а) Прежде всего благодари Господа Бога за все оказанные Им тебе и всем людям благодеяния: за искупление, за св. Веру, за св. таинства и за все святые внушения ко спасению. б) Молись, чтобы Господь Бог простил тебе все твои грехи, и не попустил тебе умереть во грехах. в) Молись, чтобы Он избавил тебя от вражеских искушений во сне и в ночи; но послал тебе Своего Ангела – Хранителя, да сохранит он душу и тело твое от всякого зла. г) Молись, чтобы Господь благословил всех близких к твоему сердцу: родителей, братьев, сестер, родственников, знакомых, благодетелей, домашних, начальников. Помолись и за врагов своих. д) Молись, чтобы Он помог бедным, скорбящим, путешествующим, больным, обижаемым, чтобы утешил несчастных, приютил сирот, укрепил надеждою умирающих, упокоил умерших, чтобы благословил всех детей, направил к добру всех юношей, укрепил в св. жизни возрастных и всех старцев сделал образцом святой жизни, чтобы всех грешников привел к покаянию, истребил тьму, в которой живут язычники, неверующие, еретики и раскольники, чтобы просветил их Своим Светом, всех ввел в познание Своей истины, всех направил на истинный путь спасения и спас. Наконец, предай себя Господу Богу совершенно. Ознаменуй себя крестным знамением, ложись в постель и засыпай, памятуя смерть и суд Божий. Всевозможно старайся засыпать с хорошими мыслями. Хорошо почитать какую–либо назидательную книгу или житье святого, который празднуется завтра. Всего больше старайся засыпать в преданности Господу Богу. Тогда, что бы ни случилось с тобою во время сна, тебе нечего бояться; тогда ты спишь как бы на руках Божьих; тогда Господь Бог Сам смотрит за тобою, бережет тебя; тогда какое бедствие ни постигло бы твое тело, твоя душа безопасна, – она у Господа Бога. В случаях бессонницы, когда долго не можешь заснуть, – опять размышляй и опять молись. Размышляй о судьбах правды Божьей и неправды человеческой, и извлекай отсюда полезные уроки для своей жизни. Молись внутреннею молитвою сердечною: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного»! Если пойдут в голову и сердце дурные мысли, встань и клади поклоны, с молитвою: «помилуй мя, Боже»...

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

Сочинение митрополита Григория (В сокращении) Христианину и жить нужно по-христиански, чтобы получить спасение – иначе он должен погибнуть на веки. Спросишь: как же мне жить свято? Предлагаю тебе краткий, но верный ответ на твой добрый и спасительный вопрос. Как вести себя поутру Поутру веди – себя следующим образом: Проснувшись, прежде всего, старайся обратить свои мысли к Господу Богу, с каким–нибудь сердечным воззванием, например: «Слава Тебе, Господи! Слава Тебе, Всемилостивый»! и т. д., и т. под. Если в то время, когда проснешься, пора тебе вставать, то без всякого замедления, делая на себе крестное знамение, говори: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», – а потом: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», – и в то же время вставай с постели. Вставши с постели, немедленно умойся, а умывшись, немедленно же оденься так, как должно быть одетым человеку степенному и тот час же стань пред св. иконами для совершения утренних молитв. Если умеешь читать, читай положенные св. Церковью «утренние молитвы», умеешь читать, выучи наизусть, по крайней мере, начальные утренние молитвы, особенно же – молитву Господню: «Отче наш»... Можешь молиться и своими молитвами, но в этих молитвах непременно и внимательно наблюдай следующее: а) Благодари Господа Бога за то, что Он в прошедшую ночь сохранил твою жизнь. б) Благодари Господа Бога за другие, полученные и получаемые тобою от Него, благодеяния. в) Благодари Господа Бога за то, что Он даровал тебе все средства ко спасению. г) Благодари Господа Бога за укрепление твоих телесных сил – для занятий нужными делами. д) Всею душою молись, чтобы Господь Бог простил тебе твои бесчисленные грехи. е) Молись, чтобы Господь Бог даровал тебе твердую волю постоянно и вполне принадлежать Ему. Старайся осмотреть: что ты будешь делать в продолжение наступающего дня? С кем будешь вместе? какие, когда и где могут встретиться с тобою случаи ко греху, или случаи к добру? Всякое утро весьма нужно обдумать: как нужно вооружиться против греха и как расположиться к добру.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

