Святоотеческая традиция свидетельствует об особом педагогическом значении подобного поведения Бога в отношении Иова. Так, святитель Григорий Великий весьма обстоятельно говорит о том, что Иов, несмотря на то что был праведен и до начала своих бедствий, по их окончании достиг еще большего духовного и нравственного совершенства. Его добродетель и ранее была столь велика, что восхвалялась Самим Богом (см.: Иов. 1:8 ); однако в результате Божественных ударов она еще более возросла. Вместе с тем, как и всякому человеку, поступающему праведно, Иову было необходимо смирение. Подобному смирению и будет учить его в Своей речи Господь, для того чтобы по завершении страданий он, познав, что был мучим отнюдь не за грехи, и постигнув подлинную и высочайшую меру собственной добродетели, не возгордился бы. Из слов Бога он научается всегда помнить, что любой (даже самый праведный) человек – ничто в сравнении с величием, всемогуществом и праведностью Творца. Как пишет обо всем этом святитель Григорий, Господь, словесно уничижая Иова, тем самым научает страдальца смирению: чтобы он понял, что «человек не в состоянии делать подобных вещей» – сравнивать себя с Богом. Мы знаем, что Иов в результате своих страданий «бесконечно возрос в собственной добродетели, которую не мог превзойти никто» из живущих. Вместе с тем он должен был из слов Господа «научиться и не превозноситься, самовозвышаясь в сравнении с Богом» 986 . Именно поэтому Господь и будет задавать ему как бы «свысока» вопросы: Отворялись ли для тебя врата смерти, и видел ли ты врата тени смертной? ( Иов. 38:17 ); или: Давал ли ты когда в жизни своей приказания утру и указывал ли заре место ее?..» ( Иов. 38:12 ). Таким образом, по мнению Двоеслова, «блаженный Иов вопрошается Богом, Который спрашивает его, совершил ли он такие деяния, которые человек конечно же не в состоянии осуществить, с тем чтобы, когда он обнаружит, что на это не способен, то будет стремиться найти прибежище в Нем, в Том, Кто, как постигнет Иов, лишь Один в силах соделать все это. [Именно так] он [Иов] сможет явиться гораздо более крепким в глазах его Судии, если он поистине познает свою собственную немощь. И обо всем том, что, как известно, было соделано чудотворной силой Божией, Иова вопрошает Божественный глас» 987 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Так, в Символе святителя Григория Чудотворца, Неокесарийского, непосредственно о Сыне говорится: «Един Господь — Бог от Бога — образ и выражение Божества» , — святитель Афанасий Александрийский называет Сына «образом Отчим», истинным и от Него «неотличным Образом» , святитель Григорий Богослов утверждает, что Сын есть «Начало от Начала — от бессмертного Отца, Образ Первообраза» , а святитель Григорий Нисский пишет: «Сын в Отце — как красота изображения в первообразном зраке [т. е. как красота образа содержится в виде, в форме первообраза. — д. Г. М.]… Отец в Сыне — как первообразная красота обитает в Своем изображении. И нам следует одновременно держать в мысли то и другое» . Столь же традиционное понимание неразрывности образов Отца и Сына мы находим и у святителя Василия Великого, писавшего: «В Боге Отце и в Боге Единородном (то есть Сыне. — д. Г. М.) созерцаем один как бы образ, отпечатлевшийся в неизменности Божества. Ибо Сын в Отце и Отец в Сыне, потому что и Сын таков же, каков Отец, и Отец таков же, каков Сын; и в этом Они едино» ; именно поэтому Сын есть собственный Образ Отца, Его «Живой Образ» . Наконец, позднее, у преподобного Иоанна Дамаскина, мы находим даже своего рода «иерархический» строй неразрывной системы (как замкнутого цикла) «Божественных образов» Пресвятой Троицы, когда Сын выступает как «природный Образ» Отца — «совершенный, во всем подобный Отцу Образ, кроме нерожденности и отечества», а Святой Дух — как «Образ Сына, ибо никто не может сказать “Господи Иисусе”, как только Духом Святым» (то есть через посредство откровения этой истины Святым Духом. — д. Г. М.), «итак, — заключает Иоанн, — в Духе Святом мы познаем Христа как Сына Божия и Бога, и через Сына мы видим Отца» . Если труды святых отцов на эту тему, очевидно, не всегда были доступны древнерусским иконописцам, то сама православная догматическая традиция и художественно-символический канон именно такого восприятия образа Отца — через образ Сына! — была общепризнанной и распространенной. Ведь и преподобный Андрей прекрасно знал о том, что Апостол Павел в посланиях к Колоссянам и к Коринфянам называет Сына «Образом Бога Невидимого» (см.: Кол. 1, 15; 2 Кор. 4, 4). Знал он и о том, что, согласно тому же Апостолу Павлу, только Сын есть в духовном смысле точный образ Родившего — «будучи сияние славы и образ ипостаси Его» (Евр. 1, 3), ибо ведь недаром ответом Иисуса на просьбу Апостола Филиппа показать ему Отца было: «Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне?» (Ин. 14, 9–10).

