Богослужения в честь святителя Серафима (Соболева) впервые совершены в храме СПбДА февраля 2016 Всенощное бдение с литией 25 февраля возглавил первый проректор СПбДА, заслуженный профессор протоиерей Василий Стойков в сослужении преподавателей и студентов СПбДА в священном сане. Пели три академических хора, в храме молились студенты всех отделений духовной академии и прихожане академического храма. За богослужением были спеты тропарь, кондак и величание святому. Полностью служба святителю еще не составлена, поэтому богослужение совершалось по общей Минее. Во время помазания освященным елеем всем молящимся были розданы иконки святителя Серафима. В ночь с 25 на 26 февраля ректор СПбДА архиепископ Петергофский Амвросий совершил Божественную литургию в храме Двенадцати апостолов. Перед началом богослужения из архиерейских покоев в храм была принесена икона святителя Николая Чудотворца, которая была подарена святителем Серафимом (Соболевым) протопресвитеру Николаю Колчитскому, а затем протоиереем А. Анисимовым была преподнесена в дар выдающемуся церковному деятелю, возродившему деятельность Санкт-Петербургских духовных школ, митрополиту Григорию (Чукову), и с тех пор не покидала стен alma mater новопрославленного святого. Его Высокопреосвященству сослужили протоиерей Богдан Сойко, протоиерей Михаил Браверман, иерей Илия Макаров и другие священнослужители. Пел смешанный хор под управлением монахини Ксении (Каньшиной). В завершении Божественной литургии духовенство и молящиеся пропели славление святителю Серафиму, архиепископу Богучарскому, перед его иконой. После славления владыка ректор обратился к молящимся с архипастырским словом. Архиепископ Амвросий наградил выпускника и преподавателя иконописного отделения СПбДА Александра Сорокивского медалью святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова III степени. Александр создал многие иконописные образы к разным значимым событиям в истории Санкт-Петербургских духовных школ - в частности, им написана икона святителя Серафима (Соболева), которая в день прославления святого была преподнесена в дар лично Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

1 . Проф. А. И. Сагарда (1883–1950) 2 . Проф. И. И. Зеленецкий (1893–1972) 3 . Проф. С. А. Купресов (1887–1965) 4 . Проф. К. М. Федоров (1882–1978) 5 . Протоиерей Михаил Чуб (1912–1985). Архиепископ Михаил 6 . Проф. Георгий Миролюбов (1884–1964) 7 . Проф., протоиерей Андрей Сергеенко (1902–1973) 8 . Проф., протоиерей Василий Верюжский (1874–1955) 9 . Проф. Л. Н. Парийский (1892–1972) 10 . Проф. А. Ф. Шишкин (1897–1965) 11 . Проф. А. А. Углянский (1883–1951) 12 . Проф. В. В. Четыркин (1883–1948) 13 . Митрополит Григорий (Чуков) (1870–1955) 14 . Митрополит Никодим (Ротов) (1929–1978) 15 . Доцент В. А. Некрасов (1892–1987) 16 . Проф. К. А. Сборовский (1883–1965) 17 . Д. Ф. Вознесенский (1889–1970) 18 . Е. Н. Бояновская (1887–1956) 19 . Л. Г. Овчинникова (1932–1987) 20 . В. Д. Знаменский (1883–1949) 21 . М. А. Добрынин (1922–1963) 22 . Проф. А. И. Иванов (1890–1976) 23 . Проф. Н. Д. Успенский (1900–1987) 24 . Проф. М. Ф. Русаков (1891–1979) 25 . А. И. Макаровский (1888–1958) 26 . П. Д. Вознесенский (1887–1947) 27 . П. П. Игнатов (1883–1965) 28 . Протоиерей Иоанн Козлов (1887–1971) 29 . Протоиерей Георгий Смирнов (1901–1974) 30 . Протоиерей Евгений Амбарцумов (1916–1969) Рисунок 90. Св. прав. Иоанн Кронштадтский благословил о. Николая Чукова на труды по народному просвещению в самом начале его церковно-школьной деятельности (1897 год) Рисунок 91. Священномученик митрополит Петроградский Вениамин, архипастырь, наставник и «соузник» протоиерея Николая Чукова в Петрограде (1919–1922 годы) Рисунок 92. Священномученик архиепископ Фаддей – «человек кристально-чистой души», который помог о. Николаю Чукову максимально полно раскрыть свои педагогические способности (1903–1908 годы) Рисунок 93. Священномученик митрополит Серафим (Чичагов) . Во время церковных разделений протоиерей Николай Чуков неизменно сохранял верность Московской Патриархии и был авторитетным помощником митрополита Ленинградского и Гдовского Серафима (1928–1933 годы) Читать далее Источник: Исповедник. Церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова)/[прот. В. Сорокин]. – Изд. Князь-Владимир. Собор. – Санкт-Петербург : Тип. ИД Русская Симфония, 2005. - 734, с.: ил., портр.