Но, по слову преп. Нила Сорского , милость новоначальным состоит в претерпевании скорби, обиды и укорения от братии (т. е. от всякого ближнего). «И сии есть душевная милостыня, и толико есть выше телесной, елико душа выше еси тела». О смирении, любви и милости преп. Каллист и Игнатий, в той же 73-й гл. говорят так: «сию треплетенную вервь, иже Святая Троица истка и сплете, зрим и три сущо и едино: три убо имены, едино же силою и действом». Еще скажу вам, касательно желаний мнимо-благих. Вам кажется, что хладные и мрачные и злые бесы не могут подвигнуть в человеке желания мнимо-благого и крайне сильного, но в учении св. отцов видно противное вашему мнению. Св. Исаак Сирин говорит в 33 слове: «не всякое желание, доброе от Бога, впадает в сердце (человека), но только пользующее его (т. е. сообразное с обстоятельствами его внешними и внутренними, и потому возможное к исполнению, хотя и не без труда); впадает бо и от диавола подобное сему некое желание», продолжает тот же святый, «но не пользующее человека». Потому что диавол, если по-видимому и благое что влагает человеку, то всегда несообразное с его обстоятельствами, или прежде времени, и выше меры его, чтобы человек, не находя возможности исполнить это желание, безрассудно томился и смущался, что составляет существенный вред душевный, a иногда, чрез мнимо-благое желание диавол устрояет сеть глубокой прелести». Преп. Григорий Синаит в Добротолюбии, в главе 7-й, такое желание прямо называют сатаниным, a преп. Иоанн Лествичник в 26 степени называет оное презоривым. Потому что человек, по самомнению и самочинию, увлекшись таким жсланием, часто презирает основательные и полезные советы опытных, которые всегда стараются утвердить новоначальных на прочной стезе спасения, остерегая их от опасных крайностей; ибо, по свидетельству св. отцов, и безмерие и оскудение, т. е. и безвременное стремление к высокому пути и совершенное нерадение о благочестивой жизни, происходят от диавольского подущения. После всего, сказанного мною, грешным, в ответ на ваше письмо, нахожу нужным еще прибавить, что нам, по слову св. Исаака Сирина , всегда необходимо покаяние, в котором имеют нужду до самой смерти и грешные и праведные, ибо совершенства на земле нет. Главные же признаки искреннего покаяния суть: неосуждение других и обуздание гнева. Св. Иоанн Лествичник говорит, в 8-й степени, что покаяние требует многого смирения, гнев же есть признак великой гордости. А кто осуждает других, того Господь называет во Евангелии лицемером, нечующим бревна своих грехов и недостатков, и блазнящимся сучком ближнего. И покаяние и исполнение заповедей Божиих, начинаются с терпения находящих скорбей, как говорит преп. Петр Дамаскин , и Сам Господь глаголет в Евангелии: в терпении вашем стяжите души ваша ( Лук. 21:19 ). Терпения же сего нельзя приобрести без смирения и самоукорения, то есть, во всяком случае обвинения себя, a не других.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

