Григорий Чудотворец



  001   002   003   004   005   006   007  008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Иноческие поучения - Православная электронная ...Искать в Источникеpravmir.ru
... таковый да будет анафема. Ибо то и другое есть дар Божий, и знание, что подобает творити и любовь к добру, которое подобает творити» (Прав. 126) ; 3 («аще кто речет, яко благодать оправдания нам дана ради того, дабы возможное ко исполнению по собственному произволению удобнее исполняли через благодать, так как бы и не прияв благодати Божией мы, хотя с неудобством, однако могли бы и без нея исполнити божественныя заповеди: таковый да будет анафема, ибо о плодах заповедей не рек Господь: без Мене неудобно можете творити, но рек — без Мене не можете творити ничесоже») Прав. 127 (. Св. Григорий Чудотворец говорит: хочет ли кто познать Бога из творений или уразуметь из божественных писаний, — без премудрости Его он ничего не может узнать о Нем или услышать. И призывающий правильно Бога, призывает через Сына, и приходящий к Нему истинно, чрез Христа приходит, а придти к Сыну невозможно без Духа, ибо Дух и оживляет и освящает все. А св. Василий Великий говорил: если ум проникнет в божественную часть и приимет в себя благодатные дары Духа, то делается тогда способным постигать Божественное в какой мере возможно сие природе его. А св. Иоанн Златоуст говорил: успех проповеди ... далее ...
Духовный отец в Древней Восточной Церкви - ...Искать в Источникеpravmir.ru
... необходима; все добродетели получают цену пред Богом в ней и только в ней. Но и дар священнодействий и воспитывающая, судящая функция предполагают организацию и связаны со священством, а именно с епископатом, который в единстве своем гарантирует законность Церкви. Сообразно с этим Кип- риан развивает учение о различии иерархии и мирян и выдвигает господствующее положение первой. Третий канонический грех - убийство. Древняя дисциплина относительно его оставалась без смягчения до начала IV в. Киприан, упоминающий о смягчении дисциплины за идолослужение и блуд, молчит о грехе убийства. Григорий Чудотворец ( 8-е прав. ) не допускает вольным убийцам быть даже в числе кающихся (в чине слушающих) . Только Анкирский собор ( 22-е прав. ) дозволяет принимать их в разряд припадающих и удостаивать общения при конце жизни. Так слагалась покаянная дисциплина в большей части Древней Церкви. В эту эпоху для образования и формирования ее и установления органа покаяния большое значение имели мученики и исповедники, которые еще при жизни своей пользовались великим уважением в Древней Церкви и всюду являлись высшей инстанцией в делах церковной дисциплины. Предполагают, что, содержа ... далее ...
Введение в святоотеческое богословиеИскать в Источникеpravmir.ru
... боялись модалистской ереси и потому с такой настойчивостью утверждали учение о трех Лицах. На Западе учение о трех Лицах распространилось в формулировке блаженного Августина, рассматривавшего различия между Лицами как различия «отношений». Именно это и послужило почвой для возникновения учения о Filioque (об исхождении Духа от Отца и Сына: filioque по-латыни означает «и Сына») – доктрины, оказавшейся неприемлемой для восточного богословия и послужившей одной из важнейших причин раскола между западным и восточным христианством. Другим знаменитым учеником и последователем Оригена был св. Григорий Чудотворец, епископ неокесарийский (213—2705 гг.) . Он прославился тем, что своей пылкостью и проповедническим искусством обратил в христианство почти все население Понта (область Малой Азии, примыкающая к черноморскому побережью) . Сам Григорий обратился в христианство, слушая лекции Оригена в Кесарии Палестинской, где он провел пять лет, занимаясь под руководством своего великого учителя. Перед отбытием из Кесарии Григорий произнес хвалебную речь в адрес Оригена, которая сохранилась и служит источником драгоценных сведений о личности Оригена и методах его преподавания. До нас ... далее ...
