Но, слыша эти слова, да не поймем мы их так, будто Христос посылает Ипостась Духа Святаго, нет, но дар Духа Святаго, потому что, по свидетельству божественного отца Иоанна Златоуста , «Бог не посылается, но благодать Его» (см.: Св. Григорий Палама /Филокалия. Т. 7. С. 218–219) 223 . Таким образом, та же благодать Духа Святаго, которая посылается нам, называется и благодатию Христа, по свидетельству великого апостола Павла, который говорит: благодать Господа нашего Иисуса Христа… да будет со всеми вами ( 2Кор. 13, 13 ), и снова, когда говорит: благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа ( Гал. 1, 3 ). Поэтому, через благодать, которая входит в нас, все Три Божественных Лица вселяются в нас. Но поскольку Дух есть Тот, Кто осеняет нас благодатию, благодать называется в особенности благодатию Духа или даже просто Духом действующим, вместо того, чтобы говорить «действие Духа». Таким образом, иметь Духа Христова (см.: Рим. 8, 9 ) означает иметь благодать Духа Святаго (см.: Учение о православной вере. Статьи 141, 142) 224 . Итак, будем понимать, что Дух Святый совершает Свое действие в Святой Троице в деле нашего спасения таким образом: «Через Христа вы входим к Отцу, а через Духа входим ко Христу», как было выше показано. И это действие Духа Святаго на мир было, есть и будет продолжаться столько, сколько благоугодно будет Ему, не только в мире современном, но и в будущем. Итак, мы веруем, что благодать Пресвятаго Духа действует и в современном мире в Православной Церкви Христовой через те многообразные дары Духа, о которых мы упомянули, и через другие неисчислимые. Если, к примеру, мы увидим, что люди, до вчерашнего дня известные как порочные и грешники, полагают начало истинному покаянию в исповеди у священника, посте, молитве, милостыне, обуздании похотей и других добрых делах, являющихся плодами праведности (ср.: Флп. 1, 11 ), и что они стараются по силе своей соблюдать заповеди Христовы, как велел Господь (см.: Мф. 28, 20 ), достигая через это свое усердие подлинного исправления жизни и святости, то познаем здесь действие Пресвятаго Духа, помогающего людям в исправлении и освящении жизни, по сказанному великим апостолом Павлом: и такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего ( 1Кор. 6, 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/ve...

Ну, а что же наш Екклесиаст? Всё ещё смотрит вокруг, хотя и едва ли уже на что надеется. Еккл. 4:7 И обратился я и увидел ещё суету под солнцем; Еккл. 4:8 Человек одинокий, и другого нет; ни сына, ни брата нет у него; а всем трудам его нет конца, и глаз его не насыщается богатством. «Для кого же я тружусь и лишаю душу мою блага?» И это – суета и недоброе дело! Одинокий предприниматель. Столько энергии! Столько желания и способности приобрести богатство! Но вот беда – сына нет и даже брата нет. Для кого же трудится наш предприниматель? Кого обрадует результатом своего труда? Ради кого лишал себя многих благ? Нет! – это уже не просто суета , это и вовсе недоброе дело! Раши: " Есть один и нет второго . Бывает, что человек всё делает в одиночку. Также сына и брата нет у него. Если это мудрец, не обретёт себе ученика, который подобен сыну, ни товарища, который подобен брату. Если такой холост, не женится, чтобы (жена) была ему в помощь, как брат, и чтобы произвести на свет сына. Если же он торговец, не возьмёт себе компаньонов и отправится в путь один» 4, 7–8]. Это тип волка-одиночки. Св. Григорий Чудотворец в описании Екклесиаста видит скрягу, не желающего с кем-либо делиться: «Есть же нечто и иное, что, как я знаю, случается с мужем вопреки тому, что должно было бы быть, вследствие недоброго произволения. Он во всех отношениях одинок и не имеет ни брата, ни сына, а изобилует многими сокровищами, всецело предан ненасытному желанию и совершенно не хочет каким-либо образом отдаться благостыне» 4]. Авва Антоний Великий рассуждает о том, что оставляющий всё в мире сем не великое дело делает, ибо приобретает гораздо больше в Царстве Небесном, да к тому же всё равно, умирая, придётся всё оставить. «Если бы не оставили мы (что имеем) ради добродетели, всячески после, умирая, оставили бы то, как и оставляем часто даже тем, кому не хотели бы, как упомянул о сем ещё Екклесиаст» Наставления, 2]. Для кого же я тружусь?.. Блж. Иероним в начале V века пространно размышляет о приобретающих земные богатства неизвестно для кого, а потом делает приписку, так понятную его душе: «Мы можем понимать это и в отношении к тем, кои пишут книги и оставляют их не ценящим их читателям» 4, 7–8]. Что же скажем ему на это, пишущая братия?