13. Евагрий Понтийский . Слово о духовном делании. Ст. 6//Творения аввы Евагрия. Аскетические и Богословские трактаты. М., " Мартис " , 1994. С. 96. См. также: Евагрий Понтийский. Слово о духовном делании. Ст. 6-12//Творения аввы Евагрия. Аскетические и Богословские трактаты. М., " Мартис " , 1994. С. 96-98. 14. PG 40, 1272; Εαγρου . Λγος πρακτικς, 6/ed. Α. Guillaumont, C. Guillaumont//Sources Chretiennes. T. 171. Paris, 1971. P. 506-508 . 15. С. М. Зарин, проф . Аскетизм по православно-христианскому учению. СПб., 1907. С. 312-318. 16. См.: Нил Синайский, преп. О восьми лукавых духах//Творения. Ч. 1. М., 1858. С. 201-222. 17. Примеры см. выше и ниже. 18. См.: PG 79, 1145-1164. 19. См.: Собеседования египетских подвижников . Собеседование 5. Гл. 18. С. 255. 20. PL 49, 635. 21. О постановлениях киновитян. Кн. 5. Гл. 1. С. 48-49; см. также: О постановлениях киновитян. Кн. 5-12. С. 48-164. 22. PL 49, 202-203. 23. Ефрем Сирин, преп. Писания духовно-нравственные. 55. О восьми помыслах//Творения. Т. 2. Серг. Пос., 1908. С. 390; см. также: Его же. О добродетелях и страстях//Творения. Т. 3. Серг. Пос., 1909. С. 390. 24. См.: Исихий Иерусалимский, блаж. К Феодулу душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве. Гл. 177//Добротолюбие. Т. 2. СТСЛ, 1993. С. 196-197. 25. PG 93, 1536. 26. См.: Иоанн Дамаскин, преп. О восьми главных страстях. П. 1//Русский инок. 1912. Вып. 8. URL: Дата обращения: 11.06.12. 27. PG 95, 80. 28. Григорий Синаит, преп. О заповедях и догматах, угрозах и обетованиях, еще же о помыслах, страстях и добродетелях, и еще о безмолвии и молитве. Гл. 91//Добротолюбие. Т. 5. СТСЛ., 1993. С. 198. 29.] PG 150, 1268. 30. См.: PG 79, 1145-1164. 31. См.: Максим Исповедник, преп. Четыреста глав о любви. Гл. 159//Добротолюбие. Т. 3. СТСЛ., 1993. С. 188; PG 91, 1004. 32. См.: Нил Сорский, преп. «Устав». П. 5. О различии видов нашей борьбы и победы над восмью первоначальными страстными помыслами и прочими//Преподобные Нил Сорский и Иннокентий Комельский. Сочинения. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2008. С. 133.

http://pravoslavie.ru/56002.html

8, ст. 5. †) Великий Потребник в чине миропомазания. Матф. 27 . зач. 105, ст. 26, 27 и 29. Иоанн 6, зач. 28, ст. 58. Марк., 13, зач. 62, ст. 31. Древлепеч. Служебники, содержащие чин Василия Великого , Иоанна Златоустог о и Григория папы Римского. †) Потребник великий и древлепечатные Служебники. Великие же не по количеству, но по действу. Симеон Селукский во главе 68 книги его. Иоанн 1, зач. 8, ст. 29. 2 Моис. 12, ст. 3, 6 и 15. †) Иоанн 19, яач. 3!, сг. 31. ††) 2 Монсей гл. 12, ст. 11 в Григорий Богослон в слов на пасху. †††) Матф. гл. 26, зач. 108, ст. 20. Иоанн гл. 18, ст. 4 и 11. Лука гл. 22, ст. 15. Златоуст в беседах 11 и 18 на послан. Коринф. Матф. гл. 26, зач. 108, ст. 26. Марк гл. 14, ст. 20. Лука гл. 22, ст. 19. 1 Кор. гл. 11, ст. 23 и 24. Матф. гл. 26, зач. 108, ст. 17. Марка гл. 24, ст. 12 и Лук. гл. 22, ст. 7. 2 Моис. гл. 12. ст. 3 и 6. гл. 18, ст. 28 и 29. Матф. гл. 27, ст. 15 и 17. †) Иоанн. гл. 19, зач. 61, ст. 31. ††) Мар. гл. 15, зач. 68, ст. 25, 33, 34, 37. †††) гл. 19, ст.31. 2 Моис. гл. 12, ст. 6, 18 и 19. 1 Коринф. гл. 5 зач. 133, ст. 7 и 8. Матф. гл. 13, зач. 58, ст. 33, и Лука гл. 13, ст. 81. Во многосложном послании л.2-й.. В Октаи 3 го гл. в среду и пяток на утрен. Седалнах. Манеи служебн. Сентяб 14 на литии стихера 6. †) В 8-м гласе ирмосов песнь 5. ††) Собирник гл. 31, л. 104. †††) Триод, 4-й недели поста во вторн, в 8-й песни, и св. Григорий Синаит в крестн, каноне. Минея служебная, Сент. 14 в утренних стихерах. 1 Моисей гл. 8, ст. 10 и 11. 2 Моис. 17, ст. 11, 12 и 13. 