Архиепископ Григорий, «вступив на Саратовскую кафедру после архиепископа Андрея в октябре 1942 года, оказал полное доверие молодому иеромонаху, поставил его настоятелем собора и способствовал его дальнейшему продвижению» , – писал митрополит Мануил. О том, как архиепископ Григорий не столько «способствовал продвижению», сколько пытался предостеречь патриарха (письмом и телеграммой) от ошибки относительно этого кандидата, и каким образом о. Борис (Вик ) все-таки появился в рядах епископата «в Совете… намекали оч[ень] прозрачно, что можно Вику дать епископство», рассказывает публикуемый дневник (см. публикацию, 10, 17, 23 марта, 12 мая 1944 г.). Здесь не представляется нужным и возможным перечислить все использования историками трудов митрополита Мануила, но дело в том, что есть примеры появления уже и неких «хрестоматийных» образов (т. е. без ссылки на этот «источник») «достойных архипастырей советского периода»: «Заслуживает внимания и тот факт, что архиепископ Андрей (Комаров), открывая в г. Саратове собор в октябре 1942 г., не хотел допускать иеромонаха Бориса до служения, предложив ему сначала покаяться» . «Не хотел допускать», но допустил, а о своих «соображениях» не сообщил ни о. Н. К. Чукову, когда доехал до Саратова ни позже, например, письмом, ни на Соборе 1943 г. Не сообщил он о своих сомнениях и патриарху, когда прибыл на сессию Синода весной 1944 г. (см. публикацию, 3 мая 1944 г.). Следовательно, если архиепископ Андрей хотел «подставить» Святейшего Патриарха и архиепископа Григория, то можно сказать, что у него это получилось. Перефразируя фразу о. Н. Ф. Колчицкого о том что, огромная заслуга почившего в том, что «обновленцы теперь не съедят» (см.: публикация 17 мая 1944 г. ), можно констатировать, что патриарх, более 20 лет противостоявший обновленчеству и не принявший Введенского в епископском сане, принял на себя и этот удар раскольников, оказавшийся смертельным (см.: публикацию, 17 марта 1944 г.). В связи с кончиной Святейшего патриарха Сергия какого-либо разбирательства с архиепископом Андреем, похоже, не было, но, очевидно, патриарх Сергий успел провести с ним беседу (сделать «хорошую взбучку»), так как будучи назначенным на Днепропетровскую и Запорожскую кафедру, которую он занимал до своей кончины, архиепископ Андрей «встал на путь исправления», а именно «запретил в священнослужении клириков, имевших неканоническое поставление (от самочинных и раскольнических лжеархиереев), строго относился к выбору кандидатов на священные степени»

http://sedmitza.ru/lib/text/10324924/

Тогда же «свет Валаама» снова забрезжил на родной земле- в Псково-Печерский монастырь наконец-то прибыла «соль земли», семь измученных морально и физически старцев Валаамских... [cxxii] Только не дождались этого ни игумен Иероним, ни монах Иувиан.... Борьба за «мир во всем мире», добрые отношения с Финляндией в целом и с Автономной Финляндской Архиепископией в составе Константинопольского Патриархата в частности, - это все конечно хорошо. Но вот о старцах Патриарх Алексий I, получивший не одно письмо митрополита Григория о желании переезда их в СССР, и если не на Валаам, то в Печоры, а также митрополит Николай, кажется, подзабыли. Первоначально старцы почему-то были отправлены в Молдавию, и поэтому покинуть Финляндию решились не все оставшиеся в живых насельники, которые хотели вернуться на Родину [cxxiii] . Кроме того, все святыни Старого Валаама и Коневца, иконы Коневской и Валаамской Божией Матери, церковная утварь, старинные иконы, библиотека с редкими книгами, богатства древлехранилища, архивы, - все осталось в Финляндии... [cxxiv] В изданных недавно ГАРФом письмах Патриарха Алексия I в Совет по делам РПЦ за 1955-1957 гг. нет информации о том, что представители Константинопольского Патриархата приглашались бы в Советский Союз. В данном издании за этот период имеется только одно письмо, касающееся Финляндской Православной Церкви. С 27 июня по 10 июля 1957 г. по приглашению Патриарха Алексия делегация Финляндской Православной Церкви в составе еп. Павла (Г.А.Олмари), ректора духовной семинарии прот.И.Ф.Сухола и члена Церковного управления С.Я. Хяркенена находилась в Советском Союзе. Патриарх принимал гостей в Одессе, митр. Николай - в Москве. «Делегация Финской ц[еркви] мне показалась очень симпатичной, так что я жалею, что она мало времени пробыла в Одессе»,- писал Патриарх Г.Г.Карпову 8 июля 1957 г. [cxxv] В то время как митрополит Николай занимался «внешними церковными сношениями» и делом «мира во всем мире», митрополит Григорий, помимо восстановления епархий и выполнения ряда заграничных миссий, восстановил духовное образование в РПЦ. Как сказал Святейший Патриарх Кирилл, «исключительная роль в возрождении не только Ленинградской академии, но всего духовного образования в нашей Церкви принадлежит митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Григорию (Чукову). Как в свое время святитель Филарет Московский стоял у истоков открывшейся в 1809 году Петербургской духовной академии, так и митрополит Григорий посвятил становлению и развитию богословского образования в возрожденной после Великой Отечественной войны духовной школе всю свою творческую энергию, богатый опыт и знания» [cxxvi] .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