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Предложила свою помощь Америка. Образованный в июле 1921 года общественный «Всероссийский Комитет помощи голодающим», с помощью которого был заключен договор с (АРА) American Relief Administration (Американской администрацией помощи), сослужив свою службу, уже через месяц был ликвидирован, так как с 10 по 20 августа 1921 г. в Риге состоялись переговоры между директором АРА в Европе В. Брауном и замнаркома иностранных дел РСФСР М.М. Литвиновым, которые завершились подписанием соглашения об оказании помощи Советской России. Помощь АРА отнюдь не была безвозмездной: за одно только обеспечение ее деятельности советы должны были заплатить 14 млн. золотых рублей, не считая стоимости продовольствия. На расчеты по договорам с АРА нужны были деньги: Ленин давно мечтал о прорыве «золотой блокады» и доступе к американским банкам «для реализации нашего золота», как он говорил об экспроприированном за пять лет правления. Троцкому нужны были деньги на Красную Армию и т.д. Поэтому первоначально обещанное Церкви самостоятельное, независимое и адресное добровольное участие в помощи голодающим, от которого ничего «не перепало бы» советам, декретом ВЦИК от 16 (23) февраля 1922 г. было отвергнуто, так же, как ранее был закрыт «Всероссийский Комитет помощи голодающим». Обращения Карловацкого Собора дали повод, а оживившиеся обновленцы, давно мечтавшие «взорвать Церковь изнутри», не только помогли советской власти в грубом насильственном изъятии церковных ценностей, но и произвели раскол, что было, похоже, не менее важно для власти, чем овладение церковным серебром. В личном архиве митрополита Григория сохранилось поздравительное письмо Святейшего Патриарха Тихона, датированное январем 1922 года, викарию Петроградской епархии, архиепископу Ямбургскому Алексию (Симанскому), впоследствии Патриарху Московскому и всея Руси, с особым праздничным Рождественским приветом Казанскому собору и соболезнованиями по поводу кончины бывшего настоятеля собора прот. Василия Маренина. Епископ Алексий передал письмо настоятелю собора прот.Н.Чукову. Патриаршее послание собору было последним, т.к. уже в июле 1922 года Казанский кафедральный собор был захвачен обновленцами. А весной 1923 года во избежание такого же захвата обновленческим ПЕУ самораспустился и Петроградский Богословский институт.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/1...

Юношеский оптимизм не обманул Н. К. Чукова: С. Л. Леонтьев действительно прислал необходимую сумму. Так, после разного рода беспокойств и треволнений – сначала с экзаменами, а потом с вопросом о содержании – Николай Чуков, наконец, окончательно утвердился в академии. За два года, что он пробыл на службе в духовном училище, он уже привык к известной самостоятельности и положению в некотором роде «начальства». Теперь опять приходилось стать учеником, хотя и студентом... Лекции еще не начались. Первокурсники осваивались. Со своим товарищем по гимназии Ядрышевым Н. Чуков осмотрел соборы и памятники тогдашнего Петербурга. Неоднократно посещал Лавру, заходил и в лаврский собор – к мощам св. Александра Невского. Побывал неподалеку от академии, в Скорбященской часовне на Стеклянном, где икона Божией Матери «с грошиками» 81 . Перед началом лекций Чукову нужно было выбрать одно из двух отделений – историческое или словесное. Так как желающих записаться на первое было очень много, то начальство само «уравняло» и он попал на словесное отделение. Соответственно выбору, студентов распределили по комнатам, занятным и спальням. Словесники первого курса помещались в крыле академического здания, которое выходило окнами на Лавру. Комнаты для занятий были на верхнем, третьем, этаже, а спальни – этажом ниже. В занятных комнатах каждый имел определенное место за одним из двух больших столов, рассчитанных на шесть человек каждый. Тут же стояли два платяных шкафа для одежды, две большие этажерки для книг, два дивана, стулья. В одной комнате занималось 12 человек, сидевших за столами в алфавитном порядке. Товарищами Николая по столу на все четыре года оказались Н. В. Туберозов, П. М. Фиников, И. Г. Холмский, Е. И. Хигуци и П. М. Шайтанов (впоследствии Кремлевский). Для обеда и чаепития студенты спускались в столовую, находившуюся на первом этаже. Здесь же была студенческая библиотека и приемная для гостей, а также находились кабинеты инспектора, двух его помощников и эконома. Аудитории располагались на втором этаже: две – около академической церкви; рядом с ними был актовый зал и Церковно-археологический музей; третья и четвертая – на правой стороне здания (к Обводному каналу) и пятая – на левой, к Лавре. Самая большая аудитория была третья. В ней обычно читались лекции для двух курсов совместно. На втором этаже около третьей аудитории помещалась и студенческая читальня, куда поступало большое количество периодической литературы. Академическая библиотека находилась в особом здании, в саду. В этом же здании были квартиры: ректора, библиотекаря, помощника библиотекаря и секретаря Совета академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

