верующих пос. Всеволожский, храм был вновь открыт. Без куполов, обветшавшим и опустошенным, его возвратили прихожанам. Большая часть внутреннего убранства была утрачена.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

1 февраля 1946 г. почил архиепископ Павел, 22 июня 1947 г. епископом Таллинским стал протоиерей Иоанн Богоявленский, принявший монашество с именем Исидор. В 1946 г. Алексей успешно сдал вступительные экзамены в ЛДС, но не был принят по возрасту - ему было только 17 лет, прием в духовные школы несовершеннолетних не дозволялся. Успешное поступление состоялось в следующем году, причем сразу в 3-й класс. Закончив семинарию по первому разряду в 1949 г., будущий Патриарх стал студентом ЛДА. Возрожденные после длительного перерыва ленинградские духовные школы в это время переживали нравственный и духовный подъем. В классе, где учился А. Ридигер, были люди разных возрастов, зачастую после фронта, стремившиеся к богословскому знанию. Как вспоминает Патриарх Алексий, учащимися и преподавателями, многие из которых под конец жизни смогли передать свои знания и духовный опыт, открытие духовных школ воспринималось как чудо. Большое влияние на А. Ридигера оказали профессора А. И. Сагарда, Л. Н. Парийский, С. А. Купресов и мн. др. Особенно глубокое впечатление произвела глубина религиозного чувства С. А. Купресова, человека сложной и тяжелой судьбы, который каждый день после лекций шел в храм и молился у иконы Божией Матери «Знамение». Преподаватели выделяли А. Ридигера, отмечая его серьезность, ответственность и преданность Церкви. Епископ Таллинский Исидор, поддерживавший связи с преподавателями ЛДА, спрашивал о своем питомце и радовался, получая благожелательные отзывы о «светлой личности» ученика. 18 дек. 1949 г. епископ Исидор скончался, управление Таллинской епархией временно было поручено митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Григорию (Чукову). Он предложил А. Ридигеру закончить академию экстерном и, приняв сан, начать пастырское служение в Эстонии. Митрополит Григорий предложил юноше на выбор: настоятельство в Богоявленском храме в г. Йыхви, служение вторым священником в Александро-Невском соборе и настоятельство в приходе в г. Пярну. По воспоминаниям Патриарха Алексия, «митрополит Григорий сказал, что не советовал бы мне сразу идти в Александро-Невский собор.

http://patriarchia.ru/db/text/500166.htm...

Организация того и другого типа богословских школ должна происходить на строго церковных началах». Далее в докладе рассматриваются разнообразнейшие вопросы об управлении, администрации, библиотеке, общежитии и питании, о содержании проектируемых школ. К докладу были приложены тщательно разработанные «Положение о Богословско-Пастырских курсах» и «Положение о Богословском институте» с учебными планами и наметками расходов на их содержание. Эти положения были положены, при дальнейшем развертывании дела духовного просвещения, в основу «Положения о Академиях и Семинариях», просуществовавших 56 лет, до 2000 года, когда началось их коренное переосмысление. Инструкции к «Положениям» наметили при этом чрезвычайно конкретно все необходимое дая правильного развития духовных школ. Сметы показали реальные нужды начинаемого дела и давали ориентир к хозяйственному и практическому его осуществлению. Благодаря такой тщательной подготовке дела московские средняя и высшая духовные школы, первенцы нового духовного просвещения в новой Руси, открыли свои двери в назначенный срок. Русская духовная школа возродилась. 10 октября 1943 года патриарший местоблюститель митрополит Сергий пишет о. Николаю Чукову: «Мы хлопочем пока о приготовлении кандидатов священства, курсанты должны будут где-нибудь артельно вести ежедневную церковную службу, чтобы практически изучить богослужение...» 444 . В ноябрьском номере «Журнала Московской Патриархии» за 1943 год напечатан проект «Положения». 28 ноября 1943 года СНК СССР принял постановление об открытии Богословского института и Пастырских курсов в Москве. На следующий день Г. Г. Карпов беседовал с Патриархом Сергием, митрополитами Алексием и Николаем и архиепископом Григорием относительно некоторых деталей, касающихся предстоящего открытия духовных учебных заведений. В декабре 1943 года Журнал Московской Патриархии поместил объявление о приеме на Пастырско-Богословские курсы и в Православный Богословский институт в Москве. Согласно предоставленному владыкой Григорием проекту предполагалось открыть в Москве Богословский институт, а в наиболее крупных епархиях – Богословско-Пастырские курсы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