2 Моис. 14, ст. 21 и 27, и в 8 гласе ирмосов песнь 1. В Октаи догматик 2-го гласи. Книга минея праздничная,, печат. в Москве 7158-го года, и особо древняя о явлении на Тихвине Богородичной иконы история. Во Псалтырех со возследованием, напечатанных при древних московских патриархах. Книга пролог и летописныя святцы 17 дек. †) Св Иоанн Дамаскин . Книга Стоглавник, составленная на Стоглавнем соборе в лето 7059. Великия Псалтири со возследованием в великие Потребники, напечатанные в Москве, при древних царях и патриархах, до Никона бывших.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Это — догмат протестантизма. 270. Преподобный Григорий Синаит. О прелести и пр. Добротолюбие. Ч. 1. Святые Каллист и Игнатий Ксанфопулы, гл. 73. Добротолюбие. Ч. 2. 271.  …на всякую истину (Ин. 16. 13). 272.  …не придет Царствие Божие приметным образом (Лк. 17. 20). 273. Преподобный Исаак Сирский. Слово 55. 274. Его же Слово 36. 275.  …грех мой всегда предо мною (Пс. 50. 5). 276.  Беззаконие мое я сознаю, сокрушаясь о грехе моем (Пс. 37. 19). 277. Пс. 50. 278. Святой Исаак Сирский. Слово 21. 279.  …сотворим человека по образу Нашему [ и] по подобию Нашему (Быт. 1. 26). 280. Я увидел Бог, что это хорошо (Быт. 1. 25). 281.  И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма (Быт. 1. 31). 282. Святитель Димитрий Ростовский. Летопись. 283. Тропари по Непорочных в субботу, гл. 5. Псалтирь с восследованием. 284.  Видевший Меня видел Отца… Я в Отце и Отец во Мне (Ин. 14. 9, 10). 285. Лк. 24. 49. 286. Ин. 14. 17. 287.  Кривое не может сделаться прямым, и чего нет, того нельзя считать (Еккл. 1. 15). 288.  А мы имеем ум Христов (1 Кор. 2.16). 289. Ин. 14. 8. 290. Рим. 8. 15–16. 291.  Будьте подражателями мне, как я Христу (1 Кор. 11. 1). 292.  …облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа (Рим. 13. 14). 293.  Пребудьте во Мне, и Я в вас… Я есмь лоза, а вы — ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода (Ин. 15. 4–5). 294.  Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин. 6. 56). 295.  …и уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2. 20). 296. 1. 5. 297. 1. 5. 298. 1. 6–7. 299. 1. 19. 300. 2. 5. 301.  Отвергающий Сына, не имеет и Отца. Не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем (1 Ин. 2. 23; Ин. 3. 36). 302. 1 Тим. 2. 8. 303. 2. 11–12. 304. 3. 6–7. 305. 3. 16. 306. Преподобный Макарий Великий. Беседа 4, гл. 9. 1. 307. 1 Тим. 4. 1. 308.  …мало полезно (1 Тим. 4. 8). 309. 4. 9. 310. 4. 10. 311. Преподобный Макарий Великий. Беседа 8, гл. 6. 312.  И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее, а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее (Мф. 10. 38–39).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Против Григоры. TB II, p. 145, 20. II, 9 сл., особ. 16 слл.// ΓΠΣ 4, 271: 1–5 и далее; 275: 32 слл. – 466 36 Святогорский том. TB II, p. 140, 4. Перечень трех рус. пер. по устаревшим некрит. изд.: ИАБ VI, 965. Вступление [ ΓΠΣ 2, 567–569] – 167 26 150 глав естественных, богословских, нравственных и деятельных. TB II, p. 144–145, 19. 3254/1. ИАБ VI, 978–986. Рус. пер. архим. Киприана (Керна) [авторство указано в предисл.] под ред. А. И. Сидорова : БТ 38 (2003), 12– 73 [гл. 1–63]; 39 (2004), 5–60 [гл. 64–150] (отдел. изд.: Краснодар, 2006 [Патристика: Тексты и исследования]). – 456 2 96 [ ΓΠΣ 5, 90: 31] – 457 3 105 [ ΓΠΣ 5, 92] – 300 11 143 [ ΓΠΣ 5, 115: 8–9] – 457 3 Триады в защиту священно безмолвствующих. TB II, p. 138–139, 3. 