Предисловие или предпутие, желающим читать книгу святого отца нашего Григория Синаита и не погрешать против ее смысла Источник Многие, читая эту святую книгу св. Григория Синаита и не зная опытно умного делания, погрешают против здравого разума, думая, что умное делание принадлежит одним бесстрастным и святым мужам. По этой причине, держась, по внешнему обычаю, одного псалмопения, тропарей и канонов, препочивают в этом одном внешнем молении. Они не понимают того, что такое песненное моление предано нам отцами на время, по немощи и младенчеству ума нашего, чтобы мы, обучаясь мало-помалу, восходили на степень умного делания, а не до кончины нашей пребывали в песенном молении. Ибо что младенчественнее того ( Григорий Синаит , гл. 19), когда мы, прочитав устами внешнее наше моление, увлекаемся радостным мнением, думая о себе, что творим нечто великое, потешая себя одним количеством и этим питая внутреннего фарисея. Отводя нас от такой, подлинно младенческой, немощи, как младенцев от сосцов млекопитательных, св. отцы показывают нам грубость этого делания, сравнивая гласовое языком пение с пением язычников. Ибо надлежит, говорит св. Макарий Египетский (Гл. 6) по образу жизни нашей, ангельскому быть и пению нашему, а не плотскому, да не скажу языческому. Если же и дозволено нам петь голосом, то ради лености и неведения нашего – с тем, чтобы мы возводились к истинному молению. Какой же бывает плод такого внешнего моления, показал св. Симеон Новый Богослов , во втором образе внимания, говоря: «Второй же образ внимания и молитвы таков: когда кто собирает ум свой в себе, отвлекая его от всего чувственного, и хранит чувства свои, и собирает все помыслы свои, чтоб не скитались в суетных вещах мира сего, и то исследует помыслы свои, то внимает словам произносимой им молитвы, в иной час собирает в себе все помыслы свои, плененные диаволом и превращенные в лукавые и суетные, в иной же час снова со многим трудом и усилием приходит в самого себя, быв охвачен и побежден какою-либо страстию.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Poljan...

Писания Старца схимонаха Василия, спостника и друга блаженного отца Паисия Сии три предисловия на книги: св. Григория Синаита , блаженного Исихия Иерусалимского и Блаж. Филофея Синайского, такожде надсловие на книгу преп. Нила Сорского и пристижение написал блаженный памяти старец схимонах Василий в своем скиту, именуемом Поляномерульскпм, в Молдовлахийском княжени. Сей Богоносный старец был наставник, спостник и друг блаженного отца Паисия, настоятеля Нямецкого Вознесенского Монастыря. Преставился в апреле 1767 года. Предисловие или предпутие хотящими чести книгу иже во Святых Отца нашего Григория Синаита, и не погрешати разума в ней лежащаго Мнози убо чтущие сию святую книжицу святого Григория Синаита , и не ведуще искуса умному деланию, погрешают правого разума, мняще, яко единых бесстрастных и святых мужей сие бе дело. И отсюду деряжащеся, по внешнему обычаю, единого псалмопения, тропарей же и канонов, препочивают на едином внешнем своем молении: и не разумеют сего, яко таковое песненное моление за немощь и младенчество ума нашего предаша нам Отцы на время, яко да помалу обучающеся, восходим на степень умного делания, а не до кончины на том пребудем. Что бо есть (Григор. Син. Гл. 19.) Младенчественнейше паче сего, егда внешнее наше моление устнами прочетше, радостным мнением повлачаемся, мняще, аки велико нечто творим, единым количеством тешащеся, и сим питающе внутренняго Фаисеа? От таковыя убо немощи младенческия отводяще нас Святии Отцы, аки младенцев от сосец млекопитательных, показуют нам грубость делательства сего, сравнивающе гласное языком пение