10 марта . Пятница. Борис приходил в понедельник с виноватым видом. Я строго сказал ему о нарушении дисциплины, выяснил и потребовал предста­вить рапорт об этом. Попутно сказал ему и о преувеличенных штатах, и окладах по собору, о родственниках за свечным ящиком и пр[оч]. На другой день он представил рапорт, где тоже наврал о «своей инициативе». Я препроводил все это, как и текст телеграммы, Патриарху, при своем частном письме к сведению и полному осведомлению о личности о. Бориса, тем более, что он своим требованием и льстивым обращением мог подкупить отношение к себе у Патриарха, и тот в дальнейшем может допустить ошибку при мысли об его дальнейшем назначении. Получил вызов в Москву на летнюю сессию… 13 марта . Отец Борис «заболел». Подозреваю, опять нежелание служить со мной литургию из-за моей проборки… Цурикова вчера рассказала подробности о телеграмме. На возражения Цуриковой, «как же помимо Вла­дыки?», Вик сказал, что «отчисление – дело собора, а не всей области».Таким образом: 1) Вика «никто не принуждал», 2) экстренности не было, дело тянулось два дня; 3) сношение со мной было сознательно отклонено (ни к какому телефону не обращались), и 4) кругом – ложь и самоуправство. 17 марта. Были из Вольска о. А. Шереметьев и с ним сестра милосердия Анна Сергеевна Гвоздева, большая церковница (из Саратова). Принес­ли ходатайство приходского совета Вольской церкви о назначении к ним о. Бориса Вика настоятелем и викарным епископом. Мотивы: хорошо устроил приход, из старообрядческой семьи, в Вольске всегда были архиереи и даже самостоятельные». Дело тут в председателе Дешанове, с одной стороны, и в настоятеле Агрескове– с другой. Агресков бездеятелен, небрежен, плохо ведет служение, допускает уклонения от устава и потому не привлекает народ, особенно единоверцев и старообрядцев, которых много и которые задают тон. На этой почве и возникло желание «наладить приход». Председатель Дешанов, старик, был большой обновленец, и в тесных сношениях с еп[ископом] Михаилом Постниковым, с которым и теперь поддерживает письменные и телеграфные сношения, обращаясь к нему о церк[овных] нуждах. Он и добивается назначения в Вольск епископа. Высказывает даже мысль о возможности отделения к Введенскому с епископом Михаилом, если не удовлетворят его ходатайства о епископе (и Борисе?).

http://sedmitza.ru/lib/text/10324924/

Как прежде Гурий был точен в исполнении правил монашеских, так же точен он был и теперь в исполнении правил, предписанных преподобным Иосифом своим преемникам. Впрочем, при сих правилах, Гурий также ревностно исполнял и иные правила, каким своими писаниями научили его древние святые подвижники. Он неусыпно старался о спасении всех находившихся в его обители. Спасение души всех живших под его настоятельством, обогащение их ума чистым христианским учением, и их сердца истинно-христианскими качествами и добродетелями, составляло самое главное и неусыпное попечение во все время его игуменства. Никакое иное попечение о внешнем благолепии и изобилии обители у него никогда не равнялось с попечением о спасении душ. Излишнее же украшение и обогащение обители он почитал даже вредным. В этом отношении его всегдашнее мнение было: «не добро монастыри богатити чрез потребу и великие отчины давати, они бо сим более пустуют» 38 . Такое мудрое и святое управление обителью скоро сделалось известным Царю Иоанну Васильевичу, и приобрело у него Гурию уважение и отличную доверенность 39 . Впрочем, два года, проведенные Гурием в темнице, из которой он никуда не мог выходить, и в которой летом воздух был, без сомнения, удушлив, весною и осенью удушлив и сыр, а зимою и весьма холоден, – эти два года весьма вредно воздействовали на здоровье Гурия. Вышед из своего заключения, он уже не имел крепкого здоровья во все остальное время своей жизни. Слабость телесных сил не позволила ему долго занимать возложенной на него должности игумена. Через восемь лет и десять месяцев 40 он сложил ее с себя, и около двух лет 41 жил в том же монастыре как простой монах. Впрочем, особенная благонадежность человека к каким-либо полезным и спасительным духовным трудам, почти обыкновенно, несмотря и на великую слабость телесных его сил, не избавляет его от трудов. Между тем, как св. Гурий жил на покое, открылась в Селижарове монастыре 42 игуменская вакансия, требовавшая особенно надежного настоятеля. Царь, несмотря на отречение Гурия, по слабости здоровья, от игуменства в монастыре Иосифове, повелел послать его туда, с благословения митрополита Макария, игуменом.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