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Об исцелениях от одежды Христа читаем в Евангелии следующее: «И приносили к Нему всех больных. И просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и которые прикасались, исцелялись“ ( Мф. 14: 36 см. Лк. 8: 43–48 ). О милоти (верхняя одежда) пророка Илии говорится в Библии: «И взял Илия милоть свою, и свернул, и ударил ею по воде, и расступилась она туда и сюда, и перешли оба (Илия и Елисей) посуху“ ( 4Цар. 2: 8 и 14). Об одеждах св. Апостолов читаем: «Бог же творил не мало чудес руками Павла, так что на болъных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них“ ( Деян. 19: 11–12 ). «Выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них“ ( Деян. 5: 15 ). 6) Почему не все получают исцеление и помощь от св. мощей? По неверию или маловерию своему: «По вере вашей, сказал Христос, да будет вам» ( Мф. 9: 29 ). «Сомневающийся, говорит ап. Иаков» подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа“ ( Иак. 1: 6–7 ). О почитании св. мощей учили многие св. отцы Церкви от первых веков ее. Мы приведем хотя некоторые их свидетельства о прославлении Богом нетленных мощей и других святых останков и необходимости их почитания. Св. Ефрем Сирин говорит следующее о мощах св. мучеников: «они и по смерти действуют, как живые: исцеляют больных, изгоняют бесов и силою Господа отражают всякое лукавое влияние их мучительного владычества, ибо святым мощам всегда присуща чудодействующая благодать Святаго Духа“. Св. Григорий Богослов говорит так о мучениках: «они прославляются великими почестями и празднествами, они прогоняют демонов, врачуют болезни, являются, прорекают; самые тела их, когда к ним прикасаются и чтут их, столько же действуют, как святые души их; даже капли крови и все, что носит на себе следы их страдания, так же действенны, как их тела“. Св. Иоанн Златоуст учит: «Не смотри на то, что лежит пред тобою нагое тело мученика, лишенное душевной деятельности, а смотри на то, что в нем присутствует иная сила, высшая самой души, – благодать Святого Духа, которая своими чудотворениями удостоверяет всех в истине воскресения. Ибо если мертвым и обратившимся в прах телом Бог сообщил силу большую, нежели у всех живых, то тем более Он даст им жизнь, лучшую прежней и блаженнейшую в день раздаяния венцов“.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Однажды, когда Косма один находился в церкви, он обратился к Богородице на иконе с такими словами: «Пресвятая Богородица, умоли Сына Своего и Бога нашего, да наставит меня на путь спасения». И в тот же момент он услышал голос от иконы: «Сыне Мой и Боже Мой, наставь раба Своего на путь спасения». Христос же отвечал Богородице: «Пусть оставит монастырь и идет на безмолвие». Выйдя из церкви, преподобный обо всем, что слышал, поведал игумену, и тот поселил его в тихой келье рядом с обителью. Безмолвствуя там в течение нескольких лет, преподобный, с помощью Божией, достиг всех добродетелей, и даже сподобился получить дар прозорливости, так что многие приходили к нему на исповедь. Однажды пришли к нему из Хиландарского монастыря двое иеромонахов, которые спрятали по дороге тыкву с вином, чтобы на обратном пути забрать ее. Получив от преподобного благословение, они уже собирались уходить, как прозорливый старец сказал им: «Тыкву, что спрятали вблизи дороги разбейте, потому что в нее вползла змея; и не пейте это вино, иначе отравитесь». Иеромонахи так и поступили: разбив тыкву, они обнаружили внутри змею и прославили Бога, Который избавил их от смерти, при этом благодарили и преподобного Косму. Был некий монах добродетельной жизни по имени Дамиан. Он подвизался близ монастыря Эсфигмен