язычником. Подобает бо рече сей Святый Григорий Синаит , гл. V, Ангельску быти и пению нашему по жительству, а не плотско, да не реку языческо. Еже бо гласным воплем пети, ради лености и невежества нашего дано бысть, за еже привозводитися ко истинным. Каковый же есть плод от такового внешняго моления, показа Святый Симеон, новый Богослов, во втором образе внимания глаголя: вторый же образ внимания и молитвы есть сей: егда кто собирает ум свой в себе, отвлекая его всего чувственного, и хранит чувства свои, и собирает вся помыслы своя, да не скитаются в суетных вещех сего мира, и овогда истязует помыслы своя, овогда внимает словесем молитвы, юже глаголет: и во ин час собирает в себе вся помыслы своя плененныя от диавола, и превращенныя в лукавая и суетная: и во ин час паки с трудом многим и нуждею приходит в самого себя, быв обладан и побежден каковою либо страстию.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Схимонах Василий Поляномерульский Предисловия Предисловие, или предпутие, желающим читать книгу святого отца нашего Григория Синаита и не погрешать против ее смысла 391 Многие, читая эту святую книгу святого Григория Синаита и не зная опытно умного делания, погрешают против здравого разума, думая, что умное делание принадлежит одним бесстрастным и святым мужам. По этой причине, держась, по внешнему обычаю, одного псалмопения, тропарей и канонов, препочивают в этом одном внешнем молении. Они не понимают того, что такое песненное моление предано нам отцами на время, по немощи и младенчеству ума нашего, чтобы мы, обучаясь мало-помалу, восходили на степень умного делания, а не до кончины нашей пребывали в песненном молении. Ибо что младенчественнее того ( Григорий Синаит , гл. 19), когда мы, прочитав устами внешнее наше моление, увлекаемся радостным мнением, думая о себе, что творим нечто великое, потешая себя одним количеством и этим питая внутреннего фарисея. Отводя нас от такой, подлинно младенческой немощи, как младенцев от сосцов млекопитательных, святые отцы показывают нам грубость этого делания, сравнивая гласовое языком пение с пением язычников. Ибо надлежит, говорит святой Макарий Египетский (гл. 6), по образу жизни нашей ангельскому быть и пению нашему, а не плотскому, да не скажу языческому. Если же и дозволено нам петь голосом, то ради лености и неведения нашего – с тем, чтобы мы возводились к истинному молению. Какой же бывает плод такого внешнего моления, показал святой Симеон Новый Богослов во втором образе внимания, говоря: «Второй же образ внимания и молитвы таков: когда кто собирает ум свой в себе, отвлекая его от всего чувственного, и хранит чувства свои, и собирает все помыслы свои, чтоб не скитались в суетных вещах мира сего, и то исследует помыслы свои, то внимает словам произносимой им молитвы, в иной час собирает в себе все помыслы свои, плененные диаволом и превращенные в лукавые и суетные, в иной же час снова со многим трудом и усилием приходит в самого себя, быв охвачен и побежден какою-либо страстью.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ СИНАИТ [Γεργιος Σινατης] († 544/5), прп. (пам. в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 11 марта). Сведения о святом содержатся в «Луге духовном» Иоанна Мосха, где приводится рассказ игум. Дамианы о великом подвижнике игум. Г. С., жившем на горе Синай. Однажды в Великую субботу старец Г. С. захотел причаститься в храме Воскресения Христова в Иерусалиме и постоянно об этом думал. Но т. к. у него не было возможности добраться до Св. земли, Г. С. попросил ученика отвести его в храм на Синае, где он и причастился. Когда в храме Воскресения в Иерусалиме совершалось таинство Евхаристии, патриарх Иерусалимский Петр (524-544) увидел подходящего к причастию с др. пресвитерами старца Г. С. и причастил его. После этого Петр стал расспрашивать, когда в Иерусалим прибыл Г. С., но оказалось, что впервые увидели его только на службе. Тогда Петр попросил задержать старца, чтобы разделить с ним трапезу, но по окончании службы Г. С. нигде не нашли. Опечаленный тем, что старец его ослушался, Петр отправил ему послание, приглашая вновь посетить Иерусалим. Г. С. в ответном письме сообщил, что через 6 месяцев они встретятся перед лицом Господа. В то же время надежные свидетели уверили Петра, что Г. С. уже много лет не покидал своей обители и не ходил в Палестину. Предсказание Г. С. сбылось, и через полгода и он, и патриарх скончались. Ист.: Иоанн Мосх. Луг духовный. Гл. 127; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 70-72. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 71; Aubert R. Georges (3)//DHGE. T. 20. Col. 580; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 92-93. Рубрики: Ключевые слова: АНАСТАСИЙ СИНАИТ ( нач. VII в.- после 701), игум. мон-ря вмц. Екатерины на Синае, богослов и церк. деятель, прп. (пам. 20 апр. и в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 21 апр.) ГРИГОРИЙ СИНАИТ (1275-1346 (?)), прп. (пам. 8 авг., греч. 6 апр.), один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в., духовно-аскетический писатель ЗИНОН (IV-V вв.), прп. (пам. в субботу сырную, в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 19 июня) АЛОНИЙ (IV-V вв.), египетский подвижник (пам. 4 июня и в Соборе всех преподобных отцов, в подвиге просиявших)

http://pravenc.ru/text/164435.html

М., 1996 (2 а.л.). «Мысли» (гл.1-3) Евагрия Понтийского: тип богословского мышления//Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского Института. Материалы 1992-1996. М.,1996. (0,6 а.л.). Предисловие//Творения св.Григория Чудотворца и св. Мефодия епископа и мученика. М.,1996 (0,5 а.л.). Преосвященный Иларион (Троицкий) как богослов и церковный ученый//Архиепископ Иларион (Троицкий). Очерки из истории догмата о Церкви. М., 1997 (1,6 а.л.). Св.Аммон: личность и творения//Богословские труды, сб.33, 1997 (4,5 а.л.). Преподобный Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию LVI-LVIII. Перевод и комментарии//Альфа и Омега, 3 (14), 1997 (2 а.л.). Преподобный Максим Исповедник и его эпоха в изображении Х.Урса фон Бальтазара//Там же (0,5 а.л.). Неофита Монаха и Затворника Десять Слов о заповедях Христовых. Вступительная статья, перевод и комментарии//Альфа и Омега, 1 (15), 1998 (2 а.л.). Библейско-критический труд Оригена: «Гекзаплы»//Альфа и Омега, 2 (16), 1998 (0,5 а.л.). Начало Александрийской школы: Пантен. Климент Александрийский//Ученые записки Российского Православного Университета ап. Иоанна Богослова. Вып. 3, 1998 (6,5 а.л.). Сагарда А.И. - Сидоров А.И. Антиохийская богословская школа и ее представители//Там же (3 а.л.). Святитель Феолипт Филадельфийский: его эпоха и его учение о Церкви//Альфа и Омега, 3 (17), 1998 (2 а.л.) . Проблемы творчества преподобного Исаака Сирина. По поводу книги иеромонаха (Алфеева) «Мир Исаака Сирина»//Православное Книжное Обозрение. Специальное приложение (1 а.л.) . Преподобный Анастасий Синаит. Три Слова об устроении человека по образу и по подобию Божиему. Слово первое. Перевод и комментарии//Альфа и Омега, 4 (18), 1998 (2,5 а.л.). Преподобный Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию. Вопрос LIX//Альфа и Омега, 1 (19), 1999 (1,6 а.л.). Преподобный Анастасий Синаит. Три Слова об устроении человека по образу и по подобию Божиему. Слово второе//Там же (1,2 а.л.). Профессор Николай Никанорович Глубоковский (1863-1937)//Предисловие к кн.: Глубоковский Н.