http://pravoslavie.ru/49214.html

Тогда Ерван со всем множеством Евреев просил архиепископа исцелить ослеплённые очи их и подать им святое крещение. Святитель спросил их, истинно ли веруют в Господа Иисуса Христа? И все свидетельствовали, что веруют несомненно. И так, огласив их и приготовив к таинству Крещения, сам с бывшими при нём епископами и пресвитерами сподобил их святого Крещения. И во святой купели прозирали они вместе телесными и душевными очами, сердцем и устами исповедуя Господа нашего Иисуса Христа во своё спасение. Ервану восприемником от купели был сам царь, который и сделал его, как мужа благоразумного и достойного чести, приближённейшим к себе вельможей, а имя, во святом крещении данное ему, было Лев. Так страна Омиритская вся просветилась светом святой веры, и приняли крещение по всем городам и селениям не только Евреи, но и язычники. И великая радость была по всей земле той, но и ангелы радовались о толиком покаянии и обращении душ. И везде славим был Бог, Который хочет, чтобы все люди спасались и достигали познания истины ( 1Тим.2:4 ). Святейший же архиепископ Григорий дал совет царю повелеть, чтобы дома и жилища Евреев не были скучиваемы вместе, а рассеяны между жилищами давних христиан, и таким образом предупреждались тайные между ними сборища и совещания. Издан был царём и закон о том, чтобы никто из новообращённых не выдавал дочерей своих за мужей из рода Еврейского, а брал зятя из христиан, равно и сыны Евреев женились только на девицах христианских. Это сделано было для того, чтобы род Еврейский, слившись с христианами, забыл свою веру и обычаи. Святой Григорий, утвердивши веру на основании Апостолов и пророков и сотворивши многие знамения и чудеса во славу Божию, оставил свою временную жизнь месяца декабря в 19-й день (552 года), и честное тело его положено было в усыпальнице кафедральной церкви при торжественном собрании епископов, священников, диаконов, отшельников и бесчисленного множества народа – людей, оплакивавших лишение такого отца. Потому что был благ и милостив, любезен людям и благоприятен Богу, Которому и предстоит в лике святых иерархов, с ними славя Отца и Сына и Святого Духа во веки, аминь. Свв. муч. Бонифатия и праведной Агдаиды

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Это рождение Мессии в Вифлееме и произошло во дни кесаря Августа. Но далее говорится еще более загадочно: Которого происхождение из начала, от дней вечных. В этих словах усматривают указание на рождение Мессии от древнего рода Давидова. Однако выражения из начала и даже от дней вечных слишком сильные и требуют иного толкования. Это иное толкование не постигли иудеи, но оно вполне было раскрыто святыми отцами Церкви, относивших эти слова к предвечному рождению по Божеству Мессии Сына Божия, Логоса Слова, Вечного Бога. Таким образом, пророк Михей указывает как на рождение Христа по плоти от рода Давидова в Вифлееме, так и на предвечное рождение от Отца по Божеству. Слова пророка вплотную подводят к новозаветной тайне Боговоплощения. Приведем толкования Михеева пророчества некоторыми из древних святых отцов. Почти как всегда, первое толкование мы найдем у св. Иустина Философа (II в.). Св. Иустин говорит о рождении Мессии в Вифлееме: «Послушайте, как другой пророк, Михей, предрек и о месте, где надлежало родиться Ему. Он сказал так: И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше между владыками иудиными; ибо из тебя произойдет Вождь, который упасет народ Мой. В земле Иудейской есть одно село, отстоящее от Иерусалима за тридцать пять стадий, в котором родился Иисус Христос, как узнать можете и из таблиц переписи, которая была при