При этом о. Николай усиленно ратовал в пользу своего доверителя, одобрял все его планы, расходясь с ним разве только в некоторых оперативных подробностях, а епископу Венедикту пишет, что позиция православных епископов «не отвечает ни заветам Евангелия, ни урокам истории, ни требованиям церковной экономии. В этом отношении обновленцы идут далеко впереди нас и ради мира церковного становятся выше общечеловеческого самолюбия». Таким образом, он сводит все на вопросы самолюбия и как будто не понимает того, о чем писали в своем обращении ленинградские епископы: «опыт трех лет существования обновленчества показал, что все попытки сношений и переговоров обновленцев с православными приводили лишь к новым скорбям и соблазнам для православных и неизменно каждый раз были ложно истолкованы обновленцами во вред Святой Православной Церкви». Не удивительно, что епископ Венедикт, который сначала деликатно и осторожно отклонял непрошенные советы, в конце концов, твердо и, пожалуй, даже резко указал о. Чукову на недопустимость подобного вмешательства и категорически предложил прекратить сношения с обновленцами «во избежание большой церковной беды». Напрасно о. Чуков обижался и «плакал» (по выражению протоиерея А.Л.) «указывая на горечь при одном намеке на недоверие к их твердости в православии». Это недоверие и вызванная им отповедь явились логическим последствием его собственного поведения. Более подробные сведения об этом можно видеть в биографии епископа Венедикта (Плотникова). Труды: (Печатается по оригиналу его рукописи). Статьи и очерки исторического, педагогического и церковного практического содержания с 1893 по 1918 гг. Ежегодные печатные отчеты. О состоянии и деятельности церковно­приходских школ Олонецкой епархии с 1896–1910 г. Около 550 стр. Практическое наставление пастырям по предмету спасительного действования на раскольников. Киев, 1880. «Начало христианства в Олонецком крае». Петрозаводск, 1893, стр.61. «Народное образование в Олонецкой губ. к началу XX столетия». Памятная книжка Олонецкой губ. 1900.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Еще более вопиющий случай передавал со слов архиепископа Серафима протоиерей Всеволод Шпиллер. В своем письме митрополиту Григорию (Чукову), он писал, что архиепископ Серафим, находясь в одном из курортных городков, часто посещал местный болгарский храм. «Владыка Серафим, –рассказывал протоиерей В. Шпиллер, – заметил, что священник не читает тайных молитв евхаристического канона, что выпускает молитву пресуществления Даров. Он подумал, что происходит это случайно, но несколько раз подряд повторялось одно и то же, пока Владыка, наконец, не обратил внимание служащего священника, что его евхаристия – не евхаристия. Оказалось, что священник вообще никогда эту молитву не читает и значение ее ему, собственно, неизвестно» 143 . И все же русская эмиграция благотворно повлияла на болгарскую практику. Например, во многом именно благодаря беженцам, исповедь стала возвращаться в болгарские храмы 144 . Митрополит Стефан (Шоков) понимал, что у русского духовенства можно научиться многому, а потому, с 1940 г., по договоренности между ним и архиепископом Серафимом, Болгарский Синод стал направлять в русский храм молодых диаконов, для прохождения практики и приобретения навыков богослужения 145 . К этому надо добавить, что, в отличие от большинства болгарских церквей, при жизни архиепископа Серафима и впоследствии, вплоть до 1968 года, богослужения в русском храме совершались ежедневно, утром и вечером 146 . По свидетельству духовных чад архипастыря, богослужение, как и частная молитва , были для него так же необходимы, как дыхание. Занимался архипастырь Иисусовой молитвой 147 . Неудивительно, что вскоре после прибытия в Болгарию, он поспособствовал переезду в эту страну своего учителя – молитвенника и аскета, архиепископа Феофана (Быстрова) 148 . Показательным является и еще один факт. В 1935 г., передавая архиепископу Серафиму монастырь Архангела Михаила, Синод Болгарской Церкви выдвинул условие, что в обитель будут приниматься не только русские, но и болгары «с целью иметь их, как рассадник истинного иночества для болгарских монастырей». Архиепископ Серафим, конечно же, не возражал против этого 149 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Патриаршее поздравление по случаю празднования 65-летия возрождения Санкт-Петербургских духовных школ 9 октября 2011 г. 10:00 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил приветствие участникам годичного акта и торжественных мероприятий по случаю 65-летия возрождения Санкт-Петербургских духовных школ . Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему Владимиру, митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Преосвященному Амвросию, епископу Гатчинскому, ректору Санкт-Петербургских духовных академии и семинарии Начальствующим, учащим и учащимся Санкт-Петербургских духовных школ, гостям торжественных мероприятий Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Сердечно поздравляю вас с днем памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова — небесного покровителя Санкт-Петербургских духовных школ, а также с годичным актом и 65-летием возрождения этого ведущего учебного заведения Русской Православной Церкви. Нынешнее торжество является важным церковным событием. Для меня же оно наполнено еще и глубоко личными переживаниями, ибо в течение 10 лет я имел счастливую возможность трудиться на посту ректора Санкт-Петербургских духовных школ, ставших для меня родными. Отмечая сегодня знаменательную дату, мы должны с благодарностью вспомнить особо потрудившихся здесь во славу Божию, Церкви и Отечеству на пользу. Исключительная роль в возрождении не только Ленинградской академии, но всего духовного образования в нашей Церкви принадлежит митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Григорию (Чукову). Как в свое время святитель Филарет Московский стоял у истоков открывшейся в 1809 году Петербургской духовной академии, так и митрополит Григорий посвятил становлению и развитию богословского образования в возрожденной после Великой Отечественной войны духовной школе всю свою творческую энергию, богатый опыт и знания. В тяжелые времена хрущевских гонений на Церковь неоценимую помощь и поддержку Ленинградской духовной академии оказал приснопамятный митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов) . Благодаря его мудрости и усилиям от духовных школ была отведена угроза закрытия.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/1...

   В 1941— 1943 гг. совершались и архиерейские хиротонии, главным образом, вдовых протоиереев уже преклонных лет, успевших получить духовное образование в дореволюционную эпоху. В 1941 г. во епископа Куйбышевского был хиротонисан Питирим (Свиридов). Через год его перевели на Калужскую кафедру. 10 декабря 1941 г. митрополит Сергий писал маститому протоиерею Николаю Чукову, к тому времени уже овдовевшему: «Кто Вас видел недавно, говорят, что Вы до сих пор сохраняете почти прежнюю бодрость. Зачем же Вам сидеть на каком-то инвалидском положении? Мне же как будто улыбается возможность использовать Ваши силы более производительно для Церкви Божией. Я разумею архиерейство и, конечно, с принятием монашества... Препояшьте, как муж, чресла и выходите на делание». Приняв постриг с именем Григория 14 октября он был рукоположен во епископа, на следующий день последовало возведение в сан архиепископа и назначение на Саратовскую кафедру. 26 февраля 1943 г. во епископа Можайского был хиротонисан митрополитом Сергием архимандрит Варфоломей (Городцев), близкий друг и однокурсник Местоблюстителя по духовной академии. По окончании академии его направили на пастырское служение в Тифлис, и он стал там председателем местного отделения «Союза русского народа». Всю жизнь отец Сергий Городцев прослужил приходским священником, в советское время перенес арест, тюремное заключение, лагерную каторгу. Незадолго до войны отец Сергий был освобожден и служил священником в сельском храме возле Клина. При немецком наступлении на Москву он оказался на оккупированной территории, отступление немцев застало его в Калинине, и уже зимой 1942 г. отец Сергий отправился в Симбирск к митрополиту Сергию. Владыка Сергий постриг его с именем Варфоломея, возвел в сан архимандрита и назначил настоятелем кладбищенской церкви на окраине города. На Ульяновскую кафедру был хиротонисан епископ Димитрий (Градусов), как и владыка Варфоломей, тоже из вдовых протоиереев, рукоположенный во пресвитеры Святейшим Патриархом Тихоном и служивший до пострига и архиерейской хиротонии в Ярославле. В том же году во епископа Ростовского и Таганрогского был хиротонисан Елевферий (Воронцов) из протоиереев, овдовевших еще в довоенную пору.