4 Сентября 1943 г. вместе с Блаженнейшим митрополитом Сергием и митрополитом Николаем он участвовал в приёме И.В. Сталина, а 8 Сентября – на Архиерейском Соборе, состоявшемся в новом здании Патриархии в Чистом переулке, где собравшиеся по указанию Сталина девятнадцать уцелевших от репрессий епископов вынесли решение об усвоении Блаженнейшему Сергию Патриаршего достоинства. На Соборе архиереев митрополитом Алексием был сделан доклад «Долг христианина перед Церковью и Родиной в эпоху Отечественной войны». 510 На состоявшейся 12 Сентября интронизации он вручил новому Патриарху жезл и произнёс речь. Отныне митрополит Алексий – постоянный член Священного Синода, член редколлегии издающегося вновь «Журнала Московской Патриархии», участник мероприятий, долженствующих показать мировому общественному мнению религиозную жизнь тогдашней России. Так, 19–23 Сентября 1943 г. он участвовал в приёме делегации Англиканской Церкви Англии во главе с архиепископом Йоркским С.Ф. Гарбеттом. 511 С Ноября 1943 г. Преосвященный Алексий стал объединять под своим омофором также и верующих Новгородской епархии и получил титул «Ленинградский и Новгородский». 512 Не оставлял в это время митрополит Алексий и своей паствы. Январь 1944 г. ознаменовался прорывом блокады Ленинграда. Как правящий епископ, Преосвященный Алексий уделял много внимания организации церковной жизни на освобожденных от фашистов территориях Ленинградской и Новгородской епархий. Отступая, фашисты произвели большие разрушения. Митрополит Алексий командировал представителей духовенства своей митрополии в Комиссию по расследованию военных преступлений. 9 Января 1944 г. митрополит Алексий принял в общение с Православной Церковью ранее бывшую в обновленческом расколе общину Преображенского собора – последнюю в городе на Неве. 513 В подчинённых ему храмах, также как и в дни блокады, не прекращался сбор средств на оборону, на помощь раненым и сиротам. Всего же было собрано в 1941–44 гг. более 13 млн. рублей. 514 За организацию патриотической деятельности в храмах города в период блокады митрополит Алексий с группой духовенства был удостоен правительственной награды – медали «За оборону Ленинграда». 15 Мая 1944 года скончался Патриарх Сергий. В соответствии с завещанием почившего и решением Священного Синода, митрополит Алексий вступил в обязанности Патриаршего Местоблюстителя. Управление Ленинградской и Новгородской епархий поручается в это время архиепископу Псковскому Григорию (Чукову).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В авг. 1945 г. Маньчжурия была занята советскими войсками. В октябрьском номере «ЖМП» того же года было опубликовано датированное 26 июня послание митр. Мелетия, Д. и еп. Ювеналия к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I (Симанскому) с просьбой принять их под свое окормление (сохранилось письменное свидетельство митр. Мелетия, что это послание было единолично составлено архиеп. Нестором (Анисимовым) и отправлено в Москву без ведома вышеназванных иерархов). 26 окт., во время поездки в Харбинскую епархию делегации Московской Патриархии во главе с Ростовским и Таганрогским еп. Елевферием (Воронцовым) , Д. вместе с митр. Мелетием, еп. Ювеналием, а также архиеп. Нестором подписал в Харбине акт о воссоединении с РПЦ. Однако Д. продолжал поминать за богослужением первоиерарха РПЦЗ митр. Анастасия (Грибановского) после Патриарха Алексия. Д. возражал против стремления митр. Нестора взять на себя управление Харбинской епархией. С осени 1945 г. вся епархиальная церковно-общественная жизнь протекала в условиях открытого противостояния Д. и Камчатского митр. Нестора, формально не имевшего отношения к Харбинской епархии. Однако определением Свящ. Синода от 27 дек. 1945 г. временное управление образованного Восточноазиатского митрополичьего окр. (впосл. Восточноазиатский экзархат РПЦ) перешло к митр. Нестору. 29 сент. 1946 г. ввиду постигшей Д. тяжелой болезни, требовавшей незамедлительного лечения, он выехал в Москву. После успешной операции на горле его здоровье заметно улучшилось. Д. направил на имя Сталина привезенные с собой списки схваченных сотрудниками НКВД рус. жителей зоны КВЖД, настаивая на их немедленном освобождении. По-видимому, это обращение послужило поводом к устранению Д. от церковной деятельности. Он был определен на покой в Псково-Печерский муж. мон-рь, хотя определенно выразил Ленинградскому и Новгородскому митр. Григорию (Чукову) свое намерение добиваться назначения на кафедру. Проездом в Псково-Печерский мон-рь останавливался в Ленинграде, посетил Ленинградскую ДА. Сильно простудился при переезде от железнодорожной станции до мон-ря, что вызвало обострение давнего хронического заболевания. 29 янв. 1947 г. был срочно доставлен самолетом в Ленинград, где скончался в больнице. Чин отпевания в кафедральном Николо-Богоявленском соборе Ленинграда совершали митр. Григорий (Чуков) и еп. Ювеналий (Килин). Похороны состоялись 2 февр. на Георгиевском Большеохтинском кладбище в Ленинграде. Д. был погребен справа от кладбищенского храма.