в месте называемом Самария, и имел благословение не ночевать в чужой келье. Однажды Дамиан по какому-то срочному делу пришел к одному знакомому, а поскольку того не было дома, он вынужден был подождать его до самого вечера. Сделав дела, Дамиан собрался вернуться в свою келью, но друг уговаривал его остаться, потому что уже сильно стемнело и пошел дождь. Но Дамиан из-за благословения, которое имел, не остался у друга. Поскольку же было очень темно и лил сильный дождь, он, в конце концов, заблудился. Не зная, что же делать, он воззвал ко Господу: «Господи, спаси меня, погибаю». После этой просьбы, он тотчас же оказался в своей келье. Позже, придя к преподобному, он поведал ему о том, что с ним случилось, чтобы узнать, почему это произошло и не согрешил ли он невольно в чем пред Богом. Святой же ответил ему: «Брат, ты исполнил заповедь, и Бог сохранил тебя от смерти». Утешенный таким образом, Дамиан вернулся в свою келью, прославляя Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Он говорил то, что естественно пришло ему [на мысль]: пусть никогда не придет истинное веселие и радость на этот день и ночь, но пусть проклянет ее говорит проклинающий тот день, намеревающийся одолеть великого кита 25 . Опять и здесь пророк так намекаете, как будто дни по природе бывают такими, когда говорит: проклят день тот, присоединяя потом: проклянет его проклинающий день тот, не с тою целью, чтобы это теперь совершилось; но пусть совершится то, что совершается, говоря: пусть проклянет этот день тот, кто намерен одолеть великого кита, как будто есть что-нибудь общее между великим китом и тем днем, именно совершить теперь, чтобы кит был пленен. Ибо он тогда впервые берете в руки человека, когда приходящая в бытие душа делается во всем подвластной так называемому духу мира. Не радуется же и этот и всякий святой в этот день, в который радуется кит. 2. О притворстве (на Иерем. IX, 8–26 26 ) Ст. 8. Ближнему своему говорит мирное, а в себе имеет вражду и пр. Книжники и фарисеи народа иудейского не унаследовали бы от Спасителя многократного «горе», если бы не было в них лицемерия. Ибо в обличениях их грехов Господь не переставал по всякому поводу прежде всего говорить: горе вам, книжники и фарисеи лицемеры 27 , называя их гробами повапленными, которые снаружи кажутся людям красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты. Ибо если мы сделаем для ближнего что-нибудь доброе по нелицемерной любви, то мы услышим от Спасителя: посколько вы сделали одному из этих братьев Моих меньших, сделали Мне 28 . Таким же образом, как если мы показываем по отношению к брату что-нибудь дурное, обнаруживая при этом лукавое и гнусное лицемерие или какой бы то ни было другой грех , подобно тому мы согрешаем и в отношении к Богу. Итак, братие, лицемерие нечто ужасное и враждебное; оно сокрытое в сердце коварство для обмана тех, которые ведут себя просто, прельщает обладающих любовью, одно говоря устами, а другое имея в сердце. Не хорошо высокомерие, заключающее в себе много тщеславия; ибо ясно, что всякое совершенное благо от Бога исходит 29 , и оно не иначе может быть достигнуто человеком, как тогда только, когда действительно обнаруживается совершенная истинность сказанного, что хвалящийся чем нибудь должен превозноситься только тем, что он разумеет и знает, что Господь сам творит милость и суд и правду 30 , и что в этом воля Божья. Ибо таковой человек угоден Божеству, и он всегда обладает постоянными и верными благами, если относит причину настоящих благ к истинному Виновнику, к Которому должно возводить причину и от Которого должно ожидать благ.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Chudo...