http://drevo-info.ru/articles/21023.html

В Символе веры читаем: «Верую в единого Бога... Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.» Мир невидимый, ангельский, сотворен Богом, сотворен раньше в мире видимого. «При общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости, " - сказал Господь Иову ( Иов. 38:7 ). Апостол Павел пишет: «...ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли...» ( Кол. 1:16 ). Некоторые Отцы Церкви в первых словах книги Бытия: «В начале сотворил Бог небо и землю,» – разумеют под небом не физическое небо, образованное впоследствии, а небо невидимое, или жилище горних сил. Многие учители Церкви высказывают мысль, что Бог создал ангелов далеко прежде видимого мира (Амвросии, Иероним, Григорий Великий , Анастасий Синаит ) и что при создании последнего они уже предстояли пред ликом Творца и служили Ему. Св. Григории Богослов размышляет об этом так: «Так как для благости Божией не довольно было заниматься только созерцанием Себя Самой, а надлежало, чтобы благо разливалось все далее и далее, так чтобы число облагодетельствованных было как можно больше (потому что это свойственно высочайшей благости), – то Бог измышляет прежде всего ангельские небесные силы: и мысль стала делом, которое исполнено Словом и совершенно Духом... Поскольку же первые твари были Ему благоугодны, то измышляет другой мир, вещественный и видимый, или стройный состав неба и земли и того, что есть между ними» Мысли св. Григория Богослова следует и св. Иоанн Дамаскин (Точное Исповед. Правосл. Веры, кн. 2, гл.3). Природа ангелов По своей природе ангелы суть деятельные духи, имеющие разум, волю, знание. Они служат Богу, исполняют Его промыслительную волю и прославляют Его. Они – духи бесплотные, и поскольку принадлежат к миру невидимому, не поддаются лицезрению нашими телесными очами. «Когда ангелы, наставляет преп. Иоанн Дамаскин , по воле Божьей являются достойным людям, то являются не такими, каковы сами в себе, а в таком преображенном виде, в каком плотские могут видеть их.» В повествовании книги Товита ангел, сопровождающий Товита и его сына, сказал им о себе: «все дни я был видим вами, но я не ел и не пил, а только взорам вашим представлялось это» ( Товит. 12:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Егда же далече все то отступит от него, тогда вселися Бог в него». 19. О многословии Особенно должно хранить себя от обращения с женским полом: ибо как восковая свеча, хотя и не зажженная, но поставленная между зажженными, расстаевает, так и сердце инока от собеседования с женским полом, неприметно расслабевает, – о чем и св. Исидор Пелусиот говорит так: «аще, (глаголющему Писанию), злыя беседы тлят обычаи благи, то беседа с женами, аще и добра будет обаче сильна есть растлити внутренняго человека тайно помыслы скверными, и чисту сущу телу, пребудет душа осквернена: что бо твердее есть камене; что же воды мягчае, обаче всегдашнее прилежание и естество побеждает: аще убо естество едва движимое, подвизается, и от тоя вещи юже имать ни во что же, страждет и умаляется; то како воля человеческая, яже есть удобо колеблема, от обыкновения долгаго не будет побеждена и превращена? (Исид. Пелу. пис. 284 и Чет. Мин. в жизни его Февраля 4 дня)». А потому для сохранения внутреннего человека надобно удерживать язык от многоглаголания: муж бо мудр безмолвие водит ( Притч.11:12 ), и иже хранит своя уста, соблюдет свою душу ( Притч.13:3 ); и помнить слова Иова: завет положих очима моима, да не помышлю на девицу ( Иов.31:1 ), и слова Господа Иисуса Христа: всяк иже воззрит на жену, во еже вожделети ся, уже любодеиствова с нею в сердце своем ( Мф.5:28 ). 20. О распознавании действий сердечных Сердце христианское, приняв что-либо Божественное, не требует стороннего убеждения в том, что сие от Господа; но самым тем действием убеждается, что восприятие его есть небесное, ибо ощущает, в себе плоды духовные: Любы, радость, мир, долготерпение, кротость, воздержание ( Гал.5:22 ). По разнообразным действиям сердечным человек может познать, что есть божественное, что есть диавольское, как о сем пишет св. Григорий Синаит : «от действа убо возможешь познать возсиявший свет в душе твоей, Божий ли есть, или сатанин» (Доброт. ч. I гл. 96 на обор.). Авва Дорофей о себе сказывает: «никогда же что без совета старческого творих. И есть, егда глаголаше ми помысл: не тожде ли имать тебе рещи старец? Что хощеши стужати ему! и глаголах помыслу: анафема ти и разсуждению твоему, и разуму твоему, и сведению твоему, яко еже веси, от бесов веси. Попещитеся убо и вы, братие, вопрошати, а не уповати на ся». 21. О болезнях

http://azbyka.ru/otechnik/Evstratij_Golo...

