Истина есть ощущение по Богу, какое только вкушает в себе человек ощущением чувств духовного ума (прп. Исаак Сирин , 58, 187). Источник. Ум, правотою движимый, находит истину; движимый же какой-либо страстью не улучит ее (авва Фалассий, 91, 317). ...Истина есть не другое что, как благодать Христова, для дарования нам коей и пришел Христос, распялся и умер! (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 201). ...Так как человек, самоохотно и без всякого насилия, принял ложь и поверил ей, то и осужден искать истину и не находить ее, тещи в след ее и не достигать. Впрочем, как укрылась от нас истина за то, что мы поверили лжи, таким же образом и опять обретается нами истина, когда веруем истине (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 308). Источник. Под ведением истины разумей собственно благодатное чувство ее. Прочие мысли надлежит называть проявлениями разумений ее и показаниями предметов ее (прп. Григорий Синаит , 93, 180). Источник. ...Уразумение истины есть достояние тех, кои стали причастниками истины (вкусили ее жизнью); непричастные же истины и непосвященные в нее, ища сего уразумения, почерпают его из объюродившей премудрости. Их Апостол назвал душевными, Духа не имущими (ср.: 1Кор. 2, 14 ), хотя они величаются ведением истины (прп. Григорий Синаит , 93, 201–202). ...Немалый труд постигнуть истину явно и чисту быть от того, что противно благодати, потому что диавол обычай имеет, особенно для новоначальных, представлять под видом истины прелесть свою, преображая лукавое свое в духовное (прп. Григорий Синаит , 93, 243–244). Источник. Научись читать Евангелие: от него услышишь истину, в нем увидишь истину. Истина откроет тебе падение твое и узы лжи, узы самообольщения, которыми невидимо связана душа всякого человека, не обновленного Святым Духом (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 119). Падшее человечество приступает к святой истине верою – другого пути к ней нет (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 119). Истина есть Господь наш Иисус Христос. Усвоимся этой Истине верою в Нее, возопиим молитвою к этой Истине, – и Она извлечет нас из пропасти самообольщения и обольщения демонами (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 230). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Основание мон-ря Мон-рь прп. Григория Мон-рь прп. Григория По мнению исследователей, Г. м. был основан ок. 1310-1314 гг. Об обстоятельствах возникновения Г. м. и о раннем периоде существования обители почти не сохранилось сведений, т. к. мон-рь неоднократно разрушался во время пиратских нападений и пожаров (1500, 1761) и архив его утрачен. Название мон-ря связано с именем его основателя - прп. Григория, о личности к-рого высказывались различные предположения. По одной версии, основателем Г. м. считался прп. Григорий Синаит, по другой - некий Григорий Сирианский, согласно третьей - прп. Григорий Новый, ученик Григория Синаита. В наст. время последняя т. зр. является общепринятой, ее придерживается и григориатский игум. Георгий, посвятивший изучению этого вопроса особое исследование ( Γερϒιος (Καψνης). 1979. Σ. 108-116). По собранным игум. Георгием сведениям, прп. Григорий Синаит, пришедший в нач. XIV в. на Св. Гору с Синая, подвизался в разных труднодоступных местах, в т. ч. и на месте буд. Г. м., у потока Хрендели, где собралось множество его последователей. В одном из поздних списков Жития Григория Синаита, составленного Каллистом I, патриархом К-польским (Ath. Gregor. 34, после 1851), есть пояснение, что основанные преподобным келлии у потока Хрендели стали называться его именем после того, как его ученики в 1310 г. построили на этом месте обитель во имя свт. Николая Чудотворца (Ibid. Σ. 109). Т. о., Г. м. основал не Григорий Синаит, а его ученики, что также подтверждается полным отсутствием упоминаний об основании им мон-ря в его Житии, службе ему, синаксарях и др. источниках. Имя Григория Сирианского (т. е. из г. Сирианы на о-ве Крит) встречается в одном из документов (Ath. Paul. 34, Fol. 4) под 1401 г., где он выступает в качестве свидетеля в спорном вопросе о границах между 2 соседними с Г. м. мон-рями, но он не может быть признан первым ктитором из-за хронологического несоответствия (известно, что в 1347 в Г. м. игуменствовал Каллистрат). По господствующему в наст.