1 февраля 1946 г. почил архиепископ Павел, 22 июня 1947 г. епископом Таллинским стал протоиерей Иоанн Богоявленский, принявший монашество с именем Исидор. В 1946 г. Алексей успешно сдал вступительные экзамены в ЛДС, но не был принят по возрасту - ему было только 17 лет, прием в духовные школы несовершеннолетних не дозволялся. Успешное поступление состоялось в следующем году, причем сразу в 3-й класс. Закончив семинарию по первому разряду в 1949 г., будущий Патриарх стал студентом ЛДА. Возрожденные после длительного перерыва ленинградские духовные школы в это время переживали нравственный и духовный подъем. В классе, где учился А. Ридигер, были люди разных возрастов, зачастую после фронта, стремившиеся к богословскому знанию. Как вспоминает Патриарх Алексий, учащимися и преподавателями, многие из которых под конец жизни смогли передать свои знания и духовный опыт, открытие духовных школ воспринималось как чудо. Большое влияние на А. Ридигера оказали профессора А. И. Сагарда, Л. Н. Парийский, С. А. Купресов и мн. др. Особенно глубокое впечатление произвела глубина религиозного чувства С. А. Купресова, человека сложной и тяжелой судьбы, который каждый день после лекций шел в храм и молился у иконы Божией Матери «Знамение». Преподаватели выделяли А. Ридигера, отмечая его серьезность, ответственность и преданность Церкви. Епископ Таллинский Исидор, поддерживавший связи с преподавателями ЛДА, спрашивал о своем питомце и радовался, получая благожелательные отзывы о «светлой личности» ученика. 18 дек. 1949 г. епископ Исидор скончался, управление Таллинской епархией временно было поручено митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Григорию (Чукову). Он предложил А. Ридигеру закончить академию экстерном и, приняв сан, начать пастырское служение в Эстонии. Митрополит Григорий предложил юноше на выбор: настоятельство в Богоявленском храме в г. Йыхви, служение вторым священником в Александро-Невском соборе и настоятельство в приходе в г. Пярну. По воспоминаниям Патриарха Алексия, «митрополит Григорий сказал, что не советовал бы мне сразу идти в Александро-Невский собор.

http://patriarchia.ru/db/text/500166.htm...

Там же. Акт о воссоединении обновленческого епископа Михаила (Постникова)//Журнал Московской Патриархии. 1943. 3. С. 8–9. Александрова-Чукова Л. К. Архиерейский Собор 21–23 ноября 1944 года, его цели и задачи: свидетельства участника — архиепископа Григория (Чукова)// Церковь. Богословие. История2021. 2. С. 52. В беседе с Г. Г. Карповым 25 ноября 1943 г. митрополит Сергий сказал, что обновленческие «архиепископы» Турбин и Расторгуев, выражавшие желание выйти из обновленчества, временно прерывали свои переговоры с ним в связи с приездом в Москву «митрополита» Александра (Введенского), который, по имеющимся у Сергия сведениям, категорически запретил выходить из обновленчества ( Одинцов М. И. Русские патриархи ХХ века… С. 297–302). Александрова-Чукова Л. К. Архиепископ Григорий (Чуков) о Соборе епископов 1943 г. и ведущей роли патриарха Сергия в сохранении патриаршества и единства Русской Православной Церкви//Вестник церковной истории. 2023. 1/2(69/70). С. 139. В беседе с Г. Г. Карповым 25 ноября 1943 г. на вопрос, подавал ли Введенский прошение о присоединении, патриарх ответил что нет, и указал «что он может говорить о всем обновленческом духовенстве, кроме Александра Введенского, который, при всем его желании, не может быть принят не только епископом, но и простым священником, т[ак] к[ак] Введенский трижды женат, и что он не видит никаких возможностей к его использованию в Церкви, хотя личных антипатий к нему не имеет» ( Одинцов М. И . Русские патриархи ХХ века…С. 294–302). Ореханов Г., свящ., Шкаровский М. В. Введенский Александр Иванович//Православная энциклопедия. Т. 7. М., 2004. С. 249–253. Послание Святейшего Патриарха Тихона верующим 28 июня 1923 г. (Первое после освобождения от заключения)//Акты Святейшего Тихона... Ч. 1. С. 284. Такой комплимент сделал владыке (о. Н. К. Чукову) о. А Мазырин, и с приведением цитаты пояснил что мотивом к ликвидации раскола в 1920-х гг. у него было исключительно «радение о просвещении»: «Главным побудительным мотивом искать примирения с обновленцами (примирения искали обновленцы. – Л. А.-Ч.) у протоиерея Н. Чукова была забота о нуждах богословского образования. Образ его мыслей хорошо передает описанный в дневнике разговор с одним из единомышленников: «Говорили о крайней необходимости наладить духовное образование, пот[ому] что нет кандидатов на священство подготовленных. Надо подумать о подготовке преподавателей во всероссийском масштабе. А для всего этого необходима сначала легализация ц[ерковного] управления, а для этого необходимо примирение с Красницким, без чего легализации не добиться» ( Мазырин А. В. На какой компромисс с обновленцами соглашался Патриарх Тихон в 1923–1924 гг. Ч. 2. Переговоры с «Живой церковью» Владимира Красницкого. 1924 г.//Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2022. 37. С. 161–198. DOI: 10.24412/2224-5391-2022-37-161-198. С. 185).

http://sedmitza.ru/lib/text/10324924/

Еп. Таллинский Исидор, поддерживавший связи с преподавателями ЛДА, спрашивал о своем питомце и радовался, получая благожелательные отзывы о «светлой личности» ученика. 18 дек. 1949 г. еп. Исидор скончался, управление Таллинской епархией временно было поручено митр. Ленинградскому и Новгородскому Григорию (Чукову). Он советовал А. Ридигеру закончить академию экстерном и, приняв сан, начать пастырское служение в Эстонии. Митр. Григорий предложил юноше на выбор: настоятельство в Богоявленском храме в г. Йыхви, служение вторым священником в Александро-Невском соборе и настоятельство в приходе в г. Пярну. По воспоминаниям А., «митрополит Григорий сказал, что не советовал бы мне сразу идти в Александро-Невский собор. Там Вас знают как иподиакона, пусть к Вам привыкнут как к священнику, а если захотите, то через полгода я Вас переведу в собор. Тогда я выбрал Йыхви, потому что это на полпути между Таллином и Ленинградом. Я очень часто в Таллин ездил, потому что родители жили в Таллине, мама не всегда могла ко мне приехать. И в Ленинград я тоже ездил часто, потому что я пусть и учился экстерном, но заканчивал вместе со своим курсом» (Там же). Священническое служение (1950-1961) 15 апр. 1950 г. А. Ридигер был рукоположен во диакона, а через день - во священника и назначен настоятелем Богоявленского храма г. Йыхви. Молодой священник начинал свое служение под впечатлением речи Святейшего Патриарха Алексия I, обращенной к студентам Ленинградских духовных школ 6 дек. 1949 г., в к-рой Патриарх нарисовал образ рус. правосл. пастыря. Приход у свящ. Алексия Ридигера был очень сложный. На первое богослужение о. Алексия, бывшее в Неделю жен-мироносиц, в храм пришли всего неск. женщин. Однако постепенно приход оживал, сплачивался, начали ремонт храма. «Паства там была непростая,- вспоминал впосл. Святейший Патриарх,- в шахтерский город после войны приезжали из самых разных регионов по специальным направлениям на тяжелые работы в шахты; многие погибали: аварийность была высокой, поэтому как пастырю мне пришлось иметь дело со сложными судьбами, с семейными драмами, с различными социальными пороками, и прежде всего с пьянством и порождаемой пьянством жестокостью» (Там же).

http://sedmitza.ru/text/1944272.html

М. В. Гундяев был осужден 25 февр. 1934 г. на 3 года работ в исправительно-трудовом лагере, отправлен на Колыму. В канун 1937 г. Михаила освободили; он вернулся в Ленинград, женился, начал работать на ленинградских предприятиях токарем, затем техником-технологом и, наконец, конструктором и начальником цеха. 18 нояб. 1940 г. в семье Гундяевых родился сын Николай - буд. протоиерей и профессор ДА. В годы блокады Ленинграда М. В. Гундяев остался в городе, работал на заводе, строил оборонительные укрепления, был госпитализирован из-за крайнего истощения. В 1943 г. его призвали в армию; но он был настолько истощен, что не попал в действующую армию; как специалиста-конструктора его направили в Н. Новгород, где он занимался приемкой танков Т-34. После войны М. В. Гундяев вернулся в Ленинград на завод, к своей семье. 20 нояб. 1946 г. у Михаила и Раисы Гундяевых родился 2-й сын - Владимир (впосл. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл). М. В. Гундяев. Тюремная фотография. 1934 г. М. В. Гундяев. Тюремная фотография. 1934 г. Короткая передышка, которую советская власть дала Церкви в послевоенные годы, позволила ранее осужденным по политическим статьям прийти на служение в Церковь. В 1947 г. М. В. Гундяев подал прошение Ленинградскому митр. Григорию (Чукову) о рукоположении в священный сан. Митр. Григорий, сам прошедший через расстрельный приговор, многолетнее тюремное заключение, ссылки, предупредил, что священнику, имеющему такую биографию, как у М. В. Гундяева, он не сможет дать приход в Ленинграде: «Если Вы действительно желаете сменить свою ленинградскую квартиру на проживание на самом отдаленном приходе Ленинградской епархии, в селе Петрова Гора, то я Вас рукоположу. Но на служение в городе Ленинграде не рассчитывайте. Так что идите и советуйтесь с супругой». Семья приняла решение переехать в село. Однако митр. Григорий сумел обойти препоны и 16 марта 1947 г. рукоположил М. В. Гундяева в священный сан, назначив в храм Смоленской иконы Божией Матери на Васильевском о-ве. Храм незадолго до этого был передан Церкви, после того как 6 лет стоял закрытым. В 1949 г. в семье свящ. Михаила и Раисы родилась дочь Елена, посвятившая себя, так же как и братья, церковному служению (она много лет проработала в б-ке Ленинградской (С.-Петербургской) ДА, в 2013 являлась проректором по культуре СПбДА, зав. регентским отд-нием). В 1951 г. свящ. Михаил был переведен в Спасо-Преображенский собор, в 1957 г. возведен в сан протоиерея, в 1959 г. назначен помощником благочинного. В 1960 г. переведен настоятелем в Александро-Невский храм в Красном Селе, в 1970 г. назначен настоятелем Серафимовского храма в Ленинграде. В 1972 г. прот. Михаил стал настоятелем Свято-Никольского храма на Б. Охте. Параллельно со служением на приходах прот. Михаил в 1961 г. окончил Ленинградскую ДС, в 1970 г.- ЛДА. В возрасте 63 лет он защитил диссертацию и стал кандидатом богословия. Скончался 13 окт. 1974 г. в Ленинграде; в 1984 г., умерла его жена Раиса Владимировна.

http://pravenc.ru/text/Патриархом ...

В силу того, что печатание диссертации Сагарды началось в момент революции в 1917 г., оно не было окончено, и потому вопрос об утверждении Сагарды в ученой степени своевременно не мог быть оформлен». «Организация ученого дела есть истинно ученое дело; даже больше чем написание какой-нибудь книжки; теперь нет возможности и печатать, и необходимо смотреть на дело с точки зрения только фактической работы» 3 , – сказал в свое время выдающийся русский богослов Н.Н. Глубоковский , когда в 1920 году в Петроградском Богословском институте был поставлен вопрос о присуждении звания профессора ректору прот. Н.Чукову, который от него отказывался, не имея еще магистерской степени. Ситуация с печатанием статей и монографий мало изменилась и к середине прошлого века, но даже не столько поэтому, сколько для повышения научного уровня преподавания в Академии, было принято решение в качестве магистерских диссертаций утверждать курсы лекций. Первая публичная защита диссертации на соискание ученой степени магистра богословия на тему «Чин всенощного бдения в Греческой и Русской Церкви» (историко-архелогическое исследование) профессором Академии Н.Д. Успенским состоялась 22 июня 1949 года в открытом заседании Совета Ленинградских Духовных Академии и Семинарии. Диссертацию оппонировал проф. А.И. Сагарда, и первоначально отдал ее соискателю на доработку. Для оформления диссертации Н.Д.Успенский получил испрошенные им 2 тысячи руб. на оплату работы машинистки. Плодотворным в плане научной деятельности стал для Академии 1951 год, когда степени магистра богословия были удостоены Л.Н. Парийский, заведующий заочным сектором С.А. Купрессов, прот. Иоанн Козлов, прот. Иоанн Сокаль, которого митрополит Григорий прочил в ректоры ЛДА, митрополиты Антиохийской Церкви Хауранский Афанасий, кандидат богословия Киевской Духовной Академии выпуска 1913 года, и Эмесский Александр (Холмский), кандидат богословия Казанской Академии выпуска 1918 года. Степени кандидата богословия в 1951 году был удостоен Ф.А. Шишкин. В 1952 году успешно защитился К.А. Сборовский. В 1953 году Совет Академии признал представленные архиепископом Ижевским и Удмуртским Ювеналием (Килиным) сочинения (и справку об окончании им 3-х курсов Харбинского Богословского института с высокими отметками), достойными степени кандидата богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Короткая передышка, которую советская власть дала Церкви в послевоенные годы, позволила ранее осужденным по политическим статьям прийти на служение в Церковь. В 1947 г. М.В. Гундяев подал прошение Ленинградскому митрополиту Григорию (Чукову) о рукоположении в священный сан. Митрополит Григорий, сам прошедший через расстрельный приговор, многолетнее тюремное заключение, ссылки, предупредил, что священнику, имеющему такую биографию, как у М.В. Гундяева, он не сможет дать приход в Ленинграде: «Если Вы действительно желаете сменить свою ленинградскую квартиру на проживание на самом отдаленном приходе Ленинградской епархии, в селе Петрова Гора, то я Вас рукоположу. Но на служение в городе Ленинграде не рассчитывайте. Так что идите и советуйтесь с супругой». Семья приняла решение переехать в село. Однако митрополит Григорий сумел обойти препоны и 16 марта 1947 г. рукоположил М.В. Гундяева в священный сан, назначив в храм Смоленской иконы Божией Матери на Васильевском острове. Храм незадолго до этого был передан Церкви, после того как 6 лет стоял закрытым. В 1949 г. в семье священника Михаила и Раисы родилась дочь Елена, посвятившая себя, так же как и братья, церковному служению. (Елена много лет проработала в библиотеке Ленинградской (Санкт-Петербургской) духовной академии, с 2013 г. стала проректором по культуре СПбДА, заведующей регентским отделением). В 1951 г. священник Михаил был переведен в Спасо-Преображенский собор, в 1957 г. возведен в сан протоиерея, в 1959 г. назначен помощником благочинного. В 1960 г. переведен настоятелем в Александро-Невский храм в Красном Селе, в 1970 г. назначен настоятелем Серафимовского храма в Ленинграде. В 1972 г. протоиерей Михаил стал настоятелем Свято-Никольского храма на Б. Охте. Параллельно со служением на приходах протоиерей Михаил в 1961 г. окончил Ленинградскую духовную семинарию, в 1970 г. — Ленинградскую духовную академию. В возрасте 63 лет он защитил диссертацию и стал кандидатом богословия. Скончался 13 октября 1974 г. в Ленинграде; в 1984 г. умерла его жена Раиса Владимировна.

http://patriarch.patriarchia.ru/rod-gund...

За революцией последовали годы разорения храмов, осквернения святынь, преследования и истребления духовенства и монашествующих. Не избежал этой участи и Всеволожский храм. В соответствии с декретом Совета Народных Комиссаров от 23 января 1918 года «Об отделении церкви от государства» Всеволожская Свято-Троицкая церковь передала в исполком метрические книги, но богослужения здесь совершались пока без ограничений. В сентябре 1925 года Всеволожский исполком передал местному религиозному обществу в аренду молитвенный дом с участком площадью 5544 кв. м (в том числе - церковь, жилой дом, сарай, двор и зеленые насаждения). В 1930-е гг. при храме трудились мантийные монахини Варвара и Неонилла, изгнанные из стен Леушинского Иоанно-Предтеченского монастыря. В 1937 году был репрессирован настоятель храма протоиерей Александр Логиневский. В 1938 году храм закрыли. Здание использовали для хранения зерна. В начале Великой Отечественной войны в нем располагался мобилизационный пункт, а с 1943 года - кинотеатр. На Воздвижение, 27 сентября 1944 года, 115 жителей Всеволожска обратились к управлявшему тогда епархией архиепископу Псковскому и Порховскому Григорию (Чукову) с просьбой о содействии открытию храма. В июне 1945 года, по ходатайству верующих пос. Всеволожский, храм был вновь открыт. Без куполов, обветшавшим и опустошенным, его возвратили прихожанам. Большая часть внутреннего убранства была утрачена; в храм вернулись лишь святыни, отданные в свое время на сохранение благочестивым людям. 21 октября 1945 года Преосвященный Григорий, ставший митрополитом Ленинградским и Новгородским, назначил настоятелем Свято-Троицкого храма священника Николая Владимировича Петровского, отремонтировавшего храм. 16 декабря 1945 года благочинный Пригородного округа Ленинградской епархии протоиерей Спасо-Парголовской церкви о.Александр Мошинский в сослужении о. Николая совершили освящение храма. Общими усилиями храм ремонтировался, благоукрашался. Художники Оскар Юлиевич и Мария Юлиевна Клевер, дети известного русского живописца Ю.Ю. Клевера, Федор Иванович Томов и другие живописцы, имена которых не удалось установить, создали ряд полотен на библейские темы, украсивших храм. В 1948 году на средства, выделенные Гатчинским Павловским собором, в храме соорудили хоры с лестницей в притворе.

http://sobory.ru/article/?object=01488

4 Сентября 1943 г. вместе с Блаженнейшим митрополитом Сергием и митрополитом Николаем он участвовал в приёме И.В. Сталина, а 8 Сентября – на Архиерейском Соборе, состоявшемся в новом здании Патриархии в Чистом переулке, где собравшиеся по указанию Сталина девятнадцать уцелевших от репрессий епископов вынесли решение об усвоении Блаженнейшему Сергию Патриаршего достоинства. На Соборе архиереев митрополитом Алексием был сделан доклад «Долг христианина перед Церковью и Родиной в эпоху Отечественной войны». 510 На состоявшейся 12 Сентября интронизации он вручил новому Патриарху жезл и произнёс речь. Отныне митрополит Алексий – постоянный член Священного Синода, член редколлегии издающегося вновь «Журнала Московской Патриархии», участник мероприятий, долженствующих показать мировому общественному мнению религиозную жизнь тогдашней России. Так, 19–23 Сентября 1943 г. он участвовал в приёме делегации Англиканской Церкви Англии во главе с архиепископом Йоркским С.Ф. Гарбеттом. 511 С Ноября 1943 г. Преосвященный Алексий стал объединять под своим омофором также и верующих Новгородской епархии и получил титул «Ленинградский и Новгородский». 512 Не оставлял в это время митрополит Алексий и своей паствы. Январь 1944 г. ознаменовался прорывом блокады Ленинграда. Как правящий епископ, Преосвященный Алексий уделял много внимания организации церковной жизни на освобожденных от фашистов территориях Ленинградской и Новгородской епархий. Отступая, фашисты произвели большие разрушения. Митрополит Алексий командировал представителей духовенства своей митрополии в Комиссию по расследованию военных преступлений. 9 Января 1944 г. митрополит Алексий принял в общение с Православной Церковью ранее бывшую в обновленческом расколе общину Преображенского собора – последнюю в городе на Неве. 513 В подчинённых ему храмах, также как и в дни блокады, не прекращался сбор средств на оборону, на помощь раненым и сиротам. Всего же было собрано в 1941–44 гг. более 13 млн. рублей. 514 За организацию патриотической деятельности в храмах города в период блокады митрополит Алексий с группой духовенства был удостоен правительственной награды – медали «За оборону Ленинграда». 15 Мая 1944 года скончался Патриарх Сергий. В соответствии с завещанием почившего и решением Священного Синода, митрополит Алексий вступил в обязанности Патриаршего Местоблюстителя. Управление Ленинградской и Новгородской епархий поручается в это время архиепископу Псковскому Григорию (Чукову).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010