3254/3. ИАБ VI, 936–943. Рус. пер. (не всегда надежный) В. Вениаминова [В. В. Би бихина]: М., 1995 (и несколько переизд.). I, 2, вопрос [ ΓΠΣ 1, 392: 2–6] – 80 12 I, 2, 3 [ ΓΠΣ 1, 395–396] – 80 12 I, 2, 7 [ ΓΠΣ 1, 399: 24–26] – 80 12 I, 2, 8 [ ΓΠΣ 1, 400: 26 – 401: 1–4] – 80 12 I, 2, 9 [ ΓΠΣ 1, 402: 1–2] – 98 94 I, 2, 11 [ ΓΠΣ 1, 403: 19–21] – 80 12 II, 3, 18 [ ΓΠΣ 1, 554: 18] – 239 309 II, 3, 30 [ ΓΠΣ 1, 565: 19–22] –264 427 III – 224 247 III, 1, 12 [ ΓΠΣ 1, 626: 25] – 221 235 III, 1, 15 [ ΓΠΣ 1, 629: 10–11] – 221 235 III, 1, 20 [ ΓΠΣ 1, 632: 26] – 190 104 Феофан. TB II, p. 141, 9. Рус. пер. (ненадежные): 1) К. Михайлова: Альфа и Оме га 4 (26) (2000), 45–78; 2) архим. Нектария (Яшунского): Трак таты, с. 183–233. – 266 436 8 [ ΓΠΣ 2, 227–230] – 227 257 Григорий Синаит , прп. Главы акростишные (весьма полезные о заповедях). TB II, p. 84–85, 1. Рус. пер. перечислены в: ИАБ VI, 375. 50 [PG 150, 1253 С; Φιλοκαλ α IV, 38] – 28 93 Дидахэ. CPGS 1735. TLG 1311. Рус. пер. прот. В. В. Асмуса с примеч. А. Г. Дунаева в кн.: Писания мужей апостольских. М., 2003 (р2008) (Творения святых отцов и учителей Церкви; ). С. 41–63 (нижн. паг.). I, 2 – 96 66 Пс.- Дионисий Ареопагит . Nota. Большинство рус. пер. в той или иной степени ненадежно, ибо неоплатонические философия и терминология не учитываются в них в должной мере

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

Кирилл Александрийский, Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, 31, PG 75, 448D. 720 Григорий Богослов, Слово 30, 9, Barbel, 188/PG 36, 113C. 721 Василий Великий, О Святом Духе 19, 48 — Bruche 199/PG 32, 156В. 722 Он же, Беседа 15 о вере, 3 — PG 31, 468CD. 723 Цитата не идентифицируется. 724 Канон Троичный в неделю на полунощнице, гл. 2., песнь 5. 725 Ср.: Исаак Сирин, Слово 72. 726 Максим Исповедник, О недоумениях к Иоанну 58 (5, 54), PG 91, 1188А. 727 Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры, 1, 4, op. cit., 4, 33–36. 728 Там, же, 1, 9, op. cit., 9, 25–26. 729 Т. е. с Григорием Богословом (См.: 4, 11, 24). 730 Там же, 11, 6, с. 540. 731 Там же, 12, 4, с. 546. 732 Максим Исповедник, Главы о любви, 4, 11//Ceresa Gastaldo, Α., Massimo confessore. Capitoli sulla carita, Rome, 1963. 733 Вся целиком цитата не идентифицируется. 734 Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры, 1, 8, PG 94, 813А, ор. cit., 8, 67–72. Ср.: Кирилл Александрийский. О Троице 7 — PG 77,1133С. 735 Ср.: Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры, 1, 9, PG 94, 837В, op. cit., 9, 2–6. 736 Максим Исповедник, О недоумениях к Иоанну, 57 (5, 55), PG 91, 1188А. 737 Василий Великий, Против Евномия, 2, PG 29, 648А. 738 См.: Евномий. Απολογητικν, 28 — PG 30, 868; Василий Великий. Против Евномия 2, 32 — PG 29, 645 слл. Ср. также: Григорий Богослов. Слово 38 на Богоявление 7; Слово 45 на Святую Пасху 3 — PG 36, 317D; 628А. 739 Максим Исповедник, Главы о любви 1, 100, PG 90, 981D–984A. 740 Григорий Богослов, Слово 38, 7; Слово 45, 3 — PG 36, 317С; 628А. 741 Дионисий Ареопагит, О церковной иерархии, 3, 4, PC 3, 429D. 742 Иоанн Синаит, Лествица, 7, PG 88, 813В. 743 Григорий Богослов, Слово 38, 11; Слово 45, 3 — PG 36, 324А; 632В. 744 Ин. 14:15, 21, 23. 745 Григорий Богослов. Слово 39, 8 — PG 36, 344А. 746 Ин. 14:23. 747 Ин. 14:21. 748 Цитата полностью не идентифицируется. Слова «делает их другими солнцами» принадлежат Григорию Нисскому. См.: его In sextum Psalmum, McDonough (ed.), Gregorii Nysseni opera, vol. 5, Leiden, 1962, p. 189. 749