http://pravenc.ru/text/168091.html

В 1743 году в Валахию с Украины пришел рясофорный монах Платон (будущий преподобный Паисий Величковский). Он прожил в братстве более трех лет и оставил свидетельства о благочестивой жизни учеников прп. Василия. Поляномерульский подвижник в значительной мере предопределил путь прп. Паисия, хотя тот и не был в непосредственном послушании у старца. Они встречались, когда прп. Василий навещал своих учеников в других обителях, побуждая их к аскетическим подвигам и ежедневному чтению святоотеческих писаний. В 1746 году прп. Паисий ушел на Афон, но его духовное общение с Василием Поляномерульским не прервалось. На Святой Горе у преподобных Василия и Паисия был общий духовник - старец Даниил. Сам Василий много раз бывал на Афоне и во время своего второго пребывания там постриг прп. Паисия в малую схиму. Рассказывая ему об опасности уединенной жизни, он советовал ему предпочесть общежитие, которое позволяет монаху обнаружить собственные слабости, познать свою меру и покаяться, каждый день обращаясь с молитвой ко Господу, чтобы сподобиться Его благодати.  Расставаясь с Паисием, старец Василий передал ему суть того образа жизни, которого ревностно придерживался сам. Духовные связи между подвижниками прослеживаются и после переселения прп. Паисия в Молдавию в 1763 году. Помимо молитвы, монахи Поляномерульского скита занимались переводами творений Святых Отцов, таких как свв. Исаак Сирин, Иоанн Лествичник, Григорий Синаит, Исихий и Филофей Синаит. К сочинениям трех последних старец Василий составил предисловия, в которых разъяснял, как именно следует понимать их слова о молитве Иисусовой. Он писал, что, дабы эта молитва была услышана, следует поступать по примеру евангельской вдовы, которая взывала днем и ночью, умоляя судью оказать ей справедливость (Лк. 18: 1). Скрипторий Поляномерульского скита способствовал тому, что в XVIII–XIX веках сочинения прп. Василия стали широко известны во многих обителях Румынии и России, оказав значительное влияние на иноческую жизнь в этих странах. Дошел до нас и автограф самого подвижника — патристический сборник, содержащий «Предисловие» старца к творениям прп. Григория Синаита (Библиотека Академии наук Румынии, Славян. Хотя святой отдавал предпочтение Иисусовой молитве, он настаивал также на важности церковных служб по Типикону, однако продолжительность их, считал он, должна быть умеренной. Именно это соединение исихастской традиции с правилами общежительного устава было в полной мере осуществлено учеником старца Василия — прп. Паисием Величковским.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2897

Все это преимущественно подтверждает высоту прп. Исаака Сирина . Все последующие за ним отцы подвижники ссылаются на него как на святого Исаака, как подлинного учителя аскетической жизни, как опытного подвижника и учителя ведения брани против дьявола и страстей, как пробный камень с помощью которого испытывается опыт подвижников, от Бога он или от дьявола. На него 29 (!) раз ссылается в своих трудах прп. Петр Дамаскин (IX в.), которые опубликованы в Добротолюбии, прп. Никифор монах, учитель свт. Григория Паламы в Слове о трезвении и хранении сердца (Λγο περ νψεως κα φυλακς καρδας), прп. Григорий Синаит , который рекомендует исихастам изучение Слов прп. Исаака, ставя его среди прп. Иоанна Лествичника и прп. Максима Исповедника , святых Каллиста и Игнатия Ксанфопулов (26 ссылок). У св. Каллиста Катафигиота он называется «наставником вершины исихии». Свт. Григорий Палама пишет: «... святой Исаак плодом своей молитвы стяжал просвещение, глаголю же, чистоты ума, поскольку во время молитвы он излучает свет Святой Троицы, и тогда ум становится выше молитвы и не видит доброты этой молитвы, но порождение чистой молитвы, через Духа нисходящий и вновь молитва есть чистый ум, которая только от света Святой Троицы с изумлением исходит» и он его называет «созерцателем и писателем таинственного созерцания». В житии прп. Саввы Ватопедского о прп. Исааке сообщает жизнеописатель св. Филофей, как о «страдальце и учителе Сирийском (то есть во Христе изменения, просвещения и обожения), который славен безмолвием и созерцанием». Великий российский исихаст прп. Нил Сорский (1433–1508) в его аскетических сочинениях 37 раз ссылается на нашего Святого. Прп. Никодим Святогорец его называет «мой богоносный философ святой Исаак». Отец Иустин Попович пишет: «Между святыми этими философами (то есть Святыми Отцами) одно из первых мест принадлежит великому аскету и святому Исааку Сирину . В своих трудах св. Исаак с редким опытным познанием следует и описывает законы излечивания и очищения человеческих органов познания».

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/pr...