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Воссоздание А. д. в России началось в 1943 г. после избрания Патриархом Московским и всея Руси Сергия (Страгородского), к-рый поручил еп. Григорию (Чукову) составить проект организации духовных учебных заведений высшего и среднего типа. 14 июня 1944 г. в Московском Новодевичьем монастыре состоялось открытие Православного богословского ин-та и Богословско-пастырских курсов. 31 авг. 1946 г. московский Православный богословский ин-т был преобразован в МДА, а 8 окт. 1946 г. состоялось торжественное открытие ЛДА и ЛДС. Полный цикл богословского образования был рассчитан на 8 лет: 4 года семинарского и 4 - академического обучения. В учебные планы академий помимо богословских и церковно-исторических дисциплин включались также древние и новые языки, история религий, история рус. религ. мысли, логика, психология, христ. педагогика. Однако уже в 1948 г. Мин-во образования, ссылаясь на декрет от 23 янв. 1918 г., потребовало убрать из программ историю философии, логику, христ. педагогику и т. п. На начало 1950/51 учебного года в 2 академиях и 8 семинариях обучалось 730 студентов. В 60-х гг. XX в. в МДА преподавали известные церковные ученые - еп. Питирим (Нечаев), еп. Филарет (Вахромеев), протоиереи Иоанн Козлов , Александр Ветелев , Андрей Сергеенко , Д. Огицкий, В. Талызин, А. И. Георгиевский, И. Н. Шабатин ; профессора прот. Алексей Остапов , игум. Марк (Лозинский). В эти же годы в ЛДА преподавали профессора протоиереи Петр Гнедич , Ливерий Воронов , Виталий Боровой , Л. Н. Парийский , Н. Д. Успенский, М. Ф. Русаков . ЛДА стала самым крупным центром РПЦ, занимающимся систематическим исследованием проблем, связанных с экуменическим движением. Вся деятельность А. д. протекала под руководством Учебного комитета при Свящ. Синоде, во главе к-рого с сер. 60-х гг. стоял митр. Таллинский Алексий (Ридигер) , позднее Патриарх Московский и всея Руси. До 1971 г. А. д. выпустили 811 кандидатов богословия, защищено было 13 докторских и 53 магистерские диссертации. В сер. 70-х гг. XX в. А. д.

http://pravenc.ru/text/63752.html

Некоторые считают, что здесь был замешан протоиерей Сергий Солнцев, который всячески старался не допустить усиления власти епископов в управлении ФПЦ. Так, например, иеросхимонах Михаил (Попов) в письме сщмч. Иоанну (Поммеру) от 23 июня/6 июля 1927 г. сообщал, что место викария «занял главный двигатель и инициатор всех церковных реформ сердобольский протоиерей Сергий Солнцев» . Некоторые исследователи подозревают отца Сергия и в имеющемся материальном интересе, связанном с исполнением функции временного руководства данной епархии .  Кроме того, существует предположение, что просто не имелось подходящей кандидатуры на епископскую должность. Современный исследователь истории православия в Финляндии и Спасо-Преображенского Валаамского монастыря Т.И. Шевченко утверждает, что данное утверждение безосновательно, «по крайне мере 60–80 валаамских монахов в это время соответствовали критериям кандидатов в епископский сан» . С этим вряд ли можно согласиться, так как необходимому условию — знанию финского или шведского языка — соответствовал лишь один иеромонах Исаакий (Трофимов), ингерманландец по происхождению. Его кандидатура мало кого бы устроила, да и, по всей вероятности, он сам, переживавший в то время серьезный духовный кризис, не согласился бы на епископское служение. Об этом можно узнать из письма иеромонаха Иеронима (Григорьева) и монаха Иувиана (Красноперова), адресованного митрополиту Ленинградскому Григорию (Чукову). В нем сообщается, что о. Исаакий в 1930 г. подал архиепископу Герману официальное прошение о снятии с него монашества и священства с целью последующего брака на некоей лютеранке . Вмешательство игумена Харитона (Дунаева) способствовало пересмотру им своего решения, но, хотя в дальнейшем отец Исаакий нес послушание наместника Валаамского монастыря, прежнего авторитета среди братии обители и духовенства ФПЦ он уже не имел. Хотя архиепископ Павел имел только семинарское образование, его научные и переводческие труды уже вскоре были по справедливости оценены современниками.

http://bogoslov.ru/article/5505512

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010