http://pravenc.ru/text/178149.html

Воссоздание А. д. в России началось в 1943 г. после избрания Патриархом Московским и всея Руси Сергия (Страгородского), к-рый поручил еп. Григорию (Чукову) составить проект организации духовных учебных заведений высшего и среднего типа. 14 июня 1944 г. в Московском Новодевичьем монастыре состоялось открытие Православного богословского ин-та и Богословско-пастырских курсов. 31 авг. 1946 г. московский Православный богословский ин-т был преобразован в МДА, а 8 окт. 1946 г. состоялось торжественное открытие ЛДА и ЛДС. Полный цикл богословского образования был рассчитан на 8 лет: 4 года семинарского и 4 - академического обучения. В учебные планы академий помимо богословских и церковно-исторических дисциплин включались также древние и новые языки, история религий, история рус. религ. мысли, логика, психология, христ. педагогика. Однако уже в 1948 г. Мин-во образования, ссылаясь на декрет от 23 янв. 1918 г., потребовало убрать из программ историю философии, логику, христ. педагогику и т. п. На начало 1950/51 учебного года в 2 академиях и 8 семинариях обучалось 730 студентов. В 60-х гг. XX в. в МДА преподавали известные церковные ученые - еп. Питирим (Нечаев), еп. Филарет (Вахромеев), протоиереи Иоанн Козлов , Александр Ветелев , Андрей Сергеенко , Д. Огицкий, В. Талызин, А. И. Георгиевский, И. Н. Шабатин ; профессора прот. Алексей Остапов , игум. Марк (Лозинский). В эти же годы в ЛДА преподавали профессора протоиереи Петр Гнедич , Ливерий Воронов , Виталий Боровой , Л. Н. Парийский , Н. Д. Успенский, М. Ф. Русаков . ЛДА стала самым крупным центром РПЦ, занимающимся систематическим исследованием проблем, связанных с экуменическим движением. Вся деятельность А. д. протекала под руководством Учебного комитета при Свящ. Синоде, во главе к-рого с сер. 60-х гг. стоял митр. Таллинский Алексий (Ридигер) , позднее Патриарх Московский и всея Руси. До 1971 г. А. д. выпустили 811 кандидатов богословия, защищено было 13 докторских и 53 магистерские диссертации. В сер. 70-х гг. XX в. А. д.

http://pravenc.ru/text/63752.html

Следствием кампании стала гибель многих ценных произведений искусства. Так, серебряный саркофаг святого князя по частям перевезли на грузовиках в Эрмитаж. Сами мощи духовенству во главе с митрополитом Вениамином тогда все же удалось отстоять — ящичек с ними после осмотра снова запечатали и, вопреки циркуляру Народного комиссариата юстиции, поместили на хранение в алтаре собора Александро-Невской лавры . Бесследно исчез — вероятно, превращенный в лом — внутренний серебряный саркофаг. В Казанском соборе в ходе кампании по изъятию церковных ценностей разобрали и отправили на переплавку уникальный серебряный иконостас, изготовленный в 1830-х годах по проекту архитектора К. А. Тона из русского церковного серебра, отбитого донскими казаками у отступавшей французской армии в 1812 году. Пытаясь спасти реликвию, представители петроградской интеллигенции обратились к председателю ВЦИК М. И. Калинину. Тринадцатого мая 1922 года всесоюзный староста, поддержав культурную общественность, отправил председателю Петрогубисполкома телеграмму с требованием передать скульптурные части иконостаса Казанского собора в Эрмитаж, но послание не было принято во внимание. По требованию И. Бакаева серебряный иконостас в тот же день оказался полностью разобран 14 , вывезен и в дальнейшем переплавлен на советские серебряные монеты. Благодаря настоятелю собора протоиерею Николаю Чукову (будущему митрополиту Григорию) чудотворная Казанская икона была оставлена в храме, но драгоценный золотой оклад образа оказался утрачен. В ходе всей кампании в Петрограде, несмотря на сопротивление прихожан ряда храмов, было изъято более 18 тонн серебра и 65 килограммов золота, из которых на нужды голодающих пошла только меньшая часть. Подводя итоги кампании по изъятию церковных ценностей в целом, следует отметить, что надежды руководителей РКП(б) (Российской коммунистической партии большевиков) на легкое обогащение не оправдались. Все расчеты относительно сотен миллионов или даже миллиардов золотых рублей, о которых писал В. И. Ленин, оказались мифом 15 .

http://e-vestnik.ru/analytics/izjatie_ce...