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Петроград, август 1914. Указатель житий святых † означает, что современного жития святого пока не найдено. означает, что житие святого не издано и им мы не могли пользоваться. Аморийское мученичество: гл. I. Андрей в «Суде» гл. I. Антоний, патриарх гл. II. Антоний Новый гл. X. Афанасий Мефонский гл. XIV. Афанасия Егинская гл. XIV. Вакх Младый гл. XIII. Варфоломей, апостол (перенесение мощей) гл. XVII. Власий Болгарский гл. XVI. Георгий Амастридский гл. IX. Герман Косиницкий гл. XV. † Григорий Декаполит гл. II. Димитриан гл. XII. Димитрий Солунский (чудеса) гл. XV. Евдоким Младый гл. II. Евстратий гл. X. Евфимия (перенесение мощей) гл. IX. Евфимий, патриарх: Арефино гл. II, анонимное гл. IV. Евфимий Солунский гл. XV. Игнатий, патриарх гл. IX. Иларион, грузин гл. I. Илия гл. XIII. Илия Калабрийский гл. XVIII. Иоанникий Вифинский: Петрово гл. X, Саввино гл. X. † Иоанн Гетфский гл. IX. † Иоанн Дамаскин гл. XIII. Иоанн Предтеча (перенесение главы) гл. I. Иоанн Психаит гл. VIII. Иосиф Песнописец гл. VII. Иулиан и дружина гл. I. Климент Болгарский гл. XV. † Лазарь, иконописец гл. I. Лев Катанский гл. XVII. Лука, столпник гл. XI. Лука Елладский гл. XIV. Макарий Пелекитский гл. XI, † гл. XI. Мария Младая гл. XVI † Мефодий, патриарх гл. VII. † Мефодий и Кирилл гл. XV. Михаил, синкелл гл. VI. Никита Мидикийский гл. X. Никифор, патриарх: Феофаново гл. I, Игнатиево гл. II. Никифор Мидикийский гл. X. Николай Студит гл. III. † Петр Атройский гл. X. Петр Аргосский гл. XIV. Платон Саккудийский гл. III. Саввинские мученики гл. XIII. Стефан Новый гл. II. Стефан, Савваит гл. XIII. Тарасий, патриарх гл. II. Филарет Милостивый гл. XIV. 60 мучеников гл. XIII. Феодора Солунская гл. XV. Феодор Едесский гл. XIII. Феодор Начертанный гл. VI, перенесение мощей гл. VI. Феодор Студит : πγραμμα гл. III, Навкратиево гл. III, Михайлово гл. III. Феофания, царица гл. I, † гл. V. Феофан Сигрианский: Мефодиево † гл. I, анонимное гл. I, Феодорово гл. III, Никифорово гл. V, Саввино гл. X. Ферапонтий Кипрский (перенесение мощей) гл. I.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Вот видение нового Иерусалима (Церкви), возвышающегося на Святой Горе: «Не слышно будет более насилия в земле твоей, опустошения и разорения – в пределах твоих; и будешь называть стены твои спасением и ворота твои – славою. Не будет уже солнце служить тебе светом дневным, и сияние луны – светить тебе; но Господь будет тебе вечным светом, и Бог твой – славою твоею. Не зайдет уже солнце твое, и луна твоя не сокроется, ибо Господь будет для тебя вечным светом, и окончатся дни сетования твоего. И народ твой весь будет праведный, на веки наследует землю, – отрасль насаждения Моего, дело рук Моих, к прославлению Моему» ( Ис.60,18–21 ). Содержание Книги пророка Исаии: обличение грехов Иуды ( Ис 1 гл.); Суд Божий над миром и возвышение Царства Божия ( Ис. 2–3 гл.); о том, что остаток народа