Он сказал ему: «Отче божественный и премудрейший, прости нас, которые согрешили против тебя как люди, а твое всесвятейшество получит прощение от нас в том, что ты сказал и сделал против нас. Просим тебя, не сердись на нас за наши грехи, а мы дадим тебе столько денег и одежд, сколько нужно, и пошлем тебя с честью, куда бы ты ни захотел. А туда, где будешь жить, мы вышлем все необходимое. О сожительстве же архонта не беспокойся, потому что он получил прощение от всего Архиерейского Синода Константинопольской Церкви, пусть и твое Всесвятейшество даст прощение, как и подобает». Вздохнув из глубины души, божественный Нифон отвечал: «Радул, не нужно мне ни твоих денег, ни одежд, ни почестей, да не будет того. Ты помнишь, как ты уговаривал меня прийти в Валахию, чтобы я научил вас слову Божию. Если я поступил с вами беззаконно, свидетельствуй о том. Я же поставлен от Господа моего обличать беззакония, а к этому беззаконию я не хочу быть причастным никогда, потому что оно не позволено никаким законом. Ты сам привел меня сюда, ты сам же меня и прогоняешь. Я иду туда, куда меня приведет Господь. Вы же умрете в беззаконии, во многих скорбях и болезнях, и многие беды произойдут в вашей стране. Тогда вы будете искать меня, «и не найдете» ( Ин. 7: 34 ). С этими словами святой ушел и, найдя духовное свое чадо Неанга, сказал ему наедине: «Вижу я, чадо мое, что великий гнев грядет на эту страну. Ты вместе со своим родом подвергнешься опасности, но Всемилостивый Бог сохранит тебя от всякого зла. Если ты исполнишь заповеди, которые я тебе дал, ты не только избавишься от всякой опасности, но и будешь в большом почете, и имя твое будет слышно во всех концах страны. Вспоминай же меня, духовного твоего отца, а я, если обрету дерзновение у Человеколюбивого Бога, упрошу Его за тебя». Святой благословил свое чадо и облобызал, а Неанг рыдал, оплакивая предстоящее сиротство. Со своими учениками Макарием и Иоасафом Нифон отправился в Македонию, а оттуда в Петолии, уча и укрепляя православных христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Символы веры раннего христианства Свидетельства веры ранней Церкви: Апостольский Символ веры, выдержки из творений Иринея Лионского, Тертуллиана, Григория Чудотворца, Дионисия Римского. Символы веры раннего Христианства Символ веры — краткое исповедание веры, которое готовящийся принять крещение произносил перед крещением, выражая тем самым, свою готовность стать христианином. Все эти символы веры определяет несколько характерных особенностей: – Исповедание веры в Отца и Сына и Святого Духа, т. е. вера в Троицу. – Исповедание реальности воплощения Сына Божьего посредством Духа Святого от Девы Марии, Его страданий, смерти и трехдневного воскресения и вознесения. – Исповедание веры в Церковь, как собрание в котором верующий получает спасение. – Чаяние воскресения во плоти и вечной жизни в царствии Божьем. Отличия, которые мы можем обнаружить в этих отдельных высказываниях ранних Отцов и Учителей Церкви, как правило, незначительны. Из–за гонений которым подвергалась Церковь в первые века своего существования, у нее не было возможности выработать единый символ веры. Эти краткие исповедания рождались в ответ на выпады еретиков. Возьмем, к примеру, апостольский символ. Известно, что первые еретики с которыми столкнулась ранняя Церковь — это гностики, которые отрицали реальность воплощения Христова. Отголосок этого мы можем увидеть из посланий святого Иоанна: «Духа Божия узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога, и всякий дух, который не исповедует Иисуса, не есть от Бога; и это — дух антихриста, о котором вы слышали, что он грядет, и теперь есть уже в мире» (1 Ин. 4 :2–3). Подобные высказывания часто встречаются у Игнатия Антиохийского, Поликарпа Смирнского, которые также столкнулись с этой ересью. В апостольском исповедании четко выражена реальность