Новым помощником смотрителя был назначен К. И. Казанский. «Приветливый, благодушный, простой, он интересовался, казалось всем, кроме своего прямого дела. Он сейчас же обзавелся большим кругом знакомых, вечно бродил по Гостиному двору, перезнакомился чуть ли не со всеми торговцами. В училище заглядывал так же, как прежде А. П. Надежин; дежурил в свой дежурный день, оставляя все остальное время всецело надзирателю. Это было ничего. Я по-прежнему никуда не ходил, – писал Митрополит Григорий, – весь отдавался своему делу и старался поддержать заведенный при Г. А. Кириллове порядок. Но уже было не то. Ученики видели, что новый помощник совсем не строг; не обращает внимания на дисциплину в классах, мало того, сам является в вечерние часы в классы, болтает с учениками о родных и знакомых, спускается до фамильярничанья, называет их шутливо по имени-отчеству, а на приготовление уроков, на поднятие успешности не обращает внимания. Дисциплина стала падать. Стараясь поддержать ее, я в некоторых случаях обращался за содействием к помощнику смотрителя, но ... мои заявления стали подвергаться расследованию, и вместо поддержки моего авторитета, оказалось его снижение... разочарование в возможности держать дело на прежней высоте постепенно захватило меня» 75 . Мысли о создавшемся положении не давали Н. Чукову покоя. И вот однажды, – это было 1 марта 1891 года, – стоя с учениками за всенощной, он ясно осознал, что лучшим выходом стало бы поступление в Духовную академию. Он написал в Петербург П. С. Туманову с просьбой сообщить, какие вступительные экзамены будут назначены Советом академии. В начале апреля он получил ответ и засел за учебники. Незадолго до отъезда из Петрозаводска Н. Чукову пришлось хоронить одного из своих любимых семинарских наставников – А. А. Бурцева. У его гроба Николай Кириллович сказал свою первую публичную речь, отдав долг почившему как преподавателю и воспитателю. «Наступили последние дни моего пребывания в училище. Я тщательно подготовил все к началу учебного года, к приезду учеников, к окружному съезду духовенства и собрался к отъезду» 76 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

13 июля 1944 года в письме к управляющему епархией архиепископу Псковскому и Порховскому Григорию (Чукову) отец Алексий рассказал о своем служении в годы войны, отметив, что в 1928 году он был, как иосифлянин, запрещен епископом Петергофским Николаем (Ярушевичем) в священнослужении, но в сентябре 1943 года, после покаяния, принят в общение с Московской Патриархией в Пскове Управлением Духовной Миссии с благословения Экзарха Прибалтики митрополита Сергия (Воскресенского). Однако Владыка Григорий, видимо, получив соответствующий ответ от митрополита Николая (Ярушевича) об условии снятия наложенного им запрещения, предложил повторно принести покаяние в Ленинграде, что отец Алексий и сделал 19 августа 1944 года в Спасо-Преображенском соборе, будучи в тот же день воссоединен с Московской Патриархией в сущем сане протоиерея 39 21 августа резолюцией Владыки Григория (Чукова) батюшка был утвержден настоятелем Покровской церкви и служил в Козьей Горе еще около года (к Пасхе 1945 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий I наградил его наперсным крестом с украшениями). Весной 1945 года архиепископ Григорий пригласил отца Алексия Кибардина быть преподавателем готовившихся к открытию в Ленинграде Богословско-пастырских курсов, но этому назначению помешал посланный 15 мая протоиереем Павлом Тарасовым уполномоченному Совета по делам Русской Православной Церкви резко негативный отзыв о политической неблагонадежности отца Алексия: «...был близок до революции к царскому дому. После революции встал на непримиримую позицию по отношению к советской власти. Когда возник иосифлянский раскол, Кибардин примкнул к нему и был одним из самых активных руководителей в районе города Пушкина. В этот самый период активно с церковного амвона выступал против советской власти...» 40 Уже летом 1944 года у супруги отца Алексия резко ухудшилось здоровье, и она была, помещена в одну из ленинградских больниц. 23 сентября батюшка просил протоиерея Павла Тарасова: прислать вызов на проезд в Ленинград для доклада о церковных делах архиепископу Григорию (Чукову) и в связи с необходимостью взять жену из больницы. А 12 июня 1945 года отец Алексий подал прошение архиепископу о переводе на приход, расположенный в окрестностях города, так как Фаина Сергеевна находилась под постоянным врачебным наблюдением ленинградских профессоров (она скончалась в 1947 году). Владыка благосклонно отнесся к рассмотрению вопроса и 3 августа назначил протоиерея Алексия Кибардина настоятелем церкви в честь Казанской иконы Божией Матери в поселке Вырица 41 . В это время МВД снова устроило проверку батюшке и, не найдя ничего предосудительного, разрешило поселиться в Вырице.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010