Егда же далече все то отступит от него, тогда вселится Бог в него. 19. О многословии. Особенно должно хранить себя от обращения с женским полом: ибо как восковая свеча, хотя и не зажженная, но поставленная между зажженными, разстаевает, так и сердце инока от собеседования с женским полом неприметно расслабевает, – о чем и св. Исидор Пелусиот говорит так: «аще, (глаголющему Писанию), злыя беседы тлят обычаи благи, то беседа с женами, аще и добра будет, обаче сильна есть растлити внутреннего человека тайно помыслы скверными, и чисту сущу телу, пребудет душа осквернена: что бо твердее есть камене; что же воды мягчае, обаче всегдашнее прилежание и естество побеждает: аще убо естество едва движимое, подвизается, и от тоя вещи юже имать ни во что же, страдает и умаляется:, то како воля человеческая, яже есть удобо колеблема, от обыкновения долгого не будет побеждена и превращена? (Исид. Пелу. пис. 284 и Чет. Мин. в жизни его февраля 4 дня)». А потому для сохранения внутреннего человека надобно удерживать язык от многоглаголания: муж бо мудр безмолвие водит ( Прит. 11:12 ), и иже хранит своя уста, соблюдет свою душу ( – 13:3): и помнить слова Иова: завет положил очима моима, да не помышлю на девицу ( – 31:1), и слова Господа Иисуса Христа: всяк иже воззрит на жену, ко еще вожделети ея, уже любодействова с нею в сердце своем (Мат. 5:28). 20. О распознавании действий сердечных. Сердце христианское, приняв что-либо Божественное, не требует стороннего убеждения в том, что сие от Господа; но самым тем действием убеждается, что восприятие его есть небесное, ибо ощущает в себе плоды духовные: Любы, радость, мир, долготерпение, кротость, воздержание ( Гал. 5:22 ). По разнообразным действиям сердечным человек может познать, что есть божественное, что есть диавольское, как о сем пишет св. Григорий Синаит : «от действа убо возможешь познать возсиявший свет в душе твоей, Божий ли есть, или сатанин». (Доброт. ч. I гл. 96 на обор.). Авва Дорофей о себе сказывает: «никогда же что без совета старческого творих. И есть, егда глаголаше ми помысл: не тожде ли имать тебе рещи старец? Что хощеши стужати ему! и глаголах помыслу: анафема ти и рассуждению твоему, и разуму твоему, и сведению твоему, яко еже веси, от бесов веси. Попещитеся убо и вы, братие, вопрошати, а не уповати на ся».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/starch...

И хотя у Экхарта можно найти рассуждения о сидячей молитвенной позе (проп.90), роли сердца в физической и духовной жизни человека (проп.14, 71, 81, 82, 99), об опрощении, внутреннем единении, хранения ума и отсечения помыслов (проп.5а, 19, 33, 34, 69, 72, 81, 86; Pf. I, II), его идеи не обобщены в цельное аскетическое учение. Однако само их наличие недвусмысленно свидетельствует о восточных симпатиях рейнского Мастера. В культуре восточного христианства его интересовала не только линия Дионисия и его греческих толкователей, но и традиция практической аскезы. Недаром в проп. CIX, CX (Pf.) он упоминает имена и приводит примеры из житий Антония, Макария, Арсения, Нестора, цитирует слова св. Исаака о молитве и плаче (используя сведения, почерпнутые из «Жизни пустынных отцов» Руфина, из «Жизнеописания отцов» и сочинения «О знаменитых мужах» Иеронима). Осуществляя духовное окормление женских общин и монастырей, Майстер Экхарт во многом опирался на ту древнюю аскетическую традицию, к которой тоже, хотя и в несколько расширенном значении, приложимо название «исихазм» (термин «¹συχ…α» возник в IV b.) и которую на рубеже XIII–XIV bb. методически развили Никифор Уединенник, Псевдо-Симеон, Григорий Синаит и Каллист Ангеликуд. С их сочинениями немецкий мистик уже не был знаком. Не знал он и «молитвы Иисусовой» и вообще глубоко сомневался в целесообразности и возможности непрестанного молитвенного делания. По этому вопросу его мнение («Речи наставления», гл.6; лат. проп. XXIV) весьма напоминало мнение Варлаама, в интерпретации Паламы («Триады» II, ч.1, п.30). Выстраивая свою метафизику имени, рейнский Мастер исходил из некоторых положений аристотелевской философии. Последняя могла предложить для создания этой метафизики несколько мыслительных ходов. Первый состоял в том, чтобы «буквы» ( читай звуки, Аристотель не отличал те от других) считать «материальной, а значение слова — «формальной причиной» . Но доминиканский схоласт предпочел другое аристотелевское построение: «Так как все изменяющееся изменяется из чего-нибудь во что-нибудь, то изменяющееся, когда оно впервые испытало изменение, должно быть уже в том, во что изменилось.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=116...