воплощения Христова. Позднее, стали появляться еретики неправильно понимающие отношения Лиц Святой Троицы. Они пытались рационально объяснить троичность Бога. Например, Праксей один из еретиков II века, в попытках объяснить троичность Бога, при условии, что Бог един, пришел к следующей мысли: Отец, Сын и Святой Дух — это проявление одного и того же лица. По его представлению Бог подобно актеру менял маски (роли), но за различными Его проявлениями стояло одно и тоже лицо. В начале Бог проявил себя, как Творец, потом в деле искупления Он же явил себя, как Сын, и наконец сошел на апостолов, как Святой Дух . Эта идея нашедшая себе последователей не могла быть принятой Церковью, ибо Писание ясно различает личности Отца и Сына, а потому в символы веры начинают большую часть отводить внутритроичным отношениям, и начинают более подробно свидетельствовать о Божестве Христа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

Отсутствие благоговения пред Богом – духовная смерть. Раши под нечестивыми понимает завоевателей Иудеи, а город – это их столица (Вавилон?). «Однако они [нечестивые. – Г. Ф.] овладели Домом Пресвятого, местом святым, а когда ушли оттуда на свою землю, похвалялись у себя в городе , что такое-то и такое-то содеяли в Доме Вездесущего» 8, 10–13]. Это явно означает халдеев и разорение ими святого Иерусалима в 587 г. до Р. Х. В Вавилоне были похваляемы , но потом «презренны были среди других народов, и о них сказано: «Сего народа как бы и не было». В этом же мире так: «Хотя Он (Бог) не спешит взыскать с нечестивых и тем самым отличить праведных от нечестивых, я знаю, что в конце концов каждый получит должное воздаяние, и тем, кто Его страшится, будет благо» [там же]. Св. Григорий Чудотворец говорит о благоговении: «Величайшее же – благоговейный страх пред Богом, потерявши который, нечестивые не много времени будет пользоваться своей глупостью» 8]. С горечью говорит по поводу слов Екклесиаста блж. Иероним: «Я увидел, что нечестивые умирают с таким мнением и погребаются так, как бы они считались на земле святыми… А происходит это оттого, что никто не осмеливается противоречить грешникам, и что Бог не тотчас воздаёт за беззаконие» 8, 10–13]. Отсюда и упорство в беззаконии. Блж. Иероним приводит нелицеприятный для церкви пример: «Свидетельством этим можем пользоваться против епископов, которые получили власть в церкви, а между тем более соблазняют тех, кого они должны учить и возбуждать на лучшее. Такие после смерти часто восхваляются в церкви и то преемниками, то народом публично провозглашаются блаженными за поступки неодобрительные. Но и это суета… Трудно обвинение на епископа: ибо если он согрешит, то не верят, и если будет обличён, то его не наказывают» [там же]. Однако восхваление нечестивых в городе не навсегда. Екклесиаст видит и конечный результат: А нечестивом не будет добра, и, подобно тени, недолго продержится тот, кто не благоговеет пред Богом. Блж. Иероним отмечает, что в еврейском подлиннике здесь говорится в повелительном наклонении: А нечестивому да не будет добра, и, подобно тени, да не продлит дней тот, кто не благоговеет от лица Божия .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Петр отвечал: «покайтеся, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Св. Духа». Не тщетно призывал апостол своих слушателей: он имел радость видеть, что около трех тысяч душ уверовало и крестилось в этот день. Как в учении, так и в чудотворении апостол Петр был первым. Чудо исцеления хромого при храме поражает удивлением народ. Ап. Петр воспользовался этим обстоятельством, чтобы благовествовать ему о Христе распятом и воскресшем, силою Которого совершено чудо. Он увещевал его покаяться и обратиться, чтобы изгладить грехи, которые тяготеют над ним. Священники, начальник стражи при храме и саддукеи, раздраженные проповедью его и особенно тем, что он возвещал