спасется, и о Мессии ( Ис. 4 гл.); песнь о винограднике ( Ис. 5 гл.); видение Господа Саваофа ( Ис. 6 гл.); конфликт с Сирией и о рождении Эммануила ( Ис. 7 гл.); о чудном Младенце ( Ис. 8–9 гл.); речь об Ассирии ( Ис. 10 гл.); о Мессии и Его Царстве ( Ис. 11 гл.); хвалебная песнь Богу ( Ис. 12 гл.); пророчества об языческих царствах, о Вавилоне и антихристе ( Ис. 13–14 гл.); о Моаве ( Ис. 15 гл.); о Самарии и Дамаске ( Ис. 17 гл.); речь об Эфиопии и Египте ( Ис. 18–20 гл.); предсказание падения Вавилона ( Ис. 21 гл.); предсказание о нашествии на Иудею ( Ис. 22 гл.); о Тире ( Ис. 23 гл.); Суд над вселенной и обновление мира ( Ис. 24–25 гл.); воскресение мертвых ( Ис. 26 гл.); продолжение песни о винограднике ( Ис. 27 гл.); речи о Самарии и Иерусалиме ( Ис. 28–29 гл.); о Египте ( Ис. 30–31 гл.); о новозаветных временах ( Ис. 32 гл.); пророчество об Ассирии ( Ис. 33 гл.); суд над народами и о благодати Божией ( Ис. 34–35 гл.); историческая часть ( Ис. 36–39 гл.); предсказание о конце вавилонского плена и об Иоанне Крестителе ( Ис. 40 ; Ис. 48 гл.); предсказание о царе Кире ( Ис. 41 ; Ис. 45 гл.); Отрок Господень ( Ис. 42 гл.); утешение пленным в Вавилоне ( Ис. 43–44 гл.); о падении Вавилона ( Ис. 46–47 гл.); о Мессии ( Ис. 49–50 гл.); восстановление Сиона ( Ис. 51–52 гл.); страждущий Мессия ( Ис. 53 гл.); о призвании язычников в Царство Мессии ( Ис. 54–55 гл.); о новозаветных временах ( Ис. 56–57 гл.); обличение лицемеров ( Ис. 58–59 гл.); слава Нового Иерусалима ( Ис. 60 гл.); о Мессии и новозаветных временах ( Ис. 61–63 гл.); молитва пророка за свой народ ( Ис. 62 гл.); призвание язычников к вере ( Ис. 65 гл.); торжество Церкви и окончательный Суд над отступниками ( Ис. 66 гл.). Несмотря на свою древность, Книга пророка Исаии звучит, будто написана вчера. Она настолько содержательна, утешительна и поэтична, что каждому христианину следовало бы ее иметь своей настольной книгой. Книга пророка Михея

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Об этом упоминает и сам Григор в конце своего произведения «Хвала Св. Богородице», говоря: «Я, Григор, последний из учителей и младший из поэтов, сын дочери брата отца Анании, философа, украшенного святым духом и мудрого, а по образу своей чистой жизни достохвального и преславного». Вместе с Григором в той же обители монашествовал его старший брат Иоаннес, о котором он в памятной записи своей книги отзывается с большой похвалой, а в конце «Книги скорбных песнопений» пишет: «Я, Григор, иерей–чернец, последний из поэтов и младший из учителей, при содействии брата моего достойного, по имени Иоаннес, монаха достославной и высокочтимой Нарекской обители; мы, состоя из двух тел, жили как одно тело... были не только родными (братьями. – К.А.), но и единодушными, единоверными... смотрели четырьмя глазами, но имели одни и те же мысли и намерения». Учитель братьев Анания Нарекаци жил во времена католикоса Хачика (972–991). Степанос Таронеци писал о нем: «Великий философ... он написал также книги против тондракийской секты и других ересей». Он был блестящим толкователем Св. Писания, написал ряд толкований и речей («О молитве, посте и слезах», «О раскаянии, слезах и молитвах» и др.), а также «Духовное поучение о том, как человек может мысли свои отрешить от земного, презирать эту жизнь и желать