Святитель Василий Великий: житие, молитва, иконаИскать в Источникеpravmir.ru
... посвятив себя целомудрию (память ее 19 июля) ; другие сестры Василия вышли замуж. Из пяти братьев один умер в раннем детстве; три были епископами и причислены к лику святых; пятый погиб на охоте. Из оставшихся в живых старшим сыном был Василий, за ним следовал Григорий, впоследствии епископ Нисский (память его 10 января) , и Петр, сначала простой подвижник, потом епископ Севастийский (память его 9 января) . – Отец Василия, вероятно, незадолго перед кончиной принял сан священника, как об этом можно заключать из того, что Григорий Богослов называет мать Василия Великого супругой иерея. 4 Григорий Чудотворец, епископ Неокесарии (к северу от Кесарии Каппадокийской) составил символ веры и каноническое послание, а кроме того написал ещё несколько сочинений. Умер в 270 г., память его 17 ноября. 5 Неокесария – нынешний Никсар-знаменитая по своей красоте столица Понта Полемониака, на севере Малой Азии; особенно известна по происходившему там (в 315 г.) церковному собору. Ирис-река в Понте, берет начало на Антитавре. 6 Софисты – ученые, посвятившие себя преимущественно изучению и преподаванию красноречия. – Ливаний и впоследствии, когда уже Василий был епископом, поддерживал с ... далее ...
Литургика: Таинства и обрядыИскать в Источникеpravmir.ru
... свидетельство разрешения их от отлучения и принятия в число кающихся, и отпускал их. Принятые таким образом в число кающихся, они пребывали потом вне церкви в подвигах поста, молитвы и милосердия. Являясь же в церковь, они должны были пройти четыре степени публичного покаяния (епитимии) : плачущих, слушающих, припадающих и купностоящих. Кающиеся плачущие могли входить только во внешний притвор (портик) храма, вне врат храма, где с плачем умоляли верных, и особенно предстоятелей Церкви, помолиться о них. Эта степень была подготовительной и как бы введением к собственно церковному покаянию (Григорий Чудотворец, 11 пр. ; Василий Великий, пр. 22) . Слушающим дозволялось входить во внутренний притвор храма, стоять вместе с оглашенными, слушать с верными пение и чтение Священного Писания и поучения в продолжение первой половины литургии, после чего они выходили вместе с оглашенными ( Первый Вселенский Собор, 11 и 12 пр. ) . Кающиеся третьей группы — припадающие — стояли в самом храме, в задней его части, и участвовали с верными в молитвах о кающихся, внимая им, падши ниц. По окончании этих молитв они, преклонив колена и получив благословение от епископа, удалялись из храма. ... далее ...
Простое Евангельское слово - Православная ...Искать в Источникеpravmir.ru
... этот Александр? » — спросил Григорий Неокесарийский, подумав при этом: не указание ли это Божие на достойного избранника. Александр был позван в таком виде, как его и застали, — черный, грязный, в изорванной и заплатанной одежде. Собравшиеся, глядя на него, едва удерживались от смеха. Угольщик между тем не обращал на это никакого внимания и держал себя перед собранием вполне благопристойно. Заметив в нем великие добродетели, прозорливый святитель Григорий отвел его в сторону и под клятвой стал расспрашивать о его прежней жизни. Александр не мог не открыться перед почитаемым святителем. Григорий Чудотворец убедился в справедливости своего предположения относительно этого человека и в указании на него свыше. Александр оказался много сведущим и в христианском законе, а главное, по высоте своей жизни оказался редким христианином. Предложив ему омыться, переодеться и явиться на Собор, святитель Григорий опять пошел к собранию. Через некоторое время явился туда и Александр — его теперь едва узнали те, кто прежде над ним смеялся. Стали предлагать ему некоторые вопросы, и он отвечал так разумно, что нельзя было не удивляться его ответам, тогда общим согласием Александр и был ... далее ...
История Русской Церкви - Православная электронная ...Искать в Источникеpravmir.ru
... греков, создатели Великой церкви Киево-Печерской обители в честь Успения Пресвятой Богородицы, в Ближних пещерах почивающие (14 февраля) . † после 1089 г. Прп. Симон варяг, Киево-Печерский (10 мая, 28 августа – Собор Дальних пещер) . † после 1089 г. Свт. Исаия, еп. Ростовский (15 мая) . † ок. 1090 г. Свт. Лука, еп. Белгородский (2-я неделя Великого поста – Собор святых в Малой России) . † ок. 1090 г., 14 февраля Прп. Исаакий затворник, Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий. † ок. 1092 г. Прп. Климент, игумен киево-зверинецкий (25 ноября) . † 1093, 8 января Св. прмч. Григорий чудотворец, Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий. † 1094 Свт. Стефан, еп. Владимире-Волынский. 27 апреля † ок. 1095 г., 1 июня Прп. Агапит, врач безмездный, Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий. † 1095 Свт. Герман, еп. Новгородский (10 февраля, 4 октября) . † после 1095 г. Свт. Марин, еп. Юрьевский (2-я неделя Великого поста – Собор святых в Малой России) . † ок. 1096 г. Прп. Андроник гробокопатель, пещерник, Киево-Зверинецкий (17 мая) . † ок. 1096 г. Прп. Феодор колика, Киево-Зверинецкий (17 февраля) . † ок. 1096 г. Прп. Иоанн Киево-Зверинецкий (24 июня) . ... далее ...