Но, по слову преп. Нила Сорского , милость новоначальным состоит в претерпевании скорби, обиды и укорения от братии (т. е. от всякого ближнего). «И сии есть душевная милостыня, и толико есть выше телесной, елико душа выше еси тела». О смирении, любви и милости преп. Каллист и Игнатий, в той же 73-й гл. говорят так: «сию треплетенную вервь, иже Святая Троица истка и сплете, зрим и три сущо и едино: три убо имены, едино же силою и действом». Еще скажу вам, касательно желаний мнимо-благих. Вам кажется, что хладные и мрачные и злые бесы не могут подвигнуть в человеке желания мнимо-благого и крайне сильного, но в учении св. отцов видно противное вашему мнению. Св. Исаак Сирин говорит в 33 слове: «не всякое желание, доброе от Бога, впадает в сердце (человека), но только пользующее его (т. е. сообразное с обстоятельствами его внешними и внутренними, и потому возможное к исполнению, хотя и не без труда); впадает бо и от диавола подобное сему некое желание», продолжает тот же святый, «но не пользующее человека». Потому что диавол, если по-видимому и благое что влагает человеку, то всегда несообразное с его обстоятельствами, или прежде времени, и выше меры его, чтобы человек, не находя возможности исполнить это желание, безрассудно томился и смущался, что составляет существенный вред душевный, a иногда, чрез мнимо-благое желание диавол устрояет сеть глубокой прелести». Преп. Григорий Синаит в Добротолюбии, в главе 7-й, такое желание прямо называют сатаниным, a преп. Иоанн Лествичник в 26 степени называет оное презоривым. Потому что человек, по самомнению и самочинию, увлекшись таким жсланием, часто презирает основательные и полезные советы опытных, которые всегда стараются утвердить новоначальных на прочной стезе спасения, остерегая их от опасных крайностей; ибо, по свидетельству св. отцов, и безмерие и оскудение, т. е. и безвременное стремление к высокому пути и совершенное нерадение о благочестивой жизни, происходят от диавольского подущения. После всего, сказанного мною, грешным, в ответ на ваше письмо, нахожу нужным еще прибавить, что нам, по слову св. Исаака Сирина , всегда необходимо покаяние, в котором имеют нужду до самой смерти и грешные и праведные, ибо совершенства на земле нет. Главные же признаки искреннего покаяния суть: неосуждение других и обуздание гнева. Св. Иоанн Лествичник говорит, в 8-й степени, что покаяние требует многого смирения, гнев же есть признак великой гордости. А кто осуждает других, того Господь называет во Евангелии лицемером, нечующим бревна своих грехов и недостатков, и блазнящимся сучком ближнего. И покаяние и исполнение заповедей Божиих, начинаются с терпения находящих скорбей, как говорит преп. Петр Дамаскин , и Сам Господь глаголет в Евангелии: в терпении вашем стяжите души ваша ( Лук. 21:19 ). Терпения же сего нельзя приобрести без смирения и самоукорения, то есть, во всяком случае обвинения себя, a не других.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010