Квирине, первом вашем правителе в Иудеи» Апология 1, п. 34]. Император Антонин Благочестивый, которому адресована была Иустинова Апология, мог по таблицам Августовых времен удостовериться в сказанном – в Вифлееме Иудейском от Иосифа и Марии родился Иисус, называемый впоследствии Христом. Дальше Иустина идет в своих размышлениях над словами пророка Михея св. Григорий Чудотворец , епископ Неокесарийский (+ ок. 270 г.), он рассуждает о предвечности Мессии-Христа в своей дискуссии с иудеями, а в словах из тебя произойдет находит своеобразную мысль, что Обетованный и Предвечный вышел от иудеев и уже не возвращается к ним, обращаясь в мире. Христос сделался предметом веры язычников, а дом иудеев остался пуст. Вот как говорит об этом св. Григорий: «Разве и вы [иудеи. – Г.Ф.], когда Ирод спросил вас, не привели ему в свидетели пророка Михея, желая подтвердить вашу речь и сделать ее убедительною? И ты, Вифлеем, дом Ефрафов, не умален среди владык Иудовых. Ибо из тебя произойдет вождь, который будет царствовать над народом Моим Израилевым ( Мих. 5, 2 ; Мф. 2:6 ). Правильно сказал пророк: из тебя изыдет, поскольку от вас Он вышел, удалился и в мире соделался предметом веры. Ибо кто есть тот, который исходит и не остается? Он не иной, как тот, который есть прежде веков, который во век пребывает, который есть истинный Бог, обращающийся в мире» Беседа на Рожд. Христово, п. 16].

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

16 . Откуда ты принес нам такое благословение? и [из] какой сокровищницы ты подал нам жемчужину слова? 24 . Я хотела бы знать, что это за дар, кто приносит слово 25 и кто послал? Ты пришел с неба, а показываешь образ человека и блистаешь сиянием света 26 . 17 . Об этом в сомнении спрашивала саму себя святая Дева 27 . Но ангел разрешил её 28 недоумение такими словами: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит тебя. Посему ты зачнешь и родишь Сына и наречешь имя Ему Иисус, . 18 . Дева 29 говорит в ответ ангелу: . Как это будет со мною, когда я не желаю знать земного мужа, поскольку я посвятила себя небесному Жениху? Я хочу остаться девой. Я не желаю нарушать достоинства моего девства. 19 . Но Ангел снова утвердил святую такими словами: не бойся, Мария. Ибо я пришел не устрашать тебя, но отогнать всякое основание для страха. Не бойся, Мария; ибо ты обрела благодать в руках Божьих 30 . Не исследуй благодати, ибо благодать не терпит подчинения законам естества. Дух Святый найдет на тебя, почему и раждаемое от тебя святое наречется Сыном Божиим, сообразным, соединосущным и совечным Отцу 31 ; в Котором Отец имеет всецелое откровение 32 , как образ в ипостаси 33 , и в Нем чрез отражение сияет Его слава 34 . 20 . . Ты узнала, Мария 35 , то, что доселе было сокрыто и от ангелов; ты постигла то, чему не ясно внимали 36 пророки и патриархи; ты услышала 37 то, чего никогда не удостаивался слышать лик богоносных. Давид и Исайя и все пророки 38 предвозвещали о Господнем вочеловечении. Но только ты одна, святая Дева, восприняла 39 неведомую им тайну; внимай и не рассуждай относительно того, как это будет с тобою. Ибо создавший человека из девственной земли, Сам и теперь творит все, что Он хочет, чтобы спасти собственное создание. 21 . . Теперь и мне прилично и благовременно выразить удивление поведению святой Девы, которую достойно приветствует ангел прежде всего так: «радуйся и веселись» 40 ; поскольку с нею пробуждаются и оживают все сокровища благодати 41 . . Из всех родов лишь она одна соделалась достойною родить Бога; она одна только носит в себе глаголом своим носящего всяческая.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Chudo...

184) Это был поистине рай наслаждения 14 , это было истинное веселие и блаженство, которым я наслаждался в это протекшее время, с одной стороны и не малое, но с другой стороны и совершенно краткое, если оно приходит к концу, так как я уже ухожу и удаляюсь отсюда. 185) Ибо я не знаю, что со мною случилось или в чем я снова согрешил, что я удаляюсь отсюда, [даже] изгоняюсь. Что мне сказать, не знаю, – разве только то, что я второй Адам [изгнанный] из рая; и я начал говорить, – я, который прекрасно жил, когда слушал речи учителя и молчал! О, еслибы и теперь я мог пребывать в спокойствии и молча учиться, но чтобы не было этого новаго зрелища, что учитель делается слушателем! 186) Но для чего нужны мне эти слова? И для чего обращаться с такого рода речью, когда я должен был бы не уходить, а оставаться здесь? Но эти мои заблуждения, кажется, имеют начало в древнем обольщении, и теперь меня ожидают еще и наказания прародителей. 187) Неужели я хочу снова не повиноваться, осмеливаясь преступать слова Божии? В то время, как я должен твердо держаться их и заниматься ими, я ухожу 15 , убегая от этой блаженной жизни, и делаю не меньше, чем тот древний человек [который бежалъ] от лица Божия, и возвращаюсь в землю, из которой взят. 188) Итак, я буду есть прах земной во все дни моей жизни там 16 , и буду возделывать землю, и именно ту землю, которая принесет мне терние и волчцы 17 – мои печали и постыдныя заботы, после того как я оставил прекрасныя и благия заботы. 189) И что я оставил, к тому опять возвращаюсь, к земле, откуда я пришел, и к моему дольнему родству и в дом отца моего: я оставляю добрую землю, где было доброе для меня отечество, которое раньше не было известно мне, я оставляю и родственников, в которых я имел, как это я только позднее начал узнавать, очень близких моей душе, я оставляю и дом истиннаго моего отца, остающийся в котором отец торжественно почитается и прославляется истинными сынами, пожелавшими остаться в нем. Я же, неблагородный и недостойный, ухожу отсюда, обратившись вспять и убегая назад.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Chudo...

19. В этот великий день приходят волхвы, которые отвергши грубое и жестокое господство, удалились от [созерцания] славы небес, так как постигли, при руководстве сияющей звезды, что пришел Господь, чтобы освободить все твари. «Господь, восседающий на облаке легком, телом своим входящий в Египет« ( Ис. 19, 1 ), виден был изгнанным от Ирода, но по истине исполнил пророчество Исаии, который говорит: »в тот день дом Израилев будет третьим» ( Ис. 19, 24 ); Ассирийцы поставлены первыми по порядку и сделались первородными, поскольку они прежде всех поклонились чрез волхвов только что родившемуся царю; и Египтяне поставлены с Ассириянами, поскольку они видели того же (царя), вынужденнаго к бегству человекоубийцей Иродом. Встретили и приняли Его потом от дома Иерусалима, во множестве. Ибо когда Он (Христос) возвратился с Иордана, то в лице апостолов они приступили к Нему и признали Его. Иисус вошел в Египет, потрясая и низвергая египетских идолов, и, конечно, не напрасно, поскольку Сам Он заключил врата Египтян, погубивши первородных. По этой причине ныне вошел Первородный, чтобы уничтожить печаль и горькую скорбь и чтобы, уничтожая смерть первородных, призвать их к жизни. Далее, что Христос называется первородным, об этом свидетельствует Евангелист Лука, который говорит: «и родила Сына своего Первенца и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостиннице» ( Лук. 2, 7 ). Волхвы вошли (в пещеру), без всякаго наперед принятаго решения, и она сделалась для них святым храмом. Бог вошел в Египет, чтобы, вместо древней скорби, принести радость, и, вместо мрака, разлить свет спасения. 20. Испорченная и отвратительная была вода Нила, когда дети преждевременною смертью были убиты в ней. Явно вошел в Египет Тот, Кто тогда претворил воды в кровь и сделал их рекой воды спасительнаго рождения, очищая скверны и преступления силою Святаго Духа. Египтяне потерпели наказание, потому что обольщенные отреклись от Бога. Иисус вошел в Египет и там посеял благоговение к Богу, чтобы отвращая души Египтян от заблуждения, сделать их любезными Богу. Воды реки Он сделал достойными того, чтобы оне могли, подобно короне, увенчать Его главу.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Chudo...

20). Всегда, непрестанно духовно с нами (если мы того хотим), во всей ткани повседневной жизни, в страданиях и радостях, в трудах и испытаниях, принимаемых и переносимых во имя Его. Но здесь, в таинстве Евхаристии, это Его обетование проявляется с особой, покоряющей силой. Ибо это есть Таинство прихода Господа к верным Своим - ко всей Церкви и к каждому отдельному верующему, состоящему в этом союзе любви, - страдающего и прославленного Господа. Ведь установлено это Таинство Им Самим накануне страдания и смерти, в ночь прощания с учениками: " Сие есть Тело Мое, которое за вас преломляется " ; " Сие есть Кровь Моя Нового Завета, за вас изливаемая. Сие творите в Мое воспоминание " . В евхаристическом хлебе и, вине дана вся глубина подлинного присутствия Господа, пострадавшего на Голгофе. Так воспринимала это Церковь о самых первых времен . " Поэтому, когда едите хлеб сей или пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он не придет " , и " кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем " (1 Кор 11. 29). Это красной нитью проходит через все совершение таинства Евхаристии в древней Церкви, через все древние литургии. Истинное присутствие здесь, в этих дарах (хлебе и вине), Страдающего Господа... " Се Жертва Тайная совершена дориносится " . Церковь предстоит молитвенно перед небесным жертвенником, где Голгофская Жертва бесконечной любви и отдания Себя, однажды раз навсегда принесенная на земле, в вечности бесконечно приносится Сидящему на Престоле (Откр 5 гл.). " Смерть Господню возвещаете " , пишет ап. Павел. В евхаристических молитвах древних литургий, после установительных слов таинства ( " Сие есть Тело Мое... Сия есть Кровь Моя... " ) следует обыкновенно так называемый " анамнесис " — воспоминание страдания и воскресения Христова, иногда в совсем кратких словах, иногда в более распространенной форме. Так, напр., особенно подробно в древней коптской литургии св. Григория Чудотворца: " Ты претерпел поругания нечестивых " , возглашает священник, " Ты предал хребет Свой на бичевание и ланиты Свои ударам; ради меня, Господи, Ты не отвратил лица Твоего от плевков и поруганий " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=835...

34. Как выразили веру в Святую Троицу святые апостолы? «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисуси Христи. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» ( 1Uoah. V, 20 ). »Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрил Себе Кровию Своею« ( Деян. ХХ, 28 ). " Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и сии три суть едино» ( 1Uoah. V, 7 ). То же в посланиях: I Tuм. III, 16 ; Tum. II, 11–14 ; 1Kop. XII, 3 . 35. Как выражает веру в Св. Троицу голос Церкви первых веков? Все отцы и учители трех первых веков ясно высказывали веру в Отца и Сына и Святого Духа совершенно так, как в IV-м веке эта вера определилась в догматах первых Вселенских Соборов. «Жезл величия Божия, Господь наш Иисус Христос, не пришел в блеске великолепия и славы, хотя и мог; но в смиренном виде, как предрек о Нем Дух Святой» (Св. Климент, еп. Римский 92–101 г. г., Первое послание Корине, церкви). «Христос Иисус прежде веков был у Отца и наконец явился... Он вечное Слово Отца... Он – Сын Божий и Бог... Через Него открылось нам Божество» (Св. Игнатий Богоносец растерзанный в цирке в 107 г., к Магнез. § 8 и к Ефес. § § 7 и 18). «Говорим истину так, как научил нас сему Иисус Христос, один собственно родившийся от Бога и Первенец и сила, а по воле Его сделавшийся человеком для изменения и возвышения рода человеческаго...» (Св. Иустин Философ , умученный в 166 г., Апология 1-я, § § 16–33 и § 7). «Един Бог Отец Слова живаго, премудрости самосущей и силы... Един Господь, единый от единаго, Бог от Бога ... и Един Дух Святой, коего бытие от Бога, посредством Сына явившийся ... Троица совершенная славою, вечностью и царством неразделяемая» ( Символ Веры 240-го года св. Григория Чудотворца ). «Согласно с Евангельским и Апостольским преданием веруем во Единого Бога Отца Вседержителя... и в Единого Господа Иисуса Христа Сына Его Единороднаго... и в Духа Святаго, дарованного верующим во утешение, освящение и совершенствование... имена не просто и не безплодно движимыя, но с точностью означающия собственную каждого из именуемых ипостась и чин и славу» (Св. муч. Лукиан пресвит. антиохийский, преставился в 311 году, Симв. Веры в Св. Троицу).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

3 Патриарх Иаков, благословляя пред своею смертию детей своих и предсказывая им судьбу их потомства, когда очередь дошла до Иуды, между прочим сказал ему: «не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов» ( Быт.49:10 ). См. Введение в Богословие Макария § 61. 4 Моисей обетовал израильтянам, что некогда Бог возставит им Пророка, подобного ему: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, – его слушайте» ( Втор.18:15–18 ). См. там же в § 73 п. 3. 7 Это возвышенное понятие о Боге противопоставляется y Иустина филоновско-платоническому – το ον неоплатоническому – αντoεv и гностическому προηατως; но кроме внешней формы ничего общего с ними не имеет. 8 Этот символ читается так: «Верую во единаго Бога Отца Вседержителя, Творца всего видимаго и невидимаго; и во единаго Господа Иисуса Христа, Слово Божие, в Бога от Бога, в Свете от Света, в Жизнь от Жизни, в Сына Единороднаго, перворожденнаго всей твари, Который прежде всех веков родился от Бога Отца, чрез Котораго все произошло, Который для нашего спасения воплотился и пожил между человеками, и страдал и воскрес в третий день и возшел ко Отцу и приидет опять во славе судить живых и мертвых. Верую и во единаго Духа Святаго. Верую, что каждый из них есть и имеет бытие, что Отец истинно Отец, Сын – истинно Сын, Дух Святый – истинно Дух Святый, как и Господь наш, посылая своих учеников на проповедь, сказал: шедши научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа». 9 Это слово более всего возбуждало споры на соборе, и имеет свою историю, полную разных превратностей. Первый слово это ομοονσιος употребил Ориген , затем Дионисий и Феогност александрийские, потом Григорий Чудотворец . У Манеса затемнен смысл этого слова. В последующее время оно предложено было на антиохийском соборе против Павла Самосатского; но не принято, потому что употреблялось в Савелианстве. Ариане порицали это слово как еретическое, отвергающее отдельное существование Сына Божия и пр. Но св. Афанасий говорил, что слово это, хотя не содержится буквально в св. Писании, – однако же хорошо выражает мысль о единосущии Сына Божия со Отцом, – что в этом смысле его правильно употребляли и защищали древние Отцы; a еретики употребляли его в другом смысле.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhestv...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010