Жития святых. НоябрьИскать в Источникеpravmir.ru
... и кажущиеся страхи. Наконец, когда он уже выходил из бани, демон пытался задержать его, силою заключив двери. Но помощью знамения креста дверь была отворена. Тогда демон возопил к диакону человеческим голосом, чтобы он не считал своею ту силу, которою избавился от гибели; ибо его сохранил невредимым глас того, кто вверил его охранению Божию. Спасшись таким образом, диакон привел тем в изумление приставников той бани. После сего он рассказал им о всем, что с ним случилось, узнал, что доблестные подвиги мучеников совершились в городе именно так, как предвозвестил о том святой Григорий чудотворец, и возвратился к своему наставнику, оставив для людей как своего времени, так и последующего, общее охранительное средство, состоящее в том, чтобы каждый поручал себя при посредстве священников Богу [19]. Когда окончилось гонение, Григорий возвратился на свою кафедру и, собрав паству свою, стал снова водворять нарушенный порядок. Прежде всего он установил праздновать память святых мучеников, пострадавших во время бывшего гонения. Слава Христова распространялась, а бесовское многобожие погибало стараниями святого Григория, который не оставлял благовествования Христова до ... далее ...
Золотые слова - Православная электронная ...Искать в Источникеpravmir.ru
... исполняющий ее славою и спасением и непобедимою силою Своею? Разве не с нами всегда пресвятая Владычица Богородица, источающая непрестанно чудеса милости православно-верующим и усердно молящимся? Разве не за нас и не с нами все Апостолы и Пророки со своими боговдохновенными писаниями, чистого смысла коих мы не нарушили ни на йоту? Разве не с нами и не за нас все Мученики, добре веру сохранившие и подвиг окончившие и увенчанные от Подвигоположника Христа венцами славы и нетления? Разве не за нас и не с нами вселенские великие учители и святители – Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Чудотворец, Григорий Нисский и Златоустый Иоанн? Разве не с нами и не за нас – адаманты православия – преподобные отцы: Антоний Великий, Афанасий Афонский, Павел Фивейский, Исаакий Далматский, златая струя православных писаний и медоточивых песней, Иоанн Дамаскин, и наши русские преподобные отцы: Антоний и Феодосии Печерские, Сергей Радонежский, Зосима и Савватий Соловецкие, Варлаам Хутынский и все другие чудные преподобные отцы наши? Знают ли лица, отрекающиеся от православия, и те интеллигенты наши, которые считают безразличною всякую веру, даже магометанскую и ... далее ...
Вселенские Соборы в истории христианстваИскать в Источникеpravmir.ru
... ни о двух лицах, ни о двух естествах; Христос — μία φύσις τοῦ Θεοῦ Λόγου σεσαρκωμένου ‘одна природа Бога-Слова воплощенного’. Эта фраза еще сыграет воистину роковую роль в истории христологии. Взгляды Аполлинария вызвали острые дебаты, развернувшиеся в основном уже после смерти свт. Афанасия (373 г.) . Забегая вперед, скажем, что Аполлинарий и его учение были осуждены на II Вселенском Соборе в Константинополе (381 г.) , однако его многочисленные ученики совершили ряд подлогов, чтобы сохранить его учение: его сочинения размножались и надписывались уважаемыми именами, такими как св. Григорий Чудотворец, свт. Афанасий, свв. папы римские Юлий, Дионисий и Феликс. Жертвами этих подлогов стали многие отцы Церкви, в том числе и такой человек, как свт. Кирилл Александрийский. 2. Вернемся к ситуации, сложившейся после кончины свт. Афанасия. Его место заняли Великие Каппадокийцы: свтт. Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский (младший брат свт. Василия) , Амфилохий Иконийский с их друзьями и единомышленниками. Никогда в Церкви не было такой блестящей богословской плеяды в одном поколении. Свт. Василий (329–79) родился в аристократической христианской семье. ... далее ...

  001   002   003   004   005   006   007  008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Григорий Чудотворец
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"