воскресение, прервали его, схватили и бросили в темницу вместе с ап. Иоанном, ибо уже был вечер, чтобы можно было приступить к допросу. Однако большое число слушателей обратилось ко Христу, так что общество христианское увеличилось на пять тысяч человек. В следующий день собрался синедрион; ввели Петра и Иоанна вместе с исцеленным хромым. Спрашивают у них: какою силою или чьим именем они совершили это исцеление? Тогда Петр, объятый Св. Духом, сказал исполненную силы речь. «Так как мы, – говорил апостол, приведены на суд за благодеяние, дарованное несчастному, то мы воспользуемся этим, чтобы объявить членам синедриона и всему Израилю, что чудо это совершилось именем Иисуса Христа Назорея, распятого ими, но Которого Бог воскресил. Он есть камень, Который был отвергнут строителями, но Который сделался краеугольным камнем новозаветной церкви. От Него одного происходит спасение, обещанное пророками; вне Его имени нет спасения.» Синедрион был в большом затруднении. Он не мог объяснить себе уверенности этих простых и необразованных людей, в которых он признал учеников Иисуса Христа; кроме того, не было средства отвергнуть исцеление только что совершившееся, потому что исцеленный присутствовал здесь. Не зная, что сделать, синедрион запретил апостолам под строжайшими угрозами говорить кому-либо впредь об Иисусе Христе, как Мессии.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Посмотрим с вами Послание к Римлянам. И найдём 9-ю главу. И вот в этой 9-й главе нам нужно . Ну вот, он приводит Исаию – 27-й стих: «А Исаия провозглашает об Израиле: “хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется; ибо дело оканчивает и скоро решит по правде, дело решительное совершит Господь на земле”. И, как предсказал Исаия: “если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы, как Содом и были бы подобны Гоморре”». Вот, что нужно сказать на эту тему. Да, вот ощущаете ли Торжество Православия? Знаете, тут я даже не знаю, как и ответить на этот вопрос. Вот вчера был у меня священник один, и он курирует одну воинскую часть, и там бывают солдаты наши из Чечни и рассказывают ужасы, какие происходят. Вот эти все ваххабиты – они дали клятву взрывать все православные храмы. Вот только Православие опять терпит гонение. Никакие . И наших солдат распинают живыми на крестах. На крестах распинают, приколачивая гвоздями, как Христа. И требуют отречения от веры. Не ругают их за то, что вот они воины – понимают прекрасно, что они подчиняются дисциплине военной и не могут не воевать идти, раз они призваны. «Отрекись от веры, отрекись от веры, а нет – вот тебе». Вот это такое вот дело. Если бы Господь не оставил небольшого остатка. Теперешняя грядущая седмица – Григория Паламы . А Григорий Палама – Фессалоникийский чудотворец. Связано это имя с учением о Фаворском свете – что из себя представлял тот свет, который исходил от Христа во время Его преображения на Фаворе, какую этот свет имел природу – материальную или Божественную? Вот здесь речь идёт о Божественных энергиях, и это настолько сложная тема, что без  и прикасаться-то к ней нельзя. И прикасаться к ней нельзя. Какой природы? Конечно, Божественной природы был этот свет, а не материальной. И вот некоторые монахи на Афоне – так называемые исихасты – говорили о своём религиозном опыте, что при определённых условиях и молитве они удостаивались видения этого Фаворского света. Им, конечно, учёные монахи, западные, – не верили, не признавали, считали это бредом, простым их воображением, потому что, если невидима человеческая мысль, тем более не может быть видимо Божество, а вы говорите, что видели нетварный Фаворский свет. Вот, поинтересуйтесь. Проповеди Григория Фессалоникийского – особенно на Преображение. Почитайте и поинтересуйтесь: Кто же был Христос во время Преображения и что увидели Апостолы?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010