...Только что выступившему на подвиги ничто так не препятствует исполнять делом заповеди, как всезлобнейшее самолюбие (жаление плоти). Оно служит препоною к преуспеянию даже и ревностным. Оно влагает в них мысль о неисцельных болезнях и страданиях тела (если станут строго жить), и тем охлаждает жар ревности душевной и склоняет ее отказаться от злостраданий (произвольных лишений) ради добродетели, как навета против самоугодливой жизни (прп. Никита Стифат , 93, 89). Во главе всех добродетелей шествует искренняя вера, при коей душа не колеблющеюся водится мыслию, но всецело отметает самолюбие (прп. Никита Стифат , 93, 89). Есть же самолюбие – неразумная любовь к телу, или саможаление, которое делает монаха самолюбивым, душелюбивым и телолюбивым и отдаляет его от Бога и Царствия Его... (прп. Никита Стифат , 93, 89–90). , одержимы будучи самолюбием, сею питательницею пагубных страстей, все попечение обращают они на сохранение здоровья и услаждение плоти. ...Держась такого образа жизни и поведения, оземленяют они ум, отучневший от страстей, и делаются неспособными к приятию мысленных и божественных вещей, коими душа отторгается от земли и вся устремляется к мысленным небесам... будучи чужды Духа Святаго, они не причастны и даров Его; почему и плодов божественных не увидишь в них...(прп. Никита Стифат , 93, 112–113). Самолюбие – питательница пагубных страстей (прп. Никита Стифат , 93, 122). Ничто так расслабленною, беспечною и несмысленною не делает душу и ревностных подвижников, как самолюбие, сия кормилица страстей. Внушая предпочитать покой тела трудам о добродетели и предусмотрительным почитать благоразумием не отягчать себя делами произвольно, особенно удобными и небольшими потами по исполнению заповедей, оно обыкновенно отнимает у души охоту и ревность к прохождению поприща безмолвия и производит в ней сильное и непреодолимое разленение на дела (прп. Григорий Синаит , 93, 202–203). Воистину совершенно плоть сущие и самолюбие лобызающие всегда работают сластолюбию и тщеславию; в них и зависть укоренена... (прп. Григорий Синаит , 93, 211–212).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

На русский язык переведены «Три слова об устроении человека по образу и по подобию Божию» А.И. Сидоровым с подробными комментариями. Этот перевод опубликован сначала в журнале «Альфа и Омега», а затем отдельным изданием в серии «Библиотека отцов и учителей Церкви» 3 . Мы впервые начинаем публикацию на русском языке «Глав против монофелитов» и «Флорилегия против монофелитов». «Флорилегий» содержит цитаты из сочинений ариан и Аполлинария, которые учили о том, что Христос имел только Божественную волю, и цитаты из святых отцов, опровергающие это мнение еретиков. Прп. Анастасий этой подборкой свидетельствует о единомыслии монофелитов с указанными древними ересями по поводу отсутствия во Христе человеческой воли. Тут же Синаит приводит антиарианские и антиаполлинарианские высказывания ранних святых отцов: свт. Афанасия Великого , свт. Григория Нисского , свт. Василия Великого , свт. Амфилохия Иконийского , свт. Амвросия Медиоланского и др., утверждающих наличие у Христа человеческой воли наряду с Божественной. Это обычный в логике ход – сведение учения противников к абсурду, то есть к уже осужденным Церковью ересям, которые отвергают и сами монофелиты. В первой из шести «Глав против монофелитов» прп. Анастасий раскрывает учение о естественном, противоестественном и сверхъестественном состояниях человеческой воли. Во второй главе Синаит разбирает и опровергает некоторые положения еретического учения. В третьей главе подтверждает учение о двух волях Христа с помощью цитат из Ареопагитского корпуса. В четвертой и пятой главах комментирует те места из Ареопагитского корпуса, где говорится о богомужней энергии Христа. В шестой сводит учение монофелитов к манихейскому докетизму. Особенность монофелитской полемики против православных в том, что монофелиты, говоря о единстве во Христе воли и действия, признают человеческую волю и человеческое действие только злыми, только противоборствующими Богу, именно поэтому Бог Слово при Воплощении не может воспринять их. В ответ на это святой отец говорит о том, что человеческая воля и после грехопадения может находиться в трех состояниях:

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

Библиография работ о персоне: Житие иже во святых отца нашего Григория Синаита//Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих–Миней святого Димитрия Ростовского, с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. – М., 1996.  – Кн.13 – август. Житие и деятельность иже во святых отца нашего Григория Синаита, описанные Каллистом, святейшим архиепископом Константинополя/Пер. с греч.: И.И.Соколов// Соколов И.И. Лекции по истории Греко–Восточной церкви: В 2–х  томах. – СПб.: Издательство Олега Абышко, 2005. – Т. II.: Преп. Феодор Студит, его церковно–общественная и богословско–литературная деятельность. Житие иже во святых отца нашего Григория Синаита. О монашестве. (Библиотека христианской мысли. Исследования). Помяловский И. Житие святого Григория Синаита//Записки ист.–филол. фак. Имп. С.–Пб. ун–та. – СПб., 1895. –  Ч. 35. Житие иже во святых отца нашего Григория Синаита/Пер. И. Соколова по изд. списку XVI в. – М., 1904. Житие Григория Синаита, составленное Константинопольским патриархом Каллистом: (Текст, славянск. пер. жития по рукописи XVI века и ист.–археол. Введение П.А. Сырку)//Памятники Древней Письменности и Искусства. Кн. серия.  – СПб., 1909. – Вып. 172. Монаха Григория житие преподобного Ромила: (По рукописи XVI в. с приложением службы преп. Ромилу по рукописи XVII в.)//Сырку П. А. Монаха Григория житие преподобного Ромила: (По рукописи XVI в. с приложением службы преп. Ромилу по рукописи XVII в.)//Памятники древней письменности и искусства. – СПб., 1900. –Вып. 136. Житие прп. Григория Синаита//Жития святых, просиявших на горе Афон. – Минск: Свято–Елисаветинский монастырь, 2002.  Алексий (Дородницын), митрополит. Византийская церковная мистика 14–го века: (Препод. Григорий Палама, Николай Кавасила и Григорий Синаит). – Казань, 1906. С.3–6, 7–93. Бибиков М.В. Григорий Синаит//Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2000–2001. – Т. I.  Бычков В.В. 2000  лет христианской культуры sub specie aesthtica. – Т. 1: Раннее христианство. Византия. – М.; СПб.: Университетская книга, 1999 . С.307–309.

http://bogoslov.ru/person/2714366

60 Беседа 2, гл. 1, 2. 61 Прп. Каллист и Игнатий Ксанфопулы, гл. 56.//Доброт., ч. 1. 62 Мф. 14:33. 63 О третьем образе внимания.//Доброт., ч. 1. 64 Доброт., ч. 1. 65 Сир. 48:21. 66 Евр. 4:12. 67 О еже обрести действо.//Доброт.. ч. 1.§ 4. 68 Лк. 10:17. 69 Лк. 10. 19. 70 Мк. 16:17. 71 Лк. 10:60. 72 Лк. 10:21, 22. Благовестник. 73 Ответ 181. 74 Псалтирь с последованием. 75 Беседа 8, на послание к Римлянам. 76 Каноник. Издание Киево-Печерской Лавры. 77 Ответ 74. Прп. Григорий Синаит. 4 глава из 15 глав о безмолвии.//Доброт., ч. 1. 78 Издание Оптиной Пустыни 1847 года. 79 Четьи-Минеи. 1 Апреля. 80 Главы о умной молитве. Гл. 1. Издание Оптиной Пустыни, 1847 г. 81 Гл. 4. 82 Старец Василий. Предисловие на книгу преподобного Григория Синаита. 83 Старец Василий. Предисловие на книгу блаженного Филофея Синайского. 84 Слово 11. 85 Пс. 6:9—10. 86 Екк. 3:1. 87 Слово 11. 88 Прп. Григорий Синаит посетил Афонскую гору в 14 веке по Рождестве Христовом. В то время монашество в Палестине, особенно же в Египте, было почти уничтожено магометанами, покорившими своей власти Египет и Палестину еще в начале 7 века. Во время святого Григория Синаита учение об умной молитве до крайности умалилось повсеместно. Его можно признавать восстановителем этого учения, как это сказано в кратком жизнеописании его, помещенном в Добротолюбии. И во времена Григория Синаита были иноки, достигшие великого преуспеяния в молитве, как, например, Максим Капсокаливи, жительствовавший в Афонской горе — наставлениями его пользовался сам Григорий, называвший Максима земным Ангелом (Доброт., ч. 1). Прп. Григорий научен умной молитве некоторым иноком острова Кипра, до знакомства с этим иноком, он занимался исключительно псалмопением (Рукописное житие преподобного Григория Синаита). 89 Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского. Издание Введенской Оптиной Пустыни, 1847 г. 90 Иов. 38:11. 91 Слово 28, гл. 17. 92 Там же, гл. 19. 93 Слово 4, гл. 93. 94 О мнящихся от дел оправдитися, гл. 34.//Добротолюбие, ч. 1. 95

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4145...

Усумнится и поколеблется всякий монах взяться за духовное делание прежде отрезвления ума, – потому ли, что не познал еще красоты его, или потому, что, познавши, бессилен решиться на это по недостатку ревности. Но это колебание несомненно рассеется, коль скоро он вступит в делание хранения ума, которое есть и именуется мысленным любомудрием или деятельным любомудрием ума. Потому что тогда обретет он Путь, Который сказал: Аз есмь путь, и воскресение, и живот ( Ин. 14, 6 ) (прп. Исихий Иерусалимский , 90, 201–202). Источник. Кто упражняется в словопрениях, тому невозможно преуспеть в любомудрии (прп. Исидор Пелусиот , 60, 138). Источник. Не гоняющихся за выражениями, не витий, не искусных в словопрении, не величающихся силою слова должно называть мудрыми, но тех, которые отличаются деятельным любомудрием. Если же украшает их и любомудрие умственное, то наименовать их должно мудрейшими. А если – и любомудрие созерцательное, разумею благочестие, о котором одном утверждаем, что оно в собственном смысле есть мудрость, то надлежит назвать премудрыми. Первое любомудрие есть как бы основание и здание, второе – как бы украшение, а последнее – как бы верхний венец здания. Посему как без основания и здания не имеют места ни то, что украшает здание, ни то, чем венчает оное, так и без добродетели не будут иметь места ни умственное, ни созерцательное любомудрие (прп. Исидор Пелусиот , 60, 463). Источник. Когда высота ума ведет не к высокомерию, а к скромности, тогда избегает она и кичливости, и раболепства, не позволяя, чтобы неблагообразное примешивалось к благоприличному (прп. Исидор Пелусиот , 62, 152). Источник. Любомудрие есть исправление нравов, при истинном ведении Сущего (прп. Нил Синайский , 72, 3). Источник. ...Истинное любомудрие состоит в том, чтобы провождать житие в чистоте и всегда возноситься душою превыше телесных страстей (прп. Нил Синайский , 73, 26). Источник. Истинный любомудрец есть тот, кто от существующих вещей познал Творца их и от Творца уразумел сущее и Божественное, не научением только познал, но и испытал. Или: совершенный любомудрец тот, кто преуспел в нравственном, естественном и богословском любомудрии, паче же в Боголюбии (прп. Григорий Синаит , 93, 320).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Душа, не порабощенная страстями, вся свободна, вся боговидна, вся господственна, вся световидна, вся обрадованна, богособранна, богорастворенна, небесна. Не такова душа, порабощенная и возобладанная страстьми – тиранами... Приемля повеление от демона, она беспрекословно делает повеленное (прп. Феодор Студит , 93, 342). Похоти же плотской, брачного или безбрачного смешения, сластей, гортанобесия, чревоугодия, многоспания, леностного бездействия, щегольства и многого другого подобного не тело ищет... но ищет этого душа посредством тела, приятным то себе находя, и услаждается тем, так как тесно соединена с этою перстию, т. е. телом, любит валяться в чувственных скверностях, как свинья в нечистотах, и жаждет сластей плотских, по причине сего соединения с перстию (прп. Симеон Новый Богослов , 77, 351). ...Всякая страсть и всякий грех оскверняют одежду души нашей и изгоняют нас из Царства Небесного... (прп. Симеон Новый Богослов , 77, 402). Источник. Источник. Когда ослабнут бразды владычественнейших (высших) чувств, тогда тотчас поднимается восстание страстей и приходит в движение действо раболепнейших (низших) чувств. Ибо обычно неразумным сим (чувствам), разрешась от уз воздержания (или удержания и обуздания), бросаться на предметы страстей и пастись на них, как на смертоносных пажитях... (прп. Никита Стифат , 94, 83). ...Душа не по причине красивых лиц, но по причине в ней самой залегшего расположения к сему злу подвергается крайне сильному влечению и тревоге страсти (прп. Никита Стифат , 94, 95). Страстные навыки суть задатки адских мук... (прп. Григорий Синаит , 94, 187). От произвольного содружества с грехом и от произвольного общения с духами отверженными зарождаются и укрепляются страсти... (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 291). Источник. Страсти – знамение греховного смертоносного недуга, которым поражено все человечество (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 528). Источник. Всякая страсть есть преступная любовь, есть преступное усвоение какому-либо виду греха (свт. Игнатий Брянчанинов , 43, 436). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010