только Бога и небесного царства его». Завершив образование, Григор был пострижен в монахи и в 977 г., как следует из памятной записи к «Толкованию Песни песней», рукоположен в священники. Почти всю жизнь Григор провел в Нарекском монастыре с богатой библиотекой, где имел возможность читать труды античных философов в оригинале и труды отцов Церкви. Он обладал глубокими познаниями в области цауки, знал Библию и богословскую литературу. Благодаря подвижничеству и учености в Нарекском монастыре Григор был назначен «наставником монахов», обучающим их «божественной науке». Сам себя он называет «последним из учителей и младшим из поэтов» или же «последним из поэтов и младшим из учителей». «Других поучаю, сам же неопытен; постоянно учась, никогда не достигаю истины познания», – скромно заявлял он («Книга скорбных песнопений», песнь 71).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

263 Речь идет о католикосе Ваане I Сюни (968–969). Нерсес Ламбронаци ошибочно упоминает его как современника византийских императоров Василия, Константина и васпураканского царя Сенекерима Арцруни. Эта ошибка восходит к «Хронике» Маттеоса Урхаэци, которая в данном случае служила источником для Ламбронаци (см.: М. Мкрян. Нарекаци. Ереван, 1955, с. 113: Григор Нарекаци, с. 171). 264 В другой редакции жития до этого имеется: «[Григор] был сыном Хосрова Андзеваци» (Григор Нарекаци. Книга..., с. 172). 266 Помимо Ованеса, у Григора Нарекаци был другой брат, Саак, о котором он упоминает в памятной записи к «Толкованию таинства св. литургии» Хосрова Андзеваци: «Итак, первый список этой св. книги в 399 году армянского летосчисления был сделан рукой Саака, сына владыки Хосрова, толкователя сей книги». 267 Как замечают издатели Григора Нарекаци, Нерсес Ламбронаци ошибочно полагал, что Ованеса не было в живых, когда писалась «Книга скорбных песнопеннй». Ламбронаци не обратил внимания на памятную запись Григора Нарекаци к «Книге...», где поэт восторженно говорит о выдающихся способностях брата и подчеркивает, что писал «Книгу...» при его активном участии (см.: Григор Нарекаци, с. 170–171). 268 Апаранский монастырь, или Апаранский монастырь св. Креста, находился в Мокской области. В истории упоминается с X в., в состав этого монастыря входила церковь св. Богородицы, в честь освящения которой и написал Григор Нарекаци «Историю Апаранского креста». Ныне в развалинах, в пределах Турции. 269 Яков Низибинский – почитаемый армянской церковью святой. Национальная традиция связывает его родственными узами с Григором Лусаворичем, считая Якова сыном Хосровуи, сестры Анака (отца Григора Лусаворича). Согласно другим версиям, Яков – сириец, уроженец города Низибина. Долгие годы отшельничал в Кордукских горах. По возвращении в Низибин сблизился с отшельником Маруге, или Маркелом. При Диоклетиане подвергался гонениям. Участник Никейского (325 г.) и Антиохийского соборов. Назван также Чудотворцем. Ему приписывается восхождение на гору Арарат с целью поиска Ноева ковчега. (См. Орманян М. Азгапатум, т. I, кн. I, с. 140–142). Сохранилось его житие, написанное, как явствует из памятной записи, учеником Маркела – Маруге (см.: Избранные жития и мученичества, т. II, с. 83–107). Житие имеет много общего с житием Поля Простака.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010