Однажды, идучи в Александрию, он встретился с нищим, который без одежды дрожал от холода. Св. Серапион, остановившись, подумал сам с собою: «Меня почитают постником и исполнителем Христовых заповедей, между тем ношу я одежду, а этот нищий – раб Христов погибает от холода. По истине как убийца осужден буду в день страшного суда, если не покрою наготы его и попущу умереть от холода». После этих размышлений он тотчас снял с себя епанчу и отдал нищему; потом сел нагой на распутии, держа в руках Св. Евангелие. В то время один знакомый, проходя мимо его, спросил: «Отец Серапион, кто обнажил тебя?» Св. подвижник, указав на Евангелие, сказал: «Оно раздело меня». Потом св. Серапион увидел, что мимо его ведут должника в темницу; сжалившись над ним, и не имея что дать ему, продал Евангелие и отдал тому человеку деньги для уплаты долга. После того, как Серапион пришел в келлию, ученик спросил его: «Где Евангелие?» Св. старец сказал: «Сын мой! Оно постоянно твердило мне: «продаждь имение твое и даждь нищим...» ( Мф. 19:21 ). Я послушался и сделал так, чтобы за послушание получить дерзновение пред Богом». Он же для избавления от манихейской ереси одного лакедемонского градоначальника, и в другой раз для спасения одного скомороха продавал себя им в работу за малую цену, и служил у них до тех пор, пока своими наставлениями и примером благочестивой жизни не обратил их на путь спасения («Четьи-Минеи» мая 14 д.). 2 . В IV веке по Р. Христове, Нольским епископом был св. Павлин, родом из Галлии. Нынешнее неаполитанское королевство разделялось тогда на четыре округа. Один из них был в Кампании, с главным городом Ноль или Нола. Вандалы, утвердившиеся в то время в Африке, очень часто делали набеги на приморские селения и города Кампании и всей остальной Италии. Эти варвары опустошали их и жителей забирали в плен; и нередко приходилось страдать от них и самому епископу. Так, однажды, ограбив дом епископа, вандалы оставили и самого епископа в одной рубашке. В это же самое время приходит к нему одна несчастная женщина и с горячими слезами и воплями разсказывает, что единственный сын ее, надежда и опора ее старости, – взят вандалами в плен с многими другими, и что, ежели кто-нибудь его тотчас не выкупит, его увезут в неволю в Африку.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В Московской оставалось все без перемен, без тех перемен на новое, которыми так увлекался Пратасов. Продолжалось преподавание философии в прежнем направлении, изучение Писания и еврейского языка. И в то время, когда по всей России производился розыск о незаконном налитографировании перевода Павского, Филарет дал Московской академической конференции официальное предложение: вменить всем преподавателям в обязанность представлять хотя бы часть их уроков в обработанном виде и литографировать, или печатать, эти записки для внутреннего употребления, с одобрения конференции и с ведома епархиального архиерея. Предложение это не имело практических последствий. Но так показательно, что в то самое время, когда вновь открытое Духовно-учебное управление стремилось остановить самостоятельную работу преподавателей, вручив им в руководство обязательную «классическую» книгу, Филарет продолжал стоять на прежней позииии Александровских уставов, что нужно более пробуждать мысль и самодеятельность учащихся, чем связывать их готовыми определениями и фразами… В 1815-м году Филарет снова поднял библейский вопрос и внес в Святейший Синод свою известную записку «О догмагическом достоинстве и охранительном употреблении греческого седмидесяти толковников и славенского переводов Священного Писания» (напечатана она была только уже в 1858-м году, в московских «Прибавлениях»). Записка составлена очень сжато и обдуманно, — предварительно она была просмотрена Филаретом Киевским, Григорием Постниковым и Гавриилом Городковым, тогда архиепископом Рязанским… Филарет имел в виду предотвратить неправильное пользование различными библейскими текстами. Он настаивает, прежде всего, на том, что в Ветхом Завете обязательно соотносительное пользование обоими текстами, и ни одного в отдельности не следует принимать за «самоподлинный» (т. е. аутентический), хотя начинать следует с Семидесяти. Оба текста подобает принимать « в догматическом достоинстве ». Филарет предлагал выпустить новое издание Славянской Библии, удобнейшее для частного употребления, с указанием содержания по главам и объяснительными примечаниями… В своей записке Филарет сказал меньше, чем ему хотелось, для того, чтобы достигнуть согласия со своими друзьями, особенно с Филаретом Киевским, которые были против русского перевода, и к еврейскому тексту относились сдержанно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

П. Манассеин, Л. А. Якубович и поэт и переводчик Н. П. Греков. Дань образам К. отдал А. Г. Ротчев, бывший управляющий «столицей русской Америки» - фортом Росс, основатель в Ташкенте газ. «Туркестанские ведомости». Прекрасный переводчик вост. поэзии М. И. Михайлов опубликовал фрагменты К. в стихотворном переводе. Темам, связанным с К. и мусульм. Востоком, посвящены стихотворения рус. поэта-лирика Я. П. Полонского, входившего в круг авторов петербургского ж. «Современник». В 1859 г. на средства, предоставленные членом Синода РПЦ митр. Новгородским и С.-Петербургским Григорием (Постниковым) (с тем, чтобы часть экземпляров была передана в Казанскую ДА, где стараниями владыки было открыто отд-ние вост. языков), был издан «Полный конкорданс Корана, или Ключ ко всем словам и выражениям его текстов для руководства к исследованию религиозных, юридических, исторических и литературных начал сей книги». Труд принадлежал перу мирзы Мухаммада Али (Александра Касимовича) Казем-Бека. Его работы по языкознанию, истории, философии, юриспруденции, лит-ре мусульманского Востока принесли ему не только всероссийскую, но и европ. славу. В 1864 г. был опубликован последний русский перевод К., выполненный К. Николаевым не с оригинала, а с франц. перевода известного востоковеда и дипломата А. де Бибершайна-Казимирского, сохранивший популярность во Франции до 20-х гг. XX в. Перевод Николаева, связанного с кружком славянофилов, обладал высокими лит. достоинствами. Этот труд, избавивший читателей от необходимости обращаться к старым трудночитаемым переводам, выдержал до 1917 г. 5 изданий и был переиздан в 1998 г. в Казахстане в подарочном варианте, в честь перенесения столицы Казахстана из Алматы (Алма-Аты) в Астану. С этим текстом связаны «коранические стихи» К. Д. Бальмонта и ориентальные мотивы в творчестве И. А. Бунина. Важную роль в истории изучения К. в России сыграли коллекции рукописей и фрагментов К. Они начали формироваться вместе с основанием в С.-Петербурге Публичной б-ки (1795, ныне Российская национальная б-ка) и Азиатского музея АН (1818, ныне Ин-т восточных рукописей РАН). За годы активной собирательской деятельности здесь возникли коллекции К., являющиеся крупнейшими в России и одними из крупнейших в Европе. В 1869 г. в Публичную б-ку туркестанским генерал-губернатором К. П. фон Кауфманом был передан т. н. Коран Османа, или «Самаркандский куфический Коран», принадлежавший мечети Ходжа-Ахрар в Самарканде,- один из наиболее выдающихся экземпляров К. в мире. Ученик основателя школы рус арабистики В. Р. Розена А. Ф. Шебунин, подробно проанализировавший и описавший этот список, установил его ближневосточное происхождение (предположительно Ирак) и время создания (II в. хиджры). Эта работа во многом предвосхитила сформулированные лишь через четверть века идеи Бергштрессера и Джеффери о необходимости планового изучения и описания ранних списков К.

http://pravenc.ru/text/2057222.html

Насколько митрополит Платон заменял Филарету отца, 67 настолько же других родных заменяли ему товарищи по ученической скамье и по службе, а равно и ученики его. Из множества случаев самого искреннего, нежного и дружеского отношения святителя Филарета к лицам такого рода, каковы, – из Лаврского периода, – отношения к симпатичному, но, к сожалению, рано угасшему для жизни ученику семинарии Андрею Петровичу Саксину († 2 марта 1803), 68 также ученикам семинарии и товарищам Филарета Ив. Ив. Пылаеву, 69 Вас. Феод, (в монашестве Гавриилу) Розанову 70 и др., а из учеников, – к Иллариону (в монашестве Иннокентию) Смирнову, 71 Никифору Путилину, 72 Егору (в монашестве Григорию) Постникову, 73 Михаилу (в монашестве Макарию) Глухареву 74 и другим многим, мы возьмем, ради краткости, для примера, только один случай, доселе еще не опубликованный. В 1816 году, когда слава Филарета, в то время еще архимандрита и ректора С.-Петербургской Дух. Академии, гремела уже по всей России, а в Тульской епархии, в захолустье, прозябал на должности приходского священника один из его товарищей по Лаврской семинарии, упомянутый Иван Иванович Пылаев, этот последний вздумал написать Филарету письмо, в котором впрочем, извинялся за свою смелость писания к нему, указывая на разность их положения одного в отношении к другому. Филарет, несмотря на множество разнородных занятий, и дел своих отвечал ему следующим письмом: «Почтенней мой отец! Любезный друг! Письмо Ваше ни в каком случае не было бы мне в тягость, а после столь долгого молчания принесло мне особенное утешение. Теперь уже не время считаться в прошедшем. Вы, может быть, правее меня, потому что менее знали о месте моего, нежели я о месте Вашего, жительства. Что принадлежим к разности состояний, Вы напрасно ищете между нами такого же расстояния, как между Веневом 75 и Петербургом. Вам ясно, что я не считаю нужным сказать. Близости душ, если они одинаково настроены к истинному и чистому общению, ничто не должно препятствовать. Наша давняя дружба (Вы не употребили сего имени, но, надеюсь, не отречетесь от него) связана была не пороком или страстью, но тихою искренностью при единстве упражнений.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   Спор о языке преподавания был разрешен в явочном порядке. В короткое время всюду перешли в преподавании на русский язык, несмотря на запреты. В Петербургской академии по-русски читал уже сам Филарет и после него Григорий (Постников), в Московской — Кирилл (Богословский Платонов), — оба из воспитанников первого выпуска Петербургской академии. В Киеве по-русски преподавал уже ректор Моисей, за ним — Мелетий (Леантович), а позже — Иннокентий...    Постепенно и в семинариях латынь выходила из употребления, в сороковых годах вряд ли где еще учили богословию по-латыни...    Впрочем, переход на русский язык не означал еще действительного освобождения от схоластического плена или рабства. И как раз в сороковых годах русскому богословию пришлось пережить еще один рецидив латинского схоластицизма...    Инициатива и на этот раз принадлежала обер-прокурорскому надзору... 8. Богословские воззрения святителя Филарета    Филарет писал немного. Обстоятельства его жизни складывались неблагоприятно для писательства. Только в ранние, в молодые годы мог он почти без помех отдаваться ученой работе. Но и тогда он должен был работать наспех. То были для него скорее годы учения, нежели самостоятельного творчества. Вскоре призванный к высшему иерархическому служению, Филарет уже не имел больше ни свободы, ни досуга для систематических богословских исследований и занятий. В свои лучшие годы Филарет богословствует только как проповедник…    Именно его богослужебные “слова и речи” и остаются его главным богословским наследством. Богословской системы Филарет не построил. Проповеди — только отрывки. Но и в этих богословских отрывках есть внутренняя цельность и единство. И больше, чем единство системы, — единство созерцания. В них открывается живой богословский опыт, выстраданный и закаленный в молитвенном искусе и бдении. В истории русского богословия в новое время Филарет Московский был первым, для кого богословие стало вновь задачей жизни, непреложной ступенью духовного подвига и делания. Филарет не только богословствовал, — он жил, богословствуя...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   “Долг верности перед Богом и святым Его словом и святою Его Церковию обязывает свидетельствовать здесь, что суждения о Священном Писании, основанные на усиленном внимании открывать в нем мнимые недостатки, без указания в то же время на истинные его совершенства, сколь не сообразны с достоинством богодуховного Писания, столько могут быть опасны для православия...”    Так резко и тревожно отзывался не один только Филарет. В 1845-м году прот. В. Б. Баженову, духовнику Государя, по званию члена академической конференции, пришлось читать экзаменские сочинения студентов. В одном из них он встретил нечто, над чем остановился с недоумением. Это было сочинение Тарасия Серединского (впоследствии известный посольский протоиерей в Берлине). Автор ставить Евангелие и отеческие творения под общее обозначение: Слово Божие. И различает только тем, что Евангелие названо Словом Божиим писанным, а сочинения помянутых церковных писателей Словом Божиим изустно преданным. Такая новизна совершенно противна учению православной Церкви и касается важного пункта его, и рецензент счел своей обязанностью обратить внимание конференции на то, откуда студент Серединский мог получить такое неправильное понятие о Слове Божием, — вина ли это его собственная или плод внушений сторонних...    Вслед затем Бажанов должен был выйти из членов конференции...    Сторонники “обратного хода” стремились сдвинуть Библию далее, чем на второй план. Настойчиво говорили о том, чтобы вовсе воспретить чтение Слова Божия мирянам, во избежание ложных толкований. “Одна мысль о запрещении чтения Священного Писания простым христианам приводит меня в страх,” писал Григорий Постников, тогда архиепископ Тверской, Филарету Московскому. “Не могу постигнуть, откуда происходит такое мнение. Не есть ли оно изобретение скрытно действующих агентов латинства? Или это мнение есть порождение умножающегося в наше время вольнодумства, дабы потом, как оно прежде поступало с духовенством западной церкви, смеяться над нами?..”    Подымался вопрос и о том, чтобы провозгласить славянский текст Библии, на подобие Вульгаты, “исключительно самостоятельным,” утвердить его в обязательном и исключительном употреблении